Опосредованность мышления. Опосредованность как свойство мышления

Обобщенность и опосредованность - существенные признаки мышления.

Пусковым механизмом включения активного мыслительного процесса, понимаемого как процесс решения задач, служит проблемная ситуация - конфликт между тем, что дано человеку, и тем, чего он намерен достигнуть. В этом смысле о подлинном мышлении можно говорить как о творчестве, когда у человека есть задача с поставленной целью (постановка цели тоже может стать самостоятельной проблемой), но отсутствуют средства ее достижения.

Проблемная ситуация - понятие субъективное. То, что является проблемой для одного, для другого таковой может и не быть. Причины тех трудностей, которые испытывает человек, порой кроются во внутренних препятствиях, например в неадекватно оцененном жизненном опыте, в привычных способах поведения и общения, в том числе и с самим собой. Надо бы отказаться от них, но человек их не всегда осознает. Предположим, что человек воспринял ситуацию как проблему. Следующий принципиально важный шаг, которому так много внимания уделяют в мире, где ценится личный успех, - понять, что эта проблема личная и ее решение жизненно важно. Поскольку мыслительная деятельность чрезвычайно сложна и требует от человека больших энергетических затрат, то он чаше всего неосознанно оттягивает принятие ответственности за проблемную ситуацию в надежде на то, что она «пройдет сама». К сожалению, все происходит наоборот, и если человек откладывает решение проблемы, то ситуация имеет тенденцию к ухудшению.

Итак, человек осознал ситуацию как проблемную и принял ответственность за ее решение. С этого момента мобилизуется мыслительная деятельность, и разрешение проблемной ситуации будет протекать по следующей схеме:

  • этап I - постановка задачи и ограничение зоны поиска;
  • этап II - построение гипотезы и ее проверка;
  • этап III - рефлексия действий и результатов после проверки гипотезы.

Наличие схемы никоим образом не указывает, каким содержанием будут наполнены ее этапы и какие особенности мыслительной деятельности будут проявлены.

В психологии понятие «задача» используется широко и в разных смыслах.

Человеку ежедневно приходится решать множество жизненно важных психологических задач: общения, налаживания отношений, распознавания людей и прогнозирования их поведения, оценки собственных возможностей и т.д. Изучая психологию, он надеется в будущем решать их более успешно. Это логично, так как, изучая, например, математику, человек учится решать задачи именно по математике. Но задачи с психологическим сюжетом занимают незначительное место среди прочих задач, которые психологи используют в своей работе. Обычно это простые по содержанию, но каверзные по своей сущности задачи. Простота сюжета облегчает видение препятствий на пути их ре-

шения, которые содержатся не в задаче как таковой, а в психологических закономерностях человеческого восприятия и понимания.

В психологии принято различать задачи сенсорные (ощущение), перцептивные (восприятие), мнемические (память), мыслительные, по контролю (внимание) и т.д. Чем отличаются’мыслительные задачи от других? Считается, что к мыслительным можно отнести задачи двух категорий:

  • требующие отражения и учета внутренних свойств , связей , отношений между предметами, которые никаким систематическим наблюдением (восприятием) открыть невозможно;
  • требующие поиска способа решения , заранее не известного человеку (иначе он просто вспоминает решение).

Теперь становится понятно, почему психологи для своих целей используют задачи с «непсихологическим» содержанием. Для психолога предметное содержание не имеет значения, поскольку его интересует не что , а как. В структуру любой предметной задачи в качестве основного ее компонента входит субъект, человек, который ее решает. Это расширяет понятие «задача», так как в круг условий включаются индивидуальные особенности человека, его знания и способы действия - все то, что выступает средством достижения цели. В дальнейшем речь пойдет о задачах именно в этом смысле: важно, не что я решаю, а как Я это делаю.

Каждая предметная сфера знаний пользуется понятием «задача» с единой объективной структурой: Дано : набор условий; Надо : требования к результату. Человек, решая задачу, трансформирует объективные ее компоненты в субъективные. Сформулировать или, как говорят, поставить задачу - значит четко определить цель и точно описать условия, необходимые для ее достижения. Требования к результату преобразуются в субъективно поставленную цель, а набор условий - в средства ее достижения (рис. 10).

Мышление - сложный, неоднородный, многоуровневый психологический процесс - по-разному проявляется в конкретных ситуациях. При изучении и описании мыслительной деятельности психологи используют различные классификации, основанные как на эмпирических данных, так и на теоретических рассуждениях, подтвержденных экспериментальными исследованиями.

Новые этапы развития мышления появлялись за счет:

  • 1) освоения новых средств мышления: действия , образа, логики; .
  • 2) расширения сфер (плоскостей), в которых задача (ситуация) может быть представлена человеку: наглядных , вербальных.

Таким образом, в психологии принято выделять три формы мышления (рис. 11), которые в истории развития человечества и каждого человека в отдельности появляются в следующей последовательнос-

Рис. 10.

ти: наглядно-действенная, наглядно-образная и словесно-логическая.

Первая часть названия всех трех форм фиксирует условия ситуации (задачи): наглядная - ситуация дана в своей материальности и конкретности (представлена на рисунке, схеме, чертеже), словесная - ситуация описана в той или иной знаковой системе. Вторая часть названия подразумевает средство (способ), с помощью которого человек познает окружающий мир и решает возникшие перед ним проблемные ситуации: через практическое действие - действенное; с помощью образных представлений - образное; на основе логических понятий - логическое.

Стремясь к той или иной цели, человек непременно задумывается о том, как, каким способом, используя какие средства, он может ее достичь. На ранних этапах развития человечества людям была свойст-


Рис. 11. Формы мышления венна наглядно-действенная форма мышления, когда средством мышления выступало реальное практическое действие , с помощью которого человек изменял окружающий мир и таким образом находил существенное - то, что позволяло ему «ухватить» адекватный способ выхода из создавшейся ситуации. Само действие стало первичным мыслительным процессом. Эта форма мышления* не утратила своего значения и позднее.

Использование реального действия возможно только при решении определенного класса задач, условия которых даны в плане непосредственного восприятия. Решение таких задач подчиняется пространственным и временным законам реальной предметной деятельности по принципу «здесь и теперь». Это могут быть очень сложные, а главное, крайне опасные для жизни задачи. В современном мире их приходится решать водителям автомобилей и пешеходам, спортсменам и игрокам.

Развитие трудовой деятельности, прежде всего ремесленного производства, потребовало иной формы мышления - наглядно-образной, в которой средством выступил образ. Это позволило человеку решать жизненно важные задачи качественно иным, более безопасным способом, а также создавать новое, нечто такое, чего в природе не существует. Как же появляется то, чего нет в естественной среде, природе?

Оперирование образами позволяет человеку совершать вращение, трансформацию и комбинирование зрительных образов во внутреннем плане. Наш предок обратил внимание на то, что в предметах, имеющих вогнутую форму (например, дупло дерева), скапливается вода, и, придав такую форму глине, создал чашу, прообраз будущего сосуда. Крас-" ки природы поразили человека, и он стал окрашивать те предметы, которые были лишены приятных для глаз оттенков. Наглядно-образное мышление тесно переплетается с наглядно-действенным и значительно расширяет его возможности. Обеим формам мышления доступны задачи, представленные в наглядном, плане, чаще всего зрительного восприятия. А композитор решает задачи в плане слухового восприятия: услышав «музыку дождя», он выделяет И вычленяет наиболее характерные звуки, затем переводит их в ноты и заставляет инструменты издавать звуки, которые у слушателей ассоциируются с дождем.

С развитием умственного труда человеку открылись новые возможности, в результате Чего появилась словесно-логическая форма мышления, в которой средством мышления выступила логика. Словесно-логическому мышлению стали доступны задачи, условия которых даны в вербальном плане (язык формул, символов), т.е. человек стал переводить конкретные жизненные задачи в более безопасную форму, словесную, и использовать более подходящее для этой формы средство - логику. В структуре словесно-логического мышления начали формироваться различные виды обобщений.

Выбор способа решения задач определяется их адекватностью той или иной ситуации. Однако многие задачи можно решить разными способами. В этом случае выбор зависит от индивидуально-психологических особенностей человека. Известно, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть (представлять) условия задачи, процесс ее решения, а другие предпочитают строгие логические рассуждения. Эти формы мышления не исключают, а дополняют друг друга. Правда, среди психологов существует и другая точка зрения, согласно которой образное и логическое мышление являются антагонистами. Во вся-* ком случае, исследования физиологов свидетельствуют о том, что степень участия правого (образного) и левого (словесного) полушарий при решении человеком той или иной задачи различна.

Разделение мышления на образное и вербальное фиксирует различие в их содержании (образ, слова). Отличаются формы мышления также способами работы и особенностями использования тех или иных приемов.

Работая со зрительными образами, человек оперирует тем, что имеет перед глазами, т.е. представлениями о действительности во всем ее многообразии и противоречии, и выбирает ответ, в какой-то степени упорядочивая и достраивая образ до целостной картины. Рассуждать логически в чем-то сложнее. В этом случае умственный образ воплощается в речь, вербализуется. Слова имеют множество значений, а высказывание необходимо построить так, чтобы любой человек понимал его однозначно. Из бесчисленных взаимосвязей между предметами и явлениями выбираются наиболее существенные, пригодные для построения логических цепочек. Выбирая понятия (слова), человек ищет заданные признаки путем рассуждения, так как, во- первых, закономерность сохранения и изменения признаков представлена неявно и, во-вторых, самих признаков так много, что их не удается удержать в памяти без специальной фиксации в речи.

Обе формы мышления - вербальное и образное - подчиняются логике, но имеющей разную специфику.

В образном мышлении «схватывание» ситуации осуществляется одномоментно, нередко интуитивно, т.е. без развернутого анализа и рассуждений, выводы словесно не формулируются. Поэтому мыслительный процесс в форме образов протекает быстро, решение наступает внезапно в виде своеобразной мысленной картины, как озарение. Образы могут содержать различные по степени существенности признаки в самых невероятных сочетаниях. В образном мышлении отра- 80

жается личный опыт человека, его личностный смысл. Словесно-логическое мышление характеризуется жесткой заданностью сочетаний элементов, строгой последовательностью суждений, обоснованностью умозаключений, использованием логических приемов, которые различаются степенью сложности, структурой и содержанием. В вербальном мышлении отражается научный опыт человечества, фиксируемый в понятиях, содержащих наиболее существенные признаки.

В исследовании образного мышления особое место занимает его разновидность - пространственное мышление , основу которого составляют геометрические образы. Оно профессионально значимо для многих технических специальностей.

Структурной единицей пространственного мышления является образ, отражающий реальные пространственные особенности воспринимаемого объекта: форму, величину, соотношение элементов на плоскости или в пространстве. Основной признак всякого образа - пространственная размещенность входящих в него элементов. В образе отражаются не только отдельные перцептивные признаки, свойства, но и их структура, ориентированность в пространстве.

Пространственное мышление рассматривается как специфический вид мыслительной деятельности, поскольку оно обеспечивает анализ пространственных свойств и отношений реальных объектов, их графических изображенйй, оперирование этими отношениями и свойствами в процессе решения задач. Психологическим механизмом пространственного мышления служит деятельность по созданию образа и оперирование им при решении задач. Исследования показали, что создание образа происходит на основе Ориентации на величину объекта и его форму. Выполнение заданий по созданию образа при ориентации на величину объекта предполагает умение оценивать его пропорции, мысленно перенося величину-эталон на другие объекты, примеряя его к разным изображениям. Создание образа при ориентации на форму объекта предполагает умение оценивать пропорции и детали, мысленно накладывая образ на разные изображения, сравнивать их, четко воспринимать форму.

Оперирование образами может характеризовать:

  • изменение пространственного положения образа;
  • преобразование, структуры образа;
  • преобразование структуры и пространственного положения образа одновременно.

Оперирование образами становится возможным благодаря их важной особенности: наличию точки отсчета как элемента любого образа. Образ фиксируется в пространстве в системе координат с определенной точкой отсчета. Наиболее распространены три варианта определения точки отсчета:

  • точку отсчета определяет субъект - человек задает систему координат от себя , поэтому отображение объекта изменяется с изменением положения наблюдателя;
  • точку отсчета определяет объект - отображение объекта осуществляется в так называемой объектно-центрической системе координат, которая определена в самом объекте. Такое отображение не связано с положением наблюдателя, но изменяется в зависимости от выбора осей отображения объекта;
  • система координат задана произвольно - например, отображение объекта при надевании специальных очков, отклоняющих его изображение на несколько градусов.

Во всех трех случаях объект, его содержание остаются неизменными, но для человека существенно, с какой точки этот объект ему представлен. Привычной, а потому и наиболее удобной для человека является система координат с точкой отсчета, определяемой субъектом. Перекодирование, т.е. перевод из одной системы отсчета в другую, происходит без потери содержания (без распада формы) в том случае, если человек это умеет делать. Владение этим приемом совершенно необходимо для обучения ряду технических дисциплин.

Информация, на основе которой происходит построение образа, может быть представлена в различной форме. Скорость и точность выполнения задания, предполагающего построение пространственных представлений на основе образной (знаковой) информации, определяются не только индивидуальными особенностями человека, но и применяемой формой кодирования информации. Это имеет большое практическое значение.

Классификации, описывающие различные виды мышления, представлены в таблице 5.

Приведенный в ней список критериев можно продолжить. Особо значимым для педагогической практики является различение мышления теоретического и эмпирического.

Следует отметить, что понятия «эмпирическое» и «теоретическое» широко используются в научной литературе. Об эмпирическом и тео- 82

Вилы мышления и критерии их различения

Критерий

Вид мышления

Характеристика вида

Репродуктивное

Применение готовых, уже усвоенных знаний и умений (но не простое воспроизведение полученной ранее информации, а преобразованной и усвоенной)

Продуктивное

Процесс достижения уже поставленной, психологически определенной человеком цели, процесс поиска необходимых средств в объективно данных условиях, создание субъективно или объек-" тивно нового продукта

осознания

Интуитивное

Быстрота протекания, отсутствие четко выраженных этапов, минимальная осознанность

Аналитическое

Развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека

Направленность

Реалистическое

Направлено на внешний мир, регулируется логическими законами

Аутическое

Реализация желаний человека, принятие желаемого за действительное, вплоть до невозможности принять точку зрения другого человека

Тип проблем

Практическое

Подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта...

Теоретическое

Познание законов, правил...

Тип познания

Эмпирическое - рассудок

Оперирует в пределах сложившегося знания данными опыта, упорядочивая их согласно твердо установленным правилам. Такому «правилосообразному» способу присущи жесткая определенность, строгость разграничения и утверждений, тенденция к упрощению

Теоретическое - разум

Обладает способностью анализировать и обобщать как данные чувственного опыта, так и собственные мысли и, преодолевая их односторон-, ность, порождать новое знание. Схватывая единство противоположностей, позволяет постичь различные стороны объекта в их несходстве, взаимопереходах и сущностных характеристиках, что придает знаниям более глубокий и обобщенный характер. Преимущество проявляется тогда, когда речь идет о предвидении, когда нужно выйти за пределы констатации фактов, раскрыть внутренние связи между фактами, определить характер этих связей

ретическом говорят тогда, когда характеризуют мышление, знания, методы, объекты и уровни познания.

Наиболее распространенным является различение эмпирического и теоретического знания (соответственно и мышления) по объекту исследования. Так, эмпирическим признается знание, отражающее внешние признаки непосредственного опыта. Теоретическим считается знание, отражающее внутренние свойства , связи и отношения объектов и явлений окружающего мира на основе опосредованного опыта.

Однако психологи, экспериментально изучающие особенности человеческого мышления, полагают, что различия определяются не объектом как таковым. С ними солидарны и философы, относящие к знанию эмпирическому определенное состояние объекта (явления), при котором он рассматривается как готовый, сформировавшийся, лишенный собственной истории развития, остановившийся во времени и пространстве, как механическая система. Такое допущение делается в метафизике (от греч. me ta physika - после физики), где основной метод познания (способ получения знания) г- сравнение.

Теоретический уровень познания предполагает рассмотрение объекта (явления) в его развитии. Зачем это нужно? Предугадывать движение объекта, изменение явления можно, если знаешь, как появился этот объект и как он развивался. Все имеет свою историю, свою клеточку - генетически исходную, из которой этот конкретный объект развился. Но «в готовом продукте скрыт процесс его происхождения». Действительно, сколько бы мы ни сравнивали людей по их внешним признакам, нам никогда не понять, что есть человек. Требуется выход за пределы видимого.

На эмпирическом уровне человек пользуется правилами формальной логики , изучающей нормативные правила и законы адекватного и доказательного рассуждения, отвлекаясь от конкретного содержания и ориентируясь лишь на форму.

Теоретический уровень предполагает использование диалектической логики, изучающей развитие знаний, ориентируясь на конкретное содержание. Она имеет свои законы, принципы и правила, например «переход количества в качество», «единство противоположностей», «отрицание отрицания». Зародилась диалектическая логика так же давно, как и формальная. Ее истоки в Древнем Китае, где за несколько тысяч лет до нашего времени были сформулированы принципы полярности и гармонии, закономерности линейной и структурной изменчивости. В европейской картине мира принята диалектическая логика в гегелевском варианте.

Эмпирический и теоретический уровни познания одинаково необходимы. Они возникли исторически; освайвает их в той или иной степени и каждый конкретный человек.

Эмпирический уровень познания -* это реальный этап развития любой науки (человека), отвечающий ее (его) задачам и требованиям. Вспомните, когда начала складываться европейская научная картина мира. Это были XVI-XVII вв., буквально обрушившие на человечество лавину новой информации: открывались материки, страны, моря, растения и животные. Все это надо было как-то упорядочить, расклассифицировать, описать и дать название. Без подобной работы дальнейшее продвижение науки было бы невозможным. Эмпирическое познание, а вслед за ним и обучение движется от конкретного чувственно воспринимаемого к абстрактному, или, как говорят, от простого к сложному. Остановимся на этом подробнее.

Внешний мир представляется человеку как мир конкретных предметов и явлений. Они даны человеку именно в своей конкретности и индивидуальности. Каждый предмет обладает рядом признаков. Он может быть сходным с другим предметом по тому или иному признаку или, напротив, отличаться от него. Сравнивая предметы, мы обнаруживаем в них нечто общее, что позволяет объединить их в какой-то класс. Например, сравнивая Луну и воздушный шарик, апельсин и футбольный мяч, можно в качестве их общего признака выделить форму и объединить их в один класс - класс шаров. Психологи описывали этот процесс как продукт своеобразного наслаивания чувственных образов, когда несовпадающие признаки стираются, а общие, наоборот, взаимно усиливаются.. Образовавшееся общее представление затем ассоциируется (соединяется) со словом. Например, ребенку показывают березу, ель, липу, пальму и говорят, что это называется деревом. В данном случае «дерево» - нечто формально абстрактное, в природе не существующее.

В повседневной жизни такой механизм ведет к формированию обыденных представлений, а в конкретно-научной практике - эмпирических понятий. В них отражаются внешние связи, свойства и отношения предметной действительности, констатируются факты. Этого вполне достаточно там, где нужно уметь выделять классы предметов по их сходным внешним признакам.

Эмпирическое мышление, ориентирующееся на конкретные условия задачи («про что?»), имеет как бы две разные стадии существования:

  • эмпирически-бытовую (житейскую), когда человек ищет пути решения задачи в области бытовых представлений;
  • эмпирически-научную, когда предпринимается попытка научного анализа решения задачи, но лишь при ориентации на конкретные условия взаимодействия материальных объектов.

Для эмпирического типа мышления характерно то, что человек, зная лежащие в основе задачи естественно.-научные законы, «не видит» их в ее конкретном условии. Вот как иллюстрирует эти различия Г.А. Берулава, комментируя ответы подростков на задачи, построенные на материале биологии, но предполагающие знание законов физики . (Тест не требует сформулировать ответ, предлагается лишь выбрать его из трех возможных вариантов.)

Вопрос : Почему водоросли не нуждаются в твердых стеблях?

Правильный ответ : На водоросли действует выталкивающая сила, которая компенсирует действие на них сил тяжести.

Если подросток выбирает правильный ответ, то можно предположить, что у него есть способность к решению естественно-научных задач независимо от их предметного содержания. Однако чаще всего подростки, и не только они, изучившие соответствующий раздел физики и хорошо ответившие по нему (пересказали текст учебника), выбирают такие ответы: «Потому что растения плавают в воде» или «Потому что растения легче воды». Эти ответы характеризуют эмпирически-бытовой уровень и указывают на то, что человек испытывает затруднения при переходе от житейских представлений к научной интерпретации.

Обобщения эмпирического типа называют формальными , так как они объединены по формальным, а не по содержательным признакам. Эти знания позволяют нам ориентироваться в привычных условиях, распознавать предметы и явления и соответствующим образом на них реагировать. Однако их недостаточно для решения сложнейших жизненных проблем, они. не помогают предсказывать, предугадывать, предвидеть. Но ведь наука для того и создается, чтобы предугадывать!

Умение работать по правилам формальной логики - необходимое, но не достаточное условие для современного человека. Не может устроить такой тип мышления, например, практику менеджмента или маркетинга, где приходится решать задачи, не имеющие однозначного подхода. В конце XIX - начале XX в. ограниченность «правилосо- образности» почувствовали многие поэты и музыканты, художники и ученые, а вот осознали - немногие. А. Эйнштейн писал, что понять собственные открытия ему мешает его же мышление, правила, по которым он мыслит. Ничего удивительного. Новые цели, прорыв на другой уровень познания требуют иных средств. А что такое наше мышление? Это средство для решения конкретных задач. Появились новые задачи - приобретай новые средства!

Теоретическое воспроизведение реального конкретного предмета осуществляется способом восхождения от абстрактного к конкретному . Здесь следует остановиться и внести некоторые уточнения. Понятия «конкретное» и ч «абстрактное» понимаются по-разному в формальной и диалектической логике.

Конкретное (от лат. concretus - сгущенный, сросшийся) - многостороннее, сложное, развитое, целостное, «единство многообразия». Различают чувственное конкретное как исходный пункт исследования в эмпирическом познании и мысленное конкретное как завершение, итог исследования, как научное понятие об объекте в теоретическом познании. Абстрактное (отлат. abstractio - отвлечение) есть выражение неполноты, неразвернутости, неразвитости. Различают формально абстрактное , завершающее эмпирическое исследование (от конкретного к абстрактному) и абстрактное как генетически исходное чувственно-конкретного, этап восхождения от абстрактного к конкретному в теоретическом познании. В этом случае абстрактное столь же реально, как и конкретное, например желудь (генетически исходное) и дуб как результат развития желудя или почка и плод.

Обобщенные характеристики эмпирического и теоретического мышления можно представить в следующем виде.

Эмпирическое мышление - рассудок, оперирует в пределах сложившегося знания данными опыта, упорядочивая их согласно твердо установленным правилам, что придает ему характер «некоего духовного автомата» (Б. Спиноза). Такому «правилосообразному» способу мышления присущи жесткая определенность, строгость разграничений и утверждений, тенденция к упрощению. Это важно, поскольку позволяет правильно классифицировать явления, приводить знания в систему.

Теоретическое мышление - разум, обладает способностью анализировать и обобщать как данные чувственного опыта, так и собственные мысли и, преодолевая их односторонность, порождать новое знание. Схватывая единство противоположностей, этот способ позволяет постичь различные стороны объекта в их несходстве, взаимопереходах и сущностных характеристиках, что придает знаниям б.олее глубокий и обобщенный характер. Преимущество теоретического уровня познания проявляется тогда, когда речь идет о предвидении, когда нужно выйти за пределы констатации фактов, раскрыть внутренние связи между фактами, определить характер этих связей.

Интеллект (от лат. intellcctus - рассудок, понимание, познание) - слово, широко используемое не только в науке, но и в обыденной жизни. Оно относится к числу тех понятий, которые «и так понятны». Действительно, трудно найти человека, который бы не знал, что это такое. Но даже психологи никак не могут договориться о его строгом определении. В настоящее время существуют разные трактовки интеллекта. Вот некоторые из них:

  • устойчивая структура умственных способностей;
  • система умственных операций, стиль и стратегия решения проблем, познавательная активность, когнитивный стиль и др.;
  • глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами (Д. Векслер);
  • механизмы биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни (В. Штерн, Ж. Пиаже);
  • эффективность индивидуального подхода к ситуациям, в которых умения определяются культурой (К. Фишер);
  • стратегия переработки информации - не фиксирован генетически, а существует в развитии под влиянием реачьных условий жизни (Дж. Хант);
  • измеряет то, что умеет делать человек в данный момент (А. Ана- стази);
  • скорость умственных процессов (Г. Айзенк). .

В этих характеристиках интеллекта прослеживаются как минимум три позиции: 1) биологическая - способность приспосабливаться к новой ситуации; 2) психологическая - совокупность познавательных процессов; 3) педагогическая - способность к обучению.

В ряде психологических концепций интеллект отождествляется с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения задач, эффективностью индивидуального подхода, т.е. со всем тем, что можно назвать операционально-технической стороной мышления («как мыслю», «как делаю»).

Интеллект имеет сложную структуру, и психологи до сих пор не пришли к единому мнению, что включать в его состав. Л. Терстоун с помощью статистических методов исследовал различные стороны интеллекта и выделил в нем семь первичных умственных потенций:

  • 1) счетную способность: оперирование числами и выполнение арифметических действий;
  • 2) вербальную (словесную) гибкость: легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;
  • 3) вербальное воспроизведение: способность понимать устную и письменную речь;
  • 4) пространственную ориентацию: способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;
  • 5) память;
  • 6) способность к рассуждению;
  • 7) быстроту воспроизведения сходства или различия между предметами и изображениями.

Американский психолог Дж. Гилфорд, развивая подход Терстоуна, создал модель интеллекта, в которой выделил 120 факторов, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят и каково их содержание (образное, символическое, семантическое, поведенческое). В настоящее время разработаны тесты, позволяющие диагностировать 100 факторов. Модель Гилфорда широко используется в США при разработках различных программ обучения. Наиболее значительным вкладом в исследование интеллекта считается выделение понятия дивергентного мышления, связанного с порождением множества решений на основе однозначных данных, что является, по мнению Гилфорда, основой творчества. Конвергентное мышление направлено на поиск единственно верного результата, и именно этот тип мышления диагностируется в традиционных тестах.

Идея измерения интеллекта возникла в начале XX в. благодаря французскому психологу А, Вине. Выполняя заказ Министерства образования Франции, ученый попытался очертить круг заданий, которые могли бы помочь выделить детей, отстающих в умственном развитии, для дальнейшей оптимизации их обучения. К этому времени в психологии уже имелось подробное описание того, какие интеллектуальные приемы и умственные действия осваивают люди на каждом возрастном этапе. Показатель интеллектуального развития Вине предложил рассчитывать по формуле:

где УВ - умственный возраст (что должно быть), а ХВ - реальный хронологический возраст.

Согласно принятой возрастной классификации, к концу школьного обучения основная интеллектуальная база человека подготовлена и начинается следующий этап - профессионализация интеллекта. Считается, что максимального расцвета интеллект достигает к 20 годам.

В диагностике интеллектуальной сферы принято различать два типа тестов - тесты успешности, или предметное тестирование, и тесты развития, или психологическое тестирование.

Цель предметного тестирования - определить уровень подготовленности человека по соответствующему учебному предмету, например по математике, физике, русскому языку. Это проверка усвоения тех знаний, которым учили с помощью задач того же предметного содержания. К тестам успешности относятся контрольные, зачеты, экзамены.

Цель психологического тестирования - определить уровень способностей и особенностей человека в той или иной сфере, например интеллектуальной, эмоциональной, волевой. Для этой цели используются тесты развития, разрабатываемые на абстрактном материале или на таком материале, который не изучался. Это необходимо для того, чтобы проверить наличие способностей у человека, т.е. сформированное™ у него тех приемов (средств, способов), которые лежат в основе освоения того или иного предметного содержания.

Психологическое тестирование (тестология, психодиагностика) зародилось в Европе в конце XIX в., но массовое распространение получило в следующем столетии. На сегодня насчитывается несколько тысяч диагностических методик, с помощью которых выявляются наиболее значимые психологические особенности человека. Тесты интеллекта можно условно разделить на тесты «скорости» и тесты «уровня». В первом случае даются задания одного уровня сложности в условиях жесткого лимита времени, во втором - задания разделены на блоки разного уровня сложности. Встречаются варианты тестов, где используются оба вида затруднений.

В тестах интеллектуального развития измеряется уровень владения человеком различными приемами и способами мышления. Тесты состоят из задач, построенных на различном материале (слова, цифры, фигуры, рисунки и т.п.) и всегда имеют единственно верный ответ. Наибольшее распространение получили так называемые невербальные тесты, позволяющие оценить уровень интеллектуального развития человека, вне зависимости от уровня владения языком.

Многие интеллектуальные тесты валидны (от англ, validity - полноценность, действительность, достоверность), т.е. соотносятся с академической успеваемостью, что неудивительно. В основу многих из них положена та или иная модель способности к обучению, например описанная Ф. Верноном (рис. 12). Приведем несколько наиболее распространенных тестов.


Рис. 12.

Тест Ф. Вернона : позволяет определить уровень информированности человека, внимательность, вербальный интеллект, в том числе словарный запас, технический интеллект, включающий числовые и пространственные операции, конструирование из кубиков, расположение картинок и складывание объекта, кодирование и поиск недостающих деталей.

Тест А. Анастази : позволяет исследовать способность к обобщению и анализу материала, гибкость и инертность мыслительных процессов, скорость и точность восприятия, эмоциональные компоненты и пространственное воображение, употребление языка и способность к выбору оптимальной стратегии. Для определения интегрального показателя «общие способности» Анастази выделяет «критические точки интеллекта», которые положены в основу кратких отборочных (ориентировочных) тестов, позволяющих делать предварительные выводы на основе решения заданий, выполненных человеком за короткий промежуток времени.

Краткий ориентировочный тест (КОТ): относится к категории тестов общих умственных способностей, определяющих IQ. (Термин IQ - коэффициент умственного развития - был введен в 1950-х гг. немецким психологом Г.Ю. Айзенком. Ранее, в 1911 г., другой немецкий психолог - В. Штерн предложил использовать понятие «коэффициент интеллектуальности».) В тестах такого типа задания подбираются таким образом, чтобы обеспечить адекватную выборку всех важнейших интеллектуальных функций. Итак, в их состав входят:

  • способность обобщения и анализа материала;
  • инертность мышления, лереключаемость;
  • эмоциональные компоненты мышления, отвлекаемость;
  • скорость и точность восприятия;
  • распределение и концентрация внимания;
  • употребление языка, грамотность;
  • выбор оптимальной стратегии, ориентировка;
  • пространственное воображение.

Тест Г.Ю. Айзенка : позволяет исследовать уровень ассоциативного мышления, гибкость ума, неординарность подходов и умение человека логически мыслить. Существует несколько разновидностей этого теста, включающих вербальный, числовой, зрительно-пространственный и прочие блоки.

Можно с уверенностью сказать, что психологи «измерили» интеллект миллионов людей практически во всех странах мира. В результате им удалось получить так называемую стандартную выборку, т.е. процентное распределение людей на группы в зависимости от уровня развития интеллекта. Средний уровень интеллекта (IQ от 90 до 109) характерен для половины населения (50%). Весьма высокий интеллект (IQ от 130 и выше), как и умственный дефект (IQ от 69 и ниже), встречаются редко: 2,2%. Высоким (IQ от 120 до 129) и пограничным интеллектом (1Q от 70 до 79) обладают 6,7% населения. «Хорошая» (IQ от 110-119) и сниженная нормы (IQ от 80-89) фиксируются у 16,1%.

Владение приемами формальной логики позволяет человеку наращивать свой интеллектуальный инструментарий. Высокий уровень IQ гарантирует его обладателю успешное решение многих задач. Можно ли улучшить свои показатели в мыслительной деятельности? Безусловно. Для этого необходимо в первую очередь развивать умения:

  • выделять существенные свойства предметов и абстрагироваться от несущественных;
  • находить существенные связи (генетически исходные) вещей и явлений окружающего мира;
  • доказывать истинность своих суждений и опровергать ложные умозаключения;
  • излагать свои мысли аргументированно, непротиворечиво и обоснованно;
  • осознавать приемы мыслительной деятельности, используемые в различных сферах;
  • осуществлять перенос приемов и операций мышления из одной области в другую;
  • предвидеть развитие явлений;
  • делать обоснованные выводы; ,
  • осваивать приемы диалектической логики.

Но можно ли утверждать, что любой интеллектуально развитый человек непременно является еще и мудрым? Увы, нет.

До сих пор речь шла о формах мышления, исходя из характеристики представленности задачи (наглядно или словесно) и средств, с помощью которых она решается (действия, образ, логика). Все это относится к операционально-технической стороне мышления и отвечает на вопрос «как мыслю?», «как делаю?». Но качество мышления мы оцениваем не по этим категориям. Существуют такие понятия, как широта мышления и глубина, самостоятельность и гибкость, критичность и быстрота.

Широта мышления - способность охватить весь вопрос (процесс) целиком, не упуская в то же время и необходимых деталей.

Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов.

Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.

Гибкость мышления означает свободу от шаблонов, приемов и способов, усвоенных в прошлом опыте, умение быстро менять действия при изменившихся обстоятельствах.

Критичность - умение объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.

Быстрота - способность быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

Есть в мышлении и нечто большее, чем владение различными приемами, умениями и правилами. Это - личностный аспект, различия в смысловой стороне мышления: «зачем мыслю?», «зачем делаю?». Как показывает практика, одну и ту же задачу, используя одни и те же средства и приходя к одному и тому же ответу, разные люди решают по-разному, находя в них разные смыслы, проявляя разное отношение и к самой задаче, и к другим людям.

Среди всех видов мышления, пожалуй, выше всего ценится творческое мышление , способность создавать новое. В психологии изучению процессов творческой деятельности, выявлению психологических особенностей творческих людей посвящено множество работ, выявлены и описаны условия, стимулирующие творческое мышление и препятствующие его развитию. Так, стимулируют мышление ситуации неопределенности и открытости, способности человека к самостоятельности, независимости и ответственности (проявляющиеся вместе .0, умения задавать вопросы и фантазировать. Напротив, такие особенности, как преклонение перед авторитетами, стремление к успеху во что бы то ни стало, избегание риска, а также жесткие стереотипы в мышлении и поведении, являются серьезным препятствием для развития творческого мышления.

  • См.: Берулава Г.А. Тест естественно-научного мышления. Бийск: НИЦ БиГПИ,1993.

На предыдущем занятии по тем «Чувственное познание» отмечалось, что в принятии решения, регулировании поведения, построении профессионального жизненного пути, управлении действиями выделяются два вида знаний: непосредственное (чувственное), возникающее в ходе взаимодействия объектов с нашими органами чувств, и опосредованное (рациональное) рассуждениями, речью (рассудочное, мысленное).

Чувственное познание включает такие психические процессы, как ощущение, восприятие, внимание, память. Рациональное познание включает мышление и интеллект.

Мышление и интеллект близкие по содержанию термины. Термину «интеллект» соответствует слово «ум». Когда говорят, что этот «человек умный», то этим подчеркиваются его индивидуальные особенности интеллекта. С ростом ребенка мы часто слышим, что «ум ребенка развивается». Этим подчеркивается развитие интеллекта ребенка.

нам понятно, что на улице ненастье, ветер. Мы проходили с вами такие психические явления, как ощущение и восприятие, отражающие отдельные стороны действительности в разных сочетаниях (отдельных или более полных). Мышление помогает человеку полученные ощущения и восприятия, сопоставлять, сравнивать, различать и раскрывать отношения, выявлять взаимосвязи: то есть мышление глубже познает сущность окружающего мира, отражает бытие в его связях и отношениях. Раскрытие отношений, связей между предметами составляет существенную задачу мышления.

Мышление и интеллект - это важнейшие отличительные черты человека. Термин современного человека - Homo sapiens (человек разумный). Оглохший Бетховен, ослепший Гомер не перестали быть великими, а вот человек, который потерял разум, кажется пораженным в самой человеческой сути.

Мышление – это прежде всего познание, которое с психологической точки зрения создает представление внешнего мира, его моделей и образов. Но восприятие – это тоже познание. А в чем разница между этими двумя психическими процессами? Например, человек, выглянув на улицу, видит, что крыша соседнего дома мокрая. Это пример восприятия. Но если человек по факту мокрой крыши соседнего дома заключает, что прошел дождь, то это уже пример простого мышления, т.е. мышления опосредованного, когда по одному факту выводится заключение о другом. Таким образом, мышление значительно сложнее: вначале создается модель внешних условий, а затем из нее выводится следующая модель. В выше приведенном примере первая модель – мокрая крыша (это относится к восприятию), а вторая модель - недавно прошел дождь (это относится к мышлению).



Итак, интеллект – способность к мышлению, а мышление – это процесс реализации интеллекта. Благодаря интеллекту человек занял доминирующее положение на Земле, получил дополнительные средства для биологического выживания, но в то же время интеллект человека создал и колоссальные разрушительные силы. Для большинства видов деятельности существует определенный минимум интеллекта , который обеспечивает человеку возможность успешного занятия этим видом деятельности. Так, для математиков, шахматистов и др. этот минимум очень высок, а для других (например, работа курьера) – значительно ниже. Но возможен и такой факт, когда высокий интеллект может отрицательно отражаться на отношениях человека с другими людьми, что ведет к снижению успехов, и наоборот, если интеллект человека ниже оптимума, то снижается способность разбираться в ситуации, предсказывать развитие событий и т.д. При значительном превышении оптимума руководитель становится непонятным для людей своей группы, и в тоже время, чем выше интеллектуальный уровень группы, тем выше оптимум интеллекта для руководителя этой группы.

Если ребенок имеет очень высокий уровень интеллекта (более 155 баллов по тестам IQ ),то это отрицательно сказывается на его адаптации по отношению к другим детям, так как он опережает своих сверстников в умственном развитии более чем на 4 года и становятся чужими в своих коллективах.

Для мышления человека существенна взаимосвязь с речью и языком .



бы формах оно не осуществлялось.

Какие же этапы проходит мысль человека прежде, чем она будет выражена в развёрнутой речи одного человека другому? Прежде всего - это мотив высказывания (движущая сила процесса). Далее - возникновение мысли или общей схемы того содержания, которое должно быть воплощено в высказывании. Но прежде чем воплотиться в высказывании речевом, необходимо пройти этапвнутренней речи - существенный переходный этап между замыслом (или "мыслью") и развёрнутой внешней речью. Внутренняя речь порождает (генерирует) развёрнутое речевое высказывание, включающее исходный замысел в систему грамматических кодов языка.

Мышление и речь - не одно и то же. Мыслить - не значит говорить про себя (одну и ту же мысль можно высказать разными словами, но иногда не находим ни одного слова, чтобы выразить свою мысль). Основной единицей языка является слово, которое имеет сложное строение и состоит из двух частей: "предметная отнесённость" и"значение". Каждое слово обозначает какой-либо предмет, указывает на него, вызывает у нас образ того или иного предмета (этим язык человека отличается от "языка" животных, звуки которых выражают лишь определённое эффективное состояние, но никогда не обозначают предметов). Это первая функция слова (предметная отнесённость).

Вторая функция слова - значение слова - даёт возможность анализировать предметы, выделять в них существенные свойства, относить предметы к определённой категории.

Реальное употребление слова - всегда результат выбора нужного значения из системы значений. Эта выделенная из многих возможных значений, соответствующая ситуация, система связей называется в психологии смыслом слова (от наглядного обозначения - ель, сосна, к более общему понятию - дерево, растение; далее к - растение, животное). Система смысловых связей, стоящих за словом выражающим понятие, позволяет мысли двигаться во многих направлениях, следовательно, понятие может считаться наиболее существенным механизмом в основе движения мысли.

Понятие - это опосредованное и обобщённое знание о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных объективных связей и отношений. В любом слове, носителе понятия, выделяются как эмоционально-образные, наглядные компоненты, так и системы логических связей. Только их соотношение у разных людей, в зависимости от умственного развития, разное (у детей дошкольного возраста преобладают за словом эмоционально-образные переживания; у школьников младших классов - наглядные, конкретно-образные и ситуативные связи; у старшеклассников и взрослых - сложные логические связи ).

Понятие может быть раскрыто разными способами: внешним описанием явлений, перечислением существенных признаков и последовательностей, дать определение (тезаурус ). Важнейшим показателем усвоения понятия является умение пользоваться им в познавательной и практической деятельности. Выделяется следующая последовательность этапов усвоения понятия: конкретное единичное использование понятия; выделение понятий из круга родственных понятий, но неразличение при этом существенных и несущественных признаков; определение обобщённых существенных признаков без умения широкого употребления понятия; выделение существенных признаков, широкое использование понятия.

Рассмотримосновные этапы или фазы процесса мышления .

Начинается мыслительный процесс в сознании проблемной ситуации (ПС ). (Этот этап не всем под силу - тот, кто не привык мыслить, воспринимает окружающий мир как само собой разумеющееся; чем больше знаний, тем больше видится проблем). Проблемная ситуация содержит в себе противоречие и не имеет однозначного решения.

В результате анализа проблемной ситуации формулируется задача (ФЗ ). Это означает, что в ранних условиях удалось предварительно расчленить известное (данное) и неизвестное (искомое), а также определить требование (цель). Задача всегда ставит перед субъектом цель, сформулированную в вопросе, которым кончается каждая задача и который не заключает в себе ответа. Цель дана в определённых условиях, и субъект, решающий задачу, должен ориентироваться в её условии, выделить из содержания самое важное. Это позволяет создать гипотезу того пути, по которому должно идти решение, т.е. создать общую схему решения (ОСР) .

Поставленная задача решается различными способами в зависимости от условий, типа умственной деятельности субъекта, способа решения (алгоритм, эвристика, правила и т.д.). Если решение поставленной задачи будет идти по правилам, то это означает необходимость выполнить еще два этапа: на первом этапе определить необходимое для решения задачи правило, а на втором - применить данное общее правило к конкретным, частным условиям.

Определив путь решения поставленной задачи, можно обратиться к выделению частных операций (стратегии решения - СР ), которые могут быть как простыми, так и иметь сложный характер и состоять из целой цепи последовательных звеньев. Получив какой-то результат, решающий задачу человек сличает его с исходным условием и если результат соответствует условию - заканчивает решение, а если не соответствует - начинает действие снова, пока полученный результат будет согласован с исходным условием.

Описанный процесс должен определяться основной задачей и не выходить за пределы её условия, несоблюдение этого неизбежно приведёт к невозможности решения задачи. Но человек не всегда в состоянии выделить этапы, последовательно проходимые мыслью в ходе решения задачи. При интуитивном мышлении человеку кажется, что решение пришло внезапно, как озарение (инсайт ).

Какие требования обеспечивают полноценный характер решения задачи?

· Решающий задачу должен запомнить её и не потерять связь вопроса с её условием.

· Он должен ориентироваться в условии задачи и затормозить всякие проявления непосредственных импульсивно возникающих операций, не подчинённых её общей смысловой схеме.

· Он должен создать известное "внутреннее поле", в пределах которого должны протекать все его поиски и операции и ни в коем случае не выходить за границы этого логического поля.

· Он должен выполнять необходимые операции счёта, не забывая, какое место в общей стратегии решения задачи занимает каждая операция.

· Он должен сличить полученный результат с исходным условием.

Мыслительные операции.

Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстрагироваание, конкретизация и обобщение.

Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений (Пример: стол можно разложить на крышку стола, ножки, ящики, распорки и т.д.). Анализ бывает практическим (когда мыслительный процесс непосредственно включен в речевую деятельность) и умственным(теоретическим). Если анализ оторван от других операций, он становится порочным, механистичным (так, ребенок разбирает, ломает игрушку на отдельные части, никак не используя их дальше).

Синтез - это мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Операция синтеза противоположна анализу. Синтез не является механическим соединением частей и поэтому не сводится к их сумме. (При соединении отдельных частей машины, при их синтезе получается не груда металла, а машина, которая передвигается. При химическом соединении кислорода и водорода получается вода. И синтез, и анализ занимают важное место в учебном процессе. Так, при обучении чтению звуков и букв составляются слоги, из слогов - слова, из слов - предложения).

Сравнение - это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками (сравнение при прикладывании одного предмета к другому: линейки к бумаге и т.д.). Сравнение бывает односторонним (неполным, по одному признаку) и многосторонним (полным, по всем признакам); поверхностным иглубоким;непосредственным иопосредованным.

Абстрагирование состоит в том, что субъект, вычленяя какие-либо свойства, признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных (говоря о зеленом цвете как о благотворно действующем на зрение человека, при этом не указывают на конкретный предмет зеленого цвета). Здесь признак, отделяемый от объекта, мыслится независимо от других признаков предмета, становится самостоятельным предметом мышления. Абстрагирование обычно осуществляется в результате анализа. Путём абстрагирования были созданы отвлечённые, абстрактные понятия длины, широты, количества, равенства, стоимости и т.д. Благодаря абстракции, человек может отвлечься от единичного конкретного.

Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание. Если высказанная мысль оказывается непонятной другим, то в данном случае стараются её конкретизировать (просьба привести пример по высказанному - это и есть конкретизация).

Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам (яблоки, груши, сливы и т.д. соединяются в одном понятии "фрукты"; человек анализирует предметы и выявляет в них общие закономерности; психолог изучает людей, чтобы вскрыть общие закономерности их развития).

Виды мышления.

Мышление человека не только включает в себя различные операции, но и протекает на различных уровнях, в различных формах, что говорит о существовании разных видов мышления.

По степени развёрнутости мышление может бытьдискурсивным (поэтапно развёрнутым процессом) иинтуитивным (характеризуется быстротой протекания, отсутствием чётко выраженных этапов, минимальной осознанностью).

С точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач выделяется мышление творческое (продуктивное) ивоспроизводящее (репродуктивное). Творческое мышление направлено на создание новых идей, новообразований. Но надо отличать объективно новое (т.е. то, что ещё никем не было сделано) от субъективно нового (т.е. нового для данного конкретного человека). Так, студент, выполняя опыты по специальным предметам, открывает новые, неизвестные ему лично свойства, положения, выводы и т.д. Но это неизвестное студенту не означает, что оно не было известно преподавателю. В качестве препятствий развитию творческого мышления может выступать излишняя критичность, внутренняя цензура, желание найти ответ немедленно, ригидность (стремление пользоваться старыми знаниями) иконформизм (боязнь выделиться и стать смешным для окружающих).

В отличие от творческого мышления репродуктивное представляет собой применение готовых знаний и умений. В тех случаях, когда в процессе применения знаний осуществляется их проверка, выявление недостатков и дефектов, говорят о критическом мышлении.

По характеру решаемых задач мышление разделяют на теоретическое и практическое . В психологии долгое время изучался только теоретический аспект мышления как направленного на открытие законов, свойств объектов, а вопрос практического мышления если и ставился, то сужался до понятия сенсомоторного интеллекта, который рассматривался неотрывно от восприятия и от прямого манипулирования с предметами. Между тем в жизни мыслят не только "теоретики". Б.М.Теплов в работе "Ум полководца" показал, что практическое мышление - это не начальная форма мышления ребёнка, а зрелая форма мышления взрослого. В работе любого организатора, администратора, производственника и т.д. ежечасно возникают вопросы, требующие напряжённой мыслительной деятельности. Практическое мышление связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развёртывается в условиях дефицита времени, что делает его ещё сложнее, чем теоретическое мышление. Возможности пользоваться гипотезами у "практики" более ограничены, так как проверяться эти гипотезы будут не в специальных экспериментах, а в самой жизни, и не всегда есть время для этих проверок. Высшие проявления человеческого ума наблюдались в одинаковой мере как у великих практиков (Пётр I, А.В.Суворов), так и у великих теоретиков (М.В.Ломоносов, К.Э.Циолковский).

В зависимости от содержания решаемой задачи выделяют следующие виды мышления: предметно-действенное (решение задач с помощью реального, физического преобразования ситуации, апробирования свойств объектов - характерно для детей до трёх лет, движение рук опережает мышление, этот вид мышления ещё называют ручным, оно встречается и у взрослых - работа испытателя, конструктора);наглядно-образное (оперирование образами - видение предмета с нескольких точек: проявляется у дошкольников, 4-7 лет, практические действия у них отходят на второй план, объект познаётся наглядным его представлением; у взрослых - приступая к ремонту квартиры они заранее представляют, что из этого выйдет. Этим видом мышления были созданы изображения атомного ядра, внутреннее строение земного шара); словесно-логическое мышление (функционирует на базе языковых средств, человек устанавливает общие закономерности, предвидит развитие процессов в природе и обществе, обобщает различный наглядный материал).

Все виды мышления тесно взаимосвязаны, постоянно взаимно переходят друг в друга. Так, работая со схемами и графиками, трудно разделить наглядно-образное и словесно-логическое мышление, когда содержанием задачи являются схемы и графики.

Практически-действенное мышление позволило П.Н.Яблочкову (изобретателю первой электрической лампочки) решить сложную теоретическую задачу - как сделать, чтобы расстояние между углями лампы, расположенными на одной вертикальной линии, оставалось постоянным и не увеличивалось. Сидя в кафе и что-то писав, он положил два карандаша рядом. И сразу мысль: поместить угли в лампе параллельно.

Мышление формируется у человека не сразу. У новорожденных детей оно отсутствует, у грудного младенца формируются условные рефлексы. Это означает, что его мозг может гибко связывать между собой 2 раздражителя и адекватно на них реагировать. Например, младенец улыбается матери и плачет при виде незнакомого человека. Только к концу первого года жизни у ребенка начинают проявляться первые элементы мышления.

Согласно представления швейцарского психолога Жана Пиаже, существуют 4 стадии развития мышления:

  • Стадия сенсомоторного интеллекта (в возрасте 1-2 года) – развивается способность воспринимать и познавать предметы реального мира; ребенок начинает выделять себя из окружающего мира.
  • Стадия операционального мышления (в возрасте 2-7 лет) – развивается речь, развивается эгоцентризм мышления.
  • Стадия конкретных операций (в возрасте от 7-8 до 11-12 лет) – появляется возможность логических объяснений своим действиям, переходить с одной точки зрения на другую, развивается способность объединять предметы в классы.
  • Стадия формальных операций (от 12-15 лет и далее) – способность выполнять операции в уме с использованием логических рассуждений и абстрактных понятий.

Что же такое мышление?
Из выше сказанного можно дать определение мышлению.

Мышление – это сложный познавательный процесс, который является высшей формой отражения мозгом окружающего мира.
Мышление по сути — это всегда поиск и открытие чего-то нового. Мышление начинается там, где возникает проблемная ситуация.

Основные признаки мышления:

Опосредованность.
Мышление отдельно взятого человека опосредовано развитием мышления всего человечества. Мышление – это своеобразная «модель вселенной внутри нас». Оно формируется в среде себе подобных, где есть возможность впитывать социальный опыт других, находиться в постоянном взаимодействии с ними.

Обобщенность.
Мышление – это обобщенное познание существенных свойств и явлений окружающей действительности, а также связей и отношений, существующих между ними. Объекты могут обобщаться на основании одного признака (простейшие обобщения) или по множеству признаков (сложные обобщения). Например, когда мы произносим слово «самолет», то объединяем (обобщаем) в этот класс много летательных объектов, различающихся между собой размерами, формой, дальностью полета, назначением и т.п.

Целенаправленность и произвольность.
Мышление всегда связано с решением какой-то задачи и сопровождается определенным волевым усилием со стороны человека. Отсутствие проблемной ситуации приближает мыслительный процесс к стереотипному поведению.

Мышление всегда направлено навстречу цели. Например, потребность в изменении интерьера своей квартиры порождает цель перестановки мебели, переноса каких-то стенных перегородок и др. Т.е. Мысленное решение найдено. Далее должна подключиться воля, т.к. без воли мышление очень редко приводит к достижению цели. Мыслить – значит действовать.

Мышление как познавательная теоретическая деятельность тесным образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Действие – это первичная форма существования мышления.

Мыслительный процесс всегда направлен на разрешение какой-нибудь задачи, и в нем различают 4 основных этапа или фазы:

1. Осознание проблемной ситуации начинается с чувства удивления, вызванного ситуацией. И далее идет формулирование вопроса, проблемы, задачи. Сама постановка проблемы является актом мышления, ко­торый требует часто большой и сложной мыслительной работы. Сформулиро­вать, в чем вопрос, — значит уже подняться до известного понимания, а понять задачу или проблему — значит если не разрешить ее, то по крайней мере найти путь, т. е. метод, для ее разрешения. Поэтому первый признак мыслящего чело­века — это умение видеть проблемы там, где они есть.

Возникновение вопросов — первый признак начинающейся работы мысли и зарождающегося понимания. Ситуация «изначальной понятности», выраженная отсутствием вопросов, – индикатор отсутствия работы мысли.

2. Решение задачи совершается различными способами в зависимости от характера самой задачи. Этот процесс требует привлечения теоретических знаний. Первый шаг мысли в таком случае заключается в отнесении возникающего вопро­са или проблемы к некоторой области знания.

3. Выдвижение и перебор гипотез. Решение некоторых, особенно сложных задач совершается на основе гипотез. Чем богаче практика, чем шире опыт и организованнее система знаний, в которой эта практика и этот опыт обобщены, тем большим количеством конт­рольных точек для проверки и критики своих гипотез рас­полагает мысль.

Степень критичности ума бывает очень разной у разных людей. Критич­ность — существенный признак зрелого ума. Критический ум тщательно взвешивает все доводы за и про­тив своих гипотез и подвергает их всесторонней проверке.

4. Выработка суждения по данному вопросу. Затем результат мыслительной работы спускается непосредственно в практику. Она подвергает его решающему испытанию и ставит перед мыслью новые задачи — развития, уточнения, исправления или изменения первоначально принятого решения проблемы.

Ирина Базан

Литература:
Ю.В. Щербатых «Общая психология»
С.Л. Рубинштейн «Основы общей психологии»
А.В. Карпов «Общая психология»
В.М. Козубовский «Общая психология»

Опосредованность мышления - это свойство мысли, сущность которого заключается в возможности выхода за пределы непосредственного опыта. Иногда требуется сделать промежуточные шаги, которые кажутся направленными в сторону, противоположную цели, например решить задачу с помощью обходных путей или непрямых путей.

  • 1. Даны три сосуда: 30, 12 и 3 л. Как отмерить 15 л? (Эта задача может быть решения путем сложения: 12 + 3= 15.)
  • 2. Даны три сосуда: 37, 21 и 3 л. Как отмерить ровно 10 л воды? (Можно решить путем вычитания обоих меньших чисел из большего: 37 - 21 - 3 - 3= 10.)
  • 3. Каким образом можно достать спичку, лежащую на дне двухметровой трубы, вкопанной в землю?

Если на пути решения задачи встретились значительные трудности, то такую задачу можно разбить на несколько более мелких задач, или подзадач.

Ретроспективность мышления - умение провести тщательный анализ происходящего и сделать соответствующие выводы.

Мудрый создает себе больше возможностей, чем ему представит случай; мудрый создает орудие из всего, что попадется ему под руку; мудрый превратит случай в удачу - иначе говоря, ретроспективный анализ решения, возращение к уже полученному результату, является важным шагом в процессе профессионализации мышления специалиста.

Ретроспективный анализ конфликта - это попытка оценить ситуацию уже спустя некоторое время после разрешения или окончания конфликта, когда его участники занимают несколько иные позиции в коллективе. С течением времени отдельные наиболее существенные моменты поведения в конфликтной ситуации могут воспроизводиться острее. А так как нет особой необходимости в психологической защите, чтобы облегчить эмоциональные переживания, что нередко ведет к искажению события, стремлению передать его в идеализированном виде, данные могут быть получены более достоверные.

  • 1. Пять землекопов за пять часов выкапывают 5 м канавы. Сколько землекопов выкопают 100 м канавы за 100 часов?
  • 2. Тройка лошадей пробежала в час 24 км. Сколько километров в час пробежала каждая лошадь?
  • 3. Коля спросил:
    • - У меня 10 марок, а у тебя, Саша?

Саша ответил:

У меня столько же марок, сколько у тебя, и еще половина всех моих марок.

Сколько марок у Саши?

  • 1. Тот, кто не думает снова, не может думать правильно. Вторые мысли самые лучшие.
  • 2. Умный человек не обижается, а делает выводы.
  • 3. После проведенного анализа процесса и результата решенной ситуации целесообразно ответить самому себе на следующие вопросы.

Что нового я узнал?

Что меня больше всего удивило, порадовало, огорчило?

Чему я научился, побывав в этой ситуации?

Какие выводы я делаю на будущее?

Любознательность ума - способность удивляться всему новому; познавательный интерес; «игра» с идеей; открытость к незавершенным и неопределенным ситуациям; потребность поиска на вопрос: что бы я сделал по-другому?

Любознательные люди раздумывают о причинах происшествия. Там, где для любопытных уже нет материала для глаз и ушей, для любознательных только начинается работа. Эта работа мысли, разбуженной конкретным, случайным фактом, но за которым мысль ищет определенную закономерность. Любопытство - консервация непосредственного отношения к миру (суетятся, мечутся, восторгаются, ахают и охают). Однако в этом типе личности нет развития.

Н.В. Гоголь точно заметил: любопытство безлико, проявления его одинаковы, а любознательность рождает неповторимые индивидуальности, потому что путь вглубь истины уникален.

В случае любознательности импульс исходит от самого человека, что в корне меняет характер интереса. И, что самое важное, он не угасает с окончанием той или иной ситуации, а наоборот, еще больше разгорается, захватывает его целиком, заставляя все глубже погружаться в интересующую деятельность. Мысль человека снова и снова возвращается к тому, что осталось невыясненным до конца. Любознательность означает умение шагнуть через себя.

Любопытство - это интерес поверхностный, ситуативный, реактивный, эпизодический, связанный с переживанием своего познавательного отношения к предмету в данный момент. Такой интерес хрупок, неустойчив и быстро исчезает, не оставляя часто почти никаких следов в жизни личности. Для профессионала, заинтересованного в личностном росте и сотрудничестве, важно научиться выбирать из потока информации нечто личностное и волнующее.

Эксперименты, проведенные на крысах, показали, что примерно на тысячу находится одна крыса, которая время от времени будет заходить в ту часть клетки, в которой получает удары электрическим током.

  • 1. Бабушке нужно зажарить шесть котлет, а на сковородке помещается только четыре котлеты. Каждую котлету нужно жарить 5 мин на одной стороне и 5 мин на другой. Сколько времени потребуется для того, чтобы зажарить шесть котлет на этой сковородке? Как можно это сделать за 15 мин?
  • 2. Дайте обоснованный ответ на вопрос: «Сунуть нос в чужие дела - хорошо или плохо?».
  • 1. Любопытство всегда способствует изобретательности (С. Цвейг).
  • 2. Чем тоньше лед, тем больше всем хочется убедиться, выдержит ли он (Г.У. Шоу).

Ощущения и восприятие дают возможность непосред­ственно познать отдельные предметы и явления реального мира.

С помощью органов чувств мы воспринимаем действительность непосредственно. Например, мы смотрим на стену и видим ее цвет; мы определяем размер двух разных карандашей, лежащих перед нами; мы воспринимаем дан­ную фигуру как треугольник. Мы можем непосредственно определить, какая сегодня погода: вышли на улицу или на балкон и узнали, холодно или тепло. Но можно опреде­лить погоду и не выходя из дома, косвенным путем, ис­пользовав с этой целью термометр. Видя, на каком деле­нии стоит ртуть, мы определим, тепло или холодно сей­час на улице. В этом случае мы исходим из того, что существует зависимость между высотой ртутного столба и температурой воздуха (между высотой карандаша, напри­мер, и температурой воздуха связи нет).

Таким образом, термометр является средством, позволяющим нам отве­тить на вопрос: какая погода? И узнали мы о температуре воздуха не непосредственно с помощью ощущений и вос­приятий, а опосредованно. Барометр помогает нам узнать об атмосферном давлении, так как существует связь меж­ду атмосферным давлением и показанием стрелки баро­метра. Такого рода познание не является непосредствен­ным показанием наших анализаторов, а является опосре­дованным познанием.

Если в ощущениях реальность отражается отдельными своими сторонами, качествами, признаками, а в воспри­ятии - в совокупности всех этих качеств, признаков, то посредством мышления осуществляется отражение таких особенностей, свойств, признаков и явлений, которые обычно невозможно познать с помощью только органов чувств.

Еще один пример. Можно измерить высоту дерева? Мож­но, но непосредственно измерить его высоту линейкой - и трудно, и долго. Тогда человек в час, когда длина его тени равна его росту, измеряет тень дерева и таким спосо­бом, посредством длины тени, узнает о высоте дерева, т.е. узнает опосредствованно. И знание, полученное этим пу­тем, является опосредствованным знанием, а процесс приобретения этого знания, представляющий собой про­цесс мышления, оказывается опосредствованным позна­нием действительности.

Жизнь все время ставит такие задачи, которые нельзя решить, опираясь только на восприятие окружающих пред­метов и явлений или на припоминание того, что уже было воспринято раньше. На многие вопросы надо искать отве­ты косвенным путем, делая выводы из уже имеющихся знаний. Мысля, человек познает общие свойства опосре­дованно, т.е. через посредство других, ранее усвоенных знаний. Именно при этом становится возможным понять то, чего человек сам не может видеть, слышать, ощущать, чувственно воспринимать и представлять. Например, врач ставит диагноз, опираясь на симптомы болезни. Он делает вывод из них в соответствии со знаниями, полученными прежде.

Таким образом, поиск ответа, который не может быть получен прямо из восприятий или путем припоминания конкретных фактов, а требует выводов из полученных зна­ний, представляет собой мыслительную деятельность. И наиболее существенной особенностью процессов мыш­ления является то, что человек выходит за пределы своего непосредственного опыта . Опосредованный характер мыш­ления дает нам возможность значительно расширить по­знание действительности. Область того, что мы мыслим, шире того, что мы воспринимаем. Опираясь на восприя­тие, но выходя за его пределы, мы познаем в итоге мыш­ления далекое прошлое земли, развитие растительного и животного мира, историю человечества, открываем но­вые законы и пр. В результате всех этих рассуждений мы можем сказать теперь, что мышление - это опосредственное познание (или отражение) действительности.

Но мышление не только опосредованное, но и обоб­щенное познание (отражение) окружающего мира.

Ощущения и восприятия дают нам знание единично­го - отдельных предметов и явлений (или их сторон, свойств, качеств) реального мира. Такое знание никак не может быть достаточным. Жизнь, практика требуют уме­ния предвидеть результаты наших действий, последствий различных явлений, событий, нами воспринимаемых. Знание единичного не дает достаточного основания для предвидения. Каждый, даже самый простой, вывод тре­бует каких-то знаний и сделанных прежде обобщений. Общее свойство применяется и к данному случаю. Вот, например, лист бумаги. Что с ним произойдет, если его бросить в огонь? Сгорит. Почему мы это знаем, ведь этот лист мы не бросали в огонь. Но мы много раз видели, как горит бумага. Обобщили эти факты и теперь знаем. А если бы нам показали лист из неизвестного материала? Мы бы так уверенно не ответили. Следовательно, чтобы пред­видеть, надо обобщать единичные предметы, явления, факты и, исходя из этих обобщений, делать вывод относительно других подобных единичных предметов, явле­ний и фактов.

Обобщенное отражение (познание) действительности - важнейший признак мышления.

Не всегда и опыт человека может дать достаточный материал для обобщения. Люди в своей деятельности постоянно опираются на общий опыт, усвоенный от других, обобщенный и закрепленный в языке. Обобщения отражают общие и потому наиболее существен­ные свойства предметов и явлений, их общие и поэтому закономерные связи. Обобщая, мы познаем сущность пред­мета. Только с помощью мышления мы познаем то общее в предметах и явлениях, те закономерные, существенные связи между ними, которые недоступны непосредственно ощущению и восприятию и которые составляют сущность, закономерность объективной действительности. Поэтому мы можем сказать, что мышление есть отражение законо­мерных существенных связей.

Итак, мышление - это процесс опосредованного и обоб­щенного познания (отражения) окружающего мира.

Дубровина И. В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведе­ний / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 464 с. С. 170-173.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх