Хорошо ли быть отличником?Как вы относитесь к успеваемости своих детей. Считается, что отличником быть классно Обязательно ли быть отличником

Ребенок-отличник - мечта большинства родителей. Часто родители готовы на все, чтобы их ребенок имел в школе по всем предметам наивысший бал. С одной стороны, в этом желании как будто и нет ничего плохого, но с другой, если, желая заставить своего ребенка учиться только на отлично, родители начинают использовать неправильные методы воспитания, а то и вообще "перегибают палку", жестоко наказывая его за каждую низкую оценку, то такая погоня за хорошей успеваемостью может не только привести к обратному результату, но и стоить ребенку и его родителям здоровья.

Прежде всего, родители должны понять, что не достаточно высокая успеваемость их ребенка не обязательно связана с его ленью и нежеланием учиться, а также совсем не означает его низких умственных способностей.

Детские психологи школьную успеваемость связывают прежде всего с особенностями темперамента ребенка. Замечено, что лучше всего учатся дети флегматичного темперамента, имеющие низкую реактивность психики. Они уравновешены, усидчивы, дисциплинированны, их трудно вывести из себя, они почти не волнуются, отвечая у доски или выполняя контрольную работу.

Низкая успеваемость чаще всего бывает у детей со слабой конституцией и повышенной психической реактивностью. Такие дети с трудом могут заставить себя сосредоточиться на изучении мало интересного для них предмета, они очень быстро утомляются, рассеяны, не собраны, а при выполнении ответственного задания начинают так переживать, что выдают результат гораздо ниже, чем могут выдать будучи в спокойном состоянии.

Наказывать за плохую успеваемость ребенка, который плохо учится по причине особенностей своего темперамента, не только бессмысленно, но и крайне вредно. Постоянными наказаниями такого ребенка только можно превратить в невротика и вызвать у него страх перед школой и отвращение к учебе. Повысить успеваемость ребенка с такими психологическими особенностями, конечно, возможно, но делать это нужно, пользуясь правильными методами.

Во-первых, необходимо обязательно нормировать ребенку режим занятий и отдыха. К тому же, очень важно, чтобы ребенок вовремя ложился спать. Строгое соблюдение режима поможет укрепить его нервную систему, сделает ее более выносливой, что будет способствовать его хорошей школьной успеваемости.

Во-вторых, нужно не ругать ребенка за плохие отметки, а хвалить и поощрять за самые маленькие успехи, не забывая повторять, что он умный и что у него обязательно все получится. Это поможет ему стать более уверенным в себе, более уравновешенным и спокойным. Только перестав бояться родительского наказания, ребенок сможет справиться с постоянным страхом получить плохую отметку, что позволит ему отвечать на уроках более смело.

Даже если у ребенка не получится стать отличником - ничего страшного! Ведь хорошая успеваемость в школе не является гарантией счастливой и успешной жизни ребенка в будущем. Очень часто бывает, что дети, учившиеся в школе только на "отлично", не достигают значительных успехов во взрослой жизни, а бывшие троечники-хулиганы отлично устраивают свою жизнь, делают карьеру и хорошо зарабатывают.

Поэтому детские психологи убеждены: чтобы ребенок в будущем смог себя успешно реализовать, его родители, вместо того, чтобы пытаться любыми способами сделать из него отличника, должны научить своего ребенка ставить цели и добиваться их исполнения, научить его выдержке, терпению и целеустремленности, а также постараться воспитать своего сына или свою дочь, прежде всего, просто хорошим человеком.

Олеся, спасибо за Ваш комментарий. Давайте попробуем развести два различных пониятия - объем заданий и обязательность их выполнения.
Детям могут задавать в разные дни различный объем заданий. Как правило, к концу рабочей недели, на выходные им задают немного меньше обычного, т.к. детки устают и нет смысла ставить перед ними невыполнимые задачи, материал на уставший организм, конечно же, плохо усваивается. Иногда на усмотрение учителя дается разный объем - что-то не успели изучить в классе, поэтому дали на дом чуть больше, чем вчера... Тут нет особо строгих правил, и человеческий фактор всегда имеет место быть.
Другое дело - обязательно ли выполнять задания... Единого подхода нет - каждый учитель имеет свою тактику организации учебного процесса. В нашей школе в первом классе родителям разрешали невыполнение домашних заданий в случае, если ребенок очень сильно устал... нас просили "не давить" на детей...
Но здесь есть один нюанс! Детям ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно объяснить происходящее! "Ты устал настолько сильно, что не в состоянии выполнить задания. Я тебе позволю сегодня отдохнуть, но знай, что завтра тебя все равно учитель может спросить на уроке и отругать за невыполненные задания! Поэтому пусть это будет единичным исключением". Сейчас я своей дочери говорю так: "Ты должна сама решить для себя, делать ли тебе уроки, и КАК их делать. Потому что результат твоих усилий ты узнаешь завтра на уроках. Провал, равно как и успех, зависят только от тебя!". Это очень хорошо развивает в ребенке чувство ответственности)))
Некоторые психологи утверждают, что иногда следует позволить ребенку не выполнить домашние задания, для того, чтобы он понял, какие последствия из этого вытекают (порицание учителя, плохие отметки, непонимание пройденного материала и т.д.). Но, согласитесь, есть дети, которым все равно - ругают их, или нет, главное - при желании можно делать уроки, а можно и не делать...
Поэтому я лично противник такой тактики. Однажды я позволила дочери не делать уроки в первом классе (она про них забыла, заигравшись, и вспомнила только ближе к ночи, когда нужно было ложиться спать). Я пожалела ее детский организм, которому нужно было отдыхать, а не делать уроки, на ночь глядя. Моя хитренькая дочь быстро смекнула, что этой тактикой можно воспользоваться и в будущем. И впоследствии начали возникать подобные ситуации - она тянула время до победного и перед сном вспоминала, что забыла сделать уроки... Пришлось применить жесткий метод - заставить ее делать уроки до часу ночи и внушить в разговоре, что отныне попустительства больше не будет.
Приучать детей к ответственности по отношению к урокам лучше всего еще в саду или на подготовительных курсах перед школой. Именно родители должны показать важность и значимость исполнения поставленных перед ребенком задач. В саду дают различные задания - как правило, это совместные с родителями поделки для выставок. На подготовительных курсах нам тоже задавали небольшие домашние задания.
В школьном учебном процесс роль родителей не сводится только к тому, чтобы следить за оценками в дневнике или определять, хорош или плох учитель! Конечно, мы первые, кто учим наших детей учиться!
Организуйте режим дня ребенка так, чтобы в нем было обязательное время на выполнение домашних заданий, и контролируйте этот процесс! Удачи вам!))))

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Любого родителя радуют достижения ребенка. Приятно, когда сын или дочь прекрасно справляется с заданиями в школе и регулярно получает одобрение учителей. Некоторые родители к этому привыкают. А другим кажется, что быть отличником - прямая обязанность ребенка. Они продолжают давить, даже когда он теряет интерес к какому-то предмету.

Но так ли хорошо получать одни пятерки и прилежно зубрить уроки?

Мы в сайт составили список пояснений, почему быть отличником в школе не равно быть успешным в жизни. И нашли причины, по которым требование от ребенка одних пятерок может привести к весьма удручающим последствиям.

1. Испортит здоровье

Если ребенок успевает хорошо учиться, заниматься спортом и общаться со сверстниками, значит, все отлично. Но в реальном мире многие дети испытывают большие нагрузки. Довольно редко работа ребенка ограничивается одной школой. Часто родители добавляют к этому уроки музыки, английского и другие дополнительные кружки. Плюс обязанности по дому.

В попытке вырастить из наследника гения родители не учитывают возможностей его организма. Часто равнодушно относятся к физическим нагрузкам, если только ребенок сам не проявляет к ним интереса. Видимо, поэтому все больше детей в мире страдает лишним весом, а свободное время проводит за компьютером, чтобы отключиться от реальности. Однако физическое и психическое здоровье ребенка важны так же, как и интеллект: их необходимо развивать и защищать, чтобы вырастить полноценную личность.

2. Не научится правильно расставлять приоритеты

Что важнее: получить пятерки по всем предметам в четверти или разбавить оценки четверками, но подготовиться к важной конференции, которая поможет поступить в вуз? Ответ, казалось бы, очевиден. Но только не для тех, кто привык учиться на отлично. В старшей школе таким детям по-прежнему важнее получать одобрение учителей и родителей, чем выбирать то, что поможет им состояться во взрослой жизни.

Хорошие оценки - это хорошо. Но важнее научить ребенка не механически зубрить материал, а ориентироваться в реальной жизни и определять, что на самом деле будет для него полезно.

3. Не научится самостоятельно мотивировать себя

Может показаться, что отличники - это самые мотивированные дети. Но это не всегда так. У многих с ранних лет, из-за давления родителей, закрепился навык хорошо учиться и вовремя выполнять домашнюю работу. В старшей школе такие дети продолжают прилежно учиться, но избегают других занятий, где нужно самостоятельно себя контролировать. Других мотивирует страх перед наказанием или разочарованием родителей, и именно это заставляет их усердно учиться.

Взрослому человеку приходится самостоятельно себя хвалить, подбадривать и заставлять. У тех, кто в детстве не привык делать что-либо без внешнего давления, есть риск довольно быстро превратиться из отличника в неудачника.

4. Не разовьет социальные навыки

В подростковых фильмах отличников избегают и дразнят, а они не могут постоять за себя. И этот стереотип, к сожалению, не всегда далек от истины. Знания не заменят общения. Можно сколько угодно говорить себе, что ваш ребенок особенный и не ровня невоспитанным одноклассникам. Или думать, что он пойдет в вуз - и все изменится. Но социальные навыки не появляются из ниоткуда. Их, как и другие, надо развивать. Иначе в конце концов умный ребенок будет завидовать обаятельному однокласснику-троечнику, который легко общается с девочками и нравится учителям так, что они завышают ему оценки.

Ко взрослому возрасту человеку важно научиться заводить связи и легко общаться с другими. Не стоит изолировать ребенка от сверстников ради хороших оценок.

5. Привыкнет оценивать себя и других по внешним достижениям

Дети недолюбливают отличников еще и потому, что они считают себя лучше других. Но упрекать в этом ребенка сложно: с ранних лет он привыкает думать, что хорошие оценки делают хорошим и его, а плохие - наоборот.

Такая логика не только помешает завести друзей, но и может испортить взрослую жизнь. Ведь если оценивать себя только по достижениям, любая неудача будет превращать из победителя в лузера. Важно воспитать в ребенке безусловную ценность себя и других, чтобы он понимал, что оценки, да и другие внешние достижения тоже, не определяют ни его личность, ни личность окружающих.

6. Будет избегать неудач

Всем рано или поздно приходится столкнуться с провалом. И лучше, если это произойдет рано. Тогда ребенок научится справляться с неприятными эмоциями и двигаться дальше. Если же он привыкнет к мысли, что все должно даваться легко, во взрослой жизни, скорее всего, неудач он будет избегать и бояться.

Для людей, которые привыкли оценивать свои способности как врожденные, провал - это сигнал о том, что они не так уж умны и талантливы. Те, кто понимает, что способности развиваются, относятся к неудачам как к урокам и неизбежным ошибкам на пути к совершенствованию. Проще говоря, ребенку полезнее получить тройку, исправить ее и вынести из этого урок, чем отчаянно зубрить и трястись от ужаса, что он ее получит.

7. Не научится мыслить креативно

Высокие оценки - во многом результат хорошей памяти и усидчивости. Но взрослая жизнь не дает готовых решений и не выставляет баллы за результаты теста. Ребенку придется столкнуться со сложными этическими вопросами, регулярно делать выбор в ситуациях, где нет однозначно правильного решения, самостоятельно анализировать данные и делать выводы на их основе.

Фантазия, мышление и логика гораздо полезнее в жизни, чем умение вызубрить за вечер два параграфа. Стоит сосредоточиться на развитии у ребенка этих навыков, а не на получении идеальных оценок.

8. Не научится отстаивать свою точку зрения

Если сын или дочка усердно зубрит, ответственно выполняет задания и покорно следует всем вашим указаниям, не стоит радоваться покладистости и послушанию.

Дети готовы днями играть в футбол, запоем читать книги по истории или фантастику. И это нормально - отстаивать свои интересы и стараться избегать того, чего делать не хочется. Если ребенка не интересует ничего, кроме хороших оценок, он старается выполнять все требования взрослых и боится возражать - дело плохо. Покорность и слабый характер - не лучшие черты для взрослой жизни. Лучше предоставить ребенку хотя бы минимальную свободу и ответственность в принятии решений, в том числе и в учебе. Это разовьет самостоятельность и облегчит дальнейшую жизнь.

Учиться на отлично, конечно, неплохо. Но нет ничего страшного и в том, чтобы иметь средние оценки. В конце концов, успех в жизни определяет не школьный аттестат. А как оценки в школе повлияли на вашу дальнейшую жизнь?

Считаю, что данная тема будет интересна не только школярам, но и студентам, и уже «взрослым людям», т.к. отличник - это не только тот, «кто в школе получал одни пятерки…»

Итак, чтобы ответить на поставленный вопрос, обратимся к тому, через что прошел каждый из нас - к обыкновенной школе. Вы наверняка знаете, что для учителя класс делится на три части - отличников, ударников (или «хорошистов») и тех, кому надо «подтянуться». Из этих трех групп «самой правильной», почему-то, принято считать первую, но, по моему опыту, это ошибочное мнение. Сейчас попробую доказать почему.

Я сам до десятого класса принадлежал к этой «элите», поэтому обо всем знаю не понаслышке. Итак, отличник - это тот ученик, для которого существуют два вида оценок: «отлично» и «не пять». В начале этого пути, все выглядит более-менее радужно, ведь у ученика есть огромная страсть к познанию, а это очень похвально.

Но со временем, целью обучения закоренелого отличника становятся лишь оценки…эти «звездочки», которыми его жалует учитель. Он готов делать что угодно: биться головой об стену, расшибаться в лепешку, лишь бы добыть очередной бонус. Все это очень напоминает частный случай наркомании…

А эрудированность является лишь побочным эффектом такой цели, но даже ее нельзя назвать настоящей… Это теоретическая эрудированность и не более того. Многие «отличники» на практике или в нестандартной ситуации зачастую не способны применить свои знания. А все почему? Да потому что «в учебнике не было такого примера»! Индукционисты, вот кто они! Люди, которые учатся на примерах, а не принципах. И вся проблема состоит в том, что примеров в жизни бесчисленное множество, и они могут меняться, могут появляться новые, лишь принципы остаются непоколебимы.

Основываясь на всем вышесказанном, я считаю, что отличник - это не что иное как «пунктик». Человек, который 11 классов делал все «на высший бал», выжимался как лимон в универе, уже не может жить иначе. «Принцип отличника» следует за ним повсюду. В обыденной жизни, на работе, в обществе он так и продолжает «делать все на пять». С одной стороны это, конечно, хорошо (исполнительный служащий и все такое), но с другой - такой человек может «сгореть заживо». Его просто не хватит.

На таких людях в современном мире просто-напросто «ездят»! Как на лошадях! Многие люди, которым не близко это «почетное звание», очень успешно пользуются их исполнительностью и безотказностью (ведь для нашего «наркомана» не выполнить просьбу учителя, значит не получить тот долгожданный бонус, ради которого и ведется эта борьба). А ведь нужно иногда уметь «слинять»…тем более, если это не касается твоих обязанностей.

Я более года пытался сломать в себе этот пунктик - признаюсь, было очень непросто. Я словно открыл глаза, увидел, что со мной происходит, и во что я могу превратиться. Мне очень хотелось этого избежать, и поэтому я собрал для себя несколько весомых доводов, которые помогли мне перебороть эту «зависимость». О них я напишу позднее.

А что Вы думаете по этому поводу?

PS Незаметно для себя, я придумал новый термин))

Классная тема!

Сейчас стало модным выражение: "Карьера начинается в детстве"

ужасное выражение) не все полезно, что модно - гей-парады или парады фриков - тоже дань моде

Согласны ли вы с утверждением -хорошая успеваемость в школе гарантирует успех в жизни?

нет
успех у каждого свой.
И единственная гарантия успеха - это просто быть в гармонии с собой и миром)

Нужно ли загружать детей по полной программе различными кружками, секциями и дополнительными занятиями?

нет
это все очень второстепенные вещи. Самое главное - это поддержка, принятие и любовь со стороны родителей.
иногда можно услышать мнение, что дети, которые загружены, не попадут в плохую компанию
это не так
в плохие компании дети попадают не от нечего делать. А от пустоты в душе, когда чувствуют себя недолюбленными и никому не нужными. Вот тогда они и ищут круг тех, кто их примет. И не всегда удачно находят. Например
Ведь когда-то все эти молодые люди (а тут и дети есть) были счастливыми, жизнерадостными детьми... Что же с ними случилось, как же их воспитывали, что в лицах столько пустоты?.. а ведь все от душевного одиночества и отчаяния...
комменты не лучше...

кстати, из комментов

- "до 22:00 сидели в овд, но было весело, нас одних оставили в каком-то лекционном зале, мы там мило посидели)
да ничего, просто объяснительную составили и отпустили.

за несовершеннолетними должны были родители приехать, а тех за кем не приехали в течении 3-х часов отправляли в больницу! О_о"
- То есть родителям плевать где из дети и что с ними?
Ну что, поговорка есть про яблоню, да.


Ваш рецепт- как вырастить преуспевающего и счастливого человека?

счастливый - это одно) вот пре_успе_вающий - это другое.
родители ведь могут иметь свои представления об успехе, отличающиеся от детских... ладно, представлений... а - вообще, потребностей, способностей... и могут навязывать ребенку то, что важно сами родителям.
да еще часто прикрываются якобы его интересами "это все ради тебя" - бить ремнем, ставить в угол за плохие отметки, орать, наказывать... фигасе, какая "забота" и "любовь".
ну потому, что в этом- ислкючительно забота о себе, своем имидже, самолюбии и любовь к себе))) когда ребенок - это не самостоятельный человек со своими желаниями, слабостями и правом на несовершенство, а - инструмент для показухи... типа, его заслуги - мои заслуги...=я хороший родитель...

Оттого иногда и получается, что учатся не там, где интересно, и работа не радует, а поменять уже страшно...

а в целом, мне очень близок именно этот подход "Уважаемые родители! Защищайте детей от себя. От остального они и сами смогут отбиться..."

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх