Евдокия Никулина. Прославленная лётчица из «ночных ведьм

46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный Краснознамённый Таманский ордена Суворова 3-й степени полк.
Единственный полностью женский полк (были еще два смешанных полка, остальные исключительно мужские), 4 эскадрильи, это 80 летчиц (23 получили Героя Советского Союза) и максимум 45 самолетов, совершали до 300 вылетов за ночь, сбрасывая каждая 200 кг авиабомб (60 тонн за ночь). Совершили 23 672 боевых вылета (это почти пять тысяч ТОНН бомб). Бомбили в основном передовые, так что заснув немец рисковал не проснуться. Точность боя потрясающая, полет бесшумен, на радарах не виден. Потому и первоначально презрительно называемые немцами "рашен фанер" У-2 (По-2) очень быстро превратился в дословном переводе в полк "ночных колдуний".

Сам У-2 создавался как учебно-тренировочный, был предельно прост и дешев и устарел уже к началу войны. Хотя производился до смерти Сталина и наклепали их 33 тысячи (один из самых массовых самолетов мира). Для боевых действий его срочно дооборудовали приборами, фарами, подвеской для бомб. Часто усиливали раму и... Но это длинная история и о полувековой жизни машины и её создателя Поликарпова. Именно в его честь после смерти от рака в 1944 году самолет переименован в По-2. Но вернёмся к нашим дамам.

Прежде всего развеем миф о потерях. Летали они настолько эффективно (у немцев практически никто не летал по ночам), что за всю войну в вылетах погибло 32 девушки. По-2 не давали покоя немцам. В любую погоду они появлялись над передовой и на малых высотах бомбили их. Девушкам приходилось делать по 8-9 вылетов за ночь. Но бывали такие ночи, когда получали задание: бомбить «по максимуму». Это означало, что вылетов должно быть столько, сколько возможно. И тогда их число доходило до 16-18 за одну ночь, как это было на Одере. Летчиц буквально вынимали из кабин и несли на руках, - стоять на ногах они не могли.
Вспоминает Щербинина Таня Мастер по вооружению

Бомбы-то тяжеленными были. С ними и мужчине справиться нелегко. Молоденькие фронтовички, тужась, плача и смеясь, крепили их к крылу самолета. Но прежде надо было еще сообразить, сколько понадобится ночью снарядов (как правило, брали 24 штуки), принять их, достать из ящика и расконтрить, протереть от смазки взрыватели, вкрутить их в адскую машину.

Техник кричит: "Девчонки! По живой силе!" Значит, надо осколочные бомбы навешивать, самые легкие, по 25 килограммов. А если летят бомбить, например, железную дорогу, то к крылу крепили 100- килограммовые бомбы. В этом случае работали вдвоем. Только до уровня плеч поднимут, напарница Ольга Ерохина что-нибудь скажет смешное, обе прыснут - и уронят адскую машину на землю. Плакать надо, а они хохочут! Снова берутся за тяжеленную "чушку": "Мам, помоги мне!"

Случались счастливые ночи, когда в отсутствие штурмана летчица приглашала: "Забирайся в кабину, полетим!" Усталость как рукой снимало. В воздухе разбирал дикий хохот. Может, это было компенсацией за слезы на земле?


Особенно тяжело было зимой. Бомбы, снаряды, пулеметы -металлические. Разве возможно, например, зарядить пулемет в рукавицах? Руки отмерзают, отнимаются. А ручки-то девичьи, маленькие, порой кожа оставалась на заиндевевшем металле.
Комиссар полка Е. Рачкевич, командиры эскадрилий Е.Никулина и С.Амосова, комиссары эскадрилий К.Карпунина и И.Дрягина, командир полка Е.Бершанская
Докучали переезды. Только ниши, блиндажи с накатами девчонки соорудят, замаскируют, укроют ветками самолеты, а к вечеру командир полка в рупор кричит: "Девочки, готовьте самолеты к передислокации". Полетали несколько дней, и снова переезд. Летом было полегче: в каком-нибудь леске делали шалаши, а то и просто спали на земле, завернувшись в брезент, а зимой приходилось кайлить промерзшую почву, освобождать от снега взлетную полосу.

Главное же неудобство - невозможность привести себя в порядок, отмыться, постирать. Праздником считались дни, когда в расположение части прибывала "вошебойка" - в ней прожаривали гимнастерки, белье, брюки. Чаще же стирали вещи в бензине.
Лётный состав полка

На взлёт! (Кадр из кинохроники)

Экипаж Н.Ульяненко и Е.Носаль получает боевое задание от командира полка Бершанской

Штурманы. Станица Ассиновская, 1942 год.

Экипаж Тани Макаровой и Веры Белик. Погибли в 1944 году в Польше.

Нина Худякова и Лиза Тимченко

Ольга Фетисова и Ирина Дрягина

Зимой

На полёты. Весенняя распутица. Кубань, 1943 год.
Полк летал с "аэродрома подскока" - максимально близко расположенного к линии фронта. На этот аэродром лётчицы добирались на грузовиках.

Лётчица Рая Аронова у своего самолёта

Вооруженцы вставляют взрыватели в бомбы
К самолёту подвешивались 4 бомбы по 50 или 2 по 100 кг. За сутки девушки подвешивали каждая по несколько тонн бомб, так как самолёты вылетали с интервалом в пять минут...
30 апреля 1943 года полк стал Гвардейским.

Вручение Гвардейского знамени полку. Два экипажа

У колодца

Все три кадра сняты в станице Ивановской неподалёку от Геленджика перед штурмом Новороссийска.

"Когда началось наступление на Новороссийск, то в помощь наземным войскам и десанту морской пехоты направлялась авиация, в том числе 8 экипажей из нашего полка.
...Маршрут проходил над морем, или над горами и ущельями. Каждый экипаж успевал за ночь сделать 6 -10 боевых вылетов. Аэродром находился близко от передовой, в зоне, достижимой для корабельной артиллерии противника.
Из книги И.Ракобольской, Н.Кравцовой "Нас называли ночными ведьмами"


Командир эскадрильи 47-го ШАП ВВС ЧФ М.Е.Ефимов и зам. командира полка С.Амосова обсуждают задачу поддержки десанта

Зам.командира полка С.Амосова ставит задачу экипажам, выделенным для поддержки
десанта в районе Новороссийска. Сентябрь 1943 г.

"Наступила последняя ночь перед штурмом Новороссийска, ночь с 15 на 16 сентября. Получив боевую задачу, летчики вырулили на старт.
...Всю ночь самолёты подавляли очаги сопротивления противника, и уже на рассвете поступил приказ: разбомбить штаб фашистских войск, расположенный в центре Новороссийска у городской площади, и экипажи полетели вновь. Штаб был уничтожен."
Из книги И.Ракобольской, Н.Кравцовой"Нас называли ночными ведьмами"
"За время штурма Новороссийска группа Амосовой совершила 233 боевых вылета. Командование наградило летчиц, штурманов,техников и вооруженцев орденами и медалями.

Из книги М.Чечневой "Небо остается нашим"


Новороссийск взят! Пляшут Катя Рябова и Нина Данилова.
Девушки не только бомбили, но и осуществляли поддержку десантников на Малой земле, снабжая их продовольствием и одеждой, почтой. В то же время немцы на Голубой линии яростно сопротивлялись, огонь был очень плотным. В одном из вылетов в небе на глазах подруг сгорели четыре экипажа...

"...В этот момент впереди зажглись прожекторы и сразу поймали самолёт, летевший перед нами. В перекрестье лучей По-2 был похож на серебристого мотылька, запутавшегося в паутине.
...И снова побежали голубые огоньки - прямо в перекрестье. Пламя охватило самолёт, и он стал падать, оставляя за собой извилистую полоску дыма.
Отвалилось горящее крыло, и вскоре По-2 упал на землю, взорвавшись...
...В эту ночь сгорели над целью четыре наших По-2. Восемь девушек..."
И.Ракобольская, Н.Кравцова "Нас называли ночными ведьмами"


"11 апреля 1944 года войска Отдельной Приморской армии, прорвав оборону противника в районе Керчи, рванулись на соединение с частями 4-го Украинского фронта. Ночью полк наносил массированные удары по отступавшим колоннам гитлеровцев. Мы произвели рекордное количество вылетов - 194 и сбросили на врага около 25 тысяч килограммов бомб.
На другой день получили приказ перебазироваться в Крым."
М.П.Чечнева "Небо остается нашим"


Панна Прокопьева и Женя Руднева

Женя училась на мехмате МГУ, занималась астрономией, была одной из самых способных студенток. Мечтала изучать звёзды...
Одна из малых планет в поясе астероидов носит название "Евгения Руднева".
После освобождения Крыма полк получает приказ перебазироваться в Белоруссию.

Белоруссия, местечко близ Гродно.
Т.Макарова, В.Белик, П.Гельман, Е.Рябова, Е.Никулина, Н.Попова


Польша. Полк построен для вручения наград.
Здесь я немного отступлю от истории, памятуя о любителях фотографии. Эта фотография - средняя часть снимка 9х12, обнаруженного мной в альбоме Бершанской. Я отсканировала его с разрешением 1200. Затем распечатала на двух листах 20х30. Потом на двух листах 30х45. А потом... - вы не поверите! Для музея полка было сделано фото длиной 2 метра! И все лица читались! Вот это была оптика!!!
Фрагмент дальнего конца фотографии

Возвращаюсь к рассказу.
Полк с боями двигался на запад. Полёты продолжались...

Польша. На полёты.

Зима 1944-45 года. Н.Меклин, Р.Аронова, Е.Рябова.
Кстати, если кто помнит фильм "В небе ночные ведьмы" - то поставила его Наталья Меклин (по мужу Кравцова). Она также написала несколько книг. Интересную книгу о поездке в 60-х по местам боёв написала и Раиса Аронова. Ну, а третья здесь - моя мама, Екатерина Рябова.

Германия, район Штеттина. Зам. командира полка Е.Никулина ставит задачу экипажам.
А экипажи уже а парадных платьях, сшитых на заказ. Фото, конечно постановочное. Но полёты-то были ещё настоящие...
Два фото из альбома командира полка Евдокии Бершанской.

Командиры получают боевое задание 20 апреля 1945 года.

Берлин взят!

Боевая работа закончена.

Полк готовится к перелёту в Москву для участия в Параде Победы.
К сожалению, перкалевые самолётики на парад не пустили... Но признали, что они достойны памятника из чистого золота!..

Евдокия Бершанская и Лариса Розанова

Марина Чечнева и Екатерина Рябова

Руфина Гашева и Наталья Меклин

Прощание со знаменем полка. Полк расформирован, знамя передаётся в музей.

Знаменитая и легендарная еще до войны создательница полка и родоначальница самой идеи использовать У-2 как ночной бомбардировщик. Марина Раскова, 1941 год

Маршал К.А.Вершинин вручает полку орден Красного Знамени за бои по освобождению Феодосии.

Памятник в Пересыпе
Те, кто не вернулись с войны - вспомним их:

Макарова Таня и Белик Вера сгорели в Польше 29 августа 1944 г.

Малахова Анна

Виноградова Маша

Тормосина Лилия

Комогорцева Надя, еще до боёв, Энгельс, 9 марта 1942 г.

Ольховская Люба

Тарасова Вера
Донбасс, сбиты в июне 1942 г.

Ефимова Тоня
умерла от болезни, декабрь 1942 г.

умерла от болезни весной 1943 г.

Макагон Полина

Свистунова Лида
разбились при посадке 1 апреля 1943 г., Пашковская

Пашкова Юля
умерла 4 апреля 1943 г. после аварии в Пашковской

Носаль Дуся
убита в самолете 23 апреля 1943 г.

Высоцкая Аня

Докутович Галя

Рогова Соня

Сухорукова Женя

Полунина Валя

Каширина Ирина

Крутова Женя

Саликова Лена
сгорели над «Голубой линией» 1 августа 1943 г.

Белкина Паша

Фролова Тамара
сбиты в 1943 г., Кубань
Масленникова Люда (фотографии нет)
погибла при бомбежке, 1943 г.

Володина Таисия

Бондарева Аня
потеряли ориентировку, Тамань, март 1944 г.

Прокофьева Панна

Руднева Женя
сгорели над Керчью 9 апреля 1944 г.

Варакина Люба (фотографии нет)
погибла на аэродроме в другом полку в 1944 г.

Санфирова Леля
подорвалась на мине после прыжка с горящего самолета 13 декабря 1944 г., Польша

Колокольникова Аня (фотографии нет)
разбилась на мотоцикле, 1945 г., Германия.

Желающие получить статистику по полку - в Вики.

Год назад в почтенном 91-летнем возрасте тихо ушла из жизни гвардии майор запаса Надежда Васильевна Попова, последняя из двадцати трех боевых летчиц – «ночных ведьм», награжденных в годы войны Золотой Звездой Героя Советского Союза. Тихо, потому что в день ее смерти, 6 июля, о случившемся коротко сообщили разве что несколько информагентств. Если бы на ее месте был какой-нибудь, пусть и не особо талантливый даже, артист или скончавшийся от передозировки наркотиков поп-рок-певец, то об этом три дня кряду вещали бы все телеканалы, а в газетах, несомненно, вышли бы большие скорбные статьи, часто безо всяких оснований зачисляя усопших в сонм «великих». А тут дошло до того, что Попову, истинного Героя страны, более-менее развернуто помянула лишь английская Telegraph. И вот эту публикацию процитировали отечественные информационщики, не утруждая себя поиском мало-мальски дополнительной информации.


25 ГЕРОИНЬ-БОМБЁРОК

Вот как характеризовала через десятилетия после войны свою боевую подчиненную начальник штаба тогда 588-го, а в дальнейшем 46-го гвардейского Таманского орденов Красного Знамени и Суворова авиаполка ночных бомбардировщиков ныне еще здравствующая подполковник в отставке Ирина Ракобольская: «Надежда Попова – Надя – красивая, яркая девушка с веселым, смеющимся лицом. Летавшая азартно, смело... Начинала войну Надя командиром звена, была замкомандира эскадрильи, потом стала командиром 2-й авиаэскадрильи. Ах, как хорошо пела «Летят утки»! Я летала с Надей на боевые задания, летала в Белоруссии на поиски нового аэродрома. Она прекрасно ориентировалась, и штурман ей не очень-то был и нужен».

С войны в родное Сталино (ныне Донецк на Украине) она вернулась с одиннадцатью орденами и медалями, над которыми лучилась Золотая Звезда Героя Советского Союза. Хотела провести короткий отпуск в тесном кругу родных, которых давно не видела, да не тут-то было. Земляки и местное руководство основательно «завладели» героиней. О своих подвигах и отваге фронтовых подруг она рассказывала в ходе бесчисленных встреч в школах, на угледобывающих и металлургических предприятиях. На нее смотрели, слушали и «верили – не верили», удивлялись: Героине, прошедшей почти всю войну (с осени 1941-го в армии, а с июня 1942-го на фронте), было всего 24 года! Далеко не каждый матерый мужик отличился на фронте так, как она.

Интересно и то, что Надежда Попова была в определенной степени известна и как прообраз Маши-«Джульетты» – юной героини из бессмертного фильма «В бой идут одни старики». Эту киноленту консультировал ее муж, Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Семен Харламов, судьба с которым свела Надежду в годы войны. Сам он не оставил воспоминаний об их робких романтических взаимоотношениях, но, очевидно, рассказал о них режиссеру киношедевра Леониду Быкову, и тот ввел в картину эту трогательную сюжетную линию. С той, однако, разницей, что для остроты зрительского восприятия «погубил» своих влюбленных героев.

Примечательно, что в «самом полном» списке героев 46-го гвардейского женского авиационного полка ночных бомбардировщиков (ГЖАПНБ), воевавшего в последние полтора года войны в составе 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, числится на сегодня уже не 23, а 25 человек. В 1995 году Героем России стала старший лейтенант в отставке Александра Акимова (представлялась к Герою Советского Союза еще в апреле 1945 года самим маршалом Константином Рокоссовским, но тогда не сложилось). А 7 декабря 2004 года указом президента Казахстана звание «Халык Кахарманы» (Народный герой Казахстана) было присвоено Хыйуаз Каировне Доспановой (в полку ее звали Катей) – единственной летчице-казашке (если вообще не единственной казашке на фронте), в свое время по зову сердца устремившейся в небо и с началом войны добившейся направления на фронт.

ОПРЕДЕЛЕНЫ В «ТИХОХОДКИ»

В авиации еще школьницей Надя Попова оказалась «естественным» для молодежи той поры путем. Дочь железнодорожного рабочего, она родилась на Орловщине, позже семья переехала на Украину, и там в 1936 году она, 14-летняя, окончила в Сталино семилетку. К тому времени Родина и партия уже вовсю призывали юношей и девушек «пересаживаться с коня на самолет». К тому же впечатляли и беспрецедентные по тем временам тысячекилометровые перелеты, в которых участвовали и женщины. Имена бесстрашных Валентины Гризодубовой, Марины Расковой и Полины Осипенко, ставшими первыми из женщин Героями Советского Союза, гремели на всю страну. Коня у Нади не было, а на призыв она, как и многие, откликнулась и «пересела» в кабину крылатой машины прямо из-за школьной парты.

Надежда окончила аэроклуб и осталась в нем инструкторшей, подготовив три десятка летунов, в основном парней. В 1939-м она приехала в Москву, где познакомилась с Полиной Осипенко, по содействию которой была направлена в авиашколу в Херсоне. Но мечта не просто летать, а стать летчицей военной не оставляла ее, и в 1940 году Попова уже училась в Донецком военном авиационном училище. Окончила его и получила диплом летчика-штурмана.

На войну попала из эвакуации: в Каттакургане Самаркандской области Узбекистана как инструктор первичного обучения военного авиаучилища готовила летчиков-истребителей для фронтовой авиации, а в перерывах между этими благородными занятиями один за другим строчила рапорты об отправке на фронт. Получала отказы – и вновь за свое. Всяческим «убеждениям» и требованиям начальства (подобные рапорты подавать было запрещено) не внимала. У нее было свое «убедительное основание»: девушка уже вкусила ужасов войны – потеряла на ней брата Леонида, погибшего в бою в первые недели германской агрессии, и лишилась дома. «Лене было 20 лет, и он никогда не целовался с девчонкой, – позже рассказывала она. – Мама рыдала и говорила: «Будь проклят этот Гитлер!»

Едва узнала, что в Москве принято решение о создании женской авиачасти («группы 122»), сама послала «убедительную» телеграмму в ЦК комсомола. Лишь тогда ее вызвали в столицу, к которой все ближе и ближе подбирались нацистские полчища. Здесь в здании комсомольского ЦК Герой Советского Союза майор Марина Раскова формировала группу летчиц. «Группу» – мелко сказано! Раскова набирала ни больше, ни меньше три женских авиаполка – истребительный, пикирующих и легких ночных бомбардировщиков. Позже сама она возглавила полк пикировщиков Пе-2, но покомандовать им «толком» не успела – погибла в авиакатастрофе. Любопытно, что старшина Надежда Попова, «истребительша», решительно выразила просьбу получить направление в полк, который первым выступит на фронт. И тут ей, на удивление, сразу же пошли навстречу.

Отобранных командировали на учебу в город Энгельс (Саратовская область). Поповой было всего 20 лет. И это был средний возраст личного состава части. Иным же девушкам было и по 19, и по 17–18 лет.

До войны «на летчика» учились три года, сейчас же им необходимо было освоить специальность всего за шесть месяцев. Занимались минимум по 12 часов в сутки, нередко – более, прихватывая добрую часть ночи. Они должны были в полной мере овладеть бипланом У-2 – «небесным тихоходом», как называли этот самолет (в 1944 году самолет был переименован в По-2 – по имени его безвременно скончавшегося конструктора Николая Поликарпова).

Боевой путь полка начался на Северном Кавказе, был продолжен в Крыму и в Белоруссии, после которой были Польша, Восточная Пруссия, Одер и – Берлин. Воевали же в 46-м ГЖАПНБ исключительно женщины, ни единого «дядьки». Даже особый отдел возглавляла женщина.

«ВЕДЬМЫ» СТАЛИ «ЛАСТОЧКАМИ»

И вот их, этих красавиц (только вглядеться в их фотографии фронтовой поры!) враги прозвали «ночными ведьмами» (по-немецки Nachthexen). Гитлеровцы ассоциировали шум летящих У-2 со шкрябанием метлы: летит, «как ведьмина метла в ночи», пугались они. По словам самой Поповой, «немцы придумали даже целую легенду: мол, «ночные ведьмы» потому так хорошо видят по ночам, что им какие-то уколы делают или таблетки дают, вот они и такие отъявленные».

У своих же пилотов-мужчин тоже поначалу присутствовал скептицизм, даже хуже. Ночных бомбардировщиц, едва они появились на фронте, стали именовать «Дунькиным полком», поскольку его возглавила Евдокия Бершанская, 28-летняя летчица с 10-летним стажем инструкторской работы. Прокомандовала она частью вплоть до ее расформирования в польском Швейднице 15 октября 1945 года, став, между прочим, единственной за всю войну женщиной, удостоенной полководческого ордена Суворова III степени, которым награждали командиров полков.

Называли поначалу уникальную женскую авиачасть и «бабий полк», вкладывая в это определение известную долю уничижительности и презрения. Но когда через полгода, как вспоминала Ракобольская, «мы стали в один ряд с парнями, которых нам присылали учить нас, а потом уже стали лучше мужиков воевать, тогда-то последние нас очень полюбили и стали звать «сестренками», «небесными созданиями», «наши Маруси». К тому же уже менее чем через год, в разгар боев на Кубани, полку было присвоено звание гвардейского с переименованием его в 46-й.

В самом деле, на фронте, помимо 46-го женского, действовало порядка 60 «мужских» полков и эскадрилий ночной легкобомбардировочной авиации. Но о них упоминания в специализированной литературе и даже во «всезнающем» Интернете весьма скупы.

А еще летающий сильный пол (да и пехотинцы, артиллеристы) ласково называл девушек-бомбардирок «ночными ласточками» – за их сноровку ловко и почти беззвучно точно подбираться к целям противника и, отбомбившись, столь же ювелирно уходить. Они и в самом деле все были столь азартны в бою, что за ночь совершали по 5–6, а в иные напряженные темные часы – и по 8–9 вылетов на бомбежки. «А перед взятием Варшавы у меня было 16 боевых вылетов за одну ночь. Я не вылезала из самолета, – вспоминала Надежда Васильевна. – Иногда под утро после таких изнуряющих полетов казалось, что нет сил вылезти из кабины». И подобная неутомимость Поповой и других летуний не может не впечатлять, не поражать!

Ночной бомбер, Надежда Попова с мая 1942-го по конец войны осуществила 852 боевых вылета. Не рекорд. Например, ее сослуживица Антонина Худякова поднималась в небо войны 926 раз, а Мария Смирнова – 950, Раиса Аронова – 960, Евгения Жигуленко – 968; рекордсменкой же стала Ирина Себрова – 1004 боевых вылета. И все они стали обладательницами Золотых Звезд.

Ни одному фронтовому пилоту-мужчине не довелось даже приблизиться к такому достижению. Трижды Герои Советского Союза самые результативные советские асы Иван Кожедуб и Александр Покрышкин сделали соответственно 330 и 650 боевых вылетов. Дважды кавалер Золотой Звезды штурмовик Александр Ефимов – 288. В тяжелой бомбардировочной авиации рекорд принадлежит, пожалуй, дважды Герою Советского Союза капитану Павлу Плотникову (после войны дослужился до генерал-майора) – 305 вылетов.

НЕУМЕСТНАЯ ИРОНИЯ БРИТАНСКОЙ ГАЗЕТЫ

Британская газета Daily Telegraph, наскоро выпущенную статью которой в день смерти Поповой в 2013 году процитировали некоторые отечественные СМИ, не без видимой скабрезности (вот-де до чего доходили русские в борьбе с немцами) писала: «Полк был слабо оснащен и вооружен. Женщинам выдали ношеную мужскую летную форму, а летали они на видавших виды самолетах 1920-х годов По-2 (Поликарпова), сделанных из фанеры с натянутой поверх него тканью, и приборы там были самые примитивные. Радиосвязи и вооружения никакого не было. Летчицам не выдавали и парашютов... С точки зрения стратегии объекты для нанесения ударов особой важностью не обладали...».

Все это преимущественно скорее не так, чем так. Очевидно, что ценность бомбардировок У-2/По-2 для советского командования оставалась непреходящей на всем протяжении войны. В противном случае 46-й гвардейский «тихоходный» полк «ночных ведьм» вполне могли бы расформировать вскоре после Курской битвы, поскольку силы сторон уже до взятия Берлина были куда как не в пользу немцев, а господство в воздухе советской авиации было бесспорным. Однако отважные «ласточки» продолжали бомбить неприятельские коммуникации – вплоть до подступов к логову врага, из которого и была развязана война.


Победа! Герои Советского Союза Надежда Попова (слева) и Лариса Розанова. Фото 1945 года

На личном счету Надежды Васильевны «всего» три уничтоженные вражеские переправы, а также железнодорожный эшелон, артиллерийская батарея, два прожектора и 600 тыс. пропагандистских листовок, сброшенных в немецком тылу. По масштабам той войны, особенно для огромного 2-го Белорусского фронта, на котором она завершала войну, – мизер. Для конкретного узкого участка того же фронта так уже не скажешь. К тому же Попова бомбила не одна – летал целый полк. А по большому счету именно из таких побед «местного значения» складывалась в конечном счете Великая Победа, к которой шли четыре долгих года.

И по поводу того, что летчицы 46-го ходили «абы в чем», – тоже недобросовестное манипулирование фактами. По воспоминаниям Ирины Ракобольской, поначалу, пока откатывались к Волге и все в войсках было в дефиците, и впрямь приходилось какое-то время довольствоваться тем, что было под рукой, ибо массово для женщин в армии не шили («Получить сапоги 40-го размера было счастьем великим, радовались уже и 42-му, носили же все преимущественно 43-й»). Но уже после 7 ноября 1942 года – после посещения части командующим Южного фронта генералом армии Иваном Тюленевым – в полк была прислана швейная мастерская: «Со всех девчонок сняли мерки, и нам сшили синие юбки и коричневые гимнастерки. Тюленев прислал еще белую материю, чтобы девочки сами сшили себе белье». Из этого примера видно, что командование, как могло, заботилось о своих «ночных ласточках».

УВАЖАЕМЫЙ ВРАГОМ «РУС ФАНЕР»

Что же касается иронии британской газеты по поводу «допотопного» самолета, на котором воевала Надежда Попова и ее боевые подруги, то это вообще не выдерживает критики.

В гитлеровских Люфтваффе отнюдь не пренебрежительно оценивали возможности У-2/По-2. Разве что в первый год войны немцы посмеивались, называя это «чудо техники» шутейно «рус фанер». Но едва на фронте начал действовать женский полк, как в штабных документах Люфтваффе стал фигурировать термин «русская москитная авиация». В германском военном руководстве вспомнили, как в Первую мировую с британского одномоторного аэроплана на немецкий дирижабль «Цеппелин» была сброшена серия мелких бомб – в результате атаки боевой воздушный исполин был в мгновение ока подожжен взорвавшимся в нем газом и факелом рухнул на землю. Именно тогда подобные удары стали сравнивать со смертельными укусами москитов – мелких, но очень опасных гнусов, водящихся преимущественно в тропиках.

«Эти самолеты не давали нам жить – мы не можем зажечь огонь ни в печке, ни в маленьком костре – экипажи У-2 тут же обнаруживают их и сбрасывают бомбы. Они находят нас постоянно – поэтому мы должны всю ночь сидеть в траншеях, чтобы избежать потерь», – признавал один из ветеранов вермахта. Красноречивый факт: в августе 1943 года в ходе сражения за Донбасс регулярные ночные налеты У-2 на железнодорожный узел Успенская сократили его пропускную способность на 50% – немцы прекратили ночные перевозки, опасаясь полного выхода этой важной станции из строя. Теперь немецкие солдаты в прифронтовой полосе, регулярно испытывавшие на себе «укусы» русского «воздушного тихохода», уже называли его куда менее чванливо – «Kaffeemuhle» (кофемолка) и «Нaltsnahmaschine» (швейная машинка).

У-2, на первый взгляд, являлся действительно «убогим» с точки зрения его боевого применения. Он был создан как учебный самолет еще в конце 1920-х и с тех пор не претерпел сколько-нибудь радикальных модернизаций. Деревянной конструкции, с перкалевой обшивкой, не оснащенный рацией и приборами, которые помогали бы летчицам ночью различать объекты на земле, эта «летающая тарахтелка» при своей мощности мотора могла развить скорость не более 140 км в час, а с полной боевой нагрузкой и того меньше – лишь 100–120 км в час. Из-за этого его «еледвиганья» с началом боевых действий в У-2 видели не сколько-нибудь грозную боевую единицу, а «очевидную бесполезность» – лишь легкую воздушную мишень, которую собьют – не дорого возьмут.

«Крылья (плоскости) вообще были из ткани, лишь по краям деревом окантованы, пальцем ткнешь – будет дыра. Кабина – открытая, никаких защищающих от пуль бронеспинок», – такие удручающие штрихи к «портрету» любимого самолета, макет которой всю жизнь имелся у нее дома, добавляла начштаба женского авиаполка подполковник Рабокольская.

В Красной Армии за «воздушным тихоходом» помимо этого прозвища закрепилась еще парочка не очень «красивших» его прозваний – «летающая этажерка» (он чем-то был похож на нее) и «кукурузник» (за то, что ему даже аэродрома не требовалось – самолет мог садиться и взлетать и с кочкастых полей, и с узких лужаек, и с небольших полянок в лесу, и с деревенских улиц).

При всем этом своем «убожестве» данное создание конструкторской мысли Поликарпова могло транспортировать от 100 до 300 кг бомб, а иной раз У-2 «брал вес» и в 400, и даже в 500 «боевых кило». И кто-то гениально додумался использовать его именно как ночной бомбардировщик!

В этом качестве в Великую Отечественную У(По)-2 зарекомендовал себя отличной машиной. За ночь, как уже отмечалось выше, самолет успевал сделать до десятка вылетов, и суммарная бомбовая нагрузка была сравнима с нагрузкой большого бомбардировщика (так, самый массовый советский бомбовоз Пе-2 «вез» 600 кг бомб в фюзеляже и 400 кг на внешней подвеске). Прицелов для бомбометания и впрямь не было, но девушки «изобрели» их сами и, не мудрствуя лукаво, назвали ППР – проще пареной репы.

В войну едва ли не все, казалось бы, «смешные» качества У(По)-2 стали его замечательными преимуществами! И уже к 1943 году этот «по-черепашьи ползающий по небу» самолет уважительно называли «старшиной фронта». И даже – с почтительной шутейностью – «королем воздуха»! Тихо урчащий маломощный мотор «этажерки» позволял ей среди ночи, особенно если тьма была наполнена прочими звуками боевых действий, незаметно подбираться к целям противника и совершенно неожиданно сваливаться на головы.

В иных же ситуациях «рус фанер» был и вовсе незаменим! Сын Героя Советского Союза Раисы Ароновой Анатолий Пляц вспоминал рассказ матери: «На Кавказе, когда немецкие танки ночью вползали в ущелья, штурмовики их достать не могли. А наш самолет, снабженный трофейными зажигательными бомбами, сначала атаковал головной танк колонны, потом замыкающий, потом все остальные».

Эти тихоходные «кукурузники», управляемые девушками, наносили врагу столь значительный урон, что возникла легенда, будто бы асам Люфтваффе за сбитую «ночную ведьму» сулили одну из престижных наград рейха – Железный крест и премию в 2 тыс. рейхсмарок! Так или иначе, но парадоксально то, что сбить У(По)-2 было столь же трудно, как и легко.

Трудно – ночью, поэтому девушки исключительно в это время суток и бомбили. Против него была бессильна ПВО. Техника атаки русской «воздушной кофемолки» заключалась в том, что группа самолетов подходила к цели на малом газу и на сверхмалой высоте, и вражеская ПВО нередко опоминалась лишь тогда, когда с неба на войсковые порядки или коммуникации уже падали бомбы.

Легко – днем: «едва летящий» тихоход и впрямь был прекрасной мишенью. Но даже асам Люфтваффе было нелегко поразить легкий бомбардировщик из-за его малых габаритов и «улиточной» скорости. Для атаки немецким пилотам приходилось снижать скорость до минимума и даже шасси выпускать. Летуньи же ухитрялись искусными маневрами, предельно прижимаясь к земле, уходить от преследований гитлеровских стервятников.

В это трудно поверить, но По-2 в качестве легкого бомбардировщика и даже штурмовика (!) активно использовался и в уже совершенно «качественно иной» Корейской войне 1950–1953 годов, когда в небе вовсю господствовала реактивная авиация.

Бомбардировщик Поликарпова был исключительно живуч. Однажды под Новороссийском немецкие зенитчики, поймав «рус фанер» Надежды Поповой и ее штурмана Екатерины Рябовой в перекрестье прожекторов, открыли по машине ураганный огонь. «Вы бы видели, что стало с нашим У-2! Техники насчитали в нем 42 пробоины одна другой больше, – вспоминала о том случае Надежда Васильевна. – Несмотря на это, самолет не потребовал сколько-нибудь долгого ремонта, фюзеляж и крылья быстро залатали, и мы снова вылетели на боевое задание».

Верно то, что «ночные ведьмы» почти всю войну летали без парашютов. Но почему? С самого начала использования У-2 в качестве ночных бомбардировщиков было понимание того, что парашюты бесполезны в случае, если сбит самолет. Надежда Попова утверждала: «Даже если бы парашюты при нас были, то мы бы все равно не могли бы спастись, так как летали на малых и очень малых высотах, в лучшем случае покалечились бы». Парашюты девчат обязали надевать лишь в конце 1944 года, после того как над нашей территорией сгорели в самолете две летчицы. Но живые были не очень рады средству спасения: в кабине было и без того тесно, а штурман еще и на колени брал бомбы. Да и тяжело было «ночным ласточкам» управляться с 15-килограммовым парашютом. Хотя жизни некоторых из них благодаря ему были спасены.

«С ФРОНТА ДОМОЙ НИКТО ИЗ НАС НЕ УБЕЖАЛ»

Для девушек каждый вылет, с учетом упомянутых характеристик их боевого тихохода, был не только опасным (а где на войне не опасно?!), но и весьма трудным. «Мы должны были сами разглядеть сверху цель, на которую надо сбросить бомбы. А для этого приходилось максимально снижаться, – поясняла Надежда Васильевна. – В это время, уловив звук наших моторов, немецкие зенитчики стремились поймать нас в прожектора и открывали огонь. Эти прожектора для нас были гибели подобны, потому что они ослепляли летчика, и тогда пилотировать было крайне нелегко. Каждый раз приходилось сжимать себя в комок, чтобы точно сбросить бомбы, а еще хуже – не спасовать перед таким шквала огня, который на нас обрушивали, не свернуть в сторону. Ведь среди нас были и такие, которые и сереньких мышек боялись, а тут...»

Сказать, что во многих и многих случаях девушки летали не просто на пределе, а даже выше технических и человеческих возможностей, не будет ни малейшим преувеличением. После иных полетов они, вернувшись, осматривали друг друга или спешили к зеркалу, приближали к нему волосы: не поседели ли?

Поповой не раз пришлось, обмирая сердцем, «безучастно» наблюдать, как на глазах погибали ее боевые подруги: «Это страшно. На твоих глазах экипаж заживо сгорает вместе с самолетом, а ты ничем не можешь помочь… Мы потеряли очень много боевых подруг, очень много».

Уточним здесь, однако, об «очень больших» потерях в полку – это у бывшей боевой летчицы было больше от эмоциональности, от глубокой горечи от утрат. На самом деле эта женская авиачасть за три года участия в войне потеряла от вражеского огня сравнительно немного летчиц (13) и штурманов (10). Еще 9 девушек погибли в авиакатастрофах или умерли от болезней. Полк потерял 28 самолетов. Даже на сайте «Ночные ведьмы» отмечается, что «для авиационного полка такие потери невелики». Это обуславливалось тем, что в 46-м гвардейском авиаполку была налажена хорошая практика подготовки воздушных бойцов: «Необстрелянных летчиков вводили в строй опытные штурманы, а начинающих штурманов – умелые летчики».

В одном из своих последних телеинтервью на вопрос ведущего о том, что ей и ее боевым подругам «помогало держаться», Надежда Васильевна ответила: «Поддерживал нас такой заряд нашей собственной внутренней энергии, царила удивительная такая обстановка, была безграничная ответственность, чувство долга перед своим народом, перед своей страной! Мы так воспитывались, как в песне – «Прежде думай о Родине, а потом о себе»! И на войне мы все готовы были выполнить любой приказ, не обсуждая».

И поясняла: «Нам было трудно, очень трудно переживать потери боевых подруг, но тем не менее ни одна девушка не ушла с фронта. Многие девчонки были талантливы, писали стихи, даже поэмы, мечтали о любви, о красивой счастливой жизни, о хорошей любимой профессии. Но никто не плакал, никто не просился в тыл или домой, мы были все – добровольцы и, несмотря на все ужасы войны, смогли сохранить высокий настрой души. Мы, как могли, приближали Победу, думали, закончится война, и тогда жизнь будет лучше!..»

В этих словах нет ни грана преувеличения, рисовки, «излишнего патриотизма». Такими были каждая из 261 летуний и штурманш, а также техников 46-го авиаполка… Погибшая в 23 года вчерашняя студентка Женя Руднева, грезившая наукой, писала в своем фронтовом дневнике: «Я очень скучаю по астрономии, но не жалею, что пошла в армию: вот разобьем захватчиков, тогда возьмемся за восстановление астрономии. Без свободной Родины не может быть свободной науки!» Не суждено ей было ни доучиться, ни долюбить, ни, как ей пожелала на Новый год одна из подруг, вкусить первого поцелуя.

Некоторым же из «ночных ведьм» – «ночных ласточек», встретивших Победу, судьбой была дарована длинная жизнь, они миновали 90-летние рубежи. В том числе и Надежда Васильевна Попова. И кто знает, возможно, часть своей жизни ей довелось «пожить» (и «полюбить») и за погибших нецелованных боевых подруг, которым, как Жене Рудневой, до момента гибели не исполнилось и 24 лет.


Великая победа над немецко-фашистскими захватчиками – подвиг, за который советскому народу благодарен весь мир. Долгих пять лет победу изо дня в день приближали все – от мала до велика. Одни на фронте, другие - в тылу, третьи – в партизанских отрядах. Сегодня мы бы хотели вспомнить о «Ночных ведьмах» , летчицах, которые на фанерных учебных самолетах взмывали в небо с наступлением темноты. На счету их полка более 23 тысяч боевых вылетов и почти 5 тысяч сброшенных бомб.




Идея формирования полностью женского летного полка долго не воспринималась всерьез, хотя в предвоенные годы профессия летчицы была популярна и многие девчонки осваивали управление самолетом. Разрешение на формирование полка дал Иосиф Сталин после того, как к нему с личной просьбой обратилась Марина Раскова, старший лейтенант госбезопасности. Полная решимости, она уверила Народного Комиссара, что женщины могут летать не хуже мужчин и справятся с любой боевой задачей.



В полку были исключительно женщины. Немцы прозвали их «ночными ведьмами» и вначале подшучивали над тем, что летают они на обычных учебных самолетах. Правда, потом стали бояться, словно огня. Ведь радары ведьм не засекали, шума моторов было практически не слышно, а бомбы девушки сбрасывали с такой ювелирной точностью, что противник был обречен.



За все годы сражений полк потерял всего 32 бойцов, потери по меркам войны мизерные. Спасал девушек высочайший профессионализм. Условия жизни и работы были тяжелейшими, но они не отчаивались и успевали даже прихорашиваться после ночных вылетов. Праздником считали дни, когда приезжала «вошебойка», специальная печь, в которой прожаривали одежду. В остальное время гимнастерки и брюки стирали бензином.



Тяжелым был и физический труд: за ночь пилоты совершали по 5-7 вылетов, а иногда и до 15-18. Выматывались так, что стоять на ногах просто не могли. Перед каждым вылетом необходимо было навесить бомбы, вес которых варьировался от 25 до 100 кг. Испытание было не из простых, требовалась серьезная физическая подготовка. Характерная деталь, многие летчицы предпочитали не брать с собой парашюты, а на этот вес загружать в самолет дополнительные боеприпасы. В тех случаях, когда самолет сбивали, шансов спастись у летчиц не было. Стоит отметить, что самолеты представляли собой легкую мишень – у девушек на борту было единственное оружие – пистолет ТТ.



Каждая летчица в полку была героиней. Случались и такие истории, в которые было непросто поверить. На грани человеческих возможностей летала Галина Докутович. В первые дни на фронте девушка получила серьезнейшую травму позвоночника. Во время одного из привалов, посадив самолет, она ждала, пока над ним колдовал механик, и прилегла в траву. По несчастью она уснула, и на нее наехал бензовоз. Подруга, которая была с Галиной, успела отскочить в последний момент, а вот Докутович попала в госпиталь. После выписки ей положена была полугодовая реабилитация, но вместо этого девушка вернулась в расположение и… стала летать. Каждую ночь Докутович поднималась в небо вопреки боли, и один из ее вылетов стал роковым. Девушка выполнила задание, но стала мишенью фрицев. На тот момент у нее было 120 боевых вылетов.



В память о тех, кто воевал за мирное небо, мы собрали . Низкий поклон героям!
По материалам сайта mikle1.livejournal.com
Участник Великой Отечественной войны, заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков 4-й Воздушной армии 2-го Белорусского фронта, Герой Советского Союза, гвардии майор запаса Надежда Васильевна Попова скончалась в Москве 8 июля на 92-м году жизни.

Окончив школу в городе Сталино (ныне – Донецк), Надежда Попова училась в аэроклубе, а в 1939 году приехала в Москву, чтобы стать военным летчиком. Познакомилась с Героем Советского Союза Полиной Осипенко, которая поспособствовала направлению Поповой в Херсонской авиационной школы ОСОАВИАХИМа, потом – до военного авиационного училища. В мае 1942 года Надежда Попова в составе 588-го ночного бомбардировочного женского авиационного полка вылетела на фронт.

Немецкие военнослужащие называли ночные бомбардировщики По-2, пилотируемые девушками, "ночными ведьмами". Летчицы на то время уже 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков воевали на территории Украины, в Крыму, Белоруссии, Польше и на территории гитлеровской Германии.

Надежда Попова осуществила 852 боевых вылета. 23 февраля 1945-го в указе о присвоении звания Героя Советского Союза фамилии ее и ее будущего мужа Семена Харламова разделяло всего несколько строк, а днем свадьбы они всегда считали 10 мая 1945-го, когда расписались один за одним на Рейхстаге: "Семен Харламов, Саратов", "Надя Попова с Донбасса".

Считается, что Надежда и Семен стали прототипами Маши и Ромео из фильма Леонида Быкова "В бой идут одни старики" – Семен Харламов был консультантом ленты. К счастью, их история любви, в отличие от экранных героев, имела счастливое продолжение.


________________________________________________________________________

Надежда Попова: «Немцы думали, что мы все курим, пьём… А мы все были - чистые девушки». Последнее интервью.


«У нас вся семья - Герои...» С мужем генералом Семёном Харламовым.

Она пролетела через всю войну, «ночная ведьма» - летчица легендарного женского полка


Я весь апрель звоню Надежде Поповой, добиваясь свидания, но трубка кокетливо отвечает: «Я сейчас зависима: не от любви - от погоды…» Весь апрель непогода, ей 90, она упала, встав с кровати, сильно разбилась: пришлось вызывать МЧС, ломать дверь, спасать… Меж тем Надежду Попову все спрашивают - как раз про любовь. Особенно накануне Победы. Говорят, что это её с мужем история - история Маши и Ромео из фильма «В бой идут одни «старики». Только Надя и Сеня в отличие от киногероев остались в живых.

Я приезжаю без звонка, слушаю её рассказ, уже много лет на разную аудиторию повторяющийся без вариаций, и думаю: а вдруг это в последний раз? У неё. А значит, и у меня… Кто расскажет мне про войну, когда все её герои уйдут и останется только кино?

«Женская единица»

У Надежды Васильевны маникюр, белоснежные кудри и голубые глаза. Она уже забыла, откуда я, но помнит, как цыганка в детстве напророчила: «Будешь счастливой»; помнит, как девочкой ждала папиной зарплаты, чтобы раз в месяц поесть конфет, и как все школьные годы их Донецк, тогда Сталино, вместе со всей страной накрывало волнами, идущими из чёрной тарелки радиоточки. От волн этих щемило где-то в груди: папанинцы! чкаловцы! стахановцы! «Это было прикосновением к подвигу...»

В 19 лет, после лётной школы, она написала рапорт об отправке на фронт и попала в полк ночных бомбардировщиков. Прозвище «ночные ведьмы», которым наградили немцы, им только льстило:


Немцы думали, что мы все курим, пьём, что мы - штрафники, только что из тюрьмы… А мы все были - чистые девушки, 240 человек. Штурманы - девочки, механики - девочки, стокило­граммовые бомбы подвешивали вчетвером. Спали под крыльями самолётов, в брезентовых мешках, по двое, в обнимку… Игнорировали мужчин: думали, они приносят беду, и полк хранили как чисто женскую единицу.

Но пели в те самые редкие минуты затишья: «Летят утки и два гуся, кого люблю - не дождуся…»


Она дождалась - посреди войны. Сене Харламову было 20 лет, и в тот день - летом

42-го, где-то под Ростовом, - он тоже прикоснулся к подвигу: его подбили, он горел, падал, но не бросил самолёт. «Что ж ты так рисковал?» - «Машину жалко было!» Пуля застряла в щеке, пробито бедро, срезан осколком нос. Оперировали под «крикаином» - рецепт: стакан спирта и собственный вопль… Надежда Васильевна вспоминает их встречу, и её голос поднимается на тон выше, чем при рассказе про стахановцев, ещё выше, ещё горячее - она уже и забыла, что сегодня опять давление.


Немцы про нас говорили: «Русиш швайн!» Так это было обидно! Какая же я свинья? Я - красавица! У меня планшет через плечо, пистолет, ракетница за поясом… Я в тот день везла пакет командованию, случайно узнала: на санитарной машине лётчика везут раненого - и пошла посмотреть. Но смотреть было не на что: вся голова в бинтах, только в щёлочке карие глаза озорные и губы - пухлые, нецелованные… Так мне его жалко стало: как же он будет такой, без носа… Разговорились, мне глаза его по­нравились - игривые, но тогда не до мыслей было всяких таких: шло отступление на восток… Я и распрощалась: «Сеня, до свидания, пишите».


Он не написал. Просто однажды нашел её на дорогах войны: их женский полк выполнял вылеты с «мужского» аэродрома - почти как в кино, в котором Маша (актриса Евгения Симонова) совершила вынужденную посадку на аэродром «поющей эскадрильи».


Прибегает ко мне мой механик: «Товарищ командир, вас мужчина спрашивает»! А у меня самолёт уже стоит на взлёт. И это оказывается действительно он, Сеня, у которого я только макушку толком разглядеть успела из-под бинтов!.. А тут он целиком. «Так вы, оказывается, с носом!»


В кабине её «небесного тихохода» лежали яблоки - полк стоял в садах, фляга с боевыми ста граммами, которые выдавали после ночных полётов: «Я не пила, отдала всё ему - и улетела».


Маша и Ромео из фильма умерли в один день - может быть, в тот самый, яблочный...

А Надя Попова - гвардии капитан, 852 боевых вылета за всю войну!!! - и Семён Харламов ещё не раз встречали имена друг друга на страницах газет, как будто передавали друг другу привет, пока однажды, 23 февраля 1945-го, не сошлись на первой полосе, в указе о присвоении звания Героя Советского Союза: в столбце фамилий их разделяла лишь очерёдность букв алфавита - а сердцу уже было понятно, что это судьба.

А днём нашей свадьбы мы всегда считали 10 мая 45-го, когда расписались один за другим на Рейхстаге: «Семён Харламов, Саратов», «Надя Попова из Донбасса» - это и было нашей регистрацией брака…

«Неужели только кастрюли?!»

С сыном под сердцем она летала до 9-го месяца, перейдя после Победы служить к мужу в полк. Семён Харламов дорос до генерала, большого чина, был замом маршала авиации Покрышкина. Консультировал Леонида Быкова во время съёмок «В бой идут одни «старики». «Быков, невысокий, смотрел на моего мужа как на бога, а Сеня всё время шутки шутил». На войну пришлись лучшие их годы…


Когда в хрущёвские времена началось сокращение армии, я уволилась и ужасалась: «Неужели теперь только кастрюли?!»


Вместо кастрюль была депутатом, состояла в Комитете советских женщин, Комитете защиты мира. Встречалась с бельгийской королевой:

Вы как Терешкова? - спросила королева, кивая на звезду и планки на груди.

Нет, я - как Попова.


Овдовела в 1990-м. «Верите ли, за все эти годы так с моим Сенечкой и не наговорилась…» Остался сын, тоже генерал, два внука и трое правнуков.

Она плохо спит - непогода, смотрит по ночам телевизор и ест мороженое. После падения, спасения МЧС и больницы по дому ходит по шажку, на ходунках. Звонит девчатам. Я думала, обсуждают хвори, но: «Мы политически все подкованные, вот сейчас возмущены историей с Бутом: стыдно, что про русское оружие плохо думают!»

Из девчат в прошлом году к скверу у Большого театра пришли семь человек. За этот год двое умерли. «Таня Масленникова и Клава Рыжкова». Остальные - подвешены на тонких ниточках телефонных проводов, не выходят из дома. Не идут парадом. Не кладут гвоздики к Вечному огню.


Надежда Васильевна Попова прижимает наманикюренный палец к бледным губам в мелких морщинках: «Загадываю, что 9 Мая пойду на парад!..»

Ещё держит удар. Ночная ведьма.


Автор: Полина Иванушкина
_________________________________________________________________________

Как много героических подвигов совершили наши предки в годы Великой Отечественной войны. В борьбе с врагом наравне с мужчинами участвовали и советские женщины и даже совсем еще юные девушки. За несколько лет до наступления фашистов на просторах Советского Союза было развернуто массовое обучение молодежи в аэроклубах. Профессия летчика была настолько романтичной и привлекательной, что стремились в небо не только восторженные юноши, но и девушки. В итоге к июню 1941 года штат молодых пилотов у страны был, данное обстоятельство очередной раз опровергает утверждения о том, что к войне СССР был совершенно не готов, а нападения руководство страны не ожидало.

В октябре 1941 год в тяжелейшей военной обстановке Наркомом обороны СССР был издан приказ о формировании женского авиационного полка № 0099. Ответственность за исполнение приказа была возложена на Марию Раскову. В своих интервью, оставшиеся в живых женщины-фронтовики, отзываются о Расковой, как о самом авторитетном человеке в их среде. Ее приказы не обсуждались, молодые девушки, приехавшие из разных концов страны, только окончившие курсы летчиков смотрели на Раскову как на пилота недосягаемого уровня. К тому моменту Расковой было немногим более двадцати пяти лет, но уже тогда Мария Михайловна была Героем СССР. Удивительная, смелая и очень красивая женщина погибла в 1943 году в авиакатастрофе в сложнейших метеоусловиях около села Михайловка в Саратовской области. Марию Раскову кремировали, а урну с ее прахом поместили в Кремлевской стене, для того чтобы благодарные потомки могли возлагать цветы и чтить память женщины-героя.

В соответствии с приказом Наркома обороны Марией Михайловной было сформировано три подразделения:
истребительный авиационный полк 586;
авиационный полк ББ 587;
ночной авиационный полк 588 (легендарные «ночные ведьмы»).

Первые два подразделения в течение войны стали смешанными, в них доблестно сражались не только девушки, но и советские мужчины. Ночной авиационный полк состоял исключительно из женщин, даже самые тяжелые работы здесь выполняли представительницы слабого пола.

Во главе «ночных ведьм» или 46- го гвардейского нбап стояла опытный летчик Евдокия Бершанская. Евдокия Давыдовна родилась в Ставропольском крае в 1913 году. Родители ее погибли еще в период Гражданской войны, и девочка воспитывалась у дяди. Сильный характер этой женщины позволил ей стать блестящим пилотом и командиром. К началу войны у Евдокии Бершанской уже имелся десятилетний опыт полетов, она старательно передавала свои знания молодым подчиненным. Евдокия Давыдовна прошла всю войну, а после еще долго трудилась в общественных организациях на благо Отечества.

Командир полка Евдокия Давыдовна Бершанская и штурман полка Герой Советского Союза Лариса Розанова. 1945 г.

Вверенный Бершанской полк иногда именовали «Дунькиным». В этом названии сквозит вся история отважных летчиц. Фанерные, легкие самолеты По-2 совсем не подходили для ожесточенных сражений с немецкими захватчиками. Немцы откровенно хохотали при виде этой хрупкой конструкции. Часто девушек не воспринимали всерьез, и им в течение всей войны приходилось доказывать свое мастерство и демонстрировать возможности «этажерок». Риск был крайне велик, так как По-2 быстро загорался и был совершенно лишен какой-либо брони или другого вида защиты. По-2 гражданский самолет, использовавшийся для транспортных целей, а также в сфере связи. Девушки самостоятельно подвешивали бомбовый груз на специальные балки на нижней плоскости самолета, который порой превышал 300 кг. Каждая за смену могла перенести вес, достигающий тонны. Девушки работали в крайнем напряжении, что позволяло им сражаться с врагом на равных с мужчинами. Если ранее немцы смеялись при упоминании о «кубанской этажерке», то после налетов стали именовать полк «ночными ведьмами» и приписывать им магические свойства. Вероятно, фашисты просто не могли предположить, что на подобные подвиги способны советские девушки.

За партийную работу в полку обучающихся летному делу девушек в городе Энгельс отвечала Мария Рунт, уроженка Самары, ровесница Бершанской. Это был опытный и отважный летчик-бомбардировщик, терпеливо делившаяся опытом с молодым поколением. До и после войны Рунт занималась педагогической работой и даже защитила кандидатскую диссертацию.

Боевой самолет ПО-2, на котором летали бомбить фашистов экипажи полка

Боевое крещение 46-го гвардейского нбап состоялось в середине июня 1942 года. Легкие По-2 взмыли в небо. В первый полет отправились пилот Бершанская со штурманом Софьей Бурзаевой, а также Амосова и Розанова. По рассказам лётчиц, ожидаемого огня с позиции противника не последовало и экипаж Амосова-Розанова трижды кружили над заданной целью – шахтой, чтобы сбросить смертоносный груз. Сегодня мы можем судить о событиях того времени лишь по документам и немногочисленным интервью непосредственных участниц боевых вылетов. В 1994 году рассказывали о подвигах женского авиаполка Лариса Розанова, штурман, 1918 года рождения, сын героя СССР Ароновой, а также Ольга Яковлева, штурман. Они описывают все трудности и ужасы войны, с которыми пришлось столкнуться хрупким советским девушкам, а также о героически погибших пилотах и штурманах.

Следует отдельно сказать о каждой из тех, кто на легких По-2 наводил ужас на захватчиков. Лариса Розанова несколько раз получала отказ на свои просьбы отправки ее на фронт. После того как был издан приказ № 0099, Розанова попала в летную школу в городе Энгельс, а затем в 46-й гвардейский. За войну она летала над Ставропольским краем и Кубанью, парила на своем легком По-2 над Северным Кавказом и Новороссийском. Розанова внесла свой вклад в освобождение Польши и Белоруссии, праздновала победу в Германии. Умерла Лариса Николаевна в 1997 году, прожив долгую и интересную жизнь.

Командир звена Таня Макарова и штурман Вера Белик. 1942 г. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза

Ольга Яковлева прошла путь от вооруженца до штурмана, участвовала в сражениях с захватчиками за Кавказ, а также в освобождении Крыма, Кубани и Белоруссии. Отважная женщина наносила меткие бомбовые удары по вражеским объектам на территории Восточной Пруссии.

Боевой путь полка представляет собой череду славных подвигов, вклад в которые внесла каждая из «ночных ведьм». Несмотря на грозное имя, которые дали женскому авиаполку фашисты, для русских людей они навсегда останутся благородными покорительницами неба. После того как состоялся первый боевой вылет, молодые девчонки на легких фанерных «этажерках» воевали еще долго. С августа и до декабря 1942 года они обороняли Владикавказ. В январе 1943 года полк был брошен на помощь в прорыве линии немецких войск на Тереке, а также для поддержки наступательных операций в районе Севастополя и Кубани. С марта по сентябрь того же года девушки предпринимали операции на «Голубой линии фронта», а с ноября по май 1944 года прикрывали высадку на Таманский полуостров советских сил. Полк привлекался к действиям по прорыву обороны фашистов под Керчью, в поселке Эльтиген, а также в освобождении Севастополя и Крыма. С июня по июль 1944 авиационный женский полк брошен в бой на реке Проня, а с августа того же года совершал вылеты по территории оккупированной Польши. С начала 1945 года девушек перебрасывают в Восточную Пруссию, где «ночные ведьмы» на ПО-2 успешно ведут бои и поддерживают форсирование реки Нарев. Март 1945 отмечен в истории доблестного полка участием в освободительных боях за Гданьск и Гдынь, а с апреля по май отважные летчицы поддерживали наступление Советской Армии за отступающими фашистами. За весь период полк совершил свыше двадцати трёх тысяч боевых вылетов, большая часть из которых прошла в сложных условиях. 15 октября 1945 года полк расформировали, а основная часть девушек демобилизовалась.

Двадцать три отважные летчицы 49-го женского авиационного полка были удостоены звания Героя СССР. Евдокия Носаль, уроженка Запорожской области была убита, разорвавшимся в кабине снарядом в боях за Новороссийск. Евгения Руднева, также из Запорожья погибла в апреле 1944 года на боевом задании в небе севернее Керчи. Татьяна Макарова, 24-х летняя москвичка сгорела в самолете в 1944 году в боях за Польшу. Вера Белик – девушка из Запорожской области, погибла вместе с Макаровой в небе над Польшей. Ольга Санфирова, родившаяся в 1917 году в городе Куйбышев, погибла в декабре 1944 года на боевом задании. Мария Смирнова из Тверской области, улыбчивая карелка, вышла в отставку в звании гвардии майора, прожила долгую жизнь и скончалась в 2002 году. Евдокия Пасько – девушка из Киргизии, 1919 года рождения, вышла в отставку в звании старшего лейтенанта. Ирина Себрова из Тульской области, с 1948 старший лейтенант запаса. Наталья Меклин уроженка Полтавской области, также выжила в кровопролитных боях и вышла в отставку в звании гвардии майора, умерла в 2005 году. Жигуленко Евгения, жительница Краснодара, с прекрасными глазами и открытой улыбкой, также стала Героем СССР в 1945 году. Евдокия Никулина, уроженка Калужской области, вышла в запас гвардии майором и после войны прожила до 1993 года. Раиса Аронова девушка из Саратова, вышла в отставку майором и скончалась в 1982 году. Героями СССР в доблестном 49 авиационном полку стали также Худякова Антониа, Ульяненко Нина, Гельман Полина, Рябова Екатерина, Попова Надежда, Располова Нина, Гашева Руфина, Сыртланова Магуба, Розанова Лариса, Сумарокова Татьяна, Парфенова Зоя, Доспанова Хиваз и Акимова Александра.

Поверка пулеметов. Слева ст. техник по вооружению 2-ой эскадрильи Нина Бузина. 1943 г

О каждой из этих великих женщин, а также о других девушках, что служили в 49 –м полку, именуемого фашистами «ночными ведьмами», можно написать не только статью, но и книгу. Каждая из них прошла трудный путь и достойна памяти и уважения. Советские женщины сражались не за партию и не за советскую власть, они воевали за наше будущее, за право последующих поколений жить свободными.

В 2005 году в свет вышло литературное «творение» под названием «Походно-полевые жены», авторами которого являются некие Ольга и Олег Грейг. Не упомянуть об этом скандальном факте, являющемся порождением попыток интерпретации исторической правды, было бы преступно. Упомянутые «творцы», гордым словом писателя их именовать нет желания, попытались очернить светлую память героических женщин утверждениями в их сексуальной распущенности и прочих пороках. В опровержение позорных и недалеких домыслов , хотелось бы напомнить, что ни один боец 49-го женского авиационного полка не покинул строй по причине гинекологических заболеваний или беременности. Не будем отрицать, что на основе реальной истории Нади Поповой и Семена Харламова, была освещена история любви в фильме «В бой идут одни старики», но люди с устойчивыми нравственными ценностями прекрасно понимают различия между сексуальной распущенностью и высоким чувством.

Герои Советского Союза: Таня Макарова, Вера Белик, Поля Гельман, Катя Рябова, Дина Никулина, Надя Попова. 1944 г

Война закончилась. Девушки на стоянке своих "ласточек". Впереди Серафима Амосова - зам. командира полка, за ней Герой Советского Союза Наташа Меклин. 1945 г

Герои Советского Союза командир эскадрильи Мария Смирнова и штурман Татьяна Сумарокова. 1945 г

Герои Советского Союза Надежда Попова и Лариса Розанова. 1945 г

Немцы называли их «ночными ведьмами», а маршал Рокоссовский — легендами. Маршал был уверен, что летчицы дойдут до Берлина, и оказался прав. Тихоходные ночные бомбардировщики ПО-2 «ночных ведьм» бомбили немцев, невзирая на погодные условия и все средства ПВО, а за штурвалом неизменно находилась женщина. О самых результативных асах 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка — в материале «Защищать Россию».

Ирина Себрова, Наталья Меклин, Евгения Жигуленко. Они служили в легендарном женском авиаполку Марины Расковой (46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиаполк), и их фронтовые биографии во многом похожи. Каждая из них была увлечена авиацией и с первых дней Великой Отечественной стремилась на фронт, у каждой были три года войны и путь от Кавказа до Германии. Даже звания Героев Советского Союза летчицы получили в один день — 23 февраля 1945 года.

Но вместе с тем, подвиги «ночных ведьм» уникальны — на счету бомбардировщиц около 1000 вылетов и десятки тонн сброшенных на вражеские позиции бомб. И это на деревянных бипланах ПО-2 , которые создавались никак не для военных целей и немецким силам противовоздушной обороны мало чем могли ответить!

«Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час. (…) бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолета», — вспоминала после войны летчица Наталья Кравцова (Меклин).

Ирина Себрова, 1004 боевых вылета

«Ира Себрова сделала в полку больше всех вылетов — 1004, даже произнести страшно. Я думаю, что во всем мире не найти летчика с таким количеством боевых вылетов» — писали в книге «Нас называли ночными ведьмами» сослуживицы летчицы Ирина Ракобольская и Наталья Кравцова (Меклин).

Ирина была одной из первых, кто обратился к Марине Расковой с просьбой зачислить ее в формирующийся женский авиаполк. И у девушки были аргументы — уже тогда, в октябре 1941-го, Себрова была опытной летчицей: окончила московский аэроклуб, работала инструктором и до войны выпустила несколько групп курсантов.

Боевым крещением для бомбардировщиц стали бои в районе Донбасса в мае 42-го. На легких бомбардировщиках ПО-2 , невзирая на погоду, они совершали по несколько боевых вылетов за ночь. Так проходили фронтовые будни Ирины, так набирался опыт.

«Летное дело любит, в полетах внимательна, выдержана, требовательна к себе, дисциплинирована», — говорилось в характеристике Себровой.

Вскоре стало понятно, что для девушки нет невыполнимых задач: сплошной туман, дождь, отсутствие видимости, горы, вражеские прожекторы и зенитки — любые сложности были ей нипочем.

Над Донбассом, Новороссийском и Эльтигеном, в Белоруссии, Польше и Германии Себрова поднимала свой самолет против врага. За годы войны она дослужилась до звания гвардии старшего лейтенанта, прошла путь от простого пилота до командира звена. Была трижды награждена орденом Красного Знамени, орденом Красной Звезды и Отечественной войны 2-й степени, множеством медалей, в числе которых «За оборону Кавказа».

Орден Ленина и золотую Звезду Героя летчица получила 23 февраля 1945 года за 792 боевых вылета. До конца войны и блестящего результата в 1000 самолетовылетов (1000-1008 — количество разнится в зависимости от источника; 1000 указано в представлении к ордену Красного Знамени от 15.06.1945) оставалось меньше трех месяцев…

Наталья Меклин (Кравцова), 980 боевых вылетов

Наталья росла на Украине, в Киеве и Харькове. Там окончила школу и аэроклуб, а в 1941-м переехала в Москву и поступила в Московский авиационный институт.

Началась война, и девушка вместе с другими студентами отправилась на строительство оборонительных укреплений под Брянском. Вернувшись в столицу, записалась, как и другие будущие «ночные ведьмы», в женскую авиационную часть Марины Расковой, окончила Энгельсскую военную школу пилотов, а в мае 42-го попала на фронт.

Была штурманом, а позднее переучилась на пилота. Первые вылеты в качестве летчика совершила в небе над Таманью. Ситуация на фронте была непростой, немецкие силы отчаянно сопротивлялись советскому наступлению, а противовоздушная оборона на занятых рубежах была насыщена до предела. В таких условиях Наталья стала настоящим асом: научилась уводить самолет от вражеских прожекторов и зениток, уходить невредимой от ночных истребителей немцев.

Вместе с полком командир звена гвардии лейтенант Наталья Меклин прошла путь длиной в три года, от Терека до Берлина, совершив 980 боевых вылетов. В феврале 45-го она стала Героем Советского Союза.

Является смелым бесстрашным летчиком. Все свои силы, все свое боевое мастерство отдает выполнению боевых заданий, — говорится в представлении к главной награде страны. — Ее боевая работа служит образцом для всего личного состава.

После войны Наталья Кравцова (фамилия мужа) писала повести и рассказы о Великой Отечественной. Наиболее известная книга — «Нас называли ночными ведьмами. Так воевал женский 46-й гвардейский полк ночных бомбардировщиков» — была написана совместно с ее фронтовой подругой Ириной Ракобольской.

Евгения Жигуленко, 968 боевых вылетов

«Немцы называли нас „ночными ведьмами“, а ведьмам было всего от 15 до 27 лет» — писала в воспоминаниях Евгения Жигуленко.

Ей был 21 год, когда в мае 1942-го она попала на фронт в сформированный Мариной Расковой 46-й ночной бомбардировочный авиаполк.

Первые боевые вылеты в небе над Донбассом совершила в качестве штурмана, работая с Полиной Макогон. Уже в октябре 1942-го за 141 ночной вылет на самолете ПО-2 получила первую награду — орден Красного Знамени. В представлении говорилось: «Тов. Жигуленко — лучший стрелок-бомбардир полка».

Вскоре, набравшись опыта, Жигуленко сама пересела в кабину пилота и стала одной из самых результативных летчиц в полку.

В ноябре 44-го гвардии лейтенанту Евгении Жигуленко было присвоено звание Героя Советского Союза. В боевой характеристике летчицы отмечалось «высокое боевое мастерство, настойчивость и мужество», описано 10 эпизодов опасных, но всегда результативных вылетов.

«…Когда же начались мои боевые вылеты в качестве летчицы, я стояла первой в строю как самая высокая по росту и, пользуясь этим, успевала первой добежать до самолета и первой вылететь на боевое задание. Обычно за ночь успевала совершить на один вылет больше, чем другие летчицы. Так благодаря своим длинным ногам я и стала Героем Советского Союза», — шутила Жигуленко.

Всего за три фронтовых года летчица совершила 968 вылетов, сбросив на нацистов около 200 тонн бомб!

После войны Евгения Жигуленко посвятила себя кино. В конце 70-х окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии, снимала фильмы. Один из них — «В небе „ночные ведьмы“» — посвящен боевой деятельности 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх