Гросс адмирал дениц. Карл Дёниц

Карл Дёниц (нем. Karl Dönitz; 16 сентября 1891, Берлин - 24 декабря 1980, Аумюле) - немецкий государственный и военный деятель, гросс-адмирал (1943 год). Командующий подводным флотом (1935-1943), главнокомандующий военно-морским флотом Германии (1943-1945), глава государства и главнокомандующий вооружёнными силами Германии с 30 апреля по 23 мая 1945 года.

Карл родился в 1891 году неподалеку от Берлина. С детства его интересовало военное дело, а в 1910 году он смог поступить в Имперское военно-морское училище. Через три года он его окончил и начал служить в немецком флоте. В 1916 году он начал нести службу во вновь созданном подводном флоте. Денц служил офицером на подводной лодке «У-68», а позже стал ее капитаном. В 1918 году подлодка напала на английский конвой. Корабли конвоя потопили ее, а Карл и большая часть команды попали в плен. На родину Дёниц прибыл в 1919 году. Карл остался одним из немногих офицеров, которые все еще несли службу на небольшом флоте. Карл служил на военных кораблях, так как Версальский договор запрещал иметь Германии подводный флот. Однако с приходом Гитлера к власти все изменилось. Дениц вернулся в подводный флот. В 1935 году адмирал Редер отдал ему приказ возглавить подводный флот и реорганизовать его. Карл принял командование, но состояние флота оставляло желать лучшего. У Германии не было своих подлодок, команд, трудов по теории. Карлу пришлось опираться на собственный опыт и на зарубежные труды по стратегии подводного флота. Карл лично руководил конструированием подводных лодок. Он сам писал руководства по обучению моряков-подводников.

Карл поставил перед собой цель создать подводный флот из трех сотен подлодок. Однако работа была замедлена из-за того, что было ограничение на стальные ресурсы, которые были нужны обычному флоту и армии. У Деница было всего лишь 56 лодок к началу второй мировой войны. Из этих подлодок меньше половины были способны вести бой в Атлантическом океане. В 1939 году подлодки Карла потопили 114 торговых кораблей. Новые ресурсы все прибывали и число подводных лодок росло. В 1940 году Гитлер разрешил Карлу вести подводную войну без ограничений. За четыре месяца Карл потопил еще 285 кораблей.

В 1941 году в войну вступила Америка, а это означало расширение сферы деятельности немецкого подводного флота. В 1942 году подлодки уничтожили 585 американских кораблей. В 1943 году Дениц стал адмиралом и главнокомандующим немецкого флота. Он продолжал отвечать за развитие немецкого подводного флота. Теперь подлодки можно было замечать с помощью радаров, и это было проблемой. Немецкие подлодки выиграли битву за Атлантику в 1942 году, а в следующем уже не могли эффективно ограничивать движение судов через океан. Карл продолжал сражаться. В его распоряжении было еще 398 подлодок. Германия потеряла около 32 тысяч моряков подводного флота и 781 подлодку за время войны. Надо отметить, что Карл Дениц был преемником Гитлера. Тот приказал ему стать рейхсканцлером перед совершением самоубийства. 7 мая Карл Дениц согласился на капитуляцию. Вскоре его арестовали как военного преступника. Однако Карл не состоял в нацистской партии. Карл отбыл 10 лет в тюрьме, а после жил спокойно в Гамбурге до самой смерти в 1980 году. Оба его сына погибли на военном флоте во время войны. Дениц же был прекрасным флотоводцем, который хорошо понимал возможности своего флота.

По решению Нюрнбергского трибунала Карл Дёниц был приговорен 10 годам лишения свободы за военные преступления.

Карл Дёниц (нем. Karl Dönitz ; 1891 - 1980) - немецкий военный и государственный деятель. Командующий подводным флотом, главнокомандующий военно-морским флотом нацистской Германии. Из-за набегов «волчьих стай» "его" подводных лодок союзникам пришлось разработать противолодочную тактику. На Нюрнбергском процессе Дёниц умело защищал себя, но был приговорен 10 годам лишения свободы за военные преступления. Скончался от сердечного приступа 24 декабря 1980 года.

Биография

Родился близ Берлина, в семье инженера-оптика. После окончания гимназии в апреле 1910 года поступает на службу в военно-морской флот кадетом, на тяжёлый крейсер «Херта». В сентябре 1913 года получает звание лейтенанта. Трудно сказать, что заставило сына инженера-оптика знаменитой фирмы Карла Цейса выбрать морскую стезю. Вероятно, сказалась практичность, присущая немцам вообще и Карлу в частности.

Первая Мировая война

Начал служить офицером на крейсере «Бреслау», который бороздил просторы Средиземного моря, когда началась Первая мировая война. Уйдя от преследования английских кораблей, эскадра немцев в составе линейного крейсера «Гебен» и легкого крейсера «Бреслау» под командованием Вильгельма Сушона, оказалась в Турции, которая готовилась вступить в войну на стороне Германии. Немецкие крейсера вошли в состав флота Османской империи, где «Гебен» получил наименование «Султан Селим», а «Бреслау» превратился в «Мидилли». Но, в июле 1915 года крейсер подорвался на русской мине. Пока «Бреслау» ремонтировали, Дёниц не стал терять времени – он устроился в ВВС в качестве стрелка и воздушного наблюдателя и принял участие в боевых действиях на полуострове Галлиполи, где англо-французские войска проводили широкую десантную операцию с целью контроля над Дарданеллами, взятия Стамбула и соединения с русскими войсками. К сожалению, плохо подготовленная операция провалилась, союзники потеряли свыше 25 тысяч человек. В декабре 1916 командование присвоило Дёницу звание обер-лейтенанта, и откомандировало его в Германию, переучиваться на подводника. После курсов переподготовки Карла Дёница назначили на подлодку U-39 в качестве торпедного офицера. Прекрасно зарекомендовавшего себя моряка вскоре вновь отправляют на переобучение, на этот раз на курсы командиров подлодок. 1 марта 1918 Дёниц получает под свое командование устаревшую подлодку UC-25 водоизмещением 417 тонн и приказ действовать в Средиземном море. Новоиспеченный командир подлодки сразу потопил пароход, а затем проник на внутренний рейд сицилийского порта Аугуста и пустил на дно итальянский угольщик. Но возвращаясь на базу лодка села на мель, с которой ее стащил австрийский эсминец. Кайзер удостоил Дёница орденом Дома Гогенцолеров, почетной наградой отмечавшей личную храбрость офицера. После ремонта подлодка UC-25 снова вышла в море и вновь продолжала охоту за кораблями противника. Вскоре Дёница назначили командиром более современной субмарины, UB-68. На UB-68 (тип UB-III) Карл Дёниц совершил один боевой поход. 3 октября 1918 года ПЛ атаковала охраняемый конвой, добилась попадания в транспорт, предприняла попытку атаковать ещё раз, но из-за заводского дефекта, получив повреждения, всплыла, после чего была расстреляна корабельной артиллерией. Экипаж покинул тонущую лодку и попал в плен (7 человек из экипажа погибло).

Вторая мировая война

После освобождения из плена, Карл Дёниц продолжает служить в ВМС Германии . В 1939 году получил звание - Контр-адмирал. В апреле 1940 года награждён Рыцарским крестом. В марте 1942 года Дёниц стал адмиралом, и требовал, что бы каждый месяц со стапелей сходило 20 новых подлодок. Из-за набегов его «волчьих стай» Союзникам пришлось разработать противолодочную тактику и принять современную технику на вооружение. На 1 января 1943 года подводные силы рейха насчитывали: в Атлантике – 164 подлодки, в Средиземном море – 24, в Северном море – 21, и в Черном море – 3 субмарины. В январе 1943 Карлу Дёницу присвоили высшее военно-морское звание - гросс-адмирал. Дёниц усиливал подводный флот в ущерб надводному. Подводная война, да и вообще война была проиграна. Из 126 подлодок (с электродвигателями), на которые рассчитывал Дёниц. только две вышли в море. Большие корабли, краса и гордость Кригсмарине потерпели поражение. Карл Денниц потерял двоих сыновей офицеров-подводников и племянника. Война, принесшая неисчислимые жертвы, закончилась полным крахом Германии.

В качестве президента

Став главой страны, 2 мая 1945 года Дёниц переносит свою резиденцию в здание военно-морского училища во Фленсбург-Мюрвике. 7 мая представители Дёница подписали в Реймсе Акт капитуляции Германии перед представителями Англии , США и СССР . 23 мая правительство Дёница и графа Шверина было арестовано американцами в полном составе; сам Дёниц был препровождён в Нюрнберг, где предстал перед судом.

Нюрнбергский процесс

На Нюрнбергском процессе Дёниц защищал себя весьма умело, доказав, что его действия ничем не отличались от действий командующих союзных флотов. Нюрнбергский трибунал за военные преступления приговорил его к 10 годам лишения свободы. Дёниц был признан виновным по 2-му (преступление против мира) и 3-му (военные преступления) пунктам.

Смерть и похороны

Дёниц скончался от сердечного приступа 24 декабря 1980 года и похоронен 6 января 1981 года на кладбище Вальдфридхоф без военных почестей. Он был последним немецким офицером в чине гросс-адмирала. Многие бывшие военнослужащие и иностранные военно-морские офицеры пришли на его похороны, чтобы отдать ему дань уважения. Однако им не было разрешено присутствовать в военной форме на похоронах.

Литература и источники информации

  • Дёниц, К. Десять лет и двадцать дней. Воспоминания главнокомандующего военно-морскими силами Германии. 1935-1945 гг. = Ten years and twenty days. Memories. - М.: Центрполиграф, 2007. - 495 с. - 7000 экз. - ISBN 5-9524-1356-0
  • Дёниц К. Немецкие подводные лодки во Второй мировой войне. - М.: Воениздат, 1964.
  • Дёниц К. Немецкие подводные лодки: 1939-1945 гг. - М.: АСТ, 1999. - 214 с. -

Который помимо своих успехов в уничтожении союзного тоннажа, также известен своей женитьбой на дочери Карла Деница Урсуле.


На этом фото запечатлена семья Хесслеров - Гюнтер Хесслер, его жена Ингеборга (урожденная Дениц). В самом низу снимка фотограф захватил в объектив лишь часть головы мальчугана, который очень походит на Карла Деница, и потому может быть предположительно сыном Гюнтера и Урсулы, а также, разумеется, внуком будущего гросс-адмирала и последнего рейх-президента Германии. Полагаю, что многие кто видел это фото задавались таким вопросом. Сегодня на него можно получить ответ, как и на другие вопросы, связанные с семьей Карла Деница.

Карл Дениц родился 16 сентября 1891 года. 27 мая 1916 года молодой 24-летний морской офицер Карл Дениц сочетался браком с медсестрой Ингеборгой Вебер. История их знакомства достаточна интересна и можно сказать, что причиной ему послужила Первая Мировая Война.

Ингеборга Вебер родилась 10 февраля 1893 года в семье офицера императорской армии Германии Эриха Пауля Вебера, будущего генерала от инфантерии. Вебер, более известный по своему прозвищу "Паша", оставил определенный след в истории Первой Мировой Войны. В 1914 году Вебер в чине полковника в составе немецкой военной миссии был отправлен в Стамбул в качестве "военного инженера и специалиста по оборонительным сооружениям". 18 апреля 1915 года получил звание генерал-майора и прозвище "Паша". Принимал участие в боевых действиях на полуострове Галлиполи. Не нашел общего языка с генералом Лиманом фон Сандерсом и был переведен в Германию. В 1916 году командир 50-й пехотной дивизии, принимавшей участие в сражении у Вердена. Позже командир 9-й пехотной дивизии, которой командовал до конца войны. После капитуляции Германии продолжал службу в Рейхсвере. Вышел в отставку в 15 июня 1921 в звании генерала инфантерии. Скончался в 1933 году.

Генерал Эрих Пауль Вебер, тесть Карла Деница

Уезжая в Турцию, Вебер взял с собой свою семью. Так Ингеборга оказалась в Стамбуле, где она работала в госпитале медсестрой. Именно там состоялось её знакомство с молодым офицером с крейсера "Бреслау" Карлом Деницем, вскоре который сделал ей предложение. После получения разрешения на брак от Командования ВМС и доказывания Деницем, что его доход, как флотского офицера, достаточен для содержания семьи, Ингеборга и Карл были обвенчаны в Стамбуле священиком посольства, а в будущем священиком Кайзермарине графом фон Люттихау.


Офицеры крейсера "Бреслау" после награждения Железными Крестами. Карл Дениц на переднем плане сидит по "турецки" скрестив ноги (слева). На этом снимке также присутствует другая известная личность в немецком флоте. Третий справа в ряду стоящих офицеров, находиться артиллерийский офицер крейсера капитан-лейтенант Карльс, будущий генерал-адмирал Кригсмарине.


Часть группового снимка на линейном крейсере "Гебен". Карл Дениц держит на коленях собаку.

Первой в семейной чете Дениц родилась дочь Урсула (к сожалению, дату её рождения установить не удалось. Приблизительный год рождения 1917-1920). Затем с разницей в два года у Деница родились два сына: Клаус (14 мая 1920) и Петер (20 марта 1922). Можно предположить, что Карл и Ингеборга были счастливы в браке, хотя Ингеборге пришлось вкусить всю "прелесть" жены военного моряка, особенно в годы войны, так как у её мужа практически не было времени на семью. Сначала он попал в плен к британцам, затем вновь вернувшись на флот, уходил в кругосветные плавания, пропадал в море на долгое время на учениях со своей флотилией подводных лодок. А после этого началась война, закончившаяся капитуляцией Рейха и 10 летней отсидкой Деница в Шпандау по приговору Нюрбергского трибунала.


Гросс-адмирал Кригсмарине. 1944 г.


Карл Дениц. Нюрбергский трибунал 1946 г.


Окончание срока заключения в Шпандау. Карл и Инге Дениц. 1956 г.

Клаус и Петер, пошедшие по стопам отца, выбрали карьеру офицеров Кригсмарине и оба погибли во время войны. Лейтенант цур зее Петер Дениц погиб на U 954 в Атлантике.

Оберлейтенант цур зее Клаус Дениц был убит на борту немецкого ТКА S 141 в Ла Манше. Его смерть была нелепой. По правилам действовавшем в германском флоте, если старший офицер имел несколько сыновей и терял одно из них на фронте, то его другие сыновья могли после этого оставить службу. Клаус после гибели Петера оставил флот и поступил в Тюбингенский университет на медицинский факультет. Но он не переставал поддерживать связей со своими бывшими сослуживцами и в день своего 24-летия он встретился со своими офицерами в Шербуре. Для развлечения он решил сходить на катере S 141 в качестве гостя в боевой поход. Катер был обнаружен и потоплен кораблями союзников. Фрегат "Стейнер" и ЭМ "Ла Комбатант" сумели поднять из воды только 6 немецких моряков. Тело Клауса Деница море отдала лишь через некоторое время, выбросив его на побережье Франции.

Старший сын Клаус


Младший сын Петер

Урсула вышла замуж в 1937 году за офицера Кригсмарине Гюнтера Хесслера, в последствие командира подлодки U107 и будущего подводного аса. В браке у них родились трое детей: старший сын Петер (1939), дочь Уте (1942) и Клаус (1945).

Семья Карла Деница.
Стоят (слева на право): Клаус (младший внук, 11 лет), Петер (старший внук, 17 лет), жена Ингеборга, дочь Урсула, зять Гюнтер Хесслер. Сидят Карл Дениц и Уте (внучка, 14 лет). 1956 г.

Вполне вероятно, что Ингеборга Дениц в предвоенные годы и годы войны продолжала работать медиком, так как после войны и во время нахождения Карла Деница в Шпандау, она с 1947 по 1956 год работала в больнице Гамбурга сначала, как медсестра, а затем регистратором у профессора медицины Генри Кюнстмана. С выходом Карла Деница из Шпандау в октябре 1956 года, Ингеборга оставила медицину и остаток своих лет провела с мужем и внуками. Скончалась Ингеборга Дениц 2 мая 1962 года в возрасте 69 лет.. Карл Дениц пережил свою супругу на 18 лет и умер в возрасте 89 лет 24 декабря 1980 года.


Карл и Инге Дениц.

Зять Деница Гюнтер Хесслер после войны открыл свое дело и стал впоследствии хозяином фабрики. Однако в возрасте 58 лет Хесслер умер 4 апреля 1968 года.Для Карла Деница это было трудное время, когда сначала он стал вдовцом, а затем овдовела и его дочь. О дальнейшей судьбе Урсулы Дениц нет каких-либо упоминаний, в том числе и о её смерти. Вполне возможно, что она еще жива, хотя сейчас ей может быть уже за 90 лет.

Возвращаясь к вопросу снимка семьи Хесслеров, не остается сомнений, что на малыш на фото, никто иной, как старший внук Карла Деница Петер.

В качестве небольшого дополнения добавлю, что стала известна причина гибели старшего брата Карла Деница Фридриха (о нем я писал ). Фридрих погиб во время одной из бомбардировок Берлина союзниками.

Как обычно над разбором корпел Владимир Нагирняк.

Карл Дёниц родился 16 сентября 1891 года в местечке Грюнау, неподалеку от Берлина. Карл, с братом, рано остались без матери, но отец постарался дать детям хорошее образование. Карл учился сначала в гимназии, затем в реальном училище города Йена. Трудно сказать, что заставило сына инженера-оптика знаменитой фирмы Карла Цейса выбрать морскую стезю. Вероятно, сказалась практичность, присущая немцам вообще и Карлу в частности.

Дело в том, что в кайзеровском флоте, людям не имеющих дворянских корней, было гораздо легче сделать военную карьеру, чем в сухопутных частях, где царили вековые прусские традиции. Хотя и на флоте было немало потомков родовитых немецких фамилий, но все же представители буржуазии и интеллигенции легче прокладывали себе дорогу в такой сфере как флот, ибо карьера флотского офицера требовала определенного образования и необходимых технических знаний.

Тот же создатель германского флота гросс-адмирал Альфред фон Тирпиц (1849 – 1930), несмотря на аристократическую приставку «фон», происходил из богатой буржуазной семьи. Начальник Морского кабинета кайзера адмирал Георг фон Мюллер (1851 – 1940) был сыном профессора химии. Эта традиция соблюдалась и в дальнейшем, из 19 гитлеровских фельдмаршалов – двенадцать могли похвастаться дворянским происхождением, а у главы гитлеровской Кригсмарине гросс-адмирала Редера — отец преподавал иностранные языки в частной школе, у командующего флотом адмирала Гюнтера Лютьенса папаша был простой торговец.

Итак, юный Карл сделал свой выбор, поступив в апреле 1910 года в военно-морское училище в Киле. Зеекадет Дёниц был весьма трудолюбивым и замкнутым молодым человеком, не имевшим близких друзей и посвящающим все свое время учебе, хотя звезд с неба он явно не хватал. Таких людей ценят в армии и на флоте, и не только немецком.

В 1912 году Дёница переводят в морское училище в Мюрвике, и практику он проходит вахтенным офицером на только что, вступившим в строй, легком крейсере «Бреслау».

«Бреслау» имел водоизмещение 4 480 т, мощность турбиной установки 29 904 л. с., и развивал скорость до 27,6 узлов с запасом хода до 5800 миль. Крейсер был вооружен двенадцатью 105 мм орудиями и 2 торпедными аппаратами и располагал экипажем в 373 человека.

Осенью 1913 года Карлу Дёницу присваивают первое офицерское звание лейтенанта цур зее.

«Бреслау», где продолжал служить Дёниц, бороздил просторы Средиземного моря, когда разразилась Первая мировая война. Уйдя от преследования англичан, средиземноморская эскадра немцев в составе линейного крейсера «Гебен» и легкого крейсера «Бреслау» под командованием Вильгельма Сушона, оказалась в Турции, готовящейся вступить в войну на стороне Германии. Немецкие крейсера влились в состав флота Османской империи, где «Гебен» получил наименование «Султан Селим», а «Бреслау» превратился в «Мидилли».

Энергичный адмирал Сушон стал командовать турецким флотом, (а затем и болгарским) который в виду явного преимущества русских кораблей на Черном море, предпочитал тактику лихих набегов и беспокоящих обстрелов российских берегов.

Немецкие крейсера под турецким флагом были головной болью русских моряков. Совершив набег, немцы умело уклонялись от схваток с русскими кораблями и укрывались в Босфоре, который Дёниц называл «естественной норой, сулившей защиту».

Так во время одного из дерзких рейдов «Бреслау» ворвался в Новороссийский порт, где потопил несколько судов, уничтожив при этом нефтехранилище.

Но, в июле 1915 года в очередной раз, прячась в «естественную нору» крейсер подорвался на русской мине. Пока «Бреслау» ремонтировали, Дёниц не терял времени – он устроился в ВВС в качестве стрелка и воздушного наблюдателя и принял участие в боевых действиях на полуострове Галлиполи, где англо-французские войска проводили широкую десантную операцию с целью контроля над Дарданеллами, взятия Стамбула и соединения с русскими войсками. К сожалению, плохо подготовленная операция провалилась, союзники потеряли свыше 25 тысяч человек.

В феврале 1916 года командование присвоило Дёницу звание обер-лейтенанта цур зее, и откомандировало его в Германию, переучиваться на подводника.

После курсов переподготовки Карл Дёниц получает назначение в Адриатику на подлодку «U-39» в качестве торпедного офицера. Прекрасно зарекомендовавшего моряка вскоре вновь отправляют на переподготовку, на этот раз на курсы командиров подлодок.

В январе 1918 года Дёниц получает под свое командование устаревшую субмарину «UC-25» водоизмещением 417 тонн и приказ действовать в Средиземном море.

Новоиспеченный командир подлодки сразу потопил пароход, а затем ловко проник на внутренний рейд сицилийского порта Аугуста и пустил на дно итальянский угольщик. Радость победы омрачило лишь то, что, возвращаясь на базу, лодка села на мель, с которой ее стащил австрийский эсминец. Кайзер удостоил Дёница орденом Дома Гогенцолеров, почетной наградой отмечавшей личную храбрость офицера.

После ремонта «UC-25» снова вышла в море и вновь продолжала охоту за кораблями противника. Вскоре Дёница назначили командиром более современной субмарины, «UB-68».

4 октября 1918 года подлодка Дёница атаковала британский конвой и потопила транспорт «Упэк». Оторвавшись от судов эскорта, немецкая субмарина предприняла попытку второй атаки с перископной глубины, но, как пишет сам Дёниц «из-за заводского дефекта лодка при погружении неожиданно получила большой дифферент на нос и стремительно пошла в глубину». При этом из аккумуляторов вылился весь электролит, и в полной темноте субмарина опускалась на дно, которое в этом районе находилось на глубине 2500-3000 метров, причем корпус подлодки этой серии «Германия» В-III выдерживал давление лишь на глубине до 60-70 метров.

Лодка опустилась на глубину свыше 90 метров. За это время команде удалось продуть весь балласт и дать задний ход, переложив рули. Затем субмарину как пробку выбросило на поверхность, и она оказалась в центре британского конвоя. Из-за неисправностей лодка потеряла способность к погружению, и под артиллерийским огнем британских кораблей Дёниц отдал приказ покинуть лодку. Лодка затонула, семеро немецких подводников погибло, а остальных подобрал британский миноносец. На этом военно-морская карьера Карла Дёница в Первую мировую войну закончилась.

В лагере для военнопленных офицеров близ Шеффилда Дёниц много размышлял, и как человек практичный хорошо понимал, какое будущее ждет Германию. В результате поражения Германия находилась в глубочайшем экономическом кризисе, и 28-летний моряк знал, чем он быстрее окажется на родине, тем у него больше шансов получить работу. Поэтому Карл симулировал сумасшествие и был отправлен в Германию «по болезни» в первую очередь. Этот поступок вызвал осуждение со стороны его коллег, так как в то время понятие «честь офицера» еще имело определенный вес. Это было наподобие побега Тухачевского, отпущенного на прогулку из немецкого лагеря под честное слово. Вроде бы молодец, утер нос врагу, но осадок остался.

В итоге практичный Карл выиграл, оставшийся, в числе немногих счастливчиков, в кадрах германских ВМФ.

Согласно Версальскому договору Военно-морской флот Германии мог иметь:

6 линкоров (водоизмещением не более 10 000 т.);

6 легких крейсеров (водоизмещением не более 6000);

по 12 эсминцев и миноносцев, а также некоторое количество вспомогательных судов. Подводные лодки и военно-морская авиация были запрещены. Количество моряков ограничивалось 15 тысячами человек. При этом число офицеров не должно было превышать 1 500 человек.

Дёниц, который за годы войны, по его собственным словам, «стал ярым подводником», вынужден был служить на военно-морской базе в Киле, затем командиром торпедного катера на побережье Померании. В 1921 году он получает звание капитан-лейтенанта и через два года возвращается в Киль, в качестве эксперта минно-торпедно-разведывательной инспекции.

В 1924 году Дёниц оканчивает курсы штабных офицеров и переводится в Берлин, в военно-морское командование. Он принимает живейшие участие в работе по воссоздание германского флота, в обход запретительных статей Версальского договора.

В 1927 году сведенья об этом просочились в печать, что вызвало большой скандал и потребовало парламентского расследования. «Скандал Ломана», названный так по имени капитана цур зее Вальтера Ломана, в чьем распоряжение находились секретные денежные фонды вызвал отставку министра обороны, а также стоил поста главе военно-морского командования адмиралу Хансу Адольфу Ценкеру. Новым командующим военно-морскими силами Германии стал адмирал Эрих Редер.

Карл Дёниц, причастный к «делу Ломана», был переведен на Балтику, штурманом крейсера «Нимфа». Когда шум, вызванный скандалом, поутих. Дёница назначают командиром 4-й торпедной полуфлотилии. Ярый служака и трудоголик, Дёниц отличился в маневрах 1929 года и вскоре был переведен в штаб Североморского района. В начале 1933 года Дёниц совершает длительное загранплаванье. Он побывал на Мальте, в Красном море, Индии, Цейлоне, Батавии, Яве, Сингапуре.

Силы, жаждущие реванша, 30 января 1933 года привели к власти Гитлера, и милитаризация страны пошла полным ходом. Война с Британией не за горами, и в 1934 году Карл Дёниц отправляется в Англию, совершенствоваться в английском языке. По возвращению он получает под свое командование легкий крейсер «Эмден», и вновь готовиться к заграничному походу, планируя посетить Японию, Китай, Голландскую Индию и Австралию.

Но летом 1935 года Гитлер отказывается выполнять статьи Версальского договора и подписывает англо-германское морское соглашение, согласно которому Германия обязывалась ограничить свое морское вооружение 35 процентами английского. Для подводных лодок было установлено соотношение в 45 процентов.

И в сентябре 1935 года фрегатен-капитан, что соответствовало званию капитана 2-го ранга в советских ВМФ, Карл Дёниц, вместо заграничного похода, принял под свое командование, только что созданную 1-ю флотилию подводных лодок «Веддиген». Свое название флотилия получила в честь капитан-лейтенанта Отто Веддинга, который, командуя подлодкой «U-9», в сентябре 1914 года потопил три британских крейсера.

Конечно, флотилия возникла не на пустом месте, секретные разработки по созданию подводного флота велись весь период между двумя мировыми войнами. Поскольку вся подготовительная работа была проведена заранее, то после отказа Гитлера от условий Версальского договора, первые немецкие подлодки быстро сошли со стапелей. В сентябре 1935 года Германия уже располагала 11 небольшими подлодками, которые и составили костяк будущего подводного флота третьего рейха.

Дёниц, повышенный в чине до капитана-цур-зее, что соответствовало званию капитана 1-го ранга в советских ВМФ, стал во главе подводных сил рейха. Он именовался фюрером подводных лодок – Fuerer der Unterseebote (FdU), с началом войны его должность была переименована в командующего подводными силами.

Руководство немецких ВМФ, впрочем, как и флотское командование других морских держав, предпочитало уделять внимание строительству крупных корабле, считая подводные лодки малоэффективным оружием.

Но Дёниц, ясно представлял какую роль могут сыграть подводные лодки в предстоящей войне и, разместив свой штаб на плавучей базе «Хай» в Киле, приступил к активной работе по созданию подводного флота.

Обладая боевым опытом в действиях как подводных, так и надводных кораблей, капитан-цур-зее разработал новую тактику применения подлодок. В годы Первой мировой войны субмарины в одиночку нападали на конвои противника, и затем долго уходили от кораблей охранения, не всегда имея возможности повторить атаку. По замыслу Дёница теперь подводные лодки должны были действовать группами, и подобно волчьим стаям нападать на караваны судов. Пока корабли охранения, как сторожевые псы, отгоняли одни лодки, другие, выбирали добычу пожирней, и пускали ее на дно.

Через год создается 2-я флотилия подводных лодок с базой в Киле, на следующий год ещеодна, и в итоге перед Второй мировой войной под командованием фюрера Дёница находилось 7 флотилий, насчитывающих в своем составе 57 подводных лодок разного типа.

К этому времени Британия располагала также 57 подлодками, Франция – 78 субмаринами, у фашистской Италии их было 68 штук, у Японии – 63.

Советский Союз, согласно данным, приведенным в книге Адмирала флота Н. Г. Кузнецова «Курсом к победе», к лету 1941 года имел: на Балтике – 20 подлодок, на Черном море – 47, на Северном флоте – 15 субмарин. Еще какое-то количество подлодок находилось на Тихоокеанском флоте, откуда 6 субмарин с началом войны были отправлены на Северный флот.

3 сентября 1939 года Англия и Франция объявили войну Германии, а уже 4 сентября командир «U-48» Герберт Шульце у берегов Шотландии отправил на дно корабль «Ройял Септр», который стал первым из 2603 (по другим данным 2759) кораблей союзников потопленных немецкими субмаринами. «Ройял Септр» открыл личный счет Шульце, который за войну потопил 26 судов, общим водоизмещением 171 122 т., и стал шестым по результативности подводником третьего рейха.

Но на самом деле первым пострадавшем судном стал английский лайнер «Атения» торпедированный 3 сентября в 9 часов вечера в двухстах милях к западу от Гебридских островов. На судне находилось 1400 пассажиров, из которых погибло 112 человек, в том числе 28 американцев.

Гибель «Атении» вызвала серьезную озабоченность командования военно-морского флота и лично Гитлера. Смерть граждан США могла привезти к вступлению в войну Соединенных Штатов, что Гитлер считал преждевременным, а адмиралы, лучше представляющие экономическую мощь США, крайне нежелательным.

И вообще подводные лодки против торговых судов должны были действовать соответственно правилам призового права, заключенного в 1936 году в Лондоне и положений Гаагской конвенции. Согласно этим правилам судно должно быть остановлено и подвержено досмотру, вследствие его национальной принадлежности или характера груза допускалось потопление судна, при этом подводная лодка должна была обеспечить безопасность экипажа, причем априори считалось, что спасательных шлюпок самого суда недостаточно.

Немцы официально заявили, что не имеют к гибели «Актинии» ни какого отношения, а затем нагло обвинили англичан в потоплении собственного лайнера, с тем, чтобы спровоцировать вступление в войну США. Но «Актинию» пустила на дно субмарина «U-30» под командованиемобер-лейтенанта Лемпа.

Вернувшуюся на базу «U-39» встречал Дёниц, который на самолете доставил Лемпе в Берлин.Дело решили хранить в строжайшей тайне. Все записи в вахтенном журнале были уничтожены по личному указанию Дёница. Командира субмарины, вместе с частью экипажа, взяв подписку о неразглашении, перевели на подлодку «U-110», которая погибла 9 мая 1941 года.

Довольно быстро о правилах борьбы против торговых судов воюющие стороны забыли, так как останавливать торговые суда идущие в плотном охранении было чистым самоубийством. Да и одиночные суда успевали радировать о всплывшей субмарине противника, и вызывали корабли и самолеты противолодочной авиации, и подлодка из охотника превращалась в добычу. Поэтому, вместо замысловатых статей благородных конвенций подводники руководствовались простым и ясным принципом: — «Топи всех».

Немецкая подводная лодка U-218 выходит из Киля

В результате действий немецких подлодок против торгового судоходства за период с 3 сентября 1939 года по 28 февраля 1940 года было потоплено 199 судов общим водоизмещением 701 985 тонн.

В октябре 1939 года за успешно спланированную и проведенную операцию в Скапа-Флоу Дённиц становится контр-адмиралом.

Скапа-Флоу, прекрасная гавань у берегов Шотландии с акваторией свыше 120 квадратных миль была главной базой британского королевского флота. Гавань тщательно охранялась, но подводной лодке «U-47» под командованием капитан-лейтенанта Гюнтера Прина в ночь с 13 на 14 октября 1939 года удалось найти проход в боновых заграждениях, и торпедировать линкор «Ройял Ок» водоизмещением 30 тысяч тонн. Через 23 минуты линкор развалился на части и затонул. Из 1 280 членов экипажа погибло 834 человека во главе с командующим флотом метрополии адмиралом Блэнгроувом.

Благополучно вернувшуюся домой подлодку встречал сам глава Кригсмарине гросс-адмирал Редер, который вручил каждому члену экипажа Железный крест 2 класса. Команду и ее командира принял Гитлер, лично наградивший Прина Рыцарским крестом. Впоследствии подводники стали награждаться Рыцарским крестом, когда общий тоннаж потопленных ими судов достигал 100 тысяч тонн.

Прин, в чьем послужном списке уже числились торпедированные французский пароход и два английских торговых судна, стал героем рейха. Но в марте 1941 года британские глубинные бомбы прервали карьеру этого удачливого подводника, потопившего с начала войны 28 судов.

Подвиги подводников Кригсмарине, благодаря усилиям Дёница, геббельсовская пропаганда превозносила наряду с ассами Геринга. Дёниц, которого подводники «за глаза» звали «папа Карл», проявлял поистине отеческую заботу о своих подчиненных. Он старался встречать каждую лодку, вернувшуюся из похода, ходатайствовал о награждениях отличившихся, отправлял подводников на отдых в лучшие санатории. И хотя сам адмирал вел вполне размеренную жизнь, подчиненную строгой самодисциплине, он не имел ни чего против шумных пирушек вернувшихся моряков.

Влияние Дёница, благодаря успехам подводного флота заметно выросло. Не будучи членом нацистской партии, он фактически разделял национал-социалистические убеждения и являлся ярым сторонником Гитлера. Радость от успехов омрачало лишь производство подводных лодок – две штуки в месяц.

Летом 1940 года в связи с падением Франции подводный флот рейха получил новые базы, расположенные гораздо ближе к коммуникациям британского флота. И потери англичан заметно возросли – в июне 1940 года – 58 кораблей (284113 т), в июле – 38 (195825 т), в августе – 56 (267618). Всего за семь месяцев Британией было потеряно 343 корабля общим водоизмещением 1754501 тонн.

Торговые суда, перевозившие десятки тонн груза, созданного усилиями тысяч рабочих оказались беспомощными перед «волчьими стаями». Самолеты, танки, пушки, стрелковое оружие, военное снаряжение, горючие, тысячи тонн продовольствия в считанные минуты шли на дно благодаря одному удачному торпедному залпу. С такими потерями Великобритании грозила катастрофа.

После войны Уинстон Черчилль писал: «Единственная вещь, которая по настоящему тревожила меня в ходе войны – это опасность, исходящая от немецких подводных лодок. Дорога жизни, проходившая через границы океанов, находилась в опасности».

Во время заседаний Нюрнбергского трибунала многие подводники прибыли, чтобы выступить в защиту Деница. Одним из них был капитан 1 ранга Винтер, бывший командир 1-й флотилии подводных лодок. Он подготовил письмо, которое подписали многие командиры лодок. Бывшие офицеры призывали суд следовать велениям «человеческой и воинской совести». В письме говорилось, что гросс-адмирал Дениц никогда не отдавал приказа убивать моряков с торпедированных судов. Он только приказал командирам лодок после атаки оставаться под водой, чтобы уклониться от вражеских противолодочных сил. «В течение 5 лет самой жестокой войны мы узнали, что за человек Дениц. Никогда он не требовал от нас чего-то бесчестного.»

Свои десять лет гросс-адмирал отбыл в Шпандау «от звонка до звонка». Выйдя на волю, он разыскал жену, выхлопотал себе адмиральскую пенсию и зажил безбедно, пописывая мемуары. В последующие годы вышли его книги: «Десять лет и двадцать дней» (1958), «Моя захватывающая жизнь» (1963). «Германская военно-морская стратегия во 2-ой мировой войне» (1968).

Он ни в чем не раскаялся – скандалил, требуя от немецкого правительства похоронить себя с воинскими почестями. После смерти жены в 1962 году, Дёниц стал ярым католиком и зачастил в церковь. Престарелый адмирал умер в возрасте 89 лет в местечке Аумюль близ Гамбурга, известное тем, что здесь провел последние годы «железный канцлер» Отто Бисмарк.

В последний путь гитлеровского гросс-адмирала провожали такие же обломки третьего рейха.

После второй мировой войны Черчилль высказал как-то такую мысль, что если бы немцы все поставили на одну карту, а именно на подводную войну, то Англия могла бы и проиграть ее. Адмирал сэр Эндрю Каннингем подтверждал, что если бы немцам удалось выиграть битву за «Western Approaches», то его страна могла бы проиграть войну. Что еще раз подтверждает правоту гросс-адмирала Карла Деница.

Воспитанник кайзеровского ВМФ, выходец из буржуазно-консервативной семьи, Дениц был не в состоянии даже подумать о том, что глава государства склонен к преступлениям, что он даже сам приказывает их совершать. Из лучших побуждений он требовал от своих офицеров и матросов, часто переходя в пафос, обязательной верности фюреру, государству, требовал не жалеть своей жизни за родину. Исходя из принципа главенства политики, он продолжал пребывать в убеждении, что ведение войны — это дело солдата, а когда ее начинать и заканчивать — это вопросы политического руководства.

http://www.warfleet.ru/doniz.html

Библиография:

Бишоп К. Подводные лодки Крисмарине 1939 – 1945. Справочник-определитель флотилий. /Пер. с англ./ — М.: Эксмо, 2007.

Дёниц К. Подводный флот рейха. /Пер. с немец./ – Смоленск: Русич. 1999.

Залесский К. А. Вожди и военачальники третьего рейха. Биографический энциклопедический словарь. – М.: Вече, 2000.

Залесский К. А. Кто был кто в Первой мировой войне. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003.

Кузнецов Н. Г. Курсом к победе. – М.: «ОЛМА-ПРЕСС Звездный мир», 2003.

Митчем С., Мюллер Дж. Командиры «Третьего рейха». /Пер. с англ./ - Смоленск: Русич, 1997.

Ширер У. Крах нацистской империи. /Пер. с англ./ — Смоленск: «Русич», 1999. Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

КАРЛ ДЁНИЦ

Адмирал Дёниц создавал подводный флот Германии и тактические приемы, позволившие германским подводникам поставить под угрозу транспортные перевозки Англии и США.

Дёниц родился 16 сентября 1891 года в Грюнау, недалеко от Берлина. Младший сын инженера?оптика Эмиля Дёница из фирмы Карла Цейса в Йене, он рано остался без матери. После гимназии и реального училища юноша в 1910 году поступил в Имперское военно?морское училище в Киле. В 1912 году его перевели в военно?морское училище в Мюрвике, затем для окончания обучения назначили вахтенным офицером легкого крейсера «Бреслау» и осенью 1913 года произвели в лейтенанты. Во время Балканского кризиса «Бреслау» участвовал в блокаде Черногории. К началу мировой войны крейсер находился на Средиземном море, с отрядом Сушона прорвался на Черное море и вошел в состав турецкого флота. Когда в июле 1915 года «Бреслау» подорвался на русской мине у Босфора и встал на ремонт, лейтенант в качестве летчика и воздушного наблюдателя участвовал в боевых действиях у Галлиполи. В феврале 1916 года его произвели в обер?лейтенанты, а летом послали переучиваться на подводника.

С 1 октября 1916 по январь 1917 года Дёниц проходил подготовку в Германии. Затем его направили на Адриатическое море. На подводной лодке U?39 капитан?лейтенанта Вальтера Фольстмана Дёниц хорошо себя зарекомендовал и был откомандирован в Киль на курсы командиров подводных лодок. В январе 1918 года его назначили командовать на Средиземном море UC?25, минным заградителем, который можно было использовать и в торпедном варианте. В первом походе молодой командир потопил пароход, затем проник на рейд порта Аугуста (Сицилия) и торпедировал итальянский угольщик. На обратном пути лодка села на мель, и пришлось просить помощи австрийцев. Тем не менее кайзер наградил моряка орденом Дома Гогенцоллернов. После ремонта в июле Дёниц поставил мины у острова Корфур и торпедами атаковал 4 судна, из которых одно выбросилось на берег, а другие, вероятно, потонули. Наблюдать их гибель моряк не мог: приходилось уходить от эскорта, которым англичане сопровождали конвои.

В награду за успешное крейсерство Дёница назначили командовать более современной UB?68. 4 октября 1918 года командир атаковал британский конвой, потопил транспорт «Упэк», но при погружении из?за неопытности экипажа лодка провалилась на глубину свыше предельной. Дёниц приказал продуть цистерны, поставить рули в горизонтальное положение и дать ход. Лодку выбросило на поверхность в центре конвоя, где ее атаковали британские эсминцы. Погрузиться не удалось (кончился сжатый воздух). Обер?лейтенант приказал экипажу оставить лодку и затопить ее. Большинство экипажа подобрали английские корабли.

Чтобы быстрее вернуться на родину, попавший в лагерь для офицеров в Ридмайере у Шеффилда Дёниц симулировал сумасшествие настолько натурально, что лагерное начальство поверило и репатриировало его. В июле 1919 года обер?лейтенант вернулся в Германию и служил на военно?морской базе в Киле. Дёниц оказался одним из немногих прежних офицеров, остававшихся на небольшом немецком флоте, существовавшем в дозволенных Версальским договором пределах. Так как договор запрещал Германии иметь подводные лодки, в 1920 году Дёниц стал командиром миноносца T?157 в Свинемюнде (Померания), в 1921 году был произведен в капитан?лейтенанты. Через два года он вернулся в Киль экспертом минно?торпедно?разведывательной инспекции, участвовал в разработке новой глубинной бомбы.

Осенью 1924 года, после окончания курсов штабных офицеров, Дёница направили в Берлин. Он участвовал в разработке нового военно?морского устава и положения о воинских преступлениях. В 1928 году Дёниц продолжил службу штурманом крейсера «Нимфе» на Балтике, в ноябре был назначен командиром 4?й миноносной полуфлотилии. Располагая 4 миноносцами, моряк на маневрах отрабатывал тактические приемы, подобные последующим действиям подводных лодок. На осенних маневрах он отличился, «разгромив» конвой условного противника, и обратил на себя внимание контр?адмирала Вальтера Гладиша, который руководил тайной подготовкой подводной войны. С конца 1930 по 1934 год Дёниц служил в Вильгельмсхафене, занимался внутренней безопасностью. В начале 1933 года командированный в британские и голландские колонии моряк побывал на Мальте, Красном море, в Индии, на Цейлоне, в Батавии на Яве, в Сингапуре. В октябре его произвели в фрегаттен?капитаны. В 1934 году Дёниц совершенствовал английский язык в Англии, а по возвращении стал командиром легкого крейсера «Эмден».

После прихода к власти Гитлера с его планом немедленного начала военно?морской экспансии Дёниц вернулся в подводный флот. 1 февраля 1935 года фюрер приказал начать строительство подводных лодок, через 6 недель отказался соблюдать статьи Версальского договора. 8 июня Дёница назначили «фюрером подводных лодок». Он возглавил 1?ю подводную флотилию, которая к сентябрю насчитывала 11 малых подводных лодок. 1 октября моряка произвели в капитаны цур зее.

Опираясь на собственный опыт, а также на зарубежные труды по стратегии подводного флота, Дёниц по сути создал немецкую теорию ведения подводной войны. Он сам руководил конструированием подводных лодок, заботился о совершенствовании двигателей, писал руководства по обучению моряков?подводников. У него были две основные военные концепции. Во?первых, Дёниц убеждал вышестоящих начальников, что главной целью подводных лодок должны быть не военные, а торговые суда, чтобы нарушать снабжение противника. Вторая концепция, сыгравшая особенно значительную роль в ведении подводной войны, сводилась к тому, что подводники должны действовать устойчивыми группами, которые Дёниц называл «волчьи стаи». По его настоянию началась постройка подводных лодок 7?й серии, пригодных для действий в океане. Деятельность Дёница поддерживал командующий флотом Ральф Карле. Однако адмирал Редер, сторонник крейсерской войны против Великобритании, писал отрицательные резолюции на записках Дёница, утверждавших, что подводные лодки способны выиграть войну.

Дёниц поставил целью создать флот из 300 лодок, но эту работу замедляла ограниченность ресурсов стали, на которые претендовали также обычный флот и армия. К началу Второй мировой войны у Дёница было всего 56 лодок, из которых меньше половины могли вести боевые действия в Атлантическом океане. Тем не менее уже к концу сентября потери союзного тоннажа достигли 175 тысяч тонн, а U?47 Гюнтера Прина по плану Дёница в ночь на 14 октября потопила линкор «Ройал Оук» в гавани Скапа Флоу. Встречавший лодку гросс?адмирал Редер прямо на пирсе произвел Дёница в контр?адмиралы.

Верфи выпускали лишь 2 подводные лодки в месяц. Не вернувшиеся из похода субмарины нечем оказалось заменить. В октябре потопленный тоннаж составил 125 тысяч тонн, в ноябре - 80 тысяч тонн и в декабре - 125 тысяч тонн. Общие потери судов союзников составили до 31 марта 1940 года 343610 тонн, что Великобритания, располагавшая тоннажем в 24 млн. тонн и спускавшая 200 тысяч тонн судов ежемесячно, могла выдержать. Использование подводных лодок в норвежской операции и неполадки со взрывателями торпед уменьшили в апреле потопленный тоннаж до 80 тысяч тонн. Только когда после падения Франции подводные лодки Дёница стали выходить из французских портов, время их боевого патрулирования увеличилось и резко возрос уничтожаемый тоннаж, составив за 7 месяцев 343 судна водоизмещением 1 млн. 754 тыс. 501 тонна, что уже начало угрожать безопасности Великобритании, которая не успевала компенсировать потери.

В августе 1940 года вице?адмирал Дёниц перенес штаб?квартиру в Париж, откуда было удобнее руководить подводниками. Он вел скромную, размеренную жизнь, заботился о быте моряков, встречал их после походов, давал возможность отдохнуть и снять нервное напряжение, за что его любили и называли «Папа Карл» или «Лев».

Лишь к концу 1940 года число выпускаемых ежемесячно подводных лодок возросло с 2 до 6. На 1 сентября 1941 года еще насчитывалось только 57 подводных лодок, считая негодные. Англичане же организовали охрану конвоев, начали использовать противолодочные самолеты дальнего действия, и потери германских подводников стали расти.

Дёниц полагал, что войну можно выиграть, если топить суда большим тоннажем, чем противник в силах строить. Он упорно сопротивлялся предложению Гитлера часть подводных лодок перевести в Средиземное море, ибо знал, что они не смогут вернуться из?за сильных западных течений в Гибралтарском проливе. Когда все же пришлось 10 субмарин направить на Средиземное море, это ухудшило возможность проведения операций в Атлантике. Тем не менее подводники и другие военные силы топили судов больше, чем строили канадские и британские верфи.

Объявление Гитлером войны США после Пёрл?Харбора резко ухудшило положение Германии, ибо германский флот не был в состоянии справиться с мощью американской промышленности. Тем не менее, Дёниц сделал все, что возможно, для усиления сопротивления. Сфера деятельности немецкого подводного флота расширилась. Американцы не продумали систему защиты своего судоходства. Уже 15 января 1942 года Дёниц приказал уничтожать американские суда у берегов Америки; к 10 мая были потоплены 303 судна (2015252 тонны). Но в июле американцы начали формировать конвои. Отправка части лодок к берегам Норвегии в начале 1943 года привела к тому, что у американских берегов одновременно действовали лишь 10–12 субмарин. Дёниц чувствовал свое бессилие, и Гитлер в утешение произвел его в марте 1942 года в адмиралы. Когда Редер оставил службу, Гитлер 30 января 1943 года назначил Дёница главнокомандующим кригсмарине с чином гросс?адмирала. Сверх того, моряк продолжал отвечать за развитие немецкого подводного флота на новом этапе войны. Теперь преимущество на море и на суше перешло к союзникам. Подводные лодки стали обнаруживать с помощью радаров, союзники научились раскрывать немецкие шифры и определять места расположения «волчьих стай».

Дёниц переехал в Берлин. Он отговорил Гитлера от истребления надводного флота и старался использовать корабли, чтобы препятствовать хотя бы части кораблей английского флота. Но все же он больше продолжал руководить действиями подводников, которыми теперь командовал адмирал Эберхард Гот. В марте 1943 года «волчьи стаи» потопили 120 судов (627300 тонн), потеряв 11 лодок, и Гитлер наградил гросс?адмирала Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту. Но потери подводников росли из?за действий корабельной и базовой авиации американского и английского флотов на выходившие в море и возвращающиеся лодки. В мае германские подводники потопили 56 судов, но и сами лишились 41 субмарины.

В последние годы войны Дёниц старался строить как можно больше подводных лодок и использовать их в районах, где операции были менее опасны, но приводили к хорошим успехам (Карибское море, район Азорских островов). Он торопил развитие научных исследований, пытался противопоставить усилиям союзников шноркели, позволявшие подводным лодкам заряжать аккумуляторные батареи под водой. Продолжалось усовершенствование двигателей и торпедных систем. Но лодки 21?й серии, способные, по мнению главнокомандующего добиться победы, начали вступать в строй слишком поздно. Немецкие подводники, которые почти выиграли битву за Атлантику в 1942 году, в следующем - уже не смогли эффективно ограничить грузопотоки через океан. Они стали топить меньше торговых судов, чем теряли лодок. Неудачей и большими потерями окончилась попытка атаковать союзные силы, осуществлявшие высадку в Нормандии. Дальнейшие попытки массированно использовать субмарины уже не могли принести успех. Из 820 лодок, участвовавших в «битве за Атлантику» с 1939 года погибли 781, из 39 тысяч подводников - 32, главным образом в конце войны.

Несмотря на поражения германских войск, Дёниц оставался сторонником Гитлера, оправдывал все его решения и временами выступал с пропагандистскими заявлениями в духе Геббельса. Он присутствовал на последнем дне рождения Гитлера. Видимо, потому фюрер перед смертью и назначил Дёница своим преемником в должности канцлера. 2 мая гросс?адмирал обосновался в кадетском корпусе в Мюрвике под Фленсбургом, старался быстрее прекратить войну с Западом и как можно больше немцев вывезти морем из зоны советского влияния. 23 мая 1945 года он был арестован. При проверке интеллектуального коэффициента его индекс составил 138, приближаясь к индексу гения.

Как преемник Гитлера Дёниц предстал перед судом. Союзные эксперты признавали, что американский флот вел тотальную подводную войну с самого начала и что потопление нейтральных судов в зоне, объявленной опасной, не является преступлением. Судья признал невиновность Дёница по всем пунктам обвинения. Сам гросс?адмирал ссылался на то, что действовал по приказу. В конце концов он получил 10 лет тюремного заключения - самый мягкий из вынесенных в Нюрнберге приговоров. Срок он отбывал в Шпандау. После освобождения 1 октября 1956 года Дёниц выхлопотал адмиралтейскую пенсию и жил с супругой в достатке. После смерти 2 мая 1962 года жены он жил в Аумюле один. Почти все время моряк посвятил писательской деятельности, написав книги «10 лет и 20 дней» (1958), «Моя захватывающая жизнь» (1968), «Германская военно?морская стратегия во Второй мировой войне» (1968). Он скончался 24 декабря 1980 года в Аумюле и 6 января 1981 года был похоронен. При погребении присутствовали ветераны - товарищи по оружию.

Из книги История Франции глазами Сан-Антонио, или Берюрье сквозь века автора Дар Фредерик

Третий урок: Дагобер. Карл Мартелл. Пипин Короткий. Карл Великий Белое вино кассис придало блеска глазам Берюрье.- А после Хлодвига? - спрашивает он.Надо же, история интересует его всё больше.- После Хлодвига, Толстяк, в королевстве пошёл раскол. У Хлодвига было четверо

Из книги История Англии автора Остин Джейн

Карл I Сей добропорядочный монарх, судя по всему, был рожден терпеть несчастья, равные тем, которые выпали на долю его бабки; несчастья, коих он совсем не заслужил, поскольку был лишь ее потомком. С уверенностью можно сказать, что никогда прежде не набиралось в Англии

Из книги Энциклопедия заблуждений. Третий рейх автора Лихачева Лариса Борисовна

Из книги 100 великих полководцев Второй мировой автора Лубченков Юрий Николаевич

Дениц Карл (16.09.1891-24.12.1980) – немецкий государственный и военно-политический деятель, гросс-адмирал (1943)Карл Дениц родился 16 сентября 1891 года в Грюнау под Берлином, в семье инженера-оптика Эмиля Деница, работавшего в знаменитой фирме Карла Цейса. Дети рано остались без

Из книги Фюрер как полководец автора Дегтев Дмитрий Михайлович

Гитлер и Дёниц Тем временем в конце 1942 г. наметился перелом в войне на море. Перед Новым годом германский надводный флот провел свою последнюю крупную операцию. Эскадра в составе карманного линкора «Лютцов», тяжелого крейсера «Хиппер» и нескольких эсминцев атаковала в

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Карл III Бурбон - Карл V Габсбург Карл III из династии Бурбонов не был римским императором, но, так же как и Карл V, был королем Испании и Неаполя. 1716 Рождение Карла Бурбона 1500 Рождение Карла Габсбурга 216 Отцами обоих Карлов были испанские короли по имени Филипп. 1735 Карл

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

3. Иоанн VIII, папа, 872 г. - Смерть императора Людовика II. - Сыновья Людовика Немецкого и Карл Лысый ведут борьбу из-за обладания Италией. - Карл Лысый, император, 875 г. - Упадок императорской власти в Риме. - Карл Лысый, король Италии. - Германская партия в Риме. -

Из книги 100 великих адмиралов автора Скрицкий Николай Владимирович

КАРЛ ДЁНИЦ Адмирал Дёниц создавал подводный флот Германии и тактические приемы, позволившие германским подводникам поставить под угрозу транспортные перевозки Англии и США.Дёниц родился 16 сентября 1891 года в Грюнау, недалеко от Берлина. Младший сын инженера?оптика Эмиля

Из книги Немецкие субмарины в бою. Воспоминания участников боевых действий. 1939-1945 автора Бреннеке Йохан

Глава 27 Дёниц и подводные лодки Вальтера Оперативная сводкаНовый год возвестил начало гонки со временем. Так или иначе необходимо было выиграть время до той поры, когда войдут в строй электрические подводные лодки.Производственная программа проводилась в жизнь весьма

Из книги Нюрнбергский дневник автора Гилберт Густав Марк

Дёниц Дёниц обвиняется по разделам первому, второму и третьему Обвинительного заключения. Будучи офицером с 1918 года, в 1935 году он стал командующим первой флотилии подводных лодок, в 1936 году он стал командующим подводным флотом, в 1940 году получил чин вице-адмирала, в 1942

Из книги Альфред Йодль. Солдат без страха и упрека. Боевой путь начальника ОКВ Германии. 1933-1945 автора Юст Гюнтер

Президент Дениц обращается к немецкому народу 1 мая 1945 года гросс-адмирал Дениц обращается по радио к немецкому народу со следующей речью: «Немецкие мужчины и женщины! Солдаты вермахта! Наш фюрер, Адольф Гитлер, погиб. Немецкий народ в глубокой скорби и уважении

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Отто Дениц, Карл (Doenitz) (1891–1981), гросс-адмирал, командующий военно-морским флотом Германии с 1943, преемник Гитлера (май 1945), создатель и руководитель подводного флота Германии. Родился 16 сентября 1891 в Грюнау, близ Берлина, в семье инженера-оптика, работавшего в фирме Карла

Из книги Нацизм. От триумфа до эшафота автора Бачо Янош

Адмирал Дениц играет в правительство во Фленсбурге В половине одиннадцатого вечера 1 мая 1945 г. гамбургское радио ошеломляет мир следующим странным известием: «Из ставки фюрера сообщают, что наш Адольф Гитлер, ведя на своем командном посту борьбу против большевизма до

Из книги Морские волки. Германские подводные лодки во Второй мировой войне автора Франк Вольфганг

Глава 8 ДЁНИЦ СМЕНЯЕТ РЕДЕРА (декабрь 1942-го – февраль 1943 г.) К концу 1942 года пошла уже отливная волна в Сталинграде и Северной Африке, но успехи подводных лодок в борьбе против конвоев противника продолжались. Команды подводных лодок вступили в четвертый год войны с

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх