Камерные жанры. Жанры музыки

musica da camera ) применялся по отношению к любой светской музыке и противопоставлялся музыке церковной (итал. musica da chiesa ). В дальнейшем, с зарождением и развитием симфонической музыки, камерной музыкой стали называть произведения, рассчитанные на небольшое количество исполнителей и ограниченный круг слушателей. В XIX-XX веках значение камерной музыки как «музыки для избранных» постепенно отпало, и термин сохранил смысл как определение произведений, предназначенных для исполнения небольшими коллективами музыкантов и для малой группы слушателей.

Коллектив, исполняющий камерную музыку, называется камерным ансамблем . Как правило, в камерный ансамбль входят от двух до десяти музыкантов, реже - больше. Исторически сложились канонические инструментальные составы некоторых камерных ансамблей, например, фортепианное трио , струнный квартет , фортепианный квинтет и др.

Существует также понятие камерного оркестра - как правило, это сокращённый (не более 15-20 человек) состав струнного оркестра, иногда с добавлением нескольких духовых инструментов .

Некоторые исторически сложившиеся инструментальные составы камерных ансамблей

  • Солирующий инструмент (струнный или духовой) и фортепиано
  • Фортепианный дуэт (два фортепиано или фортепиано в четыре руки);
  • Струнное трио (скрипка, альт и виолончель);
  • Фортепианное трио (скрипка, виолончель и фортепиано);
  • Струнный квартет (две скрипки, альт и виолончель);
  • Фортепианный квартет (скрипка, альт, виолончель и фортепиано);
  • Струнный квинтет (струнный квартет + альт или виолончель);
  • Фортепианный квинтет (фортепиано + струнный квартет)

Ссылки

  • Камерная музыка // Риман Г. Музыкальный словарь [Пер. с нем. Б. П. Юргенсона , доп. рус. отд-нием]. - М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2008.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Абделькадыр ас-Суфи (суфийский шейх)
  • Atomic Rooster

Смотреть что такое "Камерная музыка" в других словарях:

    КАМЕРНАЯ МУЗЫКА - Музыка, назначенная для капеллы знатных лиц. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. КАМЕРНАЯ МУЗЫКА Музыка, назначенная для капеллы знатных лиц. Словарь иностранных … Словарь иностранных слов русского языка

    КАМЕРНАЯ МУЗЫКА - КАМЕРНАЯ музыка, инструментальная и (или) вокальная музыка для небольшого состава исполнителей (сольные сочинения, различного рода ансамбли) и произведений для т. н. камерного оркестра (т.е. для небольшого числа струнных инструментов с клавесином … Современная энциклопедия

    КАМЕРНАЯ МУЗЫКА - инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей: сольные сочинения, различного рода ансамбли (дуэт, трио и др.), романсы и песни … Большой Энциклопедический словарь

    Камерная музыка - КАМЕРНАЯ МУЗЫКА, инструментальная и (или) вокальная музыка для небольшого состава исполнителей (сольные сочинения, различного рода ансамбли) и произведений для т. н. камерного оркестра (т.е. для небольшого числа струнных инструментов с клавесином … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    КАМЕРНАЯ МУЗЫКА - в первоначальном значении музыка, предназначенная для исполнения в относительно небольших (преимущественно домашних) помещениях в отличие от музыки, предназначенной для исполнения в церкви, театре или большом концертном зале. Постоянное… … Энциклопедия Кольера

    КАМЕРНАЯ МУЗЫКА - В старину, когда не было концертных залов, филармоний, инструментальная музыка и небольшие вокальные произведения исполнялись, в основном, в домах любителей музыки. Собирались несколько друзей музыкантов, расставляли подставки для нот пульты,… … Музыкальный словарь

    камерная музыка - инструментальная и (или) вокальная музыка для камерного ансамбля (романсы и песни с сопровождением, дуэты, трио и др.), произведения для камерного оркестра. * * * КАМЕРНАЯ МУЗЫКА КАМЕРНАЯ МУЗЫКА, инструментальная или вокальная музыка для… … Энциклопедический словарь

    Камерная музыка - (от позднелат. camera комната; итал. musica da camera, франц. musique de chambre, англ. chamber music, нем. Kammermusik) специфическая разновидность муз. искусства, отличающаяся от музыки театральной, симфонической и концертной. Сочинения … Музыкальная энциклопедия

    Камерная музыка - (от позднелат. camera комната) специфическая разновидность музыкального искусства, отличающаяся от музыки театральной, симфонической и концертной; сочинения К. м. предназначены для исполнения в небольших помещениях, для домашнего,… … Большая советская энциклопедия

СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РАХМАНИНОВ – 1873-1943гг. Новгородская губерния

ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН (Beethoven) – 1770-1827гг. Бонн

ИОГАННЕС БРАМС (Brahms) – 1833-1897гг. Гамбург

ЖОРЖ БИЗЕ (Bizet) – 1838-1875гг. Париж

ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ (Bach) – 1685-1750гг. Эйзенах

СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РАХМАНИНОВ

Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта (1 апреля по новому стилю) 1873 года. Длительное время местом рождения считалось имение его родителей Онег, недалеко от Новгорода. Исследования последних лет называют усадьбу Семеново Старорусского уезда Новгородской губернии.Отец композитора, Василий Аркадьевич, сын Варвары Васильевны и Аркадия Александровича Рахманиновых, происходил из дворян Тамбовской губернии. Мать, Любовь Петровна, была дочерью Софьи Александровны и Петра Ивановича Бутаковых, постоянно живших в Новгороде.

Склонность к музыке была характерной чертой Рахманиновых. Она ярко проявилась у деда композитора Аркадия Александровича Рахманинова. Отличный пианист, ученик Дж.Фильда, он выступал в благотворительных концертах и в музыкальных салонах Тамбова, Москвы, Петербурга, был знаком с видными музыкантами своего времени. Музыкальная одаренность С.В.Рахманинова обнаружилась уже в раннем детстве. С 4-х лет, он начал обучаться игре на фортепиано, сначала под руководством матери, затем А.Д.Орнатской, знакомой родителей композитора. На начало 1880-х годов приходятся тяжелые невзгоды, обрушившиеся на семью Рахманиновых: разрушение материального благополучия семьи, продажа Онега, переселение в Петербург.

ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН

Немецкий композитор, которого по праву считают величайшим творцом всех времен. Его творчество относят как к классицизму, так и к романтизму; на самом же деле оно выходит за рамки подобных определений: сочинения Бетховена - прежде всего выражение его гениальной личности.

Бонн во второй половине XVIII века был небольшим пиренейским городком, резиденцией кёльнского князя. Именно здесь в декабре 1770 года и родился будущий гениальный композитор. Точная дата рождения Людвига не установлена, известна только дата его крещения - 17 декабря.

Княжество это, как и любое другое в Германии, носило церковный характер. Но церковь, на радость жителям, а в особенности многочисленным придворным и городской знати, не препятствовала всяческим развлечениям и удовольствиям. В то время, когда не было ни телевидения, ни радио, ни компьютеров (хотя нам, людям, избалованным цивилизацией, трудно себе такое представить), большое место в жизни людей играла музыка, живая музыка.

Многие черты своего характера Людвиг унаследовал от своего деда, Луи Бетховена. Гордость, независимый нрав, настойчивость и работоспособность - все эти качества были присущи как деду, так и его знаменитому внуку.

До Луи Бетховена в их семье все были простыми фламандскими ремесленниками и пахарями. И только ему посчастливилось стать музыкантом, что и предопределило судьбу Людвига. 1732 году, молодой музыкант оставил свой родной городок в поисках счастья и благополучия. Судьба закинула его в Бонн. Через много лет усердной работы, молодой человек, пришедший в город пешком с котомкой за плечами, стал капельмейстером в придворной капелле, что позволило ему занять уважаемое положение в обществе.

ИОГАННЕС БРАМС

Наряду с Рихардом Вагнером творческой фигурой крупнейшего значения в немецкой музыке второй половины XIX века является Иоганнес Брамс. Творчество Брамса и творчество Вагнера знаменуют различные, во многом противоположные направления и тенденции развития немецкого музыкального искусства. Брамс по сравнению с Вагнером решал иные творческие задачи, преследовал иные художественные цели. В отличие от Вагнера, целиком принадлежащего Германии и германской культуре, Брамс, родившийся и воспитанный в Германии, значительной частью своего творчества был связан с Австрией, с Веной; в отличие от Вагнера, посвятившего себя целиком музыкальной драме, Брамс опер не писал и не интересовался этим видом творчества; Брамс также не питал особых симпатий к программной музыке типа той, которую писали Берлиоз и Лист. Но, идя другими путями, Брамс создал симфонические, камерные, фортепианные и вокальные произведения, занявшие достойное место в классическом музыкальном наследии, основанные на жизненных традициях народного творчества и национальной немецкой классики. Как и творчество Вагнера, но в других отношениях, творчество Брамса принадлежит к высшим достижениям немецкой музыки второй половины XIX века.

Твердая опора Брамса на классические традиции, сохранение исторически отстоявшихся музыкальных форм -- все это противостояло вагнеровской <<бесконечной мелодии>> и основным тенденциям позднего романтизма в музыке. Поэтому Брамс сделался в немецкой музыке творческим центром направления, которое выступило против всей так называемой <<музыки будущего>>, как иронически было прозвано направление Листа в области программной музыки и Вагнера в области музыкальной драмы. Брамс поставил свою подпись под официальным заявлением против <<музыки будущего>> (выражение <<музыка будущего>> заимствовано из литературного произведения Вагнера <<Художественное произведение будущего>>.) и помещенным в 1860 году в газете <<Берлинское эхо>> (<>). Такова была, в общем, позиция Брамса в немецкой музыке.

ЖОРЖ БИЗЕ

Жорж Бизе родился в Париже 25 октября 1838 года. Его нарекли звучными именами трех полководцев: Александра - Цезаря - Леопольда, но в семье называли Жоржем. С этим новым именем Бизе вошел в историю. Его родители отличались музыкальностью: отец был преподавателем пения, мать играла на фортепиано и стала его первой учительницей музыки своего сына; в доме Бизе много музицировали. Выдающиеся способности Бизе обнаружились рано: четырех лет он уже знал ноты, десяти -поступил в Парижскую консерваторию, где пробыл девять лет. Несмотря на то, что, как говорил позже Бизе, он отдался музыке лишь скрепя сердце - его более влекла литература, - занятия в консерватории проходили успешно. Юный Бизе неоднократно получал премии на внутриконсерваторских конкурсах - по фортепианной и органной игре, полифонии и композиции, что завершилось в 1857 году получением большой Римской премии, предоставлявшей право на длительную заграничную командировку. Феноменально одаренный музыкальным слухом, памятью, творческой интуицией, Бизе без труда овладел теми знаниями, которые давала консерватория. Правда, курс теории композиции страдал догматичностью. Бизе большему учился вне стен консерватории у Гуно, с которым, несмотря на значительную разницу лет, у него установились теплые, дружеские отношения. Но надо отдать должное и его непосредственному учителю Фроманталю Галеви, тонкому и серьезному музыканту, с которым Бизе впоследствии породнился, женившись на его дочери. В годы консерваторского обучения Бизе создал немало произведений. Лучшее среди них - симфония, написанная семнадцатилетним автором в очень сжатые сроки - за семнадцать дней. Эта симфония, впервые опубликованная в 1935 году, ныне с успехом исполняется. Ее музыка привлекает классической отточенностью формы, ясностью и живостью выражения, светлым колоритом, что позже станет неотъемлемым качеством индивидуального стиля Бизе. В год окончания консерватории, сочинив кантату на древний легендарный сюжет, он принял участие в конкурсе, объявленном Оффенбахом на написание одноактной оперетты. Вместе с произведением Лекока, в дальнейшем прославившегося в этом жанре, премии была удостоена оперетта Бизе Доктор Миракль Однако если к этому времени о Бизе-композиторе говорили лишь как о многообещающем даровании, то в качестве пианиста он добился всеобщего признания. Позже, в 1863 году, Берлиоз писал: Бизе несравненно читает партитуры... Его пианистический талант настолько велик, что в фортепианной транскрипции оркестровых партитур, которую он делает с первого взгляда, его не могут остановить никакие трудности. После Листа и Мендельсона не много исполнителей его силы 1857-1860 годы как лауреат консерватории Бизе провел в Италии. Это годы жадного впитывания различных жизненных впечатлений, среди которых, однако, музыкальные стояли на последнем месте. Дурной вкус отравляет Италию,- жаловался Бизе. - Это для искусства потерянная страна. Зато он много читал, путешествовал, знакомился с бытом крестьян, пастухов. Его творческая фантазия, как это будет и позже, загорается многими планами. Голова полна Шекспира... Но где взять либреттиста! - сетует Бизе. Его волнуют и сюжеты Мольера, Гюго, Гофмана, Гомера. Чувствуется, что он еще не нащупал близкой себе темы, творчески разбрасывается. Но одно ясно - его интересы лежат в сфере театральной музыки. Отчасти это вызывалось практическими соображениями - здесь легче добиться успеха. Бизе полушутливо писал матери: Когда я добуду 100 тысяч франков (то есть обеспечу себя до смерти), папа и я прекратим давать уроки. Мы начнем жизнь рантье, что совсем не плохо. 100 тысяч франков пустяк: два небольших успеха в комической опере. Успех, подобный Пророку (опера Мейербера), приносит почти миллион. Итак, это не воздушный замок!..

ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ

Иоганн Себастьян появился на свет в семье, которая считается крупнейшей музыкальной династией в Германии. Из предков Баха особенно прославились Фейт Бах – пекарь, который играл на цитре, и Иоганнес Бах – городской музыкант в Эрфурте. Потомки последнего стали настолько известны, что в некоторых средневековых немецких диалектах фамилия «Bach» стала нарицательной и получила значение «городской музыкант».

Отец Баха – Иоганн Амвройский, городской музыкант.

Дядя Иоганна Себастьяна, Иоганн Кристоф, служил в городе органистом. Естественно, что обучаться музыке будущий величайший представитель династии начал с самого раннего возраста.

1693 год – младший Бах поступает в церковную школу. У мальчика хорошее сопрано, и он делает успехи

1695 год – за два года Иоганн Себастьян теряет обоих родителей. Его забирает к себе старший брат, служивший музыкантом в Ордфуре.

1695 – 1700 годы – Ордруф. Бах учится в школе и занимается музыкой под руководством брата. Тогда же, подростком, Иоганн Бах сильно теряет зрение – по ночам он при свете луны переписывает ноты у брата.

Школьный учитель рекомендует Баху отправиться в Люнебург, в известную школу при церкви Св. Михаила. Иоганн Себастьян проходит пешком 300 километров из Центральной Германии в Северную. В Люнебурге Бах живет на полном пансионе и даже получает небольшую стипендию. Одним из наставников будущего композитора в Люнебуре становится мастер-органист Георг Бём.

1702 год – после окончания школы Бах имеет право поступить в университет, но не может себе этого позволить, так как нужно добывать средства к существованию. Проведя некоторое время в Люнебурге, будущий композитор отправляется назад в Тюрингию. Здесь он успевает послужить скрипачом в частной капелле принца Иоганна Эрнеста Саксонского. Потом Бах останавливается в Арнштадте, где проводит 4 года.

1703 – 1707 годы – Арнштадт. Бах служит церковным органистом, при этом не переставая изучать музыку и манеру исполнения известных музыкантов того времени.


Как только музыка вышла за пределы церкви, сразу же возникло большое количество новых музыкальных жанров. Музыка сопровождала ее любителей по жизни, она звучала не только в театре или на концерте, но и во время прогулки, охоты, пира и так далее. В XVIII веке очень популярным были увеселительные прогулки на небольших кораблях - ботах. Отсюда появился необычный музыкальный жанр – «музыка на воде». В теплую и солнечную погоду музыка звучала в парках, так появилась пленэрная музыка. Но наибольшее распространение получила камерная музыка, при исполнении которой участвовало небольшое количество музыкантов. Слово camera латинского происхождения и переводится как «комната, палата». Каждая партия камерного сочинения исполняется одним инструментом

В XVIII-XIX вв. камерная музыка звучит везде, в гостиных, салонах, небольших концертных залах. При императорских дворах даже существовали должности – камер-музыкантов. Со временем изменились социальные условия, однако, камерная музыка звучит и по сей день.

Как правило, камерное музицирование предполагает атмосферу, где слушатели и исполнители расположены близко относительно друг друга. В камерной музыке исполнители могут лично знать слушателей, прекрасно видят их, играют и исполняют музыку для конкретных людей.

Такая атмосфера придает свои особенности этой музыке, она проникается к слушателям своей тонкостью, изысканностью и доверительностью. Камерная музыка предназначена для узкого круга людей.

Камерная музыка глубоко проникает во внутренний мир человека, слушая такую музыку, человеку кажется, что она написана специально для него, возникает ощущение комфорта, стабильности, на душе становится тепло и уютно, вся мирская суета куда-то исчезает.

Различают множество форм и жанров камерной музыки. Сюда можно отнести сонаты, дуэты, трио, квартеты и так далее, всевозможные миниатюры, романсы. Концерты, кантаты, сюиты также могут быть камерной музыкой. А в XX веке стали проявлять произведения, которые так и назывались «камерная музыка».

Эта музыка может быть сочинена в различном стиле. Главная особенность этой музыки заключается в том, что она рассчитана на малое количество музыкантов.

Исполнители камерной музыки образуют камерный ансамбль в количестве от 2 до 10 человек.

Сегодня даже существуют камерные оркестры, как правило, это небольшой состав – 15 – 20 человек, струнного оркестра с добавление духовых инструментов.

Наиболее известными исполнителями камерной музыки являются Сергей Васильевич Рахманинов, Людвиг ван Бетховен, Иоганнес Брамс, Жорж Бизе, Иоганн Себастьян Бах.

Сегодня камерная музыка очень разная. Она может быть вокальной, сольной, инструментальной, ансамблевой, смешанной, оркестровой, хоровой и даже театральной. Поэтому многие музыкальные коллективы получают названия камерный. Например, камерный хор, камерный оркестр, музыкальный камерный театр и другие. Их выступление может проходить как в малых концертных залах, так и больших.

Эстеты, ценители или просто любители прекрасного обретут в камерной музыке душевное спокойствие и умиротворение.

Камерная музыка - это инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей: сольные сочинения, различного рода ансамбли (дуэт, трио и др.), романсы и песни. Камерная музыка развилась рядом с оркестровой с XVI столетия и тяготела более к инструментальной, чем к вокальной музыке.

В первоначальном значении камерная музыка была предназначена для исполнения в относительно небольших (преимущественно домашних) помещениях - в отличие от музыки, предназначенной для исполнения в церкви, театре или большом концертном зале, почему число исполнителей весьма ограничено, инструменты выбираются не особенно сильные по звуку, например струнные (квартеты, квинтеты, секстеты, октеты), гораздо реже духовые деревянные (квинтет Моцарта для кларнета со струнными, квинтет Бетховена для фортепиано, гобоя, кларнета, фагота, валторны, его же септет es-dur для фортепиано, скрипки или альта, виолончели, контрабаса, кларнета, фагота, валторны).

Постоянное исполнение камерной музыки в публичных концертах изменило значение термина. С конца 18 века выражение «камерная музыка» прилагается к произведениям, написанным для исполнения ансамблем, в котором каждая партия предназначается одному исполнителю (а не группам, как в хоре и оркестре) и все партии более или менее равноправны (в отличие от произведений для солирующего голоса или инструмента с аккомпанементом).

В истории камерной музыки просматриваются три периода:

Период с 1450 по 1650 гг., для которого характерно развитие техники игры на виолах и инструментах других семейств, постепенное выделение чисто инструментальной музыки при сохраняющемся преобладании вокального стиля. Среди дошедших до нас сочинений этого периода, написанных специально для инструментальных составов без голосов, - фантазии Орландо Гиббонса и канцоны и сонаты Джованни Габриели.

Симфоническая музыка

Симфоническая музыка - музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром. Включает крупные монументальные произведения и небольшие пьесы. Главные жанры: симфония, сюита, увертюра, симфоническая поэма. Симфонический оркестр, большой коллектив музыкантов, включает три группы инструментов: духовые, ударные, струнные смычковые.

Классический (парный, или двойной) состав малого симфонического оркестра сложился в творчестве Й.Гайдна (духовые парного состава, литавры и струнный квинтет). Современный малый симфонический оркестр может иметь ненормированный состав.

В большом симфоническом оркестре (с начала 19 века) расширены группы духовых, ударных, введены арфы, иногда рояль; группа струнных смычковых численно увеличена. Название состава симфонического оркестра определяется по числу инструментов каждого семейства духовых (парный, тройной и т. д.).

Симфония (от греч. symphonia - созвучие), - музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме высшая форма инструментальной музыки. Обычно состоит из 4 частей. Классический тип симфонии сложился в конце 18 - начале19 вв. (Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.В.Бетховен). У композиторов-романтиков большое значение приобрели лирические симфонии (Ф.Шуберт, Ф.Мендельсон), программные симфонии (Г.Берлиоз, Ф.Лист).

Важный вклад в развитие симфоний внесли западноевропейские композиторы 19-20 вв.: И.Брамс, А.Брукнер, Г.Малер, С.Франк, А.Дворжак, Я.Сибелиус и др. Значительное место занимают симфонии в российской музыке: А.П.Бородин, П.И.Чайковский, А.К.Глазунов, А.Н.Скрябин, С.В.Рахманинов, Н.Я.Мясковский, С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, А.И.Хачатурян и др.

Циклические формы инструментальной музыки, - музыкальные формы, складывающиеся из нескольких относительно самостоятельных частей, раскрывающих в совокупности единый художественный замысел. Сонатная циклическая форма состоит, как правило, из четырех частей -- быстрой 1-й в сонатной форме, медленной лирической 2-й, быстрой 3-й (скерцо или менуэт) и быстрой же 4-й (финал). Такая форма характерна для симфонии, иногда сонаты, камерного ансамбля сокращенная циклическая форма (без скерцо или менуэта) типична для концерта, сонаты. Другой тип циклической формы образуют сюита, иногда вариации (оркестровые, фортепианные), в которых количество и характер частей могут быть различными. Встречаются и вокальные циклы (серии песен, романсов, ансамблей или хоров), объединенные сюжетом, словами одного автора и др.

Сюита (франц. suite, букв. - ряд, последовательность), инструментальное циклическое музыкальное произведение из нескольких контрастирующих частей. От сонаты и симфонии сюиту отличает отсутствие строгой регламентации количества, характера и порядка частей, тесная связь с песней и танцем. Сюита 17-18 вв. состояла из аллеманды, куранты, сарабанды, жиги и др. танцев. В 19-20 вв. создаются оркестровые нетанцевальные сюиты (П.И.Чайковский), иногда программные («Шехерезада» Н.А.Римского-Корсакова). Встречаются сюиты, составленные из музыки опер, балетов, а также музыки к театральным постановкам.

Увертюра (франц. ouverture, от лат. apertura - открытие, начало), оркестровое вступление к опере, балету, драматическому спектаклю и т. п. (часто в сонатной форме), а также самостоятельная оркестровая пьеса, обычно программного характера.

Симфоническая поэма - жанр симфонической программной музыки. Одночастное оркестровое произведение, в соответствии с романтической идеей синтеза искусств допускающее разнообразные источники программы (литература, живопись, реже философия или история). Создатель жанра -- Ф.Лист.

Программная музыка - музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей восприятие. Многие программные сочинения связаны с сюжетами и образами выдающихся литературных произведений.

Наверное, каждый человек неравнодушен к музыке. Она сопровождает человечество неразрывно, невозможно определить, когда именно человек научился воспринимать ее. Скорее всего, это произошло тогда, когда наш предок, пытаясь выразить свои эмоции, ударил по полому С тех пор человек и музыка связаны неразрывно, сегодня существует множество ее жанров, стилей и направлений. Это фольклорная, духовная и, наконец, классическая инструментальная - симфоническая и камерная музыка. Что такое направление, как камерная музыка существует, знают практически все, но в чем ее отличия и особенности — немногие. Попробуем разобраться в этом далее в статье.

История возникновения камерной музыки

История камерной музыки берет свое начало в Средних веках. В XVI веке музыка стала выходить за пределы церковных храмов. Некоторые авторы начали писать произведения, которые исполнялись вне церковных стен для небольшого круга ценителей. Надо отметить, что сначала это были только вокальные партии, а камерно-инструментальная музыка появилась намного позже. Но обо всем по порядку.

Завораживает камерная музыка. Что такое название произошло от итальянского слова camera ("комната"), наверное, все помнят. В отличие от церковной и театральной музыки, камерная изначально предназначалась для исполнения в помещениях небольшим коллективом для узкого круга слушателей. Как правило, выступление проходило в домашних условиях, а позже — в небольших концертных залах. Пика своей популярности камерно-инструментальная музыка достигла в XVIII-XIX веках, когда во всех гостиных обеспеченных домов проводились подобные концерты. Позже аристократы даже вводили штатные должности музыкантов.

Образы камерной музыки

Изначально камерная музыка предназначалась для исполнения перед небольшим кругом людей, являющихся ее ценителями и знатоками. А размеры помещения, где проходил концерт, позволяли исполнителям и слушателям тесно контактировать друг с другом. Все это создавало неповторимую атмосферу сопричастности. Возможно, именно поэтому для такого искусства характерна высокая способность открывать лирические эмоции и различные нюансы человеческих переживаний.

Жанры камерной музыки как нельзя более точно рассчитаны на передачу с помощью лаконичных, но в то же время детально выверенных средств. В отличие от где партии исполняются группами инструментов, в таких произведениях для каждого инструмента пишется своя партия, и все они практически равноправны между собой.

Виды камерного инструментального ансамбля

С развитием истории развивалась и камерная музыка. Что такое направление должно иметь некоторые особенности в отношении исполнителей, не требует доказательств. Современные инструментальные ансамбли представляют собой:

  • дуэты (два исполнителя);
  • трио (три участника);
  • квартеты (четыре);
  • квинтеты (пять);
  • секстеты (шесть);
  • септеты (семь);
  • октеты (восемь);
  • нонеты (девять);
  • дециметы (десять).

При этом инструментальный состав может быть самым разнообразным. В него могут входить как струнные, так и В состав одного коллектива могут быть включены только струнные или только духовые. А могут быть и смешанные камерные ансамбли — особенно часто в них включается фортепиано. Вообще, их состав ограничивается только одним — фантазией композитора, а она чаще всего безгранична. Кроме того, существуют еще и камерные оркестры — коллективы, в которые входит не больше 25 музыкантов.

Жанры инструментальной камерной музыки

Современные жанры камерной музыки были сформированы под влиянием творчества таких великих композиторов, как В. А. Моцарт, Л. Бетховен, И. Гайдн. Именно этими мастерами были созданы непревзойденные по отточенности содержания и эмоциональной глубине произведения. Сонатам, дуэтам, трио, квартетам и квинтетам в свое время отдали дань самые известные романтики XIX века: Ф. Мендельсон, Р. Шуман, Ф. Шуберт, Ф. Шопен. Кроме того, огромную популярность в это время получил и жанр инструментальной миниатюры (ноктюрны, интермеццо).

Существуют еще камерные концерты, сюиты, фуги, кантаты. Еще в XVIII веке жанры камерной музыки отличались огромным разнообразием. Кроме того, они вбирали в себя стилистические черты других направлений и стилей. Например, у Л. Бетховена настолько четко прослеживается стремление раздвинуть границы такого явления, как камерная музыка, что такое его произведение, как «Крейцерова соната», по своему монументализму и эмоциональному накалу ничуть не уступает симфоническим творениям.

Жанры вокальной камерной музыки

В XIX веке огромную популярность завоевала вокальная камерная музыка. Появившимся новым жанрам художественной песни и романсу отдали дань такие как Р. Шуман, Ф. Шуберт, И. Брамс. Неоценимый вклад в мировую коллекцию произведений камерной музыки сделали русские композиторы. Великолепные романсы М. И. Глинки, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, М. А. Римского-Корсакова и сегодня не оставляют равнодушными никого. Помимо небольших произведений, существует еще и жанр камерной оперы. Он подразумевает наличие небольшого числа исполнителей и не требует для постановки большого помещения.

Камерная музыка сегодня

Конечно, сегодня практически нет таких домов, где, как в прошлые века, в окружении ограниченного круга лиц играют камерные ансамбли. Однако, вопреки существующим стереотипам, это направление остается очень востребованным. Залы органной и камерной музыки во всем мире собирают миллионы поклонников как произведений классических композиторов, так и современных авторов. Регулярно проходят фестивали, на которых известные и начинающие исполнители делятся своим искусством.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх