Арабские завоевания и создание Арабского халифата P S. Глава VII

Слайд 2

Слайд 3

После смерти Мухаммеда в Медине (летом 632 г.) халифом («заместителем» пророка), в результате долгих споров между мухаджирами и ансарами, был избран Абу Бакр, купец, старый друг, тесть и сподвижник Мухаммеда.

Слайд 4

Халифская власть досталась Абу Бакру (632-634) в то время, когда объединение Аравии ещё не было закончено. Сразу же после смерти Мухаммеда восстали многие арабские племена. Абу Бакр жестоко подавил все эти восстания.
Мухаммед и АбуБакр посещают бедуинов.

Слайд 5

После его смерти халифом стал другой сподвижник Мухаммеда - Омар (634-644).

Слайд 6

Уже при первом халифе началось завоевательное движение арабов

Длительная война между двумя великими державами того времени - Византией и Ираном, продолжавшаяся с 602 по 628 г., истощила их силы, что способствовало успеху арабов.

Слайд 7

К 640 г. арабы завоевали почти всю Палестину и Сирию. Много мирных жителей было захвачено в рабство. Но многие города сдались завоевателям лишь на основании договоров, которые гарантировали христианам и иудеям свободу культа и личную свободу под условием признания власти арабо-мусульманского государства и уплаты податей.

Слайд 8

К концу 642 г. Арабы завоевали Египет, заняв важнейший портовый город Александрию, в 637 г. взяли и разрушили столицу Ирана - Ктесифон, а к 651 г. завершили завоевание Ирана, несмотря на упорное сопротивление его населения.
Арабские завоеватели вступают во дворец персидских шахиншахов в Ктесифоне.

Слайд 9

Слайд 10

Завоевание арабами византийских областей и Ирана сопровождалось перераспределением земельного фонда. К завоевателям перешли земли иранских царей, и земли убитых в сражениях иранских дехканов. Но некоторые подчинившиеся арабам иранские и византийские землевладельцы сохранили свои владения.

Слайд 11

Возвращение с работы дехканина

  • Слайд 12

    Семейство Али - зятя Мухаммеда - получило поместья царей в Ираке. Сыновья халифов Абу Бакра и Омара стали тоже крупнейшими землевладельцами в Ираке, а мекканскиеОмейяды получили огромные владения в Сирии.

    Слайд 13

    На присвоенных землях арабские землевладельцы сохранили уже существовавшую до прихода арабов систему феодальной эксплуатации местных крестьян. Но многие «сподвижники пророка», став землевладельцами, эксплуатировали и в земледелии и в ремесле тысячи захваченных во время войн пленников-рабов.

    Слайд 14

    «Сподвижнику пророка» ибн Ауфу принадлежало 30 тыс. рабов; ибн Абу Суфьян, впоследствии халиф, на своих полях и в садах в одном только Хиджазе эксплуатировал 4 тыс. рабов; наместник Басры Мугира ибн Шуба требовал от своих рабов-ремесленников, поселённых в Медине и в других местах, по 2 дирхема ежедневно.

    Слайд 15

    Один из рабов Мугиры, перс-христианин Абу Лулуа, по ремеслу плотник и каменотёс, принёс однажды халифу Омару жалобу на своего господина и на его непосильные требования. Омар ничем не помог Абу Лулуа и тот, доведённый до отчаяния, на другой день убил халифа в мечети кинжалом.
    Халиф Омар (в 644г.).

    Слайд 16

    До начала VIII в. завоеватели сохраняли в захваченных областях местные порядки и прежних византийских и иранских чиновников. Поэтому первоначально всё делопроизводство велось в Сирии и Палестине на греческом языке, в Египте - на греческом и коптском, а в Иране и Ираке - на среднеперсидском.

    Слайд 17

    Ислам распространялся постепенно. Новообращённым халифы предоставляли различные льготы, но до середины IX в. в Халифате сохранялась широкая веротерпимость по отношению к христианам, иудеям и зороастрийцам.
    Для ислама этого периода особенно характерной являлась обращённая к народным массам проповедь смирения, терпения и довольства своим жребием.

    Арабские завоевания и создание Арабского халифата P. S. Не надейтесь отлынивать от учёбы в День Учителя – вас ждёт много нового и интересного: 3

    Возникновение ислама Слово «ислам» произошло от арабского «покорность» , «предание себя [Богу]» Ислам – самая молодая из мировых религий, зародилась на Аравийском полуострове, является монотеистической (вера в Единого Бога) Основатель религии – пророк Мухаммед. Приверженцы ислама называются мусульмане (от араб. «вручившие себя Богу») Священная книга мусульман – Коран

    Пять «столпов» ислама Вера в единого Бога – Аллаха Ежедневная пятикратная молитва Еженедельная молитва в мечети Пост в священный месяц Рамадан Хадж - паломничество в Мекку (необходимо совершить хотя бы раз в жизни) + долг мусульманина: в случае необходимости он обязан участвовать в священной войне за веру – джихаде.

    Начало арабских завоеваний 622 г. – «хиджра» – переселение Мухаммада и его приверженцев из Мекки в Ясриб (впоследствии Мединагород в Саудовской Аравии). Причина: гонения со стороны язычников. 630 г. – победа Мухаммада над язычниками, начало грандиозного распространения религии. Итог: в Аравии возникает единое мусульманское теократическое государство. Это исламское государство – Арабский халифат. *теократия – форма правления, когда власть принадлежит духовенству. Свод правил этого государства назывался шариат. Завоевательные походы последователей ислама: арабы разгромили и подчинили Иран, захватили Сирию, Палестину и Египет, принадлежавшие Византии, добровольно сдался им Иерусалим.

    Раскол исламского государства После смерти Мухаммада нужно было выбрать халифа («преемника») Первый халиф – Абу-Бакр, второй – Омар (Умар), третий – Осман (Усман), четвертый – Али. Муавия (наместник от мусульман в Сирии) обвиняет Али в содействии убийству Османа. Начинается смута, в результате которой Али мученически погибает. Последователей Али стали называть шиитами. Они признают Мухаммеда и также наделяют Али божественными чертами. Последователей Муавии стали называть суннитами. Они признают только Мухаммеда.

    Арабский халифат в VII – X веках. Власть халифов стала наследственной, а столицей стал сирийский город Дамаск. (у власти династия Омейядов) Продолжились арабские завоевания: были совершены походы в Индию, Среднюю Азию и в Северную Африку, захвачена большая часть Испании, мусульмане укрепились на Пиренейском полуострове. VIII век – вершина могущества. Возникновение исламской цивилизации. Середина VIII века - В результате восстания власть переходит к династии Аббасидов, в аппарат управления допускаются мусульмане других национальностей, а столицей халифата становится Багдад (Ирак). Власть багдадских халифов постепенно ослабевает, и в X веке Арабский халифат распадается на независимые исламские государства.

    Одной из тем ближайших встреч Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива станет, скорее всего, вынашиваемый США план создания «Ближневосточного стратегического альянса», некоего «арабского НАТО», имеющего явно антииранскую направленность. В нём смогли бы участвовать члены ССАГПЗ, в том числе и Катар. Для Ирана появления данного альянса явилось бы реальной угрозой и ослаблением его военно-политических позиций в регионе.

    В декабре 2018 года в Королевстве Саудовской Аравии (КСА) планируется проведение очередного саммита ССАГПЗ, в который входят 6 государств – КСА, Объединённые арабские эмираты (ОАЭ), Кувейт, Бахрейн, Оман, Катар. Главенствующая роль в ССАГПЗ принадлежит КСА как ведущей стране-члену в экономическом, политическом и военном отношении. Наряду с этим КСА позиционирует себя в качестве духовно-религиозного лидера суннитского арабо-мусульманского мира, хранительницы мусульманских святынь – городов Мекки и Медины, связанных с жизнью и деятельностью пророка Мухаммеда.

    В саммите ССАГПЗ, прошедшем в 2017 году в Кувейте участвовали главы только двух стран-членов – Кувейта и Катара. Это было связано с тем, что КСА, ОАЭ, Бахрейн, а также поддержавшие их Египет и ряд других мусульманских государств обвиняли Катар в поддержке террористических группировок, каковыми они считают движение «Братьев-мусульман» и которые, по заявлению этих стран, организовывали сеть террористических ячеек в данных странах с целью дестабилизировать здесь правящие режимы.

    Между КСА и Катаром имеет место достаточно давнее религиозно-политическое противостояние, обусловленное, во-первых, тем, что в этих странах исповедуются несколько различные течения ислама. В КСА – ваххабитское, а в Катаре – близкое к доктрине «Братьев-мусульман». Во-вторых, Катар, используя свои значительные финансовые возможности, получаемые от экспорта природных ресурсов, пытается конкурировать с КСА и играть всё большую роль как в ССАГПЗ, так и в регионе и даже в глобальной политике. КСА, ОАЭ, Бахрейн обвиняли Катар также в контактах с противостоящим им шиитским Ираном. В результате данные страны в 2017 году разорвали дипломатические отношения с Катаром и даже пытались организовать против него экономическую блокаду.

    Олег Барабанов

    Нынешний кризис в отношениях между Катаром и большинством других арабских стран Залива во главе с Саудовской Аравией имеет помимо прочего и важную идеологическую составляющую, а не просто борьбу за лидерство в регионе (и в исламском мире в целом). С этой точки зрения представляется весьма целесообразным рассмотреть Катар в контексте теории «ревизионистских держав», бросающих не только политический, но и идеологический вызовы сложившемуся статус-кво.

    Мнения экспертов

    Сейчас накал противостояния КСА и поддерживающих его стран с Катаром несколько ослаб, в виду чего на саммите в декабре 2018 года предполагается участие всех членов ССАГПЗ, в том числе Катара. Этот саммит созывается в преддверии другой, не менее важной встречи лидеров ССАГПЗ с руководством США, намеченной на январь 2019 года в Кэмп-Дэвиде.

    Предполагается, что в число вопросов, которые будут обсуждаться на этих встречах, войдёт и вынашиваемый США план создания «Ближневосточного стратегического альянса», некоего «арабского НАТО», имеющего явно антииранскую направленность. В нём смогли бы участвовать члены ССАГПЗ, Египет, Иордания и возможно ряд других арабо-мусульманских стран. Своё желание вступить в данный альянс высказал также Израиль, что, впрочем, маловероятно, учитывая его напряжённые отношения со многими мусульманскими странами.

    В случае создания этого блока его главным бенефициаром станет КСА, у которого существует наиболее острое противостояние с Ираном со времён исламской революции в Иране в 1979 году. Тем более что в ходе конфликта в Йемене, где Иран поддерживает хуситское движение, КСА не достигло ощутимых успехов. Более того, подразделения хуситов проникали даже на территорию КСА, где в столкновениях с ними имелись жертвы среди саудовских военнослужащих.

    Карим Хаггаг

    Прямых свидетельств того, что заметный сдвиг в американской политике в отношении длящегося уже третий год вторжения Саудовской Аравии в Йемен напрямую связан с убийством саудовского журналиста Джамаля Хашогги, нет. Но ясно, что негативные последствия этого инцидента стали для такой перемены побудительным мотивом. Под влиянием бури возмущения, поднявшейся во всём мире и внутри самих США, администрации Трампа пришлось оценить меру собственной ответственности и поставить под сомнение установку на безоговорочную поддержку военного вторжения Саудовской Аравии в Йемен.

    Мнения экспертов

    В случае создания «арабского НАТО» ситуация в йеменском конфликте может измениться в пользу КСА. Аналогичным образом это может сказаться на ситуации в сирийском конфликте, хотя здесь велика роль России, и «арабское НАТО» даже при поддержке США, вряд ли решится входить в военно-политическое противостояние с РФ.

    Появление «арабского НАТО» может также повлиять на ситуацию в Ливане и снизить здесь влияние движения «Хезболла», поддерживаемого Ираном. Ещё одним бенефициаром в случае создания «арабского НАТО» может стать Израиль, для которого Иран и движение «Хезболла» являются главными противниками в регионе.

    Для Ирана появления данного альянса явилось бы реальной угрозой и ослаблением его военно-политических позиций в регионе. Ответными мерами, которые мог бы предпринять Иран, станут попытки сближения со странами, которые имеют с ним более лояльные и партнёрские отношения, прежде всего – с Россией, а также – в случае продолжения давления на него со стороны США в ситуации их выхода из соглашения по иранской ядерной программе – возобновить работы на своих ядерных объектах, что явилось бы наихудшим сценарием. Тем не менее создание «арабского НАТО» является пока проектом, осуществление которого остаётся под вопросом.

    Аравийский полуостров с древнейших времен был заселен арабскими племенами. Традиционно подавляющую часть населения полуострова составляли бедуины - кочевники-скотоводы. В меньшей степени здесь было развито земледелие, носившее оазисный характер. Некоторые области (Йемен, район Мекки) специализировались на посреднической торговле со странами Северной и Северо-Восточной Африки, Средиземноморья, Индией.

    Кааба - главная святыня ислама. Представляет собой каменное здание в центре мечети аль‑Харам в Мекке. Кааба с вмурованным в нее черным камнем, якобы посланным Аллахом с неба, является главным объектом паломничества мусульман всего мира. Паломники 7 раз обходят вокруг Каабы и целуют заключенный в серебряное обрамление черный камень.

    Мечеть Омейядов в городе Дамаске. Построена при халифе Валиде I (705-712). В средние века эта мечеть, названная Великой, считалась чудом света. Она неоднократно подвергалась ограблениям и пожарам, но и сегодня считается одним из великолепных образцов архитектурного искусства.

    Древние ворота Багдада.

    50‑метровый минарет мечети апь‑Мальвийа в виде усеченного конуса с наружной спиральной лестницей в Самарре (Ирак).

    Бухара. Мавзолей Исмаила Самани. IX-X вв.

    Завоевания арабов в VII-IV вв.

    В VII в. в Аравии протекали процессы разложения первобытнообщинного строя и классообразования, усилилось социальное расслоение, выделилась племенная знать, завладевшая огромными землями, крупными стадами, рабами. В наиболее развитых районах уже возникли рабовладельческие, а кое‑где и раннефеодальные отношения. Сложились благоприятные условия для государственного объединения арабов. Ему во многом способствовало возникновение и распространение монотеистического учения ислама, основной идеей которого было единство всех мусульман (см. Религия). Мусульманская община стала ядром политического объединения страны.

    В начале 30‑х гг. VII в. арабы приступили к военным походам, завершившимся завоеванием стран Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Египта. Было создано обширное государство - Арабский халифат, в котором в руках халифа («преемника и заместителя посланника Аллаха - пророка Мухаммеда») была сосредоточена светская и духовная власть.

    В ходе военных кампаний арабы столкнулись с двумя могущественными державами того времени - Византией и Сасанидским Ираном. Ослабленные длительной борьбой друг с другом, обострением внутриполитических противоречий, они потерпели ряд поражений от арабов и уступили им значительные территории в Западной Азии и Северной Африке.

    В 30-40‑е гг. VII в. арабами были покорены Сирия и Палестина, Месопотамия, Египет, практически вся Северная Африка (включая Барку, Триполитанию, Ифрикию), Кипр. К 651 г. завершилось завоевание Ирана. Византийская Малая Азия подверглась многочисленным грабительским набегам со стороны арабов, предпринявших несколько неудачных попыток взять Константинополь. В начале VIII в. в состав арабского государства вошли Закавказье, области Средней Азии (Мавераннахр - территория между реками Амударьей и Сырдарьей). В 712 г. арабы вторглись в Индию и завоевали Синд (область по нижнему течению Инда), в 711-714 гг., разгромив государство вестготов, захватили большую часть Пиренейского полуострова.

    Подчинение чужих земель стало для арабской знати важным средством обогащения. Арабы получили огромные земли, военную добычу, пленников-рабов, собирали дань с покоренных народов. Первоначально в захваченных странах сохранялись местные порядки, старый государственный аппарат. Господствовавшие социально-экономические отношения не претерпели никаких существенных изменений. Сохранилась существовавшая система эксплуатации крестьянства, характерная для раннефеодального общества; в сельском хозяйстве и ремесле арабская знать широко использовала труд рабов, захваченных в военных походах. Рабский труд применялся на государственных работах - рытье и очистке каналов и т. д. (см. Рабство , Работорговля).

    В покоренных странах началась постепенная арабизация местного населения. Особенно активно этот процесс протекал там, где уже задолго до VII в. проживали довольно обширные группы арабов, - в Палестине, Сирии, Месопотамии, Египте. Закавказье, Иран и Средняя Азия так и не были арабизированы. Арабы воспринимали многие элементы культуры завоеванных народов.

    Вместе с расселением арабов по обширной территории распространялся ислам. Во всех частях халифата быстро росло число приверженцев мусульманской религии. По отношению к представителям других религий и культов - христианам, иудеям, зороастрийцам - соблюдался принцип веротерпимости. Иноверцы не преследовались, однако пользовались ограниченными правами по сравнению с мусульманами.

    В начале 2‑й половины VII в. халифат становится ареной острой внутриполитической борьбы между представителями различных знатных арабских родов. Междоусобная война положила начало расколу мусульман на сторонников Али (зятя пророка Мухаммеда) - шиитов и его противников - суннитов, привела к возникновению движения хариджитов.

    После убийства Али к власти приходит династия Омейядов, представлявшая один из родов племени курейш. Дамаск становится столицей, Сирия - столичной провинцией халифата. В период правления династии Омейядов (661-750) государство достигает больших успехов в социально-экономическом развитии. Совершенствованию товарно-денежных отношений способствует введение единой денежной системы во всем халифате, проводятся мероприятия по упорядочению налогово-податной системы, централизации государственного аппарата. Широкое распространение получает арабский язык, на котором ведется делопроизводство.

    В середине VIII в. в халифате вновь обострилась внутриполитическая борьба. На этот раз с претензиями на престол выступили Аббасиды - богатые иракские землевладельцы, потомки Аббаса, дяди пророка Мухаммеда. При Аббасидах было решено перенести столицу халифата из Дамаска. С этой целью был основан новый город - Багдад, официально называвшийся «Мадинат ас‑салям», что значит «город мира». Халифат периода правления Аббасидов (750-1258) называют Багдадским. При первых аббасидских халифах, включая Харуна ар‑Рашида (786-809), халифат являлся достаточно сильным и относительно централизованным феодально-теократическим государством. Он продолжал вести завоевательные походы (были захвачены Сицилия, Мальта, Крит), вел непрерывные войны со своим давним врагом - Византией. В государстве Аббасидов шли процессы дальнейшего совершенствования феодальных отношений. Усилившийся гнет и эксплуатация крестьян, ремесленников, трудового населения городов, незаконные поборы и притеснения со стороны администрации вызывали крупные народные движения, которые часто проходили под религиозными лозунгами. Восстания вспыхивали в разных уголках халифата. Особой силой и упорством отличались восстание под руководством Муканны (776-783) в Средней Азии, восстание Бабека (816-837), охватившее Южный Азербайджан, Армению и Западный Иран, восстание зинджей - темнокожих рабов в Ираке, привезенных из Африки, которых первоначально поддержали ремесленники и бедуины (869-883), карматское религиозное движение, потрясшее халифат в IX - начале X в. и проходившее под лозунгами социального равенства и справедливости.

    В 1‑й четверти IX в. начался политический распад Арабского халифата, единство которого держалось лишь на военной силе. Наблюдается быстрый рост крупной земельной собственности отдельных феодалов и семей, усиление их позиций в политической жизни, что в итоге привело к сепаратистским устремлениям, к обособлению отдельных частей халифата и их постепенному превращению в самостоятельные государства. Например, Хорасан, сохраняя номинальную зависимость от багдадского халифа, фактически управлялся членами династии Тахиридов (821- 873), в Египте к власти пришла тюркская династия Тулунидов (868-905), на территории современных Марокко - Идрисиды (788-974), Туниса и Алжира - Аглабиды (800-909). В IX в. возродилась местная феодальная государственность в Средней Азии, Армении, Азербайджане, Грузии. Халифат фактически распался на отдельные части, так и не сумев в дальнейшем восстановить свое былое могущество. Оплотом власти аббасидских правителей стал Ирак. В 945 г. западноиранская династия Бундов захватила Багдад, лишила Аббасидов политической власти, сохранив за ними только власть духовную. Окончательно халифат прекратил свое существование в середине XIII в., когда в 1258 г. его столицу покорили монгольские завоеватели.

    В период существования Арабского халифата высокого уровня развития достигла культура . Следствием длительного культурного взаимодействия арабов с завоеванными ими народами явилось взаимопроникновение элементов разных культур, их взаимное обогащение. На этой основе возникла богатейшая средневековая арабская культура. Известны имена замечательных арабских средневековых поэтов и писателей - Абу Нуваса (762-815), Омара ибн Аби Рабиа (644-712), Абу Таммама (ок. 796-843), Абу‑ль‑Фараджа аль‑Исфахани (897-967), аль‑Мутанабби (915-965), Абу Фираса (932-967) и других. На основе переработанных сюжетов персидских, индийских и других сказок стал складываться популярный сборник увлекательнейших сказок «Тысяча и одна ночь». Широкое распространение получил оформившийся классический литературный арабский язык и письменность на основе арабского алфавита. Накапливались и совершенствовались научные знания, развивались математика, астрономия, химия, медицина, география, философия, исторические и филологические дисциплины. Многие города стали крупными научными и культурными центрами. В Багдаде даже возникло особое учреждение - «Байт аль‑Хикма» («Дом мудрости»), при котором имелись богатейшая библиотека и обсерватория. Багдад стал центром переводческой деятельности, на арабский язык переводились научные и литературные памятники древности.

    На весь мир славились многие города халифата как крупнейшие центры ремесленного производства и торговли, известные великолепными памятниками средневековой арабской архитектуры. Это Багдад и Басра, Дамаск и Иерусалим, Мекка и Медина, Куфа и Нишапур, Бухара и Самарканд, Александрия, Кайруан и Кордова и многие другие города.

    Возникновение халифата тесно связано с зарождением такой мировой религии, как ислам, которая появилась в 7 веке. У истоков создания такого государства, как арабский халифат, стоит пророк Мухаммед, который исповедуя единобожие, объявил себя пророком и в городе Хаджизе создал общину из единоверцев.

    Постепенно расширяя сферу своего влияния, Мухаммед сумел заложить основу такого мощного государства, как арабский халифат. Приобретая с каждым годом всё больше единоверцев, мусульмане смогли завоевать целый ряд государств, которые и образовали такое мощнейшее азиатское государство, которым являлся арабский халифат.

    Почему империя называлась халифат?

    Образование халифата пошло усиленными темпами после смерти пророка Мухаммеда. Само слово «Халифат» имеет несколько значений:

    • Это название государства, во главе которого стоит халиф, то есть вотчина халифа;
    • Религиозно-политическая организация, вся власть в которой принадлежит халифу.

    Арабский халифат существовал с 632 по 1258 годы, за время своего существования, добился огромных успехов, как в искусстве войны, так и в культуре и науке. История халифата насчитывает 3 основных периода:

    1. Начался в 632 году. Данный период характеризуется преобладанием так называемого «чистого арабского духа» и праведностью правления 4-х халифов. В то время арабы больше всего ценили доблесть, честь и славу. Карта халифата за этот период значительно увеличилась, так как было завоёвано множество земель;
    2. Период династии Омейадов. Также характеризуется многочисленными военными походами;
    3. Воцарение, рассвет и упадок династии Аббасидов.

    Вот список исторических халифатов, которые обладали реальной властью:

    • Арабский халифат, который просуществовал до 1258 года;
    • Праведный халифат. Просуществовал с 630 по 661 годы;
    • Омеядский халифат. Его существование продлилось с 661 по 750 годы;
    • Кордовский халифат. Данная империя располагалась на территории современных государств Испания и Португалия. Кордовский халифат был образован в 929 году и просуществовал до 1031 года;
    • Аббасидский халифат был образован в 750 году и просуществовал до 1258 года. За эти годы данный халифат дважды попадал под власть завоевателей.

    Хотя по своей сути все эти халифаты кроме кордовского — это тот же арабский халифат, тем не менее, их принято выделять отдельно.

    Эпоха правления выборных халифов

    После смерти пророка Мухаммеда, страну начали раздирать споры, суть которых сводилась к тому, кто же станет новым халифом могучей империи. В конце концов, был выбран самый близкий человек из окружения Мухаммеда – Абу Бакр ас-Саддик. Будучи ревностным мусульманином, он начал своё правление с объявления войны всем неверным, которые после смерти Мухаммеда переметнулись к лжепророку Мусайлиме. Через некоторое время халиф Аба Бакр ас-Саддик разбил сорокатысячную армию неверных в битве при Аркабе, завоевав для своей империи новые обширные территории. Следующие выборные халифы продолжили расширять границы своей империи, пока последний из них Али ибн Абу Талиб не стал жертвой хариджитов, которые были отступниками от основной ветви ислама.

    Следующий халиф Муавия I захватил власть силой и назначил своим преемником сына, положив начало наследственной монархии.

    Развитие арабской империи до битвы при Пуатье

    Халиф Муавия I, который назначил преемником своего сына, безжалостно расправлялся со всеми противниками ислама. Его сын Язид I ещё больше раздвинул границы империи, но был осуждён народом за убийство внука пророка Мухаммеда. Его сын продержался у власти не более года, после чего халифом стал представитель поддинастии Марванидов.

    Арабская империя в этот период захватила огромные территории в Индии, Афганистане, на Кавказе, и даже часть Франции оказалась в руках у арабов. В Европе остановить завоевателей удалось только в 8 веке великому полководцу франков Карлу Мартелю. Его войска смогли разбить намного превосходящие силы противника в битве при Пуатье.

    Государственный строй империи в этот период характеризуется появлением касты воинов. Арабы хотя и жили на захваченных территориях, но их жизнь мало чем отличалась от жизни в военном лагере – в любой момент нужно было ожидать нападения врага. Этому немало поспособствовал очередной халиф Умар I. Именно он сделал из воинов ислама настоящую воинствующую церковь. Любой, кто не принимал мусульманство, подлежал немедленному уничтожению.

    Ближе к концу данного периода уменьшилось количество военных походов. Роль профессиональных воинов уменьшилась, и они постепенно стали превращаться в помещиков. Так как раньше существовал запрет на покупку воинами земель, они были вынуждены всю свою жизнь проводить в битвах. После снятия запрета, количество помещиков резко возросло.

    Халифат династии Аббасидов и ослабление халифата

    Халифат династии Аббасидов является настоящим «золотым веком» в истории развития арабского государства. Воспоминания об этом времени до сих пор является гордостью всех мусульман. В эту эпоху на главенствующее место вышла не политическая власть, а религиозное влияние.

    Аббасиды способствовали развитию государства, в эпоху их правления появилось множество знаменитых на весь мир учёных, полководцев, историков, медиков, поэтов и торговцев. Арабские летописцы и купцы объездили весь мир, составили множество карт.

    Уже в 9 веке в Арабском халифате были заложены основы тех процессов, которые в конечном итоге привели к его уничтожению. Эту ошибку совершил халиф Мутасим, который ещё до прихода власти начал готовиться, набирая для себя личную гвардию из тюрков. Для этого, он сначала скупил всех тюркских рабов в Багдаде. После прихода к власти, он продолжал выделять свою тюркскую гвардию, которая с годами сделалась подобной римской преторианской гвардии. Постепенно тюркская гвардия стала настолько влиятельной, что диктовала свои условия халифам, которые фактически потеряли реальную власть.

    В этот же период персы, почувствовав слабость арабского халифата, начали поднимать восстания, которые в конечном итоге привели к отколу Ирана от империи. Централизованная власть настолько ослабла, что Египет и Сирия тоже обрели независимость. Другие государства, которые входили в состав арабского халифата, тоже заявили свои права на независимость.

    Распад халифата

    Так как власть халифов серьёзно ослабла, начиная с 847 года, правители пытались заручиться поддержкой духовенства, чтобы те повлияли на народ. Начался период гонения всех отраслей наук, не исключая даже математику. Учёные объявлялись врагами ислама и безжалостно уничтожались. Ничего хорошего из этого не вышло. Умнейшие люди покинули халифат, а оставшиеся не в силах были как-то повлиять на ситуацию.

    Уже в начале 10 века тюркская гвардия полностью захватила власть в стране, оставив халифам только Багдад и громкие титулы. Вскоре династия Буидов, заметив ослабление халифата, собрала войско и получила власть над империей почти на 100 лет, хотя прежние халифы всё ещё юридически считались правителями страны.

    В 11 веке власть в арабском халифате захватили турки-сельджуки, которые практически уничтожили мусульманскую цивилизацию. Через 200 лет территория некогда могущественного государства была вновь разграблена очередными захватчиками. На этот раз это были монголы, которые окончательно уничтожили арабский халифат.

    Самый известный арабский халиф

    Багдадский халиф Харун ар Рашид был самым знаменитым халифом в истории арабского государства. Считается, что именно при нём арабский халифат достиг вершины развития. Правитель очень благоволил к различным учёным, поэтам и литераторам. Однако, весьма развитый в духовной сфере правитель, был совершенно непригодным в качестве военачальника или жесткого администратора. При его правлении страна оказалась предоставленна рукам чиновников, которые спешили набить свои собственные карманы. Точно известно, что Харун ар Рашид послужил прообразом халифа из знаменитой на весь мир книги сказок «Тысяча и одна ночь».

    Несмотря на все минусы правителя, именно он смог собрать в своей стране достижения знаменитых мировых культур различных эпох, объединив их на основе арабского языка. При Харуне ар Рашиде империя прекратила экспансию, поэтому бурно начала развиваться торговля. Так как богатому государству требовалось множество различных товаров, которых не было в арабском государстве, торговля послужила толчком к развитию мореплавания. Стали развиваться различные ремесла и искусства. В те времена арабские мастера прославились как лучшие оружейники. Знаменитые дамасские сабли и прочее богато украшенное оружие ценилось на вес золота.

    Кордовский халифат, его расцвет и падение

    Кордовский халифат был основан одним из потомков Омеядов, который был вынужден покинуть арабский халифат. Потерявший власть Абд ар-Рахман I в 756 году принял титул эмира. Стремясь восстановить свою власть, он подчинил себе всех мелких правителей на территории современной Португалии и Испании. Его потомок Абд ар-Рахман III в 929 году торжественно провозгласил себя халифом. Именно в годы правления этого халифа и его сына, кордовский халифат достиг своего наивысшего рассвета.

    Воины халифата наводили ужас на всю средневековую Европу, а уровень жизни халифата намного превосходил европейский уровень жизни того времени. Часто европейцы смеялись над воинами халифа, которые соблюдали гигиенические процедуры, называя их «чистюлями».

    В начале 11 века кордовский халифат потерял сильную централизованную власть и распался на ряд мелких эмиратов.

    Арабский халифат сегодня

    Сегодня можно наблюдать за попыткой возрождения арабского халифата. Печально известная своими терактами группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» давно уже заявила всему миру, что создаёт новый халифат, который превзойдёт своей славой все достижения средневекового арабского халифата. Воспользовавшись постоянными сварами племён и религиозных группировок, бандиты захватили часть территории Сирии и Ирака. Объявив о создании Исламского государства, группировка провозгласила своего лидера халифом, и предложила всем правоверным мусульманам присягнуть на верность новому халифу всех мусульман Абу Бакру Багдади. Громко заявляя о своих правах терактами по всему миру, группировка пыталась узаконить захват территорий Ирака на политической карте мира.

    Тем не менее, притязания экстремистской группировки на абсолютную власть не только в регионе, но и во всём мире, породили недовольство среди других бандитских и религиозных группировок. Например, знаменитая «Аль-Каида», после нескольких попыток направить развитие новоиспечённого халифата в соответствие со своими интересами, полностью отреклась от «Исламского государства».

    Даже такие серьезные государства, как ОАЭ и Саудовская Аравия, восприняли заявления Исламского государства, как личное оскорбление. Особое недовольство выказывает король Саудовской Аравии, который имеет титул «Хранитель двух святынь», что по мнению многих мусульман практически равнозначно титулу халифа.

    Военные действия против Исламского государства

    Войска США, недовольные агрессивными действиями новоиспечённого халифата, давно уже вели войну с Исламским государством. Создавалось впечатление, что Америка была не заинтересована в окончании этого конфликта. Иначе как можно объяснить тот факт, что одна из мощнейших мировых держав никак не могла расправиться с кучкой бандитов, возомнивших себя правителями мира.

    Вмешавшись в данный конфликт в 2015 году, Россия нанесла ряд ударов по позициям и объектам Исламского государства в Сирии. К декабрю 2016 года российская авиация совершила более 30 000 боевых вылетов, уничтожив более 62 000 вражеских объектов. 6 декабря 2017 года замминистра обороны России В.Герасимов заявил, что территория Сирии полностью зачищена от боевиков Исламского государства.

    Арабский халифат внёс бесценный вклад в мировую культуру. До сих пор люди во всём мире читают знаменитых поэтов той эпохи. Попытка террористов возродить халифат в настоящее время, опираясь на грубую силу, смотрится просто смешно.

  • Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх