Основные фазы роста микроорганизмов. Кадровый менеджмент на разных стадиях развития организации Как помочь своему ребенку

Страница
3

Уже на стадии формирования организации важно разработать такую систему сбора, хранения и использования кадровой информации, которая бы, с одной стороны, соответствовала проектируемой структуре организации, а с другой, - была достаточно гибка к возможным изменениям в будущем.

Под кадровой информацией можно понимать определенным образом организованное множество данных о персонале организации. Это и личные дела, и карточки по учету кадров, и всевозможные приказы о назначениях, перемещениях, командировках, отпусках и увольнениях. Важно, чтобы все данные о персонале позволяли руководству организации в каждый момент времени принимать оптимальные управленческие решения на основе адекватного представления о внутриорганизационной кадровой ситуации.

Таблица 2

Основные функции управления персоналом

1. Наем и увольнение:

1. Административная деятельность:

анализ деятельности, разработка критериев оценки, прогноз изменения требований к кандидатам, отбор кандидатов с использованием широкого оценочного инструментария.

применение на практике нормативных документов в области организации и оплаты труда.

2. Обеспечение безопасных условий труда и охрана здоровья:

2. Трудоустройство:

медицинское обследование, программы страхования, инспекция труда,

эргономическая экспертиза

прием на работу, ознакомление с

требованиями рабочего места и условиями работы, продвижения, увольнения.

3. Развитие персонала:

3. Обеспечение благоприятных условий труда и техники безопасности:

подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, связь с учебными заведениями, разработка плана карьеры.

инспекция труда, медицинское

обследование, эргономическая экспертиза.

4. Организация заработной платы и компенсаций:

4. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации:

разработка уровней и процедур выплат, установление персональных ставок

почасовой оплаты, расчет фирменного пенсионного обеспечения, единовременные выплаты, перевод денежных средств в банки, организация стимулирующих финансовых программ.

повышение квалификации, оценка

потенциала персонала, определение путей продвижения персонала.

5. Обеспечение трудовых отношений:

5. Материальное стимулирование:

изучение и подготовка контрактов по найму, соглашения между профсоюзами и администрацией, связь с общественностью и прессой, рассмотрение споров, конфликтов, анализ жалоб и предложений персонала

весь комплекс вопросов по организации оплаты труда, разработка и совершенствование систем стимулирования, аттестация рабочих мест, изучение положения на рынке труда, разработка отдельных статей коллективного договора

6. Социальные вопросы:

контакты с профсоюзами, содействие проведению общественных мероприятий, анализ и выявление причин социальной напряженности и конфликтов.

К наиболее типичным задачам, требующим информационного обеспечения, можно отнести кадровое и управленческое делопроизводство, внутриорганизационное кадровое планирование и оценку персонала.

Кадровое и управленческое делопроизводство прежде всего включает разработку штатного расписания, должностных инструкций, приказов по личному составу и ведение личных дел. Чаще всего сюда же может относиться информация о расчете заработной платы сотрудников организации.

Внутриорганизационное кадровое планирование включает работу по анализу, оценке затрат и контролю. Так, при организации обучения персонала необходимо проанализировать потребность в обучении и загрузку работников, иметь информацию по планированию их использования, произвести оценку затрат на предполагаемое обучение. После чего можно переходить к составлению собственно плана подготовки, его реализации и контролю.

Стадия интенсивного роста

Явились еще два гнома, оба в синих капюшонах, серебряных кушаках и с желтыми бородами. Оба несли по мешку с рабочими инструментами и по лопате. Они тоже проворно шмыгнули в приотворенную дверь - и Бильбо больше не удивлялся.

Чем могу служить, любезнейшие гномы? - спросил он.

Кили к вашим услугам! - сказал он.

К вашим услугам и к услугам ваших родственников! - ответил Бильбо, вспомнив на этот раз о хороших манерах.

Дж. Р.Р. Толкиен. Хоббит

Организации удалось пройти самый сложный период - стадию формирования. Сформулирована новая идея, найден товар, получены средства, налажено производство, и товар поступил на рынок. Проект был хорошо продуман, предприятие заработало, количество потребителей стало существенно увеличиваться. Можно радоваться: организация растет, появляются все новые и новые клиенты. Однако это уже следующая стадия формирования организации - стадия интенсивного роста.

Задачи управления

Для удовлетворения растущего спроса организация должна быстро переструктурироваться, должны появиться новые отделы, подразделения, установлены связи между ними. Многие организации начинают привлекать к работе с клиентами не только собственные структуры, но и другие организации, например, по договорам. В связи с быстрым ростом обостряется проблема управляемости организацией, включения новых подразделений, установления новых и оптимизация старых связей. Для ряда отраслей бизнеса существенно долгосрочное взаимодействие с клиентом, поэтому становится важным создание поддерживающих структур, например, сервиса или дополнительных услуг. Для поддержания хорошего спроса важны вопросы рекламы, создания имиджа организации, установления контактов с общественностью, внешней средой в целом.

Для большинства организаций, находящихся в стадии интенсивного роста, наиболее существен вопрос о привлечении нового персонала. Около 70% времени специалистов кадровых служб посвящены именно этому: где найти новых сотрудников, как их оценить и отобрать наиболее подходящих, как провести адаптацию персонала, ввести его в корпоративную культуру, сделать процесс включения быстрым и минимально затратным. Учитывая, что рост организации ставит проблемы управляемости, менеджер по персоналу должен продумывать вопросы изменения организационной структуры, принципов управления и в широком смысле - командного управления и формирования управленческих команд.

Неотъемлемыми свойствами живой материи являются рост и развитие.Под развитием в широком смысле следует понимать процесс количественных и качественных изменений, приводящих к повышению сложности организации живой системы. При развитии многоклеточных животных происходят рост, дифференцировка органов и тканей, формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Эти процессы находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Развитие организма состоит из 3 закономерных процессов:

1. Процесс роста (изменяется масса, длина тела)

2. Собственно дифференциация – приобретение характерных особенностей тканей и органов.

3. Формообразование – изменение пропорций тела.

Одной из основных особенностей развития ребенка, в отличие от взрослого, является рост, т.е. процесс, характеризующийся непрерывным увеличением размера и массы органов и организма в целом. Причем в одних органах (кости, легкие) рост осуществляется преимущественно за счет увеличения числа клеток, в других (мышцы, нервная ткань) преобладают процессы увеличения размеров самих клеток.Выделяют три периода ускоренного роста детей: до 1 года, от 6 до 7 лет, от 11 до 15 лет.В течение первого года длина тела ребенка возрастает в среднем на 25 см, а его масса увеличивается на 6-7 кг. Этот этап онтогенеза часто называют периодом первого вытягивания. После каждого «скачка» роста наступает период интенсивной дифференцировки органов и тканей, который называется периодом округления (в среднем от 1 года до 3 лет). Новое нарастание темпов роста наблюдается вновь в 6-7 лет – период второго вытягивания. Годовой прирост тела в это время может составить 7-10 см. Затем наблюдается вновь замедление роста – второй период округления (с 7 до 10-11 лет). Наконец, возрастание темпов роста наблюдается в период полового созревания – третий период вытягивания (с 11-12 до 15-16 лет). В последующие годы темпы роста снижаются, и у женщин он останавливается приблизительно к 18-22 годам, а у мужчин к 20-25 годам. Несмотря на смену периодов роста и созревания, эти процессы протекают непрерывно в течение 20-25 лет.

Особенности процессов развития:

1. Непрерывность развития – развитие идет непрерывно.

2. Гетерохронность – разновременность в развитии отдельных органов и систем.

3. Гармоничность развития – органы должны соотносится с требованиями окружающей среды.

Рост и развитие всех органов и физиологических систем организма детей происходит неравномерность и неодновременно, т.е. гетерохронно (от греч. гетерос – другой, хронос – время).



Учение о гетерохронности было разработано П.К.Анохиным. Он установил, что созревание разных систем происходит неравномерно, они включаются поэтапно, в зависимости от потребности организма и его деятельности, обеспечивая более адекватное приспособление в различные периоды онтогенеза.

Прежде всего, развиваются и совершенствуются те органы, функционирование которых жизненно необходимо организму. Например, сердце функционирует уже на третьей недели пренатального развития, а почки формируются значительно позднее и вступают в действие только у новорожденного ребенка.Помимо гетерохронии, А.А.Маркосян к общим закономерностям онтогенеза отнес формирование и повышение надежности биологических систем. Под надежностью принято понимать такой уровень регулирования процессов в организме, когда обеспечивается их оптимальное протекание в нормальных условиях и экстренная мобилизация резервных возможностей при действии экстремальных факторов, что гарантирует приспособление к новым условиям, с последующим быстрым возвратом физиологических процессов к исходному состоянию. Согласно этой концепции, весь путь развития от зачатия до естественного конца требует запаса жизненных возможностей. Эти резервные возможности обеспечивают оптимальное протекание жизненных процессов при меняющихся условиях внешней среды. Например, бедренная кость выдерживает нагрузку в 1500 кг, что в 30 раз превосходит обычную нагрузку, огромное количество нервных клеток (более 15 млрд) рассматривают как один из возможных факторов надежности нервной системы.Биологическая надежность организма достигается за счет нескольких механизмов: взаимозаменяемости органов и структур (у слепых людей существенно возрастает чувствительность органов слуха, обоняния, осязания); дублирование многих процессов (выведение из организма продуктов обмена осуществляется почками, легкими, кожей, желудочно-кишечным трактом), парности ряда органов (легкие, почки, слуховой, зрительный анализаторы, некоторые железы внутренней секреции); «холодного резерва» (все органы и системы в нормальных условиях работают не на пределе своих возможностей, только 5-8 % альвеол легких участвуют в дыхании, не все капилляры открыты и используются в процессе кровообращения).Таким образом, гармоничность развития характеризуется тем, что на каждом возрастном этапе онтогенеза функциональные возможности организма детей и подростков соответствуют требованиям, предъявляемым к ним со стороны окружающей среды.В основе выделения этапов развития человека были положены особенности морфологического, физиологического, умственного развития, учитывались особенности воспитания, обучения на разных этапах развития ребенка и т.д. Все эти схемы в связи схем, что развитие ребенка процесс непрерывный и резких границ между возрастными периодами нет, являются условными. Однако с педагогической целью, с целью изучения возрастных анатомо-физиологических особенностей детей различных возрастов, такие классификации очень важны.



I.Эмбриональный (пренатальный).

В онтогенезе человека выделяют два относительно самостоятельных этапа: пренатальный и постнатальный. Первый длится 280 дней или 10 лунных месяцев и охватывает период от момента зачатия до рождения ребенка, второй начинается с рождения и заканчивается смертью человека.

II. Постэмбриональный, или постнатальный – от рождения до смерти.

1. Этап – грудной 0-1 год.

а) новорожденности – 10-30 дней

б) собственно грудной – до года.

2. Преддошкольный (ясельный) – с 1 года до 3.

3. Дошкольный – с 3 до 6-7 лет.

4. Младший школьный возраст – с 6-11 девочки, 6-13 мальчики лет

5. Подростковый возраст (пубертатный) – 12-16 лет девушки, 14-17 лет юноши.

6. Юношеский возраст – с 17-20 девушки, 18-21 год юноши.

7. Взрослый возраст – с 21-22 до женщины 55 лет, мужчины 60 лет.

8. Пожилой – до 74 лет.

9. Старческий – до 90 лет.

10. Долгожители – с 90 лет.

I этап. Грудной (0-1 год)

Наиболее характерной чертой I этапа развития ребенка является продолжающаяся биологическая связь с матерью , неспособность его к самостоятельному существованию. Ребенок питается молоком матери, беспомощен, нуждается в постоянном уходе.

В начале I этапа выделяют период новорожденности – первые 2-3 недели жизни ребенка. В этот период ребенок попадает в новые условия существования, приспосабливается к окружающей среде. Это приспособление протекает с большим напряжением всех физиологических функций. Колебания температуры тела достигают 1,5-2 градуса из-за несовершенства механизмов терморегуляции. Появляется краснота кожи. Наблюдается физиологическая убыль веса. Новорожденный может потерять 100-400 г. Если этот период приспособления к окружающей среде проходит благополучно, то через 2-3 недели начинается бурный рост ребенка.

В первый год жизни длина тела увеличивается в 1,5 раза, а масса тела в 3 раза. Н/р, ребенок при рождении имел рост 50 см, то к концу года рост увеличиться на 25 см и достигнет 75 см. Если вес новорожденного был 3-3,5 кг, то к концу года он будет весить 9-10 кг.

С 6 месяцев у ребенка начинают расти молочные зубы. К концу года у ребенка 8 молочных зубов.

Дифференцировка тканей у ребенка первого года жизни слабо выражена. Формообразование также несовершенно. У него относительно большая голова, длинное туловище, короткие руки и ноги.

Несовершенство дифференцировки и формообразования обуславливает и несовершенство физиологических функций. Первые 2-3 месяца отсутствует контроль коры больших полушарий над скелетной мускулатурой и движения ребенка хаотичны. Произвольные движения и двигательные умения развиваются постепенно. В 3 месяца ребенок держит голову – сформировался шейный изгиб. К 6 месяцам может самостоятельно сидеть – грудной изгиб. В 6-7 месяцев начинает ползать на четвереньках, в 9 месяцев начинает ходить, держась за предметы, в год начинает ходить самостоятельно – формируется поясничный изгиб.

Дыхание частое поверхностное, неэффективное для вентиляции легких.

Регуляция функций в основном за счет безусловных рефлексов, т.е. по принципу отклонения. К концу первого года жизни ребенок обычно знает не более 10 слов.

Ведущая деятельность на первом этапе развития ребенка – эмоциональное общение со взрослыми.

При отсутствии эмоционального общения ребенок отстает в психическом развитии.

II этап – ясельный. (1-3 года).

Характерной чертой II этапа развития ребенка является прекращение биологической связи с матерью и формирование второй сигнальной системы действительности, т.е. речевой системы.

I этап – это биологическое рождение ребенка, а II этап является социальным рождением ребенка.

На II этапе развития темпы роста замедляются, а процессы дифференцировки и формообразования усиливаются. Особенно интенсивно идет дифференцировка анализаторов. Вкус, обоняние и кожная чувствительность к трем годам становятся почти такие же, как у взрослых.. Обоняние может быть даже острее. На втором году жизни ребенок начинает различать цвета: сначала различаются основные цвета – зеленый, красный, синий, а затем смешанные.

Благодаря дифференцировке мышечной ткани идет формирование локомоторного акта. В 2 года еще нет различия межу ходьбой и бегом. Ребенок ходит быстро, шаг короткий. В 3 года дифференцируется бег и ходьба, но они еще несовершенны.

К концу 2 года у ребенка имеются уже все 20 молочных зубов.

Усиленно идут процессы дифференцировки и формообразования в головном мозге. Нейроны коры больших полушарий приобретают форму взрослого человека, большие полушария имеют все борозды и извилины. Однако лобные доли развиты меньше по сравнению с другими долями.

Быстрыми темпами идет формирование второй сигнальной системы. К концу 2-го года жизни ребенок уже знает около 400 слов, а к концу 3-го – около 1000. Сначала ребенок усваивает названия предметов, т.е. существительные, затем действия предметов, т.е. глаголы, потом названия свойств предметов и явлений, т.е. прилагательные, затем предлоги и союзы. Потом из слов начинают складываться фразы, сначала примитивные, короткие.

Формирование второй сигнальной системы происходит только в социальной среде, в обществе людей. Если ребенок изолирован от общества, то 2 сигнальная система не формируется. Поэтому на II этапе развития ребенок становится социальным существом .

На этом этапе протекает активная исследовательская деятельность ребенка. Ориентировочный рефлекс «Что такое?». В результате действий с предметом создаются образы предметов. То есть в результате предметно-манипулятивной деятельности формируются образы и образное мышление. К концу этапа на базе образов формируются первые понятия: кукла, стол, кровать и т.д.

Ведущая деятельность на втором этапе развития – социальное общение и предметно-манипулятивная деятельность.

Организации удалось пройти самый сложный период - стадию формирования. Сформулирована новая идея, найден товар, получены средства, налажено производство, и товар поступил на рынок. Проект был хорошо продуман, предприятие заработало, количество потребителей стало существенно увеличиваться. Можно радоваться: организация растет, появляются все новые и новые клиенты. Однако это уже следующая стадия формирования организации - стадия интенсивного роста.

Каковы же задачи управления на этой стадии?

Для удовлетворения растущего спроса организация должна быстро переструктурироваться, должны появиться новые отделы, подразделения, установлены связи между ними. Многие организации начинают привлекать к работе с клиентами не только собственные структуры, но и другие организации, например, по договорам. В связи с быстрым ростом обостряется проблема управляемости организацией, включения новых подразделений, установления новых и оптимизация старых связей. Для ряда отраслей бизнеса существенно долгосрочное взаимодействие с клиентом, поэтому становится важным создание поддерживающих структур, например, сервиса или дополнительных услуг. Для поддержания хорошего спроса важными становятся вопросы рекламы, создания имиджа организации, установления контактов с общественностью, внешней средой в целом.

Для большинства организаций, находящихся в стадии интенсивного роста, наиболее существен вопрос о привлечении нового персонала. Около 70 % времени специалистов кадровых служб посвящены именно этому: где найти новых сотрудников, как их оценить и отобрать наиболее подходящих, как провести адаптацию персонала, ввести его в корпоративную культуру, сделать процесс включения быстрым и минимально затратным. Учитывая, что рост организации ставит проблемы управляемости, специалист по персоналу должен продумывать вопросы изменения организационной структуры, принципов управления и в широком смысле - командного управления и формирования управленческих команд.

Однако наиболее существенная проблема, с которой сталкивается управление персоналом, - проблема размывания корпоративной культуры. В период интенсивного роста организация может включать в себя гораздо больше персонала, чем на предыдущих стадиях. Если организация смогла выйти на стадию интенсивного роста, нашла своего потребителя, удержалась на рынке, безусловно, в корпоративной культуре есть много продуктивного, она способна дать организации стимул для дальнейшего роста. Но с приходом новых сотрудников, работавших прежде в других фирмах и предприятиях, специалист по персоналу сталкивается с проблемой - удержать продуктивность корпоративной культуры, ее ценности, заимствовать все наиболее интересное, включить их в культуру, но не позволить групповым представлениям погибнуть под напором множества новых идей.

Микроорганизмы, попав в свежую полноценную питательную среду, начинают размножаться не сразу. Этот период называют лаг-фазой - I фаза (рис. 3.1). В этот период культура как бы привыкает к новым условиям обитания. Активируются ферментные системы, если необходимо, синтезируются новые ферментные системы, клетка готовится к синтезу нуклеиновых кислот и других соединений. Продолжительность этой фазы зависит от физиологических особенностей микроорганизмов, состава питательной среды и условий культивирования. Чем эти различия меньше и чем больше посевного материала, тем короче эта фаза.

II фаза называется фазой ускоренного роста, она характеризуется началом деления клеток, увеличением общей массы популяции и постоянным увеличением скорости роста культуры; обычно она непродолжительна.

Затем следует логарифмическая, или экспоненциальная фаза роста - III фаза . В этот период отмечается максимальная скорость роста культуры, интервалы между появлением предыдущего и последующего поколения постоянны. Логарифм числа клеток линейно зависит от времени.

Вследствие интенсивного роста и размножения культуры запас необходимых питательных веществ в среде уменьшается. Это является основной причиной снижения скорости роста культуры. Кроме того, в среде накапливаются продукты метаболизма, которые в определенной концентрации могут мешать нормальному протеканию биохимических процессов обмена веществ. Иногда в питательной среде образуется так много клеток, что для новых поколений клеток не хватает пространства, а точнее, поверхности. Скорость роста снижается, уменьшается число делений клеток, наступает IV фаза – фаза замедления или уменьшения скорости роста.

Рис. 3.1. Кривая роста микроорганизмов (зависимость количества клеток от времени культивирования): I , II , III , IV , V , VI , VII – фазы роста

V фаза называется стационарной (фазой линейного роста). Масса и количество всех живых клеток достигает максимума. Количество вновь образовавшихся клеток на этом этапе равно количеству клеток, отмерших и автолизованных (разрушенных клеточными ферментами).

В какой-то момент это равновесие нарушается, и количество отмерших клеток превышает прирост. Наступает VI фаза – фаза ускорения отмирания.

Завершается цикл роста и развития популяции в замкнутом объеме VII фазой , характеризующейся отмиранием и автолизом микроорганизмов, которая называется фазой отмирания. На этой стадии биомасса клеток значительно уменьшается, так как запасные вещества клетки исчерпываются.

При выращивании бактерий на жидкой питательной среде наблюдается придонный, диффузный или поверхностный (в виде пленки) рост культуры.

Бактерии, растущие на плотных питательных средах, образуют изолированные колонии округлой формы с ровными или неровными краями (S- и R-формы), различной консистенции и цвета, зависящего от пигмента бактерий. Пигменты, растворимые в воде, диффундируют в питательную среду и окрашивают ее, например синегнойная палочка (Pseudomonas aeruginosa ) окрашивает среду в синий цвет. Другая группа пигментов нерастворима в воде, но растворима в органических растворителях. Так, колонии «чудесной палочки» имеют кроваво-красный пигмент, растворимый в спирте. И, наконец, существуют пигменты, не растворимые ни в воде, ни в органических соединениях.

При выращивании бактерий в жидкой питательной среде наблюдается несколько фаз роста культур:

1. Фаза исходная (латентная) -- микробы адаптируются к питательной среде, увеличивается размер клеток. К концу этой фазы начинается размножение бактерий.

2. Фаза логарифмического инкубационного роста -- идет интенсивное деление клеток. Длится эта фаза около 5 часов. При оптимальных условиях бактериальная клетка может делиться каждые 15--30 мин.

3. Стационарная фаза -- число вновь появившихся бактерий равно числу отмерших. Продолжительность этой фазы выражается в часах и колеблется в зависимости от вида микроорганизмов.

4. Фаза отмирания -- характеризуется гибелью клеток в условиях истощения питательной среды и накопления в ней продуктов метаболизма микроорганизмов.

Посевной материал, попав в свежую полноценную среду, сразу не начинает размножения. Этот период называют лаг-фазой I. Только после определенного времени, иногда через несколько часов, клетки приспосабливаются к среде и окружающим условиям. В этот период активируются ферменты, а также, если это необходимо, синтезируются новые ферментные системы. В период лаг-фазы стремительно возрастает количество нуклеиновых кислот, особенно РНК, что необходимо для биосинтеза белков.

Рис. 1. Фазы роста культуры микроорганизмов: I -- лаг-фаза, II -- логарифмическая фаза, III -- фаза замедленного роста, IV -- стационарная фаза, V --фаза отмирания, N -- число клеток (млн/мл)

После лаг-фазы следует логарифмическая, или экспоненциальная, фаза II, в которой клетки размножаются с максимальной для данной культуры скоростью. Вследствие этого запас необходимых питательных веществ в среде уменьшается, кроме того, происходит накопление различных продуктов обмена веществ, которые в определенной концентрации могут мешать нормальному протеканию биохимических процессов обмена веществ. Иногда в питательной среде накапливается так много клеток, что не хватает пространства, а конкретнее, поверхности для новых поколений клеток. Именно через поверхность происходят процессы обмена -- попадание питательных веществ в клетку и выведение метаболитов. Если клетка находится в тесном окружении других клеток, то площадь поверхности уменьшается и вместе с тем снижается интенсивность процессов обмена. Скорость роста культуры также уменьшается, если сокращается поверхность клеток на единицу объема. Это происходит при увеличении размеров клеток и, таким образом, особенно для клеток сферической формы, значительно ухудшаются условия питания.

Как известно, поверхность сферических тел изменяется пропорционально квадрату их радиуса, а объем -- пропорционально кубу радиуса. Лимитирующие поверхности находятся, очевидно, и внутри клеток. В молекулярной биологии накапливается все больше фактов, которые указывают на то, что функционирование жизненных процессов необходимо связывать с биополимерами, мембранными структурами и их поверхностью.

В ходе интенсивного роста и размножения внутри закрытой системы негативное влияние лимитирующих факторов увеличивается и в результате скорость роста уменьшается, наступает фаза замедленного роста III. Через определенное время в стационарной фазе IV масса клеток в питательной среде достигает максимального уровня. Затем наступает период, когда число отмерших и автолизированных клеток превышает прирост. В результате количество биомассы уменьшается -- наступает фаза отмирания V.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх