Скачать презентацию международный день борьбы с фашизмом. Урок: Международный день борьбы с фашизмом

Сценарий Урока мужества

1 ведущий: 9 ноября мир отметил Международный день борьбы против фашизма, расизма и антисемитизма.

Этот день посвящен трагическим событиям, которые произошли в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года (78 лет назад) на территории Германии и Австрии. Это была первая массовая акция физического насилия по отношению к евреям.

2 ведущий: За одну ночь было убито около 90 евреев, сотни евреев были ранены и покалечины, а 3,5 тысячи евреев отправили в концентрационные лагеря. Были сожжены и разгромлены синагоги, сотни жилых домов и 7,5 тысяч торговых и коммерческих предприятий. Массовый еврейский погром, получивший позднее название «Хрустальной ночи» или «Ночи разбитых витрин» положил начало Холокосту - массовому насилию в отношении еврейского народа, которое привело к гибели 6 млн. евреев.

Чтец 1: Красивое название, страшные дела:

Убила сотни жизней « Ночь из хрусталя».

Смерти отражались в осколках из витрин,

От зверства и от страха содрогнулся мир.

Не раз горячей кровью планета облилась

Осенней ночью смертная жатва началась.

Гибель тех невинных не будет прощена,

Чтоб не повторилось это никогда,

Чтоб не возродился фашизм из никуда,

Годовщину скорбную каждый должен знать,

День против фашизма наступил опять.

Чтец 2: Человек родился, он просто человек,

Русский или немец, еврей или узбек,

У каждого есть мама, каждый хочет жить,

Работать и учиться, растить детей, шутить.

Это невозможно там, где есть фашизм,

Где кто-то разжигает злобу и расизм.

Где страшно быть не тем и не таким,

Где всем знакомо слово «антисемитизм».

Пусть люди будут разными, и мирным будет свет,

Настоящих поводов для ненависти нет.

Вспомним смерть замученных в начале ноября.

Не должны мучения позабыться зря.

Ведущий 1: Прежде чем рассмотреть хронологию развития Холокоста давайте ознакомимся с понятием «ХОЛОКОСТ»

Холокост - слово из греческого языка, означающее «всесожжение», «уничтожение огнем», а также «жертвоприношение посредством огня».В современном обществе это слово обозначает политику нацистской Германии, ее союзников по преследованию и уничтожению евреев с 1933 по 1945 год. Холокост - это символ газовых камер, печей сжигающих детей, женщин стариков, это массовый расстрел невинных мирных людей...

Какие же события привели к этой трагедии? Кто в ней повинен? На эти вопросы мы попытаемся найти ответ?

Ведущий 2 : В 1933 году Адольф Гитлер Лидер национал -социалистической партии становится канцлером Германии, который строил свою компанию на обещании вернуть Германии былое величие и разобраться с теми, кого он назвал опасным расовым врагом - евреями. Однако помимо евреев преследованию и уничтожению нацистами подверглись цыгане, население Белоруссии, Польши, а также чернокожие, душевно больные и нетрудоспособные группы населения.

Ведущий 1: Холокост - унес жизни 6 миллионов евреев, 3 миллиона из которых были советскими гражданами. На оккупированных территориях входящих ныне в Российскую Федерацию, действовало 41 гетто, в которых методично истреблялось еврейское население.

Но самым страшным проявлением Холокоста стали лагеря или как их тогда называли «фабрики смерти», созданные фашистами для физического истребления людей, объявленных «недочеловеками».

Ведущий 2 : Во время Второй мировой войны немецко - фашистское руководство создало широкую сеть различного типа лагерей для содержания военнопленных (как советских, так так и граждан других государств) и насильственно угнанных в рабство граждан оккупированных стран.

Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концлагерей. За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них по разным подсчетам от 5 до 7 миллионов - граждане Советского Союза. Выжили чуть больше миллиона.

Ведущий 1: Бухенвальд был мужским лагерем. Выучить свой номер на немецком языке узник должен был в течении первых суток. Набор цифр заменял имя. В концлагере содержалось около 240 тысяч человек. 56 тысяч узников погибли…

Ведущий 2 : Лагерь Майданек был создан в августе - сентябре 1941 года, был поделен на 5 секций, одна из которых была женской. У лагеря было 10 филиалов. В каждую топку закладывали по шесть трупов. Крематорий работал как доменная печь, без остановки, сжигая в среднем 1400 трупов в сутки… Через концлагерь Майданек прошло более миллиона узников.

В лагере было уничтожено 360 тысяч человек.

Ведущий 1 : Концлагерь Дахау был одним из первых и главных концлагерей на территории Германии. Создан в марте 1933 года. Лагерь имел 123 филиала, через которые прошло около 250 тысяч человек из 24 стран. Из них погибло 70 тысяч.

Ведущий 2: В апреле 1940 года был организован лагерь Освенцим комплекс немецких концлагерей, располагавшийся на юге Польши, около города Освенцим. Это был огромный концлагерь, т.к. располагался рядом с железной дорогой. 1 135 000 тысяч человек стали его жертвами.

Просмотр видео

Холокост - что это за слово?

Необычного в нем ничего как будто нет.

Но, а если расшифруешь это слово

Сразу станет страшно почему-то всем.

Что же они сделали такого и за что сожгли их в лагерях?

Может быть война тому виною или время, как порой твердят.

А ведь им хотелось очень, очень поиграть, с друзьями во дворе.

И побаловаться в школе, и поесть своей завтрак на траве.

Но пришли немецкие солдаты

И отправили детишек в лагеря

Не для отдыха и развлеченья,

А для издевательства и зверств.

Но мы в памяти оставим

Имена героев навсегда.

И в глазах как слезы засверкают

Страшные кровавые слова.

Ведущий 1: Саласпилс - концентрационный лагерь на территории, оккупированной нацистами Латвии, получивший печальную известность в мире из-за содержания в нем детей. В лагере мученической смертью погибли около 3 тысяч детей до 5 лет в период с 18 мая 1942 года по 19 мая 1943 года. Тела были частично сожжены, а частью захоронены на старом гарнизонном кладбище у Саласпилса. Большинство из них подверглось выкачиванию крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали.

Ведущий 2 : Когда изможденные люди с больными, замученными детьми загонялись за тройную проволочную ограду концлагеря, для взрослых, но в особенности для беззащитных детей начиналось мучительное существование, насыщенное до предела тяжкими психическими и физическими истязаниями и издевательствами со стороны немцев и их прислужников. Несмотря на зимнюю стужу, привезенных детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носивший наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем таким же порядком детей, старший из которых не достигал еще 12 - ти летнего возраста, гнали в другой барак, в котором голыми держали на холоде по 5-6 суток. Фашисты выстраивая матерей с детьми, насильно отрывали малюток от несчастных родителей.

Ведущий 1 : Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолировано. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. Грязь, вспыхнувшие эпидемии кори, дизентерии, приводили к массовой гибели. Немецкая охрана ежедневно в больших корзинах выносили из детского барака окоченевшие детские трупики, погибшие мучительной смертью. Они сбрасывались в выгребные ямы, сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу вблизи лагеря. Массовую беспрерывную смертность детей вызывали те эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались маленькие мученики Саласпилса.

Ведущий 2: Дети воины. Дети у которых украли детство… После освобождения белорусского города Лиозно в 1944 году при разборе кирпичной кладки разрушенной печи в одном из домов был найден маленький желтый конверт, прошитый нитками. В нем оказалось письмо белорусской девочки Кати Сусаниной, отданной в рабство гитлеровскому помещику.

Ученица читает письмо Кати Сусаниной (сценка)

Ведущий 1: В 1945 г. немецкий фашизм был побежден. Международный военный трибунал в Нюрнберге в октябре 1946 года назвал гитлеровские концлагеря одним из позорнейших средств террора по отношению к населению оккупированных стран, а совершенные в них преступления - преступления против человечества. Почему проблема Холокоста сегодня столь актуальна в обществе? Почему мы вспоминаем события тех лет?

Ответы детей

Ведущий 2 : Знание уроков Холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобные зверства не повторились против какого - либо народа на Земле. А чтобы не повторились подобные события, которые уносят миллионы невинных жизней, мы должны быть терпимыми к другим людям, вне зависимости от расы, нации, вероисповедания и других отличий. В борьбе против подобных страшных процессов важно обращаться к прошлому человечества, анализировать причины, механизмы возникновения и развития нетерпимости.

Пока мы помним - мы живы. И жива память о миллионах погибших в аду Холокоста.

Говорят погибшие. Без точек.

И без запятых. Почти без слов.

Из концлагерей. Из одиночек.

Из горящих на ветру домов.

Говорят погибшие. Тетради.

Письма. Завещанья. Дневники.

На кирпичной, на шершавой глади

Росчерк торопящейся руки.

На промозглых парах железякой

На стене осколками стекла.

Струйкой крови на полу барака

Расписалась жизнь - пока была.

Говорят погибшие. Дыханье

В грудах пепла раздувает жар.

Маутхаузен. Орадур. Дахау.

Бухенвальд. Освенцим. Бабий Яр.

«Живёт Победа в поколеньях»

Цель: - информировать учащихся о направленности фашистских концлагерей, о трагической доли узников концлагерей;

Пробудитьуважительное отношение к исторической памяти своего народа.

Задачи:

Формировать у подрастающего поколения активную жизненную позицию, патриотическое сознание;

Повышать интерес обучающихся к историческому прошлому страны;

Познакомить обучающихся с идеологией и проявлением фашизма в годы Великой Отечественной войны;

Формировать умение вести исследовательскую работу с историческими документами и художественными произведениями.

Ход урока

11 апреля во всем мире отмечается памятная дата - Международный день освобождения узников фашистских концлагерей (International Day of Fascist Concentration Camps Prisoners Liberation). Она установлена в память об интернациональном восстании узников концлагеря Бухенвальд, произошедшем 11 апреля 1945 года. Концлагеря - это места заключения больших масс людей, помещенных туда по политическим, социальным, расовым, религиозным и иным признакам. Широкое распространение они получили в годы Второй мировой войны и были расположены, как в самой фашистской Германии, так и на оккупированных ею территориях. 22 марта 1933 года в Дахау начал действовать первый концентрационный лагерь в нацистской Германии, а в последующие годы фашисты создали огромную сеть этих лагерей, превращенных в места организованного систематического убийства миллионов людей.

Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концлагерей, гетто и тюрем. По признанию самих эсэсовцев, узник, продолжительность жизни которого в лагере составляла менее года, приносил нацистам почти полторы тысячи рейхсмарок чистой прибыли. Одна из страшных фотографий, сделанных американцами в Бухенвальде (Фото: wikipedia.org) За годы Второй мировой войны через лагеря смерти прошли более 20 миллионов человек из 30 стран мира, из них 5 миллионов - граждане Советского Союза. Примерно 12 миллионов человек так и не дожили до освобождения, среди них - около 2 миллионов детей. 11 апреля 1945 года узники Бухенвальда (Buchenwald) подняли интернациональное восстание против гитлеровцев и вышли на свободу. Кажется, так давно это было. Но только не для тех, кто прошел сквозь ужасы фашистских застенков. Биографии этих людей - это настоящие уроки мужества для молодого поколения. На Нюрнбергском процессе в 1946 году международный трибунал признал, что заключение в неволю мирных граждан иностранных государств, равно как и использование в принудительном порядке их труда в интересах Германии, является не только военным преступлением. Оно было квалифицировано как преступление против человечества. И сегодня, 11 апреля, во многих странах проходят различные памятные мероприятия, встречи бывших узников, поминовение погибших, поклонение их памяти, возложение цветов к могилам и местам захоронения жертв фашизма.
Лагерные ворота с надписью «Каждому свое» и колючая проволока сохранились до сих пор. Теперь это вход в Музей памяти Бухенвальда. На сотнях квадратных метров всего несколько построек. Санчасть, где нацисты проводили эксперименты над заключенными, сторожевые вышки, оружейная мастерская и крематорий - вот все, что осталось от лагеря смерти. На месте бараков, где жили тысячи узников, теперь поле и камни с номерами: блок 3, блок 5, блок 17. Концентрационные лагеря - это место, где массовое убийство было поставлено на конвейер.

В этот день мы обязаны помнить еще об одной из трагедий Великой Отечественной войны - трагедии бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей. Тогда, в 1941 году, в нарушение положений Гаагской Конвенции 1907 года об отношении воюющих сторон к детям, их жизнь, здоровье, труд использовались в концлагерях, на военных заводах, на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях. Дети становились заложниками, донорами, биологическим сырьем для преступных «медицинских экспериментов».

А дни всё шли, как смерть страшны,

И дети стали образцовы,

Но их всё били.

Так же. Снова.

И не снимали с них вины.

Они хватались за людей.

Они молили. И любили.

Но у мужчин «идеи» были,

Мужчины мучали детей.

Я жив. Дышу. Люблю людей,

Но жизнь бывает мне постыла,

Как только вспомню: это - было.

Мужчины мучали детей.

Предлагаю почтить память жертв фашистских концентрационных лагерей МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ

Прошел 71 год с той страшной поры, когда фашисты напали на нашу страну. Все дальше в вечность уходят роковые сороковые, нанесшие огромную рану человечеству. В достояние истории превращаются события тех лет. Но мир, спасенный, знает, мир живой помнит, он никогда не забудет ту страшную трагедию, выпавшую на долю нашего народа.

После ужасов войны, оккупации, концлагерей никто и помыслить не мог о возможности возрождения фашизма на Земле. Но прошли годы, и в некоторых странах к власти пришли люди, открыто поддерживающие идеи национализма и фашизма. Прикрываясь фальшивыми демократическими лозунгами и мнимой свободой слова, они устраивают марши бывших эсэсовцев на площадях, воздвигают им обелиски, уничтожая при этом памятники советским воинам-освободителям, преследуя ветеранов Великой Отечественной войны.

В современной нам Украине, бывшей части Советского Союза, понесшей тяжелые потери в Великой Отечественной войне, подняли голову сторонники идей национализма. Они приняли активное участие в государственном перевороте, в свержении законного правительства. Особенно страшно, что в свои ряды они втягивают молодежь, лживыми лозунгами, лживыми идеями прикрывая свои настоящие цели. Мы граждане России, должны гордиться своей Родиной, помнить ее историю, чтить традиции и обычаи своего народа. Но при этом наша любовь и гордость не должна быть связана с унижением, неуважением и отрицательным отношением к другим народам и их культурам. Мы должны помнить, что Россия – многонациональная страна, и в этом наша сила. К этому нас призывает кровь наших соотечественников, отданная за правое дело, за наше светлое будущее.

Для того чтобы противостоять потокам обмана и лжи, текущим с Запада, необходимо знать историю своей страны и своего народа. События и факты истории концлагерей являются лишь фоном для понимания того, где, когда и в каких условиях в силу трагических обстоятельств оказались советские люди. Все они были солдатами и участниками той страшной войны. Вечная память всем, кто непокорённый погиб в жестокой схватке с фашизмом!.. Никакие годы не зарубцуют ран миллионов человеческих сердец... Этого нельзя забыть. И этого нельзя простить!

Молодое поколение должно приумножить славу дедов и прадедов, беречь мир на земле, знать ценности человеческой жизни.

Мирное время - какое счастье, какая радость. Мы знаем, какой ценой была завоевана Победа. И всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину.

План – конспект

воспитательного мероприятия

Форма: круглый стол.

Цель : познакомить воспитанников с историей возникновения «Дня памяти жертв фашизма»; изучить ряд исторических фактов.

Задачи :

  • развивать национальное самосознание, стремление к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантное отношение к проявлениям иных культур;
  • воспитывать чувства уважения и признательности к участникам Великой Отечественной войны, бывшим малолетним узникам концлагерей;
  • формировать и развивать навыки поисковой деятельности (работа с историческими источниками, с художественной литературой).

Образовательные технологии:

  • элементы ИКТ – технологии;
  • элементы технологии сотрудничества;
  • элементы технологии критического мышления.

Оборудование : презентация, видеоролики, выставка военных книг, доклады по данной теме, музыкальное сопровождение, план-конспект.

Участники: кадеты 7 «____» класса

Дата и время проведения: ____ ____

Место проведения: ________________________

План:

I.) Вступительное слово.

II.) Основная часть.

III.) Рефлексия. Подведение итогов.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня мы будет говорить о важном. Тема нашего круглого стола — «Международный день памяти жертв фашизма». Вы узнаете об истории возникновения этого «Дня памяти», услышите о тяжелых годах Великой Отечественной Войны, мы будем говорить о создании в годы войны тысяч концлагерей и о тех людях, которые погибли там, о зверствах фашистов. Вы услышите документальные подтверждения очевидцев тех далёких и жестоких событий.

  1. Основная часть.

Воспитатель: Международный день памяти жертв фашизма отмечается ежегодно во второе воскресенье сентября. Он был установлен в 1962 году.

Ведущий: Дата неслучайно была определена именно в сентябре: на этот месяц приходятся две связанные со Второй мировой войной даты - день ее начала (1 сентября 1939 года) и день ее полного завершения (2 сентября 1945).

День скорби и боли, День памяти… В этот день миллионы людей, которые знают и помнят историю, склоняют головы в память о тех, кто был уничтожен самой безжалостной, самой бесчеловечной военно-политической машиной.

Желание построить «новый порядок» на деле вылилось в войну, охватившую весь мир, лагеря смерти, уничтожение миллионов людей.

День памяти жертв фашизма отмечается в каждой стране, которая непосредственно принимала участие в военных действиях. Этот день проходит под знаком посещения солдатских могил, памятников, мемориалов, возложения венков и цветов. Это трагический день, который останется надолго в памяти нескольких поколений.

Чтец:

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят.

Но выше подними Великой правды знамя,

Омой его земли кровавыми слезами,

И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей…

Воспитатель: Нет такой страны, которая бы выиграла от правления нацистов, нет такой нации, которая бы обогатилась материально или духовно, в результате их властвования. Идеология нацизма принесла разрушения как тем, кто ее вскормил, так и тем, кто ей противостоял.

Война — какое страшное и жестокое слово. Достаточно вспомнить годы Великой Отечественной Войны, которые унесли миллионы жизней мирных людей, стариков, детей, и наши сердца начинают наполняться горестью, слезами, болью.

Ведущий: В музее частном стройными рядами
Лежат в шкафах медали и кресты,
Орлы… как будто бы блестят из дали,
Из времени ушедшей темноты.
Вот этот крест фашистскому солдату
Подарен был заслуженно вполне,
За то, что тот фашист – из автомата –
Убил немало русских в той войне.

А крест другой, быть может, стал наградой
За тысячи мучительных смертей,
За то, что в ленинградскую блокаду
Страна теряла взрослых и детей.
А эти разные значки, медали
Со свастикой и кровью на мечах
За то фашистскому солдату дали,
Что он сжигал живых людей в печах…
Лежат награды за чужие жизни,
За страшную и долгую войну,
Ничто не может восхищать в фашизме
Того, кто любит русскую страну.

Воспитатель: День памяти учит нас не только оценивать то, что было на Земле несколько десятилетий назад. Грош цена тому, кто помнит историю и не извлекает уроков на будущее.

Сегодня немало тех, кто живет идеей врожденного превосходства. «Объединиться, чтобы противостоять экстремизму», - лозунг Дня памяти жертв фашизма.

Ролик «Жертвы фашизма».

Ведущий : Это жертвы фашистов. В 1939 году началась Вторая мировая война. За 6 лет от рук фашистов погибло свыше 62 миллионов человек. В руины были превращены тысячи городов и сёл. Вот несколько примеров того, как фашисты пытались превратить человечество в рабов. Хатынь – одна из белорусских деревень. Таких до войны было тысячи. Жители Хатыни были мирными, добрыми людьми. Они растили хлеб, воспитывали детей и никогда никому не желали зла.

Но 22 марта 1943 года в деревню вошел 118-ый батальон охранной полиции и окружил её. Всё население Хатыни: взрослые, старики, женщины, дети – были согнаны карателями в колхозный сарай. Тех, кто пытался убежать, убивали на месте.

Когда всех людей собрали в сарае, каратели заперли двери, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Деревянное строение быстро загорелось. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать… Но тех, кто вырывался из пламени, расстреливали из пулемётов.

В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16 лет. Сама деревня была уничтожена полностью.

Ведущий: Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский. Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Ему пришлось пережить ещё один тяжкий удар, среди трупов односельчан он нашёл своего сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе.

Чтец:

Фашист стоял, слегка расставив ноги,

А рупором усиливалась речь

О том, что для евреев нет дороги,

Иной дороги, чем дорога в печь.

Надменность и презрение во взгляде.

И черный автомат наперевес.

Казалось, утро в лагерном наряде

Легло к его ногам, сойдя с небес.

А женщина стояла у барака.

Раздели заключенных догола.

Война, как кровожадная собака,

Давным-давно всех близких унесла.

И право жить, дарованное Богом,

Утеряно, как полушалок с плеч.

И женщина шагнула на дорогу,

Дорогу, упиравшуюся в печь.

Но будто натолкнулась на преграду,

И, словно молоко, вскипела кровь:

Фашист сверлил ее надменным взглядом.

Так смотрят на зверей и на рабов.

А до конца шагов осталось мало,

Но ей не одолеть стыда черту.

Она себя руками прикрывала,

Руками прикрывала наготу.

И этот жест, знакомый всем от века,

Казалось, объяснил ему без слов:

Она прожить стремится Человеком

Оставшиеся несколько шагов.

И столько в жесте женственного было,

Что он внезапно понял, почему

Жила в еврейке нравственная сила

Быть Человеком вопреки всему.

И в этой мысли новизна сквозила

Такая, что он дрожь сдержать не смог.

Она его, фашиста, победила.

Он понял это. И нажал курок…

Воспитатель: Ребята, а что такое «концлагеря» в годы войны ? Зачем и для чего их создавали? Что вы об этом знаете?

Высказывания и размышления воспитанников.

Воспитатель: Самое немыслимое и страшное из зверств фашизма – лагеря смерти. 01.09.1939г. Германия напала на территорию Польши – именно этот день считается днём начала Второй мировой войны. На оккупированных территориях Польши, СССР, Нидерландов и других европейских стран было создано множество лагерей смерти.

Главной целью фашистов в этих лагерях было уничтожение человеческого достоинства, превращение людей в животных и уничтожение людей по национальному признаку. Всего через концентрационные лагеря прошло 18 млн. человек, из которых погибло около 12 миллионов человек. В таких лагерях узников содержали в нечеловеческих условиях, заставляли работать по 18 часов в сутки. Обессиленных и больных сжигали заживо в печах крематория, душили в газовых камерах, расстреливали. Не щадили даже детей. У них забирали кровь, чтобы лечить раненых в боях фашистов.

Над людьми ставили опыты, после которых невозможно было выжить. Сколько зверства, страданий и горя принесли фашисты мирным людям!

Существуют документы и свидетельства очевидцев, которые подтверждают эти факты.

Ведущий: Из воспоминаний Шломо Венезия – одного из немногих выживших узников ОСВЕНЦИМа: «Две самые большие газовые камеры были рассчитаны на 1450 человек, но эсэсовцы загоняли туда по 1600 — 1700 человек. Они шли за заключенными и били их палками. Задние толкали впереди идущих. В результате, в камеры попадало столько узников, что даже после смерти они оставались стоять. Падать было некуда».

В Освенциме истреблено свыше 4 миллионов человек. 27.1.1945 он был освобожден Советской Армией.

БУХЕНВАЛЬД, немецко-фашистский концлагерь… «Каждому своё» – девиз, написанный на воротах Бухенвальда. Один из первых лагерей смерти, построенных в Германии в 1937 году. В лагере было 52 основных барака. От холода ни один человек не выжил. В Бухенвальде было 56 тысяч заключенных.

Ведущий: ДАХАУ, 1-й концентрационный лагерь в фашистской Германии, создан в 1933 г. близ Мюнхена. Узниками были 250 тыс. человек, замучены или убиты около 70 тыс. человек.

МАЙДАНЕК, немецко-фашистский концлагерь вблизи г. Люблин (Польша). В 1941-1944 истреблено около 1,5 млн. человек.

ТРЕБЛИНКА, немецко-фашистские концлагеря в Варшавском воеводстве Польши. В Треблинке погибло около 10 тыс. человек, в Треблинке II – около 800 тыс. человек, (преимущественно евреи)…

МАУТХАУЗЕН был одним из самых страшных концлагерей. Даже его персонал, а это полторы сотни охранников, шутили, что из Маутхаузена можно сбежать не иначе, как через трубу крематория.

Узниками Маутхаузена было около 335 тысяч человек; казнено свыше 122 тысяч человек. Больше всех - свыше 32 тысяч - советских граждан.

Воспитатель:

У фашистских преступлений нет срока давности. Человечество заплатило слишком высокую цену, чтобы избавиться от коричневой чумы. Кошмар Второй мировой не должен повториться никогда, а память о жертвах фашизма должна жить в веках. Всё это полностью зависит от нас с вами…

  1. Рефлексия. Подведение итогов.

Закончите фразу:

* Я узнал, что…

* Меня ужаснуло больше всего…

* Я постараюсь…

* Я понял, что от меня зависит……

* В целом…

Заключительное слово воспитателя: Наше мероприятие подходит к концу. Я надеюсь, что сегодняшняя тема была для вас важной и интересной.

История – мудрый учитель. Она не жестока сама по себе, как не может быть жестока наука памяти. Я верю в мудрость людей, в их желание оставить потомкам красивый мир, в котором живут свободные люди. И эту мудрость мы впитываем из истории – науки, которая не дает забывать.

ДЕНЬ ПАМЯТИ ЖЕРТВ

(сценарий мероприятия)

Цели:

Пропаганда ценности человеческой жизни и каждого человека;

Изучение рядя исторических фактов, произошедших в годы Великой Отечественной Войны;

Воспитание у учащихся любви к Родине, к своим соотечественникам, к своей стране.

Задачи:

Формировать у подрастающего поколения активную жизненную позицию, патриотическое сознание;

Повышать интерес учеников к историческому прошлому страны;

Познакомить ребят с идеологией и проявлением фашизма в годы Великой Отечественной войны;

Выработать у учеников негативное отношение к идеологии фашизма.

Организатор:

Куратор гр.ЭК-152 ГБПОУ ВО «ВГПГК»

Целевая аудитория:

Студенты группы ЭК-152

Место, время проведения:

Форма проведения:

Презентация по тематике мероприятия, музыкальное сопровождение, сообщения учащихся.

Пояснительная записка

День памяти жертв фашизма - это день памяти десятков миллионов людей, погибших в результате гигантского, нечеловеческого эксперимента. Это миллионы солдат, которых фашистские лидеры столкнули друг с другом, но ещё больше - мирных жителей, которые погибали под бомбами, в концлагерях, от болезней и от голода.

Дата проведения Дня была определена именно на сентябрь, так как на этот месяц приходятся две связанные со Второй мировой войной даты - день ее начала и ее полного завершения. Это и стало одной из причин установления дня траура на сентябрьское воскресенье.

Нет такой страны, которая бы выиграла от правления нацистов, нет такой нации, которая бы обогатилась материально или духовно в результате их властвования. Самая страшная идеология та, которая делает человека виноватым от рождения только за кровь, которая течет в его жилах.

К сожалению, сегодня в ряде стран политики пытаются пересмотреть итоги Второй мировой войны, и там идет постепенное обеление и возрождение нацизма.

Но важно помнить, что идеология нацизма принесла потери и разрушения не только тем, кто ей противостоял, но и тем, кто ее вскормил. И тогда, более полувека назад, огромную нацистскую машину удалось остановить и разрушить. Солдаты разных национальностей сражались плечом к плечу и победили.

И лозунг сегодняшнего памятного дня - объединиться, чтобы противостоять неофашизму.

Международный день памяти в каждой стране, принявшей участие во Второй мировой войне, отмечается не только отменой развлекательных мероприятий, торжеств, выпадающих на эту дату, но и посещением памятников, мемориалов, кладбищ - во многих странах в этот день принято ухаживать за безымянными, заброшенными, братскими могилами.

Сценарий урока памяти «Международный день памяти жертв фашизма».

Катя

В музее частном стройными рядами:
Лежат в шкафах медали и кресты,
Орлы… как будто бы блестят из дали,
Из времени ушедшей темноты.
Вот этот крест фашистскому солдату
Подарен был заслуженно вполне,
За то, что тот фашист – из автомата –
Убил немало русских в той войне.
А крест другой, быть может, стал наградой
За тысячи мучительных смертей,
За то, что в ленинградскую блокаду
Страна теряла взрослых и детей.
А эти разные значки, медали
Со свастикой и кровью на мечах
За то фашистскому солдату дали,
Что он сжигал живых людей в печах.
Лежат награды за чужие жизни,
За страшную и долгую войну,
Ничто не может восхищать в фашизме
Того, кто любит русскую страну.
Вед.1 День памяти жертв фашизма был определен именно в сентябре, так как на этот месяц приходятся две связанные со второй мировой войной даты - день её начала и её полного завершения. Вед.2 День памяти жертв фашизма - это День памяти десятков миллионов людей,сгинувших в результате гигантского, нечеловеческого эксперимента. Это миллионы солдат, которых фашистские лидеры столкнули друг с другом, но еще больше - мирных жителей, которые погибали под бомбами, от болезней и от голода. Вед.1 Фашизм - это идеология, при помощи которой один человек хочет поставить ногу на шею другого человека и сделать этого другого человека рабом. Особенно фашисты стремятся уничтожать тех, кто не похож на других, например людей другой национальности. «У. тебя нет сердца, нервов. На войне они не нужны. Уничтожай в себе жалость и сочувствие, убивая всякого русского, советского. Не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик! Убивай! Этим ты спасёшь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и каждого немецкого солдата. Вед.2 Фашизм - самая страшная идеология, ведь по ее канонам человека обязуют умирать только потому, что в его венах течет не та кровь. Нацизм, переходящий в фашизм, стал настоящим адом для множества людей из разных стран мира. Никита

Не траурный мрамор, не скорбный гранит,
Не статуй 4 i стел миллионы-

Лишь память людская навек сохранит

Те муки, и слезы, и стоны.

Не может быть кто-то превыше других,

И это доказано жизнью!

И значит, сегодня мы вспомним о них -

О павших, о жертвах фашизма...

Звучит классическая музыка «Адажио» Альбиони, появляются девушки-старшеклассницы, в платках.. Становятся полукругом.

Таня. Ах, как рано мы вас потеряли-

Сильных, смелых, таких молодых...

Никого потом не замечали,

Потому, что не надо других

Маша. Ах, как горько, как больно, как страшно

Провожать сыновей на войну!

И, лелея в душе день вчерашний,

Принимать на себя всю вину.

Аня. Ах, как жалко, жалко, как жалко,

Что сиротами дети росли...

Рябитишек - их было так мало,

Что сказать слово «папа» могли!

Марина. Слово «папа» родному, живом

Без конца, без конца повторять!

Еще больше жаль тех, у которых

Всё воина умудрилась отнять!

Лена. Много дней прошло... Десятилетий...

Говорят - все быльем поросло...

Только все же, кто за это в ответе-

За войну, за проклятое зло?

Музыкальный номер - песня.

Вед.1 А теперь всмотритесь в эти лица. Это жертвы фашистов. В 1939 году началась Вторая мировая война. За 6 лет от рук фашистов погибло свыше 62 миллионов человек. В руины были превращены тысячи городов и сёл. Вот несколько примеров того, как фашисты пытались превратить человечество в рабов.

Настя. Хатынь - одна из белорусских деревень. Таких до войны было тысячи. Жители Хатыни были мирными, добрыми людьми. Они растили хлеб, воспитывали детей и никогда никому не желали зла.

Вика. Но 22 марта 1943 года в деревню вошел 118-ый батальон охранной полиции и окружил её. Всё население Хатыни взрослые, старики, женщины, дети были согнаны карателями в колхозный сарай. Тех, кто пытался убежать, убивали на месте.

Настя. Когда всех людей собрали в сарае, каратели заперли двери, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай быстро загорелся. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать, но тех. кто вырывался из пламени, расстреливали из пулемётов. В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16 лег. Сама деревня была уничтожена полностью.

Вика. Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-детнйй деревенский кузнец Иосиф Каминский. Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Ему пришлось пережить ещё один тяжкий удар, среди трупов односельчан он нашёл своего сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе.

Настя. Хатынь не одна. На белорусской земле фашисты сожгли 186 деревень вместе с их жителями. Теперь на этом месте находится единственное в мире кладбище деревень.

Вед. 2 Самое немыслимое и страшное из зверств фашизма - лагеря смерти. 1.09.1939 г.напала на территорию Польши - именно этот день считается днём начала Второй мировой войны. На оккупированных территориях Польши, СССР. Нидерландов и других европейских стран было создано множество лагерей смерти. Главной целью фашистов в лагере было уничтожение человеческого достоинства, превращение людей в

животных и уничтожение людей по национальному признаку. Всего через концентрационные лагеря прошло 18 млн. человек, из которых погибло около 12 мил. человек.

Вед.1 В таких лагерях узников содержали в нечеловеческих условиях, заставляли работать
по 18 часов в сутки, обессиленных и больных сжигали заживо в печах крематория, душили в
газовых камерах, расстреливали. Не щадили даже детей. У них забирали кровь, чтобы лечить
раненых в боях фашистов. Над людьми ставили опыты, после которых невозможно было
выжить, Сотням заключённых делали прививки заразных болезней, другие служили для опытов, насколько человеческий организм может выдерживать холод.

Вед.2 Вот 5 основных лагерей смерти.

Таня. ОСВЕНЦИМ, город на юге Польши. В Освенциме истреблено свыше 4 миллионов человек. 27.1.1945 освобожден Советской Армией. На территории бывшего концлагеря создан музей.

Вед.1 Из воспоминаний Шломо Венезия - одного из немногих выживших узников Освенцима: "Две самые большие газовые камеры были рассчитаны на 1450 человек, но эсэсовцы загоняли туда по 1600 - 1700 человек. Они шли за заключенными и били их палками. Задние толкали впередиидущих. В результате в камеры попадало столько узников, что даже после смерти они оставались стоять. Падать было некуда".

Вед.2 Освенцим...фабрика смерти. Это преступление останется на совести нацизма навсегда. Человечеству хочется приглушить боль, хочется стереть из памяти это кровавое место... Но забывать Освенцим нельзя, потому что забвение - это верный путь к повторению.

Маша. БУХЕНВАЛЬД, немецко-фашистский концлагерь. В Бухенвальде было 56-тыс. заключенных. В 1958 г. в Бухенвальде открыт мемориальный комплекс.

Аня. ДАХАУ, 1-й концентрационный лагерь в фашистской Германии, создан в 1933 г.на окраине г. Дахау (близ Мюнхена). Узниками были 250 тыс. человек, замучены или убиты около 70 тыс. человек. В 1960 г. в Дахау открыт памятник погибшим.

Марина. МАЙДАНЕК, немецко-фашистский концлагерь вблизи г. Люблин (Польша).В 1941-1944 истреблено

около 1,5 млн. человек.

Лена. ТРЕБЛИНКА, немецко-фашистские концлагеря около станции Треблинка в Варшавском воеводстве Польши. В Треблинке погибло около. 10 тыс. человек, в Треблинке II- около 800 тыс. человек, (преимущественно евреи).. В августе 1943 в Треблинке II фашистами подавлено восстание узников, после которого лагерь ликвидирован. В Треблинке символическое кладбище, в центре- монумент.

Музыкальный номер - танец .

Вед.1 Только с приходом наших войск закончился весь этот ужас. Вспоминает Василий Яковлевич Петренко, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант в отставке:

Вед.2 "Меня, не раз видевшего своими глазами гибель людей на фронте, поразила такая невиданная жестокость нацистов к заключенным лагеря, превратившимся в живых скелетов. Потом я увидел детей... Жуткая картина: вздутые от голода животы, блуждающие глаза; руки как плети, тоненькие ножки; голова огромная, а все остальное как бы не человеческое - как будто пришито. Ребятишки молчали и показывали только номера, вытатуированные на руке.

Слез у этих людей не было. Я видел, они пытаются утереть глаза, а глаза оставались сухими..."

Вед.1 Пусть навсегда в наших сердцах, в наших душах, останется память о замученных, ч- убитых, невинных людях. О детях, которые, едва начав жить, погибли от рук нацистских палачей. Пусть каждый из вас навсегда запомнит, что на нашей планете все равны. Пусть никогда не повторится такое.

Вед.2 Давайте сегодня минутой молчания почтим память трагически погибших.

Минута молчания. Метроном.

Никита.

Для скорби не нужно ни слов и ни повода,

Когда вспоминают тех, кто погиб

Под бомбами, взрывами, от пуль иль голода,

Кто был на войне этой черной убит.

Пусть войны останутся страницей в истории,

Чтоб ужаса, страха не знали все мы.

Пусть дети не знаю даже в теории

Коричневой, грязной, отвратной чумы.

Вед.1 Но и сегодня немало тех, кто живет идеей врожденного

превосходства. Поэтому лозунг Дня памяти жертв фашизма – объединиться, чтобы противостоять экстремизму.

Вед.2 Миллионы людей погибло, чтобы на Земле был вечный мир. Поэтому так щемит сердце, когда слышишь, сегодня о войнах, терроризме, о жертвах националистических организаций. Дети Беслана, зрители «Норд-оста», жертвы взрывов в московском метро, жертвы противостояния на территории Украины, жертвы необъявленной войны, едва начавшегося XXI века.

Вед.1 Сегодня, к великому сожалению живущих борцов с фашизмом и к великому стыду их потомков, делаются попытки реабилитации фашистских преступников. Нестабильность политической ситуации в стране и пропаганда фашистской идеологии привели к тому, что на территории Украины в результате военного противостояния стали жертвами сотни мирных жителей - женщин, стариков и детей. События в Одессе называют Одесской Хатынью.

Вед.2 У фашистских преступлений нет срока давности, а это значит, что попытки прославления фашизма можно и должно считать пособничеством в его распространении. Этим попыткам не должно быть места в современном мире. Человечество заплатило слишком высокую цену, чтобы избавиться от коричневой чумы. Кошмар Второй мировой не должен повториться никогда, а память о жертвах фашизма должна жить в веках. Всё это полностью зависит от нас с вами...

Музыкальный номер - песня.

Вед.1 Мы, молодое поколение, должны думать, каким будет XXI - й век и помнить, какой ценой завоевано наше счастье.

Вед.2 Давайте помнить о том, что

История - не забвенье, не архив, куда грехи свои сдают.

Она тот высший суд,

Где нет прощенья,

Где срока давности не признают...

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх