Конспект занятия по обучению грамоте согласные звуки. Конспект занятия по обучению грамоте «Гласные и согласные звуки» (подготовительная группа)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 ст. Должанская муниципального образования Ейский район

Конспект занятия

по формированию звукопроизношения в подготовительной группе компенсирующей направленности

Тема: «Путешествие в страну гласных и согласных звуков»

Учитель – логопед: Лукьянова Л.А.

2015 год

Цель: Повторение пройденного материала на обобщающем занятии по гласным и согласным звукам.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Закреплять знания о гласных и согласных звуках, воспроизводить на слух звуковую цепочку.

Закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [А], [У], [И], [О];

Совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

Учить определять звук в начале, середине, конце слова;

Коррекционно-развивающие:

Развивать фонематическое восприятие и фонематический слух на материале звуков

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Развивать зрительное восприятие и узнавание на основе гласных букв.

Развивать логическое мышление, при выполнение заданий.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

Воспитывать умение работать в течение всего занятия.

Методы и приемы: сюрпризный момент, психогимнастика, дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастика, беседа, дидактическая игра, физминутка.

Оборудование: Демонстрационный материал - картинки отгадки, карточки с большими нарисованными гласными согласными буквами, символы обозначения гласных и согласных звуков, схема «птичка» для определения места заданного звука, большая карточка с нарисованными буквами способом наложения, совмещения «замаскированные буквы.

Раздаточный материал - на каждого ребёнка схема «птичка», пеналы с цветными кружками, тетради для выполнения заданий, карандаши, зеленый и красный кружок.

Предварительная работа: чтение сказки «Буратино» разучивание физминутки «Сенокос»

Ход занятия:

1.Организационный момент: Психогимнастика

Ребята, у нас сегодня гости, давайте их поприветствуем. К солнышку потянулись, лучики собрали, к сердцу прижали и гостям отдали. Молодцы! Здесь наши гости оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились на логопедических занятиях. Посмотрите на меня, повторим правило речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях в игре

Верно, четко говорить

Не вертеться, не шалить.

Основная часть:

Ребята к нам в гости пришел Незнайка. Он очень расстроен, потому что

хочет в школу, но многого не знает и не умеет. Вы согласны ему помочь?

Чтобы Незнайка мог красиво отвечать на уроке, мы с вами научим его правильно дышать. Давайте повторим правила выполнения дыхательных

упражнений: вдох через нос, выдох длительный через рот, плечи не поднимать, голову назад не запрокидывать.

2.Дыхательное упражнение «Ветерок»

А теперь садитесь за столы, возьмите зеркала. Я буду рассказывать историю, а вы мне помогайте.

3.Артикуляционная гимнастика «В гости к дедушке и бабушке»

В гости к дедушке и бабушке приехали внуки. Они были толстые и худые (надуть и втянуть щеки). Бабушка и дедушка очень обрадовались и поцеловали внуков (улыбочка – трубочка). Бабушка стала печь блины (пошлепать язычок – лопаточка). Блины очень горячие (подуть на язык). Блины остыли, и внуки их с аппетитом ели (кусать язычок). Потом бабушка угостила внуков клубничным вареньем (вкусное варенье).

Ну, вот мы и готовы отправиться в путешествие в страну гласных и согласных звуков: «И ты, Незнайка пойдешь с нами, мы научим тебя различать звуки». А за каждое выполненное задание, ты Незнайка будешь получать фрагменты картинки (пазлы), которые тебе помогут найти путь к знаниям. Закрываем глазки, и вот мы уже в «Звукограде» (1слайд)

А вот и первое задание:

4. «Гласные и согласные» Картинки и буквы выставляются на доску.

(2 слайд)

А, О, У, Э, И, Ы - Какие это буквы? Почему они называются гласными? Каким цветом мы их обозначаем

Б, В, Г, Д, К, Т - Какие это буквы? Почему они называются согласными? Каким цветом мы их обозначаем?

(Ребята, какое время года наступило? (Весна) Правильно, погода на улице становиться теплее, и из теплых стран возвращаются…. Кто? (птицы), и вот она такая птичка прилетела к нам, и принесла задание:

5. Ребята определите «Где стоит нужный звук?» в слове. (3 слайд)

«А» - Автобус, рукА

«О» - мОст, ОкнО

«И» - Ира, ИрИс (используются схема-птичка)

«У» - Утка, рУка

«С»- Стол, ноС, наСоС.

Перед нами заколдованная полянка, чтобы пройти через нее нужно скосить высокую сухую траву, вы готовы: (4 слайд)

6.Физминутка: «Сенокос»

Мы сено косили, косили, косили.

Мы сено носили, носили, носили.

Мы сено собрали, собрали, собрали.

Мы сильно устали, устали, устали.

На сено упали, всю ночь мы проспали.

Но солнце взошло - мы косить снова стали.

И снова косили, и снова носили,

И снова устали, но сено собрали!

И спали, и спали, и спали на сене

От воскресенья до воскресенья!

Вот мы с вами поработали, наши ручки устали, теперь пусть поработают глазки:

7. Следующее задание «внимательные глазки». (5 слайд)

«Зачеркните лишние буквы» - (детям предлагаются карточки, на которых нарисованы знакомые гласные и согласные буквы).

7. «Найдите каждой букве пару и соедините их линией» (можно работать у доски и индивидуально) - задание на внимание. (6 слайд)

Наше путешествие продолжается, что бы достать следующий пазл, нам нужно разгадать заколдованную цепочку:

8. «Расшифровать цепочку из гласных букв» - используя буквы – подсказки, впишите нужные буквы в свои геометрические формы и прочитайте цепочку из букв. (7 слайд)

9. Д\и «Замаскированные буквы» Пока мы с вами выполняли задания, Незнайка складывал слова и соединил буквы, давайте отгадаем, какие буквы соединились? (8 слайд)

Вот мы и собрали все пазлы, давайте поможем незнайке сложить картину (складываем картинку алфавит) и дарим Незнайке книгу, это поможет ему в дальнейшем в школе хорошо учиться. (9 слайд)

10.Итог занятия:

Но вот наше путешествие подошло к концу, и пора возвращаться в наш детский сад. Ребята, я надеюсь что не только Незнайка но и мы узнали много нового, а теперь давайте, и вы сейчас оцените свою работу на занятии: поднимите веселый смайлик если вы считаете, что со всеми заданиями справились хорошо, грустный если иногда ошибались. (10 слайд)

Правильно, Ж.

Введение в тему занятия

И вы наверное догадались, что сегодня на занятии мы отправляемся в

путешествие по сказочной стране, где будем знакомиться со звуком и

буквой Ж. Нас ожидает много нового: интересные задания, и

конечно, игры.

Но, чтобы наше путешествие удалось, давайте посмотрим как правильно

произносится звук Ж.

2. Характеристика звука Ж

Давайте произнесем звук Ж.

- Как должны быть губы, зубы, язычок – когда мы произносим звук Ж?

Губы округлены, зубы сближены, язычок за верхними зубами.

Звук Ж звонкий согласный. Всегда произноситься твердо.

Приложите руку к шее, скажите долго «ж-ж-ж». Что делает голосок: спит или

Дети: При произнесении звука [Ж] горлышко дрожит

Кто так жужжит? Чья это песенка? (жука, пчелы, мухи).

3. Игра «Страна жужжандия».

В стране жужжандия жил-был звук ж. Жужжал, жужжал звук ж, скучно ему

стало. С кем бы подружиться? Мы сможем ему помочь? (Сможем!)

Сначала познакомим его с гласными звуками. Назовите их.

Если звук Ж подружиться со звуком А, какой звук получиться?

Аналогично с другими гласными звуками.

А сейчас познакомим звук ж с будущими друзьями. Если к слогу жу пригласим звук к, какое слово получится? (Жук).

Звуковой анализ слова ЖУК.

Ж-СОГЛАСНЫЙ, ЗВОНКИЙ, ТВЕРДЫЙ

У-ГЛАСНЫЙ

К-СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ.

Мы с вами произносим слоги, слова со звуком Ж, а мы можем увидеть звуки?

- Нет, мы видим и пишем буквы.

- Какой же буквой обозначается звук Ж на письме? Буква Ж.

Эта буква широка и похожа на жука.

И при этом точно жук издает «жужжащий звук» .

Артикуляционная гимнастика.

Жа-за, жа-за –идет жадная коза.

Зу-жу, зу-жу- молоко даём ежу.

4. Упражнение на развитие внимания.

Найди спрятанные буквы Ж и обведи их кружочком.

Вы любите играть в прятки? Звук [ж] тоже любит эту игру. Вам нужно

по очереди подходить к доске, снять картинку и сказать, где спрятался звук [ж]:

в начале, в середине или в конце слова?

Физминутка.

Я буду большим жуком, и называть большие предметы, а вы маленькими

жуками и будете называть маленькие предметы. Например: луг – лужок .

флаг – флажок шаг - шажок

снег – снежок пирог - пирожок

берег – бережок круг - кружок

друг – дружок утюг - утюжок

сапог – сапожок творог - творожок

5.Чтобы лучше запомнить буквы, давайте с ними поиграем.

Дети выкладывают буквы Ж из счётных палочек,

6. Послушайте историю. Однажды жучок сидел на цветке. Подул сильный ветер,

оторвал лепесток и унёс его далеко через поле вместе с жуком.

Поможем ему вернуться к его цветку. Идти можно только по буквам Ж.

(один ребёнок работает у доски, а все остальные со своими картинками

самостоятельно на своих местах).

Молодцы, помогли вернуться жуку на свой цветок

Сейчас прослушайте слова и повторить только слово со звуком Ж.

- шапка, жираф, кошка;

- сапоги, плащ, подснежник;

- журавль, мышонок, букашка;

- ручьи, грачи, медвежата.

Работа с разрезной азбукой: составить слово ЖУКИ

10. Итог занятия.

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

- Чем мы сегодня занимались?

- Что вам больше всего понравилось?

- А в чем были трудности?

Конспект группового досугового занятия "Гласные и согласные звуки и буквы", подготовительная к школе группа.

Крылова Мария Васильевна ,
учитель-логопед
МО, г. Химки, МБДОУ №7

Цели:

  1. Развитие умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами.
  2. Совершенствование навыков звукового анализа в процессе выделения гласных звуков в словах.
  3. Воспитание доброго отношения к окружающим.
  4. Развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение).

Форма занятия: занятие – путешествие.

Оборудование: макет моря звуков и букв и острова “Веселая грамота”; индивидуальные тетради в крупную; цветовые символы звуков (фишки красного, синего и зеленого цвета); карточки с печатными гласными буквами из наждачной бумаги (А, О, У, И, Ы); очки из темной плотной ткани; гласные буквы (А, О, У, И, Ы) на каждого ученика; картинки с изображением животных (волк, рысь, кит, морж, слон, кот, сыр, рак); фонарик, магнитофон, аудиозаписи.

  1. Ход занятия

1. Организационный момент. Сообщение темы.

Логопед

Ребята, вы любите приключения?

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по морю звуков и букв. (Вывешивается карта). - Какие звуки и буквы есть в русском языке? (Гласные и согласные) - Чем отличаются гласные звуки от согласных? (Гласные звуки тянутся, поются и не встречают во рту преграды)

Во время путешествия мы закрепим с вами тему: “Гласные и согласные звуки и буквы”. - На чём можно отправиться в путешествие? (можно отправиться на поезде или пешком)

На каком транспорте ещё можно путешествовать? (на корабле, самолёте)

2. Графический диктант. Цель : Закреплять умение располагать рисунок на листе бумаги, ориентироваться в пространстве, развивать мелкую мускулатуру кистей рук. - А на каком транспорте будем путешествовать мы, вы узнаете, если правильно выполните следующее задание. (Детям раздаются тетради в клетку)

Открыли тетради, нашли точку и выполняем следующее задание: 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 2 клетки вправо, 1клетку вверх, 1 клетку влево, 6 клеток вниз, 2 клетки вправо, 1 клетку вниз, 1 клетку влево, 1 клетку вниз, 1 клетку влево, 1 клетку вниз, 5 клеток влево, 1 клетку вверх, 1 клетку влево,1 клетку вверх, 1 клетку влево, 1 клетку вверх,7 клеток вправо.

Я думаю, что вы догадались, на чём мы с вами отправимся искать приключения. (на лодке с парусами, на яхте с парусами)

3. Дыхательная гимнастика. Цель: Развивать речевое дыхание. - Но парус наш повис, и мы стоим на месте. Как вы думаете, почему? (наш парус повис, потому что нет ветра) - Чтобы появился ветер необходимо выполнить артикуляционно-дыхательное упражнение «Парус»:

На счет «один» улыбнуться, открыть рот, поднять язык за верхние передние зубы и упереть в альвеолы. Удерживать язык в таком положении и сильным выдохом «надувать парус» (чтобы язык выгибался от напора воздуха) под счет от 1 до 10. Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Ветер парус раздувает,

Нашу лодку подгоняет.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем парус мы держать.

вдох через нос, выдох через рот.

Дети выполняют упражнение 4 – 5 раз.

Наша яхта поплыла, и помог нам ветер.

Логопед

4. Звуковой анализ слова “ВЕТЕР”. Цель: Развивать фонематический слух, закреплять навык выполнения анализа слова. - Возьмите, пожалуйста, знакомые вам цветовые символы звуков (фишки красного, зеленого и синего цвета) и выложите на парте слово “ветер”.

Дети выполняют задание самостоятельно. Затем один ребено, который справился с заданием раньше других, выкладывает это слово у доски и объясняет, почему он выбрал именно такие символы. Все дети проверяют.

Сколько слогов в слове “ветер”? Как узнал? (2 слога. Сколько в слове гласных столько и слогов)

Назовите первый звук в слове “ветер”, охарактеризуйте его. (Первый звук [в’], он согласный, мягкий, звонкий)

А какой последний звук в этом слове, охарактеризуйте его. (Последний звук [р], он согласный, твердый, звонкий)

Скажите, а какой третий звук в слове “ветер”. (Третий звук [т’], он согласный, мягкий, глухой)

Молодцы.

5. Работа по теме. Игра “Эхо”.

Цель: Развивать слуховую память и внимание. - Ребята, вы слышите, ветер доносит какие-то звуки? Повторите, что вы слышите. АУИ УАО АИЫ УАЫ ОУИ АУИЫ - Какие звуки вы слышали и произносили? (Гласные звуки)

Докажите.

Дети, кто-то зовет нас на помощь. Вы видите кого-нибудь? (Нет)

На море сильный туман и придется спасать на ощупь. Ребята, а спасать кого-нибудь или прийти на помощь – это благородное дело.

Игра “Узнай букву на ощупь”. Цель: Развивать память, внимание и тактильное восприятие. Дети надевают поочередно очки из темной плотной ткани. Им дается карточка, на которой приклеена печатная буква из наждачной бумаги: А, О, У, И, Ы. - Кого ты спас? (Я спас гласную букву А)

Кому ты пришел на помощь? (Я пришел на помощь букве О)

Кому помог ты? (Я помог гласной У)

Кому оказал ты помощь? (Я оказал помощь букве Ы)

и т.д.

Дети кого вы спасли? (Гласные буквы)

Гласные буквы попали в беду и просят помочь им добраться домой на остров “Веселая грамота”. Поможем? (Да)

Но чтобы дорога показалась короче, я предлагаю вам поиграть с гласными буквами. Детям раздаются гласные буквы: А, У, О, И, Ы.

Игра “Разведчики”. Цель: Упражнять в соотнесении звука с буквой, развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.

Если мы вернем на остров гласные звуки, то вернем и животных, в названиях которых они есть. Но теперь задание усложним: я показываю вам картинку, а вы показываете мне жестом ладони тот гласный звук, который есть в названии этой картинки.

Детям показываются картинки: ВОЛК, КИТ, МОРЖ, РЫСЬ, СЛОН. Они выкладывают перед собой гласные буквы.

Проверим, правильно ли вы выполнили задание.

Ребята, вспомните и назовите по порядку названия картинок, которые я вам показывала. А помогут вам гласные звуки, которые я вам буду прикреплять на доску.

Дети называют названия животных, а учитель-логопед вывешивает эти картинки. - Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на этих картинках? (Животные)

Игра “Кто лишний?” (Картинки: волк, кит, морж, рысь, слон.) Цель: Развивать логическое и образное мышление, связную речь, составление сложноподчиненных предложений. - Посмотрите на картинки, которые находятся на доске. Подумайте и скажите кто лишний и почему. (Я думаю, что лишний слон, потому что он живет в Африке. Мне кажется, что лишний кит, потому что это самое большое животное. Здесь лишняя рысь, потому что только рысь охотится на добычу, прыгая с деревьев.)

Убрать картинки с доски.

6. Деление слов на слоги.

Дети, вы слышите веселую музыку? Мы приближаемся к острову “Веселая грамота”.

Но, для того, чтобы сойти с яхты на берег нам нужно выстроить понтонный мостик. Вы поочередно будете называть по одному названию предметов, которые видны на острове, делить слово на слоги. Сколько будет в слове слогов – столько деталей моста вы получите.

7. Физминутка / Дети выполняют ее, стоя./ Гимнастика для глаз.

Цель: Укреплять глазодвигательные мышцы. - На этом острове есть маяк, который покажет нам дорогу. Следим глазами за маяком.

На доску наводится фонарик, дети следят глазами за перемещающейся светящейся точкой: влево – вправо, вверх – вниз, горизонтальная восьмерка и т д.

8. Игра «Волшебные деревья». Логопед:

Посмотрите, ребята, мы, наконец-то попали на остров. Что вы видите здесь необычного?

Дети: - деревья синего, зеленого и красного цвета.

Логопед: - Это же остров «Веселая грамота», а значит, здесь главные буквы и звуки. Ребята, что растет на деревьях – овощи или фрукты? (ответы детей ) Конечно, фрукты. В названии каждого фрукта, конечно же есть первый звук. Если мы правильно дадим ему характеристику (гласный, согласный мягкий или твердый) и вспомним каким цветом он обозначается – то узнаем, на каком дереве он растет. Но сначала вспомним, чем согласные звуки отличаются от гласных. Дети поочередно берут из корзины картинки с изображением фруктов, выполняют задание и вешают их на соответствующие деревья.

9. Итог занятия.

Звучит спокойная музыка.

Ребята, мы помогли гласным буквам добраться до острова “Веселая грамота”, но нам пора отправляться в обратный путь. Глаза закрыли.

Раз, два, три, четыре, пять,
В класс вернулись мы опять.

Как называлась тема нашего занятия?

На чем мы путешествовали?

Что вам понравилось на занятии больше всего?

С чем вам было трудно справиться в путешествии?


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. Детский сад №32 комбинированного вида.

Учитель-логопед: Кузнецова Валентина Николаевна.

Цели занятия:

  1. Закрепить понятие о гласных звуках и буквах; продолжать развивать умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами; формировать фонематический анализ и синтез; формирование правильного речевого дыхания. Развивать слуховую память и внимание. Упражнять в соотнесении звука с буквой, развивать слуховое и зрительное внимание. Развивать орфографическую зоркость и орфографическую память. Продолжать работу над развитием связной речи у учащихся. Развивать мелкую моторику у детей.
  2. Развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение) . Развивать мышление школьников через анализ, обобщение, рассуждение.
  3. Воспитывать в детях порядочность, доброту, отзывчивость, чувство взаимопомощи, уважения к мнению других; – продолжить работу по воспитанию уважения к родному языку.

Оборудование: компьютер, карточки, картинки, печатные буквы букв, зеркала, мыльные пузыри, песок+тарелки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.

Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.

II. Повторение пройденного.

Какие звуки и буквы есть в русском языке? (Гласные и согласные)

Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Дети: При произношении согласных, звуки встречают во рту преграды, а при произношении гласных преград нет.

С какими звуками мы познакомились на прошлом занятии?

Почему они называются гласными?

Этот звук всегда поётся,
Этот звук как песня льётся.
Звук, свободно ты лети,
Нет преграды на пути!

Сколько гласных звуков в русском языке? 6

– А сколько гласных букв в русском алфавите? (10)

Каким цветом они обозначаются? красный

III. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Для того чтобы правильно произносить все звуки: четко и красиво. Мы выполним с вами артикуляционные упражнения. А поможет вам в этом Маша, она беззвучно вам показывает артикуляцию, а вы ее делаете сопровождая звуком.

А сейчас ребята мы выполним с вами упражнение на дыхание, поскольку звуки речи образуются при выдохе. Кто еще раз напомнит всем, как образуется правильное речевое дыхание? (При правильном дыхании вдох должен быть бесшумным, коротким и быстрым, а выдох – длительным, экономным и плавным) (Мыльные пузыри)

IV. Работа на уровне звука.

1. Игра «Песенка гласных»

Какие звуки вы слышали и произносили? (Гласные звуки)

Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается … (гласный)

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке ребенка баюкать,
Но не желают скрипеть и ворчать.

А теперь наши звуки и буквы захотели с нами поиграть.

2. Дидактическое упражнение: “Узнай букву ”.

Цель: Развивать память, внимание и тактильное восприятие.

Ребенок должен с закрытыми глазами определить букву. Логопед дает ребенку карточку, на которой печатная буква б: А, О, У, И, Ы. И ребенок рисует её на спине другого ребенка.

VI. Пальчиковая гимнастика. «СУ-Джок»

Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики

Раз - два - три - четыре - пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

1. Дидактическое упражнение «Волшебная тарелочка»

Цель: Упражнять в соотнесении звука с буквой, развивать слуховое и зрительное внимание.

Ребята, у вас на столах лежат волшебные тарелочки с песком. Я буду называть слова, а вы нарисуете на песке, ту гласную букву, которая есть в этом слове.

ЛУК, СЫР, МАЛ, ВЫЛ, СОЛЬ, ЛИС, СЭР, ВОЛК, КИТ, МОРЖ, РЫСЬ, СЛОН.

VIIФизминутка подвижная

VIII. Работа на уроке вставь пропущенную букву.

1. Буква потерялась!

Логопед раздает карточки, дети должны вставить в квадратик пропущенную букву (карточка с картинками) .

2. Работа на уровне слова.

3. Компьютерная игра «ЛОГОША» выбери слова со звуком А в начале, середине, конце слова.

X. Физминутка для глаз

XI. Графический диктант словосочетаний и предложений в тетради и на доске. Записать только гласные буквы.

Тома рада. Мыли руки. Купи рыбу. Второй этаж.

(оааа. ыиуи. уиыу. ооэа.) . Читаем, проверяем.

Итог занятия: о каких звуках мы сегодня говорили?

Д/ упр. «Найди зашифрованные гласные» .

(картачка)

ХII. Итог занятия.

Над какой темой мы сегодня с вами работали?

Что вам понравилось на занятии?

С чем вам было трудно справиться?

Спасибо всем за занятия.

Конспект занятия по обучению грамоте

(для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет)

Тема: Звуки гласные – согласные.

Цель: Познакомить детей с понятиями

гласных – согласных звуков и их графическим изображением.

Задачи:

Образовательные:

    Учить различать на слух звуки гласные-

согласные,

    Познакомить дошкольников со схематическим изображением звуков на письме, с новым правилом определения количества звуков в словах: сколько в слове гласных, столько и слогов;

    Учить работать с моделями слов, определять начало, середину и конец слова, выделять звук из слова.

Развивающие: развивать внимание, память, фонематический слух, речь, логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету.

Тип занятия: Изучение нового материала.

Форма занятия: занятие – игра.

Оборудование: схемы модели звуков, слов; плакат с иллюстрациями для игры «Четвертый лишний», плакат с буквами, карточки для индивидуальной работы; для детей: цветные карандаши.

План занятия:

I . Орг. момент.

II . Актуализация знаний

IV . Объяснение нового материала.

V . Закрепление.

VI . Подведение итогов.

Ход занятия.

I . Орг. момент. ( Приветствие, проверка явки воспитанников, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания).

Сегодня на занятии, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

II . Актуализация знаний.

Дети вы любите путешествовать? (ответы) Куда бы вы хотели совершить путешествие?

Мы сегодня отправимся на планету звуков и букв.

Как вы думаете, кто живет на этой планете? (буквы и звуки)

Но там живут не только звуки и буквы, там живут слова, игры, в которые вы любите играть, сказки.

Но прежде, чем отправиться в путь, давайте проверим, с какими знаниями мы собрались в дорогу.

Игра-викторина.

Детям задаётся вопрос, за правильный ответ ребята получают фишку. А это значит, что они готовы к путешествию.

Сколько всего букв в русском алфавите? (33 буквы)

Чем отличаются звуки от букв? (звуки произносят и слышат, а буквы видят и пишут)

Как узнать, сколько в слове слогов? (сколько раз откроешь рот, столько и слогов; сколько раз прохлопаешь, столько и слогов).

Во время нашего занятия-путешествия мы познакомимся с тем, какие бывают звуки, чем они отличаются друг от друга, как их можно обозначать.

III . Изучение нового материала.

Мы с вами знаем, что слова, когда их произносят, состоят из звуков. Как вам кажется, вы уже научились выделять из слов отдельные звуки? Хотите проверить себя?

Хорошо. Но сначала сами найдите слово, в котором будем слушать звуки. Этим словом названа птица, о которой рассказывается в предложениях. Слушая их, определите, сколько предложений я скажу.

Иногда на крыше дома можно увидеть аиста. У птицы там бывает гнездо .

Хором назовите первый звук в этом слове. А теперь – последний. Как вы думаете, мы одинаково или по-разному произносим эти звуки? Давайте понаблюдаем. Ещё раз скажите первый звук, но совсем тихо… Теперь громче..., ещё громче... Что происходит со ртом? (Открывается.) Попробуйте плотно закрыть рот и произнести этот звук...

Получилось?! Почему не вышло? Хотите, объясню?

Нам помогает произносить звуки воздух. Когда мы говорим звук [а], воздух проходит свободно, не встречая преград. Проверьте... А закрыли рот, образовали преграду – и звук не получился. Звуки, при произнесении которых воздух проходит свободно, не встречая преград, как через пустую трубочку, учёные назвали г л а с н ы

м и. (Термин хором проговаривается.). Гласными их назвали потому, что они всегда говорятся с голосом; от слова голос ( глас ) и произошло название звуков – гласные .

Гласным звукам учёные придумали своё обозначение: внутрь значка звука договорились помещать изображение пустой трубочки, показывающей, что воздух проходит свободно, не преодолевая никаких преград.

Теперь послушаем последний звук в слове аист: аист-т-т-т. Ещё раз произнесите его и постарайтесь заметить: воздух тоже проходит свободно или встречает преграду? Где же эта преграда, чем она создана – понаблюдайте за собой, можете посмотреть друг на друга... Проверим. Попробуйте произнести звук так, чтобы язык ни к чему не прикасался... Получилось?

Звуки, при произнесении которых воздух встречает преграду, назвали с о г л а с н ы м и. (Термин хором повторяется.) Такие звуки одни не могут составить слово, так как его будет очень трудно произнести. Попытайтесь вместе со мной сказать, например:

[кртшк]... А теперь: картошка.

Согласные звуки в русской речи всегда идут рядом с гласными – вот потому они и согласные. Их будем обозначать так:

Какими являются два других звука слова? (После наблюдения за тем, возникает преграда или нет, делается вывод).

Ребята, обратите внимание. Что в этом слове две гласные и два слога. Гласные звуки образуют слог. Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Физминутка.

Жил-был маленький гном.

С большим колпаком.

Он был путешественник – гном.

На лягушке он скакал.

Прыг-скок. Ква-ква.

И на стрекозе летал-

У-ух, высоко.

По реке плыл в чайной чашке.

Буль-буль, Буль-буль.

Ехал он на черепашке.

Топ-топ, топ-топ.

И протопав все тропинки,

Гном качался в паутинке.

Кач-кач, кач-кач.

Утро придет - гном опять в поход пойдет.

IV . Закрепление.

Итак, ребята, давайте повторим, чем отличаются гласные звуки от согласных?

Посмотрите на модель слова.

Что вы можете сказать об этом слове? (в нем один слог, т.к. одна гласная, два согласных звука).

Придумайте слова, которые подойдут к этой схеме, кто больше? (кот, дом, рак, сон…).

Напомню, что мы на планете звуков и букв, а помимо звуков и букв тут живут разные игры. В них мы сейчас и поиграем.

1. Упражнение на распознавание звуков гласных – согласных.

Игра «Кто внимательней».

Я называю слово - вы определяете первый звук: гласный или согласный. Находите соответствующую схему и показываете. Выигрывает тот, кто не допустит ошибки.

Слова: арбуз, улитка, самолет, забор, эхо, стул, машина, жук, очки, юла, дом.

2. Упражнение на развитие внимания, фонематического слуха, памяти.

А сейчас буквы предлагают нам поиграть в новую игру. Я покажу вам плакат с буквами, а вы постарайтесь запомнить все, что на нем увидите. Как только я уберу его, вы расскажите, какие буквы запомнили. Выигрывает тот, кто назовет больше всех букв.

(см. приложение № 2)

Какая буква лишняя? Почему? (буква Ш, так как она согласная, а остальные гласные)

Совершенно верно. Вот с ней мы и поиграем.

Игра «Зажигаем огоньки».

На схеме модели слова определяем место звука в слове: в начале, в середине, в конце слова; в зависимости от расположения звука в слове зажигаем огонек в соответствующем окошечке.

Слова: шуба, кошка, душ, шалаш, шапка, мартышка, каша, Шура, шарф.

3. Задание для развития слуховой памяти, звукового анализа.

Задали жители планеты звуков и букв нам такую задачку: догадайтесь, какая картинка в каждом ряду лишняя. Помните: надо обращать на первый звук каждого слова в называемом ряду. Объясните свой ответ. (см. приложение №1)

4. Загадка-сюрприз.

Разгадайте, что нарисовано на картинке: нужно закрасить все фигуры с гласными буквами. Если все сделаете правильно, то получиться картинка. (см. приложение № 3)

Что у вас получилось? (телефон).

V . Подведение итогов.

Вот и закончилось наше путешествие. Что нового вы узнали? Что особенно понравилось?

Приложение №1.

Приложение №

Приложение №3.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх