Существование и единосущность аллаха. السَّمِع аль-Сами" - Всеслышание

Абу Ханифе во время учёбы под руководством своего наставника Хаммада приснился удивительный сон: кабан усердно рыл и расшатывал ствол большого дерева. Вдруг прямо на кабана упала ветка. Взвизгнув от боли, животное отскочило. И тотчас вместо кабана оказался человек. Он пошёл под дерево, чтобы воздать мольбу Всевышнему.

Нуман (так звали Абу Ханифу) отправился к Хаммаду, чтобы тот растолковал ему сон. Он нашёл учителя в глубокой задумчивости. «Я получил послание правителя явиться к нему, – начал свой рассказ опечаленный факих. – К правителю пришла группа людей, утверждающих, что Всевышний Аллах не существует. Они просят, чтобы к ним прислали одного из наших учёных, который бы доказал им существование Всевышнего Творца. Правитель назначил время и место. Мы должны доказать существование того, что невидимо для глаз и неосязаемо для рук. Боюсь, что это может вызвать смуту, и поэтому меня охватили волнение и тревога».

Хаммад сказал ему: «Да ниспошлёт Аллах на тебя Свою благодать, отправляйся и поговори с ними». Нуман отправился к безбожникам. Он сказал людям, что крупный учёный-богослов не пришёл ради незначительного вопроса, а отправил своего ученика. И дополнил, что с помощью Всемогущего Аллаха он даст им полноценные ответы.

«В каком году родился твой Господь?» – задали свой первый вопрос безбожники. Нуман ответил: «Мой Аллах не был рожден и у Него не было родителей. В Коране есть аят с таким смыслом: «Он не был рожден и не родил ». «В таком случае, – продолжали безбожники, – с каких пор существует ваш Аллах?» Нуман снова ответил: «Наш Господь существовал всегда, Он был до создания времён. Для Него не существует ни начала, ни конца ». «Чтобы мы поняли твои ответы, приведи убедительные доводы», – не унимались спорщики. Тогда Нуман спросил: «Какая арифметическая цифра есть перед цифрой четыре?» Они ответили: «Три». «А перед цифрой три?» – снова спросил будущий имам Абу Ханифа. Они ответили, что перед цифрой три есть два, а перед двойкой – единица. «А какая цифра есть перед единицей?» – задал свой последний вопрос Нуман. Безбожники ответили, что перед единицей нет никакой арифметической цифры. «Если перед единицей не существует ничего, то что же может быть до единого Аллаха, сотворившего весь этот мир и все творения? Поистине, наш Аллах предвечный, истинно существующий ». Безбожники снова спросили: «Куда смотрит ваш Аллах?» Нуман ответил: «Если мы зажжём свечу, то куда будет направлен свет её пламени?» Они ответили, что свет пламени свечи распространяется во все четыре стороны. «Что же тогда говорить о Господе, сотворившем и освещающем небеса и земли? » Неопровержимые ответы Нумана привели группу атеистов в изумление.

Человек - одно из почтённых творений Аллаха. Он создан из земли и возвращается в неё, чтобы потом воскреснуть и вернуться к своему Создателю: «На ней вы будете жить, на ней будете умирать и из неё будете выведены» (сура 7 «Ограды», аят 25).

Согласно Корану, сотворение человека проходило в два этапа.

1) На первом этапе был создан общий предок всего человечества - Адам. Аллах сотворил его из глины, придал ему человеческое обличье, а потом вдохнул в него дух и наделил его разумом. Адам появился на свет без родителей, а из его левого нижнего ребра была создана его жена - Хавва (библ. Ева). Они поселились в Раю, где им было позволено вкушать любые блага, но не приближаться к одному-единственному дереву. Но шайтан соблазнил их, и они отведали плодов того дерева, ослушавшись своего Господа. Осознав свой грех, Адам и Хавва покаялись, и Аллах простил их, но низвёл на Землю для того, чтобы они вместе с их потомками прошли через испытание и вернулись к Нему.

2) Второй этап сотворения человека - умножение рода человеческого и сотворил человека из сгустка крови (аль-Аляк 2 аят). Вопреки бытовавшим в средневековье представлениям о том, что зародыш возникает из крови матери, Коран утверждает, что в процессе зачатия участвуют жидкости обоих родителей: «Мы создали человека из смешанной капли» (сура 76 «Человек», аят 2). Дальнейший процесс развития человеческого эмбриона подробно описывается в Коране: «Потом Мы поместили его каплей в надёжном месте. Потом Мы создали из капли сгусток крови, потом создали из сгустка крови разжёванный кусочек, потом создали из этого кусочка кости и потом облекли кости мясом. Потом Мы вырастили его в другом творении» (сура 23 «Верующие», аяты 13–14).

Аллах создал человека совершенным, наделив его прекрасным обликом, разумом, знаниями и многочисленными способностями: «Мы сотворили человека в прекраснейшем облике» (сура 95 «Смоковница», аят 4). Он наделён физической красотой и может пользоваться своими руками, глазами, ушами. Он умеет разговаривать и читать, писать и запоминать, изобретать орудия труда и открывать законы природы. Он отличается природной склонностью к справедливости и ценит высокие нравственные качества и добродетели.

Еще один пример уникальности человека и мудрости Вс. Аллаха: во всех мужских и женских клетках присутствуют хромосомы и гены. Внутри клетки есть крошечное ядро, заключающее в себе гены. Гены – это главный фактор, влияющий на особенности каждого живого существа, в том числе и человека. Цитоплазма же, находящаяся в клетках органов размножения, является феноменальной субстанцией, состоящей из различных химических соединений и окружающей со всех сторон хромосомы и гены. Индивидуальные особенности всех людей, живущих на земном шаре, включая психологические, расовые особенности, цвет кожи зависят от этих генов, которые столь малы, что, если их собрать вместе, они не заполнят даже наперстка или чашечки цветка. Прекрасно, но как же получается, что этот так называемый ген способен скрывать в себе особенности и свойства такого огромного количества людей, и как это получается, что в таком крохотном пространстве ему удается сохранять совершенно разные психофизиологические особенности людей? Построение системы из крохотных, невидимых, даже через микроскоп, нескольких миллионов атомов, образующих гены, управление этими системами может быть результатом деятельности только Всезнающего и Всемогущего Творца. Другим теориям и умозрениям не может быть места». Священный Коран так объясняет эту истину:



«Создание небес и земли, различие в ваших языках (несмотря на то, что все вы имеете одно происхождение) и цвета кожи, поистине, все это - из Его знамений и чудес». (Сура «Ар-Рум» 30/22).

Вера в 99 имен Вс. Аллаха.

У Всевышнего Аллаха - самые прекрасные имена.

Все «имена существительные» и «имена прилагательные», которыми Всевышний Аллах Себя именует, называются «Асмау’ль-Хусна» или «Прекраснейшие Имена Аллаха». У Аллаха самые красивые Имена. Ибо Он является Обладателем всех достоинств и совершенств. Его Имена – это Священные слова, выражающие величие высшей степени и абсолютное совершенство.

В Священном Коране и достоверных хадисах упоминается весьма значительное количество Его Имен. Раб Божий, знакомясь с этими именами, познает Аллаха. Всевышний Господь велит в Священном Коране, чтобы мы обращались к Нему со своими молитвами, используя Его красивейшие Имена.



Перечисляя 99 имен Аллаха человек для себя определяет 3 степени:

1) Знание имен Вс. Аллаха и их перечислять;

2) Знание имен Вс. Аллаха и знание их значений;

3) Знание имен Вс. Аллаха и взывание к именам во время дуа.

Риваят от Абу Хурейры: «ПМ(сав) сказал: «У Аллаха есть 99 имен, которые мы упоминаем в дуа. Кто учит и читает их, тот войдет в Рай».

Список Прекрасных Имен не ограничивается 99-ю Именами. У Него есть и другие Имена, упомянутые в хадисах и аятах. Просто это наиболее широко распространенные, известные Имена Аллаха. Их называют еще «посчитанными Именами». В одном хадисе, который пересказали Тирмизи и Ибн Маджа каждое из 99-и Имен Аллаха было перечислено и сосчитано.

1) АЛЛАХ – это величайшее из Его имен, оно заключает в себе смысл всех остальных имен и атрибутов. Это имя собственное, и оно не произошло от какого-либо корня.

2) АР-РАХМАН - подразумевает божественную милость, касающуюся всех, независимо от веры и праведности.

3) АР-РАХИМ - оно подразумевает милость Аллаха к верующим преимущественно в Судный день, когда Он, простив их грехи, облагодетельствует их Раем.

4) АЛЬ-МАЛИК (Властелин, Владыка) - абсолютный и безграничный властелин и владыка всего сущего.

5) АЛЬ-МУТАКАББИР (Всевеличайший) – превосходящий все творения, обладатель истинного величия.

6) АЛЬ-ХАЛИК (Определяюще-Творящий) Только Аллах является творцом всего сущего.

7) АЛЬ-БАРИ (Дарующий бытие после небытия) Только Аллах дарует бытие после небытия

8) АЛЬ-МУСАВВИР (Формирующе-Творящий) ….

Имена Аллаха можно классифицировать таким образом:

1. Имена, свидетельствующие о существовании Сущности Аллаха;

2. Имена, свидетельствующие об особом «обязательном существовании» Сущности Всевышнего Аллаха, как, например:«Аль-Кадим» (Безначальный), «Аль-Азали» (Извечный), «Аль-Абади» (Вечный, Неизменный), «Аль-Бакы» (Бесконечный), «Ад-Даим» (Бесконечный).

3. Имена буквальные, как, например, «‘Аль-‘Алим» (Всезнающий), «АльКадир» (Всемогущий), «Аль-Хай» (Вечно Живой), «Ас-Сами‘» (Всеслышащий), «Аль-Басыр» (Всевидящий).

4. Имена метафорические, например, «Аль-Авваль» (Первый), «Аль-Ахир» (Последний), «Аз-Захир» (Тот, чье существование очевидно), «Аль-Батын» (Тот, чья Сущность скрыта).

5. Имена Аллаха, свидетельствующие о Его Совершенстве и отрицающие недостойное Его Сущности, как, например, «Аль-Куддус» (Не имеющий недостатков), «Ас-Салям» (Безукоризненный, Совершенный).

6. Имена, не свидетельствующие о Сущности Аллаха, а описывающиего Его Божественные Деяния, такие, как например: «Аль-Халик» (Создатель), «АрРаззак» (Дающий блага и пропитание).

Зати» сыфаты Вс. Аллаха.

Рассмотрим 6 сыфатов «Зати»:

1) Аль-Вуҗуд (الوجود) – Бытие: Вс.Аллах существует, Его небытие невозможно . Всевышний Аллах существует всегда, и Его Воля присутствует везде.

2) Аль-Кыдам (القدم) – Безначальность: Аллах Вечен без начала . Аллах существовал, и ничего не было, кроме Него. Все, что существует кроме Аллаха (время, место, явления и т.д.), имеет начало, потому что является созданным.

3) Аль-Бака’у (البقاءُ) – Аллах Вечен без конца . Все созданное, имеет конец. Нет конца существования Всевышнего Аллаха. Он бессмертен.

4) Аль-Вахданийя (الوحدنية) – Аллах Един и Один. Нет у Него подобия и нет сотоварища Ему. Он неделим. Никто и ничто не имеет атрибутов, присущих Аллаху. Нет равных и сходных Всевышнему Аллаху.

5) Аль-Мухаляфат ли-ль-хавадис (المخالفة للحوادث) – Аллах не похож на все то, что создано. Его нельзя представить, придав Ему какой-то образ. Нельзя говорить, что Аллах – это «свет», «Высший Разум», «Святой Дух», «Суперсила», «Абсолют» и т.п. Аллах – Создатель света, нура, разума, духа, силы, и Он не является ни одним из них. Всевышний Аллах не похож ни на что из созданного Им.

6) Аль-Кыйяму бинафсихи (القيام بنفسه) – Аллах существует Сам по Себе . Аллах не нуждается ни в ком и ни в чем, а все создания Аллаха нуждаются в Нем. Время и пространство также являются творениями Всевышнего Аллаха. Так как Творец не нуждается в Своих творениях, Он не нуждается ни во времени, ни в пространстве.

Субути» сыфаты Вс. Аллаха.

Сыфат – свойство, качество, характеристика, атрибуты, раскрывающие сущность Аллаха.

Эти четырнадцать из Сыфатов Аллаха должен знать каждый мусульманин, ибо убежденность в них определяет во многом веру человека. Эти сыфаты Аллаха упоминаются в Священном Коране дословно или по смыслу. В эти 14 Сыфатов входят 6 сыфатов «Зати» - сущности, отрицающие недостойное и 8 сыфатов «Субути» - описывающие Аллаха, обязательно присущие Ему.

Рассмотрим 8 сыфатов «Субути»:

1) Аль-Хаят (الحياة) – Аллах Вечно Живой. Аллах живой и обладает жизнью. Его жизнь не похожа на нашу: мы живем телом и духом, Аллах же ни в чем и ни в ком не нуждается. Жизнь Аллаха вечна. Доказательством того, что Аллаху обязательно присуща Жизнь, является существование нашего мира.

2) Аль-`Ильм (العلم) – Аллах Всезнающий. Аллах знает все. Он знает все, что было, есть и будет . Он знает все, что тайное и явное, что скрыто в сердце. Его Знание – вечное, оно не изменяется – не уменьшается и не пополняется.

3) Ас-Сам`у (السّمع) – Аллах Всеслышащий. Аллах слышит абсолютно все . Слышание Аллаха отлично от нашего. Для того, чтобы слышать, Аллах не нуждается в органе слуха. Слышание Аллаха вечно.

4) Аль-Басар (البصر)– Аллах Всевидящий . Всевышний Аллах видит все. Аллах видит, но не так, как мы. Для того, чтобы видеть, Аллах не нуждается в органе зрения. Видение Аллаха вечно.

5) Аль-Ирада (الارادة) – Воля Аллаха. Аллах делает все, что хочет . Всевышний Аллах свободен в своих желаниях и устремлениях. Все происходит по Его Воле. Ничто не про­исходит без Его воли (случайно или против Его воли). Что хочет Аллах то и происходит. Аллах создал как добро, которое Он одобряет, так и зло, не одобряемое Им. Ошибаются те, кто считают, что «добро – от Аллаха, а зло – от Шайтана», поскольку не может существовать «двух Создателей». Аллах одарил человека разумом и дал ему право выбора между добром и злом. А для наставления людей на путь Истины Аллах направ­лял к ним Пророков, сделав их учителями, примером для подражания.

6) Аль-Кудрат (القدرة) – Аллах Всемогущий. Его Могущество Вечно. Аллах все может; нет ничего, что бы Он не смог. Он творит все, не нуждаясь в каких-либо органах или орудиях труда. Аллах одинаково легко может сотворить и маленькую пылинку, и вселенную. Все, что Он хочет совершить, совершается сразу. Сила и Могущество Всевышнего Аллаха властвуют над всем созданным.

7) Аль-Калям (الكلام)– Речь Аллаха. Аллах дал слышать Свою Речь Пророкам . Его Речь не нуждается ни в буквах, ни в звуках, ни в словах, ни в паузах между ними. Речь Аллаха вечна и не является сотворенной. Всевышний Аллах разговаривает с кем хочет и как хочет.

8) Ат-Таквин (التكوين) – Аллах – Создатель всего. Все, что есть во Вселенной, создано Им. Все, что существует на земле и небесах, создал Всевышний Аллах. Если Он хочет существования чего-либо, это обязательно будет. Если Он хочет уничтожить то, что существует, – уничтожит.

Абу Ханифе во время учёбы под руководством своего наставника Хаммада приснился удивительный сон: кабан усердно рыл и расшатывал ствол большого дерева. Вдруг прямо на кабана упала ветка. Взвизгнув от боли, животное отскочило. И тотчас вместо кабана оказался человек. Он пошёл под дерево, чтобы воздать мольбу Всевышнему.

Нуман (так звали Абу Ханифу) отправился к Хаммаду, чтобы тот растолковал ему сон. Он нашёл учителя в глубокой задумчивости. «Я получил послание правителя явиться к нему, – начал свой рассказ, опечаленный факих. – К правителю пришла группа людей, утверждающих, что Всевышний Аллах не существует. Они просят, чтобы к ним прислали одного из наших учёных, который бы доказал им существование Всевышнего Творца. Правитель назначил время и место. Мы должны доказать существование того, что невидимо для глаз и неосязаемо для рук. Боюсь, что это может вызвать смуту, и поэтому меня охватили волнение и тревога».

Хаммад сказал ему: «Да ниспошлёт Аллах на тебя Свою благодать, отправляйся и поговори с ними». Нуман отправился к безбожникам. Он сказал людям, что крупный учёный-богослов не пришёл ради незначительного вопроса, а отправил своего ученика. И дополнил, что с помощью Всемогущего Аллаха он даст им полноценные ответы.

«В каком году родился твой Господь?» – задали свой первый вопрос безбожники. Нуман ответил: «Мой Аллах не был рожден и у Него не было родителей. В Коране есть аят с таким смыслом: «Он не был рожден и не родил». «В таком случае, – продолжали безбожники, – с каких пор существует ваш Аллах?» Нуман снова ответил: «Наш Господь существовал всегда, Он был до создания времён. Для Него не существует ни начала, ни конца». «Безбожники снова спросили: «Куда смотрит ваш Аллах?» Нуман ответил: «Если мы зажжём свечу, то куда будет направлен свет её пламени?» Они ответили, что свет пламени свечи распространяется во все четыре стороны. «Что же тогда говорить о Господе, сотворившем и освещающем небеса и земли?».

Визит хариджитов

В 745 году хариджиты восстали против халифа, Ирак охватила война, в результате которой города Куфа, Васит и Мосул оказались во власти смутьянов. Они утверждали, что мусульманина, совершившего тяжкий грех, а значит, впавшего в неверие, дозволено убивать. Они не щадили никого, кто был не согласен с их мнением. В то время имам Абу Ханифа был известным в Ираке учёным-законоведом. В городах, захваченных хариджитами, имам вступал с ними в диспуты.

Однажды к имаму в мечеть пришла группа хариджитов. «О Абу Ханифа, – обратились они к имаму. – Мы зададим тебе два вопроса. Если ты ответишь на них правильно, мы оставим тебя в покое, в противном случае – тебя ждет смерть». «Спрашивайте», – ответил имам. Хариджиты продолжили: «На пороге находится два трупа: один принадлежит пьянице, другой – женщине, которая умерла при рождении ребёнка, зачатого от прелюбодеяния, так и не покаявшись. Они мусульмане или неверные?» Хариджиты были готовы тут же прикончить имама, если он ответит, что они – мусульмане.

Имам задал хариджитам встречный вопрос: «Были ли эти умершие иудеями?» Нет. «Были ли они христианами?» - снова спросил Абу Ханифа. Услышав отрицательный ответ, имам снова спросил: «Они огнепоклонники?» Нет. «Они были язычниками?» Снова нет. Тогда имам спросил хариджитов, кем же они в таком случае являлись, какой общине принадлежали? Хариджиты ответили, что они были мусульманами. Тогда имам продолжил: «Вы сами ответили на свой вопрос и признали, что они были из числа мусульман».

Хариджиты спросили у имама: «Эти покойные отправятся в рай или же в ад?» «Я скажу про них то, что пророк Ибрахим (мир ему) сказал про ещё худших людей, – и имам прочитал аят Корана. – А также я скажу про них то, что пророк Иса (мир ему) сказал про ещё худших из людей: «Если Ты подвергнешь их наказанию, о мой Аллах, то, поистине, они рабы Твои. Если Ты простишь им грехи, то, поистине, Ты над всякой вещью мощен и во всём исходящем от Тебя заключена мудрость». Смущённые хариджиты раскаялись и попросили прощения у имама Абу Ханифы

Магомед Гамзаев

Абу Ханифе во время учёбы под руководством своего наставника Хаммада приснился удивительный сон: кабан усердно рыл и расшатывал ствол большого дерева. Вдруг прямо на кабана упала ветка. Взвизгнув от боли, животное отскочило. И тотчас вместо кабана оказался человек. Он пошёл под дерево, чтобы воздать мольбу Всевышнему.

Нуман (так звали Абу Ханифу) отправился к Хаммаду, чтобы тот растолковал ему сон. Он нашёл учителя в глубокой задумчивости. «Я получил послание правителя явиться к нему, - начал свой рассказ, опечаленный факих. - К правителю пришла группа людей, утверждающих, что Всевышний Аллах не существует. Они просят, чтобы к ним прислали одного из наших учёных, который бы доказал им существование Всевышнего Творца. Правитель назначил время и место. Мы должны доказать существование того, что невидимо для глаз и неосязаемо для рук. Боюсь, что это может вызвать смуту, и поэтому меня охватили волнение и тревога».

Хаммад сказал ему: «Да ниспошлёт Аллах на тебя Свою благодать, отправляйся и поговори с ними». Нуман отправился к безбожникам. Он сказал людям, что крупный учёный-богослов не пришёл ради незначительного вопроса, а отправил своего ученика. И дополнил, что с помощью Всемогущего Аллаха он даст им полноценные ответы.

«В каком году родился твой Господь?» - задали свой первый вопрос безбожники. Нуман ответил: «Мой Аллах не был рожден и у Него не было родителей. В Коране есть аят с таким смыслом: «Он не был рожден и не родил». «В таком случае, - продолжали безбожники, - с каких пор существует ваш Аллах?» Нуман снова ответил: «Наш Господь существовал всегда, Он был до создания времён. Для Него не существует ни начала, ни конца». «Безбожники снова спросили: «Куда смотрит ваш Аллах?» Нуман ответил: «Если мы зажжём свечу, то куда будет направлен свет её пламени?» Они ответили, что свет пламени свечи распространяется во все четыре стороны. «Что же тогда говорить о Господе, сотворившем и освещающем небеса и земли?».

Визит хариджитов

В 745 году хариджиты восстали против халифа, Ирак охватила война, в результате которой города Куфа, Васит и Мосул оказались во власти смутьянов. Они утверждали, что мусульманина, совершившего тяжкий грех, а значит, впавшего в неверие, дозволено убивать. Они не щадили никого, кто был не согласен с их мнением. В то время имам Абу Ханифа был известным в Ираке учёным-законоведом. В городах, захваченных хариджитами, имам вступал с ними в диспуты.

Однажды к имаму в мечеть пришла группа хариджитов. «О Абу Ханифа, - обратились они к имаму. - Мы зададим тебе два вопроса. Если ты ответишь на них правильно, мы оставим тебя в покое, в противном случае - тебя ждет смерть». «Спрашивайте», - ответил имам. Хариджиты продолжили: «На пороге находится два трупа: один принадлежит пьянице, другой - женщине, которая умерла при рождении ребёнка, зачатого от прелюбодеяния, так и не покаявшись. Они мусульмане или неверные?» Хариджиты были готовы тут же прикончить имама, если он ответит, что они - мусульмане.

Имам задал хариджитам встречный вопрос: «Были ли эти умершие иудеями?» Нет. «Были ли они христианами?» — снова спросил Абу Ханифа. Услышав отрицательный ответ, имам снова спросил: «Они огнепоклонники?» Нет. «Они были язычниками?» Снова нет. Тогда имам спросил хариджитов, кем же они в таком случае являлись, какой общине принадлежали? Хариджиты ответили, что они были мусульманами. Тогда имам продолжил: «Вы сами ответили на свой вопрос и признали, что они были из числа мусульман».

Хариджиты спросили у имама: «Эти покойные отправятся в рай или же в ад?» «Я скажу про них то, что пророк Ибрахим (мир ему) сказал про ещё худших людей, - и имам прочитал аят Корана. - А также я скажу про них то, что пророк Иса (мир ему) сказал про ещё худших из людей: «Если Ты подвергнешь их наказанию, о мой Аллах, то, поистине, они рабы Твои. Если Ты простишь им грехи, то, поистине, Ты над всякой вещью мощен и во всём исходящем от Тебя заключена мудрость». Смущённые хариджиты раскаялись и попросили прощения у имама Абу Ханифы.

Магомед Гамзаев

Основу исламской религии составляет Вера в Единого Аллаха (اللهُ - Аллаh).

Всевышний Аллах в Коране говорит:

فَاعْلَمْ أَنَّهُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا اللهُ

«Знай же, что нет божества, кроме Аллаха...» (сура 47 "Мухаммад" 19 аят)

Во фразе لَا إِلَٰهَ إِلَّا اللهُ «ля иляха илля Аллах» (нет божества, кроме Аллаха), выражается основной принцип ислама «таухид» – вера в Единого Господа. Кроме того, «ля иляха илля Аллах» – это первая половина свидетельства, посредством которого человек становится мусульманином.

Счастье как в этом мире так и в предстоящей жизни достигается только через веру в Аллаха. Неверующая душа остается неуверенным, испуганным, потерянным и слабым, без стабильности.
Истинное счастье заключено в повиновении Аллаху, вечно Живому, и в отказе от грехов, потому что именно так достигается безграничный успех праведников. Аллах сказал: «Кто будет удален от Огня и введен в Рай, тот обретет успех» (Коран, 3" Аль Имран" аят 185).

Вера в Аллаха Всевышнего - это принцип, причина, по которой Аллах создал небо, землю, Рай, адский огонь, баланс, прямой путь и всего человечества. Всевышний Аллах говорит в Коране: «Я создал джиннов и всего человечества, чтобы они поклонялись мне» . (Сура 51 "аз-Зарийат" аят 56)

Передано от имама Аль-Бухари в его книге «Сахих Аль-Бухари», от Абу – Хурайры, да благословит их Аллаh, что Пророк Мухаммад, мир Ему, когда Его спросили: «Какое наилучшее дело?» , он ответил: «Вера в Аллаhа и Его Посланника» .

А так же пророк Мухаммад ﷺ сказал Абу Зарру, да будет ему Милость Всевышнего: «Ты явишься к народам из людей Писания, и пусть первое к чему ты будешь призывать, это к Вере в Единственность Всевышнего. И когда они примут это, то расскажи о том, что Аллаh Повелел выполнять ежедневно пятикратный намаз вовремя» . (Аль-Бухари)

Таухид - Наука о Единобожии

Самой ценной и обязательной для каждого человека наукой является наука о Единобожии (таухид), посредством которой осуществляется познание Всевышнего Аллаха через присущие Ему атрибуты (сыфаты).

Имам Абу Ханифа сказал в своей книге «Аль-Фикхуль-Акбар»:
«Знания по Вере (таухид-акыда) находятся в непревзойденном преимуществе перед знаниями правовых вопросов Шари’ата (фикх)» .

Мы должны быть глубоко убеждены в том, что Всевышний Аллах существует, и нет ничего достойного поклонения, кроме Него. Он один, и нет для Него сотоварищей. Ни в Его сущности (зат), ни в качествах (сыфатах), ни в деяниях нет ничего и никого подобного Ему. Он един, и для Него нет пары; Он вечен, и нет для Него ни начала, ни конца, Он существовал всегда и будет существовать вечно, Он всегда управлял и будет управлять всем созданным Им в идеальном порядке. Он живой и не умирает. Слышит и видит всё сущее. Он разговаривает, и Его увидят правоверные на том свете. По Его воле происходит всё хорошее и плохое, однако Он не доволен, когда рабы Его совершают зло. Он всезнающий и всемогущий.

Всевышний Аллах в Коране в суре 112 "аль-Ихлас" говорит: «Скажи [о Мухаммад]: Он - Аллах Единый [нет у Него сотоварища], Аллах Самодостаточный [не нуждается ни в ком и не в чем], Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему [Ему нет ни равного и ни подобного]»

По отношению к Аллаху нельзя пользоваться такими пространственными ориентирами, как верх, низ, правая и левая стороны, впереди, сзади и т. д. Бессмыслен вопрос «где Аллах?», ибо само слово «где» указывает на какое-то определённое место в пространстве, что противоречит Сущности Всевышнего. Утверждение, что Аллах находится на небесах или на Арше или что Он везде, делает Его похожим на Его творения. Кто бы и в каком бы образе ни пытался представить Аллаха, Он абсолютно не похож на этот образ. Он един в сущности, в качествах и в делах.

Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Размышляйте над милостями Аллаха и не размышляйте о (сущности) Аллаха» . Не разрешается пытаться познать Всевышнего Аллаха с помощью воображения, потому что Всевышний Аллаха не является Тем, Кого можно представить.

Сыфаты - атрибуты Аллаха

У Всевышнего Аллаха есть 99 имён - эпитетов – прекраснейшие имена («аль-Асма аль-хусна»). Все они являются Его атрибутами (сыфатами), и в этом необходимо быть убеждённым. Каждый совершеннолетний и умственно полноценный мусульманин обязан знать следующие обязательные атрибуты (сыфаты) Господа нашего и понимать их смысл.

Сыфаты Аллаха - это атрибуты, качества Аллаха, присущие только Ему Одному. Сифаты Аллаха вечны, они не имеют начала, не являются созданными и не имеют конца. Сифаты Аллаха не меняются, не зависят ни от чего и ни от кого, они бесподобны и присущи только Единому Господу.Каждый мусульманин должен знать хотя бы следующие Сифаты Аллаха и понимать их смысл, ибо отрицание их означает, что человек впадает в неверие (куфр). Да сохранит нас Господь от этого!

Классификация сыфатов Аллаха

I. Сыфат Нафсия (Атрибут сущности)

الوجُود аль-Вуджуд - Существование

Доказательством существования Аллаха является существование Его творений - Вселенной со всеми галактиками, звездами и планетами, растительного и животного мира. Окружающая нас природа существует по многочисленным строгим Законам Творца, составляющим целый спектр, от локальных до глобальных, каждый из которых гармонирует со всеми остальными, образуя единую систему.
В природе существует свыше двух миллионов видов животных, растений и грибов, не говоря уже о микроорганизмах. Каждый из этих видов, с одной стороны, гармонично вписывается в систему живой природы (биосферу), является логически необходимой ее частью, находящейся в тесном взаимодействии, взаимосвязи с другими ее частями, с другой же стороны, сам является высокоорганизованной, совершенной и гармоничной системой с логически необходимыми и достаточными составными частями, идеально приспособленными для выполнения своих функций.

Словом, все сущее подчинено единой логике, единому замыслу, и нетрудно видеть за этим Единого Создателя и Управителя. Только необходимо освободиться от предвзятых стереотипов, сковывающих разум, и от ложного самомнения, будто ты способен понять все, будто истинным является только то, что тебе кажется таковым.

II. Сыфаты Сальбия (Атрибуты противоположность которых недопустимо к Нему)

الِقدَمُ аль-Кыдам - Вечность без начала

Аллах существует вечно, Он был всегда. Его Существование не имеет начала. Все творения имеют определенное начало. Они не существовали изначально, были сотворены Всевышним. Аллах же был всегда.

البَقَاء аль-Бака - Вечность без конца

Все творения Всевышнего Аллаха, кроме тех, которые Он сохранит навечно, исчезнут, а Всевышний Аллах вечен. Он существует бесконечно.
Если учесть, что время также сотворено Всевышним Аллахом, то второй и третий Сифаты (Кидам и Бака") становятся очевидными.

الوَحْدَانِيةُ аль-Вахдания - Единственность

Господь един, Он неповторим. Он един в Своей Сущности, Своих Сифатах и в том, что Он свершает. Его Сущность не содержит ничего, кроме Самого Себя, не состоит из частей и не делится на части. Ни один Его Сифат не присущ никому и ничему другому, и Ему не присущ ни один сифат кого-либо или чего-либо другого. В том, что Он творит и совершает, никто не принимает никакого участия. Слово “один” здесь не несет смысловую нагрузку числа “один”, которое можно делить, умножать, складывать и т.д., а подчеркивает Его Единство, неповторимость. Он целостен, един и недосягаем для человеческого интеллекта.

المُخَالَفَةُ ِللْحَوَادِثِ аль-Мухалляфатуху лиль-хавадис - Отличие Аллаhа от всего созданного

Всевышний Аллах не похож ни на кого и ни на что, нет никого и ничего подобного Ему. Ни на что из представлений человека Господь не похож. Его нельзя представить, ибо Он не имеет образа. Человек не в состоянии представить Аллаха, ибо интеллект человека ограничен. Поэтому всякий, кто попробует представить Его, непременно окажется на ложном пути. Есть Творец, есть Его творения, но Творец ничем не похож на Свои творения, и творения ничем не похожи на Творца.

القِيَامُ بِنَفْسِهِ аль-Кыяму би-навсихи - Аллаh Существует Сам по Себе

Всевышний Аллах ни в чем не зависит ни от кого и ни от чего, Он не нуждается ни в ком и ни в чем, в том числе ни в пространстве (месте), ни во времени, Он абсолютно независим.
Существование Аллаха не обусловлено какими-либо факторами.

Все творения Аллаха полностью зависят от Него, их существование обусловлено Его Волей. Кроме того, Аллах их сотворил взаимозависимыми, взаимосвязанными, существующими комплексно, системно. Если рассмотрим неживую природу, то мы увидим, что одни состояния вещей сменяются другими, одни тела превращаются в другие, один вид энергии переходит в другой, энергия передается от одних тел к другим, исчезают одни формы материи и появляются другие.

Если же рассмотрим живую природу, то взаимозависимость каждого элемента, а также их зависимость от окружающей неживой природы мы увидим еще более наглядно.

Таким образом, все зависимы от Всевышнего. Все Его творения нуждаются в своем Творце, их существование обусловлено Его Волей.

Творец же, в отличие от Своих творений, абсолютно независим.

III. Сыфаты Магни (Атрибуты по Смыслу)

الحَيَاة аль-Хаят - Жизнь

Господь Живой. Но Его Жизнь не похожа на жизнь творений. Его Жизнь не имеет начала и не имеет конца, Он не молодеет и не стареет. Он живет не телом и душой, как Его творения. У Него Жизнь особенная, не похожая на жизнь творений.
العِلْمُ аль-Ильм - Знание

Аллах Всезнающ, Он знает все, и нет ничего, что бы Он не знал. Знание Аллаха не имеет начала и не имеет конца, не меняется - не прибавляется (ибо Он знает все) и не убавляется.

السَّمِع аль-Сами" - Всеслышание

Аллах все слышит, нет ничего, что бы Он не слышал. Но Его Слух не такой, как у творений. Слух Аллаха не меняется - не усиливается (ибо и так Он все слышит) и не ослабевает, не имеет ни начала, ни конца.
Творения Аллаха, в том числе и люди, слышат не все звуки, они не слышат далекие или слишком тихие звуки. Одни звуки (более сильные) не дают им слышать другие (более слабые), одни творения слышат хорошо, другие хуже.

Аллах же чист от этих недостатков. Для Него не существует понятия “далеко” или “близко” (ибо эти понятия связаны с пространством, то есть с Его творением). Он одинаково, в совершенстве слышит все звуки.

Для того, чтобы слышать, Аллах не нуждается в каких-либо органах.

البَصَرُ аль-Басар - Всевидение

Аллах все видит, и нет ничего, что бы Он не видел. Его Зрение вечно и неизменно. Для того, чтобы видеть, Аллах не нуждается в каких-либо органах.
Творения Его, например, люди, не видят то, что далеко или то, что имеет малые размеры, или то, что находится в темноте. А среди видимых вещей творения видят только те, на что смотрят. Кроме того, зрение у одних творений лучше, у других - хуже. Аллах же чист от этих недостатков, для Него не существуют понятий “далеко” - “близко” или “ярко” - “темно”, Он все видит одинаково, в совершенстве

الإرَادَةُ аль-Ирада - Воля

Все происходит по Воле Аллаха, и ничего не происходит без Его Воли, против Его Воли, или случайно. Аллах создал как добро, так и зло, но нам повелел делать добро и удерживаться от зла. Он одобряет добро и не одобряет зла.

القُدْرَةُ аль-Кудра - Всемогущество

Всевышний Аллах Всемогущ, Он может все, нет ничего, что бы Он не мог. Аллах творит или свершает все без рук, без каких-либо других органов, без орудий труда (инструментов, оборудования, приспособлений и т.д.). Могущество творений, например, человека, обусловлено Волей Творца и ограничено. Человек может не все, а из того, что может, одно дело ему дается легко, а другое - с трудом. Человеку даны мозги, руки, ноги и т.д., с помощью которых он может что-то делать, он также пользуется орудиями труда. Всевышний Аллах чист от этих недостатков. Он одинаково легко может сотворить и маленькую пылинку (элементарную частицу) и Вселенную. Все, что Он хочет совершить, свершается в один миг.

الكَلامُ аль-Калям - Речь

Аллах обладает Речью. Священный Коран и ранее ниспосланные Книги (Таврат, Забур, Инжил) и свитки являются Речью Аллаха. Его Речь не похожа на речь людей, она не состоит из букв и звуков. Речь Аллаха вечна, не имеет начала, не является сотворенной.
Для Речи Аллах не нуждается в каких-либо органах.

IV. Сыфат Фиглия (Атрибут Действия)

التَّكْوِينُ ат-Таквин - Творение

Всевышний Аллах творит и уничтожает, дает жизнь и умерщвляет, наделяет пропитанием в соответствии со Своей Волей. И, хотя сами эти действия являются сотворенными, они – проявления предвечного сыфата ат-Таквин. Великий исламский ученый имам Абу Джафар ат-Тахави (843-933) сказал: «Аллах приобрел имя «Творец» не после акта творения – Он всегда был Творцом. И Он приобрел имя «Создатель» не после акта создания – Он всегда был им» . Нужно помнить, что все качества Всевышнего принципиально отличаются от человеческих, хотя для обозначения иногда используется одно и то же слово. Знание Аллаха, например, совершенно не такое, как человеческое.

V. Сыфат Самгия (то что пришел в Коране)

Это сифаты «Йад» , «Сакъ» , «Айн» и другие, которые пришли в Коране и Сунне. Смысл которых знает только Аллаху Тагаля.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх