Как осуществляется проверка налога на прибыль ИП? Как проверить декларацию по налогу на прибыль Как проверить правильность заполнения декларации по налогу на прибыль.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки (КНП) исчерпывающе изложен в ст. 88 НК РФ. Контроль исчисления налога на прибыль осуществляется на основании данных декларации или иных документов, предоставленных организацией или имеющихся в распоряжении Инспекции. Камеральная проверка по налогу на прибыль производится инспектором в рамках должностных обязанностей и не требует издания решения за подписью начальника или заместителя Инспекции.

В процессе мероприятия контроля производится проверка соблюдения сроков подачи отчетности, полноты заполнения, сопоставления показателей. Основными задачами инспекторов служат контроль за правильностью определения базы –доходов, уменьшенных на величину расходов, и налогообложения.

Сроки проведения камеральной налоговой проверки по налогу на прибыль

Период проверки не может превышать 3-х месяцев, исчисляемых от даты представления декларации. Наопределение срока окончания не влияет день дачи пояснений или конечная дата для представления отчетности. Камеральные проверки по налогу на прибыль проводятся выборочно и не применяются к каждой представленной декларации.

Продление периода КНП не производится. Исключение составляет случай представления корректирующей данные декларации до дня окончания проверки. Инициируется новая проверка, срок проведения которой устанавливается заново в пределах 3-х месяцев от даты подачи уточненных показателей. Камеральная налоговая проверка может охватывать только период, указанный в декларации.

На процедуру КНП не действует запрет на повторное проведение контроля. При подаче уточненной декларации в любом периоде проверка может быть назначена повторно. В случае обнаружения нарушений, доказательство которых невозможно в силу ограниченных возможностей КНП, инспектором составляется докладная о направлении предприятия на углубленный контроль – выездную проверку (см. →

»,
консультант по автоматизации учета, сертифицированный 1С-Специалист,
автор курсов «Налог на прибыль, ПБУ 18 в 1С на практике»,
«Производственный учет в 1С-УПП для руководителей».

Работа с отчетом «Анализ состояния налогового учета по налогу на прибыль»

Во всех конфигурациях 1С, имеющих блоки бухгалтерского и налогового учета (1С-Бухгалтерия, 1С-Комплексная автоматизация, 1С-УПП), есть отчет «Анализ состояния налогового учета по налогу на прибыль».

Отчет предназначен для проверки оборотов по доходам и расходам, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, по данным бухгалтерского и налогового учета, с учетом временных и постоянных разниц..

Отчет не предназначен:

Для анализа данных о доходах и расходах, отнесенных к видам деятельности, облагаемым ЕНВД, за исключением тех расходов, которые отнесены к деятельности, облагаемой ЕНВД, в результате распределения по полученным доходам.

Для анализа доходов, не учитываемых при определении налоговой базы.

Анализ проводится путем сопоставления данных бухгалтерского учета, налогового учета и учета постоянных и временных разниц. В основу сопоставления данных положено равенство по оборотам соответствующих счетов по видам учета:

БУ = НУ ± ПР ± ВР

(я использую знак “±”, что бы подчеркнуть, что суммы БУ и НУ должны быть положительными за исключением операций сторно, а сумму разниц могут иметь знак как “+”, так и “-“).

1с Отчет Анализ налога на прибыль

С помощью структуры налоговой базы можно перейти к интересующему разделу учета. Переход от одной схемы к другой производится с помощью двойного клика мыши на блоке с интересующими показателями.

Если выбрать раздел «Налог» , то открывается схема «Расчет налога на прибыль»

На схеме анализ проводится методом сопоставления величины налога на прибыль по данным налогового учета (декларация по налогу на прибыль) и по данным бухгалтерского учета с учетом признания и списания постоянных и отложенных налоговых активов и обязательств ().

Если величина налога на прибыль по данным бухгалтерского учета совпадает с величиной налога на прибыль по данным налогового учета, то ведение налогового учета расценивается как правильное. Исключением является, когда за проверяемый период есть убыток по бухгалтерскому учету.

В этом случае на схеме блоки «Налог на прибыль по данным НУ» и «Налог на прибыль по данным БУ с учетом корректировки» обводятся рамкой зеленого цвета.

Каждый блок схемы имеет название и 4 суммы, соответственно видам учета - БУ, НУ, ВР и ПР

Выбрав блок в схеме для расшифровки (например, Доходы) открывается более детальная схема по выбранному блоку

Если для блока нет детализированной схемы, то открывается отчет по сводным проводкам (оборотам), сформировавшим показатели блока.

Ниже приводится пример расшифровки блока «Выручка по обычным видам деятельности».

Установив флаг «Развернуть по документам» , отчет разворачивается до первичных документов, сформировавших показатели.

Любой документ вошедший в отчет, можно открыть, щелкнув по выбранной строке дважды.

Таким образом, последовательно переходя от блока к блоку и расшифровывая показатели можно дойти до первичных документов,

В случае, если для показателей какого-либо блока не выполняется равенство

БУ = НУ + ПР + ВР, то такой блок обводится красной рамкой, что сигнализирует о наличии ошибки.

Дважды щелкнув мышью по такому блоку, получим расшифровку по оборотам. Установив флаги «Развернуть по документам» и «Показывать только ошибки» детализируем расшифровку до документов, сформировавшим расхождения.

После устранения всех ошибок и повторения регламентных операций в отчете не должно быть выделения блоков красной рамкой:

P.S. Есть ситуации, когда расчет налога на прибыль верный, а блоки все равно выделяются красной рамкой.

А так же есть ситуации, когда рассчитывается не верно, а блоков выделения красным нет.

Эти особенности отчета объяснялись в видео-приложении к семинару «Декларация по налогу на прибыль в 1С - без ошибок и в срок» , который проводился в декабре.

P.S. Отсутствие расхождений в проверяемом равенстве БУ = НУ + ВР + ПР говорит о первой формальной проверке на правильность. Правильность отражения доходов и расходов по бух.учету и налоговому учету определяется правильностью оформления первичных документов и выбора соответствующих статей расходов.

Законодательством РФ предусмотрено проведение инспекторами Налоговой службы (ФНС) различных налоговых проверок индивидуальных предпринимателей. Какими именно данные проверки могут быть? Каким образом они проводятся?

Предметом налоговой проверки может быть получение индивидуальным предпринимателем прибыли, которая облагается следующими налогами:

1. По ставке в 13% при общей системе налогообложения ОСН.

В данном случае речь идет о налоге на прибыль в широком смысле. Строго говоря, употребление термина «налог на прибыль» в контексте деятельности ИП не вполне корректно. Данный налог уплачивают организации — по более высокой ставке, однако, также работающие по общей системе налогообложения (поэтому, при определенной доле условности некоторая правовая аналогия здесь уместна).

Ведение бизнеса по ОСН предпринимателем также предполагает уплату им НДС — с получаемой выручки. В общем случае ставка НДС составляет 18%, но в предусмотренных законом случаях может уменьшаться.

2. По ставке в 6% (при учете только выручки) или по ставке 15% (при учете прибыли) — в рамках упрощенной системы или УСН.

В случае, если ИП ведет деятельность по УСН, то НДС ему уплачивать не нужно. Однако, если показатели бизнеса предпринимателя выходят за установленные законом лимиты — например, по выручке или численности штата, то он будет обязан начать работу по ОСН.

3. Начисляемым по ЕНВД — при фиксированных налоговых платежах.

Величина данных платежей не зависит от выручки или прибыли. Поэтому, деятельность ИП на ЕНВД в наименьшей степени попадает под определение облагаемой налогом на прибыль (разве что при самом расширенном толковании данного понятия).

4. Начисляемым по прочим системам налогообложения:

  • ПСН (похожа на ЕНВД — в той части, что ИП на соответствующей системе платит фиксированный налог, но данный платеж рассчитывается по иным принципам);
  • ЕСХН (похожа на УСН — в той части, что предполагает уплату налога по ставке в 6%, но исходя из разницы между доходами и расходами).

Таким образом налог на прибыль ИП (если условиться понимать под этим прибыль в широком смысле) может начисляться по разным принципам, в то время как Налоговая служба (ФНС) может делать приоритетными при проверке соответствующих начислений разные методы.

Так, при проверке налогов, величина которых не зависит от выручки — ЕНВД, ПСН, акцент может делаться на проверке достоверности сведений, отражаемых в декларации, а также, безусловно, на проверке соблюдения ИП сроков подачи данных отчетных документов.

В свою очередь, при проверке налогов, напрямую зависящих от выручки — при системах ОСН, УСН, ЕСХН, налоговики могут уделять повышенное внимание, прежде всего, исчислению предпринимателями корректных платежей в бюджет.

Решение задач, связанных с проверкой налогов на прибыли ИП (по тем или иным основаниям) ФНС осуществляет в рамках налоговых проверок. В чем заключается их специфика?

Рассмотреть ее мы можем, прежде всего, в контексте классификации данных проверок — предусмотренной российским законодательством.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

Классификация проверок

Налоговые проверки предпринимателей (как, собственно, и юридических лиц) классифицируются на 2 основные разновидности:

  1. Камеральные.
  2. Выездные.

При этом, в зависимости от поводов для их проведения они могут классифицироваться на плановые и внеплановые. Стоит отметить, что данная классификация определена положениями законодательства, регулирующими проверки не только ФНС, но и других государственных органов. Таким образом, политика Налоговой службы в части инициирования проведения плановых и внеплановых проверок осуществляется по тем же принципам, что и в других государственных структурах.

Изучим подробнее особенности плановых и внеплановых мероприятий.

Плановые и внеплановые проверки ФНС: нюансы

Плановые проверки ФНС проводятся, главным образом, 1 раз в 3 года. При этом, на сайте Налоговой службы заранее — до 31 декабря года, предшествующего тому, в котором предполагается проведение проверки, должен быть размещен сводный план по проверкам юрлиц и ИП, которые осуществляют виды деятельности, подлежащие государственному регулированию.

В свою очередь, остальные бизнесы проверяются в соответствии с планом, как правило, не ранее, чем по истечении 3 лет после государственной регистрации. А также — каждые последующие 3 года. Еще одно возможное основание для включения ИП в план проверок — начало осуществления предпринимателем видов деятельности, которые предполагают информирование госструктур (как следствие — могут быть предметом проверок).

Внеплановая проверка — мероприятие, о котором предприниматель обычно не уведомляется. Заранее узнать о ее проведении в официальных источниках, как правило, у ИП нет возможности. Вместе с тем, данная проверка не инициируется просто так. У нее должны быть основания — такие как, например:

  1. Неисполнение ИП ранее полученных от ФНС предписаний об устранении нарушений налогового законодательства.
  2. Получение проверяющими органами информации о грубом нарушении ФНС норм законодательства, которое может сопровождаться нанесением вреда гражданскому обществу и окружающей среде. Конечно, в этом случае оснований для, собственно, налоговой проверки может и не выявиться (поскольку крайне маловероятно, что неуплата налогов может привести к указанным последствиям). Однако, привлечение к ИП внимания одних органов может впоследствии сопровождаться интересом и налоговиков — но в рамках действующих правовых механизмов.
  3. Получение инспекторами приказа руководителя ФНС о проведении в отношении ИП внеплановой проверки на основании требования со стороны прокуратуры (которое может быть основано как раз на полученной информации от других государственных органов, осуществлявших проверку деятельности ИП по нарушениям иных правовых норм — не связанных с налогами).

Рассмотрим теперь подробнее специфику камеральных и выездных проверок ФНС.

Камеральные налоговые проверки по прибылям ИП: нюансы

Главная задача Налоговой службы при камеральной проверке — изучение отчетных документов, представленных ИП (главным образом, деклараций) и установление фактов, которые могут отражать:

  • нарушения, допущенные ИП с точки зрения соблюдения сроков подачи отчетных документов в ФНС;
  • возможные ошибки в исчислении сумм, приведении иных показателей в отчетных документах.

В случае, если данные факты не устанавливаются в ходе камеральной проверки, то никаких правовых последствий для деятельности ИП не появляется. Сам предприниматель, как правило, не уведомляется о проведении в отношении его деятельности камеральной проверки, равно как и о том, что с его отчетностью — все в порядке.

Однако, если те или иные факты, отражающие нарушение предпринимателем тех или иных норм налогового законодательства, подтвердятся — ФНС обязательно уведомит его об этом, а также потребует предпринять действия к исправлению выявленных недочетов в формировании налоговой отчетности.

Например — при недоплате или неверном исчислении налога предпринимателю направляется предписание о необходимости, соответственно, доплатить или откорректировать декларируемую сумму дохода.

Предприниматель может выразить несогласие с претензиями в ФНС — подав в установленном порядке жалобу в соответствующее территориальное представительство ведомства или в орган, которому оно подотчетно. Если взаимодействие со структурами ФНС ни к чему не приведет — ИП вправе инициировать судебный иск к ведомству, подготовив, разумеется, необходимые доказательства.

Особенности выездной проверки

Выездная проверка — мероприятие, которое проводится по адресу ведения коммерческой деятельности предпринимателем (но при отсутствии возможности принять инспекторов ФНС предприниматель сам наносит визит в ведомство и осуществляет далее взаимодействие с инспекторами в установленном порядке). Данная процедура инициируется в соответствии с распоряжением руководителя территориального подразделения ФНС.

В отличие от камеральной проверки — о проведении которой ИП может и не догадываться, в отношении выездного мероприятия предприниматель может быть проинформирован, если оно носит плановый характер.

Выездная проверка — достаточно длительная процедура. Она может длиться — при наличии предусмотренных законом оснований, до 6 месяцев (но, как правило, не превышает 2-4). Ее продолжительность зависит, прежде всего, от охвата проверяемых объектов: их перечень может быть как достаточно узким (например, когда осуществляется выездная проверка контрольно-кассовой техники), так и очень широким (когда проверяется вся финансовая документация предпринимателя).

После проведения выездной проверки инспекторы составляют в 2 экземплярах акт, в котором фиксируются результаты их работы. Они могут отражать как отсутствие каких-либо нарушений, так и их обнаружение налоговиками. В отношении данных нарушений ИП может представить обоснованные возражения в установленный законом срок.

Какие действия производит ФНС при проверках?

В рамках проведения проверок ФНС может осуществлять следующие действия:

  1. Истребование различных документов. При этом могут запрашиваться как копии, так и оригиналы документов. ФНС может попросить ИП прислать их, принести или обеспечить доступ к ним при выездной проверке по месту ведения ИП хозяйственной деятельности.
  2. Выемка документов (в некоторых случаях — предметов, находящихся на территории предприятия). Осуществляется в целях выявления, а также подтверждения предполагаемых нарушений предпринимателем норм налогового законодательства.
  3. Осмотр различных объектов. Как правило, к данным объектам относятся офисные и производственные помещения, оборудование, земельные участки и прочие ресурсы, которые могут использоваться ИП в бизнесе.
  4. Проведение экспертизы. Данная экспертиза может проводиться в отношении различных объектов и процессов хозяйственной деятельности — если это необходимо для получения достоверной оценки соблюдения ИП норм налогового законодательства.
  5. Допрос. При этом, может опрашиваться как сам предприниматель, так и иные лица, имеющие отношение к его коммерческой деятельности.

В зависимости от совместимости указанных действий ФНС со спецификой тех или иных проверок по существу (например, маловероятно проведение допроса и экспертизы при камеральной проверке), а также от имеющихся у инспекторов данных о деятельности ИП, указанные действия могут производиться инспекторами в разных сочетаниях.

Налог на прибыль в 1С рассчитывается по итогам месяца после запуска регламентной операции, которая, в свою очередь, может быть запущена путем выполнения команды «Закрытие месяца». Проверка правильности расчета налога на прибыль в 1С (конфигурации 8)выполняется при помощи специального отчета «Анализ состояния налогового учета».

Как рассчитать налог в 1С

Учет расчетов по прибыли ведется в соответствии с действующим Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 18/02, утвержденным приказом Минфина от 19.11.2002 № 114н. Сам налог рассчитывается на основании норм, указанных в главе 25 Налогового Кодекса.

Для расчета налога на прибыль в 1С налоговая база определяется в виде разницы между доходами и расходами, которые в налоговом учете могут отличаться от тех, что приняты в бухучете. Исходя из принципов, указанных в ПБУ 18/02, при расчете налога следует учитывать разницы между определенной по данным бухгалтерского учета величиной налога на прибыль и величиной, определенной по налоговому учету.

Эти разницы - постоянные (ПР) и временные (ВР) - возникают из-за различий в порядке учета обязательств налогоплательщика и его активов по нормативным актам, принятым для налогового и бухгалтерского учета. При этом ПР влекут за собой формирование постоянного налогового обязательства и постоянного налогового актива (сч. 99.02.3), а ВР - отложенных налоговых обязательств (сч. 77) или отложенных налоговых активов (сч. 09).

В программе 1С:8 для обеспечения соответствия требованиям ПБУ 18/02 ведется вспомогательный учет ПР и ВР при оценке стоимости обязательств и активов с целью расчета налога на прибыль.

С 2002 года, после внедрения ПБУ 18/02, понятие налога на прибыль для целей бухучета было исключено из оборота, вместо этого был внедрен термин - Условный доход (УД) или расход (УР). В бухучете отражаются не сами ПР и ВР, а сумма налога, которая рассчитана из этих расхождений.

Так, например:

УД = Прибыль по БУ * Ставка налога.

Если разницы учтены в соответствии с нормами ПБУ 18/02 и оборот по Кт сч. 68.04.2 (Расчет налога на прибыль) больше, чем оборот по Дт, то их разность будет соответствовать значению текущего налога, отображаемого в декларации по налогу на прибыль. А вот обратной ситуации не может быть, т.к. значение текущего убытка в налоговом учете всегда будет равно 0. Равенство оборотов при налоговом убытке может быть достигнуто при выполнении следующей записи:

Дт 09 Кт 68.04.2.

При этом на всех балансовых счетах должно выполняться равенство:

БУ = НУ + ПР + ВР

где БУ - стоимость обязательств и активов в бухучете;

НУ - стоимость обязательств и активов в налоговом учете.

Как проверить расчет налога в 1С

В связи с тем что с 2014 года в налоговой декларации требуется округлять значения до рублей, в программе 1С образующиеся копейки убираются при помощи проводок:

Дт (Кт) 68.04.2 Кт (Дт) 99.09.

Поэтому для проверки правильности расчета налога недостаточно лишь посмотреть сальдо на счету 68.04.2 - ведь теперь он всегда закрывается в конце месяца. Теперь следует анализировать результаты такого округления - т.е. обороты на счетах 68.04.2 (99.09).

Также есть другие автоматизированные способы проверки правильности расчета налога. Самым простым является сравнение суммы прибыли по декларации с суммой прибыли в отчете о финрезультатах - они не должны быть идентичны.

Кроме того, для проверки в 1С есть спецуслуга - экспресс-проверка ведения учета. Воспользовавшись этим сервисом, можно просмотреть детализированный отчет об обнаруженных ошибках и ознакомиться с предложенными рекомендациями.

Основным и наиболее эффективным способом проверки является использование спецотчета «Анализ состояния НУ по налогу на прибыль». Проверку следует начинать, перейдя в первый блок «Налог». Совершая переходы по блокам, необходимо обращать внимание, выполняется ли равенство БУ = НУ + ПР + ВР. Если равенство не выполняется, то блок будет выделен красной обводкой, а при выполнении равенства - зеленым цветом обводки.

Обычно ошибки допускаются при неправильном заносе первичных документов либо допуске погрешности при выполнении проводок вручную. Бухгалтер сможет найти ошибку, передвигаясь по соподчиненным блокам, подсвеченным красным цветом, до самого источника ошибки.

Итоги

При помощи программы 1С достаточно легко как произвести расчет налога на прибыль, так и проверить его, пользуясь подсказками. Принцип работы программы при произведении расчета налога на прибыль основан на выполнении требований ПБУ 18/02.

Проводится ли камеральная проверка в случае, если декларация не была представлена в налоговый орган? Узнайте из "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Недавно ФНС России выпустила письмо с контрольными соотношениями для проверки налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (письмо ФНС России от 14 июля 2015 г. № ЕД-4-3/12317@ " "). Письмо предназначено в первую очередь для налоговых инспекторов, принимающих налоговые декларации и проводящих камеральные проверки. Но и налогоплательщики могут самостоятельно им воспользоваться как при заполнении декларации, так и при проверке уже сданной отчетности.

Полный перечень контрольных соотношений можно найти в письме ФНС России, мы же рассмотрим наиболее интересные и полезные из них.

Лист 02 "Расчет налога"

Порядок заполнения большинства строк этого листа уже прописан в декларации: в конце наименования строки в скобках указывается, из какой строки какого листа декларации нужно взять сведения. Но есть несколько моментов, на которые стоит обратить внимание.

Строка 090 "Суммы льгот, предусмотренных законодательством РФ" . Если в этой строке организация отразила сведения по применяемым льготам, то как прописано в письме ФНС России о контрольных соотношениях, налоговые инспекторы обязаны будут запросить документы, подтверждающие право применения льготы. Поскольку на выполнение требования налогового органа организации отводится всего 10 рабочих дней (), то лучше заранее подготовить необходимую документацию.

Строки "Налоговая база для исчисления налога" (стр. 120, 130) и "Ставка налога" (стр. 140-170). Если организация является участником региональных инвестиционных проектов, резидентом особой экономической зоны или субъект федерации, в котором она зарегистрирована, снизил налоговую ставку, зачисляемую в региональный бюджет, то налоговая инспекция уделит внимание порядку заполнения этих строк.

Если налоговая база полностью получена от инвестпроектов, в регионе со сниженной ставкой или в особой экономической зоне (стр. 130 = стр. 120), то ставка налога (стр. 140) складывается из ставки налога в федеральный бюджет (ст. 150) и ставки налога в бюджет субъекта РФ, понизившего ставку (стр. 170). А вот в случае, когда в общей сумме налоговой базы присутствуют и доходы не от инвестдеятельности или полученные в прочих субъектах РФ (то есть стр. 130 < стр. 120), то заполняются только строки 150-170 со ставками в федеральный и региональные бюджеты, а итоговая ставка налога не указывается (стр. 140 остается пустой).

Для организаций-страховщиков предусмотрена и междокументарная проверка некоторых показателей налоговой отчетности с бухгалтерской. Так, сумма доходов от реализации, указанных в строке 010 Листа 02 декларации по прибыли должна быть не меньше суммы полученных страховых премий по страхованию жизни (стр. 1100 формы № 2-страховщик, утв. приказом Минфина России от 27 июля 2012 г. № 109н " ") и заработанных страховых премий по иным видам страхования (стр. 2100 формы № 2-страховщик), указанных в Отчете о прибылях и убытках страховщика (форма № 2-страховщик). Такое правило основывается на порядке учета доходов от реализации, указанном в .

Что касается внереализационных доходов (стр. 020 Листа 02), то они должны быть больше суммы трех составляющих: отраженной в Отчете о прибылях и убытках страховщика суммы изменения страховых резервов по страхованию жизни (стр. 1500 формы № 2-страховщик), изменения иных страховых резервов (стр. 2300 формы № 2-страховщик), а также изменения резервов убытков (стр. 2240 формы № 2-страховщик).

Приложение № 4 к Листу 02 "Расчет суммы убытка или части убытка, уменьшающего налоговую базу"

В соответствии с законодательством уменьшить базу можно либо на всю сумму убытка, либо на ее часть, перенеся оставшуюся часть на следующие налоговые периоды (). Поэтому стоит помнить, что по стр. 150 "Сумма убытка или часть убытка" отражается полученный налогоплательщиком убыток не в полном размере, а только в той сумме, которая не превысит налоговую базу налогового периода. То есть значение стр. 150 не должно превышать значение стр. 140 "Налоговая база за отчетный (налоговый) период".

Если же налоговая база за отчетный период (стр. 140) будет равна нулю, то и сумма убытка, отражаемая по стр. 150, также должна быть нулевой.

Приложение № 5 к Листу 02 "Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль организацией в бюджет субъекта Российской Федерации организацией, имеющей обособленные подразделения"

Данное приложение предназначено для расчета и распределения суммы налога между обособленными подразделениями организации. Начать проверку его заполнения лучше со сравнения данных строк этого приложения с информацией, указанной в Листе 02. Так, налоговая база, по стр. 030 Приложения № 5 должна совпадать с налоговой базой, отраженной в стр. 120 Листа 02. А в стр. 031 Приложения № 5 не должны попасть сведения из приложений, заполненных по закрытым обособленным подразделениям (суммируются показатели только тех приложений, у которых в строке "Расчет составлен" не проставлен код "3"). Также сумма долей налоговой базы, указываемых по стр. 040, должна быть равной 100 при сложении показателей по всем обособленным подразделениям, у которых в этом приложении в строке "Расчет составлен" указаны коды "1", "2" и "4".

Если организация уплачивает ежемесячные авансовые платежи, то сумма налога, исчисленного в бюджеты субъектов РФ (стр. 080 Приложения № 5), должна равняться сумме налога (стр. 070 Приложения № 5), уменьшенной на выплаченный за границей налог (стр. 090 Приложения № 5), и ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в следующем за отчетным периодом квартале (стр. 120 Приложения № 5) ().

В случае, когда налогоплательщик уплачивает авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, равенство будет другим: сумма налога, исчисленного в бюджеты субъектов РФ (стр. 080 Приложения № 5), равна разнице между суммой налога за предыдущий отчетный период (стр. 070 Приложения № 5) и суммой налога, выплаченной за пределами России и засчитываемой в уплату налога тоже за предыдущий отчетный период (стр. 090 Приложения № 5).

Лист 03 "Расчет налога на прибыль организаций с доходов, удерживаемого налоговым агентом (источником выплаты доходов)" Раздел А. "Расчет налога с доходов в виде дивидендов (доходов от долевого участия в других организациях, созданных на территории Российской Федерации)

Показатели этого листа можно сравнить с данными Отчета о движении денежных средств (Форма № 4). Так, если значение по строке "на уплату дивидендов и иных платежей по распределению прибыли в пользу собственников (участников)" Формы № 4 (или стр. 3220 Формы № 4-страховщик для организаций-страховщиков) больше нуля, то и сумма строк 110 и 120 (сумма налога начисленная с дивидендов, выплаченных в предыдущие отчетные периоды и в последний квартал отчетного периода) также должна быть положительной.

Исправление ошибок

Бывает так, что уже после подачи декларации организация замечает неточность или ошибку в отчетности. Чтобы разобраться с последствиями этого, нужно прежде всего понять, является ли она грубой, то есть приводящей к занижению суммы налога, подлежащей уплате, или несущественной – не влияющей на размер уплачиваемого налога. В первом случае организация обязана подать уточненную декларацию (), причем чем быстрее она это сделает, тем лучше. Ведь если успеть исправить ошибку до истечения срока уплаты налога и до того момента, как сама налоговая сообщит об этой ошибке организации, то никакие штрафы, предусмотренные или , платить не придется ().

Если же ошибку нашли уже после истечения срока уплаты налога, но до обнаружения ее налоговым инспектором или до вынесения решения о проведении налоговым органом выездной проверки по этому налогу и за этот период, то организация также может избежать штрафов, если уплатит самостоятельно необходимую сумму налога и соответствующие пени, а затем подаст уточненную декларацию ().

Обращаем внимание, что для освобождения от штрафа обязательно нужно заплатить сумму пеней. Это не раз подчеркивалось как Минфином России, так и судами ( ,). При этом уплатить налог и пени нужно будет до подачи уточненной декларации, поскольку в обратном случае в карточке расчетов с бюджетом автоматически отразится недоимка.

Если же инспекторы уже начали проверку декларации, то при обнаружении грубой ошибки они должны направить налогоплательщику требование о предоставлении пояснений или внесении соответствующих исправлений в отчетность (). После этого у налогоплательщика будет пять рабочих дней для того, чтобы выполнить требование налоговой инспекции. Если по рассмотрении представленных пояснений и подтверждающих документов налоговики сочтут, что налогоплательщик нарушил налоговое законодательство, то будет составлен акт проверки (). В нем будет указана сама ошибка, обоснование позиции налоговой инспекции, подлежащая уплате сумма налога, а также начисленные пени и штрафы за неуплату полной суммы налога в срок.

Что касается несущественной ошибки, которая не влияет на размер подлежащего уплате в бюджет налога, то она не влечет начисление штрафа вне зависимости от того, когда и кем она была обнаружена. Однако налогоплательщик все же вправе подать уточненную декларацию и в этом случае ().

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх