Александр алябьев. А

(1787-08-15 )

Алекса́ндр Алекса́ндрович Аля́бьев (15 августа , Тобольск - 6 марта , Москва) - русский композитор, пианист, дирижёр.

В 1801 году начал службу унтер-шихтмейстером 3 класса в Берг-коллегии (1801) в Санкт-Петербурге , затем шихтмейстером 14 класса (1803) в Москве.

Александр Алябьев участвовал в Отечественной войне 1812 и заграничных походах русской армии в 1813-14 (3-й Украинский казачий полк – 1812, Иркутский и Ахтырский гусарский полк – 1813-1814 гг.). Участвовал во взятии Дрездена организованном партизаном и известным поэтом Денисом Давыдовым . При взятии Дрездена был ранен. Принимал участие в сражении под Лейпцигом, боях на Рейне и взятие Парижа. Награжден двумя орденами св. Анны 3-й степени, орденом св. Владимира 4-й и медалью в память войны 1812 г. Окончил войну в чине ротмистра . Продолжил военную службу в Петербурге, где он сочинил, в 1815 году, одно из самых ранних своих произведений - гусарскую песню «Один ещё денёк».

Алябьев - автор музыки ко многим операм-водевилям: «Путешествующая танцовщица-актриса, или Три сестры-невесты» П. Н. Арапова , «Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки» А. И. Писарева .

Среди лучших произведений Алябьева можно назвать романсы на стихи Пушкина:"Зимняя дорога", «Два ворона», «Вечерний звон » (на текст Козлова)и другие...

Сочинения:

  • оперы
    • Лунная ночь, или Домовые (1822, пост. 1823, Большой театр (Санкт-Петербург))
    • Буря (1830-е гг.)
    • Эдвин и Оскар (1830-е гг., не окончена)
    • Волшебная ночь (1838-39, не окончена)
    • Рыбак и русалка, или Злое зелье (1841-43)
    • Аммалат-Бек (1842-47)
  • оперы-водевили
    • Новая шалость, или Театральное сражение (совм. с А. Н. Верстовским и Л. В. Маурером , 1822, Большой театр, Петербург)
    • Деревенский философ (1823, театр на Моховой, Москва)
    • Хлопотун, или Дело мастера боится (совм. с Верстовским , 1824, Малый театр , Москва)
    • Проситель (совм. с Верстовским , Мих. Ю. Виельгорским и Ф. Е Шольцем , 1824, театр на Моховой, Москва)
    • Встреча дилижансов (совм. с Верстовским, 1825, Большой театр , Москва)
    • Забавы калифа, или Шутки на одни сутки (совм. с Верстовским и Шольцем , 1825, там же)
    • Три десятки, или Новое двухдневное приключение (совм. с Верстовским, 1825, там же)
    • Утро и вечер, или Ветер переменился (1826) и др.
  • балет Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты (1827)
  • пролог Торжество муз. на открытие Большого театра (совм. с Верстовским и Шольцем, 1824, исп. 1825)
  • мелодрама Кавказский пленник (на текст одноим. поэмы А. С. Пушкина, 1828?)
  • кантаты
  • для орк., в том числе симфония e-moll (1850), увертюра, танцы
  • для дух. орк., в том числе увертюры
  • инстр. ансамбли
    • 3 струн. квартета (ь 1, Es-dur, 1815; No 3, g-moll, 1825)
    • 2 фп. трио (Es-dur, 1815?; a-moll, 1834)
    • фп. квинтет (1815?)
    • соната для скр. и фп. (1834)
    • квартет для 4 флейт
    • квинтет для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны, и др.
  • пьесы и циклы вариаций для разных инструментов
  • фп. пьесы, в том числе соната, танцы
  • хоры и хор. обработки собств. соч.
  • романсы для голоса с фп. (св. 150)
  • вок. ансамбли
  • обр. нар. песен , в том числе
    • Голоса украинских песен, изданные Михаилом Максимовичем. Аранжировка Александра Алябьева (1832, изд. 1834, М., 1961)
    • Азиатские песни (1833-35?)
    • и др.
  • музыка к драм. спектаклям - Буря (А. А. Шаховского, по У. Шекспиру, 1827), Отступник, или Осада Коринфа (В. А. Алябьева, 1837), Русалка (Пушкина, 1838), Виндзорские проказницы (Шекспира , 1838), Безумная (по повести И. И. Козлова, 1841) и др.

Примечания

См. также

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Литература

  • Тимофеев Г. Н. А. А. Алябьев: Очерк жизни и творчества. - М., 1912.
  • Штейнпресс Б. С. Страницы из жизни Алябьева. - М., 1956.
  • Штейнпресс Б. С. Алябьев в изгнании. - М., 1959.
  • Доброхотов Б. В. Александр Алябьев: Творческий путь. - М., 1966.

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 15 августа
  • Родившиеся в 1787 году
  • Умершие 6 марта
  • Умершие в 1851 году
  • Композиторы Российской империи
  • Композиторы по алфавиту
  • Родившиеся в Тобольске
  • Умершие в Москве
  • Музыканты по алфавиту

Wikimedia Foundation . 2010 .

Алябьев, Александр Александрович , русский композитор. Участник Отечественной войны 1812. Был офицером до 1823. Автор водевилей и опер (в т. ч. «Лунная ночь, или Домовые», постановка 1823).… … Большая советская энциклопедия

- (1787 1851) российский композитор. Вокальное творчество в традициях русского городского фольклора нач. 19 в. Романсы (Соловей и др.), в т. ч. на тексты социального звучания (Нищая). Одним из первых воплотил в музыке лирику А. С. Пушкина. Среди … Большой Энциклопедический словарь

Алябьев, Александр Александрович, русский композитор дилетант. Родился 4 августа 1787 года в Москве. Умер 22 февраля 1851 года там же. Происходил из старинного дворянского рода. Отец А., сенатор, затем президент Берг Коллегии и главноуправляющий… … Биографический словарь

Род. в Москве, 30 го августа 1802 г., ум. там же в 1852 г. и похоронен в Симоновом монастыре. После хорошей домашней подготовки, Алябьев воспитывался в Московском университетском пансионе, а затем поступил в военную службу. Какие то неприятности… … Большая биографическая энциклопедия

- (1787 1851), российский композитор. Вокальное творчество в традициях русского городского фольклора начала XIX в. Романсы («Соловей» и др.), в том числе на тексты социального звучания («Нищая»). Одним из первых воплотил в музыке лирику… … Энциклопедический словарь

АЛЯБЬЕВ Александр Александрович - Александр Александрович (4.08.1787, Тобольск 22.02. 1851, Москва), рус. композитор. Участвовал в Отечественной войне 1812 г. В нач. 1825 г. в Москве А. был арестован по подозрению в убийстве помещика Т. М. Времева и, несмотря на недоказанность… … Православная энциклопедия

- (1787, Тобольск — 1851, Москва), композитор. Один из виднейших русских музыкантов первой половины XIX в., автор сценических, инструментальных, вокальных произведений. Родился в семье тобольского губернатора, в 1804 переведённого по службе в… … Москва (энциклопедия)

- (15 VIII 1787, Тобольск 6 III 1851, Москва) Все родное к сердцу ближе. Сердце чувствует живей, Ну пропой же, ну начни же: Соловей мой, соловей!.. В. Домонтович Любопытное было это дарование по душевной чуткости и соответствию запросам множества… … Музыкальный словарь


Александр Александрович Алябьев

Алябьев Александр Александрович (1787-1851) - российский композитор, автор опер, балетов, романсов ("Соловей" на слова Дельвига ). Участвовал в войне 1812 года. До 1823 служил в армии. В 1825 году был арестован по ложному обвинению в убийстве и сослан в Сибирь, затем переведен на Кавказ, позднее на Южный Урал.

АЛЯБЬЕВ Александр Александрович (4.08.1787 - 22.02.1851), русский композитор. Происходил из старинного дворянского рода. Отец Алябьева - сенатор, президент Берг-коллегии и главноуправляющий межевой канцелярией - дал сыну хорошее домашнее образование, которое он закончил в Благородном пансионе Московского университета.

Алябьев участвовал в Отечественной войне 1812 и заграничных походах русской армии в 1813-1814 (в Ахтырском гусарском и Конноегерском полках). В 1823 вышел в отставку в чине подполковника. Жил в Москве и Петербурге, где сблизился с писателем М. Н. Загоскиным, композитором А. Н. Верстовским и др. литературными, музыкальными и театральными деятелями. В 1822 в Петербурге в Большом театре были поставлены комическая опера Алябьева “Лунная ночь, или Домовые” и опера-водевиль “Новая шалость, или Театральное сражение”. В 1825 вместе с Верстовским Алябьев написал музыку к прологу “Торжество муз” М. А. Дмитриева. Алябьев - автор многих опер-водевилей, которые ставились в театрах Москвы и Петербурга.

Алябьев являлся представителем музыкального романтизма в России, автором классических романсов, таких, как “Соловей” (на слова А. А. Дельвига), “Зимняя дорога” (на слова А. С. Пушкина), “Нищая” (на слова П. Беранже) и “Вечерний звон” (на слова И. И. Козлова). Алябьев написал музыку к ряду драматических спектаклей Большого театра в Москве: “Виндзорские кумушки” (В. Шекспира), “Русалка” (А. С. Пушкина), “Безумная” (И. И. Козлова). Им была написана опера “Аммалат-бек” (1842 - 1847) по одноименной повести А. А. Бестужева-Марлинского, а также серия духовных песнопений.

В. А. Федоров

Алябьев - известный русский музыкант, автор знаменитой песни "Соловей..." и многих, очень любимых в свое время, песен и романсов, род. в 1802 г. в семействе родовых дворян. Он состоял на военной службе, занимаясь музыкою, как любитель, по природному влечению к искусству. В двадцатых годах А. познакомился с известным композитором А. Н. Верстовским, в сотрудничестве с которым написал музыку к водевилю Хмельницкого "Новая шалость или театральное сражение". Пьеса и музыка имели успех. После этого первого успеха на сцене, А. сотрудничал во многих других водевилях Верстовского, А. Маурера и графа М. Ю. Виельгорского. Поселившись в Москве, он продолжал ревностно заниматься любимым искусством. А. сочинил также музыку к оперетте Загоскина "Деревенский философ". Громадный успех оперы "Аскольдова могила" Верстовского побудил А. написать большую четырехтактную оперу "Лунная ночь", которую постигла, однако, полная неудача. Он также написал, но не окончил, оперу "Аммалат-Бек", на сюжет повести Марлинского. За одно несчастное происшествие А. был сослан на время в Тобольск, где не покидал музыкальных занятий и написал много сочинений духовной и полковой музыки. Наибольшею известностью А. обязан двум - трем из своих многочисленных романсов, написанных в мелодическом стиле. Хотя мелодии А. имеют достоинство непринужденности и часто отзываются чем-то близким к русской народной музыке, но с более строгой критической точки зрения, вся композиторская деятельность А. немногим поднимается выше уровня дилетантизма. Для своей эпохи романсы А. были довольно значительны, при совершенной тогда еще невозделанности поля русского композиторства; в настоящее же время эти мелодии, иногда довольно счастливые, уже отжили свой век. Из романсов А. всего более известен его "Соловей", достигший редкой популярности, неоднократно исполнявшийся знаменитыми певицами: Виардо-Гарсиа и Аделиной Патти (в сцене вокального урока в оп. "Севильский цирюльник" Россини и в концертах) и блистательно переложенный в виде фортепианной пьески Фр. Листом. Очень любимы были также в свое время романсы: "Вечерком румяну зорю" и "Вечерний звон". В собрании романсов, изданных у Грессера в Москве, в 1859 г. (с портретом автора), помещено 70 вокальных пьес, в том числе все романсы А., доставившие ему известность. Но, вероятно, многие из его мелких произведений не вошли в это собрание, также как никогда не были напечатаны его труды в области драматической, военной и церковной музыки.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб, 1880

Далее читайте:

Алябьевы - старинный дворянский род.

Родился в семье тобольского вице-губернатора Александра Васильевича Алябьева. Получил хорошее домашнее образование.

В 1796 году семья переехала в Санкт-Петербург.

В 1801 году начал службу унтер-шихтмейстером 3 класса в Берг-коллегии в Санкт-Петербурге.

В 1804 году семья Алябьевых переехала в Москву, где в Московском пансионе Александр завершил образование.

В 1803 году он был зачислен шихтмейстером 14 класса в Москве.

В 1812 году поступил добровольцем на военную службу и во время Отечественной войны 1812 года служил в 3-м Украинском казачьем полке.

В 1813 – 1814 годах воевал под Лейпцигом и в боях на Рейне, участвовал во взятии Дрездена под командованием Дениса Давыдова, где был ранен, взятии русской армией Парижа. Александр Алябьев был награжден двумя орденами св. Анны 3-й степени, орденом св. Владимира 4-й степени и медалью в память войны 1812 г. После Отечественной войны 1812 года продолжил службу в Санкт-Петербурге в чине ротмистра.

В 1815 году он сочинил гусарскую песню «Один еще денек».

В 1822 году Александр Алябьев совместно с композитором А.Н.Верстовским написал музыку к опере-водевилю «Новая шалость, или Театральное сражение», оперу «Лунная ночь, или Домовые», поставленные в Большом театре в Санкт-Петербурге.

В 1823 году Александр Алябьев вышел в отставку в чине подполковника с полным пансионом и проживал в Москве и Санкт-Петербурге. В это время он написал оперу-водевиль «Деревенский философ», поставленную в Театре на Моховой в Москве.

В 1824 году им были написаны оперы-водевили «Хлопотун, или Дело мастера боится» и «Проситель» совместно с А.Н. Верстовским, поставленные в театрах Москвы.

В 1825 году написал хоры к прологу «Торжество муз» и оперы-водевили «Встреча дилижансов», «Забавы калифа, или Шутки на одни сутки» совместно с А.Н. Верстовским, которые были поставлены в Большом театре в Москве.

В этот год разразилась катастрофа: Алябьев был обвинен в убийстве, которого не совершал. Во время азартной партии в карты в своем доме Алябьев обнаружил, что помещик Времев шулерствует. За что тот был жестоко избит и через три дня умер. Хозяин дома был арестован и помещен в крепость в одиночную камеру на три года, где от безделья стал писать музыку.

Композитор А.Н.Верстовский сказал о нем: «Русскому таланту и тюрьма – на пользу! Алябьев отозвался с усмешкой: Передайте ему, что рядом со мной полно пустых камер».

В 1826 году в заключении Александр Алябьев написал самый известный свой романс «Соловей» на слова поэта А.А. Дельвига.

В 1827 году он написал балет «Волшебный барабан, или следствие Волшебной флейты»

1 декабря 1827 года Александр Алябьев был лишен чинов, орденов, дворянства и сослан в Тобольск по Высочайшему повелению.

Что вас изволило так развеселить, сударь? - с недоумением поинтересовался чиновник. - В Сибири-то вас научат серьезности!

Это вряд ли, - отозвался Александр Алябьев. - В Тобольске я провел лучшие годы моей жизни - детство и юность. Ведь мой батюшка был губернатором Тобольска».

В Тобольске Александр Алябьев организовал симфонический оркестр «казачьей музыки», руководил симфоническими и хоровыми концертами, выступал как дирижёр и пианист. Во время этой ссылки он написал самые известные свои романсы «Зимняя дорога», «Вечерний звон», «Два ворона».

В 1832 -1833 годах Александр Алябьев получил разрешение выехать на Кавказ для лечения, где записал кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, татарские народные песни и составил совместно с украинским историком-фольклористом М.А. Максимовичем сборник «Голоса украинских песен», изданный в 1834 году.

В 1835 году Александру Алябьеву дозволяется жить в Московской губернии у родных с запрещением въезда в обе столицы.

В этот период он написал музыку к драмам «Отступник, или Осада Коринфа» (1837), «Русалка» А.С. Пушкина, Винзорские проказницы» У. Шекспира (1838).

В 1840 году Александр Алябьев женился на Е.А. Римской-Корсаковой.

В 1843 году он получил императорское разрешение проживать под надзором полиции в Москве «с тем, чтобы не показываться в публике».

Александр Алябьев скончался 22 февраля 1851 года и был похоронен в Симоновом монастыре в родовой усыпальнице Алябьевых.

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ АЛЯБЬЕВ

(1787-1851)

русский композитор


Александр Александрович Алябьев родился 4 августа 1787 года в семействе родовых дворян в городе Тобольске, где его отец служил вице-губернатором. Алябьев получил разностороннее образование и с детских лет приобщился к занятиям искусством. Семья губернатора не пропускала ни одного спектакля и концерта.

Когда Саше исполнилось семь лет, семья перехала в Москву. Отец Алябьева дал сыну хорошее домашнее образование, которое он закончил в Благородном пансионе Московского университета, где занимался игрой на фортепиано и теорией композиции.

Впервые как композитор Алябьев проявил себя в 23 года. Были опубликованы его "Новый французский романс с аккомпанементом для фортепиано" и два фортепианных вальса.

Во время Отечественной войны 1812 года Алябьев добровольцем вступил в русскую армию и прошел с ней боевой путь до Парижа. Участвовал в сражениях, был ранен и награжден за боевые заслуги орденом.

Вернувшись с войны Алябьев поселился в столице России - Петербурге и начал серьёзно заниматься сочинением музыки. Вскоре он становится автором музыки для театра, опер и романсов, приобретает известность. Сочиняет квартеты и трио.

В марте 1825 года Алябьев был арестован по обвинению в убийстве партнера по карточной игре и, несмотря на недоказанность обвинения, лишен чинов и дворянства, сослан в Сибирь. В ссылке Алябьев организовал оркестр, устраивал концерты, выступал как пианист. В это время были созданы многие из лучших романсов Алябьева: "Иртыш", "Зимняя дорога", "Вечерний звон", "Два ворона". Через семь лет Алябьев вернулся из ссылки,но не в Петербург, а в Москву.

Популярность романсов Алябьева была очень велика. В романсах, имеющих почти всегда простую куплетную форму, Алябьев обнаружил несомненный мелодический дар. Мелодии его красивы, задушевны и порою не лишены русского национального характера.

Романсы "Соловей" и "Вечерний звон" и сегодня необыкновенно популярны иузнаваемы во всём мире и сегодня - лучшие исполнители включат их в программу, чтобы показать возможности своего исполнительского искусства и красоту голоса.

Издание романсов великого русского композитора Алябьева содержит 111 романсов, 6 песен и 1 операу "Кавказский пленник".

Алябьев Александр Александрович - известный русский музыкант, автор знаменитой песни "Соловей..." и многих, очень любимых в свое время, песен и романсов, родился в 1787 г. в семействе родовых дворян. Он состоял на военной службе, занимаясь музыкою, как любитель, по природному влечению к искусству.

В двадцатых годах Алябьев познакомился с известным композитором А. Н. Верстовским, в сотрудничестве с которым написал музыку к водевилю Хмельницкого "Новая шалость или театральное сражение". Пьеса и музыка имели успех. После этого первого успеха на сцене, Алябьев сотрудничал во многих других водевилях Верстовского, А. Маурера и графа М. Ю. Виельгорского. Поселившись в Москве, он продолжал ревностно заниматься любимым искусством. Алябьев сочинил также музыку к оперетте Загоскина "Деревенский философ".

Громадный успех оперы "Аскольдова могила" Верстовского побудил Алябьева написать большую четырехтактную оперу "Лунная ночь", которую постигла, однако, полная неудача. Он также написал, но не окончил, оперу "Аммалат-Бек", на сюжет повести Марлинского. За одно несчастное происшествие Алябьев был сослан на время в Тобольск, где не покидал музыкальных занятий и написал много сочинений духовной и полковой музыки. Наибольшею известностью Алябьев обязан двум - трем из своих многочисленных романсов, написанных в мелодическом стиле. Хотя мелодии Алябьева имеют достоинство непринужденности и часто отзываются чем-то близким к русской народной музыке, но с более строгой критической точки зрения, вся композиторская деятельность Алябьева немногим поднимается выше уровня дилетантизма.

Для своей эпохи романсы Алябьева были довольно значительны, при совершенной тогда еще невозделанности поля русского композиторства; в настоящее же время эти мелодии, иногда довольно счастливые, уже отжили свой век. Из романсов Алябьева всего более известен его "Соловей", достигший редкой популярности, неоднократно исполнявшийся знаменитыми певицами: Виардо-Гарсиа и Аделиной Патти (в сцене вокального урока в опере "Севильский цирюльник" Россини и в концертах) и блистательно переложенный в виде фортепианной пьески Фр. Листом.

Очень любимы были также в свое время романсы: "Вечерком румяну зорю" и "Вечерний звон". В собрании романсов, изданных у Грессера в Москве, в 1859 г. (с портретом автора), помещено 70 вокальных пьес, в том числе все романсы Алябьева, доставившие ему известность. Но, вероятно, многие из его мелких произведений не вошли в это собрание, также как никогда не были напечатаны его труды в области драматической, военной и церковной музыки. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона Алябьев Александр Александрович, русский композитор. Участник Отечественной войны 1812. Был офицером до 1823. Автор водевилей и опер (в т. ч. "Лунная ночь, или Домовые", пост. 1823).

Написал хоры к прологу "Торжество муз" для открытия Большого театра (11325), в 1827 - балет "Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты". В 1825 был арестован по ложному обвинению в убийстве, в 1828 сослан в Сибирь, затем переведён на Кавказ, позднее на Южный Урал.

С конца 30-х гг. жил в Москве. Творчество Алябьева отмечено романтическими настроениями и представляет собой важный исторический этап в формировании русской музыки предклассического периода. Впечатления военных лет и годов изгнаний оставили большой след в его творчестве.

Алябьев - видный мастер русской вокальной лирики, обладавший тонким даром мелодиста и чутьём гармонии, автор романсов (св. 150) на слова А. С. Пушкина ("Черкесская песня", "Зимняя дорога", "Я вас любил" и др.), А. А. Дельвига ("Соловей" и др.), Н. М. Языкова ("Из страны, страны далёкой") и др. Автор оперы "Волшебная ночь" на сюжет "Сон в летнюю ночь" Шекспира, оперы-балета "Рыбак и русалка, или Злое зелье", оперы "Амалат-бек" по Бестужеву-Марлинскому, музыкально-драматической сцены "Кавказский пленник" по Пушкину и др. Инструментальная музыка Алябьева включает произведения для симфонического оркестра, в т. ч. симфонию, произведения для духового оркестра, инструментальные ансамбли (3 струнных квартета, пьесы для разных инструментов).

Лучшие дня

Алябьев - первый крупный русский композитор, собиравший на Кавказе национальные мелодии. Гармонизовал песни башкир, киргизов, туркмен. Автор первого (изд. 1834) музыкального сборника обработок украинских народных песен, собранных М. А. Максимовичем ("Голоса украинских песен...", 2 изд., 1961). Лит.: Тимофеев Г. Н, А. А. Алябьев. Очерк жизни и творчества, М., 1912; Штейнпресс Б., Страницы из жизни А. А. Алябьева, М., 1956; его же, А. А. Алябьев в изгнании, М., 1959; Доброхотов Б. В., А. А. Алябьев, М., 1966. Б. С. Штейнпресс.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх