Теория конфликта л. козера

Исследования конфликтов

Различия в трактовке содержания понятия «международный конфликт» находят свое отражение и в подходах к анализу его как феномена международной жизни.

1) Как уже отмечалось, од­ним из наиболее традиционных среди них является подход с по­зиций«стратегических исследований».

· направлен­ность на решение практических задач, связанных с обеспечени­ем национальных интересов и безопасности государства, созда­нием благоприятных условий для победы в возможной войне

· Ее крупнейшим теоретиком был Клаузевиц».

· конфликт начинается тогда, «когда одна или другая сторона начинает рассматривать противоречие в военных терминах».

· Американский ученый Дж. М. Кол­линз определяет «большую стратегию » как «науку и искусство использования элементов национальной мощи при любых обсто­ятельствах, с тем, чтобы осуществлять в нужной степени и в же­лательном виде воздействие на противную сторону путем угроз, силы, косвенного давления, дипломатии, хитрости и других воз­можных способов и этим обеспечить интересы и цели нацио­нальной безопасности».

· Центральная задача стратегических исследований состоит в попытке определить, каким должно быть наиболее адекватное поведение государства в конфликтной ситуации, способное ока­зывать влияние на противника, контролировать его, навязывать ему свою волю.

2) Все большее распро­странение получают другие подходы, и в частности те, которые -находят применение в рамках такого направления, как «исследо­вания конфликтов».

· Центральными для этого направления являются вопросы, связанные прежде всего с выяснением происхождения и разновидностей международных конфликтов. При этом по каждому из них существуют расхождения.



Так, в вопросе о происхождении международных конфликтов могут быть выделены две позиции.

· В рамках одной из них между­народные конфликты объясняются причинами, связанными с характером структуры международной системы.

· Сторонники вто­рой склонны выводить их из контекста, то есть внутренней сре­ды системы межгосударственных отношений.

1. И. Галтунг , например считает причиной международных конфликтов разбалансирование критериев , позволяющих судить о том месте, которое занимает данное государство в международной системе, когда его высокое положение в этой системе, в соответствии с одними критериями, сопровождается недостаточным или непро­порционально низким положением в каком-либо другом отно­шении. Например, финансовая мощь такого государства, как Кувейт, диссонирует с его незначительным политическим весом ;

2. Органски исходит в анализе при­чин конфликта из того, что нарушения структурного равновесия в международной системе объясняются появлением в ней госу­дарств - «челленджеров ». Их растущая мощь приближается к мощи наиболее сильных держав, занимающих в мировом порядке веду­щие позиции, но значительно отстает от уровня их политическо­го влияния.

3) Треть­е направление в анализе международных конфликтов - «иссле­дований мира»

В рассмотрении данной проблематики могут быть вы­делены три основных подхода .

1. Один из них связан с традициями англо-саксонской школы «регулирование конфликта»,

2. второй основывается на видении, присущем евро­пейскому течению Исследования мира»,

3. тре­тий делает акцент на процессе международных переговоров.

· речь идет о широком комплексе вопро­сов, связанных с поисками урегулирования международных кон­фликтов

· Приверженцы данного подхода уделяют центральное место анализу вопросов, относящихся к механизмам разрешения и контроля конфликтов и поиску на этой основе путей перехода от конфронтации к сотрудничеству .

· Боль­шое значение придается разработке математических и игровых методов изучения социального конфликта.

· Одна из широко рас­пространенных позиций состоит в том, что конфликты являются универсальным феноменом, присущим всем сферам обществен­ной жизни. Это означает, что они не могут быть устранены - в том числе и из области международных отношений. Поэтому речь должна идти о таком анализе конфликтов, который позволил бы управлять ими с целью нахождения общей пользы для каждого из участников.

С этой точки зрения, существует четыре способа разрешения социальных конфликтов:

1) соглашение в результате совпадения мнения всех сторон;

2) соглашение в соответствии с законодательной или моральной волей внешней силы;

3) согла­шение, навязанное одной из сторон конфликта;

4) ситуация, ког­да застарелый конфликт теряет свою актуальность и разрешается сам собой.

Теория конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф).

Льюис Козер (1913–2003) и Ральф Дарендорф (1929–2009) представили конфликт как универсальный и во многих случаях позитивный фактор, динамизирующий социальные перемены и поддающийся рационально-институциональному регулированию.

Козер

Козер выделил функции конфликта, которые, по его мнению, благотворно сказываются на функционировании общества и способствуют позитивным социальным изменениям:

· образование групп, установление и поддержание их нормативных и физических границ;

· установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений;

· адаптация индивидов и социальных групп к изменяющимся условиям;

· создание и поддержание баланса общественных сил;

· получение информации об окружающей социальной среде (сигнализация о тех или иных проблемах в отношениях с другими);

· стимулирование нормотворчества и социального контроля;

· создание новых социальных институтов.

Л. Козер рассматривает конфликт как одну из форм социального взаимодействия, как процесс, который может иметь для «социального организма» конструктивные (интегративные) последствия . Основное его внимание направленно на выявление причин, при которых конфликт сохраняет или восстанавливает интеграцию системы и её приспособляемость к изменяющимся условиям.

В работах Л. Козера можно обнаружить ряд обозначаемых им функций социального конфликта:

· -установление единства и сплоченности;- производство стабилизирующих и интегративных элементов;

· -выявление относительной силы антагонистических интересов в структуре;- создание механизма поддержки и/или справедливости баланса сил;- создание ассоциаций и коалиций;

1. Причины конфликтов Козер видел в дефиците каких-либо ресурсов: власти; престижа; ценностей.

2. Конфликт, по теории Козера, необходим и естествен для любого общества , так как выполняет адаптивные и интегративные функции, способствует устойчивости и жизнеспособности индивидов социальной системы. Но при неправильном развитии может осуществлять негативную или деструктивную функцию.

3. Л. Козер делает вывод: конфликт представляет собой способ адекватного приспособления норм к изменяющимся условиям .

Ральф Дарендорф – известный немецкий социолог и идеолог либеральной ориентации.

1. определяет конфликт как любое отношение между элементами, которое можно охарактеризовать через объективные или субъективные противоположности .

2. Его внимание сосредоточивается на структурных конфликтах, которые представляют собой лишь один из типов социальных конфликтов.

Путь от устойчивого состояния социальной структуры к развертывающимся социальным конфликтам, что означает, как правило, образование конфликтных групп, аналитически проходит в три этапа.

· Первый этап связан с возникновением фона реально противоположных друг другу и потому конфликтных интересов , представляемых двумя агрегатами социальных позиций в виде квази-групп.

· Второй этап развития конфликта состоит в осознании латентных интересов и организации квази-групп в фактические группы (группы интересов). Конфликты всегда стремятся к кристаллизации и артикуляции.

· Третий этап заключается в развертывании сформировавшегося конфликта, то есть в столкновении между сторонами, отличающимися ярко выраженной идентичностью (нации, политические организации и т. д.). Если такая идентичность еще отсутствует, конфликты в некоторой степени являются неполными.

— совокупность теоретических концепций, методологических приемов и направле­ний исследования явлений, имеющих прямое или косвенное отношение...
(лат. conflictus - столкновение) - способ взаимодействия людей, при котором преобладает тенденция противоборства, вражды, разрушения...
— совокупность проблем, характеризующих сложный процесс взаимодейст­вия, зависимости и проявления конфликтов в об­щественной жизни. Социальный...
) — направление культурологического исследования проблем социальной конфликтности, изучающее связь и зависимость особенностей зарождения, протекания...
теория - направление в футурологии международных отношений, которое, в противовес теории технократи­ческого оптимизма, исходит из...

Л. КОЗЕР

Льюис Козер (Coser) (р. 1913) - американский социолог, известный своим вкладом в развитие социологии конфликта. Основные сочинения: "Функции социального конфликта" (1956); "Социальный конфликт и теория социального изменения" (1956); "Этапы изучения социального конфликта" (1967) и др.

В своих работах Козер опирается на уже ставшее традиционным для западной социологии положение о неустранимости конфликтов из социальной жизни людей, а также на тезис о их способности выполнять интегрирующие и стабилизирующие функции. Он категорически не согласен с теми, кто считает конфликты социальными аномалиями. Они для него - нормальные, естественные формы существования и развития социальной жизни. Практически в каждом акте социального взаимодействия заключена возможность конфликта, имеющая большую вероятность перехода в действительность. Козер определяет конфликт как противоборство социальных субъектов (индивидов и групп), возникающее из-за дефицита власти, статуса или средств, необходимых для удовлетворения ценностных притязаний и предполагающих нейтрализацию, ущемление или уничтожение противника. То есть предметом, из-за которого возникает абсолютное большинство конфликтов, являются реальные социальные блага, признаваемые обеими сторонами в качестве таковых. К основным причинам конфликтов относятся дефицит ресурсов и нарушение принципов социальной справедливости при их распределении. Конкретными инициаторами обострения отношений и доведения их до степени конфликтов являются чаще всего представители тех общественных групп, которые считают себя социально ущемленными. Чем устойчивее их уверенность в этом, тем активнее они инициируют конфликты и тем чаще облекают их в противоправные, насильственные формы.

Козер выделяет два типа социальных систем, различающихся между собой характером отношения к общественным конфликтам. Первый тип - твердые, или жесткие системы деспотически-тоталитарного характера, внутри которых может господствовать идеологическое табу на упоминания о существовании внутренних конфликтов. В таких государственных системах отсутствуют институционные политико-юридические механизмы разрешения социальных конфликтов, отвечающие естественно-правовым критериям цивилизованности. Реакция государственных механизмов на отдельные вспышки конфликтных отношений имеет жесткий репрессивный характер. У индивидов и групп не вырабатываются навыки конструктивного поведения в условиях конфликтов, а у самих конфликтов нет возможности играть конструктивную роль в жизни общества и государства. В социальных системах второго типа, называемых Козе ром гибкими, существуют официально признанные, активно практикуемые, институциональные и внеинституциональные средства урегулирования конфликтов. Это позволяет социальному мышлению совершенствовать навыки их разрешения, разрабатывать и предлагать сторонам большой спектр компромиссных выходов, выявлять в самих конфликтах конструктивные элементы. Расхождения социальных систем во взглядах на конфликты неизменно сказываются на судьбах этих систем. Твердо-жесткие системы, не адаптированные к объективной логике неизбежного существования конфликтов, постепенно разрушаются от идущих изнутри возмущений социальной материи. Там, где нет разработанных, эффективных и уже апробированных экономических, политических и правовых средств по предупреждению и нейтрализации конфликтов, возникновение последних дает максимально деструктивный эффект. На социодинамике конфликтов отрицательно сказывается негибкость позиции государства, не имеющего в своем распоряжении альтернативных средств и методов по урегулированию конфликтных ситуаций. И напротив, гибкие социальные макросистемы, в силу их адаптированности к подобным возмущениям.

оказываются более долговечными. Они воспринимают серии типовых конфликтов как сигналы о необходимости саморегуляции, коррекции собственных стратегий в виде определенных внутренних перестроек и внешних маневров, чтобы привести свои структуры в соответствие с изменившимися социальными условиями.

Козер подразделяет социальные конфликты на реалистические и нереалистические. К первым он относит те из них, для разрешения которых в обществе имеются все необходимые предпосылки. Нереалистическими оказываются те коллизии, участники которых оказались в плену антагонизированных эмоций и страстей и пошли по пути выдвижения явно завышенных требований и претензий друг к другу.

Если социальная система не отличается чрезмерной жесткостью своих структур, то протекающие внутри нее не слишком острые и реалистические межгрупповые конфликты повышают ее адаптивность, приводят к положительным переменам интег-ративного характера. Для тех, кто находится во главе таких систем, социальные конфликты являются индикаторами, свидетельствующими о слабой приспособленности общественных структур к требованиям действительности и о необходимости их реформирования.

Льюис Альфред Козер (Coser, Lewis Alfred)(1913–2003), американский социолог, один из основоположников социологии конфликтов.

Родился 27 ноября 1913 в Берлине. Отец, еврей по национальности был довольно богатым банкиром. Детство юноши было безоблачным, пока в 1933 к власти в Германии не пришли нацисты. Как раз незадолго до этого юноша закончил школу и начал принимать активное участие в левом движении. Хорошо видя, к чему идет дело и будучи уже сформировавшейся личностью, он в 20 лет решил покинуть родину и уехал в Париж.

Первые годы на новом месте проходили у Козера в бедности и в постоянных поисках заработка. Перебиваясь разовыми заработками, он сменил несколько профессий, испробовав свои силы как в физическом труде (продавец-разносчик), так и на поприще умственного труда (личный секретарь одного швейцарского писателя). Его мытарства закончились в 1936 – он получил право на постоянную работу и устроился на одну из должностей во французском представительстве американской брокерской фирмы.

Параллельно с работой начал посещать занятия в Сорбонне. Не имея никаких особых научных пристрастий, решил заниматься сравнительным литературоведением – только потому, что кроме немецкого знал еще французский и английский языки. После нескольких семестров начал работать над диссертацией по сравнению английских, французских и немецких новелл одного временного периода. Изюминкой этой работы должно было стать изучение влияния социальной структуры общества на формирование специфики той или иной национальной литературы. После того как куратор Козера заявил, что вопросы социальной структуры не входят в компетенцию литературоведения, а являются прерогативой социологии, студент сменил специализацию и стал посещать лекции по социологии. Так, почти случайно, определилось научное поприще будущего великого социолога.

В 1941 он был арестован по приказу французского правительства как уроженец Германии и помещен в трудовой лагерь на юге Франции. Это послужило серьезным доводом в пользу эмиграции в США. По совету эмиграционной службы Козер сменил немецкое имя Людвиг на более нейтральное Льюис. Оформляя миграционные документы, он познакомился с сотрудницей Международной ассоциации помощи беженцам Розой Лауб, которая стала его женой. Первое время после прибытия Козера в США прошло в работе в разных правительственных комиссиях, в том числе в отделе военных новостей и в министерстве обороны. Какое-то время он был одним из издателей журнала «Модерн Ревью», пропагандировавшего левые идеи, а также зарабатывал статьями для газет.

В 1948, получив американское гражданство, решил продолжить социологическое образование и поступил в Колумбийский университет. Вскоре получил предложение стать преподавателем в колледже Чикагского университета на факультете социальных наук и социологии. Период работы в Чикагском колледже дал Козеру возможность не только углубить свои познания в области социологии, но и ознакомиться с самыми разными подходами и точками зрения.

После двух лет работы в Чикаго он снова возвратился в Нью-Йорк, чтобы продолжить образование в Колумбийском университете. После его завершения он преподавал в Бостоне, в Университете Брендис, где основал факультет социологии. В 1954 закончил свою докторскую диссертацию и защитил ее в Колумбийском университете под руководством Роберта Мертона. На основе этой диссертации в 1956 была опубликована первая книга Козера Функции социального конфликта .

Конец 1940-х – начало 1950-х ознаменовалось в США расцветом маккартизма – гонений на приверженцев мало-мальски левых взглядов. Учитывая, что Козер всегда отличался склонностью к левым идеям, эта ситуация резко сократила его возможности публиковаться. Чтобы вообще их не потерять, он при поддержке более 50 других ученых начал выпускать журнал «Диссент» (Dissident – «Инакомыслие»), который до сих пор является рупором левых сил США.

Проработав в Брендисе 15 лет, он перешел в Нью-Йоркский Государственный Университет, где работал вплоть до своей отставки.

1960–1970 стали временем наиболее плодотворным периодом в научной деятельности Козера. Он написал труды, изучающие взаимоотношения людей и институтов: Люди идей (1965) и Жадные институты (1974). Через десять лет после первого капитального труда по социологии конфликта вышла его вторая книга по этой тематике – Дальнейшие исследования социального конфликта (1967). Кроме этого он выпустил несколько книг по истории социологии – Георг Зиммель (1965),Мастера социологической мысли (1971) и Ученые беженцы в Америке (1984).

Он возглавлял Восточное социологическое общество в 1964–1965, а также Американскую социологическую ассоциацию в 1975–1976.

После выхода в отставку в 1987 Козер вместе с семьей переехал жить в Кембридж (штат Массачусетс), где умер в 2003, не дожив до своего 90-летия всего нескольких месяцев. Умер 8 июля 2003 в Кембридже.

Льюис Козер (р.1913г.) - американский социолог, конфликтолог. Основные сочинения: «Функции социального конфликта»(1956); «Социальный конфликт и теория социального изменения» (1956); « Этапы изучения социального конфликта» (1967); «Конфликты: социальные аспекты» (1968). Л. Козер опирается на традиционное для западной социологии положение о неустранимости конфликтов из социальной жизни людей, а также на тезис о способности межсубъектных столкновений выполнять интегрирующие и стабилизирующие функции.

Л. Козер полимизирует с Т. Парсонсом, Д. Ландбергом, Э. Мэйо, Ф. Ретлисбергом, Л. Уорнером, которые рассматривают конфликт как сугубо дисфункциональное явление. Он считает, что многие современные социологи далеки от понимания необходимости и признании позитивной роли конфликта как элемента социальных отношений.

Подход Л. Козера к проблеме конфликта гораздо более созвучен творчеству Г. Зиммеля, работа которого «Конфликт» строится вокруг главного тезиса: « Конфликт- это форма социализации».

Определение конфликта

Для Л. Козера конфликты - не социальные аномалии, а необходимые, нормальные естественные формы существования и развития социальной жизни. Практически в каждом акте социального взаимодействия заключена возможность конфликта. Он определяет конфликт как противоборство социальных субъектов (индивидов, групп), возникающее из-за дефицита власти, статуса или средств, необходимых для удовлетворения ценностных притязаний, и предполагающее нейтрализацию, ущемление или уничтожение (символическое, идеологическое, практическое) противника.

Предмет конфликта

Предметом, из-за которого возникает абсолютное большинство конфликтов, являются реальные социальные блага, признаваемые обеими сторонами в качестве таковых. Основные причины конфликта - дефицит ресурсов и нарушение принципов социальной справедливости при их распределении. Инициаторами обострения отношений и доведения их до степени конфликтов являются чаще всего представители тех общественных групп, которые считают себя социально ущемленными. Чем устойчивее их уверенность в этом, тем активнее они инициируют конфликты и тем чаще облекают их в противоправные, насильственные формы.

Он полагал, что конфликт имеет определенную функцию в сложных плюралистических обществах.

Л. Козер анализировал «перекрестные конфликты» как свойственные современному ему американскому буржуазному обществу. В нем союзники в одном вопросе могут быть противниками в другом вопросе и наоборот. Это ведет к размыванию конфликта, что предотвращает развитие опасных конфликтов по одной оси, которая разделяет общество по дихотомическому принципу. Например, собственник - наемный рабочий. В современном западном обществе происходит диффузия общества. В сложном обществе

сочетаются множество интересов и конфликтов, которые представляют собой некий уравновешивающий механизм, предотвращающий нестабильность.

Типы социальных систем по Л. Козеру

Л. Козер выделяет два типа социальных систем, различающихся между собой характером отношения к общественным конфликтам:

1 тип - твердые или жесткие системы деспотически-тоталитарного характера, внутри которых может господствовать идеологическое табу на упоминание о существовании внутренних конфликтов. В таких государственных системах отсутствуют институциональные политико-юридические механизмы разрешения конфликтов. Реакция государственных механизмов на отдельные вспышки конфликтных ситуаций имеет жесткий, репрессивный характер. Внутри таких социальных систем у индивидов и групп не вырабатываются навыки конструктивного поведения, а у самих конфликтов нет возможности играть конструктивную роль в жизни общества и государства.

2 тип социальных систем - гибкие. В них существуют официально признанные, активно практикуемые институциональные и внеинституциональные средства урегулирования конфликтов. Это позволяет совершенствовать навыки разрешения конфликтов, выявлять в конфликтах конструктивные элементы.

Твердо-жесткие системы постепенно разрушаются от идущих изнутри возмущений социальной материи.

Гибкие социальные макросистемы, в силу их адаптированности к подобным возмущениям, оказываются более долговечными.

Виды конфликтов по Л. Козеру

Л. Козер подразделяет социальные конфликты на:

1. реалистические конфликты. К ним он относит те из них, для разрешения которых в обществе имеются все необходимые предпосылки.

2. Нереалистические конфликты - это те коллизии, где участники оказались в плену антогонизированных эмоций и страстей и пошли по пути выдвижения явно завышенных требований и претензий друг к другу.

Позитивные функции конфликта по Л.Козеру

1.группосозидающие и группосохраняющие функции. Благодаря конфликту происходит разрядка напряженности между его антогонистическими сторонами.

2.коммуникативно-информационная и связующая функции, поскольку на основе выявления информации и установления коммуникации может происходить замена враждебных отношений дружественными.

3.созидание и конструирование общественных объединений, способствующих сплоченности группы.

4.стимулирование социальных изменений.

Конфликт, по его мнению, возникает из различия интересов групп в борьбе за собственный статус, власть и долю вознаграждения. Он выполняет ряд позитивных функций, способствуя разрядке напряженности, стимулируя социальные изменения, создание общественных объединений, развитие коммуникативных связей.

Л. Козер приходит к заключению, касающегося анализа конфликта как на внутригрупповом, так и внегрупповом уровнях и связывающим его с социальными структурами, институтами и социальной системой. Дело не в конфликте как таковом, а в характере самой социальной структуры и социальной системы.

Л. Козер о марксизме

Л. Козер явился критиком и последователем К. Маркса одновременно, развивал свои взгляды, опираясь на него. Он также рассматривает общество как подвижное равновесие противостоящих сил, порождающих социальное напряжение и борьбу. Он защитник капитализма. Классовая борьба- это источник прогресса. А социальный конфликт-это ядро. Базис общества - это не отношения, в которые люди вступают в процессе материального производства, а надстройка- это культурная суперструктура, охватывающая социальные, политические и духовные процессы. Люди по факту рождения принадлежат к различным классам, не могут выбрать или сменить социальную принадлежность. Таким образом, классовая борьба и классовые роли предопределены заранее и социальная мобильность невозможна. По Л. Козеру, многие положения конфликта верны для раннего капитализма, а современный капитализм характеризуется рядом новых черт, позволяющих регулировать возникающие конфликты.

Льюис Альфред Козер (1913-2003), развивая идеи Зиммеля, попытался доказать возможность структурно-функционального объяснения конфликта. Его наиболее известная интерпретация зиммелевской теории конфликта зафиксирована в работе «Функции социального конфликта» (1956) , положившей начало разработкам конфликтной теории, как это ни парадоксально, была направлена на то, чтобы продемонстрировать, что структурный функционализм пригоден для описания конфликта и социальных изменений.

Книга «Социальные функции конфликта», ставшая бестселлером в ряду социологической литературы, расценивается как одна из первых серьезных попыток концептуализации феномена конфликта с акцентом на изучении его позитивных функций.

Вслед за Зиммелем Козер пришел к выводу, что конфликт выполняет позитивную функцию и служит укреплению границ и предотвращению распада групп. Концентрация на функциональных аспектах конфликта не исключает утверждения, что определенные формы конфликтов ведут к дезинтеграции. Козер различал в анализе Зиммеля социологическую и психологическую составляющие, считая главным предметом своего изучения конфликты в группах, а не особенности индивидуального поведения.

Он рассматривает порядок и конфликт как два равнозначных социальных процесса и подчеркивает, что, как и все социальные явления, конфликт не может иметь односторонних последствий: только позитивных или только негативных. Конфликт одновременно продуцирует и те, и другие. Предшествующие социологи слишком часто подчеркивали негативные стороны конфликта и забывали о позитивных.

Л. Козер ставит своей задачей установление условий, при которых конфликт позитивен или негативен. Он не стремится к созданию всеобъемлющей концепции общества и личности. Его цель - продемонстрировать, что конфликт как социальный процесс (одна из форм социального взаимодействия) может быть инструментом формирования, стандартизирования и поддержания социальной структуры; он способствует установлению и сохранению границ между группами; межгрупповой конфликт способен реанимировать групповую идентичность, предохраняя группу от ассимиляции.

Вслед за Г. Зиммелем Козер рассматривает конфликт как одну из форм социального взаимодействия, как процесс, который при определенных условиях может иметь для «социального организма» не только деструктивные, но и конструктивные (интегративные) последствия. Основное его внимание направлено на выявление причин, при которых конфликт сохраняет или восстанавливает интеграцию системы и ее приспособляемость к изменяющимся условиям.

В работах Зиммеля и Козера можно обнаружить ряд обозначенных ими функций социального конфликта:

  • - установление единства и сплоченности;
  • - производство стабилизирующих и интегративных элементов;
  • - выявление относительной силы антагонистических интересов в структуре;
  • - создание механизма поддержки и/или справедливости баланса сил;
  • - создание ассоциаций и коалиций;
  • - помощь в уменьшении социальной изоляции и объединении индивидов;
  • - поддержка границ между новыми ассоциациями и коалициями;
  • - выполнение функции спускового клапана для уменьшения фрустрации и агрессии;
  • - создание почвы для консенсуса;
  • - формирование более четких централизованных структур, ответственных за принятие решений;
  • - укрепление внутреннего единства;
  • - усиление нормативности поведения и стимулирование выработки новых правил и норм;
  • - способность сдерживать конфликт за счет выявления сил в конфликте (так называемый «зиммелевский парадокс», который звучит следующим образом: «Наиболее эффективная предпосылка предотвращения конфликта - точное знание сравнительной силы обеих сторон - зачастую достижима только в ходе реального конфликта» ).

В условиях первичной группы полнота личной вовлеченности в условиях подавления конфликтной ситуации угрожает, в случае возникновения конфликта, самим истокам внутригрупповых отношений. Во вторичных же группах частичное участие в массе неаккумулированных конфликтов выступает в роли механизма, поддерживающего равновесие внутригрупповой структуры, предотвращая тем самым ее раскол по одной линии. Поэтому не только интенсивность конфликта влияет на структуру группы, но и природа групповой организации может влиять на интенсивность конфликтного процесса.

Взаимозависимость групп до некоторой степени сдерживает тенденцию принципиального раскола социальной системы, хотя и не исключает наличия противоположных интересов. Гибкость же социальной системы, благодаря толерантному отношению к конфликтам, дает возможность прямого выражения противоречивых требований и тем самым элиминирует источник недовольства. Свойственный такой системе плюрализм конфликтных ситуаций позволяет искоренить причины внутреннего разобщения и восстановить социальное единство. В отличие от этого, чем более жесткой является социальная система, тем меньше в ней институциональных средств, позволяющих урегулировать возникшие социальные конфликты.

Не конфликт как таковой угрожает равновесию системы, а ее жесткость, подавляющая различного рода напряженности, которые, аккумулируясь, могут привести к острому конфликту по базовым ценностям, затрагивающим основы общественного согласия.

Социальный конфликт представляет собой способ адекватного приспособления норм к изменяющимся условиям. Социальная структура, в которой есть место для конфликта, может избежать состояний внутренней неустойчивости или модифицировать эти состояния, изменив существующее соотношение властных позиций.

Обе стороны, стремящиеся к достижению одной и той же цели, вынуждены ограничивать себя в конфликте, стремясь не довести ситуацию до такого состояния, когда будет уничтожен или выведен из строя сам объект притязаний.

Зиммель в этой связи обращал внимание на то, что конфликтующая сторона заинтересована в сохранении единства своего врага, ибо в противном случае будет весьма трудно одержать решительную победу. Например, захватившей вражескую столицу армии может потребоваться гораздо больше времени для подавления сопротивления разрозненных отрядов по всей территории страны. По этой же причине бизнес-сообществу выгоднее и эффективнее вести переговоры с каким-то одним профсоюзным объединением, нежели с массой неподатливых локальных союзов.

Другая часть правды, по замечанию того же Зиммеля, состоит в том, что принцип «разделяй и властвуй» остается главным в достижении победы. Точно так же можно привести немало примеров, когда конфликт начинает выходить из-под контроля и армии вынуждены прекратить свои действия. Полномасштабная ядерная война является примером такого рода случая.

Концепция Зиммеля - Козера в данном случае не содержит полноценных теоретических описаний условий, при которых нужно ожидать того или иного результата. С точки зрения социологической теории Козер не вносит в структурный функционализм ничего принципиально нового, кроме представлений о способности структур быть результатом социального конфликта и возможности их поддержания и утверждения путем конфликта внутри и между группами.

Причины конфликта коренятся в таких условиях, когда существующей системе распределения дефицитных ресурсов начинают отказывать в законности. Это проявляется через снижение возможности открыто выражать недовольство, уровня минимальной взаимной лояльности, необходимой для сохранения целостности системы, уровня допускаемой в системе мобильности, а также через увеличение обнищания и ограничений неимущих и слабоимущих слоев.

  • Coser L. Functions of Social Conflict. N. Y.: Free Press, 1956.
  • Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2000. С. 162.
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх