Грибоедов, Горе от ума. Каковы нравственные и жизненные идеалы фамусовского общества? Какие жизненные идеалы и ценности отстаивает фамусов и чацкий Проблема ума в комедии

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 10 похожих сочинений.


Пьеса «Горе от ума» строится на многочисленных противопоставлениях: Чацкого с Софьей, Чацкого с Молчалиным, Чацкого с Фамусовым. Но последнее противостояние — не просто спор двух людей, приверженцев различных точек зрения. Это гораздо больше, ведь оба героя суть представители нового и старого мира, прогрессивного общества и общества косного.

Чацкий появляется в пьесе как уже знакомое нам лицо. Первый отзыв о нем мы слышим от служанки Лизы

... Кто так чувствителен, и весел, и остер,

Как Александр Андреич Чацкий.

Если эта краткая характеристика и не вызовет заочной симпатии к герою, то, несомненно, возбудит живой интерес в читателе. Что же это за человек? Ждать ответа приходится недолго: очень скоро Чацкий появляется лично. Он — как свежий ветер, который ворвался в душное помещение, молодой, энергичный, влюбленный. Конечно, такой герой располагает к себе.

С другой стороны, Фамусов. Поначалу он не производит впечатления ни отталкивающего, ни притягательного. Более того, реплики его подчас остроумны, и возникает легкое недоумение: неужели автор хотел противопоставить ум Чацкого глупости Фамусова? Но ответ очень прост: не глупости, а косности, даже, можно сказать, закостенелости взглядов противопоставляется ум. Да и уместно ли употреблять здесь слово «ум»? Пушкин, например, вообще отказывал Чацкому в этом достоинстве, называя единственным умным действующим лицом самого Грибоедова. Чацкий так же упрям, а лучше сказать, уперт, как. и Фамусов. И ни один из них, сколько бы пи твердил о своем, ни на йоту не переубедит другого. Дело в том, что каждый из них не просто имеет свою точку зрения. Нет. У каждого своя система жизненных ценностей, своя шкала, по которой они оценивают людей и поступки. Все это глубоко укоренилось как в одном, так и во втором, и это, пожалуй, единственное, что их роднит.

Итак, Фамусов. Человек солидного возраста, а стало быть, имеющий укоренившиеся привычки и представления о том, что правильно, а что нет. Лучше всего оценить Фамусова позволяют его собственные реплики. Вот, например, типично фамусовский постулат:

Но память по себе намерен кто оставить

Житьем похвальным, вот пример:

Покойник был почтенный камергер

С ключом, и сыну ключ умел доставить,

Богат, и на богатой был женат, переженил детей, внучат,

Скончался, все о нем прискорбно вспоминают.

Как ясно в этих строках раскрываются жизненные устремления героя! Уметь пристроить детей, заключить удачный брак, приумножить состояние. Еще ярче — рассказ Фамусова о неком Максиме Петровиче, умевшем в нужный момент прогнуться перед вышестоящими, и явное восхищение этим умением. В ответ па призыв Фамусова следовать примеру отцов Чацкий отвечает язвительным и беспощадным описанием жизни старшего поколения:

...Как тот и славился, чья чаще гнулась шея,

Как не в войне, а в мире, брали лбом,

Стучали об пол, не жалея!

Прямой был век покорности и страха,

Все под личиною усердия к царю.

С этого момента уже начинается прямое и «неприкрытое столкновение двух 11-роев. Фамусов твердо убежден в том, что устои, по которым живет их обще-с то, незыблемы. Он ведь родился, рос и жил в этом чопорном обществе, не представляя себе иной жизни. Да и как он может се себе представить, если все книги для него «блажь» и он почитает за лучшее сжечь их. Ему неинтересно аиать что-то, что стоит вне его узкого кругозора. В этом и есть его коренное отличие от Чацкого: тот, напротив, стремится к знаниям, черпает их отовсюду и ненавидит невежество.

Конфликт двух героев с каждым действием разгорается все больше. Фамусов, как человек ограниченный, в их спорах все вертится вокруг одной темы: положение в обществе, благопристойность, соответствие рамкам морали. Все твердит одно и то же: «по отцу и сыну честь», «на всех московских есть особый отпечаток». На что Чацкий, раздражаясь все больше (он несдержан, в этом его слабость), говорит про Москву: «Дома новы, но предрассудки стары». Это, впрочем, можно сказать не только об отдельно взятом городе, но обо всей стране, не боясь ошибиться.

Фамусов начинает обвинять Чацкого в каких-то несуществующих проступках, на что тот отвечает своей знаменитой фразой: «А судьи кто?» Действительно, кто судит Чацкого? Кто провозглашает его сумасшедшим? Да то самое общество, которое не видит ничего вокруг себя, которое живет сплетнями и пересудами, кругозор которого до смешного узок. Да какое право они имеют судить человека, который на голову выше их, который пусть не идеален, но достоин всяческого уважения? Мировоззрение Чацкого — результат путешествий, учения, чтения книг, общения. Он свободен от рамок, которые сковывают «светского» человека. Может быть, окружающие чувствуют то, что Чацкий стоит выше их и не желает жить по этим глупым канонам: «во втор-пик зван я на форели..., в четверг я зван на погребенье». Он не разделяет взглядов окружающих людей, не лицемерит и не пытается подстроиться под них. В любые времена и в любом обществе белых ворон презирают. Так и Чацкий гшношм’ся изгоем. Но, даже уезжая из дома Фамусова, прославленный сумасшедшим, он сохраняет достоинство:

...Безумным вы меня прославили всем хором!

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Комедия «Горе от ума» отражает назревающий раскол в дворянском обществе. Смена одного столетия другим, завершившаяся война 1812 года требовала от помещиков переоценки ценностей и изменения взгляда на общественную жизнь. В связи с этим появляются дворяне, желающие улучшить положение России за счет повышения ценности человеческой личности и гражданского самосознания. Борьба между двумя группами дворян обозначена в пьесе как столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». В комедии «Горе от ума» Чацкий и Фамусов являются главными противниками.

Проблема ума в комедии

А.С. Грибоедов писал о своем произведении: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Под «здравомыслящим человеком» Грибоедов подразумевает главного героя комедии – Александра Андреевича Чацкого. Но в процессе анализа произведения становится понятно, что и Фамусова нельзя назвать глупцом. Так как в образ Чацкого Грибоедов вложил свои собственные мысли и идеалы, то автор оказывается полностью на стороне главного героя. Однако и у Чацкого, и у Фамусова своя собственная правда, которую каждый из героев защищает. И у каждого из них свой ум, просто ум Чацкого и ум Фамусова различаются по качеству.

Ум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на то, чтобы защитить свой комфорт, свое тепленькое местечко от всего нового. Новое враждебно для старого уклада жизни помещиков-крепостников, потому что угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Фамусов.

Чацкий же – обладатель действенного, гибкого ума, направленного на построение нового мира, в котором будут главными ценностями честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе.

Ценности и идеалы Чацкого и Фамусова

Взгляды Чацкого и Фамусова резко расходятся по всем вопросами, касающимся уклада жизни дворянина. Чацкий – сторонник образования, просвещения, сам «остер, умен, красноречив», «славно пишет, переводит». Фамусов и его общество, напротив, считают излишнюю «ученость» вредной для общества и очень опасаются появления в их среде таких людей, как Чацкий. Чацкие угрожают фамусовской Москве потерей привычного для нее комфорта и возможности проводить жизнь «в пирах и в мотовстве».

Спор Чацкого и Фамусова разгорается также вокруг отношения дворян к службе. Чацкий «не служит, то есть в том… пользы не находит». Главный герой комедии объясняет это так: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». Но консервативное дворянское общество устроено таким образом, что без «прислуживания» здесь невозможно ничего добиться. Чацкий хочет служить «делу, а не лицам».

Но у Фамусова и его сторонников совсем другой взгляд на вопрос службы.

Идеал Фамусова – его покойный дядя Максим Петрович. Он заслужил уважение самой императрицы тем, что однажды на приеме повел себя как шут. Оступившись и упав, он решил обернуть эту неловкую ситуацию в свою пользу: упал еще несколько раз специально, чтобы посмешить публику и императрицу Екатерину. Такое умение «подслужиться» принесло Максиму Петровичу огромное богатство и вес в обществе.

Чацкий же не приемлет таких идеалов, для него это унижение. Он называет это время веком «покорности и страха», зажимающим человеческую свободу. Сравнение героем «века нынешнего» и «века минувшего» оборачивается не в пользу последнего, ведь сейчас «вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов».

Семейные ценности Чацкого и Фамусова

Столкновение Фамусова и Чацкого происходит и по поводу расхождения их взглядов на семейные ценности. Фамусов считает, что при создании семьи наличие любви совершенно не важно. «Кто беден, тот тебе не пара», – говорит он дочери. Как в обществе, так и в семье во главу угла ставятся деньги. Богатство для фамусовского общества – то же самое, что счастье. Личные качества не имеют значения ни в свете, ни в семье: «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».

Чацкий же – сторонник живого чувства, тем и страшный для фамусовской Москвы. Этот герой ставит любовь выше денег, образованность выше положения в обществе. Поэтому и разгорается конфликт Чацкого и Фамусова.

Выводы

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова выявляет всю подлость и безнравственность Фамусова и его сторонников. Но время Чацкого в том обществе, которое описывается в комедии «Горе от ума», еще не пришло. Главного героя изгоняют из этой среды, объявив его сумасшедшим. Чацкий вынужден отступить из-за численного превосходства «века минувшего». Но он уезжает из Москвы не проигравшим, а победителем. Его речей испугалась светская Москва. Его правда страшна для них, она угрожает их личному комфорту. Его правда одержит победу, так смена старого новым исторически закономерна.

Столкновение Фамусова и Чацкого – это спор двух поколений, двух разных миров. Аргументы и причины конфликта, описанные в данной статье, могут быть использованы учениками 9 классов во время написания сочинения на тему «Характеристика Чацкого и Фамусова в комедии «Горе от ума»»

Тест по произведению

Александр Сергеевич Грибоедов стал знаменит благодаря одному произведению, о котором Пушкин сказал: “Его рукописная комедия “Горе от ума” произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами”. Современники утверждали, что “Горе от ума” - “картина нравов и галерея живых типов”. С тех пор комедия продолжает увлекать читателей и зрителей, воспринимающих ее героев как живых людей.

Действующие лица пьесы не только живут, ходят на бал, любят, ревнуют. Каждый из них делится созрителем и читателем своей, именно им выношенной и выстраданной точкой зрения на мир. В комедии идет напряженный диалог жизненных философий и мировоззрений. С одной стороны, его ведет Чацкий, передовой человек своего времени, с другой - Фамусов и те, кто рядом с ним, - фамусовское общество.

Фамусов - типичный представитель барской и чиновничьей Москвы первой четверти XIX века, но минувший век “покорности и страха” - его идеал. Он превозносит покойника дядю за то, что тот умел подслужиться, сгибаясь вперегиб, рядился шутом, чтобы заметили. Онвосхищается неким Кузьмой Петровичем, который и сам был богат, выгодно женился, Да и детям оставил не только солидное наследство, но и должности. И сам Фамусов радеет за родных, пристраивая их на тепленькие, доходные местечки. И все это для того, чтобы туже набить мошну. По его мнению, тот не жених для дочери, У кого нет душ тысячи две крепостных. А если человек не служит, по-своему управляет имением,

проповедует свободные взгляды, он, как Чацкий, попадает в разряд вольнодумцев,

опасных людей. Опасность для себя и себе подобных Фамусов видит и в учении, книгах,

мечтая “собрать все книги бы да сжечь”, чтоб не разводилось других “людей и дел, и

мнений”.

Более зловещей фигурой предстает перед нами полковник скалозуб, бездушный карьерист, потому что за его плечами сила военной машины. Хотя он продвигается по службе не по заслугам, а волей случая, используя “многиеканалы”, он не становится менее страшным. Аракчеевщиной от него просто разит, ученостью его не заморочишь, а Вольтеру он предпочитает фельдфебеля и строй в три шеренги.

Молчалин - фигура другого рода, тихая, бессловесная. Но, тем не менее, “Молчаливы блаженствуют на свете”, потому что унижаются, льстят и любят по расчету. Они вполне могут дойти “до степеней известных”, гладя мосек и заискивающе глядя в глаза Татьянам

Юрьевнам.

Очень похож на Молчалина Антон Антонович Загорецкий, это отмечает и Чацкий. Но Загорецкий откровеннее Молчалина. Он явный угодник, лжец, карточный шулер, а при случае - доносчик, недаром Горич предупреждает об этом его качестве.

Нет, неспроста рисует Грибоедов Загорецкого, пришедшего из водоворота светской жизни, как и другого героя, являющегося в конце пьесы,- Репетилова. В его сбивчивом

рассказе перед нами проходит множество московских и петербургских типов, “умнейших

людей”, оказывающихся на деле пустыми болтунами, как и сам Репетилов, опошляющий

Галерея типичных образов фамусовского общества представлена и старухой Хлестовой, старой московской барыней, деспотичной крепостницей, безапелляционной в своих

оценках, и семейством князя Тугоуховского, занятого погоней за богатыми женихами, и

престарелой, туповатой графиней Хрюминой с заносчивой внучкой, и Натальей Дмитриевной, капризной коке

    Комедия "Горе от ума" дает общую картину всей русской жизни 10-20-х годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с большой силой развернулась в это время по всей России, а не только в Москве, между двумя лагерями:...

    Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от > дает правдивую галерею узнаваемых характеров. Проходят сто. летия, но она по-прежнему интересна читателям, так как созда. на гением, прекрасно умеющим отобразить «вечные» человечес-кие пороки и добродетели....

    Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» создавалась автором в течение 8 лет (1816-1824 гг.). Это был период, когда русская литература бурно и активно развивалась. Меньше чем за полвека она прошла путь от классицизма к сентиментализму, романтизму, реализму....

    Комедия "Горе от ума" была написана между 1815 и 1820 годами. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями. В это время в русском обществе были защитники феодализма и крепостничества. В комедии столкнулись два века - "век...

какие жизненные идеалы и ценности отстаивает фамусов и чацкий

  • Фамусов: Считает что жених его дочери, должен быть богатым. "Кто беден, тот тебе не пара.." "Будь плохонький, но если наберётся душ тысяч-ки 2 родовых- тот и жених". Фамусов не приемлет всего нового и передового. На службе Ф. преобладают родственники. К слугам относиться плохо "Ослы, сто раз вам повторять". Ф. боится общественного мнения, сплетен, пересудов. Идеалом для Ф. являются вельможи Екатерининского времени-Кузьма и Максим Петрович.
    Чацкий искренен в чувствах, весёлый, душа компании, остёр(на язык, острослов). Чацкий недоволен законами дворянского общества. Критикует Фамусова и др. дворян за принадлежность их к английскому, за то, что в обществе преклоняются перед иностранцами. Критикует учителей гувернёров, которых нанимают в качестве воспитателей, только потому, что им нужно немного платить. Вспоминает французика из Бордо, который в России ничего русского не увидел. Чацкий считает, что не чины важны, ни тёплые места на службе, а нужно другое-желание заниматься наукой, искусством, когда человек имеет ум, он всегда стремиться к новому и передовому.

Каким обнаруживает себя Молчалин во время диалога с Чацким? Как он себя ведет и что дает ему право так себя вести?

Молчалин циничен и откровенен с Чац­ким относительно своих жизненных воз­зрений. Он разговаривает, с его точки зре­ния, с неудачником («Вам не дались чи­ны, по службе неуспех?»), дает советы съездить к Татьяне Юрьевне, искренне удивляется резким отзывам Чацкого о ней и Фоме Фомиче, который «при трех министрах был начальник отделенья». Его снисходительный, даже поучитель­ный тон, а также рассказ о завещании от­ца объясняются тем, что он не зависит от Чацкого, что Чацкий при всех своих та­лантах не пользуется поддержкой фаму­совского общества, потому что их взгляды резко отличаются. И, конечно, немалое право так вести себя в разговоре с Чацким дает Молчалину его успех у Софьи. Прин­ципы жизни Молчалина могут показаться только смешными («угождать всем людям без изъятья», иметь два таланта — «уме­ренность и аккуратность», «ведь надобно ж зависеть от других»), но известная ди­лемма «Смешон или страшен Молчалин?» в этой сцене решается — страшен. Молча­лин заговорил и высказал свои взгляды.

Каковы нравственные и жизненные идеалы фамусовского общества?

Анализируя монологи и диалоги героев во втором действии, мы уже касались идеалов фамусовского общества. Некото­рые принципы выражены афористично: «И награжденья брать, и весело пожить», «Мне только бы досталось в генералы!». Идеалы гостей Фамусова выражены в сценках их приезда на бал. Вот княгиня Хлестова, хорошо зная цену Загорецкому («Лгунишка он, картежник, вор / Я было от него и двери на запор…»), принимает его, потому что он «мастер угодить», дос­тал в подарок ей арапку-девку. Жены под­чиняют своей воле мужей (Наталья Дмит­риевна, молодая дама), муж-мальчик, муж-слуга становится идеалом общества, стало быть, и у Молчалина намечаются хорошие перспективы войти в эту катего­рию мужей и сделать карьеру. Все они стремятся к родству с богатыми и знатны­ми. Человеческие качества не ценятся в этом обществе. Истинным злом дворян­ской Москвы стала галломания.

Почему возникла и распространилась сплетня о сумасшествии Чацкого? Почему гости Фамусова так охотно поддерживают эту сплетню?

Возникновение и распространение сплет­ни о сумасшествии Чацкого — очень инте­ресная в драматургическом отношении серия явлений. Сплетня возникает на пер­вый взгляд случайно. Г. Н., уловив на­строение Софьи, спрашивает ее, как она нашла Чацкого. «Он не в своем уме». Что имела в виду Софья, находясь под впечат­лением только что закончившегося разго­вора с героем? Вряд ли вкладывала в свои слова прямой смысл. Но собеседник понял именно так и переспросил. И вот тут-то в голове Софьи, оскорбленной за Молчали­на, возникает коварный замысел. Боль­шое значение для объяснения этой сцены имеют ремарки к дальнейшим репликам Софьи: «помолчав, смотрит на него при­стально, в сторону». Ее дальнейшие реп­лики уже направлены на сознательное внедрение этой мысли в голову светских сплетников. Она уже не сомневается, что пущенный слух будет подхвачен и обрас­тет подробностями.

Готов он верить!

А, Чацкий! любите вы всех в шуты рядить,

Угодно ль на себе примерить?

Слух о сумасшествии распространяется с поразительной быстротой. Начинается череда «маленьких комедий», когда каж­дый вкладывает в эту новость свой смысл, пытается дать свое объяснение. Кто-то го­ворит с неприязнью о Чацком, кто-то со­чувствует ему, но все верят, потому что его поведение и его взгляды неадекват­ны нормам, принятым в этом обществе. В этих комедийных сценках блестяще рас­крываются характеры персонажей, со­ставляющих фамусовский круг. Загорец­кий дополняет новость на ходу придуман­ным враньем, что дядя-плут упек Чацкого в желтый дом. Верит и графиня-внучка, ей суждения Чацкого показались безум­ными. Смешон диалог о Чацком графи­ни-бабушки и князя Тугоуховского, ко­торые из-за глухоты своей многое при­бавляют к пущенному Софьей слуху: «окаянный вольтерьянец», «переступил закон», «в пусурманах он» и т. д. Затем комические миниатюры сменяются массо­вой сценой (действие третье, явление XXI), где почти все признают Чацкого за сумасшедшего.

Объясните смысл и определите значение мо­нолога Чацкого о французике из Бордо.

Монолог «Французик из Бордо» — важ­ная сцена в развитии конфликта между Чацким и фамусовским обществом. После того как герой вел разговоры отдельно с Молчалиным, Софьей, Фамусовым, его гостями, в которых обнаружилось резкое противостояние взглядов, здесь он произ­носит монолог перед всем обществом, со­бравшимся на балу в зале. Все уже пове­рили в слух о его сумасшествии и потому ждут от него явно бредовых речей и стран­ных, быть может агрессивных, поступков. Именно в таком ключе и воспринимаются гостями речи Чацкого с осуждением кос­мополитизма дворянского общества. Па­радоксально, что герой высказывает здра­вые, патриотические мысли («рабское слепое подражанье», «умный бодрый наш народ»; кстати, осуждение галломании порой звучит и в речах Фамусова), его принимают за безумного и покидают его, перестают слушать, старательно кружат­ся в вальсе, старики разбредаются по кар­точным столикам.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх