Философия неоплатонизма. Неоплатонизм как начало философии Неоплатонизм в философии

(практических способов единения с Божеством).

Периодизация

II-III вв.

Научный период, самый характерный и имевший наибольшее значение. Период отличается спекулятивно -теоретическим характером, преимущественно реконструированием основной триады Платона. К этому периоду относится:

  • Римская школа ; известные представители: Амелий , Аммоний Саккас , Плотин , Порфирий . Школу основывает Аммоний Саккас, который письменного изложения своего учения не оставил. С года ученик Аммония, продолжатель и первый систематизатор неоплатонизма Плотин продолжает деятельность в Риме. С года дальнейшую разработку неоплатонизма продолжает ученик Плотина Порфирий.

III-IV вв.

Богословский период, попытка объединить все существующие древние культы и обосновать умозрительное богословие политеизма . Не покидая почвы спекулятивных теорий , неоплатонизм этого периода ставит главной задачей практическую мистику, теургию и мантику ; систематизирует античную мифологию , большее внимание обращая на религиозно-магическую практику; изъясняет сущность и методы пророчества, чудотворения, ведовства, оракулов , мистерий , астрологии , экстатического восхождения в сверхчувственный мир. К этому периоду относятся:

  • Сирийская школа ; известные представители: Дексипп , Сопатр , Теодор Асинский , Ямвлих . Школу основывает Ямвлих, ученик Порфирия; он впервые вводит в неоплатонизм практику теургии.
  • Пергамская школа ; известные представители Евсевий Миндский , Евстафий Каппадокийский , Евфразий , Максим Эфесский , Приск , Саллюстий , Юлиан Отступник , Хрисанфий , Эдесий . Школу основывает Эдесий, ученик Ямвлиха.

IV-VI вв.

Схоластический, комментаторский период, попытка реставрации и систематизации учений всей древней философии. К этому периоду относятся:

  • Афинская школа ; известные представители Гиерокл Александрийский , Дамаский , Домнин , Исидор Александрийский , Марин Неаполитанский , Плутарх Афинский , Прискиан Лидийский , Прокл Диадох , Симпликий , Сириан Александрийский . Школу основывает Плутарх Афинский.
  • Александрийская школа ; известные представители: Аммоний Гермий , Асклепий Тралльский , Гелиодор Александрийский , Гермий Александрийский , Гипатия , Давид Анахт , Иоанн Филопон , Немезий , Олимпиодор Младший , Синезий , Стефан Византийский , Эдесия , Асклепиодот Александрийский . Школу основывает Гермий Александрийский (предп.).

Концепция

Неоплатонизм представляет собой синтез :

  • идей Платона,
  • логики и толкований Аристотеля, не противоречащих Платону,
  • идей халдейских оракулов и египетской религии,
  • идей индуистской философии (напр. эманации духа в материю и его возвращение и слияние с Богом-Абсолютом).

«Стержень» неоплатонизма составляет разработка диалектики триады Плотина : Единое-Ум-Душа. Неоплатонизм устанавливает иерархию Бытия по нисходящим ступеням. Над всем существует неизреченное, сверхсущее Единое (Благо). Оно эманирует в Ум (νοῡς ), где происходит его дифференциация на равносущее множество идей . Ум эманирует в Душу (ψῡχή ), где появляется чувственное начало и образуются иерархии существ демонических, человеческих, астральных, животных; образуются умственный и чувственный Космос .

Христианский неоплатонизм в наиболее яркой форме проявился в Ареопагитиках , находящихся в очевидной зависимости от философии Прокла. В византийской философии идеи неоплатонизма получили большое распространение уже в период ранней патристики (IV в.) благодаря деятельности представителей т. н. каппадокийской школы - Василия Великого , Григория Назианзина и Григория Нисского , ставших на путь христианизации неоплатонизма. Большую роль в распространении идей неоплатонизма сыграл Максим Исповедник . В XI в. идеи неоплатонизма в более светской и рационалистической форме проводил Михаил Пселл .

Под влиянием неоплатонизма находился Августин Блаженный . Некоторые черты неоплатонизма можно наблюдать и у таких ортодоксальных философов католической церкви, как напр. Ансельм Кентерберийский . Пантеистический характер неоплатоническая традиция приобретает у философов шартрской школы.

От ортодоксально-католической линии резко отличается философская система Иоанна Скота Эриугены , который переводил Ареопагитики на латинский язык и широко использовал идеи неоплатонизма, впадая в прямой пантеизм . Неоплатонизм оказался главным теоретическим источником пантеизма в западной философии средневековья.

К концу средневековья сильное влияние неоплатонизма сказалось в немецкой мистике XIV-XV вв. (Мейстер Экхарт , Таулер , Сузо). Пантеистические и рационалистические тенденции неоплатонизма выявились у таких представителей философии Возрождения , как Николай Кузанский , Марсилио Фичино .


Wikimedia Foundation . 2010 .

17. Неоплатонизм: Плотин и другие неоплатоники

Неоплатонизм - направление античной философии позднего эллинизма (III–IV вв.), систематизировавшее основные идеи Платона с учетом идей Аристотеля. Личностной спецификой неоплатонизма является учение о сохранении внутреннего покоя личности и ее защите от различного рода потрясений, характерных для данного периода истории Римской империи и связанных с ее дряхлением и распадом. Философской сердцевиной неоплатонизма является разработка диалектики платоновской триады единое - ум - душа и доведение ее до космического масштаба. Так, развивалось учение Аристотеля об «уме-перводвигателе» и о его самосознании, в силу которого он выступал одновременно и субъектом, и объектом, содержа в себе свою собственную «умственную материю».

Основатель школы неоплатонизма - Плотин (ок. 205 - ок. 270). Согласно Плотину, центральная выдающаяся фигура всего неоплатонизма - душа, как отмечает А.Ф. Лосев, не есть тело, но зато душа осуществляется в теле и тело есть предел ее существования. Ум тоже не есть тело. Но без ума вообще не существовало бы никакого организованного тела. Материя находится также в самом уме, поскольку ум есть всегда некоего рода организация, а всякая организация требует для себя материал, без которого нечего было бы организовывать, потому что всякая организация потеряла бы смысл. Поэтому не удивительно, что кроме чувственной материи существует, по Плотину, еще и «умопостигаемая материя», а ум тоже есть известного рода тело, а именно смысловое тело. Плотин развивал идею действия «мировой души» по всему Космосу.

Неоплатоники оставались на стадии орфико-пифагорейского учения о переселении и перевоплощении душ. Они много внимания уделяли разработке логических проблем - определениям понятий и классификациям, а также филологическим исследованиям.

Идеи неоплатонизма не погибли с крушением античного общества. Они впитывали в себя ранние христианские воззрения.

Наиболее оригинальной частью системы воззрений Плотина является учение о первой ипостаси - Едином как трансцендентном начале, которое выше всех иных категорий. С этим связана и такая его идея, как восхождение души от чувственного состояния к сверхчувственному - экстазу. Всякая вещь, созерцаемая как таковая, отлична от всего иного: она - «одно», противополагаемое всему иному, а Единое неразличимо и нераздельно соприсуще всему сущему и всему мыслимому. Так что оно есть и все сущее, взятое в абсолютной единичности, включая жизнь Космоса и человеческого ума, являясь принципом всего сущего. Единое никак не дробится, существуя везде и во всем. При этом все «из него изливается». Свет - основной образ философии Плотина, соответствующий ее понятиям. «Единое - свет абсолютно чистый и простой (сила света); ум - солнце, имеющее свой собственный свет; душа - луна, заимствующая свет от солнца; материя - мрак».

В основе этой, по мнению А. Бергсона, «первичной философской интуиции» Плотина лежит, возможно, его личный психологический опыт эпилептика.

Напомним описание припадка эпилепсии в романе «Идиот»: «Затем вдруг что-то разверзлось перед ним: необычайный внутренний свет озарил его душу» (Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Т. 8. С. 188, 195).

Нечто аналогичное пришлось испытать и мне во время операции над глазом (устранение катаракты). Во время этой операции (ее проводил академик с «золотыми» руками Б.Н. Алексеев) передо мной вдруг засиял свет какими-то удивительными красками причудливой, несказанной, неземной красоты. Не испытывая никакой боли, я, лежа на операционном столе, удивлялся и наслаждался этой неземной красотой, точно описать которую мог бы разве что только И.В. Гете - великий знаток природы и символики цветов. Ничего подобного в жизни я более не испытывал…

Душа также не раздробляется на части, представляя собой нечто единое и неделимое: она есть особая, смысловая субстанция. Ее нельзя мыслить как некую множественность психических состояний. Ни одна индивидуальная душа не может существовать самостоятельно от всех других душ: все индивидуальные души объемлются «мировой душой». Критикуя Аристотеля, Плотин говорит: душа не потому обладает бытием, что она есть форма чего-то, но она есть непосредственно реальность; она заимствует свое бытие не из того обстоятельства, что находится в некотором теле, но она существует уже до того, как начинает принадлежать телу.

Плотин завещал своему ученику Порфирию (ок. 233 - ок. 304) привести в порядок и издать его сочинения. Порфирий вошел в историю философии как комментатор Аристотеля и Плотина (заметим, что «Введение в «Категории» Аристотеля» - главный источник знакомства с аристотелевой логикой в средние века). Но он гораздо больше, чем Плотин, интересовался практической философией, которую понимал как учение о добродетелях, очищающих от различного рода аффектов. Порфирий призывал к тому, чтобы ум был образцом для всей духовной жизни.

Идеи Плотина и Порфирия были развиты Проклом (ок. 410–485), который считал, что высший тип знания возможен только благодаря божественному озарению; любовь (эрос), по Проклу, связывается с божественной красотой, истина открывает божественную мудрость, а вера соединяет нас с благостью богов. Историческое значение учения Прокла, по словам А.Ф. Лосева, не столько в интерпретации мифологии, сколько в тонком логическом анализе, непосредственно не связанном ни с какой мифологией и представляющем огромный материал для изучения истории диалектики. Большое значение имела разрабатываемая им диалектика Космоса. Философия Прокла оказала громадное влияние на всю средневековую философию .

Ученик Порфирия - сириец Ямвлих (ок. 280 - ок. 330) анализировал и систематизировал диалектику древней мифологии. Он обращал преимущественное внимание на практически-культовую сторону философии, разъясняя сущность и методы пророчества, чудотворения, ведовства и внутреннего экстатического восхождения в сверхъестественный мир.

Мы кратко рассмотрели историю античной философии. В заключение нужно сказать, что античная философия, в которой содержались зачатки основных видов философского мировоззрения, разрабатывавшиеся во все последующие века, - это не «музей древностей», а живая картина становления теоретической мысли, полная смелых, оригинальных, мудрых идей. Это великое торжество разума. Вот почему она никогда не потеряет своего высокого значения в глазах мыслящего человечества. Она явилась настоящей общественной силой античного мира, а затем и всемирно-исторического развития философской культуры. И каждое новое поколение, получая высшее образование, призвано окунуться в этот вечно свежий поток юной, впервые себя опознавшей философской мысли. Античная философия вызывает живой интерес у каждого любознательного человека, которого волнуют философские вопросы. Многие проблемы, над которыми размышляли античные философы, не утратили своей актуальности и поныне. Изучение античной философии не только обогащает нас ценной информацией о результатах размышлений выдающихся мыслителей, но и способствует развитию более утонченного философского мышления у тех, кто с любовью и рвением углубляется в их творения.

Из книги Философия символических форм Э. Кассирера автора Свасьян Карен Араевич

НЕОПЛАТОНИЗМ Если учение Плотина, по словам крупнейшего знатока его философии, - «не обычная система эманации, но имматериалистический энергизм», т. е. «субстанции суть энергии; как таковым им присуще действовать; их действие - порождение в объекте действия «подобия»

Из книги Философия: Учебник для вузов автора Миронов Владимир Васильевич

10. Неоплатонизм Школы эпикуреизма и стоицизма, получившие широкое распространение в республиканском, а затем и в императорском Риме к III в., незадолго до падения последнего, практически сошли на нет, за исключением платонизма. Вобрав в себя мистические идеи

Из книги История философии автора Скирбекк Гуннар

Неоплатонизм Неоплатонизм (Плотин, Plotinus 205–270) претендует на выражение этой религиозности. В этом учении индивид помещается в гигантский космологический порядок, а зло понимается в качестве изъяна бытия, его отсутствия, как небытие, наподобие рассмотрения тела (материи)

Из книги Античная философия автора Асмус Валентин Фердинандович

XII. Неоплатонизм Образование огромной Римской империи, сильной своей военной мощью и административной организацией, сопровождалось глубокими изменениями в сознании общества и угнетенных масс населения. Это была эпоха крушения поглощенных и покоренных Римом древних

Из книги История философии. Античная и средневековая философия автора Татаркевич Владислав

Из книги Античная и средневековая философия автора Татаркевич Владислав

Плотин и неоплатоники Философским синтезом всей этой эпохи стал неоплатонизм Плотина, последняя великая философская система античности. В противоположность системе Филона, в ней философские элементы преобладали над элементами религии, дух Греции преобладал над духом

Из книги История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Том II автора Коплстон Фредерик

Из книги Объективное знание. Эволюционный подход автора Поппер Карл Раймунд

5.1. Платонизм и неоплатонизм Всем известно, что Платон был первооткрывателем третьего мира. Как заметил Уайтхед, вся западная философия состоит из примечаний к Платону.Я сделаю только три кратких замечания о Платоне, два из них - критические.(1) Платон открыл не только

Из книги Лекции по истории философии. Книга третья автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Глава III. Третий период: Неоплатоники

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

3. Неоплатоники кроме Плотина Учение Плотина о душе настолько ясно и подробно представлено, что для нас сейчас, пожалуй, отпадает необходимость говорить на эту тему о других неоплатониках. Разные интересные подробности мы находим, прежде всего, у Порфирия, трактат

Из книги Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и в эпоху Возрождения автора Сухов А. Д.

1. Неоплатонизм Плотин дает окончательное и яснейшее определение софии. Этому он посвящает свой замечательный текст V 8, 3 – 6 с дальнейшими подробностями в главах 7 – 13. Весь этот трактат нами переведен (ИАЭ VI 452 – 465) и проанализирован (465 – 482).Основным является здесь та

Из книги автора

4. Плотин и другие неоплатоники а) Неоплатоники в буквальном смысле слова не называют природу мифом. Но, как это можно подтвердить разнообразными текстами, природа у них именуется душой. А ведь одушевленная природа – это и есть миф.Уже Плотин говорил, что душу можно

Из книги автора

§6. То же. Неоплатонизм Характерный для позднего эллинизма неоплатонизм, как и во всех основных проблемах вообще, отличается напряженно–синтетическим характером, который, конечно, требует специального рассуждения. Что касается Плотина, то необходимые для его изучения

Из книги автора

5. Неоплатоники а) Если мы будем иметь в виду предложенное у нас учение Платона о добродетелях, то в основном это учение придется констатировать и для неоплатоников. Однако – и это мы уже много раз наблюдали выше – у Плотина, основателя неоплатонизма, большой новостью

Из книги автора

8. Неоплатонизм Именно представление о мире как средоточии символов заставило философов-неоплатоников с необычайной последовательностью и упорством толковать бесконечное многообразие космической и человеческой жизни в плане чисто символическом. Правда, неоплатонизм,

Неоплатонизм как философия зародился в поздней античности, вошел в средневековую Возрождения и оказал влияние на философские умы всех последующих веков.

Античная философия неоплатонизма

Если характеризовать неоплатонизм кратко, то это возрождение идей Платона в период Римского упадка (3 - 6 вв.). В неоплатонизме идеи Платона были преобразованы в учение об эманации (излучении, истечении) мира материального из Умного Духа, полагающего начало всему.

Если дать более полное толкование, то античный неоплатонизм - это одно из направлений эллинской философии, возникшей как эклектика учений Плотина и Аристотеля, а также учений стоиков, Пифагора, восточной мистики и раннего христианства.

Если говорить об основных идеях данного учения, то неоплатонизм - это мистическое познание высшей сущности, это последовательный переход от высшей сущности к низшей материи. Наконец, неоплатонизм - это освобождение человека посредством экстаза от тягот материального мира для истинно духовной жизни.

Виднейшими адептами неоплатонизма история философии отмечает Плотина, Порфирия, Прокла и Ямвлиха.

Плотин как основатель неоплатонизма

Родина Плотина - римская провинция в Египте. Он прошел обучение у нескольких философов, большую роль в его образовании сыграл Аммоний Саккас, у которого он учился одиннадцать лет.

В Риме Плотин сам стал основателем школы, которой он руководил двадцать пять лет. Плотин - автор 54 сочинений. Большое влияние на его мировоззрение оказал Платон, однако он был подвержен влияниям и других философов, греческих и римских, среди которых были Сенека и Аристотель.

Система мира Плотина

По учению Плотина, мир выстроен в строгой иерархии:

  • Единое (Благо).
  • Мировой Разум.
  • Мировая Душа.
  • Материя.

Полагая мир единым, он не считал, что вселенная во всех ее областях представляет собой одно и то же в одинаковой мере. Прекрасная Мировая Душа превосходит грубую материю, Мировой Разум превосходит Мировую Душу, а на высшей ступени превосходства стоит Единое (Благо), которое и является первопричиной прекрасного. Само же Благо, как считал Плотин, выше всего прекрасного, изливаемого им, выше всех высот, и заключает в себе весь мир, принадлежащий умному Духу.

Единое (Благо) - сущность, которая присутствует везде, она проявляется в Разуме, Душе и Материи. Единое, будучи безусловным Благом, облагораживает эти субстанции. Отсутствие Единого подразумевает отсутствие добра.

Приверженность человека злу обусловлена тем, как высоко он может взойти по ступеням лестницы, которая ведет к Единому (Благу). Путь к данной сущности лежит только через мистическое слияние с ней.

Единое как абсолютное Благо

В воззрениях Плотина на мироустройство доминирует идея единства. Единое возвышено над многим, первично в отношении многого и недостижимо для многого. Можно провести параллель между представлением Плотина о мироустройстве и социальным устройством Римской империи.

Отдаленное от многого получает статус Единого. Эта отдаленность от умного, душевного и материального мира есть причина непознаваемости. Если у Платона «единое - многое» соотносится как бы по горизонтали, то Плотин установил вертикаль в отношениях единого и многого (нижестоящих субстанций). Единое превыше всего, и потому недоступно для понимания нижестоящих Разума, Души и Материи.

Абсолют единства заключается в отсутствии в нем противоречий, противоположностей, необходимых для движения и развития. Единство исключает субъектно-объектные отношения, самопознание, стремления, время. Единое знает себя без познания, Единое пребывает в состоянии абсолютного счастья и покоя, и ему не надо ни к чему стремиться. Единое не связано с категорией времени, поскольку оно вечно.

Плотин трактует Единое как Благо и Свет. Само творение мира Единым Плотин обозначил эманацией (в переводе с латинского - течь, литься). В этом процессе творения-излияния оно не теряет целостности, не становится меньше.

Мировой разум

Разум - это первое, что сотворено Единым. Для Разума характерна множественность, то есть содержание множества идей. Разум двойствен: он одновременно и стремится к Единому, и отдаляется от него. При стремлении к Единому он находится в состоянии единства, при отдалении - в состоянии множественности. Познание свойственно Разуму, оно может быть как объектным (направленным на какой-то объект) так и субъектным (направленным на себя). В этом Разум тоже отличается от Единого. Однако пребывает он в вечности и там же познает самого себя. В этом сходство Разума с Единым.

Разум осмысливает свои идеи и синхронно творит их. От самых абстрактных идей (бытие, покой, движение) он переходит ко всем прочим идеям. Парадоксальность Разума у Плотина заключается в том, что он вмещает в себя идеи как абстрактного, так и конкретного. К примеру, идея человека как понятие и идея какого-то отдельного человека.

Мировая душа

Единое изливает свой Свет на Разум, при этом Свет не полностью поглощается Разумом. Проходя через Разум, он изливается далее и творит Душу. Своим непосредственным происхождением Душа обязана Разуму. Единое принимает в ее сотворении опосредованное участие.

Находясь на более низкой ступени, Душа существует вне вечности, она - причина возникновения времени. Как и Разум, она двойственна: в ней есть приверженность к Разуму и отвращение от него. Это существенное противоречие в Душе условно разделяет ее на две Души - высокую и низкую. Высокая Душа приближена к Разуму и с миром грубой материи не соприкасается, в отличие от Низкой Души. Находясь между двумя мирами (сверхчувственным и материальным), Душа таким образом связывает их.

Свойства Души - бесплотность и неделимость. Мировая Душа вмещает в себя все индивидуальные души, ни одна из которых не может существовать отдельно от других. Плотин утверждал, что любая душа существует еще до соединения с телом.

Материя

Замыкает мировую иерархию Материя. Изливающийся Свет Единого последовательно переходит от одной субстанции к другой.

По учению Плотина, Материя пребывает вечно, как вечно и Единое. Однако Материя является субстанцией сотворенной, лишенной самостоятельного начала. Противоречивость Материи заключается в том, что она создается Единым и противостоит ему. Материя - это угасающий Свет, преддверие тьмы. На рубеже меркнущего Света и наступающей тьмы всегда возникает Материя. Если Плотин говорил о вездесущности Единого, то, очевидно, оно должно присутствовать и в Материи. В противостоянии Свету Материя проявляется как Зло. Именно Материя, по Плотину, источает Зло. Но поскольку она лишь зависимая субстанция, то и Зло ее не равносильно Добру (Благу Единого). Зло Материи - только следствие недостатка Добра, обусловленного недостатком Света Единого.

Материи свойственно изменяться, но, претерпевая изменения, она сохраняет неизменность, в ней ничего не убывает и не прибывает.

Стремление к Единому

Плотин полагал, что нисхождение Единого во многое вызывает обратный процесс, то есть многое стремится взойти к совершенному единству, пытаясь преодолеть свой разлад и соприкоснуться с Единым (Благом), ведь потребность во благе свойственна абсолютно всему, в том числе и некачественной материи.

Осознанной тягой к Единому (Благу) отличается человек. Даже натура низменная, не мечтающая ни о каком восхождении, может однажды пробудиться, так как душа человека неотрывна от Мировой Души, связанной с Мировым Разумом своей возвышенной частью. Даже если состояние души обывателя таково, что более возвышенная часть ее задавлена низменной частью, разум может возобладать над чувственными и алчными желаниями, что даст возможность падшему человеку приподняться.

Однако настоящим восхождением к Единому Плотин считал состояние экстаза, при котором душа как бы выходит из тела и сливается с Единым. Это путь не мыслительный, а мистический, основанный на переживании. И только в этом высшем состоянии, по Плотину, человек может подняться до Единого.

Приверженцы учения Плотина

Ученик Плотина Порфирий, по завещанию своего учителя, упорядочил и издал его сочинения. Он стал известным в философии комментатором трудов Плотина.

Прокл в своих трудах развил идеи неоплатонизма предыдущих философов. Он большое значение придавал божественному озарению, считая его высшим знанием. Любовь, мудрость, веру он связывал с проявлением божества. Большой вклад в развитие философии внесла его диалектика Космоса.

Влияние Прокла отмечено в средневековой философии. Значение философии Прокла подчеркивал отдавая дань тонкости его логического анализа.

Сириец Ямвлих прошел обучение у Порфирия и основал Сирийскую школу неоплатонизма. Как и прочие неоплатоники, он посвятил свои труды древней мифологии. Его заслуга в анализе и систематизации диалектики мифологии, а также в систематизации изучения Платона. Наряду с этим его внимание было приковано к практической стороне философии, связанной с культовыми обрядами, мистической практикой общения с духами.

Влияние неоплатонизма на философскую мысль последующих эпох

Ушла в прошлое эпоха античности, утратила актуальность и расположение властей языческая античная философия. Неоплатонизм не исчезает, он вызывает интерес христианских авторов (св. Августин, Ареопагит, Эриуген и др.), он проникает в арабскую философию Авиценны, вступает во взаимодействие с индуистским монотеизмом.

В 4 в. идеи неоплатонизма широко распространяются в византийской философии и проходят христианизацию (Василий Великий, Григорий Нисский). В позднем средневековье (14-15 вв.) неоплатонизм становится источником немецкой мистики Г. Сузо и др.).

Неоплатонизм Возрождения продолжает служить развитию философии. В нем воплощены идеи предыдущих эпох в комплексе: внимание к эстетике, красоте тела в античном неоплатонизме и осознание духовности человеческой личности в средневековом неоплатонизме. Учение неоплатонизма воздействует на таких философов, как Н. Кузанский, Т. Кампанелла, Дж. Бруно и др.

Видные представители немецкого идеализма 18 - начала 19 вв. (Ф.В. Шеллинг, не избежали влияния идей неоплатонизма. То же можно сказать и о русских философах 19 - начала 20 вв. В.С. Соловьеве, С.Л. Франке, С.Н. Булгакове и др. Следы неоплатонизма можно найти и в современной философии.

Значение неоплатонизма в истории философии

Неоплатонизм - это выход за рамки философии, так как философия предполагает разумное мировоззрение. Объектом же учения неоплатонизма является потустороннее, сверхразумное совершенство, приблизиться к которому возможно только в экстазе.

Неоплатонизм в философии - это вершина философии античности и преддверие теологии. Единое Плотина предвещает религию единобожия и закат язычества.

Неоплатонизм в философии - это сильнейшее воздействие на развитие философской и теологической мысли средневековья. Учение Плотина о стремлении к совершенному, система понятий его учения после переосмысления нашли свое место в западном и восточном христианском богословии. Многие положения философии неоплатонизма были необходимы христианским богословам, чтобы справиться с проблемой систематизации непростого вероучения христианства. Так сформировалась христианская философия, именуемая патристикой.

Неоплатонизм - направление античной философии позднего эллинизма (III-XV вв.), систематизировавшее основные идеи Платона с учетом идей Аристотеля. Личностной спецификой неоплатонизма является учение о сохранении внутреннего покоя личности и ее защите от различного рода потрясений, характерных для данного периода истории Римской империи и связанных с се дряхлением и распадом. Философской сердцевиной неоплатонизма является разработка диалектики платоновской триады "единое - ум - душа" и доведение ее до космического масштаба. Так, развивалось учение Аристотеля об "уме-перводвигателе" и о его самосознании, в силу которого он выступал одновременно и субъектом, и объектом, содержа в себе свою собственную "умственную материю".

Основатель школы неоплатонизма - Плотин (ок. 205 - ок. 270). Согласно Плотину, душа не есть тело, но душа осуществляется в теле и тело есть предел ее существования. Ум тоже не есть тело, но без ума вообще не существовало бы никакого организованного тела. Материя находится также в самом уме, поскольку ум есть всегда некоего рода организация, а всякая организация требует для себя материал, без которого нечего было бы организовывать, потому что всякая организация потеряла бы смысл. Поэтому не удивительно, что кроме чувственной материи, по Плотину, существует еще и "умопостигаемая материя", а ум тоже есть известного рода тело - смысловое тело. Плотин развивал идею действия "мировой души" по всему Космосу.

Неоплатоники оставались на стадии орфико-пифагорейского учения о переселении и перевоплощении душ. Они много внимания уделяли разработке логических проблем: определениям понятий и классификациям, а также филологическим исследованиям. Идеи неоплатонизма не погибли с крушением античного общества. Они впитывали в себя ранние христианские воззрения.

Наиболее оригинальной частью системы воззрений Плотина является учение о первой ипостаси - Едином как трансцендентном начале, которое выше всех иных категорий. С этим связана и такая его идея, как восхождение души от чувственного состояния к сверхчувственному - экстазу. Всякая вещь, созерцаемая как таковая, отлична от всего иного: она - "одно", противополагаемое всему иному, а Единое неразличимо и нераздельно соприсуще всему сущему и всему мыслимому. Так что оно есть и все сущее, взятое в абсолютной единичности, включая жизнь Космоса и человеческого ума, являясь принципом всего сущего. Единое никак не дробится, существуя везде и во всем. При этом все "из него изливается". Свет - основной образ философии Плотина, соответствующий ее понятиям: "Единое - свет абсолютно чистый и простой (сила света); ум - солнце, имеющее свой собственный свет; душа - луна, заимствующая свет от солнца; материя - мрак" . Душа также не раздробляется на части, представляя собой нечто единое и неделимое: она есть особая, смысловая субстанция. Ее нельзя мыслить как некую множественность психических состояний. Ни одна индивидуальная душа не может существовать самостоятельно от всех других душ: все индивидуальные души объемлются "мировой душой". Критикуя Аристотеля, Плотин говорит: душа не потому обладает бытием, что она есть форма чего-то, но она есть непосредственно реальность; она заимствует свое бытие не из того обстоятельства, что находится в некотором теле, но она существует уже до того, как начинает принадлежать телу.

Плотин завещал своему ученику Порфирию (ок. 233 - ок. 304) привести в порядок и издать его сочинения. Порфирий вошел в историю философии как комментатор Аристотеля и Плотина (заметим, что "Введение

В основе этой, по мнению А. Бергсона, "первичной философской интуиции" Плотина лежит, возможно, его личный психологический опыт эпилептика. Напомним описание припадка эпилепсии в романе "Идиот": "Затем вдруг что-то разверзлось перед ним: необычайный внутренний свет озарил его душу" (Достоевский, Ф. М. Поли. собр. соч. - Т. 8. - С. 188).

в "Категории" Аристотеля" - главный источник знакомства с аристотелевой логикой в Средние века). Но Порфирий гораздо больше, чем Плотин, интересовался практической философией, которую понимал как учение о добродетелях, очищающих от различного рода аффектов. Порфирий призывал к тому, чтобы ум был образцом для всей духовной жизни.

Идеи Плотина и Порфирия были развиты Проклом (ок. 410-485), который считал, что высший тип знания возможен только благодаря божественному озарению. Любовь (эрос), по Проклу, связывается с божественной красотой, истина открывает божественную мудрость, а вера соединяет нас с благостью богов. Историческое значение учения Прокла, по словам А. Ф. Лосева, не столько в интерпретации мифологии, сколько в тонком логическом анализе, непосредственно не связанном ни с какой мифологией и представляющем огромный материал для изучения истории диалектики. Большое значение имела разрабатываемая им диалектика Космоса. Философия Прокла оказала громадное влияние на всю средневековую философию .

Ученик Порфирия - сириец Ямвлих (ок. 280 - ок. 330) анализировал и систематизировал диалектику древней мифологии. Он обращал преимущественное внимание на практически-культовую сторону философии, разъясняя сущность и методы пророчества, чудотворения, ведовства и внутреннего экстатического восхождения в сверхъестественный мир.

Мы кратко рассмотрели историю античной философии. В заключение нужно сказать, что античная философия, в которой содержались зачатки основных видов философского мировоззрения, разрабатывавшиеся во все последующие века, - это не "музей древностей", а живая картина становления теоретической мысли, полная смелых, оригинальных, мудрых идей. Это великое торжество разума. Вот почему она никогда не потеряет своего высокого значения в глазах мыслящего человечества. Она явилась настоящей общественной силой античного мира, а затем и всемирно-исторического развития философской культуры. И каждое новое поколение, получая высшее образование, призвано окунуться в этот вечно свежий поток юной, впервые себя опознавшей философской мысли. Античная философия вызывает живой интерес у каждого любознательного человека, которого волнуют философские вопросы. Многие проблемы, над которыми размышляли античные философы, не утратили своей актуальности и поныне. Изучение античной философии не только обогащает нас ценной информацией о результатах размышлений выдающихся мыслителей, но и способствует развитию более утонченного философского мышления у тех, кто с любовью и рвением углубляется в их творения.


Неоплатонизм

Неоплатонизм, идеалистическое направление античной философии 3-6 вв., ставившее своей целью систематизацию разноречивых элементов философии Платона в соединении с рядом идей Аристотеля. Основное содержание неоплатонизм сводится к разработке диалектики платоновской триады - «единое», «ум» (нус), «душа».

Первая онтологическая субстанция (ипостась) этой триады для заполнения разрыва между непознаваемым «единым» и познаваемым «умом» дополнялась возникшим из переработки старого пифагореизма учением о числах, которые трактовались как первое докачественное расчленение «единого». Вторая - «ум», представленная у Платона лишь в виде отдельных намеков, разрабатывалась неоплатониками на основе учения Аристотеля о чистом космическом «уме» - перводвигателе и о его самосозерцании, в силу которого он выступал одновременно и субъектом, и объектом («мышлением мышления») и содержал в себе свою собственную «умственную» материю. Учение о «душе» на основе платоновского «Тимея» и тоже под влиянием, как Аристотеля, так и древнего пифагореизма доводилось в неоплатонизме до учения о космических сферах.

Последнее излагалось с большими подробностями и давало картину действия «мировой души» во всем космосе. Т. о., неоплатонизм как идеалистическая философская система сводится к учению об иерархическом строении бытия и к конструированию его ступеней, последовательно возникающих путем постепенного ослабления первой и высшей ступени в следующем нисходящем порядке: «единое», «ум», «душа», «космос», «материя». Для учения о внутрикосмических телах неоплатонизм привлек теории Аристотеля о субстанции и качестве, об эйдосах (формах вещей) и энтелехиях (действенно развивающихся принципах вещей), а также о потенции и энергии. На неоплатонизм оказал влияние стоицизм с его учением о тождестве мирового первоначала (огня) с внутренним Я человека, однако неоплатонизм мог родиться только из решительного преодоления вульгарно-материалистических черт стоицизма, натуралистически-пантеистических тенденций стоической интерпретации наследия Платона.

Неоплатоники много внимания уделяли логическим дедукциям, определениям и классификациям, математическим, астрономическим, натурфилософским и физическим построениям, а также филологическим, историческим и комментаторским изысканиям. Эта особенность все больше развивалась по мере эволюции неоплатонизма, достигнув схоластической систематики всего тогдашнего философского и научного знания. В целом неоплатонизм явился последней и весьма интенсивной попыткой сконцентрировать все достояние античной философии для борьбы с христианским монотеизмом.

Основателем неоплатонизма в 3 в. явился Плотин (ученик Аммония Саккаса), учение которого было продолжено его учениками Амелием и Порфирием. Эта римская школа неоплатонизма отличалась спекулятивно-теоретическим характером и занималась по преимуществу конструированием основной платоновской триады.

Сирийская школа неоплатонизма (4 в.), основанная Ямвлихом, во-первых, в систематической форме осмысляла античную мифологию, а, во-вторых, большее внимание стала обращать на религиозно-магическую практику, изъясняя сущность и методы пророчества, чудотворения, ведовства, оракулов, мистерий, астрологии и экстатического восхождения в сверхчувственный мир. К этой школе относились также Феодор Азинский, Сопатр, Дексипп. К пергамской школе неоплатонизма (4 в.), основанной Эдесием Каппадокийским, принадлежали император Юлиан и Саллюстий. В дальнейшем неоплатонизм все более занимается комментированием Платона и Аристотеля. Афинская школа неоплатонизма (5-6 вв.) была основана Плутархом Афинским, продолжена Сирианом Александрийским и завершена Проклом. Крупными представителями этой школы были также Марин, Исидор, Дамаский и Симпликий. Александрийская школа неоплатонизма (4-5 вв.) больше других оказалась погруженной в комментаторство Платона и Аристотеля. К ней относятся: Гипатия, Синезий Киренский, Гиерокл и др. Одновременно с греческими неоплатониками выступали и латинские неоплатоники (4-6 вв.): христианин Марий Викторин, противник христианства Макробий и др. В 529 император Юстиниан запретил изучение языческой философии и распустил Академию платоновскую в Афинах, бывшую последним оплотом языческого неоплатонизма.

Идеи неоплатонизма не погибли вместе с крушением античного общества. Уже в конце античности неоплатонизм вступает в сложное взаимодействие с христианским, а затем с мусульманским и иудейским монотеизмом. неоплатонизм оказал значительное воздействие на развитие арабской философии (аль-Кинди, аль-Фараби, Ибн Сина).

Христианский неоплатонизм в наиболее яркой форме проявился в Ареопагитиках, находящихся в очевидной зависимости от философии Прокла. В византийской философии идеи неоплатонизм получили большое распространение уже в период ранней патристики (4 в.) благодаря деятельности представителей т. неоплатонизм каппадокийской школы - Василия Великого, Григория Назианзина и Григория Нисского, ставших на путь христианизации неоплатонизм Видную роль в распространении идей неоплатонизм сыграл Максим Исповедник. В 11 в. идеи неоплатонизма в более светской и рационалистической форме проводил Михаил Пселл.

Под глубоким влиянием идей неоплатонизма находился Августин. Некоторые черты неоплатонизма можно наблюдать и у таких ортодоксальных философов католической церкви, как, например, Ансельм Кентерберийский. Пантеистический характер неоплатоническая традиция приобретает у философов шартрской школы. От ортодоксально-католической линии резко отличается философская система Иоанна Скота Эриугены, который переводил Ареопагитики на латинский язык и широко использовал идеи неоплатонизм, впадая в прямой пантеизм. В этой связи необходимо подчеркнуть, что основным теоретическим источником пантеизма, как и неортодоксальной мистики, в западной философии средневековья, был именно неоплатонизм (например, уже у Аморп Шартрского и Давида Динанского).

К концу средневековья сильное влияние неоплатонизма сказалось в немецкой мистике 14-15 вв. (Мейстер Экхарт, И. Таулер, Г. Сузо, Ян Рейсбрук и анонимный трактат «Немецкое богословие»). Пантеистические и рационалистические тенденции неоплатонизма выявились у таких представителей философии Возрождения, как Николай Кузанский, Г. Плифон и М. Фичино. Большой шаг в сторону секуляризации неоплатонизма был сделан в итальянско-немецкой натурфилософии эпохи Возрождения (Парацельс, Дж. Кардано, Б. Телезио, Ф. Патрици, Т. Кампанелла и Дж. Бруно). О влиятельности неоплатонизма в 17 - начале 18 вв. свидетельствует школа кембриджских платоников (Р. Кедворт и др.). Немецкий идеализм конца 18 - начала 19 вв. опирался на идеи неоплатонизма, особенно в лице Ф. В. Шеллинга, а также и Г. Гегеля, который был первым историком философии, адекватно изложившим неоплатонизм в своей «Истории философии» (см. Соч., т. 11, М. - Л., 1935, с. 35-76). Воздействие неоплатонизма на идеализм 19-20 вв. можно проследить прежде всего у таких русских философов, как В. С. Соловьев, С.Н. Булгаков, С. Л. Франк, П. А. Флоренский. Неоплатонические элементы и тенденции прослеживаются и в ряде различных направлений современной буржуазной философии.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта istina.rin.ru/

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх