Н. и

Лекция №34. Крупнейшие социологи России.

План:

1.Кареев Н.И.

2.М.М.Ковалевский

3.Представители ортодоксального марксизма.

1.Кареев н.И.

Н.И. Кареев - выдающийся русский ученый историк и социолог, крупнейший представитель классического позитивизма в социологии, один из основателей отечественной социологии, настойчивый и убежденный последователь и популяризатор учения Конта и других западных философов и социологов.

Николай Иванович Кареев родился 24 ноября 1850 г. (6 декабря по новому стилю) в Москве. В 1873 окончил Московский университет где под руководством В.И.Герье занимался историей Великой французской революции). В юности испытал влияние идей Л.Фейербаха, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова и особенно Д.И.Писарева, а в дальнейшем субъективистов П.Л.Лаврова и Н.К.Михайловского. Вместе с тем, Кареев разработал свой собственный взгляд на субъективный фактор: он отождествлял его с личностью, рассматриваемой в качестве элемента общества.

В 1879-84 гг. Кареев был профессором Варшавского, а затем Петербургского университетов. С 1910 г. - член-корреспондент Российской академии, с 1929 почётный член АН СССР. В 1870-х гг. Кареев написал свой лучший труд»Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти XVIII» (1879); в 1881 году вышел его «Очерк истории французских крестьян с древнейшего времени до 1789 года»;. Кареев закрепил за русской наукой приоритет в области конкретного изучения крестьянского вопроса накануне и в период Великой Французской революции.

Политические взгляды Кареева можно охарактеризовать как умеренный либерализм, но несмотря на всю умеренность своего либерализма, Кареев в 1899 году был уволен в связи со студенческими волнениями из Петербургского университета, куда вернулся лишь в 1906 году. Во время Революции 190507 гг. вошёл в ряды кадетской партии и был избран членом 1-й Государственной Думы. В курсе Кареева «История Западной Европы в новое время» (т. 17, 1892-1917) отводилось существенное место социально-экономическим процессам. В 1911-15 гг. Кареев приступил к разработке истории парижских революционных секций. В 1924-25 гг. опубликовал 3-томную работу «Историки Французской революции»; первый сводный обзор историографии Великой французской революции не только в русской, но и в зарубежной литературе.

Помимо основательных чисто исторических работ, оказавших серьезное влияние на многих отечественных и зарубежных историков, Кареев плодотворно занимался разнообразными методологическими проблемами социологии. Так, он рано и независимо от немецких неокантианцев поставил вопрос об особенностях обобщения в естественных и гуманитарных науках, о типологическом анализе и др. Внимательно следя за историей становления мировой и русской социологии, он быстро откликался на очередные новинки в этой области то статьей, то рецензией. Часто завязывалась полемика. Статьи объединялись в сборники и многократно переиздавались.

Кареев пришел в науку в то время, когда шли усиленные поиски аргументов в пользу самостоятельности социологии. Он активно включился в эту работу и наряду с разработкой конкретных тем в области социологии и истории создал ряд оригинальных исследовании по общим вопросам теории и методологии социологического знания.

Кареев принадлежал к субъективной школе, стремясь систематизировать многие ее уроки, защитить от критики со стороны марксистов, неокантианцев, религиозной социальной метафизики. Среди конкретных социологических проблем особое внимание уделял междисциплинарным отношениям социологии (особенно с психологией), роли личности в истории, прогрессу и др. Наиболее значителен его вклад в разработку истории социологической науки, он является основателем и зачинателем известной «русской традиции»; историко-критического обозрения социологических школ и направлений, в которую входили влиятельные социологи - М.Ковалевский, В.Хвостов, П.Сорокин, П.Тимашев и др. Кареев - один из первых удачных библиографов социологии и составитель ранних учебных программ по этой дисциплине. Идейное наследие Н. Кареева многопланово и обширно и философско-исторические и социологические работы в нем занимают весомое место.

Кареев, в основном, оставался приверженцем позитивистских установок при изучении реальных факторов. Главную задачу для себя он видел в открытии законов развития человечества с помощью точных методов исследования. Общество как организованное целое - социальный прогресс, социальная организация, контроль и регуляция - все эти факторы, тесно связанные между собой, утверждал Кареев, и образуют основу закономерного, развития общества как сложной системы психических и практических взаимодействий личности.

Кареев дал определение социологии как абстрактной науки, занимающейся изучением природы и генезиса общества, его основных сил и их взаимоотношений, а таете происходящих в нем процессов, независимо от времени и места их возникновения.

Социология, - писал он, - есть общая абстрактная наука о природе и генезисе общества, об основных его элемента факторах и силах, об их взаимоотношениях, о характере процессов, в ней совершающихся, где бы и когда бы все это ни существовало и ни происходило;.

В работе «Общие основы социологии» Кареев развивает свое представление о социологии. Он пишет: «Социология берет общество интегрально, имея в виду, что государство, право и народное хозяйство, обособленно взятые для изолированного изучения, существует только в абстракте, что реально нет государства, в котором не было бы права и хозяйства, что нет хозяйства без государства и права и что нет, наконец, и последнего без первых двух».

Основной источник социологии Кареева позитивизм, особенно контизм. Вместе с тем Кареев выступал с критикой его теорий - не принял тезиса Конта, согласно которому вся история может быть представлена трехфазной схемой, выражающей законы движения наук в соответствии с формами миросозерцания; отрицательно относился к игнорированию Контом значения политической экономии для построения социологии. классификации наук, считая ее неполной. Огюст Конт, по мнению Кареева, в силу неразвитости психологического знания в тот период сделал скачок от биологии к социологии, минуя психологию. "Между биологией и социологией мы ставим психологию, но не индивидуальную, а коллективную", - писал Кареев. Коллективная психология способна, по его мнению, стать подлинной основой социологии, поскольку все общественные явления есть в конечном счете духовное взаимодействие между отдельными людьми.

Главные проблемы социологии, согласно Карееву, таковы: 1) социология как наука; 2) научный и этический элемент в ней; 3) отношения социологии с другими общественными науками, а также с биологией и психологией; 4) экономический аспект общества; 5) социальная структура; 6) прогресс как сущность исторического процесса и 7) роль личности в истории.

Кареев придавал большое значение развитию теоретической социологии. В соответствии с принципами позитивизма Кареев рассматривал социологию как чисто теоретическую дисциплину, стремящуюся исключительно к познанию объективных тенденций общественного развития и не допускающую в своих построениях каких-либо оценок, выходящих за пределы того, что доступно проверке.

Кареев не был согласен с Контом относительно задач социологии, которые основоположник социологии выразил следующим афоризмом: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы господствовать». Кареев писал: «Социология подобно всякой положительной науке о том, что есть, как оно есть, должна быть беспартийной и надклассовой... Чтобы сохранить свой научный характер. социология должна не только не решать вопрос о наилучшем устройстве общества, но даже не брать на себя предсказаний о том, каково будет дальнейшее развитие существующего общества, потому что и в этой области гаданий многое подсказывается чаяниями сердца. Поскольку социология есть наука о законах явлении, в ней нет места и для нравственной оценки, так как посложней могут подлежать только отдельные явления и поступки людей, разные между ними отношения и определенные социальные нормы».

Придавая большое значение теоретической форме знания и проблеме метода в научном исследовании, Кареев занимался обоснованием выполняемых теорий объяснительной (экспликативной) и предписывающей (нормативной) функций.

Н.И.Кареев, за несколько лет до западных социологов пришел к мысли о необходимости разделения всех общественных наук по характеру изучаемого объекта на науки о явлениях (феноменологические - история, философия истории) и о законах (номологические), к которым отнес и социологию. Становление социологии как самостоятельной науки об обществе ставило задачу определения ее места в кругу других наук, как естественных, так и гуманитарных, выработки своего особого метода, отличного от прочих, четкого определения проблематики и исследовательской программы. Особого внимания в этом отношении заслуживает вклад Н.И.Кареева, который наиболее полно разрабатывал в рассматриваемый период вопрос о методах социальных наук.

В основу классификации наук об обществе Кареев положил степень обобщения ими социальных явлений или уровень абстракции. В соответствии с этим он выделил три основные науки - историю и другие родственные ей науки: социологию и философию истории, - каждая из которых имеет свой предмет, метод и уровень обобщения информации.

Кареев сопоставляет две науки - историю и социологию, и приходит к выводу, что они неразрывно связаны между собой. История доставляет социологу необходимый фактический материал, помогая тем самым формировать полную картину движения человеческого бытия; социология вырабатывает способы понимания исторических событий и фактов.

Кареев считает, что в задачу истории входит выявление источников информации, их критическая проверка, описание индивидуальных и неповторимых явлений прошлого. История, следовательно, есть описательная наука, представляющая предварительную стадию изучения общества. «Задача истории, - пишет Кареев, - не в том, чтобы открывать какие-либо законы (на то есть социология) или давать практические наставления (это - дело политики), а в том, чтобы изучать конкретное прошлое без какого бы то ни было поползновения предсказать будущее, как бы изучение прошлого и ни помогало в иных случаях предвидению того, что может случиться и наступить». Отвергая идею рассмотрения истории как номологической науки (т.е. изучающий закон общества), Кареев видит ее цель, во-первых, в добывании фактов, во-вторых, установлении реальных взаимосвязей между ними и, в-третьих, в первичных их обобщениях.

Становясь на позиции крайнего субъективизма, Кареев объявлял, подобно Михайловскому, содержанием философии истории идеальный мир норм, мир должного, мир истинного и справедливого, с которым будет сравниваться действительная история. С тех же субъективно-идеалистических позиций с 1890-х гг. боролся против марксизма, называя его экономическим материализмом. Известен ряд критических работ Кареева, в которых он обосновывает свой взгляд на теорию марксизма как научно-несостоятельное направление в социологии.

Кареев много сделал в области изучения проблемы личности, глубокую разработку которой считал главным призванием социологии. Личность рассматривается им как субъект психических переживании, мыслей и чувств, желании и стремлении, составляющий исходный пункт социальных процессов.

Личность в теории Кареева - субъект истории, соединяющий в себе антропологические, психологические и социальные начала. Именно такое понимание личности составляет основу того субъективизма, на котором так настаивал ученый как на методе познания социальных явлений. Он утверждает, что субъективизм неизбежен в изучении общества, поскольку и отдельные события, и общественный процесс в целом оцениваются с точки зрения определенного идеала.

Общество в социологии Кареева выступает в абстрактной форме, вне его исторических, экономических и прочих особенностей. Общество, по Карееву, есть сложная система психических и практических взаимодействий личностей. Оно делится на две части: на культурные группы и социальную организацию. Культурные группы есть предмет индивидуальной психологии. Отличительными признаками культурных групп являются не природные свойства, а те привычки, обычаи, традиции, которые возникают в результате воспитания. Вторая сторона общества социальная организация результат коллективной психологии и изучается социологией. Социальная организация это совокупность экономической, юридической и политической сред. Основанием для такой схемы у Кареева выступает положение личности в обществе: ее место в самой социальной организации (политический строй); защищаемые государственной властью частные отношения к другим лицам (право); ее роль в экономической жизни (экономический строй). Для Кареева социальная организация показатель пределы личной свободы.

Главными достижениями всей научной мысли XIX в. Кареев, как и другие ученые, считал открытие двух основных методов познания общества - сравнительно исторического (позволяющего представить статистическую картину общества, его горизонтальный срез) и эволюционного (позволяющего представить общество в развитии, динамике, состоящей в смене ряда фаз или культурных типов, т.е. осуществить вертикальный срез).

Если сравнительно исторический метод занимается сходными историческими явлениями, выявлением реально существующих их типов, то задача эволюционного метода состоит в анализе процессов их развития, стадий или фаз этого процесса, а также выяснением причин их возникновения, оформления и смены.

Кареев, не отрицая роли экономического фактора в истории, первостепенную роль отводил фактору психическому, что позволило учесть сложный характер человеческих поступков, роль творческих и волевых импульсов. Человеческое поведение он рассматривает как единство социального и индивидуального; достижение общественного идеала реализуется исключительно через действия отдельных индивидов. Такая трактовка личности лежит в основании концепции индивидуализма субъективной школы. К позиции субъективной школы близки взгляды Кареева и на отношение субъективного и объективного, суть которых состоит в том, что безразличная к индивидуальному существованию среда перерабатывается личностью в ходе его практических действий и в соответствии с ее идеалом, в результате чего и создаются все человеческие формы бытия.

Особое место в историко-социологических трудах Кареева занимает анализ процесса проникновения идей позитивизма в русскую социологию и формирование здесь на их основе наиболее значительных тенденций. В истории русской социологии им были отмечены как наиболее влиятельные - субъективная школа и марксистская социология; противостояние этих течений он использовал в качестве определяющего признака при разработке периодизации истории отечественной социологии. В истории социологии России Кареев выделяет три крупных периода: конец 60-х - середина 90-х годов XIX в.; с середины 1890-х до 1917 г.; после 1917 г. Первый этап соответствует периоду зарождения субъективной школы. Второй характеризуется одновременным развитием марксистской и немарксистской социологий, сопровождаемый борьбой между ними. Третий отмечен установлением господства марксистской социологии и, как это представлялось Карееву, намечавшейся возможностью сближения экономизма и психологизма. Кареев высказал оригинальный подход к изучению культуры, в определение которой он включил всю совокупность результатов психологического взаимодействия между людьми. Содержание человеческой культуры в концепции Кареева представлено в виде двух крупных пластов.

Один из них объединяет такие продукты духовной деятельности как язык, религию, искусство, науку, философию; другой состоит из структур, обеспечивающих функционирование общества: государство. народное хозяйство, право.

В заключении необходимо отметить, что Н.И.Кареев великолепно знал историю социологии. Его труды явились одной из первых в России попыток осмысления общих закономерностей развития социологии, анализ ее успехов и неудач.

Кареев наряду с большой научно-исследовательской работой в течение всей своей жизни - преподавал историю и социологию, создал много работ, посвященных задачам преподавания истории и социологии, выступая в этой области как теоретик и методист. Он заботился о совершенствовании системы школьного и вузовского образования, ходатайствовал о создании кафедр социологии в российских университетах, занимался научным поиском в области методов обучения, изучал традиции, сложившиеся в российской системе образования. Преодолевая характерную для русского обществоведения того времени публичность, Кареев заботился об усилении профессионализма в подготовке квалифицированных социологов.

В конце XIX в. в русской социологии зарождается плю­ралистический подход к обществу, наиболее полное выра­жение нашедший в работах М.М. Ковалевского. Это было связано с тем, что географический детерминизм, биологи­ческое и психологическое направления не смогли объяснить существующие проблемы и не получили широкого распро­странения. Стало очевидным, что для решения сложных социологических проблем недостаточно учитывать какой-то один фактор или момент, появилась необходимость рас­сматривать сразу всю совокупность и взаимодействие социальных факторов и элементов.

Николай Иванович Кареев

Н.И. Кареев - выдающийся русский ученый – историк и социолог,

крупнейший представитель классического позитивизма в социологии, один

из основателей отечественной социологии, настойчивый и убежденный

последователь и популяризатор учения Конта и других западных философов

и социологов.

новому стилю) в Москве. В 1873 окончил Московский университет (где

под руководством В.И.Герье занимался историей Великой французской

революции). В юности испытал влияние идей Л.Фейербаха,

Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова и особенно Д.И.Писарева, а в

дальнейшем - субъективистов П.Л.Лаврова и Н.К.Михайловского. Вместе с

тем, Кареев разработал свой собственный взгляд на субъективный фактор:

он отождествлял его с личностью, рассматриваемой в качестве элемента

общества.

В 1879-84 гг. Кареев был профессором Варшавского, а затем

Петербургского университетов. С 1910 г. - член-корреспондент Российской

академии, с 1929 почётный член АН СССР. В 1870-х гг. Кареев написал

свой лучший труд «Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в

последней четверти XVIII века» (1879); в 1881 году вышел его «Очерк

истории французских крестьян с древнейшего времени до 1789 года».

Кареев закрепил за русской наукой приоритет в области конкретного

изучения крестьянского вопроса накануне и в период Великой Французской

революции.

Политические взгляды Кареева можно охарактеризовать как умеренный

либерализм, но несмотря на всю умеренность своего либерализма, Кареев в

1899 году был уволен в связи со студенческими волнениями из

Петербургского университета, куда вернулся лишь в 1906 году. Во время

Революции 1905-07 гг. вошёл в ряды кадетской партии и был избран членом

1-й Государственной Думы. В курсе Кареева «История Западной Европы в

новое время» (т. 1-7, 1892-1917) отводилось существенное место

социально-экономическим процессам. В 1911-15 гг. Кареев приступил к

разработке истории парижских революционных секций. В 1924-25 гг.

сводный обзор историографии Великой французской революции не только в

русской, но и в зарубежной литературе.

Помимо основательных чисто исторических работ, оказавших серьезное

влияние на многих отечественных и зарубежных историков, Кареев

плодотворно занимался разнообразными методологическими проблемами

социологии. Так, он рано и независимо от немецких неокантианцев

поставил вопрос об особенностях обобщения в естественных и гуманитарных

науках, о типологическом анализе и др. Внимательно следя за историей

становления мировой и русской социологии, он быстро откликался на

очередные новинки в этой области то статьей, то рецензией. Часто

завязывалась полемика. Статьи объединялись в сборники и многократно

переиздавались.

Кареев пришел в науку в то время, когда шли усиленные поиски

аргументов в пользу самостоятельности социологии. Он активно включился

в эту работу и наряду с разработкой конкретных тем в области социологии

и истории создал ряд оригинальных исследовании по общим вопросам теории

и методологии социологического знания.

Кареев принадлежал к субъективной школе, стремясь

систематизировать многие ее уроки, защитить от критики со стороны

марксистов, неокантианцев, религиозной социальной метафизики. Среди

конкретных социологических проблем особое внимание уделял

междисциплинарным отношениям социологии (особенно с психологией), роли

личности в истории, прогрессу и др. Наиболее значителен его вклад в

разработку истории социологической науки, он является основателем и

зачинателем известной "русской традиции" историко-критического

обозрения социологических школ и направлений, в которую входили

влиятельные социологи - М.Ковалевский, В.Хвостов, П.Сорокин, П.Тимашев

и др. Кареев - один из первых удачных библиографов социологии и

составитель ранних учебных программ по этой дисциплине. Идейное

наследие Н. Кареева многопланово и обширно и философско-исторические и

социологические работы в нем занимают весомое место.

Кареев, в основном, оставался приверженцем позитивистских

установок при изучении реальных факторов ("эмпирических событий").

Главную задачу для себя он видел в открытии законов развития

человечества с помощью точных методов исследования. Общество как

организованное целое - социальный прогресс, социальная организация,

контроль и регуляция - все эти факторы, тесно связанные между собой,

утверждал Кареев, и образуют основу закономерного, развития общества

как сложной системы психических и практических взаимодействий личности.

Кареев дал определение социологии как абстрактной науки,

занимающейся изучением природы и генезиса общества, его основных сил и

их взаимоотношений, а таете происходящих в нем процессов, независимо от

времени и места их возникновения.

"Социология, - писал он, - есть общая абстрактная наука о природе

и генезисе общества, об основных его элемента факторах и силах, об их

взаимоотношениях, о характере процессов, в ней совершающихся, где бы и

когда бы все это ни существовало и ни происходило".

В работе "Общие основы социологии" Кареев развивает свое

представление о социологии. Он пишет: "Социология берет общество

интегрально, имея в виду, что государство, право и народное хозяйство,

обособленно взятые для изолированного изучения, существует только в

абстракте, что реально нет государства, в котором не было бы права и

хозяйства, что нет хозяйства без государства и права и что нет,

наконец, и последнего без первых двух".

Основной источник социологии Кареева – позитивизм, особенно –

контизм. Вместе с тем Кареев выступал с критикой его теорий - не принял

тезиса Конта, согласно которому вся история может быть представлена

трехфазной схемой, выражающей законы движения наук в соответствии с

формами миросозерцания; отрицательно относился к игнорированию Контом

значения политической экономии для построения социологии. классификации

наук, считая ее неполной. Огюст Конт, по мнению Кареева, в силу

неразвитости психологического знания в тот период сделал скачок от

биологии к социологии, минуя психологию. «Между биологией и социологией

мы ставим психологию, но не индивидуальную, а коллективную», - писал

Кареев. Коллективная психология способна, по его мнению, стать

подлинной основой социологии, поскольку все общественные явления есть в

конечном счете духовное взаимодействие между отдельными людьми.

Главные проблемы социологии, согласно Карееву, таковы: 1)

социология как наука; 2) научный и этический элемент в ней; 3)

отношения социологии с другими общественными науками, а также с

биологией и психологией; 4) экономический аспект общества; 5)

социальная структура; 6) прогресс как сущность исторического процесса и

7) роль личности в истории.

Кареев придавал большое значение развитию теоретической

социологии. В соответствии с принципами позитивизма Кареев рассматривал

социологию как чисто теоретическую дисциплину, стремящуюся

исключительно к познанию объективных тенденций общественного развития и

не допускающую в своих построениях каких-либо оценок, выходящих за

пределы того, что доступно проверке.

Кареев не был согласен с Контом относительно задач социологии,

которые основоположник социологии выразил следующим афоризмом: "Знать,

чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы господствовать". Кареев писал:

""Социология подобно всякой положительной науке о том, что есть, как

оно есть, должна быть беспартийной и надклассовой... Чтобы сохранить

свой научный характер. социология должна не только не решать вопрос о

наилучшем устройстве общества, но даже не брать на себя предсказаний о

том, каково будет дальнейшее развитие существующего общества, потому

что и в этой области гаданий многое подсказывается чаяниями сердца.

Поскольку социология есть наука о законах явлении, в ней нет места и

для нравственной оценки, так как посложней могут подлежать только

отдельные явления и поступки людей, разные между ними отношения и

определенные социальные нормы".

Придавая большое значение теоретической форме знания и проблеме

метода в научном исследовании, Кареев занимался обоснованием

выполняемых теорий объяснительной (экспликативной) и предписывающей

(нормативной) функций.

Н.И.Кареев, за несколько лет до западных социологов пришел к мысли

о необходимости разделения всех общественных наук по характеру

изучаемого объекта на науки о явлениях (феноменологические - история,

философия истории) и о законах (номологические), к которым отнес и

социологию. Становление социологии как самостоятельной науки об

обществе ставило задачу определения ее места в кругу других наук, как

естественных, так и гуманитарных, выработки своего особого метода,

отличного от прочих, четкого определения проблематики и

исследовательской программы. Особого внимания в этом отношении

заслуживает вклад Н.И.Кареева, который наиболее полно разрабатывал в

рассматриваемый период вопрос о методах социальных наук.

В основу классификации наук об обществе Кареев положил степень

обобщения ими социальных явлений или уровень абстракции. В соответствии

с этим он выделил три основные науки - историю и другие родственные ей

науки: социологию и философию истории, - каждая из которых имеет свой

предмет, метод и уровень обобщения информации.

Кареев сопоставляет две науки - историю и социологию, и приходит к

выводу, что они неразрывно связаны между собой. История доставляет

социологу необходимый фактический материал, помогая тем самым

формировать полную картину движения человеческого бытия; социология

вырабатывает способы понимания исторических событий и фактов.

Кареев считает, что в задачу истории входит выявление источников

информации, их критическая проверка, описание индивидуальных и

неповторимых явлений прошлого. История, следовательно, есть

описательная наука, представляющая предварительную стадию изучения

общества. "Задача истории, - пишет Кареев, - не в том, чтобы открывать

какие-либо законы (на то есть социология) или давать практические

наставления (это - дело политики), а в том, чтобы изучать конкретное

прошлое без какого бы то ни было поползновения предсказать будущее, как

бы изучение прошлого и ни помогало в иных случаях предвидению того, что

может случиться и наступить". Отвергая идею рассмотрения истории как

номологической науки (т.е. изучающий закон общества), Кареев видит ее

цель, во-первых, в добывании фактов, во-вторых, установлении реальных

взаимосвязей между ними и, в-третьих, в первичных их обобщениях.

Становясь на позиции крайнего субъективизма, Кареев объявлял,

подобно Михайловскому, содержанием философии истории «идеальный мир

норм, мир должного, мир истинного и справедливого, с которым будет

сравниваться действительная история». С тех же субъективно-

идеалистических позиций с 1890-х гг. боролся против марксизма, называя

его «экономическим материализмом». Известен ряд критических работ

Кареева, в которых он обосновывает свой взгляд на теорию марксизма как

научно-несостоятельное направление в социологии.

Кареев много сделал в области изучения проблемы личности,

глубокую разработку которой считал главным призванием социологии.

Личность рассматривается им как субъект психических переживании, мыслен

и чувств, желании и стремлении, составляющий исходный пункт социальных

процессов.

Личность в теории Кареева - субъект истории, соединяющий в себе

антропологические, психологические и социальные начала. Именно такое

понимание личности составляет основу того субъективизма, на котором так

настаивал ученый как на методе познания социальных явлений. Он

утверждает, что субъективизм неизбежен в изучении общества, поскольку и

отдельные события, и общественный процесс в целом оцениваются с точки

зрения определенного идеала.

Общество в социологии Кареева выступает в абстрактной форме, вне

его исторических, экономических и прочих особенностей. Общество, по

Карееву, есть сложная система психических и практических взаимодействий

личностей. Оно делится на две части: на культурные группы и социальную

организацию. Культурные группы есть предмет индивидуальной психологии.

Отличительными признаками культурных групп являются не природные

свойства, а те привычки, обычаи, традиции, которые возникают в

результате воспитания. Вторая сторона общества – социальная организация

– результат коллективной психологии и изучается социологией. Социальная

организация – это совокупность экономической, юридической и

политической сред. Основанием для такой схемы у Кареева выступает

положение личности в обществе: ее место в самой социальной организации

(политический строй); защищаемые государственной властью частные

отношения к другим лицам (право); ее роль в экономической жизни

(экономический строй). Для Кареева социальная организация – показатель

пределы личной свободы.

Главными достижениями всей научной мысли XIX в. Кареев, как и

другие ученые, считал открытие двух основных методов познания общества

Сравнительно исторического (позволяющего представить статистическую

картину общества, его горизонтальный срез) и эволюционного

(позволяющего представить общество в развитии, динамике, состоящей в

смене ряда фаз или культурных типов, т.е. осуществить вертикальный

Если сравнительно исторический метод занимается сходными

историческими явлениями, выявлением реально существующих их типов, то

задача эволюционного метода состоит в анализе процессов их развития,

стадий или фаз этого процесса, а также выяснением причин их

возникновения, оформления и смены.

Кареев, не отрицая роли экономического фактора в истории,

первостепенную роль отводил фактору психическому, что позволило учесть

сложный характер человеческих поступков, роль творческих и волевых

импульсов. Человеческое поведение он рассматривает как единство

социального и индивидуального; достижение общественного идеала

реализуется исключительно через действия отдельных индивидов. Такая

трактовка личности лежит в основании концепции индивидуализма

субъективной школы. К позиции субъективной школы близки взгляды Кареева

и на отношение субъективного и объективного, суть которых состоит в

том, что безразличная к индивидуальному существованию среда

перерабатывается личностью в ходе его практических действий и в

соответствии с ее идеалом, в результате чего и создаются все

человеческие формы бытия.

Особое место в историко-социологических трудах Кареева занимает

анализ процесса проникновения идей позитивизма в русскую социологию и

формирование здесь на их основе наиболее значительных тенденций. В

истории русской социологии им были отмечены как наиболее влиятельные -

субъективная школа и марксистская социология; противостояние этих

течений он использовал в качестве определяющего признака при разработке

периодизации истории отечественной социологии. В истории социологии

России Кареев выделяет три крупных периода: конец 60-х - середина 90-х

годов XIX в.; с середины 1890-х до 1917 г.; после 1917 г. Первый этап

соответствует периоду зарождения субъективной школы. Второй

характеризуется одновременным развитием марксистской и немарксистской

социологий, сопровождаемый борьбой между ними. Третий отмечен

установлением господства марксистской социологии и, как это

представлялось Карееву, намечавшейся возможностью сближения

"экономизма" и "психологизма". Кареев высказал оригинальный подход к

изучению культуры, в определение которой он включил всю совокупность

результатов психологического взаимодействия между людьми. Содержание

человеческой культуры в концепции Кареева представлено в виде двух

крупных пластов.

Один из них объединяет такие продукты духовной деятельности как

язык, религию, искусство, науку, философию; другой состоит из структур,

обеспечивающих функционирование общества: государство. народное

хозяйство, право.

В заключении необходимо отметить, что Н.И.Кареев великолепно знал

историю социологии. Его труды явились одной из первых в России попыток

осмысления общих закономерностей развития социологии, анализ ее успехов

и неудач.

Кареев наряду с большой научно-исследовательской работой в течение

всей своей жизни - преподавал историю и социологию, создал много работ,

посвященных задачам преподавания истории и социологии, выступая в этой

области как теоретик и методист. Он заботился о совершенствовании

системы школьного и вузовского образования, ходатайствовал о создании

кафедр социологии в российских университетах, занимался научным поиском

в области методов обучения, изучал традиции. сложившиеся в российской

системе образования. Преодолевая характерную для русского

обществоведения того времени публичность, Кареев заботился об усилении

профессионализма в подготовке квалифицированных социологов.

Список литературы:

1. Гусейнова Ф.Д. «Социология. Учебное пособие.», ч. 2. М., 1997.

2. «Антология русской классической социологии» / под. ред.

Клементьева и Панковой. М., 1995.

4. Гофман А.Б. «Семь лекций по истории социологии» М., 1995.

5. Радугин А.А., Радугин А.К. «Социология: курс лекций» М., 1996.

КАРЕЕВ Николай Иванович , российский историк и социолог; член-корреспондент Петербургской Академии Наук (1910), почётный академик Академии Наук СССР (1929). Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1873), ученик В. И. Герье. Профессор Варшавского (1879-1884) и Санкт-Петербургского (с 1886) университетов, преподавал на Бестужевских курсах (с 1886). Один из организаторов и бессменный руководитель Исторического общества при Санкт-Петербургском университете. В 1899 году, после студенческих волнений, вместе с группой профессоров уволен за «политическую неблагонадёжность» из Санкт-Петербургского университета и с Бестужевских курсов, где возобновил преподавательскую деятельность лишь в 1906. Депутат 1-й Государственной думы (1906), член фракции кадетов.

Широкую известность в России и за рубежом принесли Карееву его исторические труды «Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти XVIII в.» (1879), «Очерк истории французских крестьян с древнейших времён до 1789 года» (1881). Среди многочисленных работ Кареева - фундаментальные исследования, посвящённые истории Французской революции 18 века, истории Польши, «История Западной Европы в Новое время» (тома 1-7, 1892-1917), популярные курсы по древней, средневековой и новой истории, использовавшиеся в России в качестве гимназических учебников, труды по методологии истории и др. Кареев был редактором исторического отдела Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Принимал активное участие в полемике различных направлений и школ общественной мысли 2-й половины 19 - начала 20 века, став крупнейшим историографом дореволюционной российской социологии.

Теоретические взгляды Кареева формировались под влиянием позитивизма О. Конта, «субъективной социологии» П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского, С. Н. Южакова. Согласно Карееву, социология как «общая абстрактная наука о природе и генезисе общества» является «номологической» (законоустанавливающей) наукой, тогда как история - наука «феноменологическая», исследующая конкретные комбинации событий прошлого. Социальные явления имеют психическую основу, возникают в результате духовного и эмоционально-волевого взаимодействия индивидов. В центре внимания Кареева - взаимоотношения личности как «источника» культурного творчества, инноваций, и социальной среды, ограничивающей и нормирующей человеческие действия. Общепозитивистская антиметафизическая установка методологии Кареева сочеталась с представлением о невозможности устранить из исследовательской практики социальных наук «субъективный элемент» (мировоззрение учёного, нравственные оценки и т.п.). Выступая в качестве критика марксистской теории общества и признавая её частичную правоту, Кареев отмечал ограниченность любых монистических объяснительных моделей социальной жизни, считая необоснованными их претензии на интеллектуальную исключительность. Оставшись в Советской России после 1917, Кареев вынашивал идею теоретического синтеза марксистского экономизма и психологизма «субъективной школы».

Соч.: Основные вопросы философии истории. М.; СПб., 1883-1890. Т. 1-3; Моим критикам. Варшава, 1884; Письма к учащейся молодежи о самообразовании. СПб., 1894; Историко-философские и социологические этюды. СПб., 1895; Старые и новые этюды об экономическом материализме. СПб., 1896; Введение в изучение социологии. СПб., 1897; Общий ход всемирной истории. Очерки главнейших исторических эпох. СПб., 1903. Заокский, 1993; Polonica. Сборник статей по польским делам (1881-1905). СПб., 1905; Общий курс истории XIX в. СПб., 1910; Теория исторического знания. СПб., 1913; Историология (Теория исторического процесса). П., 1915; Великая французская революция. П., 1918. М., 2003; Общие основы социологии. П., 1919; Историки французской революции. Л., 1924-1925. Т. 1-3; Две английские революции XVII в. П., 1924. М., 2002; Прожитое и пережитое. Л., 1990; Основы русской социологии. СПб., 1996.

Лит.: Золотарев В. П. Историческая концепция Н. И. Кареева: Содержание и эволюция. Л., 1988; Сафронов Б. Г. Н. И. Кареев о структуре исторического знания. М., 1995; Социология истории Н. Кареева. СПб., 2000; Н. И. Кареев: человек, ученый, общественный деятель. Сыктывкар, 2002.

, СССР

Научная сфера:

история, социология

Никола́й Ива́нович Каре́ев (6 декабря , Москва - 18 февраля , Ленинград) - русский историк. Родился в деревне Аносово Смоленской губернии. С 1910 член-корреспондент Петербургской академии наук, с 1917 г. член-корреспондент Российской Академии Наук, с 1929 почётный член АН СССР .

Учился в 5 московской гимназии и окончил курс по историко-филологическому факультету Моск. унив. в г. Оставленный при университете для приготовления к профессорскому званию, он состоял, вместе с тем, учителем истории в 3 моск. гимназии. Выдержав в г. магистерский экзамен, получил заграничную командировку, которою воспользовался для написания магистерской диссертации («Крестьяне и крестьянский вопрос в последней четверти ХVIII в.», M., ), защищенной им в г. В 1878-79 г он по приглашению ист.-фил. факультета Моск. унив. читал курс истории XIX в. в качестве стороннего преподавателя, а с осени по конец г. состоял экстраордин. проф. Варш. унив., откуда также получил заграничную командировку для приготовления доктор. диссертации («Основные вопросы философии истории», М., ; защищена в Московском университете в г.). Сочинение это вызвало большую полемику, по поводу которой Кареев издал (Варшава , ) книгу «Моим критикам».

В сентябре 1899 г. уволен без прошения по политическим причинам от должности профессора в Петербургском университете (возобновил преподавание в 1906 г.) и на Высших женских курсах , но продолжает преподавать Александровском лицее . С 1902 г. читает лекции на экономическом отделении Петербургского политехнического института. Вместе с Петербургским университетом Кареев покинул и Комитет общества нуждающимся студентам. Деятельное участие принимал в Союзе взаимопомощи русских писателей (1897-1901); в основавшемся в 1905 г. Союзе деятелей высшей школы состоит председателем «академической комиссии», разрабатывающей основные вопросы строя и быта высших учебных заведений. Продолжает быть председателем исторического общества и работать в комитете литературного фонда, равно как в отделе для содействия самообразованию, где с самого начала состоит фактическим председателем. С 1904 г. состоит гласным Петербургской городской думы.

В середине сентября 1918 г. был арестован вместе со всей семьей в Зайцеве (Смоленская губерния), находился под домашним арестом пять дней.

Дочь Н. И. Кареева, Елена Николаевна Верейская, была детской писательницей. Её муж, Георгий Семенович Верейский, был художником-графиком, действительным членом Академии художеств СССР.

Имя Н. И. Кареева носят Всероссийский конкурс им. Н. И. Кареева научных работ студентов, аспирантов и молодых учёных в области социологии (Российская социологическая ассоциация; социологический факультет МГУ) и Петербургские кареевские чтения по новистике (Третьи чтения состоялись в 1999 г.).

Научная деятельность

В бытность свою студентом Кареев сотрудничал в воронежских «Филолог . записках» и в «Знании», после чего не переставал писать во многих журналах. Первые большие работы свои Кареев посвятил истории французского крестьянства (упомянутая магистерская диссертация и «Очерк истории франц. крестьянства», ). Во время пребывания в Варшаве он занялся польской историей, результатом чего было появление нескольких книг и статей по этому предмету («Падение Польши в исторической литературе», ; «Очерк истории реформационного движения и католической реакции в Польше», ; «Исторический очерк польского сейма», ; «Польские реформы XVIII в. », ; «Causes de la chute de la Pologne», -, и др.); некоторые из этих сочинений появились в польских переводах. Третью категорию работ К. составляют «Основные вопросы философии истории» (2-е изд. ), третий том которых вышел под заглавием «Сущность исторического процесса и роль личности в истории» (), а также целый ряд историко-философских и социологических журнальных статей (часть их собрана в книге «Историко-философские и социологические этюды», ). Кареев одним из первых предпринял попытку осмысления исторического развития социологии в России, обращая внимания на закономерности этой отрасли социального знания, обусловленные не только общемировыми тенденциями, но и исключительно специфическими для России.

Автор курса «История Западной Европы в новое время» (т. 1-7, 1892-1917). В 1911-15 приступил к разработке истории парижских революционных секций. В 1924-25 опубликовал 3-томную работу «Историки французской революции» - первый сводный обзор историографии Великой французской революции не только в русской, но и в зарубежной литературе.

Являлся редактором исторического отдела ЭСБЕ .

Другие важные сочинения Н. И. Кареева:

  • «Философия культурной и социальной истории нового времени»,
  • «Монархии древнего Востока и греко-римского мира»
  • «Введение в изучение социологии»
  • «Старые и новые этюды об экономическом материализме»
  • «Политическая история Франции в XIX в.»
  • «Общий ход всемирной истории»
  • «Polonica» (сборник статей по польским делам).

Специально предназначенные для молодежи сочинения:

  • «Писем к учащейся молодежи о самообразовании» (1894)
  • «Беседы о выработке миросозерцания»
  • «Мысли об основах нравственности»
  • «Мысли о сущности общественной деятельности»
  • «Идеалы общего образования»
  • «Выбор факультета и прохождение университетского курса»

Труды Н. И. Кареева

  • Кареев Н. И. Философия культурной и социальной истории нового времени (1300-1800). Введение в историю XIX века. (Основные понятия, главнейшие обобщения и наиболее существенные итоги истории XIV-XVIII веков). - 2-е изд. - СПб.: Тип. Стасюлевича, 1902. - 205 с.
  • Кареев Н. И. Государство-город античного мира: Опыт ист. построения полит. и соц. эволюции антич. гражд. общин. - СПб.: Тип. Стасюлевича, 1903. - 348 с.
  • Кареев Н. И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. - 2-е изд., с добавл. - СПб.: Тип. Стасюлевича, 1914. - 574 с.
  • Кареев Н. И. Историки французской революции. - Л.: Колос, 1924.
  • Кареев Н. И. Основы русской социологии. - СПб.: Лимбах, 1996. - 368 с.
  • Кареев Н. И. Прожитое и пережитое. - Л.: ЛГУ, 1990. - 384 с.
  • Кареев Н. И. К вопросу о классификации образов правления в «Политике» Аристотеля // Рубеж (альманах социальных исследований). - 1996. - № 8-9. - С. 4-11.
  • Кареев Н. И. Основы русской социологии // Социологические исследования. - 1995. - № 8. - С. 122-129.
  • Кареев Н. И. Отношение историков к социологии // Рубеж (альманах социальных исследований). - 1992. - № 3. - С. 4-36.
  • Кареев Н. И. Суд над историей (Нечто о философии истории) / Вступительная статья и комментарии В. П. Золотарева // Рубеж (альманах социальных исследований). - 1991. - № 1. - С. 6-32.
  • Кареев Н. И. Очерк истории реформационного движения и католической реакции в Польше. М., 1886.
  • Кареев Н. И. Неизданные документы по истории парижских секций 1790-1795 гг. СПб, 1912.
  • Кареев Н. И. Историка (Теория исторического знания). - СПб., 1913.
  • Кареев Н. И. Неизданные протоколы Парижских секций 9 термидора II года. СПб, 1914.
  • Кареев Н. И. Общий ход всемирной истории: Очерки главнейших исторических эпох . - Пос. Заокский (Тул. обл.): Источник жизни, 1993.
  • Кареев Н. И. О Сен-Жюсте / Публикацию подготовила Ю. В. Дунаева // Исторические этюды о французской революции. Памяти В. М. Далина (к 95-летию со дня рождения) / Институт всеобщей истории РАН. М., 1998.
  • Кареев Н. И. Две английские революции XVII века. М.: Гос. публич. ист. б-ка России, 2002.

Литература о Н. И. Карееве

  • Гнатюк О. Л. Русская политическая мысль начала XX века: Н. И. Кареев, П. Б. Струве, И. А. Ильин. - СПб., 1994. - 125 с.
  • Погодин С. Н. «Русская школа» историков: Н. И. Кареев, И. В. Лучицкий, М. М. Ковалевский. - СПб., 1997. - 377 с.
  • Социология истории Николая Кареева: К 150-летию со дня рождения: Межвуз. сборник / Под ред. А. О. Бороноева, В. В. Козловского, И. Д. Осипова. - СПб.: Изд-во СПбУ, 2000. - 420 с - (Российская социология; Вып. 2).
  • Вебер Б. Г. Первое русское исследование французской буржуазной революции XVIII в. // Из истории социально-политических идей. М., 1955.
  • Фролова И. И. Значение исследований Н. И. Кареева для разработки истории французского крестьянства в эпоху феодализма // Средние века. - Вып. 7. 1955.
  • Золотарев В. П. Историческая концепция Н. И. Кареева: Содержание и эволюция. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.
  • Сафронов Б. Г. Н. И. Кареев о структуре исторического знания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.
  • Ростиславлев Д. А. Н. И. Кареев о якобинской диктатуре // Исторические этюды о французской революции. Памяти В. М. Далина (к 95-летию со дня рождения) / Институт всеобщей истории РАН. М., 1998.
  • Классики российской социологии (К 150-летию со дня рождения Н. И. Кареева) // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2000, том III. - Вып. 4.
  • Николай Иванович Кареев: человек, учёный, общественный деятель: Материалы Первой всероссийской научно-теоретической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Н. И. Кареева, Сыктывкар, 5-6 декабря 2000 г. / Отв. ред. Золотарев В. П. Сыктывкар: Сыктывкар. ун-т, 2002.
  • Халтурин Ю. Л. Антипозитивистская концепция исторического закона Н. И. Кареева
  • Халтурин Ю. Л. Структура исторического знания по Н. И. Карееву // София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии / Филос. фак. Урал. гос. ун-та; Ред. Б. В. Емельянов. - Екатеринбург: Б.и., 2003. - № 6.
  • Николай Иванович Кареев. Биобиблиографический указатель (1869-2007) / Сост. В.А. Филимонов. – Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2008. – 224 с. ISBN 978-5-98180-567-7

КАРЕЕВ, НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1850–1931), русский историк, философ, социолог. Родился 24 ноября (6 декабря) августа 1850 в семье мелкопоместного дворянина в Москве. Получил дворянское воспитание, окончил 1-ю Московскую губернскую гимназию. Одноклассниками по гимназии были В.С.Соловьев (сын знаменитого историка), Н.А.Писемский (сын писателя). По окончании гимназии в 1869 поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Учился у Ф.И.Буслаева , С.М.Соловьева , В.И.Герье . По рекомендации последнего по окончании университета был оставлен при кафедре всеобщей истории для приготовления к профессорскому званию. В 1876 сдал магистерские экзамены и уехал во Францию для сбора материала по теме диссертации. Магистерскую (т.е. кандидатскую) диссертацию Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти ХVIII в. успешно защитил в Московском университете в 1879. Работа представляла собой крупный вклад в изучение плохо исследованного вопроса, в том же году вышла отдельной книгой на русском языке, а затем была переведена на французский.

Став магистром, некоторое время преподавал в Московском университете историю Европы 19 в., затем уехал в Варшаву, где занял место экстраординарного профессора в местном университете. Был сторонником русско-польского сближения на основе равноправного партнерства, отрицавшего политику самодержавия. С этих позиций читал курс всеобщей истории, занялся изучением прошлого Польши. Опубликовал несколько работ на эту тему, в том числе Падение Польши в исторической литературе (1888), Исторический очерк польского сейма (1888), Польские реформы ХVIII в. (1890) и др. Свидетельством доверия к нему поляков стало избрание Кареева в 1902 членом-корреспондентом Краковской Академии наук.

Работая в Варшаве, подготовил и в 1884 защитил в Москве докторскую диссертацию Основные вопросы философии истории (опубликована в 3-х томах в 1883–1890), в которой с позиций модного в те времена позитивизма детально проанализировал взаимоотношения философии и исторического знания. По мнению Кареева, история – это наука преимущественно эмпирическая и описательная («кладовая фактов»), а философия истории – наука теоретическая и конкретно-историческая, исследующая закономерности общественных изменений. Важнейшими в историческом процессе являются экономический и социальный факторы. Вместе с тем большое значение для исторического прогресса имеют идеи, умственная жизнь общества, деятельность отдельных личностей.

В 1885 Кареев переехал в Петербург, работал сначала приват-доцентом, а затем профессором по курсу всеобщей истории в столичном университете. Одновременно преподавал на Высших женских курсах, в Александровском лицее, в Политехническом институте. На базе университетских курсов подготовил и опубликовал семитомный (в 9 книгах) труд История Западной Европы в новое время (1892–1917). Другим важным исследованием стала книга Сущность исторического процесса и роль личности в истории (1890). Большой популярностью пользовались гимназические учебники Кареева. Так, Учебная книга новой истории (1900) выдержала 15 изданий и была переведена на болгарский, сербский и польский языки, Учебная книга истории средних веков (1900) – 9 изданий, Учебная книга древней истории (1901) – 8 изданий.

Придерживаясь либеральных и демократических взглядов, Кареев выступал противником политики властей в отношении высшей школы. Вместе с некоторыми профессорами Петербургского университета подписал письмо министру народного просвещения, в котором протестовал против репрессий в отношении участников студенческих волнений 1899. За это был уволен из университета и с Высших женских курсов. Вернулся к преподаванию лишь во время Первой русской революции.

В годы революции участвовал в депутации ряда литературных и общественных деятелей Петербурга, обратившихся к властям с просьбой отказаться от применения силы против народной манифестации 9 января 1905. За участие в депутации был арестован и несколько дней провел в Петропавловской крепости. Вступил в конституционно-демократическую (кадетскую) партию. В 1905 был избран в Государственную думу от партии кадетов.

После октябрьской революции не эмигрировал. Но публиковать статьи и книги становилось все труднее. В условиях коммунистической перестройки высшего образования как «буржуазный» специалист был уволен из университета. Испытывал материальные лишения: голод, безденежье и, как результат, – болезни и слабость. Радостным событием для 79-летнего ученого стало его избрание в 1929 почетным членом Академии наук СССР и назначение высокой пенсии. Но в то же время большевики арестовали его сына Константина (дочь Елена вышла замуж за художника Г.С.Верейского и стала известной детской писательницей); в связи с так называемым академическим делом начались репрессии против близких друзей по научной и профессорской среде.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх