Грибоедов, Горе от ума. Каковы нравственные и жизненные идеалы фамусовского общества? Какие жизненные идеалы и ценности отстаивает фамусов и чацкий Проблема ума в комедии
Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 10 похожих сочинений.
Пьеса «Горе от ума» строится на многочисленных противопоставлениях: Чацкого с Софьей, Чацкого с Молчалиным, Чацкого с Фамусовым. Но последнее противостояние — не просто спор двух людей, приверженцев различных точек зрения. Это гораздо больше, ведь оба героя суть представители нового и старого мира, прогрессивного общества и общества косного.
Чацкий появляется в пьесе как уже знакомое нам лицо. Первый отзыв о нем мы слышим от служанки Лизы
... Кто так чувствителен, и весел, и остер,Как Александр Андреич Чацкий.
Если эта краткая характеристика и не вызовет заочной симпатии к герою, то, несомненно, возбудит живой интерес в читателе. Что же это за человек? Ждать ответа приходится недолго: очень скоро Чацкий появляется лично. Он — как свежий ветер, который ворвался в душное помещение, молодой, энергичный, влюбленный. Конечно, такой герой располагает к себе.
С другой стороны, Фамусов. Поначалу он не производит впечатления ни отталкивающего, ни притягательного. Более того, реплики его подчас остроумны, и возникает легкое недоумение: неужели автор хотел противопоставить ум Чацкого глупости Фамусова? Но ответ очень прост: не глупости, а косности, даже, можно сказать, закостенелости взглядов противопоставляется ум. Да и уместно ли употреблять здесь слово «ум»? Пушкин, например, вообще отказывал Чацкому в этом достоинстве, называя единственным умным действующим лицом самого Грибоедова. Чацкий так же упрям, а лучше сказать, уперт, как. и Фамусов. И ни один из них, сколько бы пи твердил о своем, ни на йоту не переубедит другого. Дело в том, что каждый из них не просто имеет свою точку зрения. Нет. У каждого своя система жизненных ценностей, своя шкала, по которой они оценивают людей и поступки. Все это глубоко укоренилось как в одном, так и во втором, и это, пожалуй, единственное, что их роднит.
Итак, Фамусов. Человек солидного возраста, а стало быть, имеющий укоренившиеся привычки и представления о том, что правильно, а что нет. Лучше всего оценить Фамусова позволяют его собственные реплики. Вот, например, типично фамусовский постулат:
Но память по себе намерен кто оставитьЖитьем похвальным, вот пример:
Покойник был почтенный камергер
С ключом, и сыну ключ умел доставить,
Богат, и на богатой был женат, переженил детей, внучат,
Скончался, все о нем прискорбно вспоминают.
Как ясно в этих строках раскрываются жизненные устремления героя! Уметь пристроить детей, заключить удачный брак, приумножить состояние. Еще ярче — рассказ Фамусова о неком Максиме Петровиче, умевшем в нужный момент прогнуться перед вышестоящими, и явное восхищение этим умением. В ответ па призыв Фамусова следовать примеру отцов Чацкий отвечает язвительным и беспощадным описанием жизни старшего поколения:
...Как тот и славился, чья чаще гнулась шея,Как не в войне, а в мире, брали лбом,
Стучали об пол, не жалея!
Прямой был век покорности и страха,Все под личиною усердия к царю.
С этого момента уже начинается прямое и «неприкрытое столкновение двух 11-роев. Фамусов твердо убежден в том, что устои, по которым живет их обще-с то, незыблемы. Он ведь родился, рос и жил в этом чопорном обществе, не представляя себе иной жизни. Да и как он может се себе представить, если все книги для него «блажь» и он почитает за лучшее сжечь их. Ему неинтересно аиать что-то, что стоит вне его узкого кругозора. В этом и есть его коренное отличие от Чацкого: тот, напротив, стремится к знаниям, черпает их отовсюду и ненавидит невежество.
Конфликт двух героев с каждым действием разгорается все больше. Фамусов, как человек ограниченный, в их спорах все вертится вокруг одной темы: положение в обществе, благопристойность, соответствие рамкам морали. Все твердит одно и то же: «по отцу и сыну честь», «на всех московских есть особый отпечаток». На что Чацкий, раздражаясь все больше (он несдержан, в этом его слабость), говорит про Москву: «Дома новы, но предрассудки стары». Это, впрочем, можно сказать не только об отдельно взятом городе, но обо всей стране, не боясь ошибиться.
Фамусов начинает обвинять Чацкого в каких-то несуществующих проступках, на что тот отвечает своей знаменитой фразой: «А судьи кто?» Действительно, кто судит Чацкого? Кто провозглашает его сумасшедшим? Да то самое общество, которое не видит ничего вокруг себя, которое живет сплетнями и пересудами, кругозор которого до смешного узок. Да какое право они имеют судить человека, который на голову выше их, который пусть не идеален, но достоин всяческого уважения? Мировоззрение Чацкого — результат путешествий, учения, чтения книг, общения. Он свободен от рамок, которые сковывают «светского» человека. Может быть, окружающие чувствуют то, что Чацкий стоит выше их и не желает жить по этим глупым канонам: «во втор-пик зван я на форели..., в четверг я зван на погребенье». Он не разделяет взглядов окружающих людей, не лицемерит и не пытается подстроиться под них. В любые времена и в любом обществе белых ворон презирают. Так и Чацкий гшношм’ся изгоем. Но, даже уезжая из дома Фамусова, прославленный сумасшедшим, он сохраняет достоинство:
...Безумным вы меня прославили всем хором!Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Комедия «Горе от ума» отражает назревающий раскол в дворянском обществе. Смена одного столетия другим, завершившаяся война 1812 года требовала от помещиков переоценки ценностей и изменения взгляда на общественную жизнь. В связи с этим появляются дворяне, желающие улучшить положение России за счет повышения ценности человеческой личности и гражданского самосознания. Борьба между двумя группами дворян обозначена в пьесе как столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». В комедии «Горе от ума» Чацкий и Фамусов являются главными противниками.
Проблема ума в комедии
А.С. Грибоедов писал о своем произведении: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Под «здравомыслящим человеком» Грибоедов подразумевает главного героя комедии – Александра Андреевича Чацкого. Но в процессе анализа произведения становится понятно, что и Фамусова нельзя назвать глупцом. Так как в образ Чацкого Грибоедов вложил свои собственные мысли и идеалы, то автор оказывается полностью на стороне главного героя. Однако и у Чацкого, и у Фамусова своя собственная правда, которую каждый из героев защищает. И у каждого из них свой ум, просто ум Чацкого и ум Фамусова различаются по качеству.
Ум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на то, чтобы защитить свой комфорт, свое тепленькое местечко от всего нового. Новое враждебно для старого уклада жизни помещиков-крепостников, потому что угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Фамусов.
Чацкий же – обладатель действенного, гибкого ума, направленного на построение нового мира, в котором будут главными ценностями честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе.
Ценности и идеалы Чацкого и Фамусова
Взгляды Чацкого и Фамусова резко расходятся по всем вопросами, касающимся уклада жизни дворянина. Чацкий – сторонник образования, просвещения, сам «остер, умен, красноречив», «славно пишет, переводит». Фамусов и его общество, напротив, считают излишнюю «ученость» вредной для общества и очень опасаются появления в их среде таких людей, как Чацкий. Чацкие угрожают фамусовской Москве потерей привычного для нее комфорта и возможности проводить жизнь «в пирах и в мотовстве».
Спор Чацкого и Фамусова разгорается также вокруг отношения дворян к службе. Чацкий «не служит, то есть в том… пользы не находит». Главный герой комедии объясняет это так: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». Но консервативное дворянское общество устроено таким образом, что без «прислуживания» здесь невозможно ничего добиться. Чацкий хочет служить «делу, а не лицам».
Но у Фамусова и его сторонников совсем другой взгляд на вопрос службы.
Идеал Фамусова – его покойный дядя Максим Петрович. Он заслужил уважение самой императрицы тем, что однажды на приеме повел себя как шут. Оступившись и упав, он решил обернуть эту неловкую ситуацию в свою пользу: упал еще несколько раз специально, чтобы посмешить публику и императрицу Екатерину. Такое умение «подслужиться» принесло Максиму Петровичу огромное богатство и вес в обществе.
Чацкий же не приемлет таких идеалов, для него это унижение. Он называет это время веком «покорности и страха», зажимающим человеческую свободу. Сравнение героем «века нынешнего» и «века минувшего» оборачивается не в пользу последнего, ведь сейчас «вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов».
Семейные ценности Чацкого и Фамусова
Столкновение Фамусова и Чацкого происходит и по поводу расхождения их взглядов на семейные ценности. Фамусов считает, что при создании семьи наличие любви совершенно не важно. «Кто беден, тот тебе не пара», – говорит он дочери. Как в обществе, так и в семье во главу угла ставятся деньги. Богатство для фамусовского общества – то же самое, что счастье. Личные качества не имеют значения ни в свете, ни в семье: «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».
Чацкий же – сторонник живого чувства, тем и страшный для фамусовской Москвы. Этот герой ставит любовь выше денег, образованность выше положения в обществе. Поэтому и разгорается конфликт Чацкого и Фамусова.
Выводы
Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова выявляет всю подлость и безнравственность Фамусова и его сторонников. Но время Чацкого в том обществе, которое описывается в комедии «Горе от ума», еще не пришло. Главного героя изгоняют из этой среды, объявив его сумасшедшим. Чацкий вынужден отступить из-за численного превосходства «века минувшего». Но он уезжает из Москвы не проигравшим, а победителем. Его речей испугалась светская Москва. Его правда страшна для них, она угрожает их личному комфорту. Его правда одержит победу, так смена старого новым исторически закономерна.
Столкновение Фамусова и Чацкого – это спор двух поколений, двух разных миров. Аргументы и причины конфликта, описанные в данной статье, могут быть использованы учениками 9 классов во время написания сочинения на тему «Характеристика Чацкого и Фамусова в комедии «Горе от ума»»
Тест по произведению
Александр Сергеевич Грибоедов стал знаменит благодаря одному произведению, о котором Пушкин сказал: “Его рукописная комедия “Горе от ума” произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами”. Современники утверждали, что “Горе от ума” - “картина нравов и галерея живых типов”. С тех пор комедия продолжает увлекать читателей и зрителей, воспринимающих ее героев как живых людей.
Действующие лица пьесы не только живут, ходят на бал, любят, ревнуют. Каждый из них делится созрителем и читателем своей, именно им выношенной и выстраданной точкой зрения на мир. В комедии идет напряженный диалог жизненных философий и мировоззрений. С одной стороны, его ведет Чацкий, передовой человек своего времени, с другой - Фамусов и те, кто рядом с ним, - фамусовское общество.
Фамусов - типичный представитель барской и чиновничьей Москвы первой четверти XIX века, но минувший век “покорности и страха” - его идеал. Он превозносит покойника дядю за то, что тот умел подслужиться, сгибаясь вперегиб, рядился шутом, чтобы заметили. Онвосхищается неким Кузьмой Петровичем, который и сам был богат, выгодно женился, Да и детям оставил не только солидное наследство, но и должности. И сам Фамусов радеет за родных, пристраивая их на тепленькие, доходные местечки. И все это для того, чтобы туже набить мошну. По его мнению, тот не жених для дочери, У кого нет душ тысячи две крепостных. А если человек не служит, по-своему управляет имением,
проповедует свободные взгляды, он, как Чацкий, попадает в разряд вольнодумцев,
опасных людей. Опасность для себя и себе подобных Фамусов видит и в учении, книгах,
мечтая “собрать все книги бы да сжечь”, чтоб не разводилось других “людей и дел, и
мнений”.
Более зловещей фигурой предстает перед нами полковник скалозуб, бездушный карьерист, потому что за его плечами сила военной машины. Хотя он продвигается по службе не по заслугам, а волей случая, используя “многиеканалы”, он не становится менее страшным. Аракчеевщиной от него просто разит, ученостью его не заморочишь, а Вольтеру он предпочитает фельдфебеля и строй в три шеренги.
Молчалин - фигура другого рода, тихая, бессловесная. Но, тем не менее, “Молчаливы блаженствуют на свете”, потому что унижаются, льстят и любят по расчету. Они вполне могут дойти “до степеней известных”, гладя мосек и заискивающе глядя в глаза Татьянам
Юрьевнам.
Очень похож на Молчалина Антон Антонович Загорецкий, это отмечает и Чацкий. Но Загорецкий откровеннее Молчалина. Он явный угодник, лжец, карточный шулер, а при случае - доносчик, недаром Горич предупреждает об этом его качестве.
Нет, неспроста рисует Грибоедов Загорецкого, пришедшего из водоворота светской жизни, как и другого героя, являющегося в конце пьесы,- Репетилова. В его сбивчивом
рассказе перед нами проходит множество московских и петербургских типов, “умнейших
людей”, оказывающихся на деле пустыми болтунами, как и сам Репетилов, опошляющий
Галерея типичных образов фамусовского общества представлена и старухой Хлестовой, старой московской барыней, деспотичной крепостницей, безапелляционной в своих
оценках, и семейством князя Тугоуховского, занятого погоней за богатыми женихами, и
престарелой, туповатой графиней Хрюминой с заносчивой внучкой, и Натальей Дмитриевной, капризной коке
Комедия "Горе от ума" дает общую картину всей русской жизни 10-20-х годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с большой силой развернулась в это время по всей России, а не только в Москве, между двумя лагерями:...
Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от > дает правдивую галерею узнаваемых характеров. Проходят сто. летия, но она по-прежнему интересна читателям, так как созда. на гением, прекрасно умеющим отобразить «вечные» человечес-кие пороки и добродетели....
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» создавалась автором в течение 8 лет (1816-1824 гг.). Это был период, когда русская литература бурно и активно развивалась. Меньше чем за полвека она прошла путь от классицизма к сентиментализму, романтизму, реализму....
Комедия "Горе от ума" была написана между 1815 и 1820 годами. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями. В это время в русском обществе были защитники феодализма и крепостничества. В комедии столкнулись два века - "век...
какие жизненные идеалы и ценности отстаивает фамусов и чацкий
- Фамусов: Считает что жених его дочери, должен быть богатым. "Кто беден, тот тебе не пара.." "Будь плохонький, но если наберётся душ тысяч-ки 2 родовых- тот и жених". Фамусов не приемлет всего нового и передового. На службе Ф. преобладают родственники. К слугам относиться плохо "Ослы, сто раз вам повторять". Ф. боится общественного мнения, сплетен, пересудов. Идеалом для Ф. являются вельможи Екатерининского времени-Кузьма и Максим Петрович.
Чацкий искренен в чувствах, весёлый, душа компании, остёр(на язык, острослов). Чацкий недоволен законами дворянского общества. Критикует Фамусова и др. дворян за принадлежность их к английскому, за то, что в обществе преклоняются перед иностранцами. Критикует учителей гувернёров, которых нанимают в качестве воспитателей, только потому, что им нужно немного платить. Вспоминает французика из Бордо, который в России ничего русского не увидел. Чацкий считает, что не чины важны, ни тёплые места на службе, а нужно другое-желание заниматься наукой, искусством, когда человек имеет ум, он всегда стремиться к новому и передовому.
Каким обнаруживает себя Молчалин во время диалога с Чацким? Как он себя ведет и что дает ему право так себя вести?
Молчалин циничен и откровенен с Чацким относительно своих жизненных воззрений. Он разговаривает, с его точки зрения, с неудачником («Вам не дались чины, по службе неуспех?»), дает советы съездить к Татьяне Юрьевне, искренне удивляется резким отзывам Чацкого о ней и Фоме Фомиче, который «при трех министрах был начальник отделенья». Его снисходительный, даже поучительный тон, а также рассказ о завещании отца объясняются тем, что он не зависит от Чацкого, что Чацкий при всех своих талантах не пользуется поддержкой фамусовского общества, потому что их взгляды резко отличаются. И, конечно, немалое право так вести себя в разговоре с Чацким дает Молчалину его успех у Софьи. Принципы жизни Молчалина могут показаться только смешными («угождать всем людям без изъятья», иметь два таланта — «умеренность и аккуратность», «ведь надобно ж зависеть от других»), но известная дилемма «Смешон или страшен Молчалин?» в этой сцене решается — страшен. Молчалин заговорил и высказал свои взгляды.
Каковы нравственные и жизненные идеалы фамусовского общества?
Анализируя монологи и диалоги героев во втором действии, мы уже касались идеалов фамусовского общества. Некоторые принципы выражены афористично: «И награжденья брать, и весело пожить», «Мне только бы досталось в генералы!». Идеалы гостей Фамусова выражены в сценках их приезда на бал. Вот княгиня Хлестова, хорошо зная цену Загорецкому («Лгунишка он, картежник, вор / Я было от него и двери на запор…»), принимает его, потому что он «мастер угодить», достал в подарок ей арапку-девку. Жены подчиняют своей воле мужей (Наталья Дмитриевна, молодая дама), муж-мальчик, муж-слуга становится идеалом общества, стало быть, и у Молчалина намечаются хорошие перспективы войти в эту категорию мужей и сделать карьеру. Все они стремятся к родству с богатыми и знатными. Человеческие качества не ценятся в этом обществе. Истинным злом дворянской Москвы стала галломания.
Почему возникла и распространилась сплетня о сумасшествии Чацкого? Почему гости Фамусова так охотно поддерживают эту сплетню?
Возникновение и распространение сплетни о сумасшествии Чацкого — очень интересная в драматургическом отношении серия явлений. Сплетня возникает на первый взгляд случайно. Г. Н., уловив настроение Софьи, спрашивает ее, как она нашла Чацкого. «Он не в своем уме». Что имела в виду Софья, находясь под впечатлением только что закончившегося разговора с героем? Вряд ли вкладывала в свои слова прямой смысл. Но собеседник понял именно так и переспросил. И вот тут-то в голове Софьи, оскорбленной за Молчалина, возникает коварный замысел. Большое значение для объяснения этой сцены имеют ремарки к дальнейшим репликам Софьи: «помолчав, смотрит на него пристально, в сторону». Ее дальнейшие реплики уже направлены на сознательное внедрение этой мысли в голову светских сплетников. Она уже не сомневается, что пущенный слух будет подхвачен и обрастет подробностями.
Готов он верить!
А, Чацкий! любите вы всех в шуты рядить,
Угодно ль на себе примерить?
Слух о сумасшествии распространяется с поразительной быстротой. Начинается череда «маленьких комедий», когда каждый вкладывает в эту новость свой смысл, пытается дать свое объяснение. Кто-то говорит с неприязнью о Чацком, кто-то сочувствует ему, но все верят, потому что его поведение и его взгляды неадекватны нормам, принятым в этом обществе. В этих комедийных сценках блестяще раскрываются характеры персонажей, составляющих фамусовский круг. Загорецкий дополняет новость на ходу придуманным враньем, что дядя-плут упек Чацкого в желтый дом. Верит и графиня-внучка, ей суждения Чацкого показались безумными. Смешон диалог о Чацком графини-бабушки и князя Тугоуховского, которые из-за глухоты своей многое прибавляют к пущенному Софьей слуху: «окаянный вольтерьянец», «переступил закон», «в пусурманах он» и т. д. Затем комические миниатюры сменяются массовой сценой (действие третье, явление XXI), где почти все признают Чацкого за сумасшедшего.
Объясните смысл и определите значение монолога Чацкого о французике из Бордо.
Монолог «Французик из Бордо» — важная сцена в развитии конфликта между Чацким и фамусовским обществом. После того как герой вел разговоры отдельно с Молчалиным, Софьей, Фамусовым, его гостями, в которых обнаружилось резкое противостояние взглядов, здесь он произносит монолог перед всем обществом, собравшимся на балу в зале. Все уже поверили в слух о его сумасшествии и потому ждут от него явно бредовых речей и странных, быть может агрессивных, поступков. Именно в таком ключе и воспринимаются гостями речи Чацкого с осуждением космополитизма дворянского общества. Парадоксально, что герой высказывает здравые, патриотические мысли («рабское слепое подражанье», «умный бодрый наш народ»; кстати, осуждение галломании порой звучит и в речах Фамусова), его принимают за безумного и покидают его, перестают слушать, старательно кружатся в вальсе, старики разбредаются по карточным столикам.