Каждый ребенок талантлив. Каждый ребенок талантлив по – своему! Вот журчит веселый чистый ручеек

Тема: Каждый ребенок талантлив. Выбери свой творческий путь!

Предлагаемый классный час - это своего рода презентация собственных талантов и увлечений. Его задача - не столько знакомство детей с понятием таланта, как термина, сколько открытие наличия таланта в себе и у своих одноклассников и познание друг друга. Увлечение каждого ребенка не только приоткрывает частичку его внутреннего мира, но и дает повод для общения со сверстниками, а это, в конечном итоге ведет к сплочению коллектива.

Готовя детей к классному часу, учитель просит их коротко представить свое хобби, рассказать, о положительном влиянии своего увлечения на характер, о своих достижениях. Впоследствии в зависимости от интересов детей разговор об увлечениях можно продолжить на других классных часах

Подготовка: Заранее дети информируются о проведении данного классного часа и получают задание: представить свое увлечение, оформить выставку в классе. Можно предложить детям принести поделки, подготовить музыкальный или танцевальный номер. Дети заполняют анкету и пишут мини - сочинение на одну из предложенных тем: «Какой я? Кто я?», « Как я понимаю слово талант? У каждого ли человека он есть?», « Нужно ли развивать талант?», « Талант - это понятие приобретенное или он дан человеку от природы?»

Оборудование: мультимедиа презентация, проектор, фотографии, заготовки ярких, веселых мобильных телефонов, музыкальное оформление.

Оформление : выставка с работами учащихся, плакат с надписью « Каждый ребенок Донбасса талантлив», фотовыставка, на доске изображен большой портфель, а так же наклеены две большие ромашки, в центре одной- « Я», в другой – « МЫ», на столе лежат листочки, на которых написаны новые термины.

Цель: * Расширение кругозора детей;

*Формирование положительной мотивации к саморазвитию и развитию творческих способностей учащихся;

*Побуждение к участию в различных кружках, секциях, к развитию своих способностей и талантов;

*Воспитание понимания ценности каждого человека, как талантливой личности;

*Достижение внутри классного сплочения;

*Осмысление своего персонального « Я», как части общего « МЫ»

Задачи: обобщить полученный опыт взаимодействия в группе; обеспечить каждому ученику обратную связь с группой; развивать умение оказывать и принимать поддержку окружающих; осмыслить себя как члена группы, способной оказывать поддержку, сформировать положительную мотивацию к саморазвитию и уважению талантов одноклассников.

Ход занятия .

Так хочется, пока живешь на свете,

Наслушаться прибоя и скворцов,

Настроить фантастических дворцов

И не бояться быть за них в ответе.

Быть мудрым сыном, правильным отцом,

Не приставать с наукой и советом,

Быть искренним, как в час перед концом,

Усвоить суть свободы и запретов.

Играть свободно словом, звуком, цветом,

С гармоникой, палитрой и резцом.

И брать за все душой, а не монетой,

И научиться жить в конце концов.

Так хочется, пока живешь на свете.

Александр Дольский

Вступительное слово классного руководителя.

Звучит музыка.

Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые гости. Наш классный час называется «Каждый ребенок талантлив. Выбери свой творческий путь»

Из ваших, ребята, рассказов мы узнаем, как вы понимаете, что такое талант, о способах его проявления, о том, чем увлекаются ваши одноклассники, как можно интересно и с пользой провести свободное время. Перед этим классным часом я, побеседовав с вами, узнала, что почти каждый ученик нашего класса увлекается чем-то. Но не все знают об увлечениях друг друга. Кроме этого проведенный вместе с вами год показал мне, какие вы талантливые и как умеете демонстрировать эти таланты. Поговорим сегодня об этом и наметим пути совершенствования себя и раскрытия еще « спящих в нас талантов». Вперед, к познанию друг друга!

Цель нашего классного часа: благодаря увлечениям, лучше узнать друг друга, а тем, кто ничем не увлечён, найти себя.

В жизни каждого человека есть увлечение. Люди рисуют, поют, собирают марки, часами просиживают за компьютером, разводят рыбок или слушают музыку, читают или выращивают кактусы. Увлечение помогает скрасить трудные минуты жизни, сближает с миром науки, искусства, природы, с миром людей, помогает найти смысл жизни.

1. Для создания психологического настроя в начале занятия ученикам предлагается: улыбнуться соседу слева, соседу справа, пожать друг другу руки, взяться за руки со своим соседом и произнести дружно хором «ЗДРАВ-СТВУЙ-ТЕ!».

2. Классный руководитель предлагает одновременно хором громко назвать свой адрес, но при этом каждый должен стараться, чтобы услышали его адрес, просит повторить любого ученика адрес кого-нибудь, находившегося в отдаленной части помещения. После краткого обсуждения причин, по которым не удалось понять информацию, выводит правила общения на протяжении всего классного часа:

    Нельзя перебивать другого!

    Если хочешь, чтобы тебя услышали, нужно самому уметь слушать!

Классный руководитель: Итак, правила общения предложены, начнем. Прослушайте, пожалуйста, слова Александра Дольского, которые сегодня выбраны мной в качестве эпиграфа.(слова звучат под музыку) Как прекрасны эти слова! Сколько в них глубокого смысла!

Какие чувства они будят в вашей душе?

(ответы учащихся)

Для человека очень характерно желание как можно больше узнать, чему-то научиться, достичь мудрости.

Но не меньше тайн заключено в самом человеке

Попробуем сегодня ответить на вопросы:

    Что такое талант?

    Каждый ли человек талантлив?

    Нужно ли совершенствовать свой талант?

    Какие таланты присущи нашим одноклассникам?

Идет обсуждение. Классный руководитель зачитывает отрывки, из написанных учащимися сочинений.

3. Классный руководитель организует дискуссию, зачитывая высказывания, а учащиеся называют фамилии учеников, на их взгляд подходящих под названную фразу.

    В нашем классе самым талантливым является…

    Часто меня приятно удивлял своими возможностями……

    Самая одаренная личность в нашем классе – это…

    Лучше всех умеет в классе выслушать, понять и поддержать…

    Если в классе скучно, то значит, в нем отсутствует…

    Мне интересно наблюдать, как у доски отвечает…

    Возможно, мы очень скоро увидим в отличниках…

    Чаще всего мне будет сниться…

    Лучше всех в классе поет…

    Лучше всех танцует…

    Самым добрым человеком в классе, можно назвать…

    Лучше всех в классе рисует…

4. Ученикам предлагается рассказать о своем главном достижении в этом учебном году. В ответ на каждое достижение все остальные хором произносят: «Это здорово!» и одновременно поднимают вверх большой палец правой руки.

5. Физкультминутка

Необходимо хлопнуть в ладоши, если относишь себя к следующей категории:

    Хлопают все присутствующие;

    Только девчонки;

    Только те, кто любит вкусно поесть;

    Только те, кто опаздывает на уроки;

    Только те, кто хорошо учится;

    Только те, кто не любит каникулы;

    Только те, кто любит сладкое;

    Только те, кому нравится играть в футбол;

    Только те, у кого прекрасное настроение.

6. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца!»

Каждому ученику выдаётся лист бумаги. В центре листа в круге написано «Я МОГУ!». Ученики рисуют лучи солнца, вдоль которых записывают то, что они могут сделать не просто, а талантливо. Некоторые надписи зачитываются.

Подводя итоги работы, классный руководитель подчёркивает, что многие положительные качества учеников стали тем скрепляющим веществом, которое делает класс дружнее, а таланты, которыми богат наш класс, сделают нашу жизнь ярче. На лепестках ромашки, с надписью «Я», приглашенный учителем ученик, наклеивает названия талантов детей нашего класса. В ходе беседы выясняем, что все вместе классом, мы делаем талантливо и записываем наши возможности на лепестках второй ромашки с надписью « МЫ».

7. Классный руководитель: Сейчас вы посмотрите фрагмент мультфильма без звука. Затем я предложу желающим учащимся озвучить предложенный фрагмент.

(ребята смотрят мультик, а затем озвучивают его), таким образом, развиваем

театральный талант.

8. Учащиеся получают в парах яркий листочек, набор фломастеров или карандашей. Каждому из них предлагается написать, в чем же талант нашего класса.

Все хором произносят «Мы все», а отдельные ученики читают качества, записанные на листочках.

У туристов есть такое понятие «общий котел». Каждый несет свою ношу не один километр, но когда наступает привал, то каждый расстается с тем, что нес на себе всю дорогу. Расстается, но зато получает свою часть из общего котла. В коллективе, безусловно, вы что-то свое отдаете. Но отдаете легко, потому что знаете, что приготовленная в общем котле каша бывает вкуснее. Ваше, вернется к вам, но таким, какого из вас не сварить в одиночку.

8 . Рефлексия.

Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS- сообщение другу о том, как прошел классный час и пожелания друг другу.

9 . Все стоя в кругу, берутся за руки и хором произносят «ДО-СВИ-ДА-НИ-Я!». На последнем слоге участники поднимают руки вверх, и не разнимая их, делают шаг в середину круга.

Приложение

1.Заготовленные вспомогательные фразы:

    Я отлично пою…

    Я хорошо танцую…

    Я рисую лучше других…

    Я считаю быстро, как калькулятор…

    Я творческая личность…

Мы все вместе – творческая сила!

2. Приготовленные слова – термины:

Талант, способность, умение, успех.

3. Мобильные телефоны для рефлексии.

«Каждый ребенок талантлив по-своему!»

Известно, что каждый ребенок талантлив. Но возникает вопрос: в чем? Как выявить его личную одаренность? В какой области наши дети чувствуют себя наиболее комфортно?
Существует множество видов и форм одарённости, поскольку психические возможности ребёнка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития.
Одарённостьот слова «дар» (дар природы, Божий дар).
Есть разная одаренность: интеллектуальная, психомоторная, творческая и др. Психолог В. С. Юркевич в своей книге «Одаренный ребенок – иллюзии и реальность» пишет:
«В работе с детьми необходимо учитывать, что одарённость – многомерное по своему характеру явление, которое своеобразно проявляется в каждом конкретном ребёнке»
Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка. Способности вырастают, развиваются из задатков при одном обязательном условии – деятельность, которой занимается ребёнок, должна быть связана с положительными эмоциями, иначе говоря, приносить радость, удовлетворение.
Творческая одаренность – особый вид одаренности, предполагающий создание чего-то нового, уникального в разных видах деятельности и областях жизни. Раскрою некоторые подходы в развитии творческих способностей школьников посредством занятий художественно-изобразительной деятельностью.
Художественная одаренность предполагает два обязательных этапа:
Человек овладевает спецификой содержания и формой художественной деятельности через приобщение к мировой и отечественной культуре прошлого и настоящего.
Опыт художественной деятельности, понимание, восприятие и оценка произведений искусства вводит человека в мир общечеловеческих ценностей.
Помочь ребенку успешно преодолеть оба этапа можно лишь:
· приобщая детей к искусству мастеров;
· организуя творческую (авторскую) деятельность детей.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве через визуальные ощущения. «В момент, когда ребёнок остаётся один на один с бумагой и красками, чтобы нарисовать цветы, солнце, траву, он в полном смысле Создатель, Творец, и по его замыслу, как и по божьему, мир должен быть устроен красиво, гармонично» (Н. К. Величко).
Есть дети, которые рисуют и видят то, что они нарисовали, а есть такие, которые рисуют и видят даже то, что не нарисовано. Если ребёнок старается выразить своё отношение или сообщить какое-либо действие, факт, придать философскую глубину, понимает больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления, то мы, несомненно, считаем его одарённым.
Одарённый ребёнок оказывается способным уловить внутреннюю характеристику художественного образа, не лежащую на поверхности. Трудно определить степень творческой одарённости, ведь искусство всё условно, и какая именно степень наивности в искусстве допустима, никто ещё не определил.
Одарённые дети очень разные. Главное, что объединяет всех, таких разных «вундеркиндов» и что резко отличает их от обыкновенных детей – это высокая познавательная потребность. Одним из первых Н. С. Лейтес описал эту невероятную потребность одарённых детей в умственной работе: «Именно стремление к познанию – самая яркая характеристика любого одарённого ребёнка». Традиционные формы и методы изобразительной деятельности дошкольников оказывают сдерживающее влияние в развитии познавательной деятельности одаренных детей. Поэтому необходимо познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками, которые позволяют показать новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве.
Сегодня общество живет в обстановке огромных перемен в развивающем мире научно – технического прогресса. Мы уже не представляем свою жизнь без компьютера и цифровой техники. Чем больше человек окружен этими плодами цивилизации, тем больше ощущается дисгармония и тем сильнее стремление к самовыражению индивидуальности личности. Очень сложно заинтересовать детей деятельностью, которая требует от него умений и навыков ручного труда. В существующей действительности учитель решает вопросы, связанные с творческой самореализацией детей по самым различным направлениям учебной деятельности. Мы уже скептически относимся к «штамповке», испытывая потребность жить в мире эксклюзивных «штучных» вещей, созданных своими руками.
В своей книге «Мудрость красоты» Б.М. Неменский пишет: «Но дело не только в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве. Задача гораздо сложнее – необходимо сформировать у них умение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, повседневном труде, повседневных человеческих отношениях». Действительно, сложная задача, но выполнимая, способная дать детям «крылья» для вдохновения и поверить в свои творческие способности, а предмет их творческой деятельности приобретает практическую значимость, вызывая чувство гордости за конечный результат. На уроках изобразительного искусства, и технологии пытаемся разнообразить деятельность детей, нетрадиционный подход к творчеству вызывает интерес у ребенка к изобразительному искусству и повышает качественный уровень детских работ.
Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями.

«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».

В.А. Сухомлинский.

Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.

Детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест среди самых интересных и загадочных явлений природы. Главная задача работы с детьми с признаками одаренности – поддержать умную, способную, неординарную личность, имеющую свой взгляд на мир.

Я работаю в детском саду «Березка» г.п. Федоровский, уже 9 лет, и последнее время меня волнует проблема детской одаренности, творческих потенциальных возможностей детей. Все мы – родители и педагоги, хотим, чтобы наши дети пошли в школу, научившись петь, танцевать, лепить, рисовать, выступать в театральных представлениях, участвовать в творческих выставках, спортивных соревнованиях. Так какой же запас впечатлений должны мы дать ребенку, чтобы и красота жизни, и красота искусства, и красота творчества были открыты перед ним? На какое место нужно ставить перед собой задачу развития детского творчества, а значит его способностей? Ответ для себя я нашла в многочисленных результатах исследований ученых: подготовка дошкольника к обучению в школе не мыслится без специальных занятий по развитию интеллектуально – творческих способностей, потому что, чем богаче событиями его жизнь, тем лучше работает его ум, тем прочнее основы его будущей личности, тем легче он приобретает любые знания.

Приоритетным направлением нашего детского сада является развитие ранней одарённости, создание для детей развивающей среды, которая позволит ребенку не только систематически изучать материал, но и самостоятельно его использовать в проблемных ситуациях.

Одним из подходов к построению модели современного ДОУ, дающего возможность воспитать человека с активной жизненной позицией, культурного, компетентного, творческого и развить раннюю одаренность, является работа студий в детском саду.

В нашем детском саду работают студии: познавательного направления «Юный шахматист», «Юный эколог», «Хочу все знать», художественно-эстетического направления «В гостях у сказки», «Непоседы», «Радужка», «Умелые ручки». Работа студий позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование, но и развить его индивидуальные способности, проявить творческий потенциал, укрепить здоровье. Моя профессиональная деятельность связанна с эффективностью работы ДОУ по выявлению и развитию одаренности у детей дошкольного возраста. Занятия в студиях дает детям активно раскрывать свои творческие и интеллектуальные возможности, социализироваться в обществе.

Результатом работы считаю инициативность моих выпускников при выборе темы реализуемых в ДОУ проектов, участие в конкурсах различного уровня – дети стали лауреатами I степени районного конкурса театральных коллективов «Собирайтесь все, друзья!» - г.Сургут- апрель 2014. В марте 2015 года мои воспитанники стали лауреатами 1 степени районного конкурса художественного творчества «Юные дарования Сургутского района» под девизом «Мы за мир на всей планете!» Мои воспитанники являются участниками XIX международного конкурса танцевального искусства «Жизнь в движении», в номинации народный танец – до 7 лет «Русский хоровод» г. Новосибирск, лауреаты II степени в XVI международном конкурсе театрального творчества, с театрально – хореографической постановкой «Муха – Цокотуха».

Считаю важным то, что родители заинтересованы в развитии детской одаренности. Поддерживают и помогают разнообразить пространство ребенка, за счет создания подбора различных игровых средств, ИКТ технологий. Провела круглый стол для педагогов «Высокомотивированные и одаренные дети, особенности работы с ними», поделилась с коллегами опытом по выявлению и развитию одаренности у детей. Моя работа по развитию одаренных детей заинтересовала педагогов детского сада. Они активно включились в проектную деятельность «Каждый ребенок талантлив по - своему», двое детей старшей группы Юля Миннебаева и Артем Шаферов были участниками Всероссийского конкурса «Хочу все знать» организованный и были награждены дипломом участника, а воспитатель Лысенко Елена Ивановна - награждена благодарственным письмом за подготовку детей к конкурсу.

Мною разработана программно-методическая документация – рабочая программа воспитателя старшей группы и в рамках ее реализуется авторская программа «Одаренный ребенок». Главное назначение данной программы раскрыть духовный и творческий потенциал ребёнка, помочь ему развиться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности.

Мои планы на будущее совпадают с приоритетами и задачами развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года – выявлять, развивать и поддерживать одаренных детей.

Дети - это чудо света,

Я увидел это сам.

И причислил чудо это

К самым чудным чудесам.

Пожалуй, любая мама или папа с первых моментов рождения их ребенка думают о том, что их малыш чудо, что он самый умный, уникальный и лучший. Что он талант. И это действительно так.

Талант - выдающиеся природные способности; врождённая одарённость

Известно, что каждый ребенок талантлив, по-своему, но талантлив.

Талант похож на жемчужину, заключенную в раковине. Иногда раковины бывают, открыты, и в этом случае талант ребенка очевиден: он прекрасно рисует, поет, сочиняет стихи, музыку, складывает в уме трехзначные числа. Нужно очень постараться, чтоб не заметить очевидного - этот ребенок - талант. Таких детей очень мало.

Но от природы каждый ребенок чем-то одарен. Одарённость—от слова «дар» (дар природы, Божий дар). Вот эту одаренность и необходимо увидеть и воспитать.

Ранее психологи склонны были рассматривать как талантливых тех детей, способности которых проявлялись рано ярко, которые заметно выделялись среди сверстников. Им сулили блестящее будущее. Но сегодня пришлось пересмотреть отношение к определению одаренности и талантливости детей. Выдающиеся представители человечества в детстве часто не блистали талантами, а «признанные» вундеркинды порой вырастают весьма заурядными личностями.

Многие психологи стараются разгадать тайну таланта и найти возможность его выявления. Они считают, что очень часто к вундеркиндам относят детей-вербалистов. Такой ребенок любит много говорить, но не способен что-либо сделать руками. Увы, «взрослая» речь малыша, умиляющая окружающих, может свидетельствовать об отставании ребенка в развитии. Умение складывать пирамидку и делать бумажные фигурки не менее важно для оценки способностей ребенка.

Очень часто за одаренность принимают ребенка, ставшего жертвой амбиций собственных родителей. Напичканный знаниями и терминами ребенок разучивается думать и оценивать знания. Такие дети уже в школе теряются при решении задач, требующих умения логично думать.

Очень часто детей, немного опережающих в развитии сверстников, считают одаренными. Но ускоренное развитие интеллекта в раннем детстве не гарантирует наличие таланта. Возможно, сверстники в школьном возрасте догонят и даже обгонят такого ребенка.

Сегодня психологи уверены, что «неодаренных» детей нет. Любая бездарность - «брак» родителей, воспитателей и педагогов. Любой ребенок имеет склонности, которые можно развить выше средних. Важно их заметить.

И не обязательно это будет художник, музыкант, математик. Это может быть прекрасный повар, талантливый парикмахер, замечательный автослесарь, юрист, агроном, ветеринар, учитель и т.д.

Но возникает вопрос: в чем же талантлив мой ребенок? Как выявить его личную одаренность? В какой области наши дети чувствуют себя наиболее комфортно?

Существует множество видов и форм одарённости, поскольку психические возможности ребёнка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития.

Есть разная одаренность: интеллектуальная, психомоторная, творческая и др. Психолог В. С. Юркевич в своей книге «Одаренный ребенок - иллюзии и реальность» пишет:
«В работе с детьми необходимо учитывать, что одарённость - многомерное по своему характеру явление, которое своеобразно проявляется в каждом конкретном ребёнке»

Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка. Способности вырастают, развиваются из задатков при одном обязательном условии - деятельность, которой занимается ребёнок, должна быть связана с положительными эмоциями, иначе говоря, приносить радость, удовлетворение.

Одарённые дети очень разные. Главное, что объединяет всех, таких разных «вундеркиндов» - это высокая познавательная потребность. Одним из первых Н. С. Лейтес описал эту невероятную потребность одарённых детей в умственной работе: «Именно стремление к познанию - самая яркая характеристика любого одарённого ребёнка».

Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями.

Для этого ребенку нужно создать благоприятные условия для развития его способностей. А авторитарность взрослых - лучший способ убить в ребенке любые незаурядные способности.

Опаснее всего для врожденных способностей ребенка страх и неуверенность в себе. Страх мешает малышу познавать мир — изучать новые предметы, обстоятельства, положения. Но ведь именно освоение незнакомого стимулирует развитие способностей, ибо требует соображения, работы мысли.

Талант в каждом ребенке вызревает по-своему. А вот рецепт помощи развитию талантов весьма схоже: теплые отношения, доверие, любовь и интерес взрослых. Талант может проявляться в различных видах деятельности.

Ребенка можно сравнить с зеркалом.

Он отражает, а не излучает любовь.

Если ему дать любовь, он возвращает её.

Если ничего не дать, ничего и не получишь.

Каждый ребенок талантлив по - своему

Талант, даже большой, останется нераспознанным, если между ребенком и взрослым нет доверительных отношений. Талант, не говоря уж о скромных поначалу способностях, о склонностях, проявляется лишь в атмосфере теплоты и доброжелательности, любви и заботы. Окруженные любовью малыши развиваются интенсивнее. Не менее важен интерес родителей к тому, что делает ребенок. Малыш занимается чем-либо исключительно потому, что ему это нравится. Но если взрослый относится к его занятию с прохладцей, у малыша тоже пропадает интерес. Следовательно, нужно подмечать интерес и как можно больше уделять внимания занятиям ребенка в этом направлении, поддерживать, хвалить, интересоваться…

Необходимо дать ребенку веру в то, что он уникален и может многое - это важный шаг, для того, чтобы одаренность, прежде всего, увидеть. А увидев, не потерять и пытаться развивать, направлять в нужное русло. Самое главное определиться в том, что это, прежде всего, необходимо самому ребенку, а также его родителям наставникам и оказывать всяческую в этом помощь

Но нас все-таки интересует, а какими способностями обладает наш ребенок. Для того чтобы определить, какими способностями обладает ребенок, необходимо ответить на вопрос: а какие вообще бывают способности?

Психологи классифицируют способности в соответствии с несколькими сферами деятельности.

Каждая сфера деятельности ребенка характеризует его с той или иной стороны, что позволяет как родителям, так и специалистам распознать наличие способностей у детей. Предложенная классификация не дает информации о времени выявления этих способностей, но позволяет определить их вид.

Специалисты отмечают, что только у 10-15% детей явно выраженные склонности и устойчивые интересы обнаруживаются в раннем возрасте (до 3-5 лет).

Раньше дают о себе знать музыкальные, художественные и двигательные способности.

Например, о музыкальных способностях малыша до одного года можно судить лишь по косвенным признакам: младенец затихает при звуках музыки, появляется улыбка, он активно гулит. Такие дети различают все мелодии, которые слышат, и точно их интонируют.

Диагностика склонностей ребенка

Никто не знает ребенка лучше, чем члены его семьи. В раннем возрасте (до 3 лет) процесс выявления склонностей ребенка ложится в основном на плечи родителей и ближайшее окружение (бабушек, дедушек и т.д.). Наблюдение - один из широко применяемых методов изучения детей. Наблюдая за малышом, изучая его творческие работы, родители могут составить общее представление о его возможностях, ориентируясь при этом на качественную оценку особенностей развития двигательной сферы, памяти, речи, -либо виду деятельности, можно проследить, в какой сфере начинает раскрываться мышления, внимания и т.д. Уделяя основное внимание познавательной активности (то, чем ребенок любит заниматься, о чем интересуется у взрослых) - ведущему показателю склонности ребенка к какому дарование дошкольника.

Игра дает возможность изучить многие особенности ребенка (в первую очередь это касается младших детей). Присмотритесь, какие игры выбирает малыш. Однако следует учитывать; ребенок выбирает тогда, когда предоставляется возможность выбора. Чем старше он становится, тем больше времени проводит он вне дома, тем больше ситуаций, в которых мама и папа не могут за ним наблюдать. Здесь за помощью можно обратиться к специалистам: психологам, педагогам, специалистам по раннему развитию детей.

Существует два основных подхода к процедуре диагностики способностей ребенка. Первый основывается на системе единой оценки: используется один тест, например, тест Векслера, направленный на определение уровня интеллектуального развития ребенка, оценку его потенциальных возможностей. Обычно такое тестирование проводится опытным специалистом-психологом. Тест “Несуществующее животное” определяет не только эмоциональное и психическое состояние ребенка, но и его творческий потенциал.

Второй подход предполагает комплексное обследование. В настоящее время комплексная диагностика, включающая различные методы, приемы, направления на составление целостного представления о развитии малыша, позволяет выявить его способности в полной мере. Сюда можно включить и целенаправленное наблюдение специалиста за ребенком, которое может проводиться на протяжении определенного времени (лонгитюдное исследование) для того, чтобы проследить изменения ребенка в динамике (в течение нескольких месяцев и даже лет).

Наш мониторинг - это комплексное обследование. Мы стараемся проследить развитие ребенка в соответствии с его возрастными особенностями. С приобретением новообразований характерных для его возраста. При этом смотрим к каким видам деятельности склонен ребенок и проявляет интерес. При этом мы не сравниваем детей друг с другом, а отмечаем положительные изменения в развитии самого ребенка, сравнивая его результат с результатом его на более раннем этапе развития. Так как каждый ребенок - неповторимая индивидуальность.

Вообще, выявление способностей в раннем возрасте - достаточно рискованное мероприятие. Прежде всего, потому, что интересы ребенка могут меняться под действием окружающей среды (семьи, детского сада, родственников и т.д.). Тем не менее, все это нисколько не умаляет важности раннего выявления способностей и склонностей у детей. Выводы о том, какие у ребенка способности, следует делать весьма осторожно. Необходимо помнить, что результаты диагностики не определяют будущие достижения, а лишь отражают их вероятность.

"От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш". /В. А. Сухомлинский/.

Батрова Лайсан Закуановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад № 15"
Населённый пункт: город Чернушка, Пермский край
Наименование материала: конспект родительского собрания
Тема: "Каждый ребенок талантлив по-своему"
Дата публикации: 27.01.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР – детский сад № 15» Родительское собрание на тему:
«Каждый ребенок талантлив по-своему»
Воспитатели: Батрова Лайсан Закуановна. Чернушка, 2016

Родительское собрание на тему: «Каждый ребенок талантлив

по-своему».

Предварительная работа:
1.Написать объявление о предстоящем родительском собрании. 2.Дать домашнее задание подготовить выступление на тему: «Мой ребенок талантлив в….». 3.Подготовить слайдовую презентацию. 4. Подготовить материалы для игры с родителями «Прояви себя».
Цель:
Привлечь родителей к активному участию в выявлении таланта своего ребенка.
Ход собрания:
Что такое талант? Талант –это одаренность. Если верить словарю Ожегова, талант – это «выдающиеся врожденные качества, особые способности». Несомненно, Кутузов был талантлив в тактике и стратегии, Пушкин – в литературе, Пикассо – в живописи. Но одним природным даром дело явно не обошлось. Можно обладать абсолютным слухом, но не стать Моцартом. Талант не просто одаренность, это умение грамотно распоряжаться и управлять тем, что тебе дано. Каждый из нас с рождения обладает потенциалом для достижения успеха в любой сфере деятельности. И за частую физические данные здесь не при чем. Выбор профессии тоже, очень относительно связан со способностями. Да и многие люди просто не верят, что талант у них есть. Проблема в том, что мы слишком широко трактуем это понятие, а оно ультраспецифично: то есть у тебя есть способности не к танцам, а к танго, не к кулинарии, а к выпечке пиццы, и т. д. Чтобы обнаружить их не надо опускать руки, если что-то не получилось нужно пробовать что-то новое. Кому-то раскрыть свой талант мешает отсутствие коммуникабельности. Пожалуй, любые родители с первых моментов рождения их ребенка думают о том, что их малыш самый умный, уникальный и лучший. И они правы!!! То что дети гениальны или по крайней мере очень талантливы давно стало
1 излюбленной темой обсуждения у педиатров, педагогов, руководителей спортивных и художественных студий. Но каким же талантливым родителем должен быть взрослый, чтобы вовремя заметить и бережно выпестовать таланты и способности своего чада! Нужно уметь замечать признаки одаренности, а это не так просто. Музыкально одаренный ребенок не обязательно целыми днями напевает песни, а заложенные от природы способности к математике вовсе не в пристрастии к счету. С точки зрения психологии одаренность имеет как бы два значения – общие умственно-духовные способности и конкретные таланты. Общие способности ученые расшифровывают так: умение обобщать, рассуждать на отвлеченные темы, решать проблемы и учиться на собственном опыте. Несомненный признак некоторой одаренности – раннее развитее речи. Особенно, если ребенок почти сразу переходит от отдельных слов к простейшим предложениям. У таких детей и запас слов богаче, и речь выразительнее. Предложения у них длиннее и логичнее выстроены. Опаснее всего для врожденных способностей ребенка страх и неуверенность в себе. Страх мешает малышу познавать мир – изучать новые предметы, обстоятельства, положения. Но ведь именно освоение незнакомого стимулирует развитие способностей, ибо требует соображения, работы мысли. Талант в каждом ребенке вызревает по-своему. А вот рецепт помощи развитию таланта весьма схоже: теплые отношения, доверие, любовь и интерес взрослых. Талант может проявиться в различных видах деятельности.
Вашему вниманию предлагаем посмотреть слайд шоу.
Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает, а не излучает любовь. Если ему дать любовь, он возвращает ее. Если ничего не дать ничего и не получишь. Каждый ребенок талантлив по-своему. Многие дети обладают прекрасным чувством юмора. У них хорошая память, и они изобретательны, в том числе и на шалости. Талант даже большой, останется не распознанным, если между ребенком и взрослым нет доверительных отношений. Талант, не говоря уже о скромных поначалу способностях, о склонностях проявляются лишь в атмосфере теплоты и доброжелательности, любви и заботы. Окруженные любовью дети развиваются интенсивнее. Не менее важен интерес родителей 2
к тому, что делает ребенок. Малыш занимается чем-либо исключительно потому, что ему это нравится. Но если взрослый относится к его занятию с прохладцей, у малыша тоже пропадает интерес. Следовательно, нужно подмечать интерес и как можно больше уделять внимания занятиям ребенка в этом направлении, поддерживать, хвалить, интересоваться… Находясь в детском саду ребенок познает окружающий мир, путешествует по сказочным странам, на космическом корабле летает в космос. Берет на себя различные роли: врач, продавец, учитель, ученый, космонавт, строитель, водитель, художник и каждый неповторим и уникален. На сколько же вы, уважаемые родители, осведомлены об интересах ваших собственных детей.
Выступление желающих родителей «Мой ребенок талантлив в….»
Творить может каждый человек ребенок это или взрослый нужно просто захотеть сделать мир добрее и ярче. Чем мы с вами сейчас и займемся. Сейчас я вам предлагаю фишки разного цвета. По цвету фишки разбиваетесь на подгруппы. Далее на таблице определяете вид деятельности, которым вы будете заниматься (приложение №1). Я прочитаю стихотворение, а ваша задача отразить ее в виде деятельности, которая вам досталась. А теперь вопрос комфортно ли вы себя чувствовали в виде деятельности в котором вам пришлось себя проявить? Или вам хотелось бы поменять его так как в нем вы бы проявили себя ярче? Так и дети где-то проявляют себя с удовольствием и ярко, а где-то потому что надо. «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшней малыш». В.А. Сухомлинский. 3

Алеева Н.В.

Алеева Н.В.

Ласковое солнышко землю оглядело,

Теплыми лучами, всю ее согрело,

Из лесов далеких ветерок летит

Из малютки, тучки, дождик моросит.

Ах, какой хороший выдался денек!

Вот журчит веселый чистый ручеек.

Снова светит солнце, спинку греет нам,

Ласково смеется людям и цветам.

Рисование

Конструирование

Аппликация

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх