Проектная деятельность логопеда доу для развития речи. Проект "логопедические тропинки"

Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить обучающегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.

Суть “метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.

“Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов. Он так же является одним из методов развивающего обучения.

Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе, наряду с исправлением речи, используется исследовательская работа. А исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Подобная деятельность, ставящая обучающихся в позицию “исследователя”, занимает ведущее место в современных системах развивающего обучения. Исследовательская работа в начальной школе сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления.

Проектная деятельность направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков подготовки к учебной деятельности, правильного распределения времени, планирования и самоконтроля. Логопедическое обучение школьников осуществляется при взаимодействии взрослого и ребенка. Это сотрудничество способствует обучению детей самостоятельному поиску путей и способов решения собственных проблем. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.

Метод проекта предоставляет ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Главное - помочь ребенку поверить в свои силы. Наиболее полно и воспринимается детьми то, что было интересно, то, что нашел и доказал он сам.

Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в нашей жизни, в учёбе. Нужно только найти его и подсказать детям, что приведёт их самих к интересным и необычным находкам и открытиям. Посещая логопункт, дети не только учатся правильной речи, но и самостоятельно пробуют добывать новые знания, экспериментировать, исследовать, делать выводы.

Коррекционная работа, на нашем логопункте происходит в ходе активной учебной деятельности школьников, что обеспечивает их развитие. А это определяет самостоятельную постановку задач, сопоставление различных способов учебных действий и выбор наиболее адекватного, владение всеми видами самоконтроля и самооценки. Основной метод такого развития - учебное исследование. Любое исследование по своей природе коллективно, оно предполагает сопоставление позиций, методов, результатов. Организация занятий проводится в форме развёрнутого коллективного учебного диалога. Чтобы организовать. Направлять и поддерживать такой диалог, учитель-логопед обязан владеть техникой педагогического общения “изнутри”, то есть включаться в диалог как один из его участников. Познание обучающихся движется при тесном постоянном переплетении новых знаний с ранее ими полученными. Занятие может начаться с нового вопроса, связь которого с прежним опытом дети осознают самостоятельно или постепенно с нарастанием меры помощи со стороны учителя-логопеда. Или занятие развёртывается в виде постепенного углубления. Главное - не гладкость занятия, когда дети безошибочно отвечают на вопросы, а естественный процесс развёртывания познания – с его ошибками, трудностями, эмоциями удовольствия, радости, огорчения, преодолением инертности и лени. Дети при этом многосторонне раскрываются, следовательно, создаются возможности для их полноценного обучения.

Работая в этом направлении, мною совместно с детьми создано и реализовано несколько долгосрочных творческих проектов (“Знакомьтесь - апельсин”,“С помощью пальцев рук развиваем речь”, “Ах, эта сказка!”, “Скороговорки…?”)

К их созданию побудило то, что овладение новыми знаниями помогает и способствует компенсации речевого недоразвития ребёнка, психических процессов, а также способствует развитию самостоятельности, настойчивости, толерантности, формированию интереса к логопедическим занятиям.

Метод проектов помог в формировании социально-личностных качеств ребенка – это самостоятельность, активность, ответственность, терпение, умение выслушивать друг друга, работать совместно в коллективе. У детей сложились интеллектуальные предпосылки для успешного дальнейшего обучения.

Педагогическим результатом проектной деятельности является, прежде всего, сама деятельность. И с точки зрения детей тоже. Они что-то делали, у них родилось множество идей и замыслов, они столкнулись с необычными проблемами, преодолели их, узнали много нового, использовали свои знания. Об этом очень важно рассказать во время презентации. А продукт - это одно из воплощений замысла.

Полезность в том и заключается, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится "добывать" знания, а затем соединять разрозненные сведения, "нанизывать" их на некую свою цель. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна.

Моя задача, как учителя-логопеда не просто давать задания и оценивать их выполнение, а умело подводить ребят к поставленной цели, помогать выбирать нужные сведения из общего потока информации.

В результате работы по реализации проектов у школьников значительно расширился словарный запас, сформировался грамматический строй речи, и развилась связная речь. Данный проект помог детям обрести навыки исследовательской деятельности, вовлек школьников в творческую деятельность, а мне – реализовать многие цели и задачи по работе над правильной речью детей.

Строя учебный процесс на основе развивающего обучения, по словам Л.С.Выготскго “Обучение, которое в качестве ведущих целей рассматривает обеспечение развития высших психических функций личности в целом через овладение внешними средствами культурного развития, является развивающим и приобретает при этом целенаправленный характер. Результатом такого обучения служит достигнутый ребенком уровень развития личности, его индивидуальности”.

Литература

  1. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. - Издательство "Учитель" Волгоград, 2010.
  2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Пособием для учителя. - Самара: Издательство "Учебная литература"
  3. Проектная деятельность в начальной школе / авт-сост. М.К. Господникова и др. Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С.Г. Щербакова и др. Волгоград: Учитель, 2008.
  5. Современный логопедический урок:опыт работы/авт. Сост. Е.А.Лапп, Н.Г. Фролова. – Волгоград: Учитель, 2011.
  6. Выготский.Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное/ Л.С.Выготский. – М., 2001.
  7. Коррекцинно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты/ по ред. С.Г.Шевченко.- М.: ВЛАДОС, 2001.
  8. Ресурсы Интернет-сети

Проектная деятельность в работе учителя-логопеда

В своей работе учителя-логопеда я активно применяю проектную деятельность для формирования лексико-грамматических средств языка и развития связной речи у детей с ОНР, так как она является актуальным и уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и педагогов, способом реализации личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию детей с речевой патологией.

Хочу познакомить вас с проектной деятельностью учителя-логопеда по ознакомлению детей с ОНР с темой «Профессии».

Проект «Папы разные важны, мамы разные нужны» осуществлялся в течение 2-х лет, в нем участвовали воспитанники МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №3» группы №9 в возрасте 5-7 лет.

Цель проекта:

Познакомить детей с миром профессий с учетом их познавательно-речевого развития.

Задачи проекта:

§ Познакомить детей с разнообразным миром профессий и с социальной деятельностью каждой профессии.

§ Закрепить и расширить знания детей об инструментах, используемых представителями различных профессий, и действиях, выполняемых с помощью этих инструментов.

§ Развивать понимание речи и подготавливать к овладению диалогической и фразовой речью.

§ Учить навыкам составления простых и сложных предложений, способам словообразования , словоизменения .

§ Учить детей составлять рассказы по картинке, серии картин, рассказов, описаний, пересказов.

§ Развивать логическое мышление.

§ Развивать у детей уважение к любой профессии.


Методы:

§ Апробация форм работы знакомства детей с профессиями на разных этапах обучения и воспитания.

§ Анализ и систематизация опыта работы.

В ходе нашего проекта знакомила детей с разнообразными профессиями в зависимости от периода и задач обучения, отбирала лексический материал, методические приемы, виды работ, оформляла дидактические игры с учетом возраста детей и речевого нарушения. Особое место в проекте отводилось индивидуальной работе с детьми, имеющими сложные речевые дефекты.

В ходе проекта детям давались представления о труде людей, показывались результаты труда, его общественная значимость. Расширялись представления о труде работников 48 профессий. Давались знания о том, что для облегчения труда людей используется разнообразная техника.

В процессе реализации проекта я использовала следующие формы работы с детьми (рисунок 1).

Рисунок 1. Формы работы

Детям с недоразвитием речи присуще отставание в формировании двигательной сферы. У данной категории детей проявляется недостаточная развитость мелкой моторики пальцев рук и общей моторики, поэтому в ходе проекта я использовала пальчиковые игры («Хозяйка», «Салат», «Повар», «Чайник», «Почтальон», «Игрушки» и т. д.); игры для координации речи с движением («Самолет», «Теплоход», «Маляры», «Помощники» и т. д.).

После проведения проекта была оформлена педагогическая копилка пальчиковых игр и игр для координации речи с движением, стихов, загадок, пословиц и поговорок для работы учителя-логопеда по знакомству детей с темой «Профессии» (рис.2).

https://pandia.ru/text/80/080/images/image010_85.gif" alt="Волна:" align="left" width="186" height="146">

Проектная деятельность в работе учителя-логопеда.

Серова Е.В.

учитель-логопед

МДОУ д/с № 14 «Тополек»

Проектирование сегодня занимает особое место в дошкольном образовании. Это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления в различных сферах жизни.

Суть «метода проектов» состоит в такой организации образовательного процесса, при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов. Он так же является одним из методов развивающего обучения.

Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе, наряду с исправлением речи, используется исследовательская работа. Проектная деятельность направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков подготовки к учебной деятельности, правильного распределения времени, планирования и самоконтроля. Логопедическое обучение дошкольников осуществляется при взаимодействии взрослого и ребенка. Это сотрудничество способствует обучению детей самостоятельному поиску путей и способов решения собственных проблем. Дети не только учатся правильной речи, но и самостоятельно пробуют добывать новые знания, экспериментировать.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников с речевым недоразвитием, координация проектов должна быть гибкой, т.е.педагог ненавязчиво направляет работу детей. Поэтому важна роль учителя-логопеда в проектной деятельности:

Помогает выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени;

Подсказывает, какие материалы можно использовать;

Планирует обучение, игры и другие виды деятельности, которые можно включить в проект;

Определяет, кого из взрослых можно привлечь к осуществлению проекта;

Координировать весь процесс творческой деятельности;

Помогать детям в поиске источников информации;

Самому быть источником информации;

Поддерживать и поощрять активность детей в работе над проектом.

Работая в этом направлении, мною совместно с воспитателями, детьми и при участии родителей создан и реализован творческий проект «Пальчики помогают говорить».

Актуальность проекта заключается в том, что уровень развития речи и мышления ребёнка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, поскольку центры головного мозга, отвечающие за речь и тонкую моторику пальцев расположены очень близко. Стимулируя последнюю и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что дальнейшее обучение в школе потребует от ребенка использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных учебных действий.

Цель проекта: создать образовательное пространство в группе по развитию мелкой моторики рук; разработать систему работы направленную на развитие мелкой моторики.

Задачи:

Составить перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук на старшую речевую группу на основе тематического планирования.

Подобрать и оформить дидактические игры и пособия по развитию мелкой моторики рук для уголка «Ловкие пальчики».

Привлечь родителей к изготовлению дидактических игр и пособий способствующих развитию мелкой моторики рук.

Развивать тактильную чувствительность рук детей.

Сформировать элементарные специфические графические навыки.

Подготовить руку ребенка к письму.

Проект «Пальчики помогают говорить» долгосрочный, творческий, групповой. Срок реализации проекта 2 года – старшая, подготовительная группы.

Основными принципами реализации проекта являлись: принцип доступности, гуманистичности, деятельности, принцип интеграции, системности, преемственности.

Система работы по развитию мелкой моторики включала в себя знакомство детей со строением рук, посредством пальчиковой гимнастики, массажа, игр, упражнений, развития графо-моторных навыков. По мере реализации проекта совместно с родителями и детьми был оформлен уголок «Ловкие пальчики».

Этапы реализации проекта:

I. Подготовительный этап (сбор информации по теме).

1. Поиск и изучение эффективных технологий и методик в области развития мелкой моторики создание «Банка идей».

2. Обоснование путей реализации проекта.

3. Диагностика.

II. Основной (практический) .

1. Составление перспективного плана работы по развитию мелкой моторики рук на основе календарно - тематического планирования с подбором материала:

комплексов пальчиковой гимнастики,

пальчиковой азбуки,

игр и упражнений с различными предметами,

упражнений на развитие графо-моторных навыков,

упражнения с элементами массажа,

упражнения с элементами театрализованной деятельности для обыгрывания небольших стихотворений, сценок.

2. Работа с детьми:

Закрепление знакомых упражнений в уголке «Ловкие пальчики» в свободной деятельности:

тематические занятия,

игры с предметами (игры с крупой, семенами, бусинами и т.д.),

разного вида шнуровки,

пальчиковый театр,

пальчиковая азбука,

пальчиковые игры,

развитие графо-моторных навыков,

работа в тетрадях (клетка),

раскраски, трафареты,

самостоятельная творческая деятельность (рисование, лепка, конструирование и т.д.),

игры-соревнования,

организация выставок.

3. Работа с педагогами

Семинары-практикумы: «Пальцы помогают говорить», «Развитие движений пальцев и кисти ребенка как один из методов развития речи»

4. Работа с родителями:

Консультации: «Развитие мелкой моторики рук», «Обучение письму детей дошкольного возраста», «Направления развития ручной умелости у детей дошкольного возраста», «Готовим руку к письму», «Что нужно знать о навыках письма»,«Леворукость у детей», «Развитие движений пальцев и кисти ребенка как один из методов развития речи», «Приемы формирования мелкой моторики», «Игры и игровые упражнения для формирования мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Семинар-практикум «Пальцы помогают говорить»

Мастер-класс «Поиграйте с ребенком дома»

Папки-передвижки

Родительские собрания

Индивидуальные консультации и беседы

Конкурс на лучшую игру

Привлечение родителей к изготовлению пособий по развитию мелкой моторики

Привлечение к изготовлению пособий, тренажёров и настольных игр.

Тематические занятия по проекту проводились 1 раз в неделю во второй половине дня. Длительность -15-20 минут.

Основные направления работы с детьми на занятиях:

Дыхательные упражнения.

Тематическая беседа.

Артикуляционная гимнастика.

Упражнения на координацию речи с движением.

Пальчиковая гимнастика (разучивание 1 новой гимнастики на каждом занятии).

Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).

Работа с различными семенами (сортировка, перекладывание, выкладывание узоров)

Работа с пластилином, пластикой, солёным тестом.

III. Заключительный этап

1. Подведение итогов и анализ:

Диагностика уровня развития мелкой моторики рук у детей с речевым нарушением.

Анкетирование родителей (для определения результативности работы).

2. Постановка задач на будущее.

IV.Подведение итогов

Презентация проекта.

Выставка игр и пособий.

Уголок «Ловкие пальчики».

Конкурс семейного творчества «Лучшая дидактическая игра по развитию мелкой моторики».

В результате работы над проектом:

Разработан перспективный план по развитию мелкой моторики рук на основе тематического планирования.

Создан уголок «Ловкие пальчики».

Родителями изготовлены дидактические игры и пособия, способствующие развитию мелкой моторики рук.

Разработан консультационный материал для родителей.

Родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию речевых пальчиковых игр и кинезиологических упражнений в подготовке детей к успешному обучению в школе.

План реализации проекта

Виды деятельности Цели и задачи

1. Изучение тематики, формулировка проблемы Стимулировать речевое развитие, психические процессы через пальчиковые игры и упражнения.

2. Диагностика сформированности мелкой моторики рук детей в начале проекта. Выявить отклонения в развитии тонких движений пальцев рук детей и выстроить систему работы.

4. Составление перспективного плана проведения речевых пальчиковых игр для педагогов и родителей. Систематизировать использование речевых пальчиковых игр в работе с детьми, направленное на поиск креативных путей повышения качества коррекционной работы на уровне современных дошкольных требований.

5. Включение педагогами речевых пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, физминутки в свободной деятельности детей. Способствовать снятию напряжения рук и губ, снятию умственной усталости, а также дать ощутить детям радость телесного контакта.

6. Консультации на тему:

«Пальчиковые игры», «Речь и пальчики». Уголок «Ловкие пальчики». Рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы.

7. Семинар-практикум для воспитателей «Пальцы помогают говорить» Познакомить воспитателей с различными видами речевых пальчиковых игр.

8. Консультация для воспитателей «Развитие движений пальцев и кисти ребенка как один из методов развития речи» Расширить знания педагогов о роли мелкой моторики в речевом развитии детей.

9. Конкурс на лучшее пособие по развитию мелкой моторики

Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта

10. Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми речевыми пальчиковыми играми.

11. Повторная диагностика в конце учебного года. Определить эффективность проводимой работы в развитии тонких движений пальцев рук, в формировании психо-речевого развития детей.

12. Анализ проделанной работы по проекту. Проанализировать с педагогами ДОУ результативность проведения речевых пальчиковых игр, обменяться опытом работы по проектной деятельности.

14. Постановка новой проблемы Пополнить план работы новым разделом.

Список литературы.

Алябьева, Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2003.

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). – СПб.: «Паритет», 2002.

Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой моторики и общей моторики. – СПб.: КАРО, 2003.

Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей. 50 упражнений с музыкальным сопровождением. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2002.

Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. – СПб.: КОРОНА принт, 2005.

Поваляева М.А. Дидактический материал по логопедии: Сказки о веселом Язычке. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2002.

Реализация проектной деятельности по различным темам

Основными задачами проектной деятельности являются:

1 Создание условий для развития речевых, познавательных и творческих способностей детей;

2. Формирование важности совместного творчества педагогов, воспитанников и их родителей;

3. Раскрытие творческого потенциала детей;

4. Воспитание нравственных качеств и патриотизма.

Первой темой проекта была "Разноцветная Осень".

Эта тема помогла развить общее представление детей о прекрасном времени года - осени. Полученная информация способствовала развитию у детей активной мыслительной деятельности: анализа, сравнения, обобщения, правильному высказыванию мыслей. Итогом этой деятельности была выставка работ совместного творчества детей и их родителей " Дары Осени"

Нравственно - патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, знакомство с традициями и обычаями. Формирование у детей нравственных ценностей, любви к родному городу, воспитание гражданина и патриота своей страны осуществлялось в проекте "Что мы знаем о своём городе?" Беседы о Ростове, совместные прогулки и экскурсии детей с родителями, рисунки детей, фотовыставка" Наш город" - всё это способствовало обогащению знаний и умению детей.

С целью привлечения внимания родителей воспитанников, а также педагогов к проблемам приобщения детей к книге было принято решение участия ДОУ в районном проекте " Книга в детский сад" Был создан мюзикл" Муха-Цокотуха" и дети приняли участие в конкурсном движении. Задачей наших проектов стало увеличение степени участия родителей в жизни детского сада. Модель " Книжного дерева" отразила степень читаемых произведений детям в семье, увеличила степень участия родителей в формировании книжной культуры. Дети с удовольствием рисовали любимых героев, изготовили книжки-малышки в дар библиотеке.

IMG]/upload/blogs/detsad-221954-1471428437.jpg о приглашению сотрудников районной библиотеки им. Зои Космодемьянской наши воспитанники посетили открытый урок " Любимая книга"

Только совместная и плодотворная работа родителей и сотрудников ДОУ способствовала реализации поставленных задач в моей проектной деятельности.

У каждого человека есть свой любимый город. Чаще всего этим местом является то место, где человек родился или провёл много времени, вспоминая своё детство. Этому городу не обязательно быть столицей. Наш город многонациональный, является столицей ЮФО. Огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, географическим, природно - экологическим своеобразием родного края. " Знать - значит полюбить" - так гласит поговорка. Эти знания о родном крае помогут детям правильно распорядиться, сохранить и приумножить наследие поколений. Был разработан перспективный план по ознакомлению с родным городом детей старшей группы. Творческий проект включил в себя анкетирование родителей, беседы о Ростове,совместные экскурсии детей с их родителями, фотоконкурсы ко дню рождения города, выставку рисунков " Любимое место в городе",изготовление макетов города - будущего,проведение спортивного праздника " Папа, мама и я - ростовская спортивная семья". экскурсия в районную библиотеку им. Зои Космодемьянской.

Елена Татаркина
Использование проектной деятельности в работе учителя-логопеда в дошкольной образовательной организации

Наши современные дети живут в мире компьютеров и интернета, сотовых телефонов. Дети учатся получать знания, выделяя их из информационного потока, учатся общению путём проб и ошибок. Умение ребёнка поддерживать интерес к познанию окружающего мира, желание узнавать и открывать для себя новое становится фундаментом в становлении личности ребёнка и залогом успешного обучения в школе.

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование . Суть проектирования в образовании состоит в такой организации образовательного процесса , при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности , эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.

Я для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе , наряду с исправлением речи, широко использую исследовательскую работу . Проектная деятельность направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков подготовки к учебной деятельности , правильного распределения времени, планирования и самоконтроля. Логопедическое обучение дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется при взаимодействии взрослого и ребенка. Это сотрудничество способствует обучению детей самостоятельному поиску путей и способов решения собственных проблем. Ребенок с нарушением речи перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности , цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект , при этом не переусердствовать с опекой.

В начале учебного года я планирую, какие проекты (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные) я смогу реализовать, какие темы могут заинтересовать детей и какие коррекционные задачи я смогу решить.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников с речевым недоразвитием, я ненавязчиво направляю, координирую работу детей :

Помогаю выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени;

Подсказываю, какие материалы можно использовать ;

Планирую обучение, игры и другие виды деятельности , которые можно включить в проект ;

Определяю, кого из взрослых (родителей, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) можно привлечь к осуществлению проекта ;

Координирую весь процесс творческой деятельности ;

Помогаю детям в поиске источников информации;

Поддерживаю и поощряю активность детей в работе над проектом .

Работая в этом направлении , мною совместно с детьми с общим недоразвитием речи при участии родителей и педагогов ДОУ созданы проекты : «Что такое осень?» , «Весна-красна!» , «Как растет наш огород!» , «Мы - писатели» .

Выполняя работу над проектами «Что такое осень?» , «Весна-красна!» дети собирали информацию о времени года, подкрепляя ее зарисовками и надписями, разучивали стихи, подбирали определенные приметы, пословицы, отмечали особенности поведения животных, птиц, насекомых. Итогом работы стал альбом ребенка с его надписями, рисунками, картинками и выступление перед сверстниками. Рассказ, основанный на смоделированной ребенком схеме и порядке рассказывания, становится опытом общения «для дела» с другими людьми, с окружающим ребенка социумом. По нашим наблюдениям, самостоятельно смоделированные рассказы детей очень разные, даже если дети собирали информацию об одном и том же явлении природы.

Итогом проекта «Как растет наш огород!» стали самостоятельно выращенные лук, укроп, рассада помидоров и огурцов. У детей возник вопрос «Откуда берется зелень среди зимы?» . Я направила детей на исследовательскую работу , и мы решили вырастить огород на подоконнике в группе. Все необходимое для огорода – землю, торф, дренаж, горшки для рассады нам помогли приобрести родители. Дети сами выкладывали дренаж, торф, землю высаживали семена, поливали, рыхлили землю. Данный проект помог детям обрести навыки исследовательской деятельности , вовлек дошкольников в творческую деятельность , а мне – реализовать многие цели и задачи по работе над правильной речью детей.

У дошкольников в процессе работы над проектами значительно расширился словарный запас, сформировался грамматический строй речи, и повысился уровень связной речи. Дошкольники называли слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, закрепили названия растений, растущих в огороде, расширили словарь глаголами (наливать, переливать, поливать, доливать, рыхлить, сажать и т. д., научились планировать свою деятельность , решать проблемные задачи, делать выводы. Например, где поставить горшки с землей, почему, как часто надо поливать, из каких материалов смастерить макет огорода и т. д. Дети учились отстаивать свое мнение, выслушивать сверстника, договариваться, обращаться с интересующими вопросами к взрослым.

Дети защищали свой проект на региональном Фестивале исследовательских работ дошкольников «Я узнаю мир» .

Итогом проекта «Мы - писатели» стали детские сочинения. Детям предоставлялась возможность реализовать свои фантазии и соединить их со своими знаниями и умениями, приобретенными в процессе решения проблемных ситуаций. К юбилейной дате основания нашего города администрация объявила конкурс детских сочинений «Город будущего» , в котором приняли участие наши воспитанники. Двое из них, Даша и Вениамин стали победителями и заняли третье и второе место соответственно.

Взаимодействие с родителями и педагогами

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то , что ребенок (особенно, ребенок с общим недоразвитием речи) еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел) . Поэтому в коррекционно-развивающем процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Родители служат источниками информации, оказывают реальную помощь и поддержку ребенку и педагогу в процессе работы над проектом , становятся непосредственными участниками образовательного процесса , обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. При реализации проектов «Что такое осень?» , «Весна-красна!» родители подбирали стихи, загадки, картинки, выбирали вместе с детьми тот материал, который им больше нравился, составляли тематический альбом, делали заметки со слов ребенка. Принимали непосредственное участие в создании презентации к защите проекта «Как растет наш огород!» .

Таким образом , можно сделать вывод при реализации проектов родители становятся не просто реальными помощниками, а полноценными участниками проектной деятельности .

Тесное сотрудничество с воспитателем, музыкальным руководителем, специалистом по ИЗО помогает наиболее рационально решить поставленные задачи в процессе реализации проектов .

Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в ДОУ , реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса .

Я реализовала педагогический проект «Использование устного народного творчества в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи», в котором систематизировала работу по развитию речи с использованием фольклорного материала. Приобщая детей к устному народному творчеству, решаются коррекционные логопедические задачи, так как фольклор дает прекрасные образцы речи , подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком.

Нетрадиционные формы работы над русской народной сказкой делает усвоение материала увлекательным, необычным для ребенка. Детей начинают интересовать непонятные слова, которые они ранее не замечали. Догадываются, что они обозначают, учатся рассуждать, вести беседу. Дети, которые чаще отмалчиваются, принимают чужое мнение, активно включаются в деятельность . Они принимают участие в драматизации сказок, организованных викторинах , придумывании загадок.

Данный проект мне помог повысить личностный потенциал, дал возможность участия в региональной Ярмарке социально-педагогических инноваций в 2010г., 2014г., Международной ярмарке социально-педагогических инноваций в 2009г., во Всероссийской научной конференции «Проблемы и стратегии развития дошкольного образования » в 2013г.

Таким образом , можно сделать выводы :

проектная деятельность решает не только задачи развития речи, формирования коммуникативной компетенции, но учит детей планировать свою деятельность , самостоятельно находить выход из проблемных ситуаций;

В процессе реализации проектов родители принимают позицию сотрудничества и становятся активными участниками образовательного процесса .

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх