Играем родственные слова подбираем из опыта работы. Дидактическая логопедическая игра «Сундучок родственных слов

Изучение темы «Корень слова» приходится по программе на 2 класс. Дети учатся выделять его в слове, подбирать однокоренные примеры.

Чтобы ученик хорошо усвоил данный материал и смог в дальнейшем запоминать орфограммы в основной морфеме, необходимо правильно объяснить, какую роль выполняет эта часть.

Немаловажным станет и процесс запоминания правил, орфограмм. Многие учителя, методисты советуют учить ребенка с младшего школьного возраста не просто зазубривать текст правила, а применять его на практике. Огромную пользу в быстром запоминании играют схемы. Ребенок должен прочитать правило, в виде схемы записать самое главное из него. Зрительная память, которая развита больше всего у детей школьного возраста, дает возможность воспроизводить, применять выученное на практике.

Что такое корень и для чего он нужен слову?

Ученики должны четко знать и понимать, что корень слова - это главная морфема, общая часть родственных слов. Именно в ней заключено основное лексическое значение слова.

Важно указать, что однокоренные слова должны не только иметь общую морфему, но и обозначать предметы, признаки, действия из одной сферы.

Например: сказать, пересказывать, рассказ, сказка, высказывать. Общая часть -сказ-, а слова обозначают "говорить" или "повествовать о чем-либо".

Или: перенос, носовой, занос, переносица - не будут однокоренными, так как их общая морфема -нос- будет давать различные лексические значения.

Парные согласные в корне слова

Научив детей выделять правильно основную часть слова, учитель должен сделать акцент на том, что в русском языке существует 12 согласных звуков, образующих пары между собой.

Это: д-т, ж-ш, з-с, б-п, в-ф, г-к - все они могут чередоваться и в корне слова, поэтому важно не только их запомнить, но и выучить правила, благодаря которым можно проверить написание необходимой буквы.

Определить правильное написание в корне можно, если подобрать проверочный вариант, в котором после сомнительной буквы будет стоять гласный звук. Например: мороз - морозы, сад - сады, арбуз - арбузы, дорожка - дороженька - это парные слова. В корне слова после проверки легко поставить нужную согласную, ведь все сразу становится понятно.

Но не каждый корень слова, оканчивающийся на согласную, можно проверить подобным образом. Такие исключения называются словарными. Например: анекдот, аптека, космонавт, вокзал, зигзаг и другие.

Варианты упражнений для закрепления изученного материала

Для того чтобы ученик закрепил полученные знания, умел определять парные слова, в корне находить необходимую для проверки букву, нужно провести закрепление изученного материала при помощи упражнений.

Для более слабых учеников лучше закрепление проводить в форме комментированного письма, объясняя все правила и показывая способы подбора проверочного слова.

Например, можно использовать следующие слова для комментированной записи:

Скользкая - скользить, дерзкий - дерзок, просьба - просить, изморозь - морозить, юбка - юбочка.

Упражнения для сильных учеников и домашнего закрепления

Индивидуальный подход к каждому ученику - это залог успеха каждого преподавателя. Учитывая, что в каждом классе есть сильные и слабые дети, учитель может предложить работу на карточках определенной группе школьников. Такие же упражнения рекомендованы для домашнего закрепления материала.

1. Используя только первые слоги записанных слов, составьте новое слово и проверьте сомнительный согласный, определите корень слова.

  • рукав, башмак, карусель (рубашка - рубашечка);
  • загребать, гадкий, Карина (загадка - загадочная);
  • крот, ватный, каша (кроватка - кровати).

2. Запишите текст и выделите слова, в которых нельзя проверить написание парных согласных, а их нужно запомнить.

"Александр приходил в школу всегда с чем-нибудь вкусным: мятными пряниками, баранками и су..ками. Я всегда собираюсь домой и надеваю варе..ки. Ранняя изморо..ь на траве расписала необыкновенные узоры. Девочки и мальчики бегали по полю в ярких и красивых фу..болках. Мы увидели, как мастер сделал из большой деревя..ки прекрасную и большую ло..ку. Наш а..томобиль шел на большой скорости, поэтому мы все держались за сиденья. Все жители страны смотрели за тем, как известный космона..т приземлялся на Землю."

Парные согласные в корне слова - это тот базовый материал, который позволит в дальнейшем школьнику грамотно писать, быстро проверять сомнительные варианты во время диктанта.

Игры и упражнения, используемые в работе с детьми.

Подбор родственных слов к заданному главному слову

Петух - петушок, петушиный, петушиться, петушатина, распетушился.

Рыба - рыбка, рыбешка, рыбища, рыбный (суп), рыбья (голова), рыбонька, рыбак, рыбалка, рыболов, рыболовная (сеть).

Мышь - мышка, мышонок, мышиная (нора), мышеловка, мышкует (лиса ловит мышей).

Мороз - морозить, морозилка, морозильная (камера), морозный (день), заморозить (мясо в морозилке), морозец (легкий мороз), мороженое (сладкое холодное лакомство), заморозки, обморожение (сильное повреждение тела от мороза).

Конь - коньки, конек (горбунок), конюшня, конюх, конный (плуг), конское (ржание), конница, конезавод, конина (мясо), конокрад (крадет коней).

Выбор главного слова в предложенном списке родственных слов

Птичка, птичий, птица , птичник, птицелов, птичница, птицефабрика.

Хвостик, хвостище, хвостатый, хвостатенький, хвост , хвостишко, бесхвостый, длиннохвостый, короткохвостый.

Зайчик, зайчишка, зайчонок, заячий, заяц , зайчатина (мясо убитого охотником зайца).

Выбор главного слова к названным родственным словам (здесь использовать мяч)

Волчонок, волчище, волчишка, волчий - волк .

Прыжок, прыгающий, прыгучий, перепрыгнуть, запрыгивать - прыгать .

Зубной, зубик, зубастый, зубочистка - зубы .

Добрый, доброта, добренький, подобреть, добродушный - добро .

Спортивный, спортсмен, спортзал, спортсменка, спорттовары - спорт .

Стучать, стучащий, перестук, застукать, настучать - стук .

Выбор слова, не являющегося родственным приведенным однокоренным словам

Ворона, ворон, воронята, проворонить, воровать , вороний.

Груз, грузовик, грузчик, грузди , грузовой.

Карта, карточка, куртка , картишки, картина.

Ледокол, лед, ледышка, ладошка , ледянка, ледяной.

Разделение двух смешанных групп родственных слов к предложенным двум главным словам (каждому ребенку предлагается по одному слову)

«Круг» и «кружево» : круглый, кружок, кружевце, кружиться, кружочек, кругом, кружевница, кругосветное (путешествие), круговорот (воды), кружевоплетение, окружение.

«Нога» и «нож» : ножка, ноженька, ножны, ножевое (ранение), ножик, ножищи, босоножки, ножичек, ножницы, ножная (машина).

Подбор родственных слов к названию выбранной предметной картинки

Выбор из стихотворного отрывка родственных слов к заданному слову

Педагог зачитывает стихо творные фразы, а дети находят родственные слова к слову петух .

Только жив ли петушок ,

Золотой наш гребешок?

Вижу гребень петушиный

На пригорке под осиной.

Что ты, Петя , не встаешь?

Что ты песен не поешь?

Петушатина - хорошая еда.

Где ворота? Подавайте их сюда.

Разошелся наш петух,

Распушил атласный пух.

А пока он петушится ,

Из кустов ползет лисица.

С. Маршак

Называние в стихотворном отрывке слов-родственников

У щуки щучья чешуя

И щучьи плавники.

Плывет щуренок , как и я,

Вдоль берега реки.

В день ветреный всегда

бывает ветер .

Ветровку я давно себе приметил.

Когда же дует легкий ветерок ,

То можно отправляться на каток.

Все рыбы и рыбки живут лишь в воде

И плавают вольно везде.

Рыбачить приходят порой рыбаки ,

Чтоб рыбной покушать ухи.

Составление предложения с одним из слов-родственников

Придумывание рассказа с предложенными словами-родственниками:

По наводящим вопросам;

Самостоятельно.

1. Педагог знакомит детей с изготовленной книжкой-малышкой с родственными словами к слову ель и предлагает им составить рассказ со словами из этой книжки по наводящим вопросам.

Где росла ель? (В лесу.)

Зачем ее срубили? (Скоро Новый год.)

Куда принесли елку? (В детский сад.)

Чем украсили елку? (Елочными игрушками.)

Что делали дети на празднике вокруг елочки? (Пели, танцевали, водили хоровод.)

Примерный рассказ. Стояла в лесу ель. Ее срубили перед Новым годом, отряхнули еловые лапы от снега и принесли в детский сад. Поставили елку в зале, нарядили елочными игрушками, гирляндами. На празднике дети веселились у елочки вместе с Дедом Морозом и Снегурочкой.

2. Ознакомление детей с книжкой-малышкой и родственными словами к слову петух .

С помощью вопросов педагога дети составляют рассказ, используя заданные родственные слова. Несколько детей повторяют получившийся рассказ.

У кого жил петух?

Как она (он) к нему относилась (относился)?

Как ласково называла?

С кем петух мог драться - петушиться?

Что осталось на земле после драки?

Примерный рассказ. У Маши жил петух. Она его очень любила и ласково называла Петя-петушок. Девочка кормила петушка крупой, червяками, хлебными крошками. Когда во двор приходил соседский петух, Машин петушок начинал с ним драться - петушиться. Маша разгоняла петушков, а потом собирала лежащие на земле петушиные перья.

Игра КВН «Раз словечко, два словечко» с участием родителей

ЗАДАЧИ

· Закреплять умение подбирать родственные слова.

· Продолжать учить составлять предложения и рассказы с заданными родственными словами.

· Развивать внимание, память, мышление, творческие способности.

· Воспитывать умение играть в команде, чувство коллективизма, инициативность.

· Показать родителям необходимость умения детей подбирать родственные слова.

Оборудование: предметные картинки с изображениями воды и руки; карточки с написанными словами-родственниками для составления предложений; карточки со списками слов-родственников к словам друг и уши ; карточки с заданиями для каждого взрослого.

Первый конкурс: назвать слово, которое не является родственным к остальным словам .

Дети делятся на команды, им по очереди предъявляется цепочка слов.

Щука, щучий, щепочка , щучка, щуренок.

Крошка, окрошка, крошить, закрашивать .

Ель, еловый, елочки, съел , ельник.

Трава, травушка, отрава , травяной.

Головка, головастик, головной, голодный , трехголовый.

Грачонок, грачиные, граница , грачевник.

Конный, конюшня, конфетка , конезавод.

Глупый, глубокий , глупыш, поглупеть.

Мороз, мороженое, морс , заморозки.

Второй конкурс: подобрать родственные слова к заданному слову.

Капитаны выбирают предметную картинку, обозначающую заданное слово. Команды по очереди называют слова к заданному им главному слову.

Вода - водичка, водица, водяной, водопад, наводнение, водопой, водонос, водовоз, водянистый, водка, водянка, водолаз, водолазный, подводный, подводники, водоем.

Рука - ручка, ручища, ручонка, рученька, ручной, подручный, наручники, рукава, нарукавники, рукавицы, рукавички, рукоделие, рукодельница, рукопашный, рукопожатие, руководить, руководитель.

Третий конкурс: назвать слова-родственники из прочитанных стихотворений.

При затруднении детям помогают родители.

Осинки растут в осиннике

И тянутся к небу синему.

Под осинами - подосиновики ,

Такие грибы красивые.

Стеклянная посуда часто бьется

И много мелких стекол остается.

Все стеклышки собрал я осторожно -

Пораниться случайно ими можно.

Звезды и звездочки

В небе ночном -

Звездное очень небо.

Хотелось бы мне

Но я звездочетом не был.

Ивушки, ивы растут у реки,

Низко склонясь над водой.

Из ивовых прутьев

Плетут старики

Корзиночки долгой зимой.

Четвертый конкурс: «Грамотные взрослые».

Родители выполняют задания на карточках: вставить пропущенную букву и написать проверочное (однокоренное) слово.

Мол..(а, о)ко.

Ст..(а, о)ловая.

Но..(ж, ш)ка.

Ска..(с, з)ка.

К..(а, о)робочка.

Вым..(о, а)чить.

В..(и, е)рхушка.

В..(и, е)селые.

Кни..(ш, ж)ка.

Кру..(ш, ж)ка.

М..(и, я, е)сорубка.

М..(и, е, я)гкотелый.

Пятый конкурс: «Конкурс капитанов» (проводится одновременно с конкурсом родителей.)

Капитаны по очереди в ответ на каждое названное педагогом слово-родственника говорят главное слово.

Главные слова: дорога, дорого.

Дорожка,подорожник , дорогой, дороженька , дорожать, придорожная , подороже, дороговизна, дорожный , подорожало,дороговато, дорожник , удорожание ,по-дорожному , бездорожье, дорожить, дороже, подорожание, подорожная , бездорожье .

Шестой конкурс: придумать предложение со словом-родственником.

Капитаны читают карточки с написанными словами-родственниками, по возможности сами читают слово. Участники команды придумывают предложение. У кого длиннее предложение, тот получает один балл. При затруднении детям помогают родители.

Солнце, солнечный, солнышко, солнцепек, подсолнух, подсолнечное, солнцезащитные, солнцелюбивое.

Седьмой конкурс: придумать рассказ с заданными словами-родственниками.

Педагог зачитывает списки родственных слов, а дети с помощью родителей придумывают рассказы. Родители зачитывают получившийся рассказ.

Пример: первой команде дается слово уши , второй - друг .

Подведение итогов, награждение команд.

Изготовление книжек-малышек

Изготовленные логопедом несколько книжек для использования на занятии с детьми, рассматривания ими в свободное время, демонстрации родителям в качестве образца на консультации складываются в виде гармошки (высота книжки не менее половины альбомного листа). Картинки можно нарисовать или вырезать и наклеить, под картинкой написать соответствующее родственное слово. На первой странице картинка к главному слову, в конце - рассказ с использованием однокоренных слов.

Родителям можно предложить на выбор карточки с цепочкой родственных слов, где указывалось, что можно изобразить к тому или иному слову. Примерный набор карточек:

малина - малинник - малиновое (варенье) - малиновка;

белый - белоствольная (береза) - белохвостая (птица) - белок (яйцо в разрезе) - белозубая (улыбка) - побелить (красить печь);

береза - березка (маленькое деревце) - березовые (дрова, веник) - березняк (березовый лес) - подберезовик;

рыба - рыбка - рыбища - рыбный (суп) - рыбья (голова) - рыбак - рыбалка - рыболовный (крючок) и т.д.

Дети, изготовившие книжки дома, показывали в группе картинки, называли родственные слова и читали сочиненный рассказ. Остальные дети называли родственные слова из услышанного текста.

Памятка для родителей

Уважаемые родители!

В процессе подготовки к школьному обучению до школьник должен овладеть навыками подбора однокоренных родственных слов. Это умение позволит ему в дальнейшем быстро и правильно подбирать проверочные слова в ходе практического применения правил орфографии. Работа над словообразованием важна в плане первоначального ознакомления ребенка с морфологическим составом для овладения разбором слова по составу и быстрого понимания правил написания тех или иных букв в приставках, суффиксах и корнях слов.

Выполнение заданий данной памятки

1. Прочитайте ребенку весь список родственных слов, попросите найти главное слово, от которого образовались остальные.

2. Назовите только главное (выделенное) слово и попросите придумать к нему слова- родственники. В случае затруднения окажите помощь наводящими вопросами: голова рыбы, скажи по-другому - какая голова? (Рыбья.) или: суп из рыбы - какой? (Рыбный.)

Задание 1. Назови главное слово или придумай слова-родственники к названному слову.

Голодание, голодный, голодать, голод , проголодаться, голодающий, голодовка.

Грачонок, грачата, грачиха, грач, грачиные, грачовник.

Дворец, дворник, дворняжка, двор , дворик, дворцовый, дворовый.

Доброта, подобреть, добрый, добро , доброжелательный, добряк, задобрить.

Звездопад, звездолет, звезд ное, созвездие, звезда , звездочка.

Домик, домище, домовой, домишко, домашний, бездомный, дом , домработница, домохозяйка.

Жареный, пожар, пожарный, жарить, жара, жар , жарища, жар-птица, жаропонижающее.

Зверюшка, зверье, зверинец, звериный, зверюга, озвереть, зверь , зверек, звереныш, зверолов, звероферма.

Звонкий, звонок, перезвон, звонарь, звонко, звон , дозвониться, звоночек.

Земляника, земляной, земной, приземлиться, подземный, земля , землекоп, землетрясение, подземелье.

Задание 2. Какое слово не является родственным?

Листопад, лист, лиственный, листочек, лисичка , листва, листок.

Мороженое, морозить, мороз, морозная, замораживать, заморозки, мокрый .

Игрушки, игра, игровой, проигрывать, игрушечный, икра , выигрыш.

Лес, лесник, лесной, лесочек, лев .

Овощ, осень , овощной, овощерезка.

Рыбный, рыбак, рыба, рыбешка, рысь , рыболовный, рыбак.

Гриб, грибной, грива , грибочек, грибник.

Гора, горный, горка, горе , пригорок.

Боль, большой , больница, больной, болеть.

Море, моряк, морской, морщины , мореплаватель, морячка.

Сахар, сахарница, сахарный, сухари , сахарок.

Беседа, беседка, беседовать, соседка , беседующий, собеседник и т.д.

Задание 3 . Для какого слова названное слово является родственным?

Гусь и гусли.

Гусак, гусыня, гусенок, гусляр, гусиные, гусельки, гуслярный, гуськом.

Купать и купить.

Купание, покупка, купаться, купальник, покупать, купленный, купальщица.

Курица и курить.

Куриный, курочка, курильщик, курятина, окурок, курятник, курилка, закурить.

Рано и рана.

Раньше, раненый, рановато, ранить, израненный, пораньше, ранка, рань.

Носить и нос.

Носатая, носорог, носилки, носки, утконос, носильщик, носишко, носовой, поднос, переносить, носочки.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Родственные слова. М, 2001.

Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб., 1999.

Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. СПб., 2007.

Ткаченко Т.А. В первый класс - без дефектов речи. СПб., 1999.

Знакомство старших дошкольников с родственными словами формирует предпосылки к успешному обучению в школе, развивает навыки словообразования, приучает вдумываться в смысловое значение слов, более точно и глубоко его понимать, расширяет словарный запас, развивает познавательные процессы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знакомство дошкольников с родственными словами посредством организации игровой деятельности.

Родственные слова - это слова, которые имеют один корень и близки по смыслу.

Задачи:

Формирование словообразовательных навыков:

Первоначальное ознакомление ребенка с морфологическим составом слова;

Более точное и глубокое понимание смыслового значения слов;

Овладение навыком подбора однокоренных родственных слов;

Обогащение словарного запаса.

Развитие фонематического восприятия, логического мышления.

Доскажи словечко.

Гном и дом

Жил да был веселый гном.
Он в лесу построил … (дом).

Рядом жил поменьше гномик.
Под кустом он сделал... (домик).

Самый маленький гномишко
Под грибом сложил... (домишко).

Старый, мудрый гном-гномище
Выстроил большой... (домище).


Был он стар и был он сед
И большой был... (домосед).

А за печкой, за трубой
Жил у гнома... (домовой).


Очень строгий, деловитый,
Аккуратный... (домовитый).


Мох, калину, зверобой –
Все из леса нес... (домой).


Есть любил он суп вчерашний,
Пил он только квас... (домашний).

Каждый день соседи-гномы
Навещали деда... (дома).


Всех встречал радушно гном.
Все любили этот... (дом).

(И.Лопухина)

ДОМ, ДОМОК, ДОМИШКО... А какие еще слова можно образовать от слова ДОМ?
Пирог, испеченный дома, - ДОМАШНИЙ.
Человек, любящий порядок в доме, - ДОМОВИТЫЙ.
Тот, кто любит оставаться дома, дома сидеть, - ДОМОСЕД.
А как называется сказочное существо, которое селится в доме, охраняет его, но никогда не показывается людям? (ДОМОВОЙ).

Доскажи словечко.

Подбор родственных слов к слову ДОМ.

И с крылечком, и с окном

На пригорке стоит …(дом).

Дом огромный, с медведище

Называется … (домище).

Если в доме жил бы гномик,

Называл бы дом свой … (домик).

Совсем крошечный, для мышки

Назовем мы дом … (домишко).

Здесь за печкой, за трубой

Живет старый … (домовой).

Выпил чай, съел торт вчерашний

И надел халат … (домашний).

К слову дом прибавь хозяйка.

Кто же мышь? … (домохозяйка).

Доскажи словечко.

Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег».

Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю... (Снег.)

С неба все скользят пушинки - Серебристые... (Снежинки.)

На поселки, на лужок тихо падает... (Снежок.)

Вот веселье для ребят - Все сильнее... (Снегопад.)

Все бегут вперегонки, Все хотят играть в... (Снежки.)

Словно в белый пуховик нарядился... (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка - эта девочка - ... (Снегурка.)

Какие слова вы добавляли? (повторение родственных слов).

Подбор родственных слов к слову снег.

Отгадайте загадки, запомните отгадки.
Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это … (снегири)

Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь вода в руке, (снежинки)

Он слетает белой стаей
И сверкает на лету,
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (снег)

Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (снеговик)

Внучка с дедом бородатым
Каждый год среди зимы
Дарит радость нам, ребятам,
С ними веселимся мы. (Снегурочка)

Повтори отгадки: снегири, снежинки, снег, снеговик, Снегурочка.

Подбор родственных слов к слову снег.

Проплясали по снегам снежные метели.

Снегири снеговикам песни просвистели.

У заснеженной реки в снежном переулке

Все идут играть в снежки

И лепить снегурки.

Выдели родственные слова из стихотворения.

Подбор родственных слов к слову мороз.

Морозно морозной зимой

По морозцу спешу я домой

Замерзли и уши и нос –

Ведь не шутит зимою мороз.

Выдели родственные слова из стихотворения.

Подбор родственных слов к слову зима.

Зиму зимушкой часто зовут.

Хоть и трудно зимой зимовать.

Шубки зимние все достают,

Собираясь предзимье встречать.

Работа с пословицами.

Выделение родственных слов в каждой пословице.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Выбор главного слова в предложенном списке родственных слов.

Птичка, птичий, птица, птичник, птицелов, птичница, птицефабрика.

Хвостик, хвостище, хвостатый, хвост, хвостишко, бесхвостый, длиннохвостый, короткохвостый.

Зайчик, зайчишка, зайчонок, заячий, заяц.

Подбор главного слова к названным родственным словам.

Волчонок, волчище, волчишка, волчий - волк.

Прыжок, прыгающий, прыгучий, перепрыгнуть, запрыгивать - прыгать.

Зубной, зубик, зубастый, зубочистка - зубы.

Добрый, доброта, добренький, подобреть, добродушный - добро.

Спортивный, спортсмен, спортзал, спортсменка, спорттовары - спорт.

Стучать, стучащий, перестук, застукать, настучать - стук.

Выбор слова, не являющегося родственным предложенным однокоренным словам.

Ворона, ворон, воронята, проворонить, воровать, вороний.

Груз, грузовик, грузчик, грузди, грузовой.

Карта, карточка, куртка, картина.

Ледокол, лед, ладошка, ледянка, ледяной.

Щука, щучий, щепочка, щучка, щуренок.

Ель, еловый, елочки, съел, ельник.

Трава, травушка, отрава, травяной.

Грачонок, грачиные, граница, грачевник.

Конный, конюшня, конфетка, конезавод.

Глупый, глубокий, глупыш, поглупеть.

Мороз, мороженое, морс, заморозки.

Разделение двух смешанных групп родственных слов к предложенным двум главным словам.

Лес и лист:

лес, лист, лесной, листик, лесник, лесистый, листок, листва;

Гора и горе:

гора, горе, горка, горевать, горный, гористый, горюшко;

Словарь однокоренных слов для дошкольников.

ветер, ветерок, ветрище;

вода, водный, водичка, подводный;

глаз, глазки, глазной, глазок;

гора, горка, горный, гористый;

горе, горевать, горюшко;

гусь, гусак, гусыня, гусёнок;

двор, дворник, дворик, дворовый;

дождь, дождик, дождевой, дождливый;

дом, домик, домашний, домой;

ёж, ежиха, ежонок, ежовый;

звезда, звёздочка, звёздный, беззвёздный;

зверь, зверёк, зверюшка, звериный;

звонить, звон, звоночек, звонарь, зазвонить;

зима, зимний, зимовье, зимовать;

лес, лесной, лесник, лесистый;

лист, листик, листок, листва;

лось, лосиха, лосёнок, лосиный;

лошадь, лошадка, лошадушка, лошадёнка;

море, морской, моряк, приморский;

мороз, морозец, морозище, морозный;

свет, светить, светленький, светлый, светлячок;

слово, словечко, словесный;

снег, снеговой, снеговик, снегурочка, снегирь;

тигр, тигрица, тигрёнок, тигриный, тигровый;

хлеб, хлебный, хлебушко, хлебница;

цвет, цветок, цветут, цветник;

час, часок, часик, часовой, часы.


Светлана Гладышева
«Формирование умение образовывать родственные слова». Тренинг детей дошкольного возраста

Пояснительная записка

Дети старшего дошкольного возраста с ОНР имеют недостаточно развитый словарный запас . Они не до конца понимают, а иногда и не знают значения многих слов , часто не могут правильно употребить слова , т. е. их словарный запас количественно и качественно отличается от нормы речевого развития.

Многообразие семантики слов и их сложность в структурно-грамматическом отношении являются причиной того, что многие слова незнакомы детям по лексическому значению, по грамматическим формам , по произношению, но нормативному ударению. Ограниченность активного словарного запаса детей , неумение отбирать из своей лексики и правильно употреблять в речи слова , наиболее уместные для какого-либо определенного высказывания, порождают многочисленные речевые ошибки. Эти упущения дошкольного возраста в дальнейшем могут вызвать сложности в овладении русским языком. Школьники, как правило, с трудом усваивают основной морфологический принцип орфографии, который требует умения быстро и безошибочно подбирать однокоренное (родственное ) проверочное слово . Устранить эти речевые недочеты можно только при систематической и планомерной работе по обогащению, уточнению и активизации их словаря . Огромную роль в развитии словаря , в его обогащении, в осмыслении семантических связей между словами играют упражнения с родственными словами .

Целью предлагаемого тренинга научить образовывать родственные слова , обогащать у детей словарный запас . Учить детей устанавливать родственные связи между однокоренными словами . Использование родственных слов делает речь ребенка богаче и выразительнее. Тем самым закладывается основа для грамотного письма.

Структура тренинга представлена тремя этапами.

1 этап. Подготовительный

Задачи :

Учить сравнивать предметы;

- формировать умения

Классифицировать предметы по признакам.

2 этап. Формирование умения

Задачи :

- формировать понимание того , что многие слова могут иметь «родственников » , которые не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу;

- сформировать родственных слов ;

3 этап. Применение умения

Упражнять самостоятельно, , отвечающих на вопрос КАК?

Тренинг предназначен для работы с детьми дошкольного возраста , имеющими ОНР, может быть реализован в условиях индивидуальных и/или подгрупповых занятий, а также как честь занятий по предупреждению или коррекции дисграфии, дислексии. Освоение учебного материала предполагает использование традиционных методов : наглядных, словесных , практических, а также опору на различные анализаторы.

Программа тренинга

I. Подготовительный

1. Учить сравнивать предметы;

рассматривание картинок;

изображение частей предметов .

Иллюстрации, картинки с изображением предметов и сами предметы, игрушки, игры с мячом.

Диагностика

Игра «Не ошибись» .

Цель : упражнять детей в различении предметов по материалу закрепить знания о таких свойствах предмета, как твердый, мягкий, плоский, шероховатый, гладкий, блестящий, матовый.

Игра «Похож – не похож» .

Цель : учить сравнивать предмет замечать признак сходства по цвету, форме , величине, материалу; развивать наблюдательность, мышление, речь.

2. Формировать умения выделять признаки или свойства одного объекта и различия между признаками 2-х и более объектов;

рассматривание карточек с предметами;

рассматривание предметов и анализ.

Иллюстрации, картинки с изображением предметов и сами предметы.

Диагностика

Игра «Отгадай-ка» .

Цель : учить детей описывать предмет , не глядя на него; выделять существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Игра «Магазин игрушек» .

Цель : учить детей описывать предмет , находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию.

Знакомимся с признаками предметов с помощью загадок.

Знакомство со способами применения или использования предметов.

3. Классифицировать предметы по признакам.

Предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами.

Настольные игры, картинки, предметы, игрушки.

Диагностика

Игра «Назови три предмета» .

Цель : упражнять детей в классификации предметов.

Игра «Четвертый лишний»

Цель : Упражнять детей в классификации предметов.

Игра «Птицы (звери, рыбы) ».

Цель : закреплять умение детей классифицировать и называть животных, птиц, рыб.

Игра «Кому что нужно?» .

Цель : упражнять детей в классификации предметов, умения называть предмет , необходимые людям определенной профессии.

II Формирование умения

1. Формировать понимание того , что многие слова могут иметь «родственников » , которые не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу.

Подбор к одному – «главному» слову родственников по словесному описанию , загадкам или читают стихотворение и просят выделить родственные слова из него с опорой на картинку.

Картинки, иллюстрации, стихи, загадки.

Диагностика Вода (водоём, водяной, водолаз, водичка, водопад, водица, водовоз, водопой)

Водолаз из водоёма

Водоросли достаёт.

Воду доставляет к дому

По трубе водопровод.

И в деревню водовоз

Водичку чистую привёз.

В наводненье Водяной

Заливает все водой,

И приходят торопливо

Звери все на водопой.

Цветок (цветочек, цветик, цветник, цветовод, цветочница, цветные, цветы)

Утром весь в росе цветок,

Днём прикроет глазки.

Видит он цветные сны из волшебной сказки.

Цветоводство по душе нашей тёте Даше.

У неё всегда цветёт не один цветочек.

В мае будет вся сирень белая, цветущая,

Ну а тётушка у нас - цветочница поющая.

Снег (снежинки, снеговою, снежок)

С неба всё скользят пушинки –

Серебристые… (снежинки)

Кружатся над головою

Каруселью… (снеговою)

На полянки, на лужок

Всё снижается… (снежок)

Гриб (грибок, грибочек, грибник, грибной, грибница)

Как – то раннею порой вдруг полился дождь… грибной

И из дома в тот же миг в лес отправился… грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал …грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь, в земле - грибница.

Человек собрал их много и отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп…грибной.

Много он собрал грибов , и грибочков и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадется и …грибок.

Игра «Отгадай слово »

Небольшая, мелкая рыба. (Рыбка, рыбёшка)

Огромная рыбина? (Рыбища)

Рыбная ловля. (Рыбалка)

Ловить рыбу. (Рыбачить)

Человек, занимающийся рыбной ловлей. (Рыбак)

Назови его ласковою (рыбачок)

Что такое уха (рыбный суп)

Игра «Что это?»

Лес – это … (место, где растет очень много деревьев) .

Лесок- это … (маленький лес) .

Лесной – это … (то, что находится в лесу) .

Лесник – это… (человек, который охраняет лес) .

Лесовик – это … (сказочный герой, который живет в лесу) .

2. Сформировать алгоритм обучения по модели подбора родственных слов .

модель подбора родственных слов ;

отличия похожих слов с опорой на картинки.

Схема подбора родственных слов .

Диагностика

Игра «Игралочка»

Образование уменьшительно ласкательных суффиксов и пренебрежительно- увеличительных суффиксов.

Пример :

Образование слов отвечающие на вопрос КАКОЙ?

III Применение умения

1. Упражнять самостоятельно, образовывать однокоренные слова обозначающие предметы, признаки предметов и действия предметов. Образование однокоренных слов , отвечающих на вопрос КАК?

За основу любой модели берется главное слово .

Демонстрационные модели : в виде солнышка, пирамидки, тучки, снежинок, цветика – семицветика.

Диагностика

Упражнение №1.

Подберите к данным словам однокоренные слова , обозначающие предметы.

Грибной - гриб. Садовый - Мясной -

Степной - Тенистый - Зеленый -

Звериный - Лесной -

Часовой - Дворовый -

Упражнение №2.

Замените в словосочетаниях слова -действия однокоренными словами-предметами .

Продавать билеты - продажа билетов.

Подарить другу -

Защищать Родину -

Примирять шляпу -

Проверять тетради -

Посадить дерево -

Упражнение №3.

От слов , обозначающих названия предметов, образуйте однокоренные слова , обозначающие признаки предметов и действия предметов. Составьте с ними предложения.

Какой? Что делает?

Двор - дворовый Дым - дымит

Зуб - Гудок -

Зима - Игра -

Мороз - Коса -

Лень - Пила -

Дождь - Ход -

Грязь - Шум –

Упражнение №5.

Отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?

б) мороз –

Упражнение №6.

Образуй от данных слов однокоренные слова , отвечающие на вопрос КАК?

а)прямой –

громкий –

быстрый –

б) смелый –

короткий –

кривой –

Упражнение №7.

Употребления уменьшительно -ласкательных и пренебрежительно-увеличительных суффиксов соревнование двух команд : Мальчика-с-пальчика и Ивана-богатыря :

Мальчик-с-пальчик Иван-богатырь

рубашечка рубашища

сапожки сапожища

кармашек карманище

ремешок ремнище

топорик топорище

сабелька саблища

ножка ножища

рука ручища

глазик глазище

Разделы: Логопедия

Дети младшего школьного возраста с ОНР III уровня имеют бедный словарный запас. При обследовании выясняется, что они не понимают и не знают значения многих слов, часто не умеют правильно употребить знакомые слова, т.е. их словарный запас количественно и качественно отличается от нормы речевого развития. В коррекции и формировании лексической стороны речи у детей с ОНР III уровня особенно большую роль играет установление родственных связей между однокоренными словами. Целесообразный подбор дидактического языкового материала и строгая система заданий и упражнений к нему позволяют добиться необходимого коррекционного эффекта при ознакомлении детей с родственными словами. В этом случае языковый материал становится источником знаний, средством, способствующим развитию речевых навыков. У детей вырабатывается умение выделять родственные слова, использовать родственные слова в связной речи.

Занимательные стихи, рифмованные тексты, загадки. Помогающие раскрыть тем в доступной для детей форме. Способствует осознанию и усвоению родственных слов.

Для последовательного ознакомления детей с родственными словами необходимы: наблюдения, которые подводят детей к осознанию родственных слов в тексте; упражнения в определении родственных слов в тексте; упражнения на группировку родственных слов и самостоятельный их подбор; упражнения, направленные на использование родственных слов детьми в собственной речи.

Дети подводятся к пониманию того. Что многие слова могут иметь «родственников». Слова-родственники не просто имеют похожую часть, но должны быть связаны по смыслу.

Мы слова похожие,
Как родственники схожие.
Мы живем одной семьей,
Поиграть хотим с тобой.

Для упражнения детей в определении родственных слов в тексте на занятиях используются разные стихи.

На пригорке яблонька стояла,
Яблочко на яблоне поспевало.
Солнышко пригрело – яблоко созрело.
Ветерок подул – яблоко спугнул…
По тропинке яблоко покатилось,
На варенье яблоко пригодилось.
Получилось яблочное варенье,
А пирог с ним яблочный –
просто объедение!

Солнечное
Солнышко утром проснулось,
Солнечно всем улыбнулось.
Будет солнечный день –
Подсолнух не прячется в тень.
Солнце по небу гуляет,
Подсолнух за ним наблюдает.
Подсолнечный свой наряд
Солнцу показывать рад.

Снежное
Снег, снежинки, снегопад!
Назвать слова я эти рад…
Веселой снежною зимой
Играем мы в снежки с тобой.
Из снега будет снеговик.
Ведь к снегопадам он привык,
А Дед Мороз на Новый год
С собой Снегурочку ведет.

Лесное
Шел я в лес, пришел в лесок.
Вот растет лесной цветок.
На лесной опушке – ягоды, волнушки.
Уже пора домой идти.

А дороги не найти…
Вдруг навстречу мне лесник,
С лесом он дружить привык.
Лесник дорогу указал,
И домой я побежал.

Придумала я три словечка:
Река, реченька и речка.
Ну, а хитренький мальчонка
Подсказал слово … (речонка).
Бородатый старичище
Вдруг назвал слово …(речища),
А с косичками девчушка
Слово вспомнила …(речушка).

Данные упражнения развивают мышление детей, так как помогают решить проблему: объяснить значение слова, подобрать к нему родственное.

Для расширения словарного запаса детям предлагаются морфологические шарады.

Сообщить вам очень рада:
Составлена для вас шарада.

Корень тот же, что в слове плетение,
Суффикс тот же, что в слове извозчик,
Приставка та же, что в слове переход (переплетчик).

Корень мой найди ты в слове городской,
В слове закрывать найди приставку,
Суффикс отыщи ты в слове мягкий ,
А маляр покрасил меня краской (загородка).

Корнем с подумать роднится,
Приставка в слове вылетать таится,
Суффикс – как в слове отметка ,
А она годится не только в разведке (выдумка ).

море ,
Суффикс – в слове заводской,
Окончание подскажет слово озорной,
А таким бывает камень и прибой (морской).

Корнем со сказкой роднится,
Приставка в слове подбородок таится,
Суффикс как в слове сковородка,
А за нее учитель не похвалит на уроке (подсказка).

Корень мой найди ты в слове пересказ,
Суффикс – в слове указка,
Окончание подскажет слово сети,
Слушать и читать их любят дети (сказки).

Предложенные в нашей статье упражнения и задания можно оформить в самостоятельные занятия или использовать как фрагменты других занятий по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи.

Конспект занятия на тему «Родственные слова»

Цель: сформировать у обучающихся понятие о родственных словах; упражнять в подборе родственных слов.

Оборудование: плакат с изображением Чуда дерева, карточки со словами САД, РАССАДА, ПОСАДКИ, САДОВОД, ПОСАДИЛИ.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед предлагает обучающимся запомнить и повторить в той же последовательности ряды слов:

  • Сад, садовый, посадить, посадки, садовник;
  • Соль, солёный, посолить, соленья, рассол;
  • Лес, лесник, перелесок, лесок, лесной;
  • Гора, горка, пригорок, горняк, горный.

II. Работа с текстом.

Логопед читает текст рассказа: «Родник родит речку, а река льётся – течёт через всю нашу матушку землю, через всю Родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит: родник, родина народ. Все эти слова как бы родня. (К. Паустовский).

Логопед. Понятен ли вам смысл слов: родник, родина, родня. Эти слова называются родственными.

Затем логопед читает стихотворение:

Как растут слова.
Как-то много лет назад посадили странный сад.
Не был сад фруктовым – был он только словом.
Это слово, словно корень разрастаться стало вскоре,
И плоды нам принесло – стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада ,
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод, с ним садовник идёт.
Очень интересно гулять в саду словесном.
(Е. Измайлов)

Выясняется понимание смысла слов: рассада, посадки, садовод, садовник.

Логопед. Из какого слова «выросли» слова: садовник, садовод, рассада, посадки? (из слова «сад»). Слово «сад» - это слово корень.

Затем логопед выставляет на доску плакат с изображением Чуда-дерева. Слово «САД» прикрепляет к корню дерева.

Логопед. Назовите слова, которые «выросли» из слова-корня САД. (Ученики называют слова и выставляют карточки-картинки в прорези дерева). Все эти слова произошли от одного корня и называются однокоренными, родственными. Запишите родственные слова в тетрадь, выделите корень.

Образец записи: сад – рассада, посадки, садовод, садовник.

III. Работа с однокоренными словами, не являющимися родственными.

Логопед записывает на доске пары слов: рис – рисунок, гора – горевать, водитель – вода и предлагает ученикам найти общую часть этих слов. Затем предлагает записать пары слов, выделить их общую часть – корень слова. Сравнить пары слов по смыслу. Сказать, будут ли эти слова родственными. Почему?

IV. Работа со словами, имеющими близкое по смыслу значение, не являющиеся родственными.

Логопед. Объясните значение слова. Близки ли по значению следующие пары слов?

  • Корова – телёнок
  • лошадь – жеребёнок
  • Свинья – поросёнок
  • овца – ягнёнок

Делается вывод: Родственные слова – это слова, имеющие один и тот же корень и близкое по смыслу значение.

V. К словам из первой колонки подберите слова из второй колонки.

Запишите в тетради, выделите корень.

  • Гора, горевать: горный, горюшко, пригорок, горевать, гористый, горочка, пригорюнился.
  • Рис, рисунок: рисование, рисовый, зарисовка, разрисовать, рисинка, рисуночек, рисовод.

VI. Итог занятия.

Таким образом решаются коррекционные задачи: уточнение и расширение пассивного и активного словарного запаса за счет развития практических навыков словообразования; развитие мыслительных способностей детей.

Литература :

  1. Изучение индивидуальных особенностей младших школьников на основе диагностики их готовности к школьному обучению: Уч.-метод.пос. для студентов педфака / Сост. Л.С. Бушуева. – Магнитогорск, 1997.
  2. И.Н. Садовникова. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие - М.: Владос,1995.
  3. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие / Под ред. Е.А. Логиновой. – СПб.: Изд – во «СОЮЗ», 2004.
  4. Львов М.Р. Словарь – справочник по методике русского языка. – М., Просвещение, 1988.
  5. Обучение чтению и письму в начальной школе / Сост. Л.С. Бушуева. – Магнитогорск, 2006.
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх