Блок1 биология наука о живой природе. Конспект урока "биология - наука о живой природе" Царства живой природы
Совокупность наук о живой природе называют биологией. Узнать подробнее, что изучает данная дисциплина, расширить свои знания и повторить пройденный материал в 5 классе поможет данная статья.
Биология – наука о живой природе
Всё живое на нашей планете объединяет живая природа, изучением которой и занимается наука биология.
Определение «Биология - наука о живой природе» зародилось ещё во времена античности. В переводе с греческого языка биос - это жизнь, а логос - учение.
Понятие «биология» включает в себя не одну, а целую совокупность наук, которые изучают органический мир планеты. К системе биологических дисциплин относятся:
- Ботаника - занимается изучением растительного мира;
- Зоология - изучает животный мир;
- Анатомия - исследует строение органов человека;
- Микология - изучает царство грибов;
- Бактериология - занимается исследованием бактерий;
- Вирусология - исследует вирусы;
- Цитология - изучает жизнедеятельность и строение клеток;
- Генетика - уделяет внимание изменчивости и наследственности живых организмов;
- Экология - исследует взаимоотношение организмов, их влияние на окружающую среду.
Рис. 1. Биологические науки.
Все живые организмы на планете условно поделены на царства. Их в природе четыре:
- Бактерии;
- Грибы;
- Растения;
- Животные.
Рис. 2. Царства живой природы.
Отдельным царством считаются вирусы, так как они не имеют клеточного строения и живут внутри живой клетки.
ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой
Человеческий организм относится к царству животных, так как функционирование систем органов и клеток человека схоже с животными.
Условия жизни на Земле
Живые организмы обитают на планете повсеместно (вода, воздух, земля). Оболочку Земли, в которой обитает органический мир, называют биосферой.
Рис. 3. Биосфера.
Условия, необходимые для нормального функционирования всего живого на планете:
- это температура окружающей среды, которая позволяет воде в большом количестве оставаться в жидком состоянии;
- наша планета имеет озоновый слой, который надёжно защищает планету от ультрафиолетового излучения Солнца;
- с помощью солнечных лучей растения выделяют кислород и получают световую энергию, которую они преобразуют в химическую и по пищевой цепи передают другим организмам.
Значение биологии
Знание биологии лежит в основе медицины и сельского хозяйства. А именно:
- С помощью науки можно решить проблемы с производством продовольствия. Для этого выводятся специальные сорта высокоурожайных растительных культур, породы животных.
- Выпуск новых лекарственных препаратов для борьбы с различными вирусами и заболеваниями.
- Применение новых биологических технологий по выпуску лекарств, продуктов питания, удобрений, препаратов для химической и текстильной промышленности.
- Знание законов биологии поможет сохранить экологически чистой окружающую среду, а тем самым уберечь от вымирания многие виды растений и животных.
Вопрос 1. Что изучает биология?
Биология изучает строение и жизнедеятельность живых организмов, обитающих на Земле, их многообразие и развитие.
Вопрос 2. Что называют биосферой?
Биосфера - особая оболочка Земли, область распространения жизни.
Вопрос 3. Какое значение имеет биология?
Биология – основа нашей жизни. Биология тесно связана со многими сторонами практической деятельности человека - сельским хозяйством, различными отраслями промышленности и медициной, а также и охраной природы.
Вопрос 4. Почему необходимо изучать биологию?
Потому что, чем бы ни занимался человек, почти везде нужны знания по биологии. Например, сельское хозяйство в настоящее время во многом зависит от биологов-селекционеров, занимающихся улучшением существующих и созданием новых сортов культурных растений и пород домашних животных. Создана и успешно развивается микробиологическая промышленность. Знание законов биологии помогает лечить и предупреждать болезни человека. С помощью современных биотехнологий предприятия выпускают лекарства, витамины, высокоэффективные кормовые добавки для сельскохозяйственных животных, микробиологические средства защиты растений от вредителей и болезней, бактериальные удобрения, а также препараты для нужд пищевой, текстильной, химической и других отраслей промышленности и для научных целей. А также знание биологии помогает решить проблему сохранения и улучшения условий жизни на нашей планете.
Вопрос 5. Что изучает экология?
Экология изучает отношения организмов между собой и с окружающей их средой.
Подумайте
Почему считают, что роль биологии в жизни человека в XXI в. будет возрастать?
Так как наука не стоит на месте, люди, с помощью биологии, будут находить все новые и новые способы облегчить себе жизнь. Новые, более эффективные лекарства, более устойчивые сорта растений, развитие микробиологии поможет узнать много неразгаданных тайн. Открытие новых видов растений и животных, поможет нам лучше понять историю и уникальность нашего мира.
Задания
Выясните у своих родителей, знакомых их мнение о значении биологии в жизни современного человека. Подготовьте сообщение, в котором приведите конкретные примеры использования биологических знаний в повседневной жизни человека.
Биология - это наука о жизни. Современный человек должен знать об окружающем мире и понимать, что происходит вокруг него. Именно знание биологических законов дает понимание того, что в природе все взаимосвязано, и необходимо сохранение баланса различных видов существ. Биология помогает решать человеку различные проблемы: охрана окружающей среды, знания о живых организмах, производство средств защиты растений от вредителей и болезней, создание новых сортов культурных растений, выведение новых пород домашних животных, выращивание продуктов питания, производство лекарств, витаминов, вакцин, сывороток и многое другое.
Биология стала теоретической основой для медицины, дав ей возможность понять специфику человеческого организма. Это поможет лучше разобраться в том, как нужно организовать свою жизнь с точки зрения питания, физической и умственной нагрузок.
Можно привести следующие примеры использования биологических знаний в повседневной жизни человека: нужно мыть руки перед едой; немного зная строение своего тела, мы можем найти и проверить свой пульс; нельзя долго сидеть за компьютером и смотреть близко телевизор, т.к. устают глаза и может испортиться зрение; мыть фрукты и овощи перед их употреблением (знаем о микробах) и т. д.
АНАЛИЗ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ 2015 ГОДА
Каждый вариант экзаменационной работы включал в себя 40 заданий и состоял из двух частей, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 2 состояла из 7 заданий с развернутым ответом.
По уровню сложности задания распределялись следующим образом.
а) 18 заданий базового уровня с кратким ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру верного ответа;
б) 7 заданий повышенного уровня с кратким ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру верного ответа;
в) 8 заданий повышенного уровня с кратким ответом в виде последовательности цифр;
г) 7 заданий высокого уровня с развернутым ответом.
Учебный материал всех разделов курса биологии в экзаменационной работе распределен по семи содержательным блокам:
1. Биология – наука о живой природе;
2. Клетка как биологическая система;
3. Организм как биологическая система;
4. Система и многообразие органического мира;
5. Человек и его здоровье;
6. Эволюция живой природы;
7. Экосистемы и присущие им закономерности.
Первый блок «Биология как наука. Методы научного познания» содержит материал: о достижениях биологии; методах исследования; роли ученых в познании окружающего мира; об общих признаках биологических систем; об основных уровнях организации живой природы; о роли биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Второй блок «Клетка как биологическая система» содержит задания, проверяющие: знания о строении и функциях клетки, ее химической организации, гене и генетическом коде, метаболизме, многообразии клеток, их делении; умения устанавливать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки, распознавать и сравнивать клетки разных организмов, процессы, протекающие в них.
Третий блок «Организм как биологическая система» контролирует: освоение знаний о вирусах, об организменном уровне организации жизни и присущих ему закономерностях, о вредном влиянии мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки, защите среды от загрязнения мутагенами, наследственных болезнях человека, их причинах и профилактике, селекции организмов и биотехнологии; овладение умениями сравнивать биологические объекты, процессы, явления, применять знания биологической терминологии и символики при решении задач по генетике.
В четвертом блоке «Система и многообразие органического мира» проверяются: знания о многообразии, строении, жизнедеятельности и размножении организмов различных царств живой природы; умения сравнивать организмы, характеризовать и определять их принадлежность к определенному систематическому таксону, устанавливать причинно-следственные связи между строением и функцией органов и систем органов организмов разных царств, взаимосвязи организмов и среды обитания.
Пятый блок «Организм человека и его здоровье» выявляет уровень: усвоения системы знаний о строении и жизнедеятельности организма человека, лежащих в основе формирования гигиенических норм и правил здорового образа жизни, профилактики травм и заболеваний; овладения умениями обосновывать взаимосвязь органов и систем органов человека, особенности, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью; делать вывод о роли нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности и об особенностях высшей нервной деятельности человека.
В шестой блок «Эволюция живой природы» включены задания, направленные на контроль: знаний о виде и его структуре, движущих силах, направлениях и результатах эволюции органического мира, этапах антропогенеза, биосоциальной природе человека; умений характеризовать критерии вида, причины и этапы эволюции, объяснять основные ароморфозы в эволюции растительного и животного мира, устанавливать причины многообразия видов и приспособленности организмов к среде обитания.
Седьмой блок «Экосистемы и присущие им закономерности» составляют задания, направленные на проверку: знаний об экологических закономерностях, цепях питания, круговороте веществ в биосфере; умений устанавливать взаимосвязи организмов, человека и окружающей среды, объяснять причины устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимость сохранения многообразия видов, защиты окружающей среды как основы устойчивого развития биосферы.
Средний тестовый балл в 2015 г. составил 53,2, что сопоставимо со средним тестовым баллом 2014 г. (54,8).
НАИБОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ ЗАДАНИЯ
Блок 1. Биология – наука о живой природе
Наиболее сложным оказалось задание, где требовалось указать, на каком уровне организации жизни фенотипически проявляются геномные мутации (организменном).
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.
Цель: познакомить с правилами поведения в кабинете биоло-гии, правилами техники безопасности; дать представление о месте биологии в системе естественных наук, структуре науки биологии, познакомить с основными биологическими дисциплинами, дать понятие о царствах живой природы, о многообразии живых ор-ганизмов; сформировать представление об основных свойствах жизни, об общих и отличительных чертах растений и животных, о грибах как отдельном царстве, имеющем общие признаки как с растениями, так и с животными; дать общее представление о характерных особенностях, объединяющих растительный мир; показать многообразие растений на Земле, их связь с окружаю-щей средой; дать представление о значении растений в природе и жизни человека.
Задачи:
Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ-ходимости ответственного, бережного отношения к окру-жающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и без-опасного образа жизни
Личностные :
1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
2.Формирование ответственного отношения к учению;
3.Формирование целостного мировоззрения, соответ-ствующего современному уровню развития науки и обще-ственной практики.
Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные :.
1.Умение самостоятельно планировать пути достиже-ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби-рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
2.Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: работа с текстом учебника, анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Общие рекомендации . К вводному уроку следует тщательно подготовиться. Общеобразовательная программа построена таким образом, что обучение начинается с наиболее сложных объектов, поэтому необходимо приложить усилия, чтобы сделать первый урок максимально интересным
Ключевые понятия и термины : биология, ботаника, зоология, микология, микробиология, живые организмы, царства органи-ческого мира, микроорганизмы, грибы, растения, животные, до- ядерные организмы (прокариоты), ядерные организмы (эукарио-ты); признаки живого, отличия животных и растений, признаки грибов, многообразие растений, значение растений.
Начать урок следует с рассказа о правилах поведения в ка-бинете биологии, так как несоблюдение техники безопасности при работе в кабинете может быть связано с риском для учащихся и возможностью повреждения оборудования и наглядных мате-риалов. Желательно также иметь в кабинете стенд с подробным изложением правил техники безопасности, так как напоминать о них детям придется постоянно.
Ход урока
Изучение нового материала
Рассказ учителя с элементами беседы
В этом году вы приступаете к изучению нового предмета — биологии. Вы уже сталкивались с этой наукой в курсе «Природо-ведение» (или «Естествознание», или «Окружающий мир»).
Как вы считаете, что изучает наука биология? (Ответы уча-щихся.)
Биология изучает мир живых организмов, их строение, жиз-недеятельность.
А какие группы живых организмов вы можете назвать? (Животные, растения, грибы, лишайники, микроорганизмы.)
Что означает слово «биология»? Вы можете подобрать к нему однокоренные слова? (Геология, экология, филология, биография и т. д.)
Совершенно верно, у этих слов общие греческие корни, «биос» означает жизнь, а «логос» — учение, биология в переводе с греч. — «учение о жизни», или, иными словами, наука о живых организмах. Сам термин появился только в 1802 г., его предложил французский ученый Жан Батист де Ламарк.
Но, как мы уже говорили, жизнь на Земле существует в раз-личных формах. Поэтому и биология делится на несколько самостоятельных наук. Одна из них — ботаника — наука, ко-торую мы будем изучать в этом году. Основоположником бо-таники считается древнегреческий ученый Теофраст. Он жил в 370—286 гг. до н. э. и был учеником знаменитого Аристотеля. Теофаст собрал и объединил разрозненные знания о растениях в единое целое.
Кто знает, что означает слово «ботаника»? (Ответы уча-щихся.)
Это слово тоже происходит от греч. «ботанэ», что означает трава, зелень, растение.
А на какие же еще отрасли делится биология?
Давайте вместе с вами заполним таблицу.
Структура науки биологии
Что такое биология. Вы открыли учебник биологии. А что такое био-логия? Слово это составлено из двух греческих слов: «биос» — жизнь и «логос» — учение. Значит^ биоло-гия — это учение о жизни) или, иными словами, это ТГаука о живой природе.
Из курса природоведения вы уже узнали, что живая природа состоит из растений и животных. Они живут в различных условиях. Как разно-образны условия жизни, так разно-образны животные и растения.
Какие организмы составляют жи-вую природу. А только ли животные и растения составляют живую при-роду? Встречаются и незеленые ор-ганизмы, похожие на растения. Это прежде всего грибы — отдельная группа организмов. Всем известны съедобные грибы: белые, подоси-новики, маслята и многие другие. К грибам относят и разные плесени.
Особую группу представляют бактерии — мельчайшие живые существа, видимые только под микро-скопом.
Итак, живая природа состоит из четырех групп, или царств: бак-терии, грибы, растения, животные
Растительный покров Земли. Изучение живой природы мы начнем с растений. Вся земная суша, кроме Антарктиды, самых северных частей Арктики и очень высоких горных вершин, покрыта растениями. Луга, леса, степь, тундра, пустыня вместе образуют растительный покров Зем-ли. Его называют естественным растительным, покровом. Поля, са-ды, огороды, парки, скверы, газоны городов — это искусственный рас-тительный покров.
Ботаника — это наука о растениях и расти-тельном покрове. Слово «ботаника» происходит от греческого «ботанэ», что значит трава, растение. Ученые- ботаники выясняют, какие особен-ности строения имеют разные рас-тения, как происходят их питание, рост, размножение, развитие и расселение, какие условия им не-обходимы. Изучая остатки давно вымерших растений, ученые стара-ются восстановить историю развития растительного мира на Земле с тех давних времен, когда жизнь на ней только появилась. И конечно, очень важно знать и подробно изучать те свойства растений, которые полезны человеку или, наоборот, вредны ему
Самостоятельная работа
1.Заполните таблицу, используя текст учебника
Название науки | Биология | Экология | Фенология |
Греческие слова, от которых прои-зошло название | «биос» — жизнь «логос» — | ||
Что изучает | отношение ор-ганизмов меж-ду собой и с окружающей их средой | ||
Где можно приме-нить полученные знания | определить сро-ки проведения сельскохозяй-ственных меро-приятий в полях, работ в саду и огороде и др. |
2. Используя рисунок в учебнике, заполните схему
Вопросы и задания
1.Что является предметом изучения биологии?
2. Что является предметом изучения ботаники?
3. На какие царства делят живую природу?
3. О представителях каких царств будет рассказано в этом учебнике?
Биология — наука о живой природе
Введение. Биология - наука о живой природе | Биология 6 класс
Ресурсы :
Пасечник В.В . Учебник для общеобразовательных учреждений 6класс
Серебрякова Т.И ., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Викторов В.П., Никишов А.И.Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. Учебник 6класс
В.В. Пасечника «Био-логия. Бактерии. Грибы. Растения. Рабочая тетрадь по биологии: 6 класс:
В.В. Пасечника . Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Хостинг презентаций
УРОК 1
БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ .
Задачи:
дать представление о биологии – науке о живом, ботанике – науке о растениях; познакомить с разнообразием цветковых растений; продолжить знакомство со значением растений в природе и жизни человека.
Оборудование:
удобрения (для фиалок), лекарство, ткань, витамины, йогурт, сыр, таблица «Жизненные формы растений», муляжи плодов , грибов, чучела птиц, коллекции.
Домашнее задание:
статья, введение, вопросы, принести лупу, вспомнить строение микроскопа и лупы.
План-конспект урока:
I. Правила поведения в кабинете биологии, техника безопасности.
II. Изучение нового материала.
Актуализация знаний.
Вариант 1 .(на усмотрение учителя) Творческое задание (работа в парах): На доске записаны слова: наука о живом , царства живого, биология, растения, питание, природа, обмен веществ, животные, рост, грибы, размножение, бактерии , клеточное строение, дыхание, биосфера, питание, животные.
Составьте рассказ о том, что изучает биология?
ЗАДАНИЕ.
Запишите его в печатной тетради и выучите определение
Рассмотрите рисунок 11 на странице 24. Одинаковы ли клетки по внешнему виду?
Прочитайте в параграфе статью «Виды тканей» и заполните схему № 15, таблицу № 16 в печатной тетради.
Внесите данные в таблицу о запасающей ткани: Клетки этой ткани часто имеют округлую форму. В их цитоплазме содержится капельки жира (например, в семенах подсолнечника, льна), гранулы белка (например, в семенах гороха, фасоли), гранулы крахмала (например, клетки клубней картофеля). Клетки такой ткани выполняют запасающую функцию.
Прочитайте § 4, статью «Что такое ткань»
Закрепление.
Учитель проверяет работы нескольких обучающихся.