Конспект занятия «Воздух - невидимка» в подготовительной группе. Конспект НОД в подготовительной группе «Этот волшебный воздух Свойства воздуха для детей подготовительной группы

Гульназ Сагитова
Конспект занятия в подготовительной группе «Воздух и его свойства»

Конспект занятия в подготовительной группе

«Воздух и его свойства »

Образовательная задача :

Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха .

Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека .

Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающая задача :

Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.

Развивать умение делать выводы и умозаключения.

Развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром.

Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.

Воспитательная задача :

Воспитывать интерес к познанию природы посредством стихии воздуха .

Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.

Ход занятия

Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза.

Путешествие начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много нового узнать!

Ребята, сегодня мы с вами будем работать в экспериментальной лаборатории и станем исследователями. А чтобы узнать, с чем мы будем знакомиться, мы должны отгадать зашифрованное слово, я буду называть слово, а вы должны найти звук в слове, и сказать какой он по счету.

Дети выбирают из лежащих на столе карточек заданные.

ВОДА – НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК – «В»

СОЛНЦЕ - НАЗОВИТЕ 2 ЗВУК – «О»

ПАЗЛЫ – НАЗОВИТЕ 3 ЗВУК – «З»

ВЕДРО – НАЗОВИТЕ 3 ЗВУК – «Д»

ПРУД – НАЗОВИТЕ ГЛАСНЫЙ ЗВУК – «У»

ХОРОВОД – НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК – «Х»

Какое слово, у нас получилось, давайте прочитаем вместе «ВОЗДУХ » . Правильно, молодцы, слово «ВОЗДУХ » .

Скажите, пожалуйста, а что такое воздух ? (воздух , это то чем мы дышим)

А где есть воздух ? (везде)

А кто дышит воздухом ? (люди, птицы, животные, насекомые, растения) .

А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.

Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? (плохо) Можно жить без воздуха ?

(ответы детей)

Что было бы, если на земле исчез воздух ? (не было бы жизни на земле)

Правильно, наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха . Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней.

Ребята, где и как люди используют воздух ? (воздух помогает человеку : летать на самолетах, запускать воздушные шары , передвигать парусные корабли, крутить колеса мельницы).

Сегодня на занятии мы с вами попробуем ответить на вопросы : «Есть ли воздух , где и как его обнаружить» . А для этого я предлагаю вам стать учеными и приглашаю в нашу экспериментальную лабораторию. А для этого мы приклеим значки исследователей.

(Дети подходят к столу)

1 опыт с полиэтиленовым пакетом.

Приступим к исследованиям. Возьмите пакет, что в нем? (он пуст)

Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь поймаем воздух пакетом и спрячем его внутрь, для этого закручиваем пакет.

Посмотрите, пакет полон воздуха , он занял все место в пакете . Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух . Пакет опять стал тоненьким.

Почему? (в нем нет воздуха )

Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха : он невидимый, прозрачный, чтобы его увидеть, его нужно поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. 2 опыт «Движение воздуха »

Как вы думаете, может ли воздух двигаться ?

Давайте проверим

Возьмите веер. Помашите на себя. Что вы почувствовали? (ветер)

Вывод : Значит, воздух может двигаться .

Еще раз помашите веером и скажите ветер какой? (холодный)

Как вы думаете, где бывает теплый ветер? (около печки, костра, если включить фен)

Вывод : воздух бывает холодным , теплым и горячим.

3опыт со стаканом

Для проведения следующего опыта пройдите и сядьте за столы.

Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? Посмотрите внимательно, есть ли в нем что-нибудь?

А сейчас мы это проверим. Каждый возьмите стакан вверх дном, держите его прямо (дети выполняют) и опускайте медленно в чашку с водой.

Что вы заметили (вода не заполняет стакан, а только часть)

Почему вода не попадает в стакан? Что мешает опустить стакан? (в стакане есть воздух , он не пускает туда воду)

А теперь я снова предлагаю опустить стакан в воду, но держать стакан не прямо, а чуть наклонив.

Что мы видим в воде? (пузырьки)

Почему они появились? (воздух выходит из стакана , его место занимает вода)

Почему же мы сначала думали, что стакан пустой? (Воздух невидим , он прозрачный)

Именно поэтому воздух называют невидимкой .

4опыт с водой и трубочкой.

Для следующего опыта нам понадобится стакан с водой и трубочка. Опустите в стакан с водой трубочку и подуйте в нее.

Что происходит? (выходят пузырьки)

Как они появились? Это выходит воздух из наших лёгких . Чем больше воздуха , тем больше пузырей.

-Вот наше открытие : воздух есть и внутри нас . Мы дуем в трубочку и он выходит, но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух , а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Ребята, а с какими пузырями можно поиграть? (с мыльными)

Сейчас и мы будем пускать мыльные пузыри.

Физминутка «Мыльные пузыри» под музыку.

Воды обыкновенной стаканчик набери,

Пускать из мыльной пены мы будем пузыри.

Он, воздухом надутый , по воздуху плывет ,

Но и одной минуты на свете не живет.

Замечательно, ребята, много пузырей надули. Закрываем баночки и ставим на место.

Мыльный пузырь - это тоненькая пленочка мыльной пены, внутри которой воздух . Воздух легкий , поэтому пузыри» летают».

Предлагаю продолжить наши исследования.

5 опыт : «Свеча в стакане» Предложите ребятам выяснить, как можно погасить свечу (пламя, не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая ее. Вместе с детьми проделайте следующее : зажгите свечу, накройте ее банкой и понаблюдайте до тех пор, пока она не погаснет.

Подведите детей к выводу о том, что для горения нужен кислород, который при этом превращается в газ.

6 опыт : «Дрессированные изюминки»

Налейте в стакан газированной воды или лимонада и положите в него несколько изюминок – пусть это будут рыбки. Рыбки упадут на дно. Теперь сделайте пассы руками : «Крибле, крабле, бумс! Изюминки, – вы рыбки плывите!» . И на глазах изумлённых детей изюминки начнут всплывать. Что, неужели и правда, изюминки стали рыбками? Да, конечно же нет.

Вначале изюминки тонут, т. к. он тяжелее воды, затем пузырьки воздуха из лимонада (они напоминают маленькие воздушные шары ) облепляют изюминки и они всплывают на поверхность.

Вывод : Воздух легче воды , поэтому воздушные пузырьки и поднимают изюминки на поверхность.

7опыт : можно ли услышать воздух ?

Ребята, а воздух можно услышать ? Мы это проверим. Предлагаю двоим желающим из вас сыграть на духовых инструментах (дети играют) .

Что мы слышим? (звуки)

Дети дуют в отверстие инструмента, воздух дрожит и получается звук, звуки распространяются по воздуху . Например, на Луне, где нет воздуха , ничего не слышно, бесполезно разговаривать – звуки не передаются.

8 опыт имеет ли воздух запах

Продолжим исследования.

Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет ? Понюхайте. (нет)

Если воздух чистый , то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи. Я возьму мандарин и очищу его. Что почувствовали? (запах мандарина) .

Следовательно, собственного запаха воздух не имеет , абсолютно чистый воздух ничем не пахнет . Запах ему придают окружающие его вещества.

Мы провели ряд опытов, и узнали : какими свойствами обладает воздух и как его можно обнаружить. И сейчас подведем итоги нашим исследованиям. Прошу, вас, занять свои места на стульях.

Из исследования воздуха мы пришли к выводу :

-воздух невидимый ; -бесцветный;

Безвкусный; -без запаха;

Он есть везде; и главное назначение воздуха в том , что мы им дышим.

Легко и свободно дышится, когда воздух чистый , но воздух может загрязняться вредными веществами, и тогда таким воздухом дышать вредно . В результате, болеют люди, желтеют и опадают листья, сохнут деревья.

Как же человек может способствовать тому, чтобы воздух был чист ?

Больше сажать деревьев, цветов, ухаживать за ними;

Поливать улицы, дорожки водой, чтобы меньше было пыли;

Не бросать мусор;

Водители должны следить, чтобы машины были исправны и не выделяли много вредной копоти

На заводах ставить очистительные сооружения, на трубах - фильтры.

Мы с вами плодотворно потрудились, спасибо за работу. А закончить наше занятие я хотела бы снова улыбкой. Улыбнемся друг другу самой доброй улыбкой.

Программное содержание:

Развивать у детей представления о свойствах воздуха, путем экспериментирования;

Развивать познавательную активность, любознательность, внимание, наглядно-образное мышление;

Обогащать словарь детей: афиша, дрессировщики, гимнасты, акробаты, фокусники, соломинка, вертушка, невидимый, упругий, легкий;

Учить детей слушать, отвечать на вопросы, формировать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать.

Материалы к занятию: миска с водой, целлофановый пакет, 2 мяча; стаканчик воды и трубочка; шарик из ваты, подвешенный на ниточке; камень; брусок деревянный, насос, воздушные шарики.

Методические приемы: игровой элемент, беседа, диалог, наблюдение, эксперименты, опыты, игра, физкультминутка, загадка, сюрпризные моменты.

Предварительная работа:

Беседы о воздухе, воде, цирке

Опыты с воздухом, водой

Игры с мыльными пузырями

Наблюдения за погодой, ветром.

Ход занятия.

Воспитатель вносит афишу.

Здравствуйте, ребята. Посмотрите, что я принесла. О чем рассказывает нам эта афиша?

Да, эта афиша о цирке.

А кто работает в цирке? Чем они занимаются? Да есть клоуны, дрессировщики, гимнасты, акробаты.

А еще в цирке работают фокусники. Что они делают?

Вот и я сейчас покажу вам фокус, я превращусь в фокусника. Крибле, крабле, бумс.

Я превратилась в фокусника. Я дотронусь до каждого волшебной палочкой, и вы превратитесь в фокусников.

Сегодня мы будем делать фокусы с воздухом, и узнаем, какой он, этот волшебный воздух.

Как вы думаете, можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо?

Давайте проверим. Зажмите нос и рот.

Как мы себя чувствуем? (Мы себя чувствуем плохо)

Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать)

Почему мы проветриваем группу, раздевалку, музыкальный зал? (чтобы мы могли дышать свежим воздухом) .

А как вы думаете, где живет воздух?

Да, он повсюду, он вокруг людей и внутри нас, он невидимый, легкий.

А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? (мы должны его почувствовать)

Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод)

Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? (ветер)

Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение.

Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? (ветер)

С воздухом можно и поиграть. И играть можно по-разному. Кто-то из вас пускал мыльные пузыри. Кто кораблик гнал – дул по воде, чтобы он плыл дальше?

Игра «У кого пушинка будет красиво подниматься высоко»

Упражнение на дыхание.

Поставим шарик перед губами, сделаем трубочку из губ и дуем плавно на шарик. Удерживаем шарик под углом. Дуем сильнее и видим, как шарик красиво отлетает вверх.

А теперь тихо встали, немного отдохнем.

Физминутка.

Я с утра сегодня встал,

С полки шар воздушный взял.

Начал дуть я и смотреть –

Стал мой шарик вдруг толстеть.

Я все дую – шар все толще,

Дую – толще, дую – толще.

Вдруг услышал я хлопок –

Лопнул шарик, мой дружок…

Ребята, можно доказать, что воздух живет внутри людей.

А вы хотели бы увидеть воздух?

На столах у каждого есть стаканчик и трубочка. При помощи этих предметов мы увидим воздух.

Дуем через соломинку, вначале тихо. Что мы увидели в стакане? (пузырьки)

Что с ними происходит? Они поднимаются вверх? А почему? (Потому что они легкие) А теперь дуем сильнее. Что происходит? (буря)

А где еще можно увидеть воздух? (Воздух есть везде)

Давайте проверим.

Что это? Стакан. Посмотрите, есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой) Давайте проверим. Опускаем стакан в тазик с водой, дном вверх. Посмотрите, вода не заходит в стакан? Почему? (потому что там есть воздух, и он не пускает воду) Значит и здесь есть воздух.

Мы видим воздух в стакане?

Значит, он невидимка, волшебник. Почему мы можем назвать его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него все видно)

А что еще прозрачное есть в нашей комнате? (стекло)

А что еще прозрачным может быть? (вода)

А можно его поймать?

Давайте попробуем. Посмотрите, у нас есть предметы, чем мы будем его ловить (расческа, ленточка).

Лучшим учеником фокусника будет тот, кто сумеет доказать, что поймал воздух.

Дети ловят расческой, ленточкой.

Поймали?

Не получается. А давайте попробуем пакетом. Посмотрите, что я сделаю

Воспитатель надувает пакет и опускает его в воду и выпускает из него воздух.

А тут у меня волшебный сундучок, а в этом сундучке лежат кое-какие предметы. Что же это за предметы? Давайте проверим, есть ли воздух в них? (Ребенок достает камешек из сундучка, опускает в банку с водой)

Ребятки, что мы увидели? (пузырьки)

И еще что? (он утонул)

А теперь опустим в воду брусок деревянный. Что с ним происходит? (он не тонет)

А почему он не тонет? (потому что он легкий)

Значит, воздух есть везде, в каждом предмете. Только его где-то больше, а где-то меньше.

А теперь отгадайте загадку:

«Кинешь в речку - не тонет,

О стенку не стонет.

Будем оземь кидать,

Будет кверху летать»

Что это? (мячик)

Какой удивительный предмет. В речке не тонет, высоко скачет. И играть с ним одно удовольствие.

Почему же он такой, что у него внутри? (Воздух)

Посмотрите, как я надую этот мяч. (насосом)

А мяч утонет? Почему?

Молодцы, ребята, вы стали настоящими фокусниками.

О чем мы сегодня говорили?

Что интересного мы с вами узнали о воздухе?

Какой он? (невидимый, прозрачный, легкий)

Что вам понравилось больше всего?

Знаю, что вы эти фокусы покажете своим друзьям. А я вам приготовил сюрприз – воздушные шарики. И дарю их вам. До свидания.

Конспект НОД в подготовительной группе «Этот волшебный воздух».

Задачи:

Образовательные:
учить детей устанавливать причинно-следственные связи;
подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха);
способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности;
способствовать формированию у детей познавательного интереса;
обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие: Развивать у детей способность устанавливать причинно - следственные связи, на основе элементарного эксперимента. Способствовать проявлению у детей познавательной активности развитию собственного практического опыта. Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, речь. Формировать способность анализировать, сравнивать, делать выводы и умозаключения.

Воспитательные задачи: Воспитывать у детей самостоятельность; аккуратность в работе. Формировать навыки сотрудничества и взаимодействия в коллективе сверстников. Вызвать желание у детей участвовать в посильной практической деятельности.

Предварительная работа: Беседа о воздухе.

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Виды деятельности: познавательно - исследовательская, с элементами игровой.

Оборудование: (атрибуты, материал) музыкальные фонограммы, полиэтиленовые пакеты на каждого ребенка; одноразовый стаканчик с водой, трубочка на каждого ребенка; веер из бумаги на каждого ребенка, различные ароматизаторы (чеснок,ванилин, апельсин)

Ход НОД.

Воспитатель. Ребята, сегодня мне с утра почтальон принёс посылку для вас, а откуда, мы сейчас посмотрим (Страна Почемучек).
Давайте её откроем, что нам прислали?
Пусто. Посмотрите, а вот на крышке прикреплена какая- то открытка с загадкой.
– Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (воздух)

Что же нам прислали из страны Почемучек? (Воздух)

Воспитатель. Правильно, а почему как вы думаете нам прислали из страны Почемучек такую интересную посылку с воздухом? Они наверно хотят все узнать о воздухе и мы с вами им поможем. А для этого нам придется отправится в путешествие. На каком воздушном транспорте можно путешествовать? (ответы детей)

А мы совершим путешествие на ковре – самолете.

Звучит музыка, дети эмитируют полет на ковре – самолете.

Мы совершили полет и очутились на остановке «Экспериментальная»

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество – внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.

Очутились мы в самой настоящей научной лаборатории. А что такое лаборатория и чем в лабораториях занимаются?

Проходите, в научную лабораторию и располагайтесь. Сейчас я вам раздам билетики и вы занимайте свои места в лаборатории согласно вашим билетикам. (вос-ль раздает билетики с геометрическими фигурами, а на столах напротив каждого стульчика лежат такие же билетики).Сейчас я сначала проверю, правильно вы заняли свои места. Молодцы, все правильно.

Нам с вами предстоит очень трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает, а для этого мы с вами будем проводить опыты. Вы готовы?

Возьмем в руки камешек и сожмем его. Какой он на ощупь? (твердый, жесткий, крепкий). Камень – это твердое тело. Какие еще твердые тела вы знаете? А можно ли взять в руку воздух и сжать его? Нет нельзя. Делаем вывод: ВОЗДУХ - НЕ ТВЕРДОЕ ТЕЛО. Давайте обозначим это схематично.

Возьмем стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, какая она?(Дети: прозрачная, бесцветная, без запаха) .Что умеет делать вода? Вода течет, бежит, струится, журчит. Что же такое вода? Вода – это жидкость. Назовите мне другие жидкости. (Дети: сок, кефир, молоко, кисель и т. д.) . Делаем вывод: ВОЗДУХ – НЕ ЖИДКОСТЬ (выкладывание схемы)

Воспитатель. Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке. Значит он – не твердое тело. Воздух не течет, его нельзя пить. Значит он - не жидкость. Можно сделать вывод: ВОЗДУХ НЕ ТВЕРДОЕ ТЕЛО И НЕ ЖИДКОСТЬ. А, что же тогда такое воздух? ВОЗДУХ – ЭТО ГАЗ.

Чтобы определить свойства воздуха нам с вами нужно продолжить исследования.

Ребята, посмотрите, кто из вас видит воздух? Мы можем с вами увидеть воздух? Воздух невидим. А как же нам его обнаружить? Давайте проведем с вами еще опыт.

Возьмем полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему? (Ответы детей)

Воспитатель. Давайте сделаем вывод: Он наполнен воздухом, но мы его не видим. А, почему мы не видим воздух? (ответы детей) .

Воспитатель. Правильно, ребята, воздух прозрачный - значит через него все видно. Посмотрите вокруг, что еще здесь прозрачное? (окна, стаканы) .

Ребята, а как вы думаете, этот стакан пустой? Есть ли в нем что – нибудь? (ответы детей) . А мы сейчас проверим!

Вос-ль берет прозрачный стакан на дне которого при помощи пластилина прикреплена салфетка. Переворачивает стакан вверх дном и опускает в сосуд с водой.

Посмотрите, что происходит – попала вода в стакан или нет, салфетка намокла? Как вы думаете почему? Что помешало намочить салфетку? (предположения детей)). Можно сделать вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду. Значит хоть и воздух и невидимый, но его можем обнаружить.

Ребята, посмотрите опять опустить стакан в воду, но держать его нужно не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде? (Ответы детей). Правильно, в воде появляются пузырьки воздуха. А, откуда они взялись? (ответы детей). Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. Сделаем вывод: ВОЗДУХ ПРОЗРАЧНЫЙ И НЕВИДИМЫЙ.

Воспитатель А теперь, давайте с вами немного отдохнем. Давайте выйдем на свежий воздух и немного разомнемся (физминутка)

Круг мы делаем большой.
Встанем в круг мы все гурьбой.
Мы покружимся немножко
И похлопаем в ладошки,
Мы потопаем немножко
И похлопаем в ладошки.
Повернемся друг за другом
И попрыгаем по кругу.
А теперь - наклон вперед.
Получился самолет.
Крыльями легко помашем.
«Прилетели! »- дружно скажем.

Отдохнули, садитесь на места и продолжим свои опыты.

Попробуйте воздух на вкус? Какой у него вкус? (мнения детей). Вдохните воздух через нос. Чем он пахнет? (мнения детей). В баночках были предметы с сильными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что было в баночках? (дети определяют и называют). Мы можем сказать, что воздух доносит до нас различные запахи! Дети с помощью воспитателя делают обобщающий вывод: чистый воздух не имеет запаха и вкуса. Запах ему придают окружающие его вещества.

Вос-ль Скажите мне, мы с вами без воздуха можем прожить. Давайте с вами проверим это. Глубоко вздохните и попробуйте не дышать……

Воздух нам необходим, чтобы дышать, значить мы с вами вдыхаем и выдыхаем воздух. Давайте это проверим.

Возьмите на столе стаканчики с водой и трубочки. Опустите трубочку в воду и подуйте.что вы видите? В стакане появились пузырьки воздуха, который мы выдохнули.Ой ребята, что это за шум? (запись шума ветра)

Вос-ль Ребята, мне что-то стало жарко, а вам?Как мы можем помочь себе? Давайте с вами сделаем веера (ребята делают веера)и помашем ими на себя. Что вы чувствуете? (ветерок). Вот посмотрите, я положу на ладошку листок и помашу около ладошки веером. Что случилось? Листок сдуло? А почему как вы думаете? Воздух постоянно перемещается и заставляет двигаться листок. А движение воздуха –это ветер.

Ребята, а как вы думаете как человек придумал использовать в своих целях ветер?(пылесос, вентилятор, фен). Это приборы, которые используют дома, а как можно использовать в хозяйственных целях? (мельницы,ветреные электростанции, парусники)

А как вы думаете, ветер это хорошо или плохо?

Сегодня с вами хорошо поработали в лабораторий, много провели опытов и определили свойства воздуха. Мы с помощью опытов установили, что воздух - ……(ответы детей).

Вос-ль. Мы узнали, что воздух везде и без воздуха нет жизни. Давайте с вами сейчас разберём кому и чему нужен воздух. У меня лежат разные иллюстрации нужно выбрать из них те иллюстрации на которых изображены те предметы, которым необходим воздух.

Молодцы. Вы правильно нашли все иллюстрации. Но здоровье человека и всех живых существ зависит не только от того, как они дышит, но и от того, чем он дышит. Каким воздухом.

А теперь ребята, определите и разложите рисунки на две стороны. В одну сторону выложите иллюстрации на которых изображены рисунки, где дышится легко и хорошо, а в другую сторону выложите иллюстрации все то, что загрязняет воздух.

Правильно, молодцы. Воздух, которым мы дышим в городе и в лесу отличаются.В лесу нам дышится легко и хорошо. Деревья работают как пылесосы. Они очищают наш воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья.

Мы должны заботиться о своем здоровье. Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым?

Я думаю, что когда вы вырастите, получите образование, кто-то из вас обязательно будет заниматься вопросами экологии и сможет сделать так, чтобы меньше дымили заводские трубы, не было огромных свалок, чтобы машины меньше загрязняли воздух и мы с вами дышали чистым и свежим воздухом. И обязательно мы все с вами будем сажать деревья и цветы. А теперь давайте соберем наши схемы, положим в посылку и отправим в страну Почемучек.

Воспитатель. Итак, с вами закончили свои исследования. Спасибо вам за свою работу нам пора возвращаться из нашей лаборатории в детский сад. Давайте скажем раз, два, три самолет нас в сад отвези.

Ирина

Конспект проведения занятия «Свойства воздуха »

(подготовительная группа )

(Открытое занятие на конференцию )

Задачи :

1. Продолжать формировать представление о воздухе , его свойствах

2. Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.

3. Развивать мышление, учить делать выводы в процессе эксперимента.

4. Воспитывать желание познать окружающий мир.

Предварительная работа :

Беседа : «Чистый воздух » ; «Для чего нужен воздух и кому » ,

Рассказ «Где живет воздух » , загадки про явления природы,

опыты «Где ты капелька живешь?» ,

просмотр мультфильма «Капитошка» ,

Беседа «Живая и не живая природа» ;

рассматривание иллюстраций в энциклопедии;

наблюдения на прогулке за ветром.

просмотр мультимедиа,

работа с родителями подбор материала.

Методы и приёмы :

словесные (беседа, рассказ) ;

наглядные (показ карточек-схем, предметов-заменителей)

практические (проведение опытов) ;

Дифференцированная работа : с Кириллом С. – делать самостоятельно выводы путем повтора.

Индивидуальная работа : с Катей Р., Алексеем Р. – активизировать речь детей методом повтора.

Словарная работа : лаборатория, прозрачный, невидимый, бесцветный.

Материал и оборудование : презентация, полиэтиленовые мешочки, стаканы с водой, тазики, стаканы с бумажной ленточкой, трубочки, веер, фен, карточки – схемы.

Ход занятия.

Я вам сейчас хочу показать один фокус, а вы посмотрите. (Беру стакан с водой. Сверху накрываю его открыткой и переворачиваю . Вода не проливается)

Почему вода не проливается из стакана? (ответы детей)

А вы хотите узнать?

Давайте проверим кто из вас прав?

Сегодня мы с вами отправимся в нашу лабораторию.

Возьмите в руки стакан, внутри которого находиться полоска бумаги.

Потрогайте ее, какая она мокрая или сухая? (Ответы детей)

Алеша, скажи какая бумага?

Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна. Посмотрите, намокнет ли полоска бумаги (Ответы детей)

Достаньте стакан из воды, проверьте полоску бумаги.

Она намокла или нет? Почему бумага осталась?

Давайте еще раз попробуем, но теперь стакан немножко наклоним.

Что появилось в воде? (видны пузырьки воздуха )

Откуда они взялись? (воздух выходит из стакана и его место занимает вода)

Это из стакана вышел воздух .

Проверьте полоску бумаги снова.

Какая она теперь? (мокрая, вода вытеснила воздух и заняла все пространство в стакане)

Вывод : В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить полоску бумаги, значит, воздух занимает место .

Воздух окружает нас повсюду.

Как вы думаете, есть ли воздух внутри каждого из вас?

Дима, есть ли воздух внутри тебя ? (Внутри меня нет (есть) воздуха ).

Давайте проверим и проведем такой опыт

Возьмите стакан с водой и отпустите в него трубочку. Теперь вдохните носом, а затем выдохните в трубочку ртом.

Что вы увидели? (Я увидел пузырьки воздуха ) .

Как вы думаете, откуда взялся воздух ? (Это мы дуем в трубочку воздух )

Так скажи мне, Аня, есть ли внутри тебя воздух ? (Внутри меня есть воздух )

Вывод : Мы с вами выяснили, что внутри каждого из нас тоже есть воздух .

Как вы думаете, может ли воздух двигаться ?

Давайте проверим

Возьмите веер. Помашите на себя. Что вы почувствовали? (ветер)

Вывод : Значит, воздух может двигаться .

Еще раз помашите веером и скажите ветер какой? (холодный)

Как вы думаете, где бывает теплый ветер? (на лице, около печки, костра, если включить фен)

Вывод : воздух бывает холодным , теплым и горячим.


Скажите, вы видите воздух вокруг нас ? (нет, не видим)

Значит воздух какой ? (невидимый)

Чтобы воздух увидеть , его нужно поймать. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой)

Давайте его сомнем. Посмотрите он легко мнется, почему? (потому что он пустой)

Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.

Что в пакете? (воздух )

Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)

Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух )

Где можно использовать это свойство воздуха ? (летом : надувные матрасы, спасательный круг)

Вывод : Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.

А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)

Если мы видим свою руку, значит воздух какой ? (прозрачный, невидимый)

Повтори Дима, какой воздух ?

А теперь давайте представим с вами, что мы летим на воздушном шаре .

На большом воздушном шаре

Над Кабанском пролетая

Видим реки и луга,

Лес, поля и дом родной.

Где живем мы всей семьей.

Мама, папа, ты и я.

Очень дружная семья.

На большом воздушном шаре .

Край родной мы пролетали.

Шар воздушный как земля ,

Где живем и ты и я.

А для чего нужен воздух человеку ? (Воздух нужен человеку , чтобы дышать)

Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.

Но не только человеку нужен воздух .

Как вы думаете, кому еще нужен воздух каждую минуту ? (Воздух нужен животным , рыбам, птицам)

Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.

Посмотрите внимательно на экран. (презентация, изображения природы)

Какой в лесу воздух ? (ответы детей)

Почему он там чистый? (ответы детей)

(там чистый воздух , нет веществ которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода)

Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели) .

(продолжение презентации фото с заводами, машинами, курящим человеком.)

Как вы думаете, вблизи заводов, машин и курящего человека какой воздух ? (ответы детей)

Вывод : Значит воздух бывает чистым и грязным.

А у нас в Кабанске какой воздух ? (ответы детей)

В каких местах у нас чистый воздух ? (ответы детей)

А в каких грязный? (ответы детей)

Что же надо делать, что бы воздух был чище в нашем Кабанске?

(Можно закрыть заводы, фабрики, и тогда и воздух станет чище , но заводы закрыть нельзя, на них делают то, что необходимо людям : мебель, продукты, игрушки и т. д. На трубы фабрик и заводов необходимо ставит фильтры, которые задерживают загрязняющие вещества.)

Вы сегодня узнали, что воздух бывает самым разным , и вы мне назовете, каким же он может быть.

Если мы не видим воздух , значит он какой? (Невидимый)

Если сквозь воздух мы видим все предметы, значит он какой? (Прозрачный)

Если он не имеет цвета, значит он какой? (Бесцветный)

Если воздух может быть в шаре , прямоугольном стакане, в спасательном круге, значит воздух (приобретает форму предмета)

Если мы дышим, значит? (есть внутри нас)

С помощью веера мы узнали, что воздух какой ? (холодный)

А фен нам помог узнать, что воздух бывает каким ? (горячим)

В лесу воздух , какой? (чистый)

А около завод воздух , какой? (грязный)

Мы с вами сегодня на занятие много узнали о свойствах воздуха и давайте вспомним стихотворение.

Он – прозрачный невидимка, легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает теплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней красит стекла

И лежит на них каймой,

Мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Свойства воздуха «Автор: Макарова Ирина Вячеславовна, воспитатель МКДОУ №23 «Золотой петушок » г. Железногорска Красноярского края.

Интеграция образовательных областей :

«Познавательная «, «Социально-коммуникативная «, «Речевая »

Цель : Формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.

Задачи :

Воспитательные:

1. Воспитывать культуру общения.

2. Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.

Образовательные:

1. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

2. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о воздухе и его свойствах, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.

3. Учить устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между экологией и здоровьем человека; формировать осознанное отношение к своему здоровью, экологическое сознание детей.

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования.

2. Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.

3. Активизировать речевую деятельность детей.

Методы и приемы :

1. Практические (Эксперименты, опыты, дидактические игры)

2. Наглядные (Рассматривание картин)

3. Словесные (Вопросы, пояснения, выводы)

Материал : Набор букв, стакан, салфетка, емкость с водой, банка с крышкой, 2свечки, спички.

Демонстрационный:карточки-символы, картины «Город» и «Деревня в лесу».

Раздаточный: трубочки для коктейля, стаканы с водой, целофановые пакеты, резиновые игрушки, зубочистки.

Дидактический: «Экологический светофор», «Электробытовая техника».

Предварительная работа: рассматривание энциклопедий, наблюдения на прогулках, беседы «В чем польза растений», «Как загрязняется окружающая среда».

Формы и методы организации совместной деятельности:

Двигательная: дыхательная гимнастика, физминутка

Игровая: д/и «Экологический светофор», «Электробытовая техника»,игровые упражнения

Познавательно-исследовательская: решение проблемных ситуаций, экспериментирование

Коммуникативная: вопросы, беседа, обсуждение, выводы
Ход занятия: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в экспериментальную лабораторию. А чтобы узнать, с чем мы будем сегодня знакомится, мы должны отгадать зашифрованное слово, я буду называть слово, а вы должны найти звук в слове и сказать какой он по счету.

Дети выбирают из лежащих на столе карточек заданные.

ВОДА – НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК – «В»

СОЛНЦЕ — НАЗОВИТЕ 2 ЗВУК – «О»

ПАЗЛЫ – НАЗОВИТЕ 3 ЗВУК – «З»

ВЕДРО – НАЗОВИТЕ 3 ЗВУК – «Д»

ПРУД – НАЗОВИТЕ ГЛАСНЫЙ ЗВУК – «У»

ХОРОВОД – НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК – «Х»

— Какое слово, у нас получилось, давайте прочитаем вместе «ВОЗДУХ». Правильно, молодцы, слово «ВОЗДУХ».

— Скажите, пожалуйста, а что такое воздух? (воздух, это то чем мы дышим)

— А где есть воздух? (везде)

— А кто дышит воздухом? (люди, птицы, животные, насекомые, растения).

— А можно жить без воздуха? (ответы детей)

— Почему? (ответы детей)

— Сегодня нам предстоит очень трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. Давайте пройдем в нашу лабораторию и приступим к исследованиям. Приклеиваем значки исследователей.

1. Что это? Стакан. Посмотрите, есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой). Ребята, а как вы думаете, возможно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. (ответы детей). Хорошо, давайте проверим. Посмотрите сначала. Передо мной таз с водой. Посмотрите, на дно стакана я прикрепила кусочек пластилина, а к пластилину прикрепляю салфетку, так чтобы салфетка не выпала. Переворачиваю стакан вверх дном, аккуратно и осторожно погружаю в воду, не наклоняя стакан, до самого дна ёмкости, потом сразу поднимаю его из воды, даю воде стечь, не переворачивая стакан.

Дорогие учёные, по-вашему, что случилось? Попала ли вода в стакан? (дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая).

— Намокла ли салфетка? (нет, не намокла)

— Что же помешало воде её намочить? (ответы детей — воздух в стакане)

— А что же произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан? (ответы детей — пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет).

Вывод: Воздух занимает место (Карточка-символ)

Дыхательная гимнастика:

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко.

(медленный вдох-выдох на 4 сек)

Подыши одной ноздрей

И к тебе придет покой.

(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)

«Насос» (глубокий вдох — руки вверх, продолжительный выдох – руки через стороны вниз.)

2. Кто из вас, ребята, видит воздух? Я тоже его не вижу, но я знаю, что он есть вокруг нас.

— Как можно его обнаружить? (ответы)

— А я предлагаю попробовать его поймать. Как можно это сделать?

Возьмите пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? (воздух) Какой он? Вы его видите? (нет).

А давайте убедимся, что там находится именно воздух. Возьмите палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете?

Итак, если мы не можем увидеть воздух, то мы его можем что? – Почувствовать! Почувствовать, как легкий ветерок на коже лица.

Вывод: Воздух прозрачный, бесцветный;

Воздух можно почувствовать кожей. (Карточки-символы)

3. Воздух можно не только почувствовать, но и услышать. Как это возможно? Где мы можем услышать воздух? (Ветер, насос, и т. д.)

Возьмите в руки резиновые игрушки. Вы слышите воздух?

— А теперь попробуйте зажать пальцем отверстие. Что происходит? (звук не слышно, игрушка не сжимается, мешает воздух, который находится внутри игрушки).

Мы еще раз убедились, что воздух есть, он наполняет все кругом.

Вывод: Воздух можно услышать; воздух не имеет своей формы, он заполняет собой другие предметы. (Карточки-символы)

4. Продолжим исследования. Ребята, нальем в банку воды и закроем крышкой. А теперь посмотрим, вся ли банка у нас наполнена водой? (нет) А где находится слой воды? (в нижней половине банки). А где слой воздуха? (в верхней половине банки). А теперь, давайте попробуем перевернуть банку, что получилось? Правильно, вода ниже чем воздух, как бы мы не крутили банку. Что это значит? Воздух очень легкий, всегда стремится на поверхность. Воздух легче воды.

— Убедимся в этом еще раз. На столе, у каждого стоит стакан с водой и трубочки. Подуйте тихонько в трубочку.

— Что происходит? Что вы видите? Частички воздуха поднимаются на поверхность воды Отсюда вывод: Воздух легче воды. (Карточка символ)

Физкультминутка

Мы с вами поработали, а теперь давайте немного отдохнем и сделаем массаж спины: Льется с неба синий свет, и конца у неба нет… (Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спинам друг друга)

Отчего оно такое? Кто нам сможет дать ответ? (Постукивают пальчиками)

Торопливый дождь косой скачет по полю босой. (Поколачивают кулачками.)

Солнце небо разделило разноцветной полосой. (Растирают ребрами ладоней)

Где ложится ветер спать? Можно ль молнию поймать? (Кладут ладони на плечи и большими пальцами круговыми движениями растирают плечи.)

До чего же интересно все на свете узнавать! (Поглаживание ладонями).

5. Давайте поиграем. Как вы думаете, какие из этих предметов помогают человеку использовать воздух? (на столе лежит набор карточек с изображением различных предметов, среди которых фен, насос, пылесос, вентилятор). Выберите нужные и объясните, для чего они нужны.

Дети выбирают и объясняют назначение этих предметов.

— Ребята, мы теперь с вами знаем, что воздух везде, и мы им дышим. Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.

А попробуйте зажать нос двумя пальцами и закрыть рот. Не дышите! Легко? Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? Как вы себя чувствовали? А как правильно нужно дышать?

— При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие. Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.

6. А что будет, если чистый и полезный воздух на земле закончится? (ответы) Предлагаю вам посмотреть, что станет с пламенем свечи, если вдруг закончится чистый воздух. Зажигаю две свечи, одну из них закрываю банкой. Свеча потухла быстро, т. е. огонь гаснет без поступления свежего воздуха.

— Что происходит? Почему свеча в банке погасла? (В банке закончился чистый воздух. Пламя потухло, т. к. горело за счет чистого воздуха). Давайте понюхаем, что осталось в банке. Остался воздух, который неприятно даже не только вдыхать, но и тем более дышать им.

Здоровье человека зависит и от того как мы дышим (Вдох через нос), и от того, чем мы дышим. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу?

Предлагаю вам рассмотреть картинки. (Изображение мегаполиса и деревни в лесу). Как вы думаете, где воздух чище? Что в нашей жизни загрязняет воздух? (дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет…)

— Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым? (на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)

Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья.

— Конечно, в лесу хорошо, спокойно. Но что нам с вами необходимо делать, чтобы сохранить лес? (Ответы детей). Что категорически запрещено делать в лесу? Что может произойти, если не соблюдать правила поведения в лесу? (Ответы детей).

— Правильно, молодцы. Если погибнет лес, то может погибнуть и все живое на земле. Значит можно сделать вывод: чтобы воздух, который мы вдыхаем, был чистым, нужно беречь нашу природу.

Итог. А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны — поднимите зеленый кружок, если не согласны — красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.

Воздух окружает нас со всех сторон. Да, зеленый.

Воздухом дышат люди и животные. Да, зеленый.

Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. Да.

Человек может жить без воздуха. Нет, красный.

Воздух — это вещество, не имеющее цвета. Да.

Воздух тяжелее воды. Нет.

Воздух можно почувствовать. Да.

Воздух можно услышать. Да.

Воздух имеет свою форму. Нет.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх