Речевой аппарат человека. Речевой аппарат, его устройство и функции частей Главным артикуляционным органом речи является

План:

Строение речевого аппарата.

Речевой аппарат состоит из двух тесно
связанных между собой частей:
Центральный
(регулирующий)
Периферический
(исполнительный)

Центральный речевой аппарат

Отделы коры головного мозга - корковые речевые
зоны (слуховые, двигательные и зрительныe
области).
В височной доле левого полушария происходят восприятие и
дифференцировка слуховых раздражений, сложный процесс
понимания речи – центр Вернике.
Двигательная область (нижние лобные извилины левого
полушария) осуществляет моторную речь – центр Брока.
В зрительной области (затылочная доля) происходит восприятие и
распознавание необходимых для письменной речи (чтение, письмо)
графических изображений.

Центральный речевой аппарат

Теменные доли мозга осуществляют
восприятие и анализ двигательных
импульсов, поступающих в центральную
нервную систему от речевого аппарата в
процессе его функционирования - речевые
кинестезии. Они обеспечивают обратную
афферентацию (связь).
При поражении этой области нарушается
речевой праксис.

Центральный речевой аппарат

Экстрапирамидная система также принимает участие
в осуществлении двигательных механизмов речи.
Стриопаллидарная система участвует в подготовке
двигательного и речевого акта и коррекции его в процессе
выполнения, регулирует тонус речевой мускулатуры,
обеспечивает эмоциональную выразительность речи.
Мозжечок участвует в координации ритма, темпа речи и
тонуса речевой мускулатуры.
При поражении этих систем возникают нарушения
звукопроизносительной стороны речи (дизартрия).

Периферический речевой аппарат.

Дыхательный
отдел.
Голосовой
отдел.
Артикуляционный
отдел.

Дыхательный отдел.

В дыхательный отдел входит
грудная клетка с легкими,
бронхами и трахеей.
Речь образуется в фазе
выдоха. В процессе выдоха
воздушная струя
осуществляет
одновременно
голосообразующую и
артикуляционную
функции.
Дыхание в момент речи
существенно отличается от
обычного, когда человек
молчит.

Голосовой отдел.

А-дыхание
Б-фонация
В-шепот
Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней
голосовыми складками.
При фонации голосовые складки находятся в сомкнутом
состоянии. Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через
сомкнутые голосовые складки, несколько раздвигает их в
стороны. В силу своей упругости, а также под действием
гортанных мышц, суживающих голосовую щель, голосовые
складки возвращаются в исходное.
Смыкания и размыкания продолжаются до тех пор, пока не
прекратится давление голосообразующей выдыхательной
струи. Таким образом, при фонации происходят колебания
голосовых складок.

10. Артикуляционный (звукопроизводящий) отдел.

1 - губы
2 - резцы
3 - альвеолы
4 - твердое нёбо
5 - мягкое нёбо
6 - голосовые
складки
7 - корень языка
8 - спинка языка
9 - кончик языка

11.

Язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть
являются подвижными, остальные -
неподвижными.
Перечисленные органы образуют щели, или
смычки, возникающие при приближении
или прикосновении языка к нёбу,
альвеолам, зубам, а также при сжатии губ
или прижатии их к зубам.

12.

Итак, первый отдел периферического
речевого аппарата служит для подачи
воздуха, второй - для образования
голоса, третий является резонатором,
который дает звуку силу и окраску и
таким образом образует характерные
звуки нашей речи, возникающие в
результате деятельности отдельных
активных органов артикуляционного
аппарата.

13.

Краткая характеристика развития
экспрессивной речи
Гуление 2-3 месяца
Лепет 4 месяца (до 6 месяцев)
Первые слова 10-12 месяцев
Слова-предложения примерно 1год 2 месяца
Фразы из двух слов и словарь около 175 слов примерно в 1 год 9 месяцев
Фразы в 2-3 слова и словарь около 300 слов к 2 годам.
Формирование грамматического строя речи и словарь около 800-1000 слов от 2,5
лет
Сформированность всех грамматических категорий, появление сложных
предложений в речи к 3 годам
Дифференциация всех звуков речи к 4 годам
Произнесение всех звуков речи, свободное владение сложносочиненными и
сложноподчиненными конструкциями, словарь около 2500-3000 слов к 5 годам

14. Классификация нарушений речи

В детском возрасте речевые расстройства в
зависимости от причин их возникновения можно
разделить на следующие группы.
I. органическим
поражением центральной нервной системы. В зависимости
от уровня поражения речевой системы они делятся на:
афазии - распад всех компонентов речи в результате
поражения корковых речевых зон;
алалии - системное недоразвитие речи в результате
поражения корковых речевых зон в доречевом периоде;
дизартрии - нарушение звукопроизносительной стороны
речи в результате нарушения иннервации речевой
мускулатуры.

15. Классификация нарушений речи

II. Речевые нарушения, связанные с функциональными
изменениями центральной нервной системы:
заикание;
мутизм и сурдомутизм.
III. Речевые нарушения, связанные с дефектами строения
артикуляционного аппарата (механические дислалии,
ринолалия).
IV. Задержки речевого развития различного
происхождения (при недоношенности, при тяжелых
заболеваниях внутренних органов педагогической
запущенности и т.д.).

16.

Речевые расстройства, связанные с

нервной системы
Афазия (от др.-греч. ἀ- -
отрицательная частица и φάσις -
проявление, высказывание) - это
системное нарушение
сформировавшейся речи. Возникает
при органических поражениях
речевых отделов коры головного
мозга в результате перенесенных
черепно-мозговых травм,
внутричерепных кровоизлияний,
опухолей и воспалительных
заболеваний (энцефалитов).

17.

Афазия.
Механизм афазии очень сложен. В его основе
лежит распад речевого стереотипа.
Выражается в полной или частичной утрате
имевшейся собственной речи или понимания
чужой речи.
В зависимости от преобладания тех или других
расстройств (навыков произношения или
понимания обращенной речи) различают афазию:
Моторную
(экспрессивную)
– речевая
апраксия
Сенсорную
(импрессивную) –
речевая агнозия

18.

Афазия.
Моторная афазия
поражение коры левого полушария
в области третьей лобной извилины
(центр Брока).
Литеральная парафазия искажение слов в результате
перестановки или пропуска
отдельных звуков (букв).
Вербальная парафазия - искажение
слов за счет замены одного слова
другим, сходным по артикуляции, но
различным по значению.
Аграмматизмы - нарушения
грамматического строя речи
(неправильные окончания вне
зависимости от грамматических
правил, пропуски предлогов и т.д.).
Литеральная параграфия
Вербальная параграфия
Паралексия - перестановка букв в
словах
Сенсорная афазия
поражение в области верхней
височной извилины левого полушария
Акустико-гностическая афазия (нарушение слухового гнозиса).
Больной не дифференцирует на слух
сходные по звучанию фонемы. В
результате чего искажается и
нарушается понимание смысла
отдельных слов и предложений.
Акустико-мнестическая афазия основу дефекта составляют
нарушения памяти. Больной забывает
название предметов. Поэтому
основные нарушения речи
выражаются в большом числе
вербальных парафазии и
затруднениях при необходимости
назвать предметы. Причем подсказка
в виде произнесения первых слогов
обычно не помогает.

19.

Речевые расстройства, связанные с
органическими поражениями центральной
нервной системы
Алалия (гр. а- приставка, означающая отрицание или
отсутствие качества + греч. lalia речь) - отсутствие или
недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и
первично сохранном интеллекте, возникающее в
доречевом периоде.
Причиной алалии, чаще всего является повреждение
речевых областей больших полушарий головного мозга при
родах, а также мозговые заболевания или травмы,
перенесенные ребенком в доречевой период жизни.
Тяжелые степени алалии выражаются у детей полным
отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов.
В более легких случаях наблюдаются зачатки речи,
характеризующиеся ограниченностью запаса слов,
аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и
письма

20. Алалия.

Моторная алалия
Сенсорная алалия
развивается при нарушении
функций лобно-теменных
областей коры левого
полушария головного мозга
(центр Брока) и проявляется в
нарушении экспрессивной речи
при достаточно хорошем
понимании обращенной речи,
позднем формировании
фразовой речи (после 4 лет) и
бедности предречевых этапов
(нередкое отсутствие лепета).
возникает при поражении височной
области левого полушария (центр
Вернике) и связана с нарушениями
акустико-гностической стороны речи
при сохранности слуха. Она
проявляется в недостаточном
понимании обращенной речи и
грубом нарушении фонетической ее
стороны с отсутствием
дифференциации звуков.

21. Дизартрия

- нарушение звукопроизносительной стороны речи,
обусловленное нарушением иннервации речевой
мускулатуры, вследствие органического поражения
центральной нервной системы.
Общими клиническими признаками дизартрии
являются:
1. нарушения мышечного тонуса в
артикуляционной мускулатуре
2. ограничения подвижности артикуляционных
мышц в результате параличей и парезов.
При дизартрии страдает произношение
отдельных звуков в изолированном виде и
особенно в слитной речи, а также темп,
выразительность, модуляция.

22. Дизартрия.

Нарушения звукопроизношения
при дизартрии проявляются в разной
степени и зависят от характера и тяжести
поражения нервной системы.
В легких случаях имеются отдельные
искажения звуков, «смазанная речь».
В более тяжелых, наблюдаются искажения,
замены и пропуски звуков, страдает темп,
выразительность, модуляция, в целом
произношение становится невнятным.
При тяжелых поражениях центральной
нервной системы речь становится невозможной
из-за полного паралича речедвигательных
мышц (анартрия).

23. Дизартрия

Существует несколько видов дизартрии:
псевдобульбарная дизартрия (повышение мышечного тонуса в
артикуляционной мускулатуре, ограничение движений губ, языка, мягкого
нёба, слюнотечение, нарушение дыхания, жевания, иногда глотания; речь
смазанная, малопонятная, голос глухой, немодулированный);
бульбарная дизартрия (в отличие от псевдобульбарной дизартрии,
отсутствуют глоточный и нёбный рефлексы, выражена атрофия мышц
языка и глотки);
подкорковая или экстрапирамидная дизартрия (характеризуется
непроизвольно меняющимся мышечным тонусом в артикуляционной
мускулатуре, выраженные нарушения модуляции, выразительности, темпа
речи. Иногда возникают гиперкинезы в мышцах лица и артикуляционного
аппарата, грубое нарушение дыхания и голосообразования);

24. Дизартрия

мозжечковая дизартрия (имеет выраженную
асинхронность артикуляции, голосообразования и
дыхания, нарушением темпа и плавности речи);
корковая дизартрия при поражении корковых зон в
области прецентральной извилины, где происходит
анализ импульсов из мышц артикуляционного
аппарата (более изолированные нарушения
произношения отдельных звуков, отсутствие
слюнотечения и нарушений голосообразования).

25.

Речевые нарушения, связанные с
функциональными изменениями центральной
нервной системы
Заикание - это нарушение речи, которое
характеризуется частым повторением или пролонгацией
звуков или слогов, или слов; или частыми остановками
или нерешительностью в речи, разрывающей её
ритмическое течение. Диагноз ставится, когда эти
симптомы значительны.
Нарушение темпо-ритмической организации речи,
обусловленное судорожным состоянием мышц речевого
аппарата

26. Заикание.

Является центрально обусловленным, имеет
органическую или функциональную природу,
возникает чаще всего в ходе речевого развитие
ребенка.
Физиологические
симптомы
судороги, которые
классифицируются по форме
и локализации;
нарушение мелодикоинтонационной стороны речи;
наличие непроизвольных
движений тела, лица;
нарушение речевой и общей
моторики.
Психологические
симптомы
наличием логофобий (страх речи
в определённых ситуациях, страх
произнесения отдельных слов, звуков);
наличием защитных приёмов
(уловок) - речевых (произнесение
отдельных звуков, междометий, слов,
словосочетаний) и моторных, изменения
стиля речи;
различной степенью фиксированности
на заикании (нулевой, умеренной,
выраженной).

27. Нарушения произносительной стороны речи

Дислалия - нарушение
звукопроизношения при нормальном
слухе и сохранной иннервации
артикуляционного аппарата.
Практически может быть нарушено
(дислалия) или затруднено (паралалия)
произношение любой из фонем родного
языка.

28. Дислалия.

По этиологическому признаку, дислалию
подразделяют на:
Механическую
(органическую)
Причины механической дислалии:
Недостатки строения челюстно-зубной
системы (дефекты в строении зубного
ряда, дефекты в строении челюстей,
укороченная или слишком массивная
уздечка языка);
патологические изменения величины
и формы языка;
неправильное строение твёрдого
и мягкого нёба;
атипичное строение губ.
Функциональную
Причины функциональной дислалии:
Общая физическая ослабленность,
обусловленная частыми соматическими
заболеваниями, протекающими
в период наиболее интенсивного
формирования речевой функции;
недостаточная степень развития
фонематического слуха
неблагоприятные речевые условия,
в которых воспитывается ребёнок;
двуязычие в семье.

29. Тахилалия.

Тахилалия (от греч. tachys - быстрый и греч. λαλιά
- речь) - форма нарушения устной речи,
выражающаяся в патологически быстром темпе
речи, которая не сопровождается дефектами
фонетического, лексического и грамматического
строя.
Является центрально обусловленной, может быть

При ускоренном темпе речь патологически
тороплива, стремительна, напориста.
При тахилалии больной произносит около 20-30
звуков в секунду, что примерно в 2 раза превышает
нормальный темп речи.
Зачастую тахилалия сопровождается повторением
(пропуском) слогов, не замечаемым говорящим.

30. Брадилалия.

Брадилалия (от греч. βραδύς - медлительный
и λαλιά - речь) - патологически
замедленный темп речи.
Проявляется в замедленной реализации
артикуляторной речевой программы, является
центрально обусловленной, может быть
органической или функциональной.
При замедленном темпе речь оказывается
тягуче растянутой, вялой и монотонной.

31. Нарушения произносительной стороны речи

Брадилалия и тахилалия объединяются
под общим названием - нарушение
темпа речи.
Следствием нарушенного темпа речи
является нарушение плавности
речевого процесса, ритма и мелодикоинтонационной выразительности.

32.

Дисфония - отсутствие или расстройство
фонации вследствие патологических
изменений голосового аппарата.
Проявляется либо в отсутствии фонации
(афония), либо в нарушении силы, высоты
и тембра голоса (дисфония).
Может быть обусловлена органическими и
функциональными расстройствами
голосообразующего механизма
центрального или периферического
характера и возникать на любом этапе
развития ребенка.

33. Ринолалия.

Ринолалия - нарушение тембра голоса
и звукопроизношения, обусловленное
анатомо-физиологическими дефектами
речевого аппарата.
При ринолалии механизм артикуляции,
фонации и голосообразования имеет
существенные отклонения от нормы и
обусловлен нарушением участия
носового и рото-глоточного
резонаторов.

34. Ринолалия.

Сочетание расстройств артикуляции звуков с
расстройствами тембра голоса позволяет отличить
ринолалию от дислалии и ринофонии (нарушение тембра
голоса при нормальной артикуляции звуков речи).
Открытая
Через расщелину в мягком и
твердом небе воздушная струя при
звукообразовании проходит не
только через рот, но и через
полость носа.
Закрытая
При нарушении нормальной
проходимости носовой полости при
аденоидах, опухолях, искривлениях
носовой перегородки, хронических
процессах носоглотки.

35. Нарушения чтения и письма

В осуществлении этих функций наибольшее значение имеет
теменно-височно-затылочная область коры головного мозга
левого полушария. Кроме того, эти функции становятся
возможными при тесном взаимодействии зрительного,
слухового и двигательного анализаторов, а также при
определенном уровне развития произвольных действий.
Для чтения и письма необходимы свободные произвольные
движения глаз за строкой текста, а также координированные
движения руки и глаза (для письма).
В большинстве случаев дислексия и дисграфия
наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они
могут встречаться и по отдельности.

36. Нарушения чтения и письма

Дисграфия (новолат. dysgraphia; от др.-греч. δυσ- -
приставка, отрицающая положительный смысл слова и
γράφω - «пишу, рисую») - это неспособность (или
сложность) овладеть письмом при нормальном
развитии интеллекта.
Аграфия (agraphia, от др.-греч. ą - отриц. частица и
ğŗàρħõ - пишу) - потеря способности писать при
сохранности интеллекта и без расстройства
координации движений верхних конечностей;
возникает при поражении задних отделов верхней
лобной извилины в левом полушарии у правшей.

37. Нарушения чтения и письма

Дислексии я (от греч. δυς- - «сложность» и греч. λέξις
- «слова» или «словарь») - избирательное
нарушение способности к овладению навыком чтения
при сохранении общей способности к обучению.
Алексия (от греч. ἀ- - отриц. частица и λέξις -
слово) - нарушения чтения, возникающие при
поражении различных отделов коры левого
полушария (у правшей), или неспособность
овладения процессом чтения.

38. Дислексия.

Дислексия.
В зависимости от области поражения коры больших полушарий
различают несколько форм алексии.
Фонематическая дислексия
вызывается нарушением
формирования фонематического
восприятия и фонематического
анализа и синтеза. Проявляется
в заменах фонетически близких
звуков при чтении, в трудностях
усвоения букв.
Семантическая дислексия
проявляется в нарушении
понимания читаемого
при технически правильном
чтении. Семантическая
дислексия может проявляться
как на уровне слова,
так и при чтении.
Аграмматическая дислексия
проявляется в аграмматизмах
при чтении. В процессе чтения
ребёнок неправильно
произносит окончания,
префиксы, суффиксы, изменяя
грамматические формы слов.
Оптическая дислексия
проявляется в заменах
и смешениях графически
сходных букв при чтении.
При этом виде дислексии может
наблюдаться и зеркальное
чтение.

39.

Существуют 2 классификации речевых нарушений
-
клинико-педагогическая
- психолого-педагогическая
Все виды речевых нарушений в клинико-
педагогической классификации делят на 2 группы:
1. Нарушения устной речи.
2. Нарушения письменной речи.

40. Виды нарушений речи:

I.Нарушения устной речи:
1.нарушения произносительной
стороны речи (дислалия,
дизартрия, ринолалия,
нарушения темпоритмической
организации речи (заикание),
брадилалия, тахилалия, дисфония)
2. системные нарушения речи (алалия, афазия)

41.

II.Нарушения письменной речи:
1.дисграфия (нарушение письма)
2.дислексия(нарушение чтения)

42. Классификация нарушений речи

Все виды речевых нарушений, рассматриваемых в
клинико-педагогической классификации, можно
разделить на два больших типа:
1. Нарушения фонационного (голосообразующего)
оформления произносительной стороны речи.
2. Структурно-семантического системного нарушения
речи.

43.

1. Нарушения устной речи.
а) нарушения фонационного (внешнего) оформления речи:
афония, дисфония – отсутствие или расстройство голоса,
брадилалия – патологически замедленный темп речи,
тахилалия - патологически ускоренный темп речи,
заикание – нарушение темпо-ритмической стороны речи,
обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата,
дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и
сохранной иннервации (обеспеченность органа или ткани нервными
волокнами и нервными клетками) речевого аппарата,
ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения,
обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого
аппарата,
дизартрия – нарушение произносительной стороны речи,
обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата;

44.

б) нарушения структурно-семантического
(внутреннего) оформления речи:
алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие
органического поражения речевых зон коры головного
мозга,
афазия – полная или частичная утрата речи, связанная с
локальными поражениями головного мозга.

45.

Психолого-педагогическая классификация.
Нарушение средств общения:
а) фонетико-фонематическое недоразвитие речи,
б) общее недоразвитие речи.
Нарушение в применении средств общения:
а) заикание,
б) проявление речевого негативизма и др.

46.

Психолого-педагогическая характеристика групп
детей с недостатками речи.
1) фонетико-фонематические нарушения (ФФН, дети с
преимущественными недостатками звукопроизношения:
с функциональными и механическими дислалиями,
ринолалиями, лёгкими формами дизартрии);
2) общее недоразвитие речи (ОНР, дети с
преимущественными недостатками лексикограмматической стороны речи, с разными уровнями
речевого недоразвития: сложными формами дизартрии,
алалиями, афазиями, дислексиями и алексиями,
дисграфиями и аграфиями);
3) недостатки мелодико-интонационной (ринофонией,
дисфонией, афонией) и темпо-ритмической стороны
речи (с заиканием, интерацией, тахилалией,
брадилалией).

47.

Речевые нарушения характеризуются
следующими особенностями:
возникнув, нарушение, как правило,
закрепляется, а не исчезает
самостоятельно
нарушение может отражаться на общем
психическом развитии
нарушение обязательно требует
логопедического вмешательства

48. Нарушение слуха

Нарушение слуха
Потеря слуха возникает либо в результате
повреждения частей наружного и среднего
уха, либо при повреждении частей
внутреннего уха, поэтому различают:
- Кондуктивную
тугоухость.
- Сенсоневральную
тугоухость.
- Смешанная тугоухость.
- Центральное
расстройство слуха.

49. Кондуктивная тугоухость

При кондуктивной тугоухости изменения не
затрагивают структуры внутреннего уха и
слуховой нерв, а затрагивают область
барабанной перепонки и среднего уха.
Например, ухудшение подвижности в системе
слуховых косточек или обширная травма
барабанной перепонки. Такое нарушение
слуха у детей возникает вследствие: атрезии
(полное или частичное недоразвитие)
наружного слухового прохода, серных пробок,
аномалии развития и повреждения барабанной
перепонки и косточек среднего уха, отитов и
др.

50. Сенсоневральная тугоухость

При сенсоневральной тугоухости повреждаются
волосковые клетки в улитке или слуховой нерв,
что встречается реже. При этом виде нарушения
слуха у маленьких детей, звуковые колебания
не могут преобразоваться в электрические
сигналы, что приводит к невозможности
распознавания звуков головным мозгом. При
малой, средней или даже умеренно тяжелой
потере слуха звук будет восприниматься за счет
сохранившихся волосковых клеток. Когда же
значительная часть, или все волосковые клетки
погибли - слуховые аппараты часто
неэффективны. Тогда применяют кохлеарный
имплант, который принимая звуки, преобразует их
в электрический сигнал, и передает их
непосредственно на нерв, минуя структуры
пораженной улитки.

51. Смешанная тугоухость

Развивается при одновременном влиянии
факторов, вызывающих кондуктивную и
нейросенсорную тугоухость. Для
коррекции этого вида тугоухости
нередко требуются сложные слуховые
аппараты.

52. Центральное расстройство слуха.

Расстройства обусловлены повреждением
подкорковых, начиная с кохлеарных ядер, и
корковых центров слуховой системы. При этом
нарушаются процессы анализа акустических, в
том числе и речевых сигналов - обнаружение,
различение, узнавание, распознавание,
запоминание звуковых сигналов. Дети с
центральными расстройствами слуха имеют
нормальные или незначительно повышенные
пороги слуха. Эти нарушения особенно
характерны для детей с патологией нервной
системы, вызванной гипоксией и
гипербилирубинемией.

Строение речевого аппарата

Речевой аппарат

Тщательное изучение тождественных и различных по типу звуков языков показывает, что, несмотря на внешнее сходство, они артикулируются не одними и теми же, а особыми, характерными для каждого языка укладами и движениями органов речи, своеобразным режимом речевого дыхания, голосообразования и мышечного напряжения. Весь комплекс таких специфических особенностей языка называется артикуляционная база.

Носители каждого языка, не имеющие физических дефектов, говорят при помощи органов речи, совокупность которых составляет речевой аппарат. Таким образом, речевой аппарат - это совокупность ряда органов (губы, зубы, язык, небо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи - легкие, диафрагма), принимающих участие в артикуляционной работе.

По своим биологическим функциям органы речи одновременно служат для дыхания, обоняния, приёма пищи. В процессе формирования человека и зарождения общества возрастала необходимость устного общения, которая и заставляла организм человека вырабатывать средства коммуникации. Гортань, изначально производившая только нечленораздельные звуки, постепенно совершенствовалась, а органы, расположенные выше гортани, стали медленно приспосабливаться к новой социальной функции - звучащей речи.

Органы дыхания

Одной из основных функций, обеспечивающих жизнедеятельность организма человека, является дыхание, которое снабжает кровь кислородом и удаляет из нее углекислый газ. В своей дополнительной функции, струя выдыхаемого воздуха, поступая из лёгких в речевой аппарат, используется в качестве пневматической энергии, без которой устная речь невозможна. Возникновение звучащей речи посредством энергии выдыхаемого воздуха называется фонация. Для исследования дыхательной функции лёгких измеряют так называемую жизненную ёмкость легких - максимальный объем воздуха, который можно с усилием выдохнуть после самого глубокого вдоха. Она в среднем равна 3,5 л у мужчин и 2,7 л у женщин, а у хорошо натренированных людей можёт достигать 6-7 л:

Лёгкое имеет конусовидную форму, его основание вогнутое и прилегает к диафрагме - сухожильно-мышечной перегородке, отделяющей грудную полость от брюшной. Диафрагма - главная дыхательная мышца: при вдохе она сокращается и уплощается, грудная полость увеличивается в вертикальном направлении, грудная клетка расширяется, следом за ней расширяются и лёгкие, воздух устремляется в лёгкие, заполняя их, - происходит вдох. Затем дыхательная мускулатура грудной клетки и диафрагма расслабляются, объём грудной полости уменьшается - происходит выдох. Для женщин характерен грудной тип дыхания, осуществляемый в основном межреберной мускулатурой, у мужчин чаще преобладает брюшное/диафрагмальное дыхание.

Гортань

Итак, речевая функция дыхательных органов, находящихся в грудной клетке, сводится к подаче воздуха из лёгких через трубчатые воздухоносные трубки - бронхи - и трахею, к первому артикуляционному механизму - гортани.

Трахея представляет собой вертикальную трубку, подводящую выдыхаемый воздух к гортани; верхнее отверстие трахеи заканчивается кольцеобразным хрящом, на внутренней поверхности которого к каждой его половинке прикреплены своими верхними краями две плотные мышечные складки - голосовые связки, - способные смыкаться и размыкаться.

Пространство между голосовыми связками называется междусвязочной щелью; пространство же, образующееся между расходящимися в стороны пирамидальными хрящами, называется межхрящевой щелью. Обе эти щели в совокупности образуют голосовую щель. Это обычное состояние голосовых связок, когда мы дышим или говорим шепотом. Если голосовые связки плотно смыкаются, гортань закрывается, струя воздуха оказывает давление на голосовые связки, заставляя их вибрировать, и мы слышим голос.

Большинство звуков речи произносится в сопровождении вибраций связок - гласные, звонкие согласные и сонорные согласные. Согласные звуки, произносимые без вибраций, лишены голоса и называются глухими. Существует еще одно состояние голосовых связок, когда они сомкнуты, дыхание задержано, воздух накапливается в трахее, его давление растет, и при быстром размыкании связок воздух вырывается резким толчком в сопровождении отрывистого глухого шума, напоминающего сухое покашливание. Это гортанная смычка, или твердый приступ.

Непосредственно позади гортани и трахеи проходит пищевод - вертикальная трубка, проводящая комок пищи в желудок. Для предохранения дыхательных путей от попадания в них пищи существует гибкая хрящевая пластинка, укрепленная на хряще гортани под корнем языка - надгортанник. При глотании, под давлением пищи, надгортанник отгибается назад и плотно закрывает вход в гортань, предохраняя трахею от попадания в нее частиц пищи. В артикуляционной работе речевого аппарата надгортанник активного участия не принимает, но он может образовать сужение с задней стенкой глотки (так это происходит при особых, «сдавленных» на слух, надгортанниковых, или эпиглоттальных, согласных арабского языка).

Ротовая и носовая полости

Далее, выйдя из гортани, струя воздуха проходит через зев, или глотку, которая соединяет гортань с ротовой и носовой полостями. Глотка находится между верхней частью гортани и мягким нёбом, которое направляет воздушную струю либо в ротовую, либо в носовую полость. Подвижный конец мягкого нёба называется маленький язычок, или увула. Когда мягкое нёбо опущено, вибрирующий воздух выходит наружу через нос, выход воздуха через ротовую полость исключается. Это позиция для носовых русских согласных и для английских . Когда мягкое нёбо приподнято, язычок полностью соприкасается с задней стенкой глотки и изолирует носовую полость от попадания туда выдыхаемого воздуха. Это наиболее типичная позиция мягкого нёба, поэтому ротовая полость - главный звуковой резонатор.

Органы ротовой полости и сама ротовая полость имеют особое значение для артикуляции. Именно в ней голос многократно усиливается и дифференцируется на определенные звуки, то есть обеспечивается возникновение фонем. Здесь же, в ротовой полости, образуются звуки нового качества - шумы, из которых впоследствии формируется членораздельная речь. Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое небо, альвеолы.

Нёбо

Большая часть нёба является твердой, она состоит из:

1) мягкого нёба - мышечное образование, покрытое слизистой оболочкой. Задняя часть мягкого нёба называется нёбной занавеской. При расслаблении нёбных мышц нёбная занавеска свободно свисает вниз, а при их сокращении поднимается вверх. В середине нёбной занавески имеется удлиненный отросток - язычок.

Мягкое нёбо находится на границе ротовой полости и глотки и служит вторым язычковым затвором. Когда мягкое небо опущено - воздух попадает в носовую полость, и тогда голос звучит приглушенно. Когда же мягкое небо поднято - оно соприкасается со стенками глотки и это обеспечивает отключение звукообразования из носовой полости и резонируют только ротовая полость, полость глотки и верхняя часть гортани.

2) собственно твёрдого нёба - это самая высокая часть неба, перегородка между ротовой и носовой полостями;

3) альвеолярного хребта, или альвеол - это бугорки, расположенные в форме подковы у корней верхних зубов. Альвеолы - место образования самых частотных английских согласных.

Нижние зубы не имеют большого значения для артикуляции, тогда как верхние зубы могут быть преградой для целого ряда согласных звуков.

Язык

Язык - это массивный мышечный орган. При сомкнутых челюстях он заполняет почти всю ротовую полость.

По своей мышечной структуре, гибкости, подвижности и многообразию артикуляционных функций он является самым важным органом речи.

Различные части языка обладают разной степенью подвижности: наибольшей подвижностью обладает кончик, который может ложиться на нижние зубы, образуя с верхними зубами межзубную щель (как при английском звуке [θ]), может прижиматься к задней стенке передних верхних зубов (как при русских зубных [т], [д], [н], [л], [ц]), к краю верхней десны (как при немецких гингивальных [t], [d], [n], [I], ), к альвеолам - бугоркам у корней верхних зубов (как при английских альвеолярных [t], [d], [n], ); может загибаться вверх к твердому небу (как при особых глуховатых на слух церебральных индийских и некоторых других восточных языков [t], [d], [n], ); может образовать в тех же местах сужения (как при разных с и з), может дрожать у твердого неба (как при русском р) или же быть опущенным вниз (как обычно бывает при произношении гласных).

Передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика к твердому небу, образуя с ним сужение (с плоской поверхностью, как при русских корональных [ш], [ж], или с выгнутой горбом поверхностью, как при соответствующих дорсальных французских и английских звуках).

Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях; без подвижки передней или задней части она может только подыматься к твердому небу, образуя с ним сужение (как при й [j]) или же смыкаясь с ним (как при северновеликорусских звуках на месте [к] и [г] мягких в словах руки, ноги, звучащих [рући, нођи]).

Кроме того, поднимаясь разными своими частями на тот или другой уровень и не образуя смыкания или сужения с небом, язык может перегораживать полость рта, тем самым, разделяя рот на две резонирующие полости с разным объемом и разной формой, что создает различные условия резонанса, а это особенно важно при произношении гласных, чему способствует также поднимание и опускание нижней подвижной челюсти, меняющей этими движениями раствор рта.

Губы

Губы являются специальным затвором определенной группы звуков, губы активно участвуют в артикуляции других звуков, которым соответствуют тот или иной уклад языка. Но и очертания губ тоже обеспечивают артикуляцию. Губы способствуют изменению размера и формы преддверия рта и тем самым оказывают влияние на резонирование всей ротовой полости.

Губы способны принимать различные позиции: сжатые, округленные, выдвинутые вперед, растянутые, нейтральные - когда верхние и нижние зубы наполовину обнажены.

Величина и форма отверстия ротовой полости зависят от уровня подъема или опускания нижней челюсти и положения губ и участвуют в формировании гласных звуков.

Из губ большей подвижностью обладает нижняя, которая может смыкаться с верхней губой (как при звуках [п] [б] [м]) или образовать с ней губное сужение (как при образовании английского [w] или при тушении свечи), губы могут также дрожать (главным образом нижняя губа; как при произношении слова mnpy!); обе губы могут вытягиваться в трубочку (как при [у]) или округляться в колечко (как при [о]); наконец, нижняя губа может образовать щель, приближаясь к верхним передним зубам (как при [ф], [в]).

Таким образом, звучащая речь является результатом последовательного взаимодействия четырех артикуляционных процессов:

1) формирования воздушной струи, которая образуется в тот момент, когда воздух с силой выталкивается из легких;

2) процесса фонации (звучания), когда воздушный поток начинает вибрировать, проходя через голосовые связки;

3) процесса собственно артикуляции, когда вибрация в струе воздуха обретает особую форму благодаря резонаторам, сформированным в ротовой и носовой полостях органами артикуляции;

4) распространения воздушной волны особой формы в окружающую среду.

В зависимости от степени участия органов речи в формировании звуков, их можно разделить на две группы:

1) активные органы речи - подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука: язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, маленький язычок, надгортанник, голосовые связки, легкие, диафрагма;

2) пассивные органы речи - неподвижные органы, неспособные к самостоятельной работе и при образовании звуков служащие точкой опоры для активных органов: верхние и нижние зубы, альвеолы, твердое нёбо, стенки ротовой и носовой полостей (резонаторы).

Речевой аппарат — это совокупность и взаимодействие органов человека, необходимых для производства речи. Он состоит из двух отделов: центрального и периферического. Центральный отдел - это головной мозг с его корой, подкорковыми узлами, проводящими путями и ядрами соответствующих нервов. Периферический отдел - это вся совокупность исполнительных органов речи, включающая в себя кости, хрящи, мышцы и связки, а также периферические чувственные и двигательные нервы, при помощи которых осуществляется управление работой указанных органов.

Периферический речевой аппарат состоит из трех основных отделов, которые действуют совокупно.

1-й отдел — дыхательные органы, поскольку все звуки речи образуются только при выдохе. Это легкие, бронхи, трахея, диафрагма, межреберные мышцы. Легкие опираются на диафрагму — эластичную мышцу, которая в расслабленном состоянии имеет форму купола. Когда диафрагма и межреберные мышцы сокращаются, объем грудной клетки увеличивается и происходит вдох, когда расслабляются — выдох;

2-й отдел — органы речи пассивные — это неподвижные органы, служащие точкой опоры для активных органов. Это зубы, альвеолы, твердое небо, глотка, полость носа, гортань. Они оказывают наибольшее влияние на технику речи;

3-й отдел — органы речи активные — это подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука. К ним относятся язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник, голосовые связки. Голосовые связки — это два небольших пучка мускулов, прикрепленные к хрящам гортани и расположенные поперек нее почти горизонтально. Они эластичны, могут быть расслабленными и напряженными, могут раздвигаться на разную ширину раствора;

П ервый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи струи воздуха, второй — для образования голоса, третий является резонатором, дающим звуку силу и окраску и таким образом образующим характерные звуки нашей речи, которые возникают в результате деятельности отдельных активных частей артикуляционного аппарата. К последним относятся нижняя челюсть, язык, губы и мягкое нёбо.

Н ижняя челюсть опускается и поднимается; мягкое нёбо поднимается и опускается, таким образом, закрывая и открывая проход в носовую полость; язык и губы могут принимать самые разнообразные положения. Изменение положения речевых органов влечет за собой образование затворов и сужений в различных частях артикуляционного аппарата, благодаря чему и определяется тот или иной характер звука.

Я зык богат мышцами, делающими его весьма подвижным: он может удлиняться и укорачиваться, делаться узким и широким, плоским и выгнутым.

М ягкое нёбо, или нёбная занавеска, оканчивающееся маленьким язычком, лежит вверху ротовой полости и является продолжением твердого нёба, начинающегося у верхних зубов альвеолами. Нёбная занавеска имеет способность опускаться и подниматься и таким образом отделять глотку от носоглотки. При произнесении всех звуков, кроме м и н, нёбная занавеска поднята. Если нёбная занавеска почему-либо бездействует и не поднята, то звук получается носовой (гнусавый), так как при опущенной нёбной занавеске звуковые волны проходят преимущественно через носовую полость.

Н ижняя челюсть благодаря ее подвижности является весьма важным органом артикуляционного (звукопроизносительного) аппарата, так как способствует полному развитию ударных гласных звуков (а, о, у, э, и, ы).

Б олезненное состояние отдельных частей артикуляционного аппарата отражается на правильности резонирования и четкости произносимых звуков. Поэтому для воспитания необходимой артикуляции все органы, принимающие участие в образовании звуков речи, должны работать правильно и согласованно.

О рганы речи представлены на следующем рисунке:

1 — твердое небо; 2 — альвеолы; 3 — верхняя губа; 4 — верхние зубы; 5 — нижняя губа; 6 — нижние зубы; 7 — передняя часть языка; 8 — средняя часть языка; 9 — задняя часть языка; 10 — корень языка; 11 — голосовые связки; 12 — мягкое небо; 13 — язычок; 14 — гортань; 15 — трахея.

Речевой аппарат - это совокупность и взаимодействие органов человека, необходимых для производства речи. Он состоит из двух отделов: центрального и периферического. Центральный отдел - это головной мозг с его корой, подкорковыми узлами, проводящими путями и ядрами соответствующих нервов. Переферический отдел - это вся совокупность исполнительных органов речи, включающая в себя кости, хрящи, мышцы и связоки, а также периферические чувственные и двигательные нервы, при помощи которых осуществляется управление работой указанных органов.

Периферический речевой аппарат состоит из трех основных отделов, которые действуют совокупно.

1-й отдел - дыхательные органы, поскольку все звуки речи образуются только при выдохе. Это легкие, бронхи, трахея, диафрагма, межреберные мышцы. Легкие опираются на диафрагму - эластичную мышцу, которая в расслабленном состоянии имеет форму купола. Когда диафрагма и межреберные мышцы сокращаются, объем грудной клетки увеличивается и происходит вдох, когда расслабляются - выдох;

2-й отдел - органы речи пассивные - это неподвижные органы, служащие точкой опоры для активных органов. Это зубы, альвеолы, твердое небо, глотка, полость носа, гортань. Они оказываеют наибольшее влияние на технику речи;

3-й отдел - органы речи активные - это подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука. К ним относятся язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник, голосовые связки. Голосовые связки - это два небольших пучка мускулов, прикрепленные к хрящам гортани и расположенные поперек нее почти горизонтально. Они эластичны, могут быть расслабленными и напряженными, могут раздвигаться на разную ширину раствора;

Первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи струи воздуха, второй - для образования голоса, третий является резонатором, дающим звуку силу и окраску и таким образом образующим характерные звуки нашей речи, которые возникают в результате деятельности отдельных активных частей артикуляционного аппарата. К последним относятся нижняя челюсть, язык, губы и мягкое нёбо.

Нижняя челюсть опускается и поднимается; мягкое нёбо поднимается и опускается, таким образом, закрывая и открывая проход в носовую полость; язык и губы могут принимать самые разнообразные положения. Изменение положения речевых органов влечет за собой образование затворов и сужений в различных частях артикуляционного аппарата, благодаря чему и определяется тот или иной характер звука.

Язык богат мышцами, делающими его весьма подвижным: он может удлиняться и укорачиваться, делаться узким и широким, плоским и выгнутым.

Мягкое нёбо, или нёбная занавеска, оканчивающееся маленьким язычком, лежит вверху ротовой полости и является продолжением твердого нёба, начинающегося у верхних зубов альвеолами. Нёбная занавеска имеет способность опускаться и подниматься и таким образом отделять глотку от носоглотки. При произнесении всех звуков, кроме м и н, нёбная занавеска поднята. Если нёбная занавеска почему-либо бездействует и не поднята, то звук получается носовой (гнусавый), так как при опущенной нёбной занавеске звуковые волны проходят преимущественно через носовую полость.

Нижняя челюсть благодаря ее подвижности является весьма важным органом артикуляционного (звукопроизносительного) аппарата, так как способствует полному развитию ударных гласных звуков (а, о, у, э, и, ы).

Болезненное состояние отдельных частей артикуляционного аппарата отражается на правильности резонирования и четкости произносимых звуков. Поэтому для воспитания необходимой артикуляции все органы, принимающие участие в образовании звуков речи, должны работать правильно и согласованно.

Органы речи представлены на следующем рисунке:

1 - твердое небо; 2 - альвеолы; 3 - верхняя губа; 4 - верхние зубы; 5 - нижняя губа; 6 - нижние зубы; 7 - передняя часть языка; 8 - средняя часть языка; 9 - задняя часть языка; 10 - корень языка; 11 - голосовые связки; 12 - мягкое небо; 13 - язычок; 14 - гортань; 15 - трахея..

Речевой аппарат. У людей нет специальных органов речи, как, например, есть органы пищеварения или органы кровообращения. В результате длительной эволюции человека, становления его как социального существа определенные органы, имеющие основную биологическую функцию, стали выполнять еще и функцию речеобразования. Это органы, обеспечивающие такие физиологические процессы, как дыхание, пищеварение и др.

В широком смысле под речевым аппаратом понимают все органы, принимающие участие в процессе речевого дыхания, голосо– и звукообразования, а также обеспечивающие возникновение речи (центральная нервная система, органы слуха, зрения, органы речи).

В узком смысле речевым аппаратом называют органы, которые непосредственно участвуют в процессе речевого дыхания и голосообразования (дыхательные органы, гортань и надгортанные полости (надставная труба)).

Возникновение звучащей речи. Процесс возникновения звучащей речи выглядит следующим образом: струя воздуха, движущаяся при выдохе из легких, проходит через бронхи, трахеи, гортань и выходит наружу через глотку и полость рта или носа.

Дыхание (вентиляция легких) обеспечивается за счет сокращения определенных групп мышц. В первую очередь это диафрагма, нижнебрюшные, межреберные мышцы. Немаловажную роль в процессе речеобразования играют также мышцы шеи, лица, плечевого пояса. Подготовка к речевой деятельности должна предусматривать упражнения по развитию и активизации этих групп мышц. Важнейшим условием работы над техникой речи является умение снятия мышечного напряжения, «зажимов».

Образование звука происходит во время выдоха за счет работы органов речи. Выдох обеспечивают легкие, бронхи, трахея. На среднем уровне – гортани – образуется звук. Гортань представляет собой перстневидный и щитовидный хрящи, на которых натянута мускулистая пленка, центральные края которой называются голосовыми связками. Пространство между расходящимися пирамидальными хрящами называется голосовой щелью. Голосовая щель может изменять свои очертания, что влияет на характер образуемого звука во время прохождения через нее воздуха.

Верхний участок речевого аппарата – надставная труба – включает резонаторы и органы речи (надгортанник, нёбо, губы, зубы и т. д.). Поскольку голос, образующийся с помощью голосовых связок, слаб, невыразителен, неясен, особую роль в речеобразовании играют резонаторы, которые, вибрируя, обеспечивают нормальное звучание человеческого голоса, создают за счет обертонов определенный тембр, т. е. придают голосу каждого человека неповторимость.

Важнейшими из резонаторов являются ротовая и носовая полости, черепная коробка. Они образуют систему верхних резонаторов, обеспечивающих полетность голоса. Вторая группа резонаторов (нижняя резонаторная система) – грудная полость, обеспечивающая тембральную окраску голоса.

Вибрацию любого резонатора легко обнаружить при произнесении определенных звуков (например, при произнесении звука [м] резонирует черепная коробка). Таким образом, человек представляет собой своеобразный «музыкальный инструмент», звучащий во время речи.

Все многообразие звуков человеческой речи образуется за счет работы органов, входящих в надставную трубу. Различные конфигурации щели, которую преодолевает воздух, образуются благодаря изменениям положения языка, губ, нижней челюсти по отношению к неподвижным органам: твердому нёбу, альвеолам, зубам.

Исходя из особенностей строения и функционирования речевого аппарата, можно определить и главную цель подготовки органов речи к работе. Это должна быть своеобразная «настройка», активизация основных групп мышц, участвующих в речевом дыхании, резонаторов, обеспечивающих тембр и звучность голоса, наконец, подвижных (активных) органов речи, ответственных за отчетливое произношение звуков (дикцию).

Следует постоянно помнить о правильной осанке, благодаря которой лучше функционирует речевой аппарат: голову следует держать прямо, не сутулиться, спина ровная, плечи расправлены, лопатки немного сведены. Привычка к правильной осанке способствует улучшению внешнего вида.

Релаксация речевого аппарата. Для людей, чья профессиональная деятельность связана с длительным говорением, не меньшее значение, чем настройка речевого аппарата и его правильная работа, имеет умение расслабить органы речи, а также восстановить работоспособность речевого аппарата. Отдых и расслабление (релаксация) обеспечиваются специальными упражнениями, выполнять которые рекомендуется в конце занятий по технике речи, а также после продолжительного говорения, при наступлении усталости органов речи.

В специальной литературе принято говорить о позе и маске релаксации, т. е. расслабления, снятия мышечного напряжения. Поза релаксации принимается в положении сидя. Следует слегка наклониться вперед, согнув спину и склонив голову. Ноги опираются на всю стопу, расставлены под прямым углом друг к другу, руки лежат на бедрах, кисти свободно свисают. Глаза следует закрыть и максимально расслабить все мышцы.

В позе релаксации следует применять отдельные формулы аутотренинга, обеспечивающие более полное расслабление и отдых. Чрезвычайно важно для учителя овладение маской релаксации, т. е. приемами расслабления мышц лица.

С этой целью в позе релаксации следует попеременно напрягать и расслаблять различные группы мышц лица (как бы «надевать» маски гнева, удивления, радости и т. д.), а затем полностью расслабить все мышцы. Для этого следует при слабом выдохе произнести звук [т] и оставить нижнюю челюсть в опущенном положении.

Релаксация является одним из элементов гигиены речевой деятельности, общее требование которой – это предохранение от переохлаждения и, как следствие, от простудных заболеваний. Следует избегать также всего, что раздражает слизистую оболочку. Специальные гигиенические требования – следование определенной методике тренировки речевого аппарата, соблюдение основных правил при выполнении упражнений по технике речи, разумное чередование нагрузки и отдыха.

Все органы, участвующие в формировании речи, можно разделить на активные и пассивные органы. При этом в процессе речи активные органы совершают различные движения, формируя звуки. Вот активные органы речи:

· мягкое небо;

· язычок;

· задняя спинка зева;

· нижняя челюсть.

Пассивные органы речи играют лишь вспомогательную роль. Они, в частности, определяют форму полостей, от которой, в свою очередь, зависят резонансные свойства этих полостей. Следующие органы речи являются пассивными:

· альвеолы;

· твердое небо;

· верхняя челюсть.

Заметим, что хотя пассивным органам речи отведена вспомогательная роль, их значение нельзя преуменьшать. Отсутствие, например, нескольких зубов нижней челюсти может привести к заметным дефектам речи (шепелявое произношение).

14. Артикуляция как совокупность работы речевых органов. Три фазы артикуляции звука. Артикуляционная база языка.

Артикуляция – это деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов составляющих слоги, слова.

Артикуляция (от лат. Articulatio – членораздельно выговаривать) – совокупность работы отдельных речевых органов в процессе формирования звуков речи.

Артикуляционные органы имеют особое значение в голосовом аппарате. Это наиболее подвижная, подчиненная нашей воле и непосредственному наблюдению часть голосового аппарата, способная производить тончайшие движения отдельными органами.

Фазы артикуляции

В артикуляции различают три фазы:

Экскурсия - подготовка органов речи к произношению звука, начальное движение органов речи (от лат. Еxcursio - «выбега, вылазка, приступ»);

Выдержка - положение органов речи в момент произнесения (от лат. Culmen - «вершина» или «выдержка»);

Рекурсия - возврат органов речи в исходное положение (от лат. Recursio - «возвращение, отступление»).

в фонетике преемственно усвоенный уклад органов речи для звукообразования, привычный для всех членов данного языкового коллектива и в большей или меньшей степени различный в разных языковых коллективах. Каждый языковый коллектив (язык, диалект, говор) имеет свою совокупность привычных произносительных навыков, т. е. свою А. б. Для овладения правильным произношением изучаемого языка необходимо усвоение его А. б.

15. Акустические, артикуляционные и функциональные различия между гласными и согласными звуками.

Акустические отличия гласных от согласных состоит в том,что гласные состоят только из тона,а в согласных всегда есть шум

Артикуляционные отличия в том,что у гласных нет преграды на пути воздушной струи

Функциональные отличияв ом,что гл-слогообразующий элемент,согл-в русском зыке такой функции не выполняют

16. Артикуляционная классификация гласных звуков.

1. Артикуляционная классификация гласных звуков

Классификация гласных звуков по их артикуляции строится на различных признаках:

1. Подъем звука (нижний, средний, верхний) определяется степенью приподнятости языка к нёбу. Нижний подъем у звука [а]: язык не поднимается, и гласные получаются широкими, потому что остается большое пространство в полости рта. Средний подъем языка у звуков [э], [о]. Верхний подъем, когда язык занимает крайнее верхнее положение, имеют звуки [и], [ы], [у]. Их еще называют узкими гласными, потому что проход для звука узкий.

2. Ряд звука: передний, средний и задний. Язык при образовании гласного звука может двигаться в полости рта вперед, назад или оставаться на месте. Ряд - движение языка по горизонтали, продвинутость языка вперед или отодвинутость его назад.

По горизонтальному движению языка выделяют гласные переднего, среднего и заднего ряда. При образовании гласных переднего ряда [и], [э] по направлению к передней части нёба приподнимается передняя часть спинки языка. При образовании гласных заднего ряда [у], [о] приподнимается по направлению к задней части нёба задняя часть спинки языка. А при образовании гласных среднего ряда [ы], [а] язык либо приподнимается средней частью к средней части неба (как бывает иногда при произнесении [ы]), либо лежит плоско (как при произнесении [а]).

3. По участию губ гласные делятся на губные (лабиализованные) и негубные .

Огубление (лабиализация, от лат. labium - губа) – артикуляция звуков, при которой губы сближаются, округляются и выпячиваются вперед, уменьшая выходное отверстие и удлиняя ротовой резонатор. Гласные нелабиализованные (неогубленные, негубные): [а], [э], [и], [ы]; лабиализованные (огубленные) [о], [у]. Степень огубленности может быть меньшей [о] и большей [у].

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх