Духовная коллегия созданная в 1721 году. «Духовный Регламент» как главный документ церковной реформы Петра I Великого

Как высший орган церковной власти и одновременно государственное ведомство, с момента открытия 14 февраля - Святейший Правительствующий Синод . "Духовный регламент" определял структуру и функции Святейшего Правительствующего Синода и устанавливал систему государственного контроля над деятельностью Церкви. Первая публикация "Духовного регламента" последовала 16 сентября 1721 г. Его значение вышло за рамки инструкции для одной из петровских коллегий.

Основой "Духовного регламента" была составленная Псковским архиепископом Феофаном (Прокоповичем) по заданию Петра I «Книга сия, Духовнаго коллегиума описание и рассуждение содержащая...» (1718-1720). Она была отредактирована и дополнена царем. В феврале 1720 г. текст был заслушан и одобрен Сенатом и архиереями, находившимися в Санкт-Петербурге, а затем подписан Петром I. В том же году в Москве, Казани и Вологде были собраны подписи других архиереев, архимандритов и игуменов. Всего под документом подписались 87 духовных лиц, большинство из которых с текстом детально не знакомились и своего отношения к нему не выразили. Позже других подпись поставил местоблюститель Патриаршего престола Рязанский митр. Стефан (Яворский) , который ссылался на неясность отдельных положений "Духовного регламента". Петр I обратился к Константинопольскому патриарху Иеремии III с просьбой, чтобы он, посовещавшись с другими патриархами, подтвердил признание Синода. При этом текст "Духовного регламента" не был выслан в Константинополь. В г. Иеремия III прислал утвердительную грамоту, в которой извещал о признании Синода своим «во Христе братом». Аналогичные грамоты были получены и от других патриархов.

Создание "Духовного регламента" вытекало из общего направления церковной политики Петра I, которую он формулировал как «исправление духовного чина». Она заключалась в ликвидации патриаршей системы управления Церковью, устранении возможности оппонирования царю со стороны Церкви, результатом чего явилось снижение влияния Церкви на общество. Идейным источником "Духовного регламента" послужили протестантские теории о верховенстве светской власти в духовных делах. На их основе архиеп. Феофан (Прокопович) выработал обоснование прав российского царя как верховного блюстителя «правоверия и всякого в Церкви святой благочиния» , имеющего власть над Церковью, подобно германским протестантским князьям, распространявшим свою светскую и одновременно духовную власть на принадлежащие им территории. Кроме того, архиеп. Феофан исходил из положений популярной тогда в Западной Европе теории «естественного права», правовых концепций «полицейского государства», которые не оставляли Церкви и вере самостоятельного места в обществе. Церковь рассматривалась как один из инструментов достижения «общего блага», как элемент государственной системы воспитания, образования подданных и контроля над ними. Текст "Духовного регламента" местами приближается по форме к политическому трактату, содержит резкую критику прежних порядков церковного управления и образа жизни духовенства.

В "Духовном регламенте" определен состав Синода - 12 человек, в т. ч. 3 архиерея, а также архимандриты, игумены и протопопы. Его возглавлял президент (председатель). Однако, согласно манифесту от 25 января 1721 г., в Синод входили президент, 2 вице-президента, 4 советника и 4 асессора, т. е. всего 11 человек. На практике состав и структура неоднократно менялись. При этом все члены Синода, включая президента, имели равные голоса, каждый из них подлежал суду Синода. Президент лишь символически представлял собой первоиерарха, а на практике не отличался по своим правам от других членов Синода. Являясь высшим административным и судебным органом Русской Церкви, Синод не обладал властью патриарха, действовал от имени царя, получал от него к исполнению указы и повеления по всем церковным делам. Вошедшая в "Духовный регламент" присяга членов Синода мало отличалась от присяги военных и гражданских служащих, обязывала высших церковных иерархов быть «верными, добрыми и послушными рабами и подданными» царя, делать все, что служит к укреплению самодержавной власти. Так, члены Синода обязывались объявлять о любых полученных ими сведениях «о ущербе... Его Величества интереса, вреде и убытке». Царь считался «крайним судией» Духовной коллегии и именовался, в частности, «христом Господним». В г. Синод отменил эту форму присяги.

Основной текст "Духовного регламента" состоит из трех частей. В первой обосновываются преимущества коллегиального органа перед единоличной системой управления делами Церкви. Аргументация строится на упрощенном представлении о малоэффективности патриаршей власти, о ее подверженности бюрократическим порокам, некомпетентности, о пристрастности и даже об опасности для существования самодержавного государства. В качестве примеров опасного усиления церковной власти приводятся указания на византийскую историю, историю папства и подобные «у нас бывшие замахи» . Учрежденный же царем Синод сравнивается с соборной практикой прошлого, с «соборным духовным правительством» . Выражается уверенность, что он станет «школой правления духовного» , школой будущих архиереев, благодаря которой «скоро от духовного чина грубость отпадет» . Все же архиеп. Феофан не сумел найти убедительного канонического оправдания отмены Патриаршества и замены его Синодом, его аргументы не выдержали критики с канонической точки зрения.

Во второй части определяется круг полномочий Синода, связанных с общецерковными проблемами и церковным управлением. Признавалось необходимым активно бороться с суевериями, тщательно проверять на предмет соответствия христианскому учению бытующие молитвы, акафисты, издаваемую церковную литературу, осуществлять духовную цензуру, проверять известия об обретении мощей, о чудесах, происходящих от икон, и т. п. Требовалось упорядочить правила церковной службы, в частности не допускать двоегласия и многогласия. Для просвещения народа предписывалось составить три книги: с изложением главных христианских догматов и десяти заповедей; «о собственных всякого чина должностях»; сборник высказываний св. отцов о грехах, добродетелях и т. д. Эти книги следовало распространить и читать в церквах прихожанам в воскресные и праздничные дни. Далее формулировались обязанности епископов. Архиереи должны были знать правила Вселенских и Поместных Соборов. От них требовалось не реже чем раз в два года объезжать свою епархию, долгое отсутствие в епархии осуждалось. При невозможности управлять епархией следовало назначить несколько человек из духовенства для ведения дел. В случае возникновения вопросов по управлению нужно было сноситься с архиереями из соседних епархий, а затем с Синодом. Епископы должны были следить за поведением духовенства своей епархии, вершить духовный суд, в т. ч. над мирянами, при этом объявлять анафему они могли только с разрешения Синода. Суд Синода - высшая судебная инстанция, куда, в частности, следовало направлять жалобы на епископов. Архиерей должен был два раза в год посылать в Синод рапорты о положении дел в епархии. В "Духовном регламенте" есть пункты, запрещающие оказывать излишние почести архиереям (водить их под руки, кланяться им в землю). Еще большей критике подвергаются архиерейские слуги, за которыми нужно следить, чтобы при посещении городов и монастырей они «благочинно и трезво пребывали и не творили б соблазна».

Во второй части также приводится подробная программа создания духовных училищ . На первое место ставилась проблема отбора учителей. Согласно "Духовному регламенту", училища должны были быть закрытыми учреждениями монастырского типа во главе с ректором и префектом, содержаться на средства архиерейских домов и сборы с церковных и монастырских земель. При училищах открывались общежития («семинарии») с церквами, библиотеки. Предусматривались редкие свидания учащихся с родными, распределение времени по точным «регулам», строгий надзор за учениками. Курс обучения разделялся на восемь классов, преподавались латинский, греческий, древнееврейский и церковнославянский языки, география, история, арифметика, геометрия, логика, диалектика, риторика, пиитика, физика, метафизика, политика и богословие (в течение двух лет). Обучать следовало детей священнослужителей и «прочих, в надежду священства определенных». Окончившие училища становились священниками, а если принимали монашеский постриг, - игуменами и архимандритами. Отдельно говорилось о «проповедниках слова Божия» . Произносить проповеди могли лишь те, кто обучался в духовных училищах. Указывались цели проповеди: побуждение к покаянию, к исправлению, к почитанию власти, искоренение суеверий и т. д. В качестве образца всем рекомендовалось читать труды свт. Иоанна Златоуста . Проповедники призывались к скромности и сдержанности. Заключение второй части посвящено статусу мирян , их отличиям от духовенства. Миряне должны были причащаться не менее одного раза в год. Запрещались все домовые храмы , кроме принадлежавших членам царской фамилии. Помещиков призывали посещать приходские церкви и не стыдиться «быть братиею, хотя и крестьян своих, во обществе христианстем». Прихожане могли сами избрать кандидата в священники, при этом они должны были подать епископу сведения, что избранный «жития доброго и неподозрительного», и указать, какая ему полагается руга или земля. Венчаться можно было только в приходе жениха или невесты. Кроме того, упоминалась борьба со старообрядчеством . Так, старообрядцев запрещалось «возводить на власти, не токмо духовные, но и на гражданские». Следовало выявлять тайных старообрядцев, их укрывательство строго осуждалось.

Третья часть определяет функции и обязанности членов Синода , координирует его деятельность с работой других учреждений. Члены Синода должны были, в частности, рассматривать богословские сочинения перед их опубликованием, проверять кандидатов на епископскую хиротонию, контролировать использование церковного имущества, защищать духовенство перед мирскими судами. Еще одной обязанностью была борьба с подаянием милостыни трудоспособным людям, «прошакам», а также с корыстолюбием священников, требующих платы за совершение треб (добровольное пожертвование не возбранялось).

В "Духовном регламенте" было предусмотрено, что члены Синода могут дополнять его текст с согласия царя. Поскольку в первоначальном варианте очень мало говорилось о белом духовенстве и монашестве, члены Синода составили «Прибавление о правилах причта церковного и чина монашеского» и опубликовали его в 1721 и 1722 гг. без ведома Петра I. В 1722 г. «Прибавление...» было переработано Петром I и опубликовано в окончательной редакции . В первом разделе речь идет о правилах поставления священников , их отношениях с причтом, духовной и светской властью. Кандидат в священники и диаконы должен был хорошо знать вероучительные книги, в перспективе предполагалось избирать только из окончивших духовные училища. Перед поставлением требовалось публично проклясть все «раскольнические согласия» и принести присягу императору. Не следовало ставить к одной церкви много священников и диаконов, еще больше осуждались те, кто оставлял свою церковь и «волочился семо и овамо» , им грозило наказание вплоть до лишения сана. Декларировался принцип соблюдения тайны исповеди , за исключением тех случаев, когда кто-либо, не раскаиваясь, сообщал о своем намерении совершить преступление против государственной власти или монарха или собирался сознательно оповестить о «ложном чуде»,- священники были призваны объявлять об услышанном. «Прибавление...» предписывало применять правила о епитимиях с рассуждением, учитывая конкретную ситуацию (например, не накладывать епитимию, если кающийся при смерти). Священники предостерегались от протежирования своим родственникам при выборе церковнослужителей, а также от различных «бесчинств»: пьянства, ссор, участия в кулачных боях и т. д. Кроме того, приходские священники должны были вести метрические книги .

Литература

  • ПСЗ. Т. 6. № 3718, 4022
  • Верховской П. В. Учреждение Духовной коллегии и «Духовный регламент». Р.-н/Д., 1916. Т. 2.
  • Кедров Н. И. «Духовный регламент» в связи с преобразовательною деятельностью Петра Великого. М., 1866
  • Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868
  • Востоков Н. М. Свят. Синод и отношения его к др. гос. учреждениям при имп. Петре I // ЖМНП. 1875. Июль. С. 52-85; Авг. С. 153-198; Дек. С. 358-378
  • Морозов П. О. Феофан Прокопович как писатель. СПб., 1880
  • Попов Вл. И. О Свят. Синоде и установлениях при нем в царствование Петра (1721-1725 гг.) // ЖМНП. 1881. Февр. С. 222-263; Март. С. 1-51
  • Темниковский Е. Н. Один из источников «Духовного регламента» // Сб. Харьковского ист.-филол. об-ва. 1909. Т. 18
  • Голубинский Е. Е. О реформе в быте Рус. Церкви: Сб. ст. М., 1913
  • Верховской П. В. Учреждение Духовной коллегии и «Духовный регламент». Р.-н/Д., 1916. Т. 1
  • Cracraft J. The Church Reform of Peter the Great. Stanford, 1971
  • Смолич. История РЦ. Кн. 8. Ч. 1. С. 88-102 и др.
  • Живов В. М. Неизв. соч. митр. Стефана Яворского с протестом против учреждения Синода // Петр Великий: Сб. ст. М., 2007. С. 241-333.

Использованные материалы

  • Е. В. Анисимов. Духовный Регламент// Православная Энциклопедия, том 16, С. 433-435

Петр не отрицал Церкви как учреждения, но обращался к ней с прагматической стороны – как на учреждение, приносящее государству двоякую пользу: в области образования и посредством морального влияния на свою паству. Поэтому Петр последовательно стремился к превращению Церкви в часть государственного управления, имеющего воздействие на народ. Что оправдано с точки зрения рассудочной религиозности, сводившей всю религию и религиозную жизнь к морали. Такое мировоззрение определяло все направлявшиеся им мероприятия духовной власти. Петр и свои обязанности самодержца таким же образом. Долг самодержца: управление народом и преобразование жизни этого народа в направлении, угодном царю. Петр был человеком верующим, но метафизическую сторону Православия не понимал или недооценивал. В религии он признавал ценным только ее этическое содержание и соответственно воздействие на общество – важнейшая сторона религии для государственной жизни народа. Петр понимал внутреннюю связь русского народа с православием и значение православия для национального и, следовательно, государственного самосознания. Поэтому он видел в Церкви учреждение, необходимое для интересов государства.

Продолжительное время Петр довольствовался временными мерами, но с 1718 года, когда победа над шведами не оставляла сомнений, он интенсивно занялся реорганизацией церковного управления. По убеждению Петра, государственным институтам надо было перепоручить контроль над Церковью. Такая установка недвусмысленно выражена уже в указе от 2 марта 1717 г., в котором говорится, что «духовный чин» должен подчиняться Правительствующему Сенату. Политика Сената вскоре поставила местоблюстителя патриаршего престола в зависимое положение. После учреждения коллегий (1718 – 1720), подотчетных Сенату, и реформ местной администрации (1719) определилась новая структура государственного аппарата. Теперь настало время приспособить церковное руководство к государственному механизму, включив первое во второй. Необходимость коллегиального принципа управления Церковью представлялась царю таким же самоочевидным делом, как и подчинение Церкви его царской воле. Петру было ясно, что введение этого порядка посредством официального указа выглядело решительным переворотом в глазах клириков и народа, и потому он желал дать своей реформе мотивированное и доходчивое обоснование . Когда мысль об отмене патриаршества у Петра окончательно созрела и настало время издать законодательный акт, который разъяснял бы и оправдывал это нововведение, то единственным, кому Петр мог доверить это щекотливое и ответственное дело, оказался молодой Псковский архиепископ Феофан Прокопович .

Феофан был безусловно самым образованным человеком в окружении Петра, а может быть, даже самым образованным русским человеком XVIII в. с универсальными интересами и познаниями в области истории, богословия, философии и языкознания . Феофан был европейцем, он «разделял и исповедовал типическую доктрину века, повторял Пуффендорфа, Гроция, Гоббса... Феофан почти веровал в абсолютность государства» Петру было важно не только то, что Феофан обладал всеми этими знаниями, была еще одна веская причина доверить именно ему обоснование намеченной перестройки церковного управления: Петр был убежден в преданности Феофана своим реформам. Феофан понимал это и выполнил порученное, не жалея ни сил, ни времени, вложив в дело всего себя. Он был преданным приверженцем петровских реформ и официальным апологетом правительственных мер, что проявлялось неоднократно, особенно же в его трактате «Правда воли монаршей». Взгляды Феофана на взаимоотношения между государством и Церковью целиком совпадали со взглядами Петра: оба искали подходящий образец в церковных установлениях Пруссии и других протестантских стран . Для царя было естественно поручить написание «Духовного регламента» Феофану, так же как для Феофана было естественно ждать такого поручения.

«Духовный Регламент» и есть главный акт петровского законодательства о церкви, заключающий в себе важнейшие начала реформы и целый ряд отдельных мер, из которых самое видное место занимает замена единоличной патриаршей власти коллегиальным управлением Синода. «Регламент был общим делом Феофана Прокоповича и самого Петра. В Феофане Петр нашел понятливого исполнителя и истолкователя своих пожеланий и мыслей, не только услужливого, но и угодливого. Для Петровской эпохи вообще характерно, что под образом законов публиковались идеологические программы. Феофан составил регламент именно для такой «коллегии» или «консистории», какие для духовных дел учреждались и открывались в реформированных княжествах и землях».

Думается, Петр дал Феофану некоторые директивы, но в целом содержание «Регламента» отражает церковно-политические воззрения Феофана, тогда как в стиле виден его ничем не стесненный темперамент. «Регламент» был задуман не только как комментарий к закону, но должен был сам заключать в себе основной закон церковного управления. Однако эта цель была достигнута лишь частично и далеко не лучшим образом, так как в написанном тексте нет четких юридических определений даже структуры и полномочий руководящих органов .

Автор Регламента разделил его на три части: в первой он дает общее определение нового устройства церковного управления посредством духовной коллегии и доказывает его законность и необходимость, во второй определяет круг ведения Синода, в третьей – обязанности отдельных духовных лиц, обращая при этом особенное внимание на епископов. По своей форме и отчасти по содержанию «Духовный Регламент» не есть только чисто законодательный акт, но вместе и литературный памятник. Своим тоном «Духовный Регламент» заставляет вспомнить «Левиафан» Гоббса. Она провозглашает необходимость самодержавия, так как все человеческие существа по своей природе порочны и неизбежно начинают воевать друг с другом, если их не сдерживает твердая автократическая власть, чего не происходило прежде, когда власть патриарха соперничала с властью царя. Характер его изложения весь проникнут духом современной борьбы реформы с противодействовавшими ей предубеждениями и явлениями, и потому отличается обиличительным направлением, тенденциозностью, даже страстностью . О винах новой формы церковного управления в нем говорится, что коллегиальное управление, в сравнении с единоличным, может решать дела скорее и беспристрастнее, менее боится сильных персон и, как соборное, имеет больше авторитета.

«Регламент» наполнен общими теоретическими рассуждениями, например, о превосходстве коллегиального управления перед единоличным. Регламент содержит в себе разные проекты об учреждении в России академий, а нередко впадает в тон сатиры. Таковы, например, места о власти и чести епископской, об архиерейских визитациях, о церковных проповедниках, о народных суевериях, разделяемых и духовенством. «Регламент есть в сущности политический памфлет. В нем обличений и критики больше, чем прямых и положительных постановлений. Это больше, чем закон. Это манифест и декларация новой жизни. И с намерением под таким памфлетом и почти сатирой отбирались и требовались подписи у духовных властей и чинов, – и при том в порядке служебной покорности и политической благонадежности» . Вообще Духовный Регламент излагает в строго законодательной форме только общие начала и порядок синодального управления, и только в этой части своего содержания он до сих пор сохраняет свою обязательную силу: учреждение Синода вместо патриаршества, круг деятельности центрального церковного управления, отношение Синода к высочайшей власти и к областной церковной (епархиальной администрации), – все это в существе дела остается в том же виде, как определено Петром в его Духовном Регламенте. Но этот же самый законодательный акт предоставляет Синоду право пополнять свой Регламент новыми правилами, представляя их на высочайшее утверждение.

Детали всего законодательного процесса изложены в конце «Регламента» в следующих словах: «Сия вся зде написанная первее сам всероссийский монарх, Его Царское священнейшее Величество слушать пред собою чтомая, рассуждать же и исправлять благоволил 1720 года, февраля 11-го дня. А потом по указу Его Величества преосвященныи архиереи, архимандриты, купно же и правительствующие сенаторы слушали же и, рассуждая, исправляли сего ж февраля 23-го дня. То же в утверждение и в исполнение непреложное, по приписанию рук присутствующих духовных и сенаторских персон, и сам Его Царское Величество своею собственною рукою подписать соизволил». Проект, составленный Феофаном, был исправлен Петром (заменена была главным образом личная форма документа). Этот первый момент рождения церковной реформы протекает в полном секрете от церкви и ее иерархии. Реформа – продукт воли абсолютного монарха. Далее документ был передан на рассмотрение сенаторов и ряда духовных лиц, среди которых, кроме автора документа, были такие архиереи: Стефан Яворский, Сильвестр Холмский, Питирим Нижегородский, Аарон Еропкин, Варлаам Косовский. Духовные лица, отметив необходимость небольших исправлений, заявили в отношении Регламента в целом, что «все учинено изрядно» .

После заседания Петр отдал Сенату следующий приказ: «Понеже вчерась от вас же слышал, что проект о Духовной коллегии как архиереи, так и вы слушали и приняли все за благо, того ради надлежит архиереям и вам оной подписать, которой и Я потом закреплю. А лучше два подписать и один оставить здесь, а другой послать для подписания прочим архиереям». Однако распоряжение это было адресовано не местоблюстителю, а Сенату, по указу которого в мае 1720 г. майор Семен Давыдов и архимандрит Иона Сальников собрали подписи епископов всех двенадцати епархий (за исключением Сибирской из-за ее отдаленности), а также архимандритов и настоятелей важнейших монастырей. В инструкции Сената к уполномоченным стояло: «А буде кто подписыватца не станет, и у того взять на письме за рукою, какой ради притчины оной не подписываетца, чтоб о том показал имянно... и что у него будет чинитца, о том ему в Сенат на почте писать по вся недели». Епископы хорошо представляли себе последствия отказа, и царю не составило труда достигнуть своей первой цели: высшее русское духовенство беспрекословно подписало «акт о капитуляции» Церкви перед государством.

В результате Регламент подписали все архиереи, за исключением Белгородского и Сибирского (к последнему, видимо, далеко было ехать), 48 архимандритов, 15 игуменов и 5 иеромонахов. Только местоблюститель патриаршего престола Стефан Яворский некоторое время уклонялся от подписания «Духовного Регламента», ссылаясь на неясность отдельных его пунктов, но и он должен был уступить. Успешно завершив «боевую операцию», подполковник Давыдов 4 января 1721 года вернулся в Санкт-Петербург, а 25 января Петр подписал манифест об учреждении Духовной Коллегии в составе президента – Стефана Яворского, двух вице-президентов – Феодосия Яновского и Феофана Прокоповича. Манифестом президент Духовной Коллегии был наделен равными правами с другими ее членами, и тем самым была парализована его возможность оказывать какое-либо особое влияние на решение церковных вопросов. Императорский манифест обязывал членов высшего церковного органа перед вступлением в должность приносить присягу «крайнему Судье Духовной Коллегии, самому всероссийскому монарху». С 25-го января по 14-е февраля постепенно все назначенные 11 членов Коллегии являлись в Сенат, получали указ и приносили присягу, как это полагалось для всех коллегий, несущих службу государеву и состоящих под одной покрывающей их сенатской «шапкой».

Осенью 1721 года, более чем через полгода после открытия действий Синода, «Духовный Регламент» был напечатан. Печатное издание «Регламента» получило следующий заголовок: «Духовный регламент», благодатиею и милосердием Человеколюбца Бога, тщанием же и повелением Богом даннаго и Богом умудреннаго всепресветлейшаго державнейшаго государя Петра Перваго, императора и самодержца всероссийскаго и прочая, и прочая, и прочая, в святой православной Российской Церкви по соизволению и приговору всероссийскаго духовнаго чина и Правительствующаго Сената сочиненный» .

Основания для замены Патриаршего управления синодальным подробно изложены в предисловии к самому «Духовному регламенту». Собор скорее может найти истину, чем одно лицо. Определения, исходящие от Собора, авторитетнее, чем единоличные указы. При единоличном управлении дела часто приостанавливаются из-за личных обстоятельств правителя, и в случае его смерти течение дел и вовсе прекращается на некоторое время. В коллегии нет места пристрастию, от которого может быть несвободно одно лицо. Коллегия имеет больше свободы в делах правления, ибо ей нет нужды опасаться гнева и мщения недовольных судом, а одно лицо может оказаться подверженным такому страху. И главное, от соборного правительства государству нечего опасаться мятежей и смут, какие могут произойти от одного духовного правителя. Все члены коллегии имеют равные голоса и все, не исключая и ее президента, подлежат суду коллегии, в то время как патриарх мог бы не захотеть судиться у подчиненных ему епископов, и самый этот суд в глазах простого народа показался бы подозрительным, так что для суда над патриархом понадобился бы созывать Вселенский собор, что ввиду отношений России с турками весьма затруднительно. Наконец, соборное правительство должно стать школой духовного управления.

С выходом «Духовного регламента» Русская Церковь становится составной частью государственного устройства, а Святейший Синод – государственным учреждением. Русская Церковь теряет тесную связь с вселенским православием, с которым теперь ее соединяют лишь догматы и обряд. Русский правовед А. Д. Градовский определяет это так: «Святейший Правительствующий Синод, называвшийся ранее Духовной коллегией, был учрежден государственным актом, а не церковным - «Духовным регламентом»... По взгляду «Регламента», Синод должен был быть государственным установлением, зависящим от светской власти» .

Итак, Петровские реформы, направленные на секуляризацию Церкви, осуществлялись в большей мере епископом Псковским, затем – архиепископом Новгородским, Феофаном Прокоповичем. Именно он явился составителем «Духовного регламента», определившего порядок коллегиального управления Церковью. Архиепископ Феофан Прокопович, «агент Петровской реформы», принадлежал к тем немногим в рядах ближайших сотрудников Петра I , кто действительно дорожил преобразованиями. «Духовный регламент» установил церковное управление в строгие рамки «церковной государственности».

С. 156.

Самарин, Ю. Ф. Сочинения Ю. Ф. Самарина: [в 12 т.]. / Стефан Яворский и Феофан Прокопович // [авт. предисл.: прот. А. Иванцов-Платонов, Д. Самарин]. – 1880. С. 283.

Верховской, П. В. Учреждение духовной коллегии и Духовный регламент: К вопросу об отношении церкви и государства в России: Исследование в области истории русского церковного права. Исследование. Т. 1 / Верховской П. В., проф. Имп. Варш. ун-та. – Ростов-на-Дону: Тип. В. Ф. Киршбаума, 1916. С. 118 – 141; / 1868. С. 625.

Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. / И. А. Чистович. – СПб.: Издание Императорской Академии Наук, 1868. С. 118.

Флоровский Г., протоиерей. Пути русского богословия. - Париж, 1937; 2-е издание (репринт) – Париж: YMCA-Press, 1983; 3-е издание (репринт) – Вильнюс, 1991. С. 82 – 85.

Верховской, П. В. Учреждение духовной коллегии и Духовный регламент: К вопросу об отношении церкви и государства в России: Исследование в области истории русского церковного права. Исследование. Т. 1 / Верховской П. В., проф. Имп. Варш. ун-та. – Ростов-на-Дону: Тип. В. Ф. Киршбаума, 1916. С. 156.

Христианство: Энциклопедический словарь в 3-х тт. Т. I . / Под ред. С. С. Аверинцева и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. С. 509.

Хоскинг Дж. Россия: народ и империя (1552 – 1917). / Дж. Хоскинг. – Смоленск: Русич, 2000. С. 239.

Знаменский П. В. История Русской Церкви. / П. В. Знаменский. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, Общество любителей церковной истории, 2000. С. 199.

Флоровский Г. Пути русского богословия. / Г. Флоровский. – Вильнюс, 1991. С. 82 – 85.

Павлов А. Курс церковного права. / А. Павлов. – С.-П., 2002. С. 134.

Верховской, П. В. Учреждение духовной коллегии и Духовный регламент: К вопросу об отношении церкви и государства в России: Исследование в области истории русского церковного права. Исследование. Т. 1 / Верховской П. В., проф. Имп. Варш. ун-та. – Ростов-на-Дону: Тип. В. Ф. Киршбаума, 1916. С. 163.

Иоанн (Экономцев), игумен. Национально-религиозный идеал и идея империи в Петровскую эпоху: к анализу церковной реформы Петра I . / Игумен Иоанн (Экономцев) // Православие. Византия. Россия. – М.: Христианская литература, 1992. С. 157.

Текст «Духовного Регламента»: Духовный регламент // Сайт Якова Кротова [сайт]. URL : http :// www . krotov . info / acts /18/1/1721 regl . html (дата обращения: 07.02.2010)

Цыпин В., протоиерей. История Русской Православной Церкви. Синодальный и Новейший периоды / протоиерей В. Цыпин. М.: Издательский центр РПЦ, 2004.С. 20; Цыпин В., протоиерей. Церковное право. / Протоиерей В. Цыпин. – М.: Издательский центр РПЦ , 1994. С. 236.

Смолич, И. К. История Русской Церкви. 1700–1917. В 2 частях. / И. К. Смолич. – М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. // Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» [сайт]. URL: http://www.sedmitza.ru/text/439968.html (дата обращения: 07.02.2010)

Доклад Г. Е. Исаева на Международной научно-практической конференции «ЧЕТЫРНАДЦАТЫЕ РОМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ» (Екатеринбург – Алапаевск, 17 – 19 июля 2013 года, Секция «Власть, Общество, Церковь» (Ведущий: д.и.н. А.П. Ярков),
Церковная реформа Императора Петра Великого – сформулирована в «Регламенте, или Уставе Духовной коллегии, по которому оная знать долженства своя, и всех духовных чинов, також и мирских лиц, поелику оные Управлению Духовному подлежат, и при том в отправлении дел своих поступать имеет» епископом Феофаном (Прокоповичем) в 1719 году («Регламент» подписан Освящённым Собором и утверждён Самодержцем в 1720 году, опубликован в январе 1721 года, признан Восточными Патриархами в 1723 году) – установила новую коллегиальную власть – Святейший Правительствующий Синод, ставший законным церковным правительством (1721-1917). 14 февраля 1721 года состоялось открытие новой Коллегии. В нее вошли митрополит Стефан в должности Президента, два вице-президента – архиепископы Феофан и Феодосий, четыре советника из архимандритов, четыре асессора из пресвитеров и один – из «греческих черных священников». Уже на первом заседании Духовной Коллегии встал вопрос о молитвенном возношении нового церковного правительства и в ходе обсуждения собравшиеся остановились на греческом слове «Синод». Святейший Правительствующий Синод, как высший орган церковной власти, был признан в качестве постоянного Собора, равного по власти Патриарху и заменяющего её, а потому носящего титул Святейшего. Равным образом Cинод заменял и Поместный Собор. Президент, а после Первенствующий член Синода, ничем не отличаясь по своим правам от других его членов, лишь символически представлял первого епископа (произвольное толкование 34-ого Апостольского правила: «Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавать его как главу, и ничего превышающего их власть не творить без его рассуждения: творить же каждому только то, что касается до его епархии, и до мест к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех. Ибо так будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец, Сын и Святой Дух»).
Церковный авторитет синодальным актам придавала подпись членов Синода – иерархов; а штемпель «По указу Его Императорского Величества», подобно подписям «внешних епископов» – Византийских Императоров под определениями Вселенских Соборов, придавал синодальным указам статус государственных законов. В «Духовном регламенте» провозглашалось, что «Коллегиум правительственное под державным монархом есть и от монарха уставлено». Для членов Синода составлена была присяга: «Исповедую же с клятвою крайнего судию Духовной сей Коллегии быти самого Всероссийского монарха государя нашего всемилостивейшего» (присяга просуществовала до 1901 года) . В государственных бумагах церковная власть стала именоваться «Ведомством Православного Исповедания», т.е. в государственно-правовом сознании утверждается принцип «территориализма» (главенство государя над всеми религиозными общинами подвластной ему территории).
В Своде Основных Государственных Законов Российской Империи (в редакции 1906 года) в Главе 7 (О вере) содержатся следующие принципиальные положения:
«Первенствующая и господствующая в Российской Империи вера есть Христианская Православная Кафолическая Восточного Исповедания» (Cтатья 62).
«Император, яко Христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры, и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния. В сем смысле Император, в акте о наследии Престола 1797 Апр. 5 (17910) именуется Главою Церкви» (Cтатья 64) .
Синод представлял собой высшую административную и судебную инстанцию Русской Церкви. С согласия Высочайшей власти Императора, Синоду принадлежало право: открытия новых кафедр, избрания иерархов и поставления их на вдовствующие кафедры. Синод осуществлял верховное наблюдение за исполнением церковных законов всеми членами Церкви и за духовным просвещением народа. Синоду принадлежало право устанавливать новые праздники и обряды, канонизировать святых угодников. Синод издавал Священное Писание и богослужебные книги, а также подвергал верховной цензуре сочинения богословского, церковно-исторического и канонического содержания. Синод имел право ходатайствовать перед Высочайшей властью о нуждах Русской Православной Церкви. Как высшая церковная судебная власть, Синод являлся судом первой инстанции по обвинению епископов в антиканонических деяниях; он также представлял собой и апелляционную инстанцию по делам, решавшимся в епархиальных судах. Синоду принадлежало право выносить окончательные решения по большей части бракоразводных дел, а также по делам о снятии сана с духовных лиц и об анафематствовании мирян. Синод служил органом канонического общения Русской Церкви с автокефальными Православными Церквами, с Вселенским Православием. В домовой церкви Первенствующего члена Синода за богослужением возносились имена Восточных Патриархов. Ещё Синод являлся епархиальной властью для бывшей Патриаршей области, переименованной в Синодальную. Синод управлял ею через те же приказы, какие существовали и при Патриархах, переименованные в дикастерию (в Москве) и тиунскую контору (в Петербурге). После открытия Московской и Петербургской епархий в 1742 году, Синодальная область прекратила свое существование. В непосредственном ведении Синода от бывшей Синодальной области остались лишь Кремлевский Успенский собор и ставропигиальные монастыри.
В 1722 году Указом Императора учреждается должность Синодального обер-прокурора, визировавшего все распоряжения Синода, действующего не только как орган высшей церковной власти, но и как правительственное учреждение, которое подобно Сенату или Кабинету министров имеет на то полномочия от Императора. Первым обер-прокурором был И. В. Болтин, занимавший эту должность с 1722 по 1725 год.
Инструкция обер-прокурора дублировала Инструкцию генерал-прокурора при Сенате. Обер-прокурором, по мысли Императора Петра Великого, должен был назначаться «из офицеров добрый человек». Ему вменялось в обязанность быть «оком государя и стряпчим по делам государственным».
Первоисточником церковного права всегда является Божественная воля, выраженная в правилах: святых апостолов, святых соборов вселенских и поместных, святых отцов; а также в канонических (согласно 33-ему правилу Карфагенского Собора 419 года) библейских книгах. До сих пор широкое распространение имеет русский синодальный перевод канонической Библии 1876 года.
В Российской Империи чётко соблюдается правопреемственность русского законодательства византийской имперской традиции «церковный канон – государственный закон». По законам Российской Империи Самодержавный Император – верховный правитель в государстве и Церкви, который как глава Церкви действует через Синод, а как глава государства – через Сенат, Государственный Совет или Кабинет министров.
Следует различать два основных материальных источника русского церковного права синодальной эпохи: государство (с «государственным о Церкви законодательством», например: «Артикул воинский» (1715), «Духовный регламент» (1720), «Манифест о упразднении поместного землевладения церковных учреждений» (1764), «Устав благочиния, или полицейский» (1782), Именной высочайший указ «Об укреплении началъ веротерпимости», данный Сенату (1905) ) и Церковь в лице Святейшего Правительствующего Синода (с «императорским церковным законодательством», например: «Книга о должностях пресвитеров приходских» (1776), «Кормчая книга», «Книга правил, или Синтагма канонов – вторая часть Номоканона в 14 титулах» (1839), «Устав Духовных консисторий» (1883).
Для высшей церковной власти XIX века характерно поэтапное расширение прав обер-прокурора: при князе А. Н. Голицыне, графе Н. А. Протасове и особенно К. П. Победоносцеве права эти были расширены настолько, что из чиновника, только контролирующего ведение синодальных дел со стороны юридической правильности и соблюдения интересов государства, как это было предусмотрено в петровской Инструкции, обер-прокурор стал полномочным министром, ответственным перед Императором не только за соблюдение юридической формы в деятельности Синода, но и по существу. Эти новые полномочия обер-прокурора возникли из того, что при Александре I были отменены личные доклады Царю Первоприсутствующего члена Синода. Право представления регулярных личных докладов Императору по церковным делам и присутствия на заседаниях Комитета министров и Государственного Совета приобрел обер-прокурор.
В круг обязанностей обер-прокурора входило: наблюдение за исполнением государственных законов по Духовному ведомству и контроль за своевременным исполнением дел; просмотр протоколов Святейшего Синода, прежде чем они будут приведены в исполнение; представление докладов Синода Императору и объявление Синоду Высочайших повелений; присутствие на заседании Государственного Совета и Комитета Министров по делам Православной Церкви; через обер-прокурора осуществлялись все сношения Синода с министрами и другими высшими светскими начальниками; к нему на предварительные заключения поступали все рассматриваемые в Сенате дела, которые касались церковной недвижимости; обер-прокурор являлся главным начальником для светских чиновников, состоявших на службе в Духовном ведомстве.
Как государственный сановник, равный по своим правам министрам, обер-прокурор имел при себе заместителя – товарища обер-прокурора – и канцелярию, подобную департаментам при министерствах. Эта канцелярия была учреждена в 1839 году. Кроме канцелярии обер-прокурора, существовала еще канцелярия Святейшего Синода, но и она подчинялась обер-прокурору. В ней рассматривались и подготавливались дела, которые утверждались Синодом. Обер-прокурору были также подчинены секретари епархиальных духовных консисторий.
Состав Синода со времени его учреждения неоднократно подвергался основательным переменам. Уже при Екатерине I (1725-1727 гг.) он был разделен на два апартамента (1726 г.): духовный и экономический. Первый апартамент, в ведении которого оставлены были исключительно духовные дела, состоял из Первоприсутствующего (после кончины митрополита Стефана в 1722 году новый президент Синода уже не назначался) и шести членов. Экономический апартамент ведал земельными владениями монастырей и епархиальных домов и состоял из чиновников. При Екатерине I Синод перестал называться «Правительствующим» и стал «Духовным Синодом». Впоследствии восстановлено было его первоначальное название. Что касается экономического апартамента Синода, то он под различными названиями: «камерконтора», «коллегия экономии» - не один раз передавался из ведения Синода в ведение Сената и обратно, пока, наконец, в результате секуляризации населенных церковных земель от управления ими не была окончательно устранена церковная власть.
При императрице Анне (1730-1740 гг.) Синод состоял из трех архиереев, двух архимандритов и двух протоиереев (настоятелей Кремлевских Успенского и Благовещенского соборов). По штатам 1764 года в Синоде положено было состоять трем архиереям, двум архимандритам и одному протоиерею. По штатам, утвержденным в 1818 году, в Синоде присутствовали семь лиц, один из которых именовался «Первенствующим». При Николае I (1825-1855 гг.) места архимандритов в Синоде заняли главный священник гвардии и гренадерских корпусов (он же духовник Царя) и главный священник армии и флота. Впоследствии Синод приобрел исключительно архиерейский состав, что больше соответствовало церковным канонам. В него входили, как его постоянные члены, митрополиты Петербургский (обычно, но не всегда Первенствующий), Киевский и Московский, зачастую и Экзарх Грузии. Иногда членами Синода назначались другие архиереи, обычно в связи с их выдающимися заслугами. Например, членом Синода был митрополит Иосиф (Семашко), инициатор воссоединения униатов на Полоцком Соборе 1839 года. Другие архиереи, которые вызывались в Синод (по его представлению) указами Императора на неопределенный срок, именовались «присутствующими в Синоде».
В XVIII столетии Святейший Синод возглавляли такие выдающиеся архипастыри, как митрополит Новгородский Димитрий (Сеченов) и митрополит Новгородский и Петербургский Гавриил (Петров), в XIX - митрополиты Новгородские и Петербургские - Михаил (Десницкий), Серафим (Глаголевский), Григорий (Постников), Исидор (Никольский) и митрополит Киевский Иоанникий (Руднев), в начале XX столетия - митрополит Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) и священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Петербургский, а потом Киевский. В состав Святейшего Синода в качестве его членов в разное время входили такие крупные церковные деятели, как митрополиты Платон (Левшин), святитель Филарет (Дроздов), Филарет (Амфитеатров), святитель Иннокентий (Вениаминов), Макарий (Булгаков); для присутствия в Синоде на несколько лет вызывались архиепископы Никанор (Бровкович), Арсений (Стадницкий) (позже митрополит), святой Тихон и Сергий (впоследствии Патриархи). В XX веке в Синод стали вызывать протопресвитеров, например святого праведного Иоанна Кронштадтского.
P.S. Церковь учит, что Господь наш Иисус Христос есть Истинный Бог и Истинный Человек. При воплощении божественная и человеческая природы соединились во Христе как Едином Лице неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно.
Призвание человека – стать личностью: раскрыть Божий замысел о себе, преумножить заложенные таланты и стяжать смиренномудрие в сердце своём. И тогда в какой-то степени преобразится мир к лучшему! Ибо одухотворённая Божественной благодатью человеческая душа, добровольно исполняя волю Бога Вседержителя, самобытно, интуитивно, в меру ограниченных возможностей, материализует в своей земной жизни «трансцедентный идеал небесного совершенства».
Русская религиозно-философская мысль, преображённая учением о Нетварном Свете афонских исихастов, отличается интуитивным чутьём «идеала». Отсюда стремление русского народа к соборно-иерархической гармонии в государстве (в главном - единство, во второстепенном - свобода, во всём - любовь), к одухотворённому единству содержания в многообразии форм общественной жизни, в которой каждый человек способен стать личностью.
Монархическое единство в любви трёх Ипостасей единосущной и нераздельной Пресвятой Живоначальной Троицы заключается в том, что Бог Отец Вседержитель, являясь Творцом всего видимого и невидимого, предвечно рождает Единородного Сына (именуемого Словом Божьим или Логосом) и предвечно изводит Святого Духа.
Вспомним молитву святого Владимира, Крестителя Руси: «Боже великий, сотворивый небо и землю! Призри на новые люди сия, и даждь им, Господи, увeдети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша страны христианские, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивного врага, да надеяся на Тя и на Твою державу, побежду козни его».
Настоящее созидание Святой Руси началось с воплощения равноапостольным великим князем Владимиром на Русской Земле благотворной симфонии, описанной в 6-й новелле Юстинианова Codex" а Juris Canonici: «Величайшие дары Божии, данные людям высшим человеколюбием, - это священство и царство. Первое служит делам божеским, второе заботится о делах человеческих. Оба происходят от одного источника и украшают человеческую жизнь. Поэтому цари более всего пекутся о благочестии духовенства, которое, со своей стороны, постоянно молится за них Богу. Когда священство бесспорно, а царство пользуется лишь законной влаcтью, между ними будет доброе согласие».
Цель православного христианского государства – создать благоприятные условия для свободного обожения человека, т. е. для его уподобления Совершенной Личности Богочеловека Иисуса Христа – Великого Архиерея и Царя Славы.
2013

ЛИТЕРАТУРА
Священник Алексей Николин. Церковь и государство (история правовых отношений).– М.: Издательство Сретенского монастыря, 1997. – 430 c.
П. Е. Казанский. Власть Всероссийского Императора. – М.: Изд-во «Фонд И В», 2007. – 600 c.
Н. С. Суворов. Учебник церковного права.– М.: Печатня А.И.Снегиревой, 1908.– 348 c.
Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 3. T. XXV. Отделение 1. – СПб.,1908. № 26125.

Рецензии

Здравствуйте, Георгий. Благодарю Вас за хорошую, многогранную статью, но позвольте мне и выразить сожаление: "мораль" в ней прописана недостаточно чётко. Больше экскурса в историю, чем лично Вашей позиции, а слово "симфония" если и звучит, то только в конце и всего один раз, словно бы ненароком. Представляется, что статью не лишним было бы слегка и дополнить, видоизменить, введя в неё оценочный фактор, или хотя бы - незримые "весы" для читателя повесить над темой, определив, что в какую чашку следует положить.
С уважением, Дмитрий.

Епископ Феофан Прокопович в своей эпитафии на смерть Отца Отечества Государя Императора Петра I Алексеевича Романова отмечает: «Се же твой, о и церкве российская, и Давид и Константин. Его дело - правительство синодальное, его попечение - пишемая и глаголемая наставления. О, коликая произносило сердце сие воздыхания о невежестве пути спасенного! Коликия ревности на суеверия, и лестническия притворы и раскол, гнездящийся в нас безумный, враждебный и пагубный! Коликое же в нем и желание было и искание вящшаго в чине пастырском искусства, прямейшего в народе богомудрия и изряднейшего во всем исправления! (Епископ Феофан Прокопович. Слово на погребение Петра Великого - http://www.infoliolib.info/rlit/prokop/slovo.html)

Это наш специфический, отечественный, 200-летний церковный опыт построения богоустановленной «теократии» - формы правления («цезаропапизм»), при которой Верховная Самодержавная Власть в Российском царстве находилась в руках Главы «Земной Воинствующей Церкви» (Ст.64. Свода Основных Государственных Законов Российской империи).

IV Вселенский Собор провозгласил, что глава Церкви – Господь наш Иисус Христос есть Истинный Бог и Истинный Человек: по Божеству Он вечно рождается от Отца и во всём Ему подобен – кроме нерожденности, по человечеству же Он во времени родился от Пресвятой Девы Богородицы и во всём подобен нам – кроме греха. При воплощении божественная и человеческая природы соединились во Христе Искупителе как Едином Лице неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно. Мессия Иисус Христос является Великим Архиереем и Царём Славы.

«Царь (земной) есть образ одушевлен Царя Небесного», – учит преподобный Максим Грек.
«Господин мой царь мудр, благ, как мудр Ангел Божий, чтобы разуметь все, что на земле» (2 Цар. 14:17, 20).
«Как человек по душе своей – образ и подобие Божие, так и христос Господень, помазанник Божий, по своему царскому сану есть образ и подобие Христа Господа. Христос Господь первенствует на небесах в Церкви торжествующей, христос же Господень по благодати и милости Христа Небесного предводительствует на земле в Церкви воинствующей. Тот вверху приготовляет венцы, этот же внизу умножает подвиги, достойные венцов. Тот венчает победивших, этот же для победы устраивает добрых воинов. Тот готовит вечные воздаяния, этот поощряет храбрых рыцарей к отважной борьбе, чтобы не напрасно жили, не без заслуг получили воздаяние. Как Тот положил душу Свою за Церковь Свою, которую приобрел ценой Крови Своей, так и этот не щадит души своей за Его, Христову, Святую Церковь, полагает душу свою, тратя здоровье, ставя грудь свою против неприятелей и неся в неурочные часы все военные труды в полках» (Cвятитель Дмитрий Ростовский. Поучение 48. Речь к Петру Великому).

Римские императоры с принятием христианства принимают непосредственное участие в церковных делах. Сам святой император Константин называл себя "сослужителем епископов и епископом внешних дел Церкви».

Но впервые учение о месте императора в Церкви дал святой Юстиниан Великий, который создал теорию симфонии.
Теорию симфонии Юстиниан излагает в предисловии к Шестой новелле. Вот его текст: "Величайшие дары Божии человеку, дарованные Вышним человеколюбием: Священство и Царство. Одно служит вещам божественным, другое управляет и заботится о вещах человеческих. И то, и другое происходит от одного и того же начала и благоукрашает человеческую жизнь. Так что ни о чем так не пекутся цари, как о чести священников, а сии – о самих царях Бога молят". И дальше: "Если Священство будет во всем безупречно и причастно дерзновением к Богу, а Царство будет правильно и подобающим образом упорядочивать врученное ему общество, то будет благое некое согласие, дарующее человеческому роду всевозможную пользу. Посему мы величайшую имеем заботу и об истинных Божиих догматах, и о чести священников. Если они будут блюсти ее, то, мы уверены, чрез нее великие дары получим от Бога и тем, что есть, будем владеть надежно, и приобретем то, что еще не достигнуто. Все будет благополучным и подобающим, если только начало дела будет должное и Богу любезное". По вопросу соотношения Царства и Священства высказывались уже и до Юстиниана, и нередко в том смысле, что Священство намного превосходит Царство. Говорили, например, что Священство заботится о душе, в то время как Царство - о теле. Юстиниан использует другую терминологию. Он говорит, что Священство управляет делами божественными, а Царство - делами человеческими. Здесь используется христологическая терминология, и догмат Церкви истолковывается, можно сказать, в рамках халкидонской христологии. Речь идет о Церкви, хотя само слово «Церковь» не произносится. При этом Юстиниан вовсе не отождествляет Священство с Церковью, скорее понятие Церкви выражается у него словом «человечество», через понятие человеческого общества. В соответствии с универсалистским мышлением Юстиниана в Церковь должно войти все человечество, и если до сих пор кто-то остается вне ее ограды, то это такая же историческая случайность, как и то, что некоторые народы живут вне власти римского императора. Таким образом, Священство и Царство соотносятся у Юстиниана вовсе не как Церковь и государство.

Квинтэссенция тысячелетнего русского государственного права воплощена в Своде Основных Государственных Законов – Cамодержавной Российской конституции в редакции 1906 года:
Раздел 1. Основные Государственные Законы.
Глава 7. О вере.
Cтатья 62. Первенствующая и господствующая в Российской Империи вера есть Христианская Православная Кафолическая Восточного Исповедания.
Cтатья 64. Император, яко Христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры, и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния. В сем смысле Император, в акте о наследии Престола 1797 Апр. 5 (17910) именуется Главою Церкви.

Святейший Правительствующий Синод, как высший орган церковной власти, был признан в качестве постоянного Собора, равного по власти Патриарху и заменяющего её, а потому носящего титул Святейшего. Равным образом Cинод заменял и Поместный Собор. Президент, а после Первенствующий член Синода, ничем не отличаясь по своим правам от других его членов, лишь символически представлял первого епископа (произвольное толкование 34-ого Апостольского правила: «Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавать его как главу, и ничего превышающего их власть не творить без его рассуждения: творить же каждому только то, что касается до его епархии, и до мест к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех. Ибо так будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец, Сын и Святой Дух»).
Церковный авторитет синодальным актам придавала подпись членов Синода – иерархов; а штемпель «По указу Его Императорского Величества», подобно подписям «внешних епископов» – Византийских Императоров под определениями Вселенских Соборов, придавал синодальным указам статус государственных законов. В «Духовном регламенте» провозглашалось, что «Коллегиум правительственное под державным монархом есть и от монарха уставлено». Для членов Синода составлена была присяга: «Исповедую же с клятвою крайнего судию Духовной сей Коллегии быти самого Всероссийского монарха государя нашего всемилостивейшего» (присяга просуществовала до 1901 года).
Противопоставление Церкви и государства, всякая мысль об иноприродности этих двух реальностей совершенно чужды Юстиниану и всем его современникам. Юстиниан свои полномочия, т. е. полномочия Царства в Церкви толкует очень широко. Царству принадлежит попечение о чести священников, более того, Царство заботится об истинных Божиих догматах, в то время как Священству надлежит молиться за весь мир и за самих царей. Конечно, молитва здесь понимается предельно широко, как вся литургическая и сакраментальная жизнь Церкви.
Юстиниан в своих законах и распоряжениях разного рода судил обо всех церковных вопросах. В одном месте (в новелле, относящейся к церковным делам) Юстиниан прямо говорит: «Для Царства, приявшего от Бога общий надзор над всеми людьми, нет ничего недоступного», - т. е. ничего, находящегося вне его компетенции.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Жизнь духовенства в любой конфессии всегда строго регламентирована. Это касается как внешних атрибутов (облачение, использование предметов культа, правила поведения и т. д.), так и всех сфер жизни священников в целом. Все нормы и правила отражаются в нормативных документах: кодексах, регламентах, положениях. Таким документом для русского духовенства на протяжении многих лет, начиная с петровских времен и вплоть до переворота 1917 года, являлся «Духовный регламент или устав Духовной коллегии».

Что такое духовный регламент

Регламент представлял собой юридический документ, изданный в виде манифеста. С его помощью утверждался правовой статус церкви в России, а также была учреждена Духовная коллегия в качестве высшего органа церковной власти и Святейший Правительствующий Синод, как государственное ведомство.

Уставом определялись структура и функции Синода, устанавливалась система государственного контроля над деятельностью священников и монахов.

Данный документ фактически сделал из священнослужителей государственных чиновников. Это обстоятельство усугублялось тем, что контроль деятельности Синода осуществлял светский служащий - обер-прокурор.

Происхождение слова

Само слово регламент имеет польские корни (от польского reglament - правило). В Петровскую эпоху оно прочно вошло в русскую речь в значении «свод правил».

Значение понятия

Регламент предполагает свод каких-либо правил и законов, но здесь мы видим некие «рассуждения», которые скорее являются комментариями к закону, чем самим законом. Это попытка декларировать правила новой жизни в русском обществе, навязать новое мировоззрение.

Духовный регламент 1721 года

В основу устава легла «Книга сия, Духовнаго коллегиума описание и рассуждение содержащая...» (1718-1720 гг.), составленная архиепископом Феофаном Прокоповичем. После редактирования и внесения царем дополнений регламент заслушали на заседании Сената в присутствии столичных архиереев. Затем он был подписан Петром. Впоследствии и в других больших городах Российской империи 87 представителей священства подписали документ. По-видимому, никто из них детально с ним не знакомился и поэтому не мог сформировать своего к нему отношения.

История подготовки и создания

Долгое время после восшествия на престол Петр I довольствовался полумерами в отношении реорганизации церкви. И только в 1718 году император дал поручение Феофану Прокоповичу разработать проект закона для Духовной коллегии. Государь считал, что реформы государственного и церковного управления имели одинаковую важность для империи и должны были осуществляться совместно.

И чем больше государственного контроля будет в делах церкви, тем лучше.

Эта установка была озвучена разработчикам устава Духовной коллегии.

Вообще царь считал очевидным необходимость введения коллегиального управления церковью и подчинение ее монаршей воле. Петр I знал, что такая позиция вызовет яростное сопротивление духовенства, поэтому проект закона прошел формальное согласование у духовных иерархов. Регламент был утвержден указом царя от 25 января 1721 года, а опубликован в окончательной редакции 16 сентября того же года.


Цель документа

Издание «Духовного регламента» поддерживало политику царя, которая определялась как «исправление духовного чина». Под этим подразумевалось искоренение системы управления с помощью патриаршей власти, устранение самой возможности для священников выступать в качестве оппонентов царя. Безусловно, это ослабило влияние духовных деятелей на русское общество.

Идея о верховенстве светской власти в религиозных делах созрела под влиянием протестантских теорий, которые в то время считались прогрессивными. Кроме того, архиепископ Феофан активно использовал тезисы «естественного права» и юридических концептов «полицейских государств». Вера постепенно теряла свое самостоятельное место в обществе.

Таким образом, царь получал все основания для того, чтобы объявить себя единоличным блюстителем веры и постепенно подчинить себе духовенство. В таком контексте вера и священство рассматривались в качестве инструментария для осуществления контроля над подданными.


Основные положения

Устав разделен на три части. В первую часть вошли положения, которые объясняют преимущества коллегиального управления православной паствой по сравнению с единоличным. Если говорить коротко, то «соборное» управление должно было уберечь державу от мятежей и смут, которые могло спровоцировать правление одного сановника. Также упоминается о том, что единоличный церковный владыка становится подобным самодержцу. Синод, в свою очередь, сравнивается с соборами духовенства в прошлом. Однако авторы документа не смогли найти убедительных аргументов за отмену института патриархата на Руси.

Вторая часть определяла круг полномочий членов Синода, которые связаны с проблемами церкви. В частности, предлагалось активно искоренять суеверия и тщательно отбирать духовную литературу, которая подлежит распространению. Это означало введение цензуры духовных текстов. Кроме того, упорядочению подлежали правила церковных служб.

А для просвещения простых людей надлежало составить три книги:

  • с основными христианскими догматами и десятью заповедями;
  • с изложением должностей и чинов;
  • с извлечениями из жития святых о грехе, добродетели и т. д.

В составе Синода было двенадцать представителей церковной элиты того времени. Руководство осуществлял президент, но власть его носила во многом номинальный характер. У всех архиереев, входящих в состав, было равное право голоса, и каждый из них мог быть подвергнут синодальному суду. То есть, этот орган не был обличен патриаршей властью: действуя от имени царя, он исполнял его указы и повеления во всех религиозных сферах. Примечательно, что присяга клириков немногим отличалась от той присяги, которую приносили военные и государственные служащие. В соответствии с присягой иерархи должны были выполнять роль послушных рабов и подданных царя, а также служить на благо укрепления монаршей власти.

Царь становился «судом в последней инстанции» в делах религии и веры. Такая форма присяги просуществовала около 180 лет. Отменили ее только в 1901 году.


Далее формулировались обязанности православных епископов. Они должны были хорошо ориентироваться в правилах Вселенских и Поместных соборов. Дважды в год им предписывалось инспектировать свою епархию и тщательно следить за поведением представителей ее духовенства. Епископ в своей епархии вершил духовный суд, анафема объявлялась только с позволения Синода.

Синодальный суд представлял собой высшую судебную инстанцию, куда направлялись и жалобы на епископов. Архиерей два раза в год направлял в Синод отчеты, которые содержали подробные сведения о том, как обстоят дела в епархии. Некоторыми пунктами регламента запрещалось оказание архиереям излишних почестей, а их слуги подвергались жесткой критике.

Во второй части также описано создание духовных училищ. Особенно разработчики были озабочены проблемой отбора педагогических кадров. Училища должны были представлять собой заведения монастырского типа с соответствующими правилами.

Программа обучения предполагала разделение на восемь классов и изучение следующих предметов:

  • латыни;
  • греческого;
  • древнееврейского;
  • церковнославянского;
  • географии;
  • богословия;
  • истории и т. д.

По окончании обучения выпускники становились священниками или постригались в монахи. Также говорилось о том, что проповедовать могли только те, кто получил образование в духовном училище.


Третья часть документа содержала сведения о мирянах и их отличиях от священства. Им предписывалось ходить к причастию не реже одного раза в год. Помещикам запрещено было строить домовые храмы, им следовало быть с «братиею» и посещать приходские церкви. Кроме того, необходимо было бороться со старообрядцами и всячески способствовать их выявлению.

В положениях третьей части также содержится подробное описание функций и обязанностей, которыми наделены синодальные чиновники. Например, они рассматривали сочинения духовного содержания перед публикацией, проверяли кандидатов на епископские должности, контролировали использование приходского имущества, боролись с корыстолюбием священников, требовавших оплату за совершение треб.

Документ предусматривал для архиереев возможность внесения дополнений с согласия государя.

Первоначальный вариант регламента содержал очень мало сведений об институте монашества, и синодальные чиновники, составив соответствующее добавление, опубликовали его без ведома царя. В дальнейшем эти добавления к каноническому тексту были переработаны и опубликованы Петром. Речь в них, в основном, шла о взаимоотношениях светских и духовных властей, о правилах пострига монахов и рукоположения священников, о предостережениях духовенства от разного рода бесчинств, пьянства, ссор. Кроме того, раздел содержал подробные сведения о порядке наложения епитимьи.

Историческое значение

По мнению современных исследователей, введение этого документа привело к ряду существенных изменений в отношениях русской православной церкви и государства.

К их числу можно отнести:

  1. Введение жесткого контроля над духовенством.
  2. Превращение церковной власти в подобие светской: фактически церковь встраивается в государственный аппарат.
  3. Формирование Святейшего Синода как государственного учреждения.
  4. Постепенное ослабление связи духовенства с православной паствой.

Но нельзя не сказать о том, что этот период подарил миру множество святых, которые жили подлинно духовной жизнью: Серафим Саровский, Оптинские старцы, святитель Игнатий (Брянчанинов).


Разработчики и авторы регламента

Проект закона был разработан по поручению императора епископом Фео­фа­ном Про­ко­по­ви­чем. Этот документ считается одним из ярчайших образцов творчества автора.

Феофан Прокопович

О происхождении епископа известно мало. По историческим сведениям, он был выходцем из Смоленска, родители его были мелкими торговцами. Мальчик рано осиротел, и его взял на воспитание родной дядя, ректор Киево-Братской коллегии. Ребенок получил хорошее духовное образование. Будучи уже взрослым, он окончил полный курс иезуитской коллегии в Риме.

Архиепископ обладал широким кругозором и был выдающимся государственным деятелем своего времени.

Одним из постулатов, активно защищаемых Феофаном, было почитание царя главой не только над мирянами, но и над всем духовенством.

Петр Великий, убедившись в столь лояльном отношении монаха, вызвал его в столицу для реализации реформы. После образования Святейшего Синода Феофан Прокопович некоторое время возглавлял его, а затем стал его первенствующим членом. Он также являлся активным сподвижником и соратником Петра I в реформировании управленческого аппарата церкви с целью ликвидации ее автономности от государства и полного подчинения духовенства императору.


Петр I

Петр родился от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Нарышкиной в 1672 году. В детстве получил хорошее домашнее образование. С юных лет владел немецким, голландским, английским и французским языками. Кроме того, царевич в дальнейшем освоил множество разноплановых ремесел, уделяя особое внимание военно-морскому делу. Был чрезвычайно волевым, целеустремленным и работоспособным человеком.

Государь представлял собой не совсем привычный для того времени тип личности: в силу особенностей воспитания, он не имел большой склонности к старым обычаям и московским придворным порядкам, но был очень чуток и восприимчив к немецкой и вообще заграничной культуре.

Масштаб изменений, произошедших в русском государстве по воле императора, трудно оценить однозначно.

Совершенно новая форма армии и флота, значительное увеличение масштабов государства, наличие выхода к морю, отношения с Европой, изменения внешнего вида русских придворных - все эти изменения давали повод для горячих дискуссий о деятельности правителя. Даже при жизни Петра мнения о его правлении и реформах были противоречивы. Ближайшие соратники во всем поддерживали и считали все начинания успешными. Народ в большинстве своем соглашался с раскольниками и считал Петра «антихристом».

Но и те, и другие признавали, что в государстве произошли радикальные перемены. Они дали толчок к развитию новой России, которая уже никогда не будет похожа на прежнюю.


Видео

Из этого видео вы подробнее узнаете о проведении церковной реформы Петром Великим.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх